Программа детского объединения «РОДНИК»
рабочая программа по экологии (9 класс) по теме
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Нефтекумск
Программа детского объединения «РОДНИК»
Возраст обучающихся 10-16 лет.
Срок реализации – 3года
Булыщенко Елена Викторовна
Учитель биологии, химии и экологии
высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ № 3 г.Нефтекумск
Ставропольский край г. Нефтекумск 2012-2015 г.
Пояснительная записка
Возрастающее влияние человеческого общества на окружающую среду, техногенное давление на биосферу является важнейшей проблемой современности. В современном мире очень актуальной стала проблема экологизации образования подрастающего поколения. Эту проблему поставил человечеству глобальный экологический кризис, возникший из-за игнорирования законов природы, неуемного развития промышленности, урбанизации территорий, уничтожения естественных экосистем и т. д. В том числе оказывал влияние и воспитательный подход "Человек – царь природы", призывавший к эгоистическому потребительскому отношению человека к Природе. Такая постановка вопроса привела человечество к краю пропасти, к глобальному экологическому кризису.
Выход из кризиса возможен при созданной и функционирующей системе непрерывного экологического образования, базирующейся на положении, что человек является частью природы и живет по ее законам. Если дошкольный этап должен строиться на воспитании экологической культуры, то в школьном возрасте уже возможна подготовка экологически грамотных людей, способных в будущем принимать разумные решения в отношении природной среды.
Экологически грамотный человек – это человек, компетентно и ответственно относящийся к природе. С одной стороны – это грамотный профессионал, который знает как устроена природа, умеющий оценить состояние природной среды, владеющий методами оценки, контроля и анализа, разбирающийся в причинах влияния хозяйственной деятельности человека на природную среду, наконец, умеющий принимать взвешенные, разумные решения в области охраны окружающей природной среды и рационального природопользования. Одним из путей выхода из экологического кризиса является воспитание экологически грамотного подрастающего поколения. Экологическое образование имеет своей целью формирование умений и отношений, необходимых для осознания и оценки взаимосвязей между людьми, их культурой и окружающей средой.
Настоящая программа рассчитана на 3 года занятий, возраст обучающихся 10–16 лет. Программа построена таким образом, что она дает реальные знания в области охраны окружающей среды и рационального природоиспользования. Воспитанник, закончив обучение по данной программе может вполне самостоятельно выполнять некоторые виды экологических исследований, проводить оценку качества окружающей среды, а также выполнять научно-исследовательские работы, развивающие творческие способности.
Программа составлена с учётом сезонности явлений в природе, в зимние месяцы проводятся в основном теоретические, лабораторные занятия. Общественно-полезный труд и экскурсии по экологической тропе вынесены на осень и весну.
Цель программы:
создание благоприятных условий для формирования экологически грамотной личности, понимающей ответственность за сохранение природного и культурного наследия родного края и имеющей активную жизненную позицию.
Задачи программы:
- Сформировать и расширить знания о родном городе, крае;
- Познакомить учащихся с основными направлениями комплексных исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем.
- Дать учащимся знания научных основ охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
- Помочь овладеть умениями и навыками выполнения простейших видов экологических исследований, привитие навыков научно-исследовательской работы;
- Развивать интерес к проблемам охраны природы и здоровья человека, сохранения и приумножения природных богатств РФ.
- Развивать познавательный интерес к проблемам экологического характера родного края;
- Развивать пространственное мышление, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, интеллектуальные, творческие способности;
Для решения задач, поставленных программой, используется комплекс педагогических технологий, которые помогают сделать учебно-воспитательную деятельность более интенсивной, дифференцированной и гибкой. Успешно реализуются такие формы проведения занятий, как игра-конкурс, экскурсия (тематическая, обзорная), наблюдение, беседа, дискуссия, ток-шоу и другие. Использование интерактивных методов способствует развитию в воспитанниках коммуникативности, способности к исследовательской деятельности, решению личностно значимых для каждого человека экологических проблем. Досуговые и природоохранные мероприятия способствуют развитию интеллектуальных, физических, духовных и творческих способностей детей с учетом интересов каждого ребенка.
Ожидаемые результаты:
Информационные Обучение членов детского объединения навыкам наблюдений в и развитие у них чувственного восприятия природы
Практико- ориентированные Получение первичных научных данных для выполнения проектов
Творческие Проектная деятельность учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,развитие критического мышления
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год занятий
№ п/п | ТЕМА | Количество часов | ||
теория | практика | Всего | ||
Вводное занятие | 1 |
| 1 | |
Планета Земля – наш дом. | 2 | 1 | 1 | |
Земля в космическом пространстве. | 1 |
| 1 | |
Строение земного шара. | 1 | 1 | 2 | |
История геологического развития Земли. | 2 | 1 | 3 | |
История развития экологии как научной дисциплины | 2 | — | 2 | |
Геологическая деятельность ветра. | 1 | 1 | 2 | |
Геологическая деятельность ледников. | 1 |
| 1 | |
Геологическая деятельность поверхностных текучих вод. | 1 | 1 | 2 | |
Геологическая деятельность подземных вод | 2 | 2 | 4 | |
Охрана природы | 2 | 2 | 4 | |
Экология здоровья | 2 | 2 | 4 | |
Животный мир нашего края | 2 | 2 | 4 | |
Экологическая тропа | 1 | 2 | 3 | |
Всего: | 19 | 15 | 34 |
2-й год занятий
№ п/п | ТЕМА | Количество часов | ||
теория | практика | Всего | ||
Вводное занятие | 1 |
| 1 | |
Мониторинг окружающей природной среды. | 1 | 1 | 2 | |
ГС МОС – одна из основных подсистем программы по охране окружающей среды | 2 | 2 |
4 | |
4. | Полевые работы. | 2 | 4 | 6 |
5. | Воздействие человека на природную среду | 2 | 4 | 6 |
6. | Практическая расчетная работа: "Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от строительной техники". | 2 | 2 |
4 |
7. | Практическая расчетная работа: "Определение степени эродированности почв". | 2 | 4 |
6 |
8 | Экологическая тропа | 1 | 3 | 4 |
9 | Итоговое занятие |
| 1 | 1 |
Всего: | 14 | 20 | 34 |
3-й год занятий
3-й год занятий
№ п/п | ТЕМА | Количество часов | ||
теория | практика | Всего | ||
Вводное занятие | 1 |
| 1 | |
Мировоззрение, этика и окружающая среда. | 3 | 4 | 7 | |
Методика составления экологического паспорта. | 1 | 2 | 3 | |
Составление экологического паспорта своей школы |
| 2 | 2 | |
Задачи особо охраняемых природных территорий (ООПТ):памятников природы, заповедников, заказников и т.д. | 2 | 2 | 4 | |
Красная книга | 2 | 2 | 4 | |
Экология и другие науки | 2 | 1 | 3 | |
Экологическая тропа | 2 | 8 | 10 | |
Итоговое занятие |
| 1 | 1 | |
| Всего: | 12 | 22 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ
1-й год занятий
Вводное занятие. Цели и задачи первого года занятий. Знакомство с разделами.
Правила составления рефератов, знакомство с примерными темами рефератов и научно-практических исследований.
Выбор тем заданий.
Планета Земля – наш дом. Что надо знать, чтобы понять и сохранить Землю? Основные аспекты охраны окружающей среды.
Нравственные и духовные подходы к охране природы. Системный подход в экологических исследованиях.
Земля в космическом пространстве. Звезды – основные тела Вселенной. Место Земли в Солнечной системе. Катастрофические гипотезы. Современные представления о происхождении Солнечной системы.
Строение земного шара. Форма, размеры и движение Земли. Общие сведения о составе земной коры. Понятие о горных породах и их генетическая классификация. Магматические горные породы.
Знакомство на практике с примерами минералов.
Изучение основных типов горных пород. Шкала Маоса.
История геологического развития Земли. Геологическая хронология. Относительный и абсолютный геологический возраст. Методы определения возраста горных пород и их характеристика. Абсолютный возраст Земли и древнейших пород. Основные геологические события докембрия, палеозоя, мезозоя, кайнозоя.
История развития экологии как научной дисциплины. История взаимоотношений человека и природы. Экология – биологическая наука. Связь экологии с другими науками. Экология – комплексная наука. Экология вчера, сегодня, завтра. Необходимость и актуальность экологических исследований и природоохранных мероприятий. Экологические движения.
