Программа детского объединения «РОДНИК»
рабочая программа по экологии (9 класс) по теме

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Нефтекумск

 

Программа детского объединения «РОДНИК»

 

Возраст обучающихся 10-16 лет.

Срок реализации – 3года

 

Булыщенко Елена Викторовна

Учитель биологии, химии и экологии

высшей квалификационной категории

                                                                   МКОУ СОШ № 3 г.Нефтекумск

 

                                                 Ставропольский  край        г. Нефтекумск           2012-2015 г.

 

 

Пояснительная записка

 

Возрастающее влияние человеческого общества на окружающую среду, техногенное давление на биосферу является важнейшей проблемой современности. В современном мире очень актуальной стала проблема экологизации образования подрастающего поколения. Эту проблему поставил человечеству глобальный экологический кризис, возникший из-за игнориро­вания законов природы, неуемного развития промышленности, урбанизации территорий, уничтожения естественных экосистем и т. д. В том числе оказы­вал влияние и воспитательный подход "Человек – царь природы", призы­вавший к эгоистическому потребительскому отношению человека к Природе. Такая постановка вопроса привела человечество к краю пропасти, к глобаль­ному экологическому кризису.

Выход из кризиса возможен при созданной и функционирующей системе непрерывного эко­логического образования, базирующейся на положении, что человек является частью природы и живет по ее законам. Если дошкольный этап должен строиться на воспитании экологической культуры, то в школьном возрасте уже возможна подготовка экологически грамотных людей, способных в бу­дущем принимать разумные решения в отношении природной среды.

Экологически грамотный человек – это человек, компетентно и ответственно относящийся к природе. С одной стороны – это грамотный профессионал, который знает как устроена природа, умеющий оценить состояние природной среды, владеющий методами оценки, контроля и анализа, разбирающийся в причинах влияния хозяйственной деятельности человека на природную среду, наконец, умеющий принимать взвешенные, разумные решения в области охраны окружающей природной среды и рационального природопользования.  Одним из путей выхода из экологического кризиса является воспитание экологически грамотного подрастающего поколения. Экологическое образование имеет своей целью формирование умений и отношений, необходимых для осознания и оценки взаимосвязей между людьми, их культурой и окружающей средой.

Настоящая программа рассчитана на 3 года занятий, возраст обучающихся 10–16 лет. Программа построена таким образом, что она дает реальные знания в области охраны окружающей среды и рационального природоиспользования. Воспитанник, закончив обучение по данной программе может вполне самостоятельно выполнять некоторые виды экологических исследований, проводить оценку качества окружающей среды, а также выполнять научно-исследовательские работы, развивающие творческие способности.

Программа составлена с учётом сезонности явлений в природе, в зимние месяцы проводятся в основном теоретические, лабораторные занятия. Общественно-полезный труд и экскурсии по экологической тропе вынесены на осень и весну.

Цель программы:

 создание благоприятных условий для формирования экологически грамотной личности, понимающей ответственность за сохранение природного и культурного наследия родного края и имеющей активную жизненную позицию.

 

Задачи программы:

 

  • Сформировать и расширить знания о родном городе, крае;
  • Познакомить учащихся с основными направлениями комплексных исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем.
  • Дать учащимся знания научных основ охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
  • Помочь овладеть умениями и навыками выполнения простейших видов экологических исследований, привитие навыков научно-исследовательской работы;
  • Развивать интерес к проблемам охраны природы и здоровья человека, сохранения и приумножения природных богатств РФ.

                  

  • Развивать познавательный интерес к проблемам экологического  характера родного края;
  • Развивать пространственное мышление, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, интеллектуальные, творческие  способности;

Для решения задач, поставленных программой, используется комплекс педагогических технологий, которые помогают сделать учебно-воспитательную деятельность более интенсивной, дифференцированной и гибкой. Успешно реализуются такие формы проведения занятий, как игра-конкурс, экскурсия (тематическая, обзорная), наблюдение, беседа, дискуссия, ток-шоу  и другие. Использование интерактивных методов   способствует развитию в воспитанниках коммуникативности, способности к исследовательской деятельности, решению личностно значимых для каждого человека экологических проблем. Досуговые и природоохранные мероприятия способствуют развитию интеллектуальных, физических, духовных и творческих способностей детей с учетом интересов каждого ребенка.

