Театрализованная игра "ПУТЕШЕСТВИЕ К ЦАРИЦЕ ВОДИЦЕ"
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Ворожцова Наталья Владимировна

       

 

 

         Тетрализованная игра "ПУТЕШЕСТВИЕ К ЦАРИЦЕ ВОДИЦЕ" рассчитана на учащихся 9-х классов. Это интегрированное мероприятие предполагает проверку знаний и умений учащихся по физике, химии и экологии.

        Цель мероприятия:

  • показать учащимся, что вода - уникальное природное соединение, активная среда жизни;
  • развить познавательный интерес к предметам: физике, химии, экологии;
  • проверить умения учащихся применять физические, химические и аномальные свойства воды в неорднарных ситуациях;
  • научить учащихся улучшать качества воды, делать ее пригодной для бытовых и пищевых целей.

         В игре принимают участие не только учащиеся 9-х классов. Разрешается привлекать к подготовке родителей и учеников других классов, которые могут исполнять роли. Театрализация  и элементы веселой игры снимают напряжение и однообразие, подчеркивающие ощущение реальности. 

 

          

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                    Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,

                                                   Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.

                                                   Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:   Ты сама жизнь!

                                                                                                                                      Антуан де Сент Экзюпери.

Театрализованная игра

«Путешествие к Царице Водице»

                                                           (для 9-х классов)

Действующие лица:   1.Ведущая  2. Илья Муромец   3. Сестрица Аленушка   4. Братец Иванушка   5. Баба Яга   6. Садко   7.Царица Водица

Игроки:  Параллель 9-х классов -  пять команд (по пять человек в команде)

Действие первое.

Ведущая:

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!

Сегодня нас ждет необычное путешествие: нас пригласила в гости Царица Водица.          Вот ее приглашение: 

 Всех умелых, умных, смелых

 Приглашаю во дворец.

Приходите, погостите –

Вас подарков ждет ларец.

Их получит только лучший:

Тот, кто до исхода дня

Отгадает, разгадает

Пять заданий от меня.

 

Итак, вы должны выполнить пять заданий от Царицы Водицы.

Задание 1.

Путь до Царицы Водицы неблизкий – это путь в сказку. А это значит, что нам нужны средства передвижения и не простые, а сказочные. Царица Водица прислала вам пять видов транспорта: ковер-самолет, сапоги-скороходы, сани-самокаты, ступа и помело.

Но воспользоваться ими сможет лишь та команда, которая рассчитает скорость сказочного транспортного средства, используя данные из его технического паспорта.

(каждая команда выбирает средство передвижения, получает его технический паспорт и рассчитывает скорость по данным задачи).

  1. Ковер-самолет.
  • Предназначен: для полетов на высоте не менее 50 метров
  • Приводятся в действие: при вставании на середину ковра и произнесении фразы: «Эники- беники, бенц!»
  • Рекомендуется: пылесосить 1 раз в месяц
  • Запрещается: вставать на ковер в грязной обуви

Стрела, выпущенная из лука, пробила дыру в ковре-самолете; ковер остановился и стал падать с высоты 80 м. Какова будет скорость ковра в конце падения?

(Ответ: 40 м/с)

  1. Сапоги-скороходы.
  • Размер: 37,5
  • Приходят в движение: при обувании
  • Рекомендуется: держать в чистоте и смазывать кремом после использования

Иван-царевич обул сапоги-скороходы и через 10 секунд очутился за 100 метров от того места, где он был. Какова скорость сапог-скороходов в конце пути?

(Ответ: 20 м/с)

  1. Сани-самокаты.
  • Предназначены: для передвижения в зимнее время
  • Приводятся в действие: словами «Сани, вперед!»
  • Рекомендуется:  после использования протирать полозья сухой тряпочкой

Сани-самокаты, скатываясь с горы, прошли за 20 с путь 340 м и развили скорость 19 м/с. Какова была скорость саней в начале уклона?

