Урок по экологии "Качество жизни"
план-конспект урока (экология, 8 класс) по теме
Конспект урока с презентацией в рамках Года Экологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ekologii_kachestvo_zhizni.rar | 502.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) №5
Центрального района Санкт-Петербурга
Каждый человек имеет право на достойное качество жизни.
«Вода в нашей жизни» ко Дню рождения водоканала
Подготовила:
Учитель биологии и химии
Кутуева И.К.
Школьный библиотекарь:
Логинова И.А.
Санкт-Петербург, 2013 г.
Образовательные задачи:
- сформировать у учащихся систему знаний о качестве жизни горожан;
- актуализировать знания о роли качества воды для жизни человека;
- познакомить с ролью водоканала для г. Санкт-Петербург;
- изучить способы очистки воды в г. Санкт-Петербурге;
- совершенствовать умение анализировать, показывать, убеждать
Развивающие задачи:
- выявить факторы, оказывающие влияние на качество жизни в городе
- развивать познавательный интерес и мышление учащихся путём организации работы по решению нетрадиционных задач, проблем.
- продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
- формировать навыки для организации здорового образа жизни
- воспитывать экологическую культуру.
Оборудование: Презентация «Качество жизни», книжная выставка
Ход урока:
Учитель биологии:
Понятие «качество жизни» включает в себя социально-экономическую, политическую, культурную и экологическую обстановку, в которой существует человеческая общность. Экологические условия проживания в городах с большой плотностью населения весьма тревожны: загрязнены воздух и вода, отравлены продукты питания. Уровень заболеваемости от воздействия неотоксинов постоянно растёт. Для предотвращения тяжёлых последствий нужны неотложные меры и не только в значительном денежном выражении – люди должны знать, как спасти своё здоровье.
Люди должны стремиться превратить свои квартиры, дома жилища в рекреационную зону, зону восстановления сил и отдыха после напряжённого рабочего дня.
Качество жизни человека — это совокупность важнейших жизненных ценностей.
Понятие качества жизни ни в коем случае нельзя путать с понятием уровня жизни. Качество жизни является интегральной характеристикой, в которую входит согласованный комплекс параметров: наличие возможности высококвалифицированного и интересного труда для каждого взрослого человека, уровень жизни, свободное время и качество этого свободного времени (досуг), число и характер самоубийств (особо выделяя самоубийства детей и подростков), смертность и структура смертность, перспективность и безопасность детства, семейность, количество детей в семье, частота разводов, здоровье и образование детей, качество питания, качество одежды (особенно ежедневной), качество информации с точки зрения ее достоверности и полноты, ценовая и техническая доступность передвижения по стране, безопасность на транспорте и общая безопасность, отсутствие криминального давления, элементарная чистота и порядок и пр.
Общество, в котором воспроизводство и наращивание мирового качества жизни каждого гражданина станет первостепенной государственной задачей, станет лидером цивилизации мирового качества жизни.
Индекс КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ (среднеарифметический индекс 9 основных показателей .(1.Здоровье: Ожидаемость продолжительности жизни (в годах). 2.Семейная жизнь: Уровень разводов 3.Общественная жизнь: 4.Материальное благополучие:. 5.Политическая стабильность и безопасность: 6.Климат и география: . 7.Гарантия работы. 8.Политическая свобода: 9.Гендерное равенство:)
Индекс качества жизни ( quality-of-life index) разработанный компанией Economist Intelligence Unit и используемый ООН, основывается на методологии, которая связывает результаты исследований по субъективной оценке жизни в странах с объективными показателями качества жизни в этих странах
По индексу ИПЧП Россия занимает 71 место ( ИРЧП = 0817). . От своих ближайших соседей по таблице Россия отличается очень низкой продолжительностью жизни и резко снизившимся за последний год уровнем образования.
В 2005 г по индексу «Качества жизни населения» Россия занимает 105 место из 111 стран.( 47 балла из 100 возможных)
CША -13 место ( 76 баллов) , Израиль- 38 место( 64 балла )
В 2010 г по индексу «Качества жизни населения» Россия занимает 107 место из 157 стран.( 54 балла из 100 возможных)
СIША — 7 место ( 78 баллов ) , Израиль — 47 место — 67 баллов )
Страны с очень высоким уровнем развития:
1. Норвегия
2. Австралия
3. Нидерланды
4. США
5. Новая Зеландия
6. Канада
7. Ирландия
8. Лихтенштейн
9. Германия
10. Швеция
А можно ли говорить о качестве жизни в школе?
Рассматривая школу как модель общества, можно определить некоторые показатели, характеризующие качество жизни школьников, педагогов, родителей.
Среди них:
- Психологический климат в школе
- Уклад школьной жизни
- Организация образовательного процесса
- Кадровое обеспечение образовательного процесса
- Информационное обеспечение
- Безопасность школьников и педагогов
- Состояние здоровья школьников и педагогов
Школьный библиотекарь
Свою историю водоканал Санкт-Петербурга начинает с середины XIX века. Тогда группой влиятельных и предприимчивых людей в 1858 году было образовано акционерное общество и сооружена первая водонапорная башня на ул. Шпалерной. Был проложен небольшой участок водопроводных сетей, но из-за финансовых и технологических препятствий процесс шел медленно и даже в какой-то момент полностью прекратился (1863 г.).
Спустя несколько десятилетий, в 1890 году Городская Дума приняло решение о выкупе водонапорной системы, и это сооружение было передано в собственность города. Система фильтрации тогда была примитивной. Химическая очистка вод не производилась. Существовала лишь простая механическая фильтрация через песчаные фильтры. С 1911 года очистка питьевой воды стала осуществляться озоном и хлором.
