Тема занятия: "В гости к осеннему лесу"
план-конспект занятия по экологии по теме
Цель занятия: углубить и конкретизировать представление об условиях жизни, совместном проживании растений и животных в осеннем лесу.
Задачи:
1. Образовательная: обобщение и систематизация знания об осенних изменениях в природе ХМАО, формирование причинно-следственной связи, раскрывающие необходимость совместного проживания растений и животных.
2. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам)
3. Развивающая: развитие познавательной активности, памяти, внимания, эстетического восприятия природы, эмоционально – чувствительной сферы личности.
Ведущая идея занятия: системный подход к изучению общебиологических закономерностей ( лес – «многоэтажный дом») помогает раскрыть перед обучающимися метапредметность экологических знаний, создает богатейшие возможности для формирования у них универсального знания о мире, делает реальным совмещение интеллектуального осмысления мира и его эмоционально – чувственного представления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В гости осеннему лесу | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «В гости к осеннему лесу».
Цель занятия: углубить и конкретизировать представление об условиях жизни, совместном проживании растений и животных в осеннем лесу.
Задачи:
- Образовательная: обобщение и систематизация знания об осенних изменениях в природе ХМАО, формирование причинно-следственной связи, раскрывающие необходимость совместного проживания растений и животных.
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам)
- Развивающая: развитие познавательной активности, памяти, внимания, эстетического восприятия природы, эмоционально – чувствительной сферы личности.
Ведущая идея занятия: системный подход к изучению общебиологических закономерностей ( лес – «многоэтажный дом») помогает раскрыть перед обучающимися метапредметность экологических знаний, создает богатейшие возможности для формирования у них универсального знания о мире, делает реальным совмещение интеллектуального осмысления мира и его эмоционально – чувственного представления.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (демонстрация), практические.
Используемые формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная.
Оборудование: листья деревьев, иллюстрации животных, грибов, , плакат с изображением леса («Лес – многоэтажный дом»), запрещающие знаки «Чего нельзя делать в лесу», ноутбук, экран, цифровой проектор, мультимедийная презентация занятия в Microsoft Power Point.
План занятия:
1.Создание эмоционального настроя. (2 мин)
-Здравствуйте! Повернитесь к своему соседу по парте и подарите ему улыбку. Пусть наш урок пройдёт под знаком хорошего настроения. Мы с вами в незнакомым кабинете, но он очень похож на ваш. Посмотрите вокруг как все красиво. Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А мы с вами тоже пойдем в гости, а вот кому, попробуйте догадаться.
2. Постановка целей занятия. (3 мин)
В: Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
Кто это? Конечно, лес. А что такое ЛЕС?
О: (Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые)
В: Какое сейчас время года?
О: (Сейчас время года – осень) .
В: Значит, в какой лес мы с Вами сегодня пойдём?
О: (В осенний) .
Тема нашего занятия «В гости к осеннему лесу».
В: Кто из Вас бывал в осеннем лесу?
Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.
О: - Нельзя шуметь, бегать в лесу.
- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.
- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.
- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
- Нельзя разжигать костёр.
Я восхищаюсь вами, ребята! Вы хорошо знаете правила поведения в лесу. Значит, можно идти в гости.
3. Изучение нового материала (13 мин)
(Звучит музыка «Голоса леса»)
Вот и лес.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей томится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
С. Погореловский.
В: Посмотрите вокруг. Как красиво! Ребята, что Вы видите?
О: (Под ногами листья, на деревьях мало листьев, листья разноцветные) .
В: Ребята, какие признаки осени вы знаете?
О: (Постепенно становится холодно, меньше света, небо закрыто облаками, идёт моросящий дождь, сырой и холодной стала почва. Изменились листья на деревьях, идёт листопад, не слышно пение птиц) .
В: Как приятно ходить по земле, устланной разноцветными листьями. Слушать, как тихо они шуршат под ногами. На что похожа земля, укрытая листьями?
О: (На ковёр).
В парке, в сквере и в саду
В вальсе тихо на ветру
Листья жёлтые кружат.
Что же это? / Листопад /!
В: А что это такое Листопад?
О: (Деревья приспосабливаются к условиям зимы. Осенью много воды, но дерево не может её взять. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. Поэтому листья желтеют и опадают).
Давайте поиграем с листьями, устроим свой листопад!
(Дети играют с листьями, подбрасывают их и находят письмо) .
Посмотрите – письмо.
Адрес отправителя: Лес, звери и птицы.
Давайте прочитаем, что же они нам пишут.
- Здравствуйте, ребята. Мы очень рады видеть вас в нашем лесу, мы вам приготовили небольшие задания, надеемся вы справитесь. Желаем вам удачи!
Лес – это как большой, многоэтажный дом, в котором живёт много-много жильцов, соседей и каждый из них занимает свой «этаж». Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнёзд, нор. Расположите наши фотографии кто на каком этаже живет.
В: Животные задали нам задание, догадаться, кто на каком этаже живёт в лесном доме. Справимся?
Вот у нас Лесной дом, который состоит из пяти этажей. Его мы и будем заселять. Посмотрите, лесные жители оставили нам свои фотографии. Давайте поместим каждого зверя на свой этаж лесного дома. Как Вы думаете, кто где живёт?