(Ответ: 15 м/с)

  1. Ступа.
  • Личное транспортное средство Бабы Яги. Рекомендуется:  спросить разрешения хозяйки
  • Приводится в движение реактивным двигателем
  • Предназначено:  для езды по лесу и полетов на высоте от 20 до 100 м

Длина разбега при взлете ступы равна 100 м, а скорость отрыва от земли 20 м/с. Найдите ускорение ступы.

(Ответ: 2 м/с2)

  1. Помело (моторизованное).
  • Предназначено: для использования современными ведьмами
  • Приводится в действие: если сесть на него верхом и подать ручку от себя – движется вверх,  при подаче ручки к себе – вниз
  • Запрещается:  использовать не по назначению (подметать пол)

Ведьма верхом на помеле движется с ускорением 0,3 м/с2. Какую скорость она приобретет через 20 с, если ее начальная скорость 4 м/с?

(Ответ: 10 м/с)

Ведущая:  Ну, что, ребята, вы – молодцы! Решили все задачи и можете с помощью сказочного транспорта ехать к Царице Водице. Вот только куда? Дорогу-то она не указала…  Кто же нам поможет?

 

(выходит Илья Муромец)

Действие второе.

Ведущая:  Здравствуй, богатырь русский, Илья Муромец. Мы едем к Царице Водице. Может быть вы нам поможете: подскажете дорогу?

Илья Муромец:  Ой, вы, гой еси, добры молодцы. Добры молодцы, да красны девицы. Помогу, укажу я дорогу вам, если вы мне тоже поможете. Расскажу я вам быль стародавнюю. Стародавнюю, но правдивую.

     Родился я под городом Муромом во селении Карачарове. Тридцать лет прожил я у родителей, да бока на печи все пролеживал. Оттого это было, ребятушки, что как бревна тяжелые ноженьки не носили меня, нехожалого.

     Раз подходят к избе трое странников, видно, калики перехожие. Говорят мне не странники с улицы: «Отвори нам, Илья, ты калиточку».                                                                     – Злые шутки вы, странники, шутите. Тридцать лет я сижу на печи уже, не вставал я с рождения на ноги!                                                                                                                              - Ты попробуй-ка встать, друг- Илюшенька, и пройдись, понесут тебя ноженьки!            

     И попробовал тут встать я на ноги – крепко держат меня мои ноженьки. Говорят мне опять трое странников: «Принеси нам студеной водицы, ты». Перелили они ее в ковшичек: «А теперь выпей воду, Илюшенька, да скажи много ли в тебе силушки?»                          - Столько, калики, во мне силушки, что вспахать смогу всю землю-матушку. Ай, спасибо вам, добрые странники!                                    

     Долго думал я, малые детушки, что за ковшичек был у странников? Что за воду такую, волшебную,  дали калики мне перехожие? И нельзя ль самому получить ее? Подсказали же мне люди добрые, что для этого есть много способов, да  подсказочек пять дали в руки мне. Вы подсказочки  эти возьмите-ка, воду вкусную вы получите-ка!

Задание 2.

Ведущая:  Итак, вы должны взять по предмету-подсказке и получить «волшебную» воду для восстановления молодецкой силы. Кроме этого, вы должны рассказать о свойствах этой воды. Тот, кто догадается правильно, оставит предмет-подсказку себе и покажет ее Царице-Водице.

(команды берут подсказки и рассказывают, как получить «волшебную» воду и каковы ее качества)

     

  1. Фильтровальная бумага.
  • Как получить «волшебную воду» с помощью этой бумаги?
  • Почему она «волшебная»?
  • Какой природный источник дает такую воду?

(Ответ:  нужно сделать из бумаги воронку,  тогда крупные примеси не пройдут через поры бумаги. Такая вода гораздо чище. Это – способ механической очистки: удаление грубодисперсных частиц.  В природе  такой способ очистки происходит  в  роднике).