Ожидаемые результаты:

Информационные   Обучение членов детского объединения навыкам наблюдений в и развитие у них чувственного восприятия природы

Практико- ориентированные    Получение первичных научных данных для выполнения проектов

Творческие  Проектная деятельность учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,развитие критического мышления

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год занятий

 

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

Всего

  1.  

Вводное занятие

1

 

1

  1.  

Планета Земля – наш дом.

2

1

1

  1.  

Земля в космическом пространстве.

1

 

1

  1.  

Строение земного шара.

1

1

2

  1.  

История геологического развития Земли.

2

1

3

  1.  

История развития экологии как научной дисциплины

2

2

  1.  

Геологическая деятельность ветра.

1

1

2

  1.  

Геологическая деятельность ледников.

1

 

1

  1.  

Геологическая деятельность поверхностных текучих вод.

1

1

2

  1.  

Геологическая деятельность подземных вод

2

2

4

  1.  

Охрана природы

2

2

4

  1.  

Экология здоровья

2

2

4

  1.  

Животный мир нашего края

2

2

4

  1.  

Экологическая тропа

1

2

3

       Всего:

19

15

34

 

 

 

2-й год занятий

 

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

Всего

  1.  

Вводное занятие

1

 

1

  1.  

Мониторинг окружающей природной среды.

1

1

2

  1.  

ГС МОС – одна из основных подсистем программы по охране окружающей среды

2

2

 

4

4.

Полевые работы.

2

4

6

5.

Воздействие человека на природную среду

2

4

6

6.

Практическая расчетная работа: "Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от строительной техники".

2

2

 

4

7.

Практическая расчетная работа: "Определение степени эродированности почв".

2

4

 

6

8

Экологическая тропа

1

3

4

9

Итоговое занятие

 

1

1

Всего:

14

20

34

 

3-й год занятий

 

 

                                    3-й год занятий

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

Всего

  1.  

Вводное занятие

1

 

1

  1.  

Мировоззрение, этика и окружающая среда.

3

4

7

  1.  

Методика составления экологического паспорта.

1

2

3

  1.  

Составление экологического паспорта своей школы

 

2

2

  1.  

Задачи особо охраняемых природных территорий (ООПТ):памятников природы, заповедников, заказников и т.д.

2

2

4

  1.  

Красная книга

2

2

4

  1.  

Экология и другие науки

2

1

3

  1.  

Экологическая тропа

2

8

10

  1.  

Итоговое занятие

 

1

1

 

                                                                          Всего:

12

22

34

 

 

 СОДЕРЖАНИЕ

1-й год занятий

 

Вводное занятие. Цели и задачи первого года занятий. Знакомство с разделами.

Правила составления рефератов, знакомство с примерными темами рефератов и научно-практических исследований.

Выбор тем заданий.

Планета Земля – наш дом. Что надо знать, чтобы понять и сохранить Землю? Основные аспекты охраны окружающей среды.

Нравственные и духовные подходы к охране природы. Системный подход в экологических исследованиях.

Земля в космическом пространстве. Звезды – основные тела Вселенной. Место Земли в Солнечной системе. Катастрофические гипотезы. Современные представления о происхождении Солнечной системы.

Строение земного шара. Форма, размеры и движение Земли. Общие сведения о составе земной коры. Понятие о горных породах и их генетическая классификация. Магматические горные породы.

Знакомство на практике с примерами минералов.

Изучение основных типов горных пород. Шкала Маоса.

История геологического развития Земли. Геологическая хронология. Относительный и абсолютный геологический возраст. Методы определения возраста горных пород и их характеристика. Абсолютный возраст Земли и древнейших пород. Основные геологические события докембрия, палеозоя, мезозоя, кайнозоя.

История развития экологии как научной дисциплины. История взаимоотношений человека и природы. Экология – биологическая наука. Связь экологии с другими науками. Экология – комплексная наука. Экология вчера, сегодня, завтра. Необходимость и актуальность экологических исследований и природоохранных мероприятий. Экологические движения.

