Доклад "Принципы работы учителя по формированию экологической культуры"
материал по экологии по теме
Способы формирования экологической культуры в процессе обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О способах формирования экологической культуры в процессе обучения. | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Бородина Галина Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» города Усть-Илимска Иркутской области.
Принципы работы учителя по формированию экологической культуры.
Экологическое образование подразумевает формирование качественно нового мировоззрения людей, живущих в XXI веке. В чём отличие этого мировоззрения?
В последнее время во всём мире всё большее признание получает концепция устойчивого социоприродного развития. В её основе лежит идея В.И.Вернадского о ноосфере. Человечество приходит к осознанию того, что природа не выдержит давления цивилизации по пути наращивания потребительской культуры. Общество осознаёт необходимость экологического образования и формирования экологической культуры каждого гражданина.
В настоящее время в философской и педагогической литературе учёные констатируют эволюционную трансформацию экологической культуры в культуру устойчивого развития. Это новое качество экологической культуры, которое достигается за счёт расширения всех ее составляющих: когнитивной* (за счёт интеграции экологических, экономических и социальных знаний), аксиологической** (за счёт смещения шкалы ценностей в направлении ценностей эколого-образовательного, эколого-информационного, открытого гражданского общества), деятельностной (за счёт интеграции различных видов экологической и учебной деятельности, активное внедрение информационных технологий поиска, хранения, переработки и обобщения информации).
Проблемой формирования экологической культуры в процессе обучения является отсутствие целостной системы работы в данном направлении. Теоретические основы экологического образования, разработанные учёными-педагогами, в настоящее время в школах до конца не реализованы.
Первоочередная задача учителя — экологический всеобуч. Учащиеся должны иметь прочные знания о живых организмах, сообществах, экологических понятиях и закономерностях. Второе условие — самостоятельная работа учащихся по изучению экологических объектов, в результате которой развивается эмоционально-мотивационная сфера личности. И третья составляющая — целостная спланированная круглогодичная практическая работа в рамках экологического объединения школьников. Объединение способствует индивидуальному развитию личности не только самостоятельно думающей и действующей в современных условиях, но и согласующей свои действия с потребностями общества и возможностями природы их удовлетворить без ущерба для неё.
Основные принципы работы учителя в этом направлении:
- Личностно-ориентированное образование и воспитание. Ребёнок сам выбирает интересное для него дело, способствующее развитию его личности. Склонные к исследовательской деятельности учащиеся работают над исследовательскими проектами; ребята, проявляющие интерес к практической деятельности, занимаются изготовлением кормушек, скворечников, посадкой деревьев; другие выполняют творческие задания (плакаты, листовки, поделки, фотографии и фильмы на экологическую тематику). Есть учащиеся, которые любят работать с младшими детьми; они выступают с лекциями, кукольными спектаклями перед учащимися начальной школы и воспитанниками детского сада.
- Неразрывность экологического воспитания и образования. Интеграция и межпредметные связи. Ученик не только знает экологические проблемы и умеет их по возможности преодолевать, но и овладевает экологическим мышлением, экологической культурой. Большую роль в реализации этого принципа играют факультативные и элективные курсы, интегрированные уроки (биология и химия, биология и ОБЖ, биология и физика, биология и география, биология и литература), участие детей в олимпиадах, диспутах, круглых столах, экологических играх, которые проводятся не только педагогами школы, но и городскими учреждениями дополнительного образования (центр детского творчества «Мозаика», библиотека «Первоцвет», библиотека для детей и юношества и др.).
- Мотивация работы. Ученик должен ясно представлять, зачем он охраняет природу и решает экологические проблемы. Мы живём в городе, экологические проблемы которого близки и понятны каждому жителю. Это вырубка лесов, низкий уровень возобновляемости лесных ресурсов; затопление леса при строительстве Усть-Илимской ГЭС, что неблагоприятно сказалось на санитарном состоянии Усть-Илимского водохранилища; строительство Богучанской ГЭС, которое, несомненно, приведёт к ухудшению экологической ситуации в городе и районе.
- Взаимодействие урочной, внеклассной и внешкольной работы, на что и направлена вся деятельность учителя. Учитель согласовывает свою программу с программами других учителей школы и педагогов дополнительного образования.
- Взаимодополняемость форм работы. Знания, полученные детьми на уроках, применяются ими в другой деятельности (работа кружков, факультативов, секций, клубов по интересам, походы, экскурсии).
- Разнообразие форм работы. Учащиеся сами выбирают тот род деятельности, к которому они предрасположены по интересу, темпераменту, характеру, умственным способностям и профессиональной ориентации. Для реализации этого принципа желательна деятельность не одного учителя, а группы из нескольких учителей-единомышленников, сотрудничающих в этой области.
- Расширение сферы досуговой деятельности.
- Перспективность, непрерывный постепенный рост. Многие учащиеся, занимающиеся экологией, выбирают в будущем профессиональную деятельность, связанную с естественными науками.
Наш сегодняшний ученик – это завтрашний член общества, который осознаёт ценность и уникальность своей и чужой жизни, ощущает себя частицей мира, разумно управляет планетой, регулирует свой уровень потребления, осознаёт и исправляет ошибки предыдущих поколений, умеет прогнозировать и просчитывать результаты своего воздействия на природу. Мы не можем рассчитывать на быстрое достижение поставленных целей. Человеческое сознание меняется очень и очень медленно. Но кропотливая работа педагога по воспитанию нового члена общества, формированию его экологической культуры рано или поздно даст (и уже даёт, по нашим наблюдениям) ощутимые результаты.
*когнитивный (лат. cognitio – знание, познание), познаваемый, соответствующий познанию.
**аксиология (гр. axios – ценный) – теория ценностей – обобщённые устойчивые представления о предпочитаемых благах, объектах, значимых для человека, являющихся предметом его желания, стремления, интереса.
Литература:
- Алексеев С.В. Формирование экологической культуры – что это? «Экологическое образование», №4, 2008г.
- Павлов А.А. Формирование и развитие экологической культуры учащихся. «Экологическое образование», №1, 2009г.
- Либеров А.Ю. Экодидактика: экосистемная методология проектирования обучения. Москва, Институт экономических стратегий, 2007г.
- Белова Н.И., Наумова Н.Н. Экология в мастерских. Санкт-Петербург, «Паритет», 2004г.
- Современный словарь иностранных слов. Москва, «Русский язык», Медиа, 2007г.
- Философский энциклопедический словарь. Москва, «Политическая культура», 1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по формированию экологической культуры школьников
План работы по формированию экологической культуры школьников...
Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».
В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...
Статья «Формирование экологической культуры воспитанников посредством работы с комнатными растениями»
В данной статье показано как работая с комнатными растениями формировать экологическую культуру детей....
Организация работы школьного научного общества «Познание» как средство формирования экологической культуры.
Организация работы НОУ осуществляется исходя из основных элементов экологической культуры: экологических знаний, экологического создания, экологической деятельности. Все эти элементы находят отр...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования в числе личностных результатов отмечено «формирование основ экологической культуры, соответствующей современному ур...
Опыт работы «Школьное лесничество, как средство формирования экологической культуры и активизации исследовательской компетентности обучающихся по изучению природы родного края»
Опыт возник и развивался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа». Школа расположена в центре села, в благоприя...
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот....