Занятие "Мать- водица всему царица"
план-конспект занятия по экологии по теме
Предварительный просмотр:
Занятие по экологии «Мать-водица всему царица»
ХОД ЗАНЯТИЯ:
В: Здравствуйте ребята! Прежде чем начать наше занятие, я хочу загадать вам загадку, и тогда станет понятно, о чём мы будем говорить:
-Что в гору не вкатить,
В решете не удержать,
И в руках не унести,
(ответы детей)
Правильно, это вода. Тема нашего занятия «Мать водица - всему царица». Как вы понимаете это выражение, почему воду называют матерью и царицей? (Ответы детей).
Цель нашего занятия: узнать о значении воды в жизни всего живого на Земле, познакомиться с некоторыми традициями и обычаями древних народов, связанных с водой, изучить основные свойства и особенности воды.
А поможет нам в этом наша гостья Матушка- водица. (Раздаётся звук плещущейся воды. Стук в дверь).
М-В: Здравствуйте! Наконец-то я до вас добралась! Боялась, что не успею. Столько работы каждый день. Вы слыхали обо мне? Говорят, что я везде. В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзаю, В лес туманом заползаю. На плите у вас киплю, Паром чайника шиплю. Без меня вам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею я вам доложить: Без меня вам не прожить!
В: Здравствуй Матушка- водица, рады тебя видеть. Посмотри, как наши детки готовились к твоему приходу, как они старались.
М-В: Как у вас здесь красиво! (Обращает внимание на детские рисунки).
В: Проходи Мать-Водица, присаживайся, будешь дорогим гостем! Значение воды велико в нашей жизни! Давайте посмотрим на глобус. Такой видят Землю космонавты из космоса. Если быстро раскрутить его, то покажется что он одноцветный, голубой. Почему? Что изображено голубым цветом на глобусе? Где больше всего воды на Земле? (ответы детей)
Океаны, моря,озёра, реки, речки... Вам не кажется что воды слишком много на нашей планете. Вовсе нет! Четыре океана: Тихий, Атлантический, Северно-Ледовитый, Индийский - составляют в целом Мировой океан, т.е. непрерывную водную оболочку Земли.
- Может ли человек использовать эту воду? (нет)
- Почему? Какая вода нам нужна? (пресная)
На доске «Соотношение солёной и пресной воды»?(СХЕМА)
Пресной воды в природе не так уж много. На каждые 100л. Воды приходится 2л.
Пресной.
97%- солёная вода, 2%- ледники, 1%- пресная вода.
Поэтому каждую капельку пресной воды нужно использовать с умом, а не
понапрасну.
Демонстрация опыта «Сколько воды на Земле?»
Там где есть жизнь, есть вода. Жизнь без воды невозможна. Какое бы животное мы
не взяли или растение, в него входят вода, как одна из главных составных частей.
Вода входит в состав человека. Для того, чтобы определить количество воды в
организме, существует специальная формула. Необходимо массу человека разделить
на 3 и умножить на 2.Приглашается один из воспитанников и вычисляется
содержание воды в его теле.
Демонстрация видеофильма «Значение воды».
В: Ребята, на прошлом занятии, мы с вами тоже проводили опыт с семенами
растений. Теперь давайте посмотрим, что у нас получилось. (Рассматриваем
проросшие семена кукурузы, подсолнуха).
В: Что произошло? Какие изменения мы наблюдаем?(ответы детей)
Начиная с момента прорастания семени, растение должно всё время получать влагу;
например, для одного растения подсолнечника за всё время его роста нужно около
40л воды.
Люди всегда, во все времена обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого
вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой,
источником плодородия.
Демонстрация фотографий Крещения ребенка.
На Руси издревле преклонялись перед водой, связывали с ней многие священные
церемонии и обряды. Одной из самых священных церемоний являлся обряд
крещения, связанный непосредственно с омовением ребёнка в чаше с водой. Вода
символизирует чистоту души и тела, смывание грехов, начало новой жизни.
Все народы заботливо и бережно относятся к воде. Прочитайте пословицы,
придуманные разными народами. Они жили далеко друг от друга, но все ценили
одинаково воду. (Дети читают пословицы и высказывания на доске).
- Вода- мать, а без матери не проживёшь (Китайская пословица).
- Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец (Английская пословица).