Геологическая деятельность ветра. Аккумулятивная и разрушительная деятельность ветра. Влияние климата и раститель­ности на интенсивность работы ветра. Эоловые процессы. Взаимосвязь различных видов эоловых процессов.

Геологическая деятельность ледников. Типы ледников – горные, покровные (материковые), промежуточные. Каровые и висячие ледники. Режим ледников, Области питания и области стока ледников различных типов. Разрушительная работа ледни­ков (экзарация).

Геологическая деятельность поверхностных текучих вод. Роль поверхностных вод в формировании рельефа. Поверхностный сток и его виды. Плоскостной и русловой сток. Деятель­ность временных потоков. Линейный размыв (эрозия), перенос обломоч­ного материала временными потоками; аккумуляция осадков.

Периоды развития реки.

Геологическая деятельность подземных вод. Подземные воды как составная часть гидросферы Земли. Факторы образования подземных вод. Водопроницаемые и водонепроницаемые (водоупорные) породы. Понятие водоносного горизонта. Виды подземных вод. Почвенные воды. Верховодка. Грунтовые воды. Артезианские воды. Артезианский бассейн. Происхождение подземных вод и формы питания.

Охрана природы Краткая история освоения и сохранения природных ресурсов. Человечество – глобальный экологический фактор. Типы взаимодействия человека и природной среды. Зачем нужно заниматься проблемами ресурсов и окружающей среды?

Экология здоровья. Здоровье ребёнка -  дело семьи и школы. Закаливание, питание и здоровье учащихся.

 Животный мир нашего края.  Обзор животного мира нашего края. Редкие и исчезающие животные края. «Красная книга» животных.

Экологическая тропа. Организация работы экологической тропы. Осуществление локального мониторинга на маршрутах.

 

2-ой год занятий

 

Вводное занятие. Цели и задачи второго года занятий. Знакомство с разделами.

Мониторинг окружающей природной среды. Понятие, история развития. Современные тенденции научной и практической реализации мониторинга.

ГС МОС – одна из основных подсистем программы по охране окружающей среды Организации Объединенных Наций (ООН) Всемирная метеорологическая организация ООН. Программа ЮНЕСКО ООН. Всемирная организация здравоохранения. ФАО – продовольственная и сельскохозяйственная программа ООН. Структура ГС МОС и основные направления ее развития.

Полевые работы. Оформление и правила ведения полевого дневника. Составление карты фактического материала. Технология визуальных наблюдений. Технология проведения наблюдений. Определение физических свойств воды: температуры, плотности, цветности, мутности, прозрачности, запаха, количества осадка. Технология проведения сокращенного химического анализа воды. Определение рН, содержания NO3-, NO2-, CO32-, HCO3-, Cl-, SO42-, NH4+, Fe3+, Ca2+, Mg2+, Na+, K+ Представление результатов химического анализа. Определение типа воды. Формула Курлова. Расчет расхода растворенных веществ.

Воздействие человека на окружающую природную среду.  Загрязнение природной среды. Источники загрязнения. Загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных воды, почв. Основные предпосылки и причины загрязнения окружающей среды. Воздействие на природу – результат хозяйственной деятельности человека. Методы контроля, расчетные методы оценки воздействия.

Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от строительной техники. Загрязнение атмосферы в городах. Источники загрязнения атмосферы. Вещества и химические соединения – загрязнители атмосферы. Загрязнение атмосферы строительной техникой. Понятие выброса, удельного выброса вредного вещества. Методы расчета выбросов в атмосферу. Расчет выбросов от строительной техники.

Практическая расчетная работа: "Определение степени эродированности почв". Эродированность почв. Классификация эродированности. Методы определения эродированности. Построение карт эродированности почв.

Экологическая тропа. Продолжение работ. Открытие новых станций.

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Защита отчетов и расчетных работ. Постановка задач на третий год обучения.

 

3-ий год занятий

 

Вводное занятие. Цели и задачи третьего года занятий. Знакомство с разделами.

Мировоззрение, этика и окружающая среда. Мировоззрение расточителей. Мировоззрение, способствующее устойчивому развитию Земли.