Геологическая деятельность ветра. Аккумулятивная и разрушительная деятельность ветра. Влияние климата и растительности на интенсивность работы ветра. Эоловые процессы. Взаимосвязь различных видов эоловых процессов.
Геологическая деятельность ледников. Типы ледников – горные, покровные (материковые), промежуточные. Каровые и висячие ледники. Режим ледников, Области питания и области стока ледников различных типов. Разрушительная работа ледников (экзарация).
Геологическая деятельность поверхностных текучих вод. Роль поверхностных вод в формировании рельефа. Поверхностный сток и его виды. Плоскостной и русловой сток. Деятельность временных потоков. Линейный размыв (эрозия), перенос обломочного материала временными потоками; аккумуляция осадков.
Периоды развития реки.
Геологическая деятельность подземных вод. Подземные воды как составная часть гидросферы Земли. Факторы образования подземных вод. Водопроницаемые и водонепроницаемые (водоупорные) породы. Понятие водоносного горизонта. Виды подземных вод. Почвенные воды. Верховодка. Грунтовые воды. Артезианские воды. Артезианский бассейн. Происхождение подземных вод и формы питания.
Охрана природы Краткая история освоения и сохранения природных ресурсов. Человечество – глобальный экологический фактор. Типы взаимодействия человека и природной среды. Зачем нужно заниматься проблемами ресурсов и окружающей среды?
Экология здоровья. Здоровье ребёнка - дело семьи и школы. Закаливание, питание и здоровье учащихся.
Животный мир нашего края. Обзор животного мира нашего края. Редкие и исчезающие животные края. «Красная книга» животных.
Экологическая тропа. Организация работы экологической тропы. Осуществление локального мониторинга на маршрутах.
2-ой год занятий
Вводное занятие. Цели и задачи второго года занятий. Знакомство с разделами.
Мониторинг окружающей природной среды. Понятие, история развития. Современные тенденции научной и практической реализации мониторинга.
ГС МОС – одна из основных подсистем программы по охране окружающей среды Организации Объединенных Наций (ООН) Всемирная метеорологическая организация ООН. Программа ЮНЕСКО ООН. Всемирная организация здравоохранения. ФАО – продовольственная и сельскохозяйственная программа ООН. Структура ГС МОС и основные направления ее развития.
Полевые работы. Оформление и правила ведения полевого дневника. Составление карты фактического материала. Технология визуальных наблюдений. Технология проведения наблюдений. Определение физических свойств воды: температуры, плотности, цветности, мутности, прозрачности, запаха, количества осадка. Технология проведения сокращенного химического анализа воды. Определение рН, содержания NO3-, NO2-, CO32-, HCO3-, Cl-, SO42-, NH4+, Fe3+, Ca2+, Mg2+, Na+, K+ Представление результатов химического анализа. Определение типа воды. Формула Курлова. Расчет расхода растворенных веществ.
Воздействие человека на окружающую природную среду. Загрязнение природной среды. Источники загрязнения. Загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных воды, почв. Основные предпосылки и причины загрязнения окружающей среды. Воздействие на природу – результат хозяйственной деятельности человека. Методы контроля, расчетные методы оценки воздействия.
Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от строительной техники. Загрязнение атмосферы в городах. Источники загрязнения атмосферы. Вещества и химические соединения – загрязнители атмосферы. Загрязнение атмосферы строительной техникой. Понятие выброса, удельного выброса вредного вещества. Методы расчета выбросов в атмосферу. Расчет выбросов от строительной техники.
Практическая расчетная работа: "Определение степени эродированности почв". Эродированность почв. Классификация эродированности. Методы определения эродированности. Построение карт эродированности почв.
Экологическая тропа. Продолжение работ. Открытие новых станций.
Итоговое занятие. Подведение итогов года. Защита отчетов и расчетных работ. Постановка задач на третий год обучения.
3-ий год занятий
Вводное занятие. Цели и задачи третьего года занятий. Знакомство с разделами.
Мировоззрение, этика и окружающая среда. Мировоззрение расточителей. Мировоззрение, способствующее устойчивому развитию Земли.
Методика составления экологического паспорта. Цели и задачи при составлении экологического паспорта. Методика проведения работ. Бланки оценки санитарно-гигиенических условий помещения. Радиационный контроль помещения. Методы радиационного контроля. Оборудование и приборы, используемые при ведении работ.
