Экологическая сказка "Девица-водица"
статья по экологии на тему

Лысакова Елена Николаевна

Являюсь руководителем школьной экологической организации, участники которой - школьники с 5 по 10 класс. Объединяет такую разновозрастную группу не только желание каждого сделать этот мир лучше, но и стремление к самовыражению и творчеству. Одной из излюбленных форм работы, помимо проведения экологических акций, подготовки информационных стендов и плакатов, является планирование коллективных творческих дел и театрализованные постановки. Традиционно для театрализации мы используем экологические сказки собственного сочинения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_skazka_devitsa_voditsa_lysakova.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая сказка «Девица Водица»

Лысакова Елена Николаевна

МБОУ СОШ № 49 г. Томска

Учитель химии и биологии

Являюсь руководителем школьной экологической организации, участники которой - школьники с 5 по 10 класс. Объединяет такую разновозрастную группу не только желание каждого сделать этот мир лучше, но и стремление к самовыражению и творчеству. Одной из излюбленных форм работы, помимо проведения экологических акций, подготовки информационных стендов и плакатов, является планирование коллективных творческих дел и театрализованные постановки. Традиционно для театрализации мы используем экологические сказки собственного сочинения.

До сих пор  сказка, как литературных жанр, очень привлекает детей. С педагогической точки зрения, сказка является хорошим способом воспитания. В.А.Сухомлинский писал: «...Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».

Экологические сказки имеют свою специфику: они в занимательной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, расширяют экологический кругозор. Также они помогают задуматься о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение его богатства и красоты. Таким образом, экологическое содержание в таких сказках всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям.

Для ребят-участников сказки, стихотворная форма позволяет затрачивать меньше усилий на запоминание текста, а значит, остается больше времени на творческий процесс «вхождения» в образ.

В данной статье я приведу пример одной из экологических сказок собственного сочинения, над постановкой которой мы с ребятами сейчас работаем. Сказка «Девица Водица» имеет, как и в любой сказке, вымышленный сюжет. Форма повествования на этот раз - былинная. Начинается сказка-былина с традиционного зачина, а далее повествуется о похождениях богатыря Егорушки. В тексте сказки используются присущие былине повторы и обороты. Содержание же сказки направлено на формирование бережного отношения к такому природному ресурсу, как вода.

Экологическая сказка-былина «Девица-водица»

Ой ты гой еси, дружи-дружичи,

Нам-то быль вести,

Вам-то слушати.

Как по тропушке, вдоль канавушки

Брел Егорушка, долго ль, мало ли.

«Что, Егорушка, взор печалится?

Что головушка набок кренится?

Аль устал ты в дороге маяться

И водицы испить тебе хочется?»

Молвил тут Егорушка-молодец:

«Я б водицы испил колодезной,

Утолил бы я жажду сильную,

Но такую пить, ох как боязно».

Посмотрел Егор в воды мутные,

В воды мутные-непроглядные…

Вдруг из глади из водной в минуту ту

Появилась девица странная.

Смотрит наш богатырь, удивляется:

«Что за чудо мне тут явилося»

 «Я – девица-водица несчастная.

Уж я жду-не дождуся, помогут ли…

Ой ты, молодец, богатырский сын,

Задыхаюсь я, ты меня спаси!

Изо дня во день, да из года в год

Мутит, губит меня ваш честной народ.

Уж и рыба-то вся повывелась,

Уж водицы-то сколько вычерпалось!

Обмелела вся река-матушка,

Только тина да грязь, да камушки…»

«Как помочь тебе, чудо-чудное?

Чудо-девица, диво водное?»

«Ох, Егорушка, проведи, прошу

Ты собрание всенародное.

Пусть подумает весь честной народ,

Чем он дышит, водицу какую пьет.

И пускай берега полноводных рек

Очищает от мусора человек.

Не плюет и не топит в реке котят,

Твари Божьи ведь тоже все жить хотят.

Не сливает нефть в воду никогда

И тогда станет чистой в реке вода!»

Возвратился Егор

В свой родимый край.

Бросил сразу клич:

«Народ собирай!».

Рассказал герой наш начистоту

Про поход про свой и девицу ту.

Внял ему народ и издал указ

И велел его довести до вас:

«Ты в ответе за все - ты ведь человек!

Загрязнять не смей ни озер, ни рек!

Не мути воды, мусор не кидай!

Все вернется! ПОМНИ, ЦЕНИ И ЗНАЙ!»

Ой ты гой еси, дружи-дружичи,

Нам-то быль вести,

Вам-то слушати.

Верим свято в то, что и наш рассказ

Не оставил в душе равнодушными вас!

Сейчас, помимо работы над постановкой  «Девицы Водицы», ребята начали работу по составлению собственной сказки. Это в который раз подтверждает тот факт, что творчество учеников появляется там, где есть творчество учителя.

Список использованных источников:

  1. http://econf.rae.ru/pdf/2014/03/3274.pdf - Иванова В.Р. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
  2. http://festival.1september.ru/articles/600368/-Котегова О.А. Экологические сказки

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")

p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...