Методика составления экологического паспорта. Цели и задачи при составлении экологического паспорта. Методика проведения работ. Бланки оценки санитарно-гигиенических условий помещения. Радиационный контроль помещения. Методы радиационного контроля. Оборудование и приборы, используемые при ведении работ.

Составление экологического паспорта.

Оценка санитарно-гигиенических норм помещений. Краткая характеристика кабинетов, санитарные нормы: площадь помещения, норма площади в расчете на одного ученика, средняя температура воздуха, освещенность, запыленность воздушной среды в классе, проветриваемость. Количество комнатных растений и их состояние.

Оформление материала и составление отчета. Обработка данных исследований. Написание пояснительной записки.

Задачи особо охраняемых природных территорий (ООПТ):памятников природы, заповедников, заказников и т.д. Понятие особо охраняемой природной территории. Классификация памятников природы. Классификация памятников архитектуры. Методика описания памятников природы и архитектуры.

Красная книга. Редкие и исчезающие растения и их охрана. Редкие виды, растущие в нашем районе и крае. «Красная книга» растений.Лекарственные растения и их использование.

Экология и другие науки. Связь экологии и других наук. Использование экологических знаний в повседневной жизни.

Экологическая тропа. Продолжение работ. Открытие новых станций.

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Защита отчетов по научно-практическим исследованиям и других работ. Подведение итогов занятий за 3 года.

 

 

Для решения задач, поставленных программой, используется комплекс педагогических технологий, которые помогают сделать учебно-воспитательную деятельность более интенсивной, дифференцированной и гибкой. Успешно реализуются такие формы проведения занятий, как игра-конкурс, экскурсия (тематическая, обзорная), наблюдение, беседа, дискуссия, ток-шоу  и другие. Использование интерактивных методов   способствует развитию в воспитанниках коммуникативности, способности к исследовательской деятельности, решению личностно значимых для каждого человека экологических проблем. Досуговые и природоохранные мероприятия способствуют развитию интеллектуальных, физических, духовных и творческих способностей детей с учетом интересов каждого ребенка.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Беляева В.С., Василевская С.Д Изучаем природу родного края. М., Просвещение, 1974.
  2. Бородина И.Н. Деревья и кустарники СССР. Справочник. М., Мысль, 1966.
  3. Гладков Н.А., Михеев А.В.,Гладушин В.М. Охрана природы. М., Просвещение, 1975.
  4. Иванов А.Н., Чижова В.П. Охраняемые природные территории. -М.: Изд-во МГУ, 2003.
  5. Кизельвальтер Д.С., Раскатов Г.И., Рыжова А.А. Геоморфология и четвертичная геология. –М.: Недра, 1981.
  6. Краткий геологический словарь для школьников /под редакцией Г.И.Немкова –М.: Недра, 1989.
  7. Левитес М.Я. Общая геология с основами исторической геологии и геологии СССР. –М.: Недра, 1978.
  8. Лин. Н.Г. Общая геология: Учебное пособие. –М.: МГГА, 2000.
  9. Ломтадзе В.Д. Инженерная геология. Инженерная геодинамика. –Л.: Недра 1977.
  10. Мазаев А.В. Мониторинг малых рек: методическое пособие для учащихся школ с углубленным изучением экологии. –М.: Дом Советов, 2000.
  11. Михайлов В.Н., Добровольский А.Д. Общая гидрология. –М., 1991.
  12. Прозоров Л.Л., Экзарьян В.Н. Введение в экологию: Учебник для ВУЗов / под ред. В.Н. Экзарьяна – М., 2000.
  13. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) // «Россия молодая», 1994 – с.3-7
  14. Филин В.А. Видеоэкология. –М.: ТАСС-Реклама, 1997.
  15. Экзарьян В.Н. Экологические проблемы территориально-промышленных комплексов: Учебное пособие. –М.: МГГА, 2000.
  16. Экзарьян В.Н. Геоэкология и охрана окружающей среды: Учебник. –М.: Экология, 1997.
  17. Экологический словарь /Авторы-составители: С. Делятицкий, И. Зайонц, Л. Чертков, В. Экзарьян. –М., 1993.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obedineniya.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Нефтекумск

Программа детского объединения «РОДНИК»

Возраст обучающихся 10-16 лет.