Составление экологического паспорта.
Оценка санитарно-гигиенических норм помещений. Краткая характеристика кабинетов, санитарные нормы: площадь помещения, норма площади в расчете на одного ученика, средняя температура воздуха, освещенность, запыленность воздушной среды в классе, проветриваемость. Количество комнатных растений и их состояние.
Оформление материала и составление отчета. Обработка данных исследований. Написание пояснительной записки.
Задачи особо охраняемых природных территорий (ООПТ):памятников природы, заповедников, заказников и т.д. Понятие особо охраняемой природной территории. Классификация памятников природы. Классификация памятников архитектуры. Методика описания памятников природы и архитектуры.
Красная книга. Редкие и исчезающие растения и их охрана. Редкие виды, растущие в нашем районе и крае. «Красная книга» растений.Лекарственные растения и их использование.
Экология и другие науки. Связь экологии и других наук. Использование экологических знаний в повседневной жизни.
Экологическая тропа. Продолжение работ. Открытие новых станций.
Итоговое занятие. Подведение итогов года. Защита отчетов по научно-практическим исследованиям и других работ. Подведение итогов занятий за 3 года.
Для решения задач, поставленных программой, используется комплекс педагогических технологий, которые помогают сделать учебно-воспитательную деятельность более интенсивной, дифференцированной и гибкой. Успешно реализуются такие формы проведения занятий, как игра-конкурс, экскурсия (тематическая, обзорная), наблюдение, беседа, дискуссия, ток-шоу и другие. Использование интерактивных методов способствует развитию в воспитанниках коммуникативности, способности к исследовательской деятельности, решению личностно значимых для каждого человека экологических проблем. Досуговые и природоохранные мероприятия способствуют развитию интеллектуальных, физических, духовных и творческих способностей детей с учетом интересов каждого ребенка.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Беляева В.С., Василевская С.Д Изучаем природу родного края. М., Просвещение, 1974.
- Бородина И.Н. Деревья и кустарники СССР. Справочник. М., Мысль, 1966.
- Гладков Н.А., Михеев А.В.,Гладушин В.М. Охрана природы. М., Просвещение, 1975.
- Иванов А.Н., Чижова В.П. Охраняемые природные территории. -М.: Изд-во МГУ, 2003.
- Кизельвальтер Д.С., Раскатов Г.И., Рыжова А.А. Геоморфология и четвертичная геология. –М.: Недра, 1981.
- Краткий геологический словарь для школьников /под редакцией Г.И.Немкова –М.: Недра, 1989.
- Левитес М.Я. Общая геология с основами исторической геологии и геологии СССР. –М.: Недра, 1978.
- Лин. Н.Г. Общая геология: Учебное пособие. –М.: МГГА, 2000.
- Ломтадзе В.Д. Инженерная геология. Инженерная геодинамика. –Л.: Недра 1977.
- Мазаев А.В. Мониторинг малых рек: методическое пособие для учащихся школ с углубленным изучением экологии. –М.: Дом Советов, 2000.
- Михайлов В.Н., Добровольский А.Д. Общая гидрология. –М., 1991.
- Прозоров Л.Л., Экзарьян В.Н. Введение в экологию: Учебник для ВУЗов / под ред. В.Н. Экзарьяна – М., 2000.
- Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) // «Россия молодая», 1994 – с.3-7
- Филин В.А. Видеоэкология. –М.: ТАСС-Реклама, 1997.
- Экзарьян В.Н. Экологические проблемы территориально-промышленных комплексов: Учебное пособие. –М.: МГГА, 2000.
- Экзарьян В.Н. Геоэкология и охрана окружающей среды: Учебник. –М.: Экология, 1997.
- Экологический словарь /Авторы-составители: С. Делятицкий, И. Зайонц, Л. Чертков, В. Экзарьян. –М., 1993.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_obedineniya.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Нефтекумск
Программа детского объединения «РОДНИК»
Возраст обучающихся 10-16 лет.
Срок реализации – 3 года.
Составитель:
Булыщенко Елена Викторовна
Учитель биологии, химии и экологии
высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ № 3 г.Нефтекумск
Ставропольский край
г. Нефтекумск
2012-2015 г.
Пояснительная записка
Возрастающее влияние человеческого общества на окружающую среду, техногенное давление на биосферу является важнейшей проблемой современности. В современном мире очень актуальной стала проблема экологизации образования подрастающего поколения. Эту проблему поставил человечеству глобальный экологический кризис, возникший из-за игнорирования законов природы, неуемного развития промышленности, урбанизации территорий, уничтожения естественных экосистем и т. д. В том числе оказывал влияние и воспитательный подход "Человек – царь природы", призывавший к эгоистическому потребительскому отношению человека к Природе. Такая постановка вопроса привела человечество к краю пропасти, к глобальному экологическому кризису.
Выход из кризиса возможен при созданной и функционирующей системе непрерывного экологического образования, базирующейся на положении, что человек является частью природы и живет по ее законам. Если дошкольный этап должен строиться на воспитании экологической культуры, то в школьном возрасте уже возможна подготовка экологически грамотных людей, способных в будущем принимать разумные решения в отношении природной среды.
Экологически грамотный человек – это человек, компетентно и ответственно относящийся к природе. С одной стороны – это грамотный профессионал, который знает как устроена природа, умеющий оценить состояние природной среды, владеющий методами оценки, контроля и анализа, разбирающийся в причинах влияния хозяйственной деятельности человека на природную среду, наконец, умеющий принимать взвешенные, разумные решения в области охраны окружающей природной среды и рационального природопользования. Одним из путей выхода из экологического кризиса является воспитание экологически грамотного подрастающего поколения. Экологическое образование имеет своей целью формирование умений и отношений, необходимых для осознания и оценки взаимосвязей между людьми, их культурой и окружающей средой.
Настоящая программа рассчитана на 3 года занятий, возраст обучающихся 10–16 лет. Программа построена таким образом, что она дает реальные знания в области охраны окружающей среды и рационального природоиспользования. Воспитанник, закончив обучение по данной программе может вполне самостоятельно выполнять некоторые виды экологических исследований, проводить оценку качества окружающей среды, а также выполнять научно-исследовательские работы, развивающие творческие способности.
Программа составлена с учётом сезонности явлений в природе, в зимние месяцы проводятся в основном теоретические, лабораторные занятия. Общественно-полезный труд и экскурсии по экологической тропе вынесены на осень и весну.
Цель программы:
создание благоприятных условий для формирования экологически грамотной личности, понимающей ответственность за сохранение природного и культурного наследия родного края и имеющей активную жизненную позицию.
Задачи программы:
- Сформировать и расширить знания о родном городе, крае;
- Познакомить учащихся с основными направлениями комплексных исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем.
- Дать учащимся знания научных основ охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
- Помочь овладеть умениями и навыками выполнения простейших видов экологических исследований, привитие навыков научно-исследовательской работы;
- Развивать интерес к проблемам охраны природы и здоровья человека, сохранения и приумножения природных богатств РФ.
- Развивать познавательный интерес к проблемам экологического характера родного края;
- Развивать пространственное мышление, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, интеллектуальные, творческие способности;
Для решения задач, поставленных программой, используется комплекс педагогических технологий, которые помогают сделать учебно-воспитательную деятельность более интенсивной, дифференцированной и гибкой. Успешно реализуются такие формы проведения занятий, как игра-конкурс, экскурсия (тематическая, обзорная), наблюдение, беседа, дискуссия, ток-шоу и другие. Использование интерактивных методов способствует развитию в воспитанниках коммуникативности, способности к исследовательской деятельности, решению личностно значимых для каждого человека экологических проблем. Досуговые и природоохранные мероприятия способствуют развитию интеллектуальных, физических, духовных и творческих способностей детей с учетом интересов каждого ребенка.
