Экологическая сказка "Девица-водица"
статья по экологии на тему
Являюсь руководителем школьной экологической организации, участники которой - школьники с 5 по 10 класс. Объединяет такую разновозрастную группу не только желание каждого сделать этот мир лучше, но и стремление к самовыражению и творчеству. Одной из излюбленных форм работы, помимо проведения экологических акций, подготовки информационных стендов и плакатов, является планирование коллективных творческих дел и театрализованные постановки. Традиционно для театрализации мы используем экологические сказки собственного сочинения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_skazka_devitsa_voditsa_lysakova.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая сказка «Девица Водица»
Лысакова Елена Николаевна
МБОУ СОШ № 49 г. Томска
Учитель химии и биологии
Являюсь руководителем школьной экологической организации, участники которой - школьники с 5 по 10 класс. Объединяет такую разновозрастную группу не только желание каждого сделать этот мир лучше, но и стремление к самовыражению и творчеству. Одной из излюбленных форм работы, помимо проведения экологических акций, подготовки информационных стендов и плакатов, является планирование коллективных творческих дел и театрализованные постановки. Традиционно для театрализации мы используем экологические сказки собственного сочинения.
До сих пор сказка, как литературных жанр, очень привлекает детей. С педагогической точки зрения, сказка является хорошим способом воспитания. В.А.Сухомлинский писал: «...Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».
Экологические сказки имеют свою специфику: они в занимательной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, расширяют экологический кругозор. Также они помогают задуматься о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение его богатства и красоты. Таким образом, экологическое содержание в таких сказках всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям.
Для ребят-участников сказки, стихотворная форма позволяет затрачивать меньше усилий на запоминание текста, а значит, остается больше времени на творческий процесс «вхождения» в образ.
В данной статье я приведу пример одной из экологических сказок собственного сочинения, над постановкой которой мы с ребятами сейчас работаем. Сказка «Девица Водица» имеет, как и в любой сказке, вымышленный сюжет. Форма повествования на этот раз - былинная. Начинается сказка-былина с традиционного зачина, а далее повествуется о похождениях богатыря Егорушки. В тексте сказки используются присущие былине повторы и обороты. Содержание же сказки направлено на формирование бережного отношения к такому природному ресурсу, как вода.
Экологическая сказка-былина «Девица-водица»
Ой ты гой еси, дружи-дружичи,
Нам-то быль вести,
Вам-то слушати.
Как по тропушке, вдоль канавушки
Брел Егорушка, долго ль, мало ли.
«Что, Егорушка, взор печалится?
Что головушка набок кренится?
Аль устал ты в дороге маяться
И водицы испить тебе хочется?»
Молвил тут Егорушка-молодец:
«Я б водицы испил колодезной,
Утолил бы я жажду сильную,
Но такую пить, ох как боязно».
Посмотрел Егор в воды мутные,
В воды мутные-непроглядные…
Вдруг из глади из водной в минуту ту
Появилась девица странная.
Смотрит наш богатырь, удивляется:
«Что за чудо мне тут явилося»
«Я – девица-водица несчастная.
Уж я жду-не дождуся, помогут ли…
Ой ты, молодец, богатырский сын,
Задыхаюсь я, ты меня спаси!
Изо дня во день, да из года в год
Мутит, губит меня ваш честной народ.
Уж и рыба-то вся повывелась,
Уж водицы-то сколько вычерпалось!
Обмелела вся река-матушка,
Только тина да грязь, да камушки…»
«Как помочь тебе, чудо-чудное?
Чудо-девица, диво водное?»
«Ох, Егорушка, проведи, прошу
Ты собрание всенародное.
Пусть подумает весь честной народ,
Чем он дышит, водицу какую пьет.
И пускай берега полноводных рек
Очищает от мусора человек.
Не плюет и не топит в реке котят,
Твари Божьи ведь тоже все жить хотят.
Не сливает нефть в воду никогда
И тогда станет чистой в реке вода!»
Возвратился Егор
В свой родимый край.
Бросил сразу клич:
«Народ собирай!».
Рассказал герой наш начистоту
Про поход про свой и девицу ту.
Внял ему народ и издал указ
И велел его довести до вас:
«Ты в ответе за все - ты ведь человек!
Загрязнять не смей ни озер, ни рек!
Не мути воды, мусор не кидай!
Все вернется! ПОМНИ, ЦЕНИ И ЗНАЙ!»
Ой ты гой еси, дружи-дружичи,
Нам-то быль вести,
Вам-то слушати.
Верим свято в то, что и наш рассказ
Не оставил в душе равнодушными вас!
Сейчас, помимо работы над постановкой «Девицы Водицы», ребята начали работу по составлению собственной сказки. Это в который раз подтверждает тот факт, что творчество учеников появляется там, где есть творчество учителя.
Список использованных источников:
- http://econf.rae.ru/pdf/2014/03/3274.pdf - Иванова В.Р. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
- http://festival.1september.ru/articles/600368/-Котегова О.А. Экологические сказки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")
p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...
Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".
Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот....
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»
Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...
Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»
ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...