Срок реализации – 3 года.

                                                           Составитель:

Булыщенко Елена Викторовна

Учитель биологии, химии и экологии

высшей квалификационной категории

                                                                   МКОУ СОШ № 3 г.Нефтекумск 

Ставропольский  край

г. Нефтекумск                                                                                    

  2012-2015 г.

Пояснительная записка

Возрастающее влияние человеческого общества на окружающую среду, техногенное давление на биосферу является важнейшей проблемой современности. В современном мире очень актуальной стала проблема экологизации образования подрастающего поколения. Эту проблему поставил человечеству глобальный экологический кризис, возникший из-за игнорирования законов природы, неуемного развития промышленности, урбанизации территорий, уничтожения естественных экосистем и т. д. В том числе оказывал влияние и воспитательный подход "Человек – царь природы", призывавший к эгоистическому потребительскому отношению человека к Природе. Такая постановка вопроса привела человечество к краю пропасти, к глобальному экологическому кризису.

Выход из кризиса возможен при созданной и функционирующей системе непрерывного экологического образования, базирующейся на положении, что человек является частью природы и живет по ее законам. Если дошкольный этап должен строиться на воспитании экологической культуры, то в школьном возрасте уже возможна подготовка экологически грамотных людей, способных в будущем принимать разумные решения в отношении природной среды.

Экологически грамотный человек – это человек, компетентно и ответственно относящийся к природе. С одной стороны – это грамотный профессионал, который знает как устроена природа, умеющий оценить состояние природной среды, владеющий методами оценки, контроля и анализа, разбирающийся в причинах влияния хозяйственной деятельности человека на природную среду, наконец, умеющий принимать взвешенные, разумные решения в области охраны окружающей природной среды и рационального природопользования.  Одним из путей выхода из экологического кризиса является воспитание экологически грамотного подрастающего поколения. Экологическое образование имеет своей целью формирование умений и отношений, необходимых для осознания и оценки взаимосвязей между людьми, их культурой и окружающей средой.

Настоящая программа рассчитана на 3 года занятий, возраст обучающихся 10–16 лет. Программа построена таким образом, что она дает реальные знания в области охраны окружающей среды и рационального природоиспользования. Воспитанник, закончив обучение по данной программе может вполне самостоятельно выполнять некоторые виды экологических исследований, проводить оценку качества окружающей среды, а также выполнять научно-исследовательские работы, развивающие творческие способности.

Программа составлена с учётом сезонности явлений в природе, в зимние месяцы проводятся в основном теоретические, лабораторные занятия. Общественно-полезный труд и экскурсии по экологической тропе вынесены на осень и весну.

Цель программы:

 создание благоприятных условий для формирования экологически грамотной личности, понимающей ответственность за сохранение природного и культурного наследия родного края и имеющей активную жизненную позицию.

Задачи программы:

  • Сформировать и расширить знания о родном городе, крае;
  • Познакомить учащихся с основными направлениями комплексных исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем.
  • Дать учащимся знания научных основ охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
  • Помочь овладеть умениями и навыками выполнения простейших видов экологических исследований, привитие навыков научно-исследовательской работы;
  • Развивать интерес к проблемам охраны природы и здоровья человека, сохранения и приумножения природных богатств РФ.

                

  • Развивать познавательный интерес к проблемам экологического  характера родного края;
  • Развивать пространственное мышление, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, интеллектуальные, творческие  способности;

Для решения задач, поставленных программой, используется комплекс педагогических технологий, которые помогают сделать учебно-воспитательную деятельность более интенсивной, дифференцированной и гибкой. Успешно реализуются такие формы проведения занятий, как игра-конкурс, экскурсия (тематическая, обзорная), наблюдение, беседа, дискуссия, ток-шоу  и другие. Использование интерактивных методов   способствует развитию в воспитанниках коммуникативности, способности к исследовательской деятельности, решению личностно значимых для каждого человека экологических проблем. Досуговые и природоохранные мероприятия способствуют развитию интеллектуальных, физических, духовных и творческих способностей детей с учетом интересов каждого ребенка.