Ожидаемые результаты:
Информационные Обучение членов детского объединения навыкам наблюдений в и развитие у них чувственного восприятия природы
Практико- ориентированные Получение первичных научных данных для выполнения проектов
Творческие Проектная деятельность учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,развитие критического мышления
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год занятий
№ п/п | ТЕМА | Количество часов | ||
теория | практика | Всего | ||
Вводное занятие | 1 | 1 | ||
Планета Земля – наш дом. | 2 | 1 | 1 | |
Земля в космическом пространстве. | 1 | 1 | ||
Строение земного шара. | 1 | 1 | 2 | |
История геологического развития Земли. | 2 | 1 | 3 | |
История развития экологии как научной дисциплины | 2 | — | 2 | |
Геологическая деятельность ветра. | 1 | 1 | 2 | |
Геологическая деятельность ледников. | 1 | 1 | ||
Геологическая деятельность поверхностных текучих вод. | 1 | 1 | 2 | |
Геологическая деятельность подземных вод | 2 | 2 | 4 | |
Охрана природы | 2 | 2 | 4 | |
Экология здоровья | 2 | 2 | 4 | |
Животный мир нашего края | 2 | 2 | 4 | |
Экологическая тропа | 1 | 2 | 3 | |
Всего: | 19 | 15 | 34 |
2-й год занятий
№ п/п | ТЕМА | Количество часов | ||
теория | практика | Всего | ||
Вводное занятие | 1 | 1 | ||
Мониторинг окружающей природной среды. | 1 | 1 | 2 | |
ГС МОС – одна из основных подсистем программы по охране окружающей среды | 2 | 2 | 4 | |
4. | Полевые работы. | 2 | 4 | 6 |
5. | Воздействие человека на природную среду | 2 | 4 | 6 |
6. | Практическая расчетная работа: "Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от строительной техники". | 2 | 2 | 4 |
7. | Практическая расчетная работа: "Определение степени эродированности почв". | 2 | 4 | 6 |
8 | Экологическая тропа | 1 | 3 | 4 |
9 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Всего: | 14 | 20 | 34 |
3-й год занятий
3-й год занятий
№ п/п | ТЕМА | Количество часов | ||
теория | практика | Всего | ||
Вводное занятие | 1 | 1 | ||
Мировоззрение, этика и окружающая среда. | 3 | 4 | 7 | |
Методика составления экологического паспорта. | 1 | 2 | 3 | |
Составление экологического паспорта своей школы | 2 | 2 | ||
Задачи особо охраняемых природных территорий (ООПТ):памятников природы, заповедников, заказников и т.д. | 2 | 2 | 4 | |
Красная книга | 2 | 2 | 4 | |
Экология и другие науки | 2 | 1 | 3 | |
Экологическая тропа | 2 | 8 | 10 | |
Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
Всего: | 12 | 22 | 34 |
1-й год занятий
Вводное занятие. Цели и задачи первого года занятий. Знакомство с разделами.
Правила составления рефератов, знакомство с примерными темами рефератов и научно-практических исследований.
Выбор тем заданий.
Планета Земля – наш дом. Что надо знать, чтобы понять и сохранить Землю? Основные аспекты охраны окружающей среды.
Нравственные и духовные подходы к охране природы. Системный подход в экологических исследованиях.
Земля в космическом пространстве. Звезды – основные тела Вселенной. Место Земли в Солнечной системе. Катастрофические гипотезы. Современные представления о происхождении Солнечной системы.
Строение земного шара. Форма, размеры и движение Земли. Общие сведения о составе земной коры. Понятие о горных породах и их генетическая классификация. Магматические горные породы.
Знакомство на практике с примерами минералов.
Изучение основных типов горных пород. Шкала Маоса.
История геологического развития Земли. Геологическая хронология. Относительный и абсолютный геологический возраст. Методы определения возраста горных пород и их характеристика. Абсолютный возраст Земли и древнейших пород. Основные геологические события докембрия, палеозоя, мезозоя, кайнозоя.
История развития экологии как научной дисциплины. История взаимоотношений человека и природы. Экология – биологическая наука. Связь экологии с другими науками. Экология – комплексная наука. Экология вчера, сегодня, завтра. Необходимость и актуальность экологических исследований и природоохранных мероприятий. Экологические движения.
Геологическая деятельность ветра. Аккумулятивная и разрушительная деятельность ветра. Влияние климата и растительности на интенсивность работы ветра. Эоловые процессы. Взаимосвязь различных видов эоловых процессов.
Геологическая деятельность ледников. Типы ледников – горные, покровные (материковые), промежуточные. Каровые и висячие ледники. Режим ледников, Области питания и области стока ледников различных типов. Разрушительная работа ледников (экзарация).
