Урок по экологии "Качество жизни"
план-конспект урока (экология, 8 класс) по теме

Хаука Инна Кяримовна

Конспект урока с презентацией в рамках Года Экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ekologii_kachestvo_zhizni.rar502.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) №5

Центрального района Санкт-Петербурга

Каждый человек имеет право на достойное качество жизни.

«Вода в нашей жизни» ко Дню рождения водоканала

Подготовила:

Учитель биологии и химии

Кутуева И.К.

Школьный библиотекарь:

Логинова И.А.

Санкт-Петербург, 2013 г.


Образовательные задачи:

  • сформировать у учащихся систему знаний о качестве жизни горожан;
  • актуализировать  знания о роли качества воды для жизни человека;
  • познакомить с ролью водоканала для г. Санкт-Петербург;
  • изучить способы очистки воды в г. Санкт-Петербурге;
  • совершенствовать умение анализировать, показывать, убеждать

Развивающие задачи: 

  • выявить факторы, оказывающие влияние на качество жизни в городе
  • развивать познавательный интерес и мышление учащихся путём организации работы по решению нетрадиционных задач, проблем.
  • продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи: 

  • формировать навыки для организации здорового образа жизни
  • воспитывать экологическую культуру.

Оборудование: Презентация «Качество жизни», книжная выставка

Ход урока:

Учитель биологии:

Понятие  «качество жизни» включает в себя социально-экономическую, политическую, культурную и экологическую обстановку, в которой существует человеческая общность. Экологические условия проживания в городах с большой плотностью населения весьма тревожны: загрязнены воздух и вода, отравлены продукты питания. Уровень заболеваемости от воздействия неотоксинов постоянно растёт. Для предотвращения тяжёлых последствий нужны неотложные меры и не только в значительном денежном выражении – люди должны знать, как спасти своё здоровье.

Люди должны стремиться превратить свои квартиры, дома жилища в рекреационную зону, зону восстановления сил и отдыха после напряжённого рабочего дня.

Качество жизни человека — это совокупность важнейших жизненных ценностей.

Понятие качества жизни ни в коем случае нельзя путать с понятием уровня жизни. Качество жизни является интегральной характеристикой, в которую входит согласованный комплекс параметров: наличие возможности высококвалифицированного и интересного труда для каждого взрослого человека, уровень жизни, свободное время и качество этого свободного времени (досуг), число и характер самоубийств (особо выделяя самоубийства детей и подростков), смертность и структура смертность, перспективность и безопасность детства, семейность, количество детей в семье, частота разводов, здоровье и образование детей, качество питания, качество одежды (особенно ежедневной), качество информации с точки зрения ее достоверности и полноты, ценовая и техническая доступность передвижения по стране, безопасность на транспорте и общая безопасность, отсутствие криминального давления, элементарная чистота и порядок и пр. 

Общество, в котором воспроизводство и наращивание мирового качества жизни каждого гражданина станет первостепенной государственной задачей, станет лидером цивилизации мирового качества жизни. 

Индекс КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ (среднеарифметический индекс 9 основных показателей  .(1.Здоровье: Ожидаемость продолжительности жизни (в годах).  2.Семейная жизнь: Уровень разводов  3.Общественная жизнь: 4.Материальное благополучие:.  5.Политическая стабильность и безопасность: 6.Климат и география: . 7.Гарантия работы.  8.Политическая свобода: 9.Гендерное равенство:) 

 Индекс качества жизни ( quality-of-life index)   разработанный компанией Economist Intelligence Unit и используемый ООН, основывается на методологии, которая   связывает результаты исследований по субъективной оценке жизни в странах с объективными показателями качества жизни в этих странах

По индексу ИПЧП Россия  занимает 71 место   ( ИРЧП = 0817). . От своих  ближайших соседей по таблице Россия отличается очень низкой продолжительностью жизни и резко снизившимся за последний год уровнем образования.
В 2005 г по индексу «Качества жизни населения» Россия занимает 105 место из 111 стран.( 47 балла из 100 возможных)
CША  -13 место ( 76 баллов) ,     Израиль- 38 место( 64 балла )

В  2010 г по индексу «Качества жизни населения» Россия занимает 107 место из 157 стран.( 54 балла из 100 возможных)
СIША — 7 место ( 78 баллов ) , Израиль — 47 место — 67 баллов )


Страны с очень высоким уровнем развития:

1. Норвегия

2. Австралия

3. Нидерланды  

4. США

5. Новая Зеландия  

6. Канада  

7. Ирландия

8. Лихтенштейн  

9. Германия  

10. Швеция

А можно ли говорить о качестве жизни в школе?

Рассматривая школу как модель общества, можно определить некоторые показатели, характеризующие качество жизни школьников, педагогов, родителей.

Среди них:

  • Психологический климат в школе
  • Уклад школьной жизни
  • Организация образовательного процесса
  • Кадровое обеспечение образовательного процесса
  • Информационное обеспечение
  • Безопасность школьников и педагогов
  • Состояние здоровья школьников и педагогов

Школьный библиотекарь

Свою историю водоканал Санкт-Петербурга начинает с середины XIX века. Тогда группой влиятельных и предприимчивых людей в 1858 году было образовано акционерное общество и сооружена первая водонапорная башня на ул. Шпалерной.  Был проложен небольшой участок водопроводных сетей, но из-за финансовых и технологических препятствий процесс шел медленно и даже в какой-то момент полностью прекратился (1863 г.).