  1. Серебряная ложка.
  • Как получить «волшебную» воду с помощью этой ложки?
  • Каковы свойства этой воды?

(Ответ: серебро обладает обеззараживающим действием, ионы серебра стерилизуют воду. Достаточно содержания в 1 л – 1 мг серебра, биологические примеси убиваются при этом на 98%.  В такой воде нет бактерий.  Это – химический способ очистки).

  1. Чайник и тазик.
  • Как получить «волшебную» воду с помощью чайника и тазика?
  • Почему такая вода «волшебная»?

(Ответ: нужно вскипятить воду на большом огне в чайнике с открытой крышкой а, после того как вода закипит, поставить чайник в таз с холодной водой и закрыть крышку. При быстром охлаждении упорядочивается расположение молекул воды. Молекулы воды имеют форму тетраэдра. Малый молекулярный радиус обеспечивает высокую прочность молекулы воды. При различных температурах и агрегатных состояниях вода включает различные структурные образования: водяной пар на 90% состоит из одиночных молекул, при 4оС образуются димеры, при 0 0С – чаще встречаются тримеры. Такая вода улучшает обмен веществ. )

  1. Магнит.
  • Как получить «волшебную» воду с помощью магнита?
  • Каковы свойства этой воды?

(Ответ:  нужно опустить магнит в воду. Такая вода не образует накипи, она более вязкая и слабее смачивает поверхность. Омагниченную  воду подают в паровые котлы, чтобы избежать взрыва;  такой водой поливают  комнатные растения, чтобы они быстрее росли).

  1. Льдинка.
  • Как получить «волшебную» воду замораживанием?
  • Почему она «волшебная»?

(Ответ: а) для получения пресной воды из соленой воду вымораживают, при 0С соленая вода не замерзает и соли уходят в концентрированный раствор, а пресная вода превращается в лед, этот лед и выбирают;   б) для очищения тяжелой воды воду тоже вымораживают, но замерзает быстрее радиоактивная вод (ее температура плавления = 3,813оС), а обычная вода при этой температуре остается жидкой (ее температура плавления = 0оС), поэтому в этом случае лед выбрасывают).

Илья Муромец:  Ай, да умные нынче детушки уродились в России-матушке! Забирайте подсказки малые, их Царице Водице покажете.

Ведущая:  Молодцы ребята! А теперь, Илья Муромец, укажи нам дорогу к Царице Водице.

(Богатырь указывает дорогу и удаляется).

Действие третье. 

Ведущая:  Ой, солнце высоко, водица далеко, жар донимает, пот выступает. А пить-то как хочется!  Наберу-ка  я воды из болотца.

  (наклоняется, в это время появляется девушка).

Сестрица Аленушка: Не пей, родненькая!  Послушай, что со мной приключилось.

     Как умерли-то мои батюшка с матушкой, так и остались мы с братцем Иванушкой одни-одинешеньки. Пошла я наниматься на работу, а братца с собой взяла. Идем мы по дальнему пути, по широкому полю, и захотелося Иванушке пить. «Сестрица Аленушка, - говорит он мне, - я пить хочу!»  

- «Подожди, братец, дойдем до колодца,» - отвечаю я. Шли, шли:  солнце высоко, колодец далеко,  жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы. Иванушка и говорит: «Сестрица Аленушка, мочи нет: напьюсь я из копытца».

-«Не пей, братец, козленочком станешь». Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком. Долго плакала я, горемычная. Видно, «ведьмина» вода была в том копытце. И сказала мне бабка знахарка, что, если я разузнаю про напасть эту  - воду «ведьмину», обернется козленок мальчиком.

     Помогли бы вы мне, ребятушки, рассказали про воду «ведьмину», а я вам укажу дорогу к колодцу.

Ведущая:  Ну, ребята, поможем Аленушке?

Задание 3.