Геологическая деятельность поверхностных текучих вод. Роль поверхностных вод в формировании рельефа. Поверхностный сток и его виды. Плоскостной и русловой сток. Деятельность временных потоков. Линейный размыв (эрозия), перенос обломочного материала временными потоками; аккумуляция осадков.
Периоды развития реки.
Геологическая деятельность подземных вод. Подземные воды как составная часть гидросферы Земли. Факторы образования подземных вод. Водопроницаемые и водонепроницаемые (водоупорные) породы. Понятие водоносного горизонта. Виды подземных вод. Почвенные воды. Верховодка. Грунтовые воды. Артезианские воды. Артезианский бассейн. Происхождение подземных вод и формы питания.
Охрана природы Краткая история освоения и сохранения природных ресурсов. Человечество – глобальный экологический фактор. Типы взаимодействия человека и природной среды. Зачем нужно заниматься проблемами ресурсов и окружающей среды?
Экология здоровья. Здоровье ребёнка - дело семьи и школы. Закаливание, питание и здоровье учащихся.
Животный мир нашего края. Обзор животного мира нашего края. Редкие и исчезающие животные края. «Красная книга» животных.
Экологическая тропа. Организация работы экологической тропы. Осуществление локального мониторинга на маршрутах.
2-ой год занятий
Вводное занятие. Цели и задачи второго года занятий. Знакомство с разделами.
Мониторинг окружающей природной среды. Понятие, история развития. Современные тенденции научной и практической реализации мониторинга.
ГС МОС – одна из основных подсистем программы по охране окружающей среды Организации Объединенных Наций (ООН) Всемирная метеорологическая организация ООН. Программа ЮНЕСКО ООН. Всемирная организация здравоохранения. ФАО – продовольственная и сельскохозяйственная программа ООН. Структура ГС МОС и основные направления ее развития.
Полевые работы. Оформление и правила ведения полевого дневника. Составление карты фактического материала. Технология визуальных наблюдений. Технология проведения наблюдений. Определение физических свойств воды: температуры, плотности, цветности, мутности, прозрачности, запаха, количества осадка. Технология проведения сокращенного химического анализа воды. Определение рН, содержания NO3-, NO2-, CO32-, HCO3-, Cl-, SO42-, NH4+, Fe3+, Ca2+, Mg2+, Na+, K+ Представление результатов химического анализа. Определение типа воды. Формула Курлова. Расчет расхода растворенных веществ.
Воздействие человека на окружающую природную среду. Загрязнение природной среды. Источники загрязнения. Загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных воды, почв. Основные предпосылки и причины загрязнения окружающей среды. Воздействие на природу – результат хозяйственной деятельности человека. Методы контроля, расчетные методы оценки воздействия.
Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от строительной техники. Загрязнение атмосферы в городах. Источники загрязнения атмосферы. Вещества и химические соединения – загрязнители атмосферы. Загрязнение атмосферы строительной техникой. Понятие выброса, удельного выброса вредного вещества. Методы расчета выбросов в атмосферу. Расчет выбросов от строительной техники.
Практическая расчетная работа: "Определение степени эродированности почв". Эродированность почв. Классификация эродированности. Методы определения эродированности. Построение карт эродированности почв.
Экологическая тропа. Продолжение работ. Открытие новых станций.
Итоговое занятие. Подведение итогов года. Защита отчетов и расчетных работ. Постановка задач на третий год обучения.
3-ий год занятий
Вводное занятие. Цели и задачи третьего года занятий. Знакомство с разделами.
Мировоззрение, этика и окружающая среда. Мировоззрение расточителей. Мировоззрение, способствующее устойчивому развитию Земли.
Методика составления экологического паспорта. Цели и задачи при составлении экологического паспорта. Методика проведения работ. Бланки оценки санитарно-гигиенических условий помещения. Радиационный контроль помещения. Методы радиационного контроля. Оборудование и приборы, используемые при ведении работ.
Составление экологического паспорта.
Оценка санитарно-гигиенических норм помещений. Краткая характеристика кабинетов, санитарные нормы: площадь помещения, норма площади в расчете на одного ученика, средняя температура воздуха, освещенность, запыленность воздушной среды в классе, проветриваемость. Количество комнатных растений и их состояние.
Оформление материала и составление отчета. Обработка данных исследований. Написание пояснительной записки.