Спустя несколько десятилетий, в 1890 году Городская Дума приняло решение о выкупе водонапорной системы, и это сооружение было передано в собственность города. Система фильтрации тогда была примитивной. Химическая очистка вод не производилась. Существовала лишь простая механическая фильтрация через песчаные фильтры. С 1911 года очистка питьевой воды стала осуществляться озоном и хлором.

Позднее наступил сложный период Первой Мировой и Гражданской войн, когда водопроводная система Петербурга претерпела много сложностей и лишений. Порой приходилось прокладывать деревянные трубы, поскольку других материалов не хватало.

Впоследствии, уже в 20-х годах прошлого столетия, возобновился процесс усовершенствования водоканала и сооружения единой системы для сточных вод. После революции протяженность канализационных сетей в городе составила 1130 км.

В сложные годы ВОВ система водоснабжения Ленинграда постоянно попадала под обстрелы, получала серьезные повреждения, но все же не прекращала свое функционирование. А после войны стартовала эпоха модернизации водоканала.

Технологии очистки

Технологический процесс водоподготовки включает следующие основные этапы:

  • аммонирование воды (используется сульфат аммония) 
  • обеззараживание воды (используется гипохлорит натрия) 
  • коагуляция загрязняющих веществ (используется сульфат алюминия) 
  • флокуляция (используется катионный флокулянт) 
  • фильтрация через песчаную загрузку на контактных осветлителях (одноступенчатая схема очистки) 
  • отстаивание и фильтрация через песчаную загрузку на скорых фильтрах (двухступенчатая схема очистки)
  • обеззараживание УФ-излучением

С 2007 года в Водоканале действует уникальная двухступенчатая технология комплексного обеззараживания питьевой воды на водопроводных станциях Санкт-Петербурга.
Она включает в себя использование высокоэффективного и одновременно безопасного реагента - гипохлорита натрия (химический метод) и ультрафиолетовую обработку воды (физический метод). Эта комбинация позволяет полностью гарантировать эпидемиологическую безопасность водоснабжения Санкт-Петербурга, а также полное соответствие микробиологических показателей качества воды действующим нормативам.

Петербург стал первым мегаполисом, в котором вся питьевая вода проходит обработку ультрафиолетом и который полностью отказался от использования жидкого хлора для обеззараживания воды.

Церемония вывоза последнего баллона с хлором состоялась 26 июня 2009 года на Северной водопроводной станции. На смену хлору (использование которого представляло серьезную опасность с точки зрения хранения и транспортировки) пришел безопасный реагент гипохлорит натрия. В Петербурге работают два завода по производству низкоконцентрированного гипохлорита натрия – на Южной водопроводной станции (с 2006 года) и на Северной водопроводной станции (с 2008 года).

Еще одна технология, вот уже более двух лет используемая Водоканалом, – это система дозирования порошкообразного активированного угля (ПАУ), обеспечивающая удаление запаха и нефтепродуктов.

С 2011 года на Южной водопроводной станции работает новый блок К-6, где использованы самые современные технологии водоподготовки, позволяющие справиться с любыми изменения состояния воды в Неве.

Основные этапы производства питьевой воды на К-6:

- предварительное озонирование воды (озон получают из воздуха на территории станции);

- осветление воды: коагуляция, флокуляция и отстаивание в полочном отстойнике;

- фильтрация через скорые гравитационные фильтры с двухслойной загрузкой (песок и активированный уголь);

- первая ступень обеззараживания: гипохлорит натрия в сочетании с сульфатом аммония (гипохлорит натрия успешно борется с бактериями);

- вторая ступень обеззараживания: обработка ультрафиолетом (это позволяет уничтожить вирусы).

Преимущества нового блока:

- гарантировано высокое качество питьевой воды вне зависимости от состояния воды в Неве;

- снижение экологической нагрузки на Неву (вода, которой промывают фильтры, не сбрасывается в реку, а очищается и снова используется);

- обработка (обезвоживание) осадка, образующегося в процессе очистки воды.

Гордость Водоканала - уникальная система биомониторинга качества воды. Ее принцип действия основан на диагностике функционального состояния речных раков и рыб.
Метод, разработанный в Научно-исследовательском центре экологической безопасности РАН, предусматривает измерение кардиоритма аборигенных речных раков и анализ поведения рыб. Если в воде, которую берут из Невы, окажутся токсичные вещества, у раков участится сердцебиение, а у рыб резко изменится поведение. Сейчас система биомониторинга используется на всех водопроводных станциях города.

На Главной водопроводной станции в «штате» - 12 речных раков.
Рабочий график: двое суток в аквариуме под наблюдением, затем – четверо суток отдыха и активной еды.
На службу в Водоканал принимают раков только мужского пола.


Рефлексия.

Проведение викторины.

Подведение итогов.


Список использованных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – это течение жизни, а не время ожидания жизни после уроков.

Опыт в преподавании, проблемы на уроках искусства...

Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане"

Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане" разработана для обучающихся со слуховой депривацией в условиях перехода на  СФГОС ОО....

План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры». Тема урока: « Чудо в жизни христианина»

План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры».Тема урока: « Чудо в жизни христианина»...

Технологическая карта урока к УМК Верещагина И.Н., урок 10 Школьная жизнь, 2 урок в теме

Технологическая карта урока к УМК Верещагина И.Н., урок 10 Школьная жизнь, 2 урок в теме ...

Интегрированный дополнительный урок "Здоровый образ жизни, факторы здорового образа жизни"

формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни....

Технологическая карта интегрированного урока "Гипотезы происхождения жизни. ЛР №4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни "

Данный урок является составной частью темы «Происхождение жизни на Земле». Он опирается на знания учащихся, полученных при изучении тем раздела «Современное эволюционное учение»...