  1. «Ведьмина вода» № 1.

Аленушка: Вот хочу я спросить вас, ребятушки, говорят люди добрые, умные, что и по сию пору сохранилась «вода ведьмина». Бывает такое, что после той страшной воды у людей волосы выпадают, покрываются они язвами и коростой, и рождаются у них не дети, а уроды ужасные: иль без рук, иль с двумя головами, иль еще хуже.

  • Что же эта за напасть такая, эта «ведьмина вода»? Как она называется
  • Как она получается?
  • Как от нее избавиться?

(Ответ: Это – тяжелая, радиоактивная вода. В ней атомы водорода или кислорода заменены более тяжелыми изотопами. Наиболее известна: D2O ( D – дейтерий). Плотность = 1,104 г/см3, tпл = 3,813 оС, tкип = 101,43оС.  Соотношение  в природных водах H2O: D2O =  6800:1/. Она служит замедлителем нейтронов и теплоносителем в ядерных реакторах . Если такую воду случайно выпить, то надо принимать рвотные, мочегонные средства, активированный уголь и цистамин.)

  1. «Ведьмина вода» № 2.

Аленушка:  А бывает вода и такая: разольют по чистому морю-океану «ведьмину воду» злые люди, и несет она погибель всему живому: и рыбам, и птицам, и животным водоплавающим. Правда, мудрые люди научились эту «ведьмину воду» использовать. Коль с умом подойти к этой гадости, то и свет, и тепло получить можно.

  • Что за «ведьмина вода», о которой я сказываю?
  • Почему она так гибельна?
  • Как ее с пользой применяют?

(Ответ: Это – нефть – сложная смесь алканов, цикланов и аренов.  Она не тонет в воде ( плотность нефти  ρ = 800 кг/м3) и образует пленку на поверхности воды, затрудняющую снабжение кислородом рыб, загрязняющую оперение птиц. Путем перегонки из нефти получают: реактивное топливо, бензин, керосин, дизельное топливо, мазут).

  1. «Ведьмина вода» № 3.

Аленушка:  Расскажу вам про воду третью. Коль попьет добрый молодец этой «ведьминой воды», станет аки пес бешеный, человеческий облик теряет. Но мудрые люди научились ее перерабатывать на топливо, лекарства, да притирания для красоты девичьей.

  • Назовите эту «ведьмину воду»
  • Какие продукты из нее получают?

(Ответ: Это – спирт или водка (смесь очищенного этилового спирта и воды). В медицине этиловый спирт используют для дезинфекции и компрессов, в парфюмерии – для изготовления лосьонов и одеколонов, в нефтехимической промышленности метиловый спирт служит топливом для реактивных двигателей, этиловый – растворителем в лаках, а смесь этиленгликоля и воды является антифризом (низкозамерзающей жидкостью).

  1. «Ведьмина вода» № 4.

Аленушка:  А теперь послушайте, умники, про еще одну «воду ведьмину». Та вода растворяет  золото и зовут ее люди «царскою». Если прыснуть водой той на что-нибудь, вмиг разъест и покроет язвами.

  • Что за жидкость такая странная?
  • Какие туда входят жидкости?

(Ответ: Это – «царская водка» - смесь азотной кислоты  HNO3 (один объем) и соляной кислоты  HCl (три объема). Она является сильнейшим окислителем и растворяет золото и платину, нерастворимые в каждой из этих кислот).

  1. «Ведьмина вода № 5.

Аленушка:  О последней воде я могу сказать, что вода эта часто встречается и в степи, и в другой местности. Мыло в этой воде не мылится, если же вскипятить ее в чайнике, то оставит она слой толстой накипи и на вкус она очень противная.

  • Как зовется вода эта «ведьмина»?
  • Можно ли ее исправить?