Задачи особо охраняемых природных территорий (ООПТ):памятников природы, заповедников, заказников и т.д. Понятие особо охраняемой природной территории. Классификация памятников природы. Классификация памятников архитектуры. Методика описания памятников природы и архитектуры.
Красная книга. Редкие и исчезающие растения и их охрана. Редкие виды, растущие в нашем районе и крае. «Красная книга» растений.Лекарственные растения и их использование.
Экология и другие науки. Связь экологии и других наук. Использование экологических знаний в повседневной жизни.
Экологическая тропа. Продолжение работ. Открытие новых станций.
Итоговое занятие. Подведение итогов года. Защита отчетов по научно-практическим исследованиям и других работ. Подведение итогов занятий за 3 года.
Для решения задач, поставленных программой, используется комплекс педагогических технологий, которые помогают сделать учебно-воспитательную деятельность более интенсивной, дифференцированной и гибкой. Успешно реализуются такие формы проведения занятий, как игра-конкурс, экскурсия (тематическая, обзорная), наблюдение, беседа, дискуссия, ток-шоу и другие. Использование интерактивных методов способствует развитию в воспитанниках коммуникативности, способности к исследовательской деятельности, решению личностно значимых для каждого человека экологических проблем. Досуговые и природоохранные мероприятия способствуют развитию интеллектуальных, физических, духовных и творческих способностей детей с учетом интересов каждого ребенка.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Беляева В.С., Василевская С.Д Изучаем природу родного края. М., Просвещение, 1974.
- Бородина И.Н. Деревья и кустарники СССР. Справочник. М., Мысль, 1966.
- Гладков Н.А., Михеев А.В.,Гладушин В.М. Охрана природы. М., Просвещение, 1975.
- Иванов А.Н., Чижова В.П. Охраняемые природные территории. -М.: Изд-во МГУ, 2003.
- Кизельвальтер Д.С., Раскатов Г.И., Рыжова А.А. Геоморфология и четвертичная геология. –М.: Недра, 1981.
- Краткий геологический словарь для школьников /под редакцией Г.И.Немкова –М.: Недра, 1989.
- Левитес М.Я. Общая геология с основами исторической геологии и геологии СССР. –М.: Недра, 1978.
- Лин. Н.Г. Общая геология: Учебное пособие. –М.: МГГА, 2000.
- Ломтадзе В.Д. Инженерная геология. Инженерная геодинамика. –Л.: Недра 1977.
- Мазаев А.В. Мониторинг малых рек: методическое пособие для учащихся школ с углубленным изучением экологии. –М.: Дом Советов, 2000.
- Михайлов В.Н., Добровольский А.Д. Общая гидрология. –М., 1991.
- Прозоров Л.Л., Экзарьян В.Н. Введение в экологию: Учебник для ВУЗов / под ред. В.Н. Экзарьяна – М., 2000.
- Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) // «Россия молодая», 1994 – с.3-7
- Филин В.А. Видеоэкология. –М.: ТАСС-Реклама, 1997.
- Экзарьян В.Н. Экологические проблемы территориально-промышленных комплексов: Учебное пособие. –М.: МГГА, 2000.
- Экзарьян В.Н. Геоэкология и охрана окружающей среды: Учебник. –М.: Экология, 1997.
- Экологический словарь /Авторы-составители: С. Делятицкий, И. Зайонц, Л. Чертков, В. Экзарьян. –М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа детского объединения "Роднички"
Детская игра – сфера активного общения личности, поскольку предоставляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений, обеспечивает деятельность, развивающую неограниченные воз...
Программа детского объединения
"Друзья природы" - программа творческого объединения, которая способствует развитию креативности, нестандартного пространственного мышления, вкуса, умения логически мыслить, создавать нечто ново...
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Кулинария издоровье"
Цель программы: дать школьникам знания о рациональном питании, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность критически относиться к разного рода модным ...
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"
В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...
Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень
Пояснительная записка. В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ» Тип программы: модифицированная. Срок реализации: 3 года.
Программа рассчитана на 4 часа внеделю (за год 144 часа)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ» Тип программы: модифицированная Срок реализации: 3 года. Календарно-тематическое планирование.
Планирование составлено на 2 года обучения.(144 часа в год)....