Доклад "Принципы работы учителя по формированию экологической культуры"
материал по экологии по теме

Бородина Галина Владимировна

Способы формирования экологической культуры в процессе обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бородина  Галина Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» города Усть-Илимска Иркутской области.        

Принципы работы учителя по формированию экологической культуры.

Экологическое образование подразумевает формирование качественно нового мировоззрения людей, живущих в XXI веке.  В чём отличие этого мировоззрения?

В последнее время во всём мире всё большее признание получает  концепция устойчивого социоприродного развития.  В её основе лежит идея В.И.Вернадского о ноосфере.   Человечество приходит к осознанию того, что природа не выдержит давления цивилизации по пути наращивания потребительской культуры.  Общество осознаёт необходимость экологического образования и формирования экологической культуры каждого гражданина.

В настоящее время в философской и педагогической литературе учёные констатируют эволюционную трансформацию экологической культуры в культуру устойчивого развития.  Это новое качество экологической культуры,  которое достигается за счёт расширения всех ее составляющих: когнитивной* (за счёт интеграции экологических, экономических и социальных знаний), аксиологической** (за счёт смещения шкалы ценностей в направлении ценностей эколого-образовательного, эколого-информационного, открытого гражданского общества), деятельностной (за счёт интеграции различных видов экологической и учебной деятельности, активное внедрение информационных технологий поиска, хранения, переработки и обобщения информации).

Проблемой формирования экологической культуры в процессе обучения является отсутствие целостной системы работы в данном направлении.  Теоретические основы экологического образования, разработанные учёными-педагогами, в настоящее время в школах до конца не реализованы.

Первоочередная задача учителя — экологический всеобуч.  Учащиеся должны иметь прочные знания о живых организмах, сообществах, экологических понятиях и закономерностях.  Второе условие — самостоятельная работа учащихся по изучению экологических объектов, в результате которой развивается эмоционально-мотивационная сфера личности.  И третья составляющая — целостная спланированная круглогодичная практическая работа в рамках экологического объединения школьников.  Объединение способствует индивидуальному развитию личности не только самостоятельно думающей и действующей в современных условиях, но и согласующей свои действия с потребностями общества и возможностями природы их удовлетворить без ущерба для неё.

Основные принципы работы учителя в этом направлении:

- Личностно-ориентированное образование и воспитание.  Ребёнок сам выбирает интересное для него дело, способствующее развитию его личности.  Склонные к исследовательской деятельности учащиеся работают над исследовательскими проектами; ребята, проявляющие интерес к практической деятельности, занимаются изготовлением кормушек, скворечников, посадкой деревьев; другие выполняют творческие задания (плакаты, листовки, поделки, фотографии и фильмы на экологическую тематику).  Есть учащиеся, которые любят работать с младшими детьми; они выступают с лекциями, кукольными спектаклями перед учащимися начальной школы и воспитанниками детского сада.

- Неразрывность экологического воспитания и образования.  Интеграция и межпредметные связи. Ученик не только знает экологические проблемы и умеет их по возможности преодолевать, но и овладевает экологическим мышлением, экологической культурой.  Большую роль в реализации этого принципа играют факультативные и элективные курсы, интегрированные уроки (биология и химия, биология и ОБЖ, биология и физика, биология и география, биология и литература), участие детей в олимпиадах, диспутах, круглых столах, экологических играх, которые проводятся не только педагогами школы, но и городскими учреждениями дополнительного образования (центр детского творчества «Мозаика», библиотека «Первоцвет», библиотека для детей и юношества и др.).

- Мотивация работы.  Ученик должен ясно представлять, зачем он охраняет природу и решает экологические проблемы.  Мы живём в городе, экологические проблемы которого близки и понятны каждому жителю.  Это вырубка лесов, низкий уровень возобновляемости лесных ресурсов; затопление леса при строительстве Усть-Илимской ГЭС, что неблагоприятно сказалось на санитарном состоянии Усть-Илимского водохранилища; строительство Богучанской ГЭС, которое, несомненно, приведёт к ухудшению экологической ситуации в городе и районе.

- Взаимодействие урочной, внеклассной и внешкольной работы, на что и направлена вся деятельность учителя.  Учитель согласовывает свою программу с программами других учителей школы и педагогов дополнительного образования.

- Взаимодополняемость форм работы.  Знания, полученные детьми на уроках, применяются ими в другой деятельности (работа кружков, факультативов, секций, клубов по интересам, походы, экскурсии).

- Разнообразие форм работы.  Учащиеся сами выбирают тот род деятельности, к которому они предрасположены по интересу,  темпераменту, характеру, умственным способностям и профессиональной ориентации.  Для реализации этого принципа желательна деятельность не одного учителя, а группы из нескольких учителей-единомышленников, сотрудничающих в этой области.

- Расширение сферы досуговой деятельности.

- Перспективность, непрерывный постепенный рост.  Многие учащиеся, занимающиеся экологией, выбирают в будущем профессиональную деятельность, связанную с естественными науками.

Наш сегодняшний ученик – это завтрашний член общества, который осознаёт ценность и уникальность своей и чужой жизни, ощущает себя частицей мира, разумно управляет планетой, регулирует свой уровень потребления, осознаёт и исправляет ошибки предыдущих поколений, умеет прогнозировать и просчитывать результаты своего воздействия на природу.  Мы не можем рассчитывать на быстрое достижение поставленных целей.  Человеческое сознание меняется очень и очень медленно.  Но кропотливая работа педагога по воспитанию нового члена общества, формированию его экологической культуры  рано или поздно даст (и уже даёт, по нашим наблюдениям) ощутимые результаты.

*когнитивный (лат. cognitio – знание, познание), познаваемый, соответствующий познанию.

**аксиология (гр. axios – ценный) – теория ценностей – обобщённые устойчивые представления о предпочитаемых благах, объектах, значимых для человека, являющихся предметом его желания, стремления, интереса.

                        Литература:

  1. Алексеев С.В. Формирование экологической культуры – что это? «Экологическое образование», №4, 2008г.
  2. Павлов А.А. Формирование и развитие экологической культуры учащихся. «Экологическое образование», №1, 2009г.
  3. Либеров А.Ю.  Экодидактика: экосистемная методология проектирования обучения. Москва, Институт экономических стратегий, 2007г.
  4. Белова Н.И., Наумова Н.Н. Экология в мастерских.  Санкт-Петербург, «Паритет», 2004г.
  5. Современный словарь иностранных слов. Москва, «Русский язык», Медиа, 2007г.
  6. Философский энциклопедический словарь.  Москва, «Политическая культура», 1991г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по формированию экологической культуры школьников

План работы по формированию экологической культуры школьников...

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...

Статья «Формирование экологической культуры воспитанников посредством работы с комнатными растениями»

В данной статье показано как работая с комнатными растениями  формировать экологическую культуру детей....

Организация работы школьного научного общества «Познание» как средство формирования экологической культуры.

Организация работы НОУ осуществляется исходя из основных элементов экологической культуры: экологических знаний, экологического создания, экологической деятельности.  Все эти элементы находят отр...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования в числе личностных результатов отмечено «формирование основ экологической культуры, соответствующей современному ур...

Опыт работы «Школьное лесничество, как средство формирования экологической культуры и активизации исследовательской компетентности обучающихся по изучению природы родного края»

Опыт возник и развивался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа». Школа расположена  в центре села,  в благоприя...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....