(Ответ:  Это – «жесткая» вода – вода, содержащая большое количество солей двухвалентных металлов: Ca, Mg, Fe и других. Способы ее умягчения: добавить Ca(OH)2 – известковый способ, Na2CO3 – содовый способ, Na3PO4 – антинакипиновый способ, тогда образуются труднорастворимые вещества, которые удаляются в виде осадков. Можно также осуществить перегонку              ( кипение и конденсация).

Аленушка:  Ну спасибо вам, умные детушки. Помогли вы решить все загадочки. Рассказали  про « воду ведьмину» и про зло от нее причиняемое.

(появляется маленький мальчик).

Иванушка:  Сестрица моя! (бросается к Аленушке и обнимает ее). Наконец-то я стал не козленочком, а как раньше хорошеньким мальчиком.

Аленушка: Благодарствую, добрые детушки. Поклонись и ты, братец Иванушка! (Кланяются в пояс). Вот возьмите вы в руки клубочек, куда он покатится, туда вам и идти. (Отдает клубок).

Действие четвертое.

Ведущая:  (кидает клубок, нить разматывается и она идет вдоль нитки). Ой, нитка кончилась. Куда же теперь идти?

(Появляется Баба Яга).

Баба Яга:  Фу-фу, русским духом пахнет! Никак в гости кто-то пожаловал. Ба, да это малые детушки. Далеко ли путь держите странники?

Ведущая:  Мы идем в гости к Царице Водице. Она нас пригласила. Так, что ты, бабушка, нам не препятствуй, а лучше помоги. Укажи дорогу.

Баба Яга:  Что ж, покажу я вам дорогу. Но вначале вы мне службу сослужите.

Задание 4.

  1. Принести воду в решете.

Баба яга:  Стоит у меня возле избушки кадка с дождевой водой. Тяжелая кадка, неподъемная. Надо бы мне воды принести, а ковшик потерялся. Есть только решето.

  • Как принести воду в решете?

(Ответ:  а) воду заморозить, твердый лед принести и разморозить;  б) натереть решето воском или опустить его в жидкий парафин. Так как вода не смачивает парафин, то она не будет вытекать из ячеек).

  1. Поставить стакан с водой кверху дном.

Баба Яга: А попробуйте-ка вы, ребятушки, повернуть кверху дном вот этот стакан с водой. Только так, чтоб водица не вылилась, а Бабуся Ягуся не вымочилась!

  • Как поставить стакан с водой кверху дном, чтобы вода не вылилась?

(Ответ: нужно смазать края стакана жиром и положить сверху листок плотной бумаги. Затем, придерживая бумагу ладонью, перевернуть стакан. Отняв ладонь, увидим, что бумага не отлипает от стакана.  Атмосферное давление  удерживает бумагу  и не дает воде вылиться.)

  1. Достать кусок льда из воды.

Баба Яга:  Сослужите и третью службу мне. Уронила я в воду льдинку. Пока льдинка не растаяла, достаньте ее, не дотрагиваясь до нее руками.

  • Как вынуть лед  из стакана с водой, не дотрагиваясь до него руками?

(Ответ:  Надо положить на лед нитку и присыпать поваренной солью. Нитка примерзнет к льдинке, и потянув за нее, можно вытащить льдинку из воды.)

  1. Опустить кусок сахара в воду и не замочить его.

Баба Яга:  Вот еще вам, ребята задание. Погрузите  кусочек сахару  в миску, налитою водою. Да исхитритесь: сделайте это так, чтобы вода не замочила сахар.

  • Как опустить сахар в воду, чтобы вода не замочила его?

(Ответ: Нужно поместить в воду сахар на кружок из пробки и накрыть пробку с сахаром пустым стаканом. Воздух, находящийся в перевернутом стакане не дает воде забраться в стакан и замочить сахар.)

  1. Открыть флакон с зельем.