Ожидаемые результаты:

Информационные   Обучение членов детского объединения навыкам наблюдений в и развитие у них чувственного восприятия природы

Практико- ориентированные    Получение первичных научных данных для выполнения проектов

Творческие  Проектная деятельность учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,развитие критического мышления

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год занятий

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

Всего

Вводное занятие

1

1

Планета Земля – наш дом.

2

1

1

Земля в космическом пространстве.

1

1

Строение земного шара.

1

1

2

История геологического развития Земли.

2

1

3

История развития экологии как научной дисциплины

2

2

Геологическая деятельность ветра.

1

1

2

Геологическая деятельность ледников.

1

1

Геологическая деятельность поверхностных текучих вод.

1

1

2

Геологическая деятельность подземных вод

2

2

4

Охрана природы

2

2

4

Экология здоровья

2

2

4

Животный мир нашего края

2

2

4

Экологическая тропа

1

2

3

       Всего:

19

15

34

2-й год занятий

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

Всего

Вводное занятие

1

1

Мониторинг окружающей природной среды.

1

1

2

ГС МОС – одна из основных подсистем программы по охране окружающей среды

2

2

4

4.

Полевые работы.

2

4

6

5.

Воздействие человека на природную среду

2

4

6

6.

Практическая расчетная работа: "Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от строительной техники".

2

2

4

7.

Практическая расчетная работа: "Определение степени эродированности почв".

2

4

6

8

Экологическая тропа

1

3

4

9

Итоговое занятие

1

1

Всего:

14

20

34

3-й год занятий

                                    3-й год занятий

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

Всего

Вводное занятие

1

1

Мировоззрение, этика и окружающая среда.

3

4

7

Методика составления экологического паспорта.

1

2

3

Составление экологического паспорта своей школы

2

2

Задачи особо охраняемых природных территорий (ООПТ):памятников природы, заповедников, заказников и т.д.

2

2

4

Красная книга

2

2

4

Экология и другие науки

2

1

3

Экологическая тропа

2

8

10

Итоговое занятие

1

1

                                                                          Всего:

12

22

34

 СОДЕРЖАНИЕ

1-й год занятий

Вводное занятие. Цели и задачи первого года занятий. Знакомство с разделами.

Правила составления рефератов, знакомство с примерными темами рефератов и научно-практических исследований.

Выбор тем заданий.

Планета Земля – наш дом. Что надо знать, чтобы понять и сохранить Землю? Основные аспекты охраны окружающей среды.

Нравственные и духовные подходы к охране природы. Системный подход в экологических исследованиях.

Земля в космическом пространстве. Звезды – основные тела Вселенной. Место Земли в Солнечной системе. Катастрофические гипотезы. Современные представления о происхождении Солнечной системы.

Строение земного шара. Форма, размеры и движение Земли. Общие сведения о составе земной коры. Понятие о горных породах и их генетическая классификация. Магматические горные породы.

Знакомство на практике с примерами минералов.

Изучение основных типов горных пород. Шкала Маоса.

История геологического развития Земли. Геологическая хронология. Относительный и абсолютный геологический возраст. Методы определения возраста горных пород и их характеристика. Абсолютный возраст Земли и древнейших пород. Основные геологические события докембрия, палеозоя, мезозоя, кайнозоя.

История развития экологии как научной дисциплины. История взаимоотношений человека и природы. Экология – биологическая наука. Связь экологии с другими науками. Экология – комплексная наука. Экология вчера, сегодня, завтра. Необходимость и актуальность экологических исследований и природоохранных мероприятий. Экологические движения.

Геологическая деятельность ветра. Аккумулятивная и разрушительная деятельность ветра. Влияние климата и растительности на интенсивность работы ветра. Эоловые процессы. Взаимосвязь различных видов эоловых процессов.

Геологическая деятельность ледников. Типы ледников – горные, покровные (материковые), промежуточные. Каровые и висячие ледники. Режим ледников, Области питания и области стока ледников различных типов. Разрушительная работа ледников (экзарация).