(Дети берут изображения зверей и размещают их на плакате Лесного дома.)
В: Но жители лесного дома – это не только птицы, звери и насекомые, а как Вы думаете, кто ещё?
О: (Грибы, деревья, ягоды, цветы) .
В: А вы знаете, кто самые главные жители в лесу?
О: (Деревья) .
В: Почему Вы так думаете?
О: (Деревья – это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильём и убежищем для зверей и птиц) .
Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок.
В: Какие деревья вы знаете в лесу?
В: Между деревьями растут деревянистые растения – кустарники. Чем отличаются кустарники от деревьев?
О: (У дерева один ствол, а у кустарника – несколько, кустарник ниже).
В: Какие кустарники вы знаете?
О: (Шиповник, малина,) .
Вот мы украсили самых главных обитателей леса.
(Слышится шорох листьев. Катится клубок из осенних листьев).
Загорелись, как пожар,
На рябине кисти,
Катится навстречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаёшь?
Приглядитесь, это Ёж!
Ой, ребята, посмотрите, а что это за конверт у ежика?
В конверте задание: Грибы – любители поиграть в прятки и в игру под названием «Угадай, кто я? ».
Давайте попробуем угадать, что же это за грибы.
В: На какой этаж дома мы их поселим?
О: (На первый) .
Ежик уходит на зиму в спячку и он нам оставил задание, откройте конверты лежащие на ваших столах. (из цветной бумаги вырезать листочки для подстилки ежику)
Давайте сделаем привал.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули– ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
В: Каких птиц Вы знаете?
О: (Дятел, кукушка, снегири, соловьи.)
Все ли птицы остаются в лесу на зиму?
(Нет, некоторые улетают на юг)
Как называются птицы, которые проводят зиму в тёплых краях?
(Перелётные)
А почему они улетают?
(Перелётные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают. Многие из птиц теплолюбивые, а осенью холодает.)
Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?
(Зимующие)
Чем питаются зимующие птицы?
(Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.)
Как нужно заботиться о зимующих птицах?
(Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки)
Игра перелетные и не перелетные птицыесли перелетные то машем руками)
Перелетные – утки, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки.
Зимующие – воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока.
В: Где в лесном доме живут птицы?
О: (На деревьях, в кустах)
Давайте их расселим на ветвях деревьев среди кустов.
В: Посмотрите, ребята, все этажи лесного дома мы с вами заселили?
О: (Нет, остался ещё один этаж)
Совершенно верно остался ещё один этаж, который невидим нам, но там тоже вовсю кипит жизнь. Он похож на подвал. Кто живёт под землёй?
О: (Корни деревьев; черви, кроты)
Давайте заселим подземных жителей в лесной дом.
(Дети расставляют подземных жителей на свои места) .
4. Закрепление изученного материала (5 мин)
Посмотрите, ребята, какой получился замечательный лесной дом.
В высоком старом лесу три этажа. Третий– это верхушка самых высоких деревьев. Подскажите, каких?
На них расположились птицы и звери.
(Белка, дятел, сова)
Второй этаж – кустарники.
А первый этаж – травы, цветы, грибы, ягоды и звери.
В каждом лесном доме есть «подвал», где прячутся корни зелёных обитателей леса и живут подземные жители.
Много растений растёт в лесу, много зверей и птиц здесь живёт. И во всём строгий порядок. Всё в нём крепко – накрепко связано и существует по своим лесным законам: и насекомые, и птицы, и звери, и грибы, и все растения.
Общий вывод по занятию:
А с какой целью человек ходит в лес?
(Подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой природы, послушать голоса леса, собрать грибы, полакомиться ягодами) .
Почему говорят «Лес – наше богатство»?
(Лес даёт нам чистый воздух, ягоды, орехи, грибы.)
Молодцы ребята. Берегите лес!
Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин)
Ребята что вам больше всего запомнилось на занятие?
Какое у вас настроение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-занятие "В гости к осени"
Используя игровой материал, учитель углубляет и расширяет знания учащихся о сезонных изменениях в природе, в частности - осенью....
Конспект занятия «В гости к лесу»
Игра-путешествие . подготовительная к школе группа.Образовательная область познание. Формирование представлений о зимующих и перелетных птицах, развитие речи, логического мышления в процессе опытно-эк...
Конспект занятия «В гости к лесу»
Игра-путешествие . подготовительная к школе группа.Образовательная область познание. Формирование представлений о зимующих и перелетных птицах, развитие речи, логического мышления в процессе опытно-эк...
Конспект занятия «В гости к лесу»
Игра-путешествие . подготовительная к школе группа.Образовательная область познание. Формирование представлений о зимующих и перелетных птицах, развитие речи, логического мышления в процессе опытно-эк...
Конспект занятия логоритмика "Путешествие по осеннему лесу"
Конспект занятия логоритмика для обучающихся 2 класса "Путешествие по осеннему лесу"...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме: «Приключение в осеннем лесу».
конспект направлен на закрепление грамматического строя речи у детей с ОНР...
Конспект подгруппового занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной к школе группе. Тема: «В гостях у Осени. Звук О»
Занятие по звукопроизношению для детей подготовительной к школе группе с нарушениями речи и зрения....