Баба Яга:  И последнюю просьбу выполните детушки. Заварила я зелье травное, чтобы косточки старые смазывать, да застряла пробка  в бутылочке. Никак мне, старой, ее не вытащить. Откроете бутылочку с зельем и укажу я вам дорогу к Царице Водице.

  • Как открыть флакон с застрявшей в горлышке стеклянной пробкой?

(Ответ: Нужно опустить горлышко в горячую воду. При нагревании тела расширяются и пробка выйдет из горлышка.)

Баба Яга:  Что ж, ребята, сослужили вы службу трудную, укажу вам дорогу дальнюю.  Вы слова мои крепко запомните: сначала на юг - две тысячи шагов, потом на север – шесть тысяч шагов, потом на восток пятнадцать тысяч шагов, а затем – на запад одиннадцать тысяч шагов. Если быстро идти будете,  за неделю к царице прибудете.

(Баба Яга уходит)

Ведущая: Ой, а мы не можем идти так долго.  Немного у нас времени: ребят дома ждут. Неужели возвращаться?  Обидно! Давайте-ка, ребята, подумаем, как сократить путь до Царицы Водицы.

  • Как сократить путь?

(Ответ: нужно начертить вектор перемещения и посчитать модуль перемещения: S = √ Sx2 + Sy2 = √((6000-2000)2 + (15000-11000)2) = 5000 шагов на северо-восток).

Ведущая:  Но как же узнать, где северо-восток. Вот, если бы у нас был компас!

(появляется Садко с гуслями).

Действие пятое.

Садко:  Здравствуй, народ честной. Я – Садко, торговый гость. Много я плавал по свету, во всех морях-океанах побывал. Бывал я и у Царицы Водицы. Любила она мои песни слушать.

Ведущая: Помогите нам, Садко, попасть к Царице Водице.

Садко:  Что ж, задача это нехитрая, есть у меня морской компас. Не раз выручал меня он в плавании. Но и вы потрудитесь толику.  Много плавал с товаром я по свету, все моря-океаны проплавал я.  Вам хочу дать задание малое: назовите морей пять красочных, укажите, где море находится, и скажите, какая водица там. Если ж вы задание выполните, то и компас морской мой получите.

Задание 5.

  • Назовите цветное море
  • Покажите на карте, где оно находится
  • Опишите свойства воды в этом море

  1. Белое море

(Ответ:  *Белое море – это внутреннее море на севере европейской части России, относится к Северному ледовитому океану. Это одно из самых маленьких морей, его площадь 90 тыс. км2, средняя глубина – 67 м, максимальная – 350 м.                                                                            *Свое название Белое море получило от цвета белоснежных льдов, покрывающих его семь месяцев в году. Толщина льда в суровые зимы достигает 1,5 м. Температура воды зависит от сезона: летом 15-16оС, зимой  -1,3-(-1,7)оС . Соленость воды низкая 26 промилле и ниже из-за большого притока речных вод.

   

  1. Красное море

(Ответ: *Красное море – это внутреннее море Индийского океана. Оно лежит между Аравийским полуостровом и Африкой в тектонической впадине глубиной около 3000м, его площадь 450 тыс. км2.                                                                                 *Красным море назвали из-за водорослей, которые в период сезонного роста окрашивают воду в красно-коричневый цвет. Особенность Красного моря состоит в том, что в него не впадает ни одна река, а реки, как известно, несут с собой ил и песок, снижая прозрачность морской воды. Поэтому вода в Красном море кристально чистая. Благодаря жаркому климату температура воды даже зимой не опускается ниже 20оС, а летом достигает 32оС. Сильные испарения теплой воды превратили Красное море в одно из самых соленых: 38-42 промилле.

