Практикум: «Изучение демографической обстановки населённого пункта»
методическая разработка по экологии (8 класс) по теме

Ходоровская Анна Михайловна

«…Любое органическое существо естественно размножается в столь быстрой прогрессии, что не подвергайся оно истреблению, потомство одной пары очень скоро заполнило бы весь земной шар» (Чарлз Дарвин. «Происхождение видов…». 1859).

        В 1998 году на Земле проживало 5,9 млрд. человек. Ежегодный чистый прирост составляет сейчас  83 млн. человек – ровно столько живёт в настоящее время во всей Германии. За сутки численность землян увеличивается почти на четверть миллиона человек, за час – 10 тыс. Это равноценно ежесуточному появлению средних размеров российского города (Калуга, Псков) или ежечасному – небольшого районного центра.

  Может ли человечество «заполнить весь земной шар»? Если да, то как скоро и каким образом? Сколько нас, людей, на Земле, было, есть и будет через десяток лет? Через полвека? Через столетие?

 Сможет ли  человечество решить проблему перенаселения или погибнет от голода?

   Такие вопросы задаются сегодня всё чаще и чаще. Не только из любознательности, но и с тревогой. Изменения численности и структуры популяций человека изучает демография.

     И грозит ли демографический взрыв нам,  что будет с родным селом (другим населённым пунктом) в ближайшем будущем.

 

              ЦЕЛЬ РАБОТЫ.

ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ВЛИЯНИЕ ИСТОРИИ НА РОДНОЕ СЕЛО И НА ЛЮДЕЙ  ЗДЕСЬ ЖИВУЩИХ, В КОНЦЕ XX ВЕКА,  НАЧАЛЕ XXI ВЕКА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум: «Изучение демографической обстановки  населённого пункта»

ВВЕДЕНИЕ.

«…Любое органическое существо естественно размножается в столь быстрой прогрессии, что не подвергайся оно истреблению, потомство одной пары очень скоро заполнило бы весь земной шар» (Чарлз Дарвин. «Происхождение видов…». 1859).

        В 1998 году на Земле проживало 5,9 млрд. человек. Ежегодный чистый прирост составляет сейчас  83 млн. человек – ровно столько живёт в настоящее время во всей Германии. За сутки численность землян увеличивается почти на четверть миллиона человек, за час – 10 тыс. Это равноценно ежесуточному появлению средних размеров российского города (Калуга, Псков) или ежечасному – небольшого районного центра.

  Может ли человечество «заполнить весь земной шар»? Если да, то как скоро и каким образом? Сколько нас, людей, на Земле, было, есть и будет через десяток лет? Через полвека? Через столетие?

 Сможет ли  человечество решить проблему перенаселения или погибнет от голода?

   Такие вопросы задаются сегодня всё чаще и чаще. Не только из любознательности, но и с тревогой. Изменения численности и структуры популяций человека изучает демография.

     И грозит ли демографический взрыв нам,  что будет с родным селом (другим населённым пунктом) в ближайшем будущем.

              ЦЕЛЬ РАБОТЫ.

ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ВЛИЯНИЕ ИСТОРИИ НА РОДНОЕ СЕЛО И НА ЛЮДЕЙ  ЗДЕСЬ ЖИВУЩИХ, В КОНЦЕ XX ВЕКА,  НАЧАЛЕ XXI ВЕКА.

       

       ЗАДАЧИ:

  1. ИЗУЧИТЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ  НАСЕЛЁННОГО ПУНКТА.
  2. ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ НАСЕЛЕНИЯ  СЕЛА ЗА  НЕСКОЛЬКО ЛЕТ.

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ.

Для работы потребуются данные из похозяйственных книг определённого населённого пункта, а также выписки из загса.

  1. Численность всех жителей.
  2. Возрастной состав жителей.
  3. Список всех родившихся детей, допустим, за последние 5, 10 лет.
  4. Список всех умерших людей за этот же промежуток времени, с их годами рождения.

Выполнение работы делится на 3 этапа.

1 этап. Сбор информации, заполнение таблиц.

2 этап. Обработка информации.

3 этап. Оформление графиков, диаграмм и подведение итога – выводы работы.

1 этап. Полученные данные по жителям населённого пункта внести в таблицу №1. В этой таблице можно проследить не только численное количество жителей, но и возрастной состав данной популяции, а также определить соотношение подрастающего поколения, людей «взрослых» и пенсионного возраста.  Изучение этого соотношения даст возможность рассуждать о будущем  популяции.

Таблица№1.

Дети до  7 лет

Старше 7 до18 лет

Старше 18 до пенсионного возраста

Старше пенсионного возраста

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

2002-2009г.р.

2002-2009г.р.

1991-

2001г.р.

1991-

2001г.р.

1954-

2000г.р.

1949-

2000г.р.

До 1953г.р.

До 1948г.р.

 В таблицу можно добавить колонку старожилов – людей старше 70 лет, наличие этих людей, а также их количество даёт возможность судить о продолжительности и качестве жизни людей в данном населённом пункте.

Результаты этой таблицы необходимо оформить   с помощью диаграммы.

Пример по селу Нарышкино.