Геологическая деятельность поверхностных текучих вод. Роль поверхностных вод в формировании рельефа. Поверхностный сток и его виды. Плоскостной и русловой сток. Деятельность временных потоков. Линейный размыв (эрозия), перенос обломочного материала временными потоками; аккумуляция осадков.

Периоды развития реки.

Геологическая деятельность подземных вод. Подземные воды как составная часть гидросферы Земли. Факторы образования подземных вод. Водопроницаемые и водонепроницаемые (водоупорные) породы. Понятие водоносного горизонта. Виды подземных вод. Почвенные воды. Верховодка. Грунтовые воды. Артезианские воды. Артезианский бассейн. Происхождение подземных вод и формы питания.

Охрана природы Краткая история освоения и сохранения природных ресурсов. Человечество – глобальный экологический фактор. Типы взаимодействия человека и природной среды. Зачем нужно заниматься проблемами ресурсов и окружающей среды?

Экология здоровья. Здоровье ребёнка -  дело семьи и школы. Закаливание, питание и здоровье учащихся.

 Животный мир нашего края.  Обзор животного мира нашего края. Редкие и исчезающие животные края. «Красная книга» животных.

Экологическая тропа. Организация работы экологической тропы. Осуществление локального мониторинга на маршрутах.

2-ой год занятий

Вводное занятие. Цели и задачи второго года занятий. Знакомство с разделами.

Мониторинг окружающей природной среды. Понятие, история развития. Современные тенденции научной и практической реализации мониторинга.

ГС МОС – одна из основных подсистем программы по охране окружающей среды Организации Объединенных Наций (ООН) Всемирная метеорологическая организация ООН. Программа ЮНЕСКО ООН. Всемирная организация здравоохранения. ФАО – продовольственная и сельскохозяйственная программа ООН. Структура ГС МОС и основные направления ее развития.

Полевые работы. Оформление и правила ведения полевого дневника. Составление карты фактического материала. Технология визуальных наблюдений. Технология проведения наблюдений. Определение физических свойств воды: температуры, плотности, цветности, мутности, прозрачности, запаха, количества осадка. Технология проведения сокращенного химического анализа воды. Определение рН, содержания NO3-, NO2-, CO32-, HCO3-, Cl-, SO42-, NH4+, Fe3+, Ca2+, Mg2+, Na+, K+ Представление результатов химического анализа. Определение типа воды. Формула Курлова. Расчет расхода растворенных веществ.

Воздействие человека на окружающую природную среду.  Загрязнение природной среды. Источники загрязнения. Загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных воды, почв. Основные предпосылки и причины загрязнения окружающей среды. Воздействие на природу – результат хозяйственной деятельности человека. Методы контроля, расчетные методы оценки воздействия.

Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от строительной техники. Загрязнение атмосферы в городах. Источники загрязнения атмосферы. Вещества и химические соединения – загрязнители атмосферы. Загрязнение атмосферы строительной техникой. Понятие выброса, удельного выброса вредного вещества. Методы расчета выбросов в атмосферу. Расчет выбросов от строительной техники.

Практическая расчетная работа: "Определение степени эродированности почв". Эродированность почв. Классификация эродированности. Методы определения эродированности. Построение карт эродированности почв.

Экологическая тропа. Продолжение работ. Открытие новых станций.

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Защита отчетов и расчетных работ. Постановка задач на третий год обучения.

3-ий год занятий

Вводное занятие. Цели и задачи третьего года занятий. Знакомство с разделами.

Мировоззрение, этика и окружающая среда. Мировоззрение расточителей. Мировоззрение, способствующее устойчивому развитию Земли.

Методика составления экологического паспорта. Цели и задачи при составлении экологического паспорта. Методика проведения работ. Бланки оценки санитарно-гигиенических условий помещения. Радиационный контроль помещения. Методы радиационного контроля. Оборудование и приборы, используемые при ведении работ.

Составление экологического паспорта.

Оценка санитарно-гигиенических норм помещений. Краткая характеристика кабинетов, санитарные нормы: площадь помещения, норма площади в расчете на одного ученика, средняя температура воздуха, освещенность, запыленность воздушной среды в классе, проветриваемость. Количество комнатных растений и их состояние.