 

  1. Желтое море

(Ответ:  *Желтое море врезается в Азию, относится к Тихому океану. У его берегов находится Китай, КНДР и Республика Корея. Площадь его равна 416 тыс км2, средняя глубина 40м, максимальная – 106 м.                                                                                                           *Название:  Желтое море дано ему за желтоватый цвет воды от массы песка и глины, выносимой рекой Хуанхэ. Вода в нем мутная, температура воды: зимой 0-8оС, летом 24-28оС. Соленость изменяется от 36 промилле на востоке до 26 промилле  у  устьев рек. В ноябре на северо-западе моря образуется лед.

  1. Черное море

(Ответ:  *Черное море расположено в глубине континента Евразия и является внутренним морем бассейна Атлантического океана. По его водам проходит морская граница между Европой и малой Азией. Море омывает берега России, Украины, Румынии, Болгарии, Турции и Грузии. Его площадь 422 тыс. км2. Средняя глубина 1240 м , максимальная – 2210 м.                                                                                                                               * С точки зрения моряков море называется Черным, потому что в нем бывают очень сильные штормы, во время которых вода в море темнеет. Но, возможно, Черным море назвали из-за того, что металлические предметы, опущенные на большую глубину, поднимаются на поверхность почерневшими. Причем это происходит даже с золотом. Это связано с тем, что на глубинах свыше 150-200 м вода насыщена сероводородом, поэтому в глубинных слоях полностью отсутствует жизнь. Соленость верхнего слоя воды 18 промилле, температура меняется в зависимости от времени года от 8 до 30оС. Нижний слой воды имеет соленость 22,5 промилле и температуру -8,5оС  

  1. Мраморное море

(Ответ:  *Мраморное море является средиземным морем Атлантического океана. Расположено оно между европейской и малоазиатской частями Турции. Его площадь 11 тыс. км2, глубина до 1358 м.                                                                               * Название Мраморное море получило от названия острова Мармара, где осуществляются крупные разработки мрамора. Мраморное море не замерзает, температура воды: зимой  9оС, летом до 29оС. Соленость поверхностных вод 26 промилле, придонных – 38 промилле.

Садко: Что ж, ребятушки, дело сделано. Заработали вы компас мой. Забирайте его и смелее в путь. Повидайте, царицу-матушку, поклонитесь ей от Садко-купца.

(кланяется и уходит)

Действие шестое.

Ведцщая:  Вот мы и пришли.  Слышите, ребята,  как шумит синее море? Давайте позовем Царицу Водицу. Скажем гимн воде, сложенный Антуаном де Сент-Экзюпери:

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.

Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь!

Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами.

С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились.

По твоей милости в нас вновь начинают бурлить

Высохшие родники нашего сердца.

Ты – самое большое богатство на свете!

(появляется Царица Водица)

Царица Водица: Мир вам, гости мои славные! Отгадали мои загадки? А ну, рассказывайте, Илью Муромца видели? Покажите-ка мне отгадки: пять предметов для очистки воды. Если пять предметов покажете, то Царицу Водицу уважите.

(ребята отдают Царице Водице фильтровальную бумагу, серебряную ложку, чайник, магнит и лед).

Царица Водица: Ну, спасибо, гости желанные. Принесли вы подарки ценные: те подарки сослужат службу мне, очищенья задачу выполнят. А теперь, назовите, гости-ка, как водицу живою сделать мне? Как очистить моря и реченьки, чтобы воду вы пили безбоязно?  Назовите-ка семь мне способов.

  • Назовите семь способов очищения воды.

(Ответ:

 1) фильтрование: крупные частицы удаляются отстаиванием, мелкие – медленной фильтрацией),

 2) коагулирование: Обработка воды реагентом: сульфатом алюминия, приводящим к укрупнению частиц с целью ускорения их осаждения; или безреагентный способ: пропускают воду между алюминиевыми пластинами, находящимися под напряжением постоянного тока. Анодная алюминиевая пластина растворяется, катионы алюминия переходят в раствор, смешиваясь с водой, образуют хлопья, которые отстаиваются.