Позднее наступил сложный период Первой Мировой и Гражданской войн, когда водопроводная система Петербурга претерпела много сложностей и лишений. Порой приходилось прокладывать деревянные трубы, поскольку других материалов не хватало.
Впоследствии, уже в 20-х годах прошлого столетия, возобновился процесс усовершенствования водоканала и сооружения единой системы для сточных вод. После революции протяженность канализационных сетей в городе составила 1130 км.
В сложные годы ВОВ система водоснабжения Ленинграда постоянно попадала под обстрелы, получала серьезные повреждения, но все же не прекращала свое функционирование. А после войны стартовала эпоха модернизации водоканала.
Технологии очистки
Технологический процесс водоподготовки включает следующие основные этапы:
- аммонирование воды (используется сульфат аммония)
- обеззараживание воды (используется гипохлорит натрия)
- коагуляция загрязняющих веществ (используется сульфат алюминия)
- флокуляция (используется катионный флокулянт)
- фильтрация через песчаную загрузку на контактных осветлителях (одноступенчатая схема очистки)
- отстаивание и фильтрация через песчаную загрузку на скорых фильтрах (двухступенчатая схема очистки)
- обеззараживание УФ-излучением
С 2007 года в Водоканале действует уникальная двухступенчатая технология комплексного обеззараживания питьевой воды на водопроводных станциях Санкт-Петербурга.
Она включает в себя использование высокоэффективного и одновременно безопасного реагента - гипохлорита натрия (химический метод) и ультрафиолетовую обработку воды (физический метод). Эта комбинация позволяет полностью гарантировать эпидемиологическую безопасность водоснабжения Санкт-Петербурга, а также полное соответствие микробиологических показателей качества воды действующим нормативам.
Петербург стал первым мегаполисом, в котором вся питьевая вода проходит обработку ультрафиолетом и который полностью отказался от использования жидкого хлора для обеззараживания воды.
Церемония вывоза последнего баллона с хлором состоялась 26 июня 2009 года на Северной водопроводной станции. На смену хлору (использование которого представляло серьезную опасность с точки зрения хранения и транспортировки) пришел безопасный реагент гипохлорит натрия. В Петербурге работают два завода по производству низкоконцентрированного гипохлорита натрия – на Южной водопроводной станции (с 2006 года) и на Северной водопроводной станции (с 2008 года).
Еще одна технология, вот уже более двух лет используемая Водоканалом, – это система дозирования порошкообразного активированного угля (ПАУ), обеспечивающая удаление запаха и нефтепродуктов.
С 2011 года на Южной водопроводной станции работает новый блок К-6, где использованы самые современные технологии водоподготовки, позволяющие справиться с любыми изменения состояния воды в Неве.
Основные этапы производства питьевой воды на К-6:
- предварительное озонирование воды (озон получают из воздуха на территории станции);
- осветление воды: коагуляция, флокуляция и отстаивание в полочном отстойнике;
- фильтрация через скорые гравитационные фильтры с двухслойной загрузкой (песок и активированный уголь);
- первая ступень обеззараживания: гипохлорит натрия в сочетании с сульфатом аммония (гипохлорит натрия успешно борется с бактериями);
- вторая ступень обеззараживания: обработка ультрафиолетом (это позволяет уничтожить вирусы).
Преимущества нового блока:
- гарантировано высокое качество питьевой воды вне зависимости от состояния воды в Неве;
- снижение экологической нагрузки на Неву (вода, которой промывают фильтры, не сбрасывается в реку, а очищается и снова используется);
- обработка (обезвоживание) осадка, образующегося в процессе очистки воды.
Гордость Водоканала - уникальная система биомониторинга качества воды. Ее принцип действия основан на диагностике функционального состояния речных раков и рыб.
Метод, разработанный в Научно-исследовательском центре экологической безопасности РАН, предусматривает измерение кардиоритма аборигенных речных раков и анализ поведения рыб. Если в воде, которую берут из Невы, окажутся токсичные вещества, у раков участится сердцебиение, а у рыб резко изменится поведение. Сейчас система биомониторинга используется на всех водопроводных станциях города.
На Главной водопроводной станции в «штате» - 12 речных раков.
Рабочий график: двое суток в аквариуме под наблюдением, затем – четверо суток отдыха и активной еды.
На службу в Водоканал принимают раков только мужского пола.
Рефлексия.
Проведение викторины.
Подведение итогов.
Список использованных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – это течение жизни, а не время ожидания жизни после уроков.
Опыт в преподавании, проблемы на уроках искусства...
Конспект урока - соревнования по природоведению.Обобщающий урок по теме "Жизнь на Земле".5 класс.
Предлагаю конспект урока....
Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане"
Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане" разработана для обучающихся со слуховой депривацией в условиях перехода на СФГОС ОО....
План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры». Тема урока: « Чудо в жизни христианина»
План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры».Тема урока: « Чудо в жизни христианина»...
Технологическая карта урока к УМК Верещагина И.Н., урок 10 Школьная жизнь, 2 урок в теме
Технологическая карта урока к УМК Верещагина И.Н., урок 10 Школьная жизнь, 2 урок в теме ...
Интегрированный дополнительный урок "Здоровый образ жизни, факторы здорового образа жизни"
формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни....
Технологическая карта интегрированного урока "Гипотезы происхождения жизни. ЛР №4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни "
Данный урок является составной частью темы «Происхождение жизни на Земле». Он опирается на знания учащихся, полученных при изучении тем раздела «Современное эволюционное учение»...