Оформление материала и составление отчета. Обработка данных исследований. Написание пояснительной записки.

Задачи особо охраняемых природных территорий (ООПТ):памятников природы, заповедников, заказников и т.д. Понятие особо охраняемой природной территории. Классификация памятников природы. Классификация памятников архитектуры. Методика описания памятников природы и архитектуры.

Красная книга. Редкие и исчезающие растения и их охрана. Редкие виды, растущие в нашем районе и крае. «Красная книга» растений.Лекарственные растения и их использование.

Экология и другие науки. Связь экологии и других наук. Использование экологических знаний в повседневной жизни.

Экологическая тропа. Продолжение работ. Открытие новых станций.

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Защита отчетов по научно-практическим исследованиям и других работ. Подведение итогов занятий за 3 года.

Для решения задач, поставленных программой, используется комплекс педагогических технологий, которые помогают сделать учебно-воспитательную деятельность более интенсивной, дифференцированной и гибкой. Успешно реализуются такие формы проведения занятий, как игра-конкурс, экскурсия (тематическая, обзорная), наблюдение, беседа, дискуссия, ток-шоу  и другие. Использование интерактивных методов   способствует развитию в воспитанниках коммуникативности, способности к исследовательской деятельности, решению личностно значимых для каждого человека экологических проблем. Досуговые и природоохранные мероприятия способствуют развитию интеллектуальных, физических, духовных и творческих способностей детей с учетом интересов каждого ребенка.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Беляева В.С., Василевская С.Д Изучаем природу родного края. М., Просвещение, 1974.
  2. Бородина И.Н. Деревья и кустарники СССР. Справочник. М., Мысль, 1966.
  3. Гладков Н.А., Михеев А.В.,Гладушин В.М. Охрана природы. М., Просвещение, 1975.
  4. Иванов А.Н., Чижова В.П. Охраняемые природные территории. -М.: Изд-во МГУ, 2003.
  5. Кизельвальтер Д.С., Раскатов Г.И., Рыжова А.А. Геоморфология и четвертичная геология. –М.: Недра, 1981.
  6. Краткий геологический словарь для школьников /под редакцией Г.И.Немкова –М.: Недра, 1989.
  7. Левитес М.Я. Общая геология с основами исторической геологии и геологии СССР. –М.: Недра, 1978.
  8. Лин. Н.Г. Общая геология: Учебное пособие. –М.: МГГА, 2000.
  9. Ломтадзе В.Д. Инженерная геология. Инженерная геодинамика. –Л.: Недра 1977.
  10. Мазаев А.В. Мониторинг малых рек: методическое пособие для учащихся школ с углубленным изучением экологии. –М.: Дом Советов, 2000.
  11. Михайлов В.Н., Добровольский А.Д. Общая гидрология. –М., 1991.
  12. Прозоров Л.Л., Экзарьян В.Н. Введение в экологию: Учебник для ВУЗов / под ред. В.Н. Экзарьяна – М., 2000.
  13. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) // «Россия молодая», 1994 – с.3-7
  14. Филин В.А. Видеоэкология. –М.: ТАСС-Реклама, 1997.
  15. Экзарьян В.Н. Экологические проблемы территориально-промышленных комплексов: Учебное пособие. –М.: МГГА, 2000.
  16. Экзарьян В.Н. Геоэкология и охрана окружающей среды: Учебник. –М.: Экология, 1997.
  17. Экологический словарь /Авторы-составители: С. Делятицкий, И. Зайонц, Л. Чертков, В. Экзарьян. –М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа детского объединения "Роднички"

Детская игра – сфера активного общения личности, поскольку предоставляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений, обеспечивает деятельность, развивающую неограниченные воз...

Программа детского объединения

"Друзья природы" - программа творческого объединения, которая способствует развитию креативности, нестандартного пространственного мышления, вкуса, умения логически мыслить, создавать нечто ново...

Дополнительная образовательная программа детского объединения "Кулинария издоровье"

   Цель программы: дать школьникам знания о рациональном питании, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность критически относиться к разного рода модным ...

Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"

В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...

Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень

Пояснительная записка.   В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...