3)Обеззараживание: Воду дезинфицируют реагентами, убивающими патогенные микроорганизмы. Такими реагентами являются: газообразный хлор, хлорнаяф известь, хлорамин, озон, соли тяжелых металлов, ультразвук, ультрафиолетовые лучи.

4) Стабилизация: Стабилизацию можно проводить солями железа или алюминия.

5) Дегазация: Это удаление из воды растворенных газов хлора, кислорода, оксида углерода, сероводорода и др. Различают физические, химические и физико-химические методы дегазации. Физическая дегазация основана на законе Генри-Дальтона, растворимость газов уменьшается с повышением температуры или с понижением их парциального давления над раствором. Для этого воду разбрызгивают фонтанированием. Химическая дегазация основана на добавлении реагентов, реагирующих с газами: гипосульфит, сульфит, аммиак и др. Физико-химическая дегазация – фильтрование воды через слой пористого вещества с добавлением реагентов.

6) Удаление запахов и привкусов: Проводится фильтрованием через активированный уголь. Он поглощает сероводород, фенолы и др. летучие смеси.

7) Опреснение: Излишки солей удаляются дистиллированием или вымораживанием, методом ионного обмена. При дистиллировании воду нагревают до кипения, пары охлаждают, получают дистиллят. При вымораживании отделяют первые порции льда, состоящие из пресной воды. Ионный обмен проводят фильтрованием через ионитовые фильтры. Это смолоподобные органические вещества, содержащие активные катионы или анионы.

Царица Водица: Вот ларец припасла я с подарками, чтоб гостей дорогих обрадовать. Получайте же, дети, подарочки, да меня добрым словом порадуйте!

(дарит игрокам бутылки с чистой родниковой водой)

 Ведущая: Природная вода обладает способностью к самоочищению под влиянием солнечной радиации, жизнедеятельности отдельных организмов (бактерий, грибов, зеленых растений и некоторых животных). Но злые люди так сильно загрязняют воду, что нарушают все внутриводные биологические процессы. Боритесь за чистоту воды, очищение сточных вод и экономно расходуйте воду! 

Царица Водица:

Безбрежная ширь океанов и чистая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана, а все это – только вода.

Высокие гребни, вздымая, бушует морская вода

И топит, как будто играя, большие морские суда.

Вот в кружево будто одеты деревья, кусты, провода,

И кажется сказкою, сказкою это, а в сущности: только вода.

(выходят все действующие лица)

Все герои:

Пришла пора сказать: «До новой встречи!»

Окончен наш веселый карнавал.

Мы с вами провели чудесный вечер:

В волшебной сказке каждый побывал.

Учитесь у героев: смелых, сильных,

Шагать упрямо, видеть далеко.

Вы родились, чтоб сказку сделать былью!

А это в жизни очень нелегко.

     

         

                             

         

                                     

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованное представление "Живая водица"

Сценарий театрализованного представления "Живая водица", Праздник для детей младшего и среднего школьного возраста, посвященный празднику Ивана Купала....

царица-водица

Конспект занятия по экологическому воспитаниюЦАРИЦА – ВОДИЦА6 классЦель: обобщить теоретические знания учащихся, полученные на занятиях по экологическому воспитанию по теме «Водный голод планеты...

«КРОВЬ ЛЮДСКАЯ – НЕ ВОДИЦА»

Расширить знания об особенностях строения форменных элементов крови в связи выполняемыми функциями;Продолжить формирование знаний о защитных свойствах организма....

Социально-исследовательский проект по экологии "Хороша ли наша водица?"

Проблема питьевой воды актуальна для нашего районаи области....

Занятие "Мать- водица всему царица"

Занятие по экологии для младших школьников....

Театрализованное представление "Прием у царицы математики"

Внеклассное мероприятие театрализованное представление « ПРИЕМ У ЦАРИЦЫ МАТЕМАТИКИ» ...

Внеклассное мероприятие. Царица-водица

Внеклассное мероприятие. Царица-водица...