Пищевые отношения между животными различных видов
план-конспект урока по экологии (7 класс) на тему

Цель урока: познакомить учащихся  с понятием пищевые отношения,  разными типами взаимоотношений в природе, а также значением их в жизни животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekturoka.rar1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Проект урока экологии по теме "Пищевые отношения между животными различных видов"

 7-й класс

Учитель Елисеева О.В., МБОУ СОШ № 149 г. Нижнего Новгорода

Предмет

Экология

Класс

7

Тема урока

Пищевые отношения между животными различных видов

Цель урока: познакомить учащихся  с понятием пищевые отношения,  разными типами взаимоотношений в природе, а также значением их в жизни животных.

 Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выделение существенных отличий разных типов пищевых связей, определение различных групп животных по типу питания,  выявление существенных различий способов питания животных разных видов, выявление биологической роли различных типов питания животных.

Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений, в частности умения преобразовывать текстовой материал в графический (таблица, схема, график). Умение работать с источниками экологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для сравнения разных точек зрения.

Умение ясно, грамотно излагать свои мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения

Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характере ошибок

Достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха. Формирование личной ответственности за сохранение среды обитания и видового состава животных.

Решаемые учебные проблемы

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала

  1. Типы отношений между животными различных видов.
  2. Хищники и их жертвы.
  3. Практическая работа: «Изменение численности инфузорий»
  4. Паразиты и хозяева
  5. Гнездовой паразитизм

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер с мультимедиа.

Оборудование

Видеофрагменты,  электронные таблицы.

Образовательные интернет-ресурсы

drofa.ru 
school-collection.edu.ru, http://ppt4web.ru/

СТРУКТУРА УРОКА

1. Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя

  1. Приветствует обучающихся, настраивает на работу, проверяет их готовность  к уроку.
  2. Демонстрация компьютерной презентации. Заполнение схемы.

               

                                        Пищевые связи.

                                       (Приложение №1)

        

Картинки (Приложение №2)

Задание. Приведите примеры основных типов взаимоотношений.

        

Деятельность учащихся

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Личностная   Нравственно-этическое оценивание, мотивация на работу на уроке, смыслообразование

Познавательная   Заполняют таблицу, вспоминают основные типы пищевых отношений. Рассматривают изображение, распределяют животных по заданному алгоритму, предполагают разнообразие пищевых отношений, используя личностный опыт, называют разные типы питания.

Коммуникативная  Вступают в диалог

Регулятивная  Целеполагание, оценка

 Определяют ключевые слова урока: Симбиоз, нейтрализм, антибиоз, мутуализм, протокооперация, комменсализм, хищничество, паразитизм, конкуренция.

 

2 . Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Деятельность учителя

  1. Задает вопрос:

В чем заключается биологическая роль пищевых отношений?

Практическая работа.

             В своих экспериментах Г.Ф.Гаузе изучал, как изменяется в пробирках численность двух инфузорий, связанных отношениями хищник – жертва. Жертвой был один из видов инфузорий-туфелек, питающихся бактериями, а хищником – инфузория-дидиниум,  поедающая туфелек. Перед вами результаты его исследований.

Просмотр видеопрезентации.

          Задание.   Постройте график колебания численности хищников в зависимости от колебания численности их жертв.

Изменение численности инфузорий.

Дни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Численность

Жертвы

22

30

46

80

44

30

20

17

40

48

36

15

15

Хищники

18

20

22

24

58

50

30

20

18

20

42

60

30

C:\Users\InsideWorld\Pictures\img043.jpg

Вывод:

5. “Открытие нового знания”.

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Деятельность учащихся

Личностная    Смыслообразование

Познавательная Рассматривают презентацию, выполняют практическую работу, делают вывод (отвечают на поставленный вопрос). При затруднении обращаются к тексту учебника. 

Высказывают своё мнение, предполагают, что, нет хороших и плохих взаимоотношений в природе, так как они приспособлены к определенным нуждам животного.

Коммуникативная Аргументируют свое мнение, учатся слушать.

 Регулятивная  Целеполагание, оценка

Деятельность учителя

1. Формулирует и записывает учебную задачу: “Какой вред могут наносить животные-паразиты своим хозяевам?”.

2. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о опасности паразитов.

 3. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения.

Самостоятельное заполнение таблицы, используя информацию из видеороликов.

Черви – паразиты человека

Червь

Путь заражения

Цикл развития

Профилактика заражения

Промежуточный хозяин

Основной хозяин

Печеночный сосальщик

Бычий цепень

Аскарида

Ответьте на вопрос.

Почему кукушка является паразитом?

Личностная самоопределение

Познавательная заполнение таблицы

Коммуникативная Осознание ответственности, умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации,

обмен мнениями, обсуждение таблиц, их дополнение; рефлексия

7. Рефлексия

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

2. Оценивает работу учащихся. Постановка новой проблемы  (дает домашнее задание).

Личностная  Самоопределение, морально-этическая ориентация.

Познавательная   Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока.

Коммуникативная Социальная компетентность и учет позиции других людей, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока.

Регулятивная Определяют степень своего продвижения к цели. Прогнозирование, оценка.

8. Домашнее задание

 

Литература

  1. Бабенко ВГ, Богомолов ДВ и др. Экология животных.- М.: Вентана-Граф, 2010.-128 с.
  2. Шаталова СВ, Сухова ТС. Биология 7 класс (Живая природа).- М.: Вентана-Граф, 2010. – 288 с.
  3. Тайны природы: Пособие для учащихся 5-7 классов/сост. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2001 г. C.140-147.
  4. Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий//справочник заместителя директора школы. – 2012. -№9. C.34-38.

Интернет-ресурсы

drofa.ru 
school-collection.edu.ru

 http://ppt4web.ru/  (Хостинг презентаций)

http://biologyshi.blogspot.ru/2013/05/blog-post.html

http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-teme-tipy-vzaimodeystviya-organizmov

http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/vnutrividovaya-konkurenciya.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у школьников гуманного отношения к природе, через различные виды деятельности» доклад

Гуманное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, но особенно интенсивно в школьные годы, где закладываются основы формирования личности человека, ...

Опыт работы «Формирование у школьников гуманного отношения к природе, через различные виды деятельности»

Формирование гуманного отношения у школьников к природе - важная проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. В результате антр...

Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. виды сложносочинённых предложений. (&7).

Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. виды сложносочинённых предложений.  (&7).Цель: развитие умений понимать смысловые отношения между частями сложносочинённого пр...

Круглый стол «Добрые отношения между нами», презентация "Добрые отношения между нами"

Круглый стол «Добрые отношения между нами», презентация "Добрые отношения между нами"...

Презентация "Организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, находящихся на различных видах профилактического учета"

Основной инструмент системы профилактики безнадзорности и правонарушений — индивидуальная профилактическая работа согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах систем...