- Капля за каплей - образуется озеро, а перестаёт капать - образуется пустыня. (Узбекская пословица)
- И мутную воду пьют в невзгоду (Русская пословица).
В: Благодаря повседневному обращению с водой, мы так привыкли к ней, и к её разнообразным проявлениям в природе, что часто не замечаем отличительных свойств воды. Ребята, а вы не задавались вопросом: Откуда берётся дождь, туман, снег. Куда исчезает вода с пересохших водоёмов. А ведь всё это объясняется удивительными свойствами воды - превращаться. Не зря на Руси воду, называли
волшебницей, чудотворницей. А что происходит на самом деле, сейчас я вам
объясню.
Демонстрация на флонелеграфе « Круговорот воды в природе».
М-В: Часто крестьяне-земледельцы, в засушливую погоду, обращались к богам, с просьбой подарить им дождь. Приносили дары, делали приношение, проводили Крестный ход тем самым, призывая смилостивиться Бога. Они считали, что долгое отсутствие дождя это гнев божий, наказание. Ведь без воды, нет урожая, нет питья домашним животным, а значит, нет еды и воды для людей. В: Ребята, вода использовалась не только для нужд человека, но и даже для развлечений. На Руси дети для игр, придумывали музыкальные инструменты. В основе звучания таких игрушек была вода. Вот и мы с вами сейчас попробуем повторить, те древние игры-забавы. Согласны?
(Детям демонстрируются расписные свистульки на воде, бутылки, разукрашенные в народном стиле, подвешенные на перекладину).
В: Матушка-водица, а ты нам не поможешь поиграть с детишками. (Под музыку песни в народном стиле, дети поют, подыгрывают на инструментах).
М-В: Как мы с вами хорошо поиграли, весело и интересно! Молодцы! В: А теперь пора вернуться к занятию и продолжить знакомство с водой. Я приглашаю вас в лабораторию, там мы познакомимся с водой поближе и узнаем какими свойствами она обладает.
Опыт № 1
Вода прозрачная
Опыт №2
В воде предметы кажутся больше.
Опыт № 3
Вода может течь и менять форму
Опыт № 4
Вода может находиться в трех состояниях (лёд, жидкость, пар). Опыт № 5
В воде растворяются вещества.
В: Мы убедились в основных свойствах воды.
Ребята, а теперь давайте подведём итоги нашего занятия. Что нового вы узнали о воде?
Какую роль она играет в жизни растений, животных, человека? Как нужно относиться к воде? Нужно ли её беречь? Как относились к воде в древние времена? (Ответы детей).
В: Сегодня на нашем занятии мы с вами узнали и убедились в огромном значении воды в жизни всего человечества. К какой бы нации мы не относились, в какие времена бы мы с вами не жили, роль воды была и остаётся на первом месте. «Нельзя сказать, что вода необходима для жизни: вода сама жизнь. Вода самое большое богатство на Земле».(Антуан де Сент Экзюпери).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная игра "ПУТЕШЕСТВИЕ К ЦАРИЦЕ ВОДИЦЕ"
Тетрализованная игра "ПУТЕШЕСТВИЕ К ЦАРИЦЕ ВОДИЦЕ" рассчитана на учащихся 9-х классов. Это интегрированное ...
Театрализованное представление "Живая водица"
Сценарий театрализованного представления "Живая водица", Праздник для детей младшего и среднего школьного возраста, посвященный празднику Ивана Купала....
царица-водица
Конспект занятия по экологическому воспитаниюЦАРИЦА – ВОДИЦА6 классЦель: обобщить теоретические знания учащихся, полученные на занятиях по экологическому воспитанию по теме «Водный голод планеты...
«КРОВЬ ЛЮДСКАЯ – НЕ ВОДИЦА»
Расширить знания об особенностях строения форменных элементов крови в связи выполняемыми функциями;Продолжить формирование знаний о защитных свойствах организма....
Социально-исследовательский проект по экологии "Хороша ли наша водица?"
Проблема питьевой воды актуальна для нашего районаи области....
Экологическая сказка "Девица-водица"
Являюсь руководителем школьной экологической организации, участники которой - школьники с 5 по 10 класс. Объединяет такую разновозрастную группу не только желание каждого сделать этот мир лучше, но и ...
Внеклассное мероприятие. Царица-водица
Внеклассное мероприятие. Царица-водица...