ДИАГРАММА №1 ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА 2002 ГОД

850

800

750

ОБЩАЯ

 ЧИСЛЕНОСТЬ

700

650

МУЖЧИНЫ

ОТ 0 ДО18ЛЕТ

600

550

ОТ19 ДО 55 ЛЕТ

500

450

ОТ 56 И СТАРШЕ

400

350

ЖЕНЩИНЫ

ОТ 0 ДО 18 ЛЕТ

300

250

ОТ 19 ДО 55ЛЕТ

200

150

ОТ 56 И СТАРШЕ

100

50

Варианты оформления результатов  численности населения используя процентные соотношения. (отношение численности группы населения к общему числу населения).

Таблица №2

1.

12%

мужчины до 18 лет

2.

26,60%

мужчины до пенсионного возраста

3.

6,30%

мужчины пенсионеры

4.

13,20%

женщины до 18 лет

5.

26%

женщины до пенсионного возраста

6.

15,80%

женщины пенсионного возраста

По результатам таблицы №2 составили круговую диаграмму.

Таблица №2 Рождаемость и смертность.

2005

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

Количество

рождённых

Кол. Умерших/г.р.

Количество

рождённых

Умерших/г.р.

Количество

рождённых

Умерших/г.р.

Количество

рождённых

Умерших/г.р.

Количество

рождённых

Умерших

/г.р.

В таблицу № 2  в 1 колонку каждого года необходимо занести количество рождённых детей, а во 2 колонку - количество умерших людей с годами рождения, для вычисления в дальнейшем продолжительности жизни.

Выполнение этой работы, конечно, проще в небольших населённых пунктах, где все друг друга знают, и найти эти данные не составит большого труда.

Анализируя во 2 этапе работы данные этой таблицы:

  1. Составить графики смертности и рождаемости.
  2. Найти продолжительность жизни

-  по каждому году;

- за несколько лет;

-  по женщинам;

- по мужчинам;

- сравнить результаты;

- можно определить самого старейшего умершего человека.

      3.     Сравнить рождаемость и смертность.

  3 этап.    Сделать выводы о будущем населённого пункта.

Сравните свои данные с нашими или данными ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения).

    Время, необходимое для удвоения населения какой-либо страны или региона, - важный показатель при популяционных и демографических расчётах. Оно обратно пропорционально темпу роста численности.

    В нашей местности всё происходит наоборот, демографический взрыв не произойдёт. Проверьте, а как у вас?

                 

                  Выводы, которые можно сделать в конце исследования.

  1.  Количество  людей--- ( в%), находящихся в возрасте от 18 до 55 лет, из них работающих  - человек – это  в %.
  2. Детей от 0 до 18 лет –   человек ( в%).
  3. Как количество мужчин (мальчиков) и женщин (девочек) распределено по различным возрастам?
  4. Пенсионеров, людей от 55 и выше –   человек ( в%).
  5. Сколько  человек достигли возраста 70 и более лет ( в%), из них  какое количество мужчин – это  % от общего числа всех  людей этого возраста.
  6.  Какое количество   жителей достигших 80 и более лет проживают в населённом пункте, из них  - мужчин, есть ли все   ветераны ВОВ.
  7. Самая пожилая женщина   –  Ф.И.О.,   года рождения.  Самый пожилой мужчина –  Ф.И.О.,   года рождения.
  8. Средняя продолжительность жизни за последние –   лет – ?  года.
  9. Средняя продолжительность жизни женщин –  , мужчин –  ; какая разница?  

Сколько  человек перешагнули 80-летний рубеж жизни,   сколько человек не дожили 51 года за исследуемые года –  ? человек, из них  ? женщина, остальные мужчины, есть ли случаи суицида, несчастные случаи.

  1.   Самая пожилая женщина  -  Ф.И.О.,   года рождения, умерла в возрасте  ? лет, самый пожилой мужчина –  Ф.И.О.,   года рождения.
  2. За эти годы число умерших и родившихся находятся в следующем соотношении- .
  3. Каждый год прибавляется население на -  человек (или убавляется на – человек)

Литература.

 Чернова, Н.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват.учреждений/Н.М.Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – 3-е изд. Дораб. – М.: Дрофа, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический практикум изучения водного объекта

Практикум написан в соавторстве с мужем Петуховым С.Ю. на Всероссийском  конкурсе методических разработок на экологическую тематику награжден дипломом 3 степени. Экология исследует сложнейшие вза...

Практикум: «Изучение показателей здоровья школьников»

Здоровье людей – богатство страны.  Здоровье  молодых людей, сохранение их здоровья  - это одна из главных задач школы. Для решения проблемы н...

Организация школьного экологического мониторинга на примере изучения дендрофлоры населённого пункта

В статье изложена методика организации и проведения школьного экологического мониторинга на примере дендрофлоры парка. Подробно описаны этапы работы, методики исследования, возможные результаты....

Учебно-лабораторный практикум «Изучение логических устройств» по дисциплине «Элементы систем автоматики» (на промышленном универсальном стенде по основам автоматики и вычислительной техники (ОАВТ)).

Данное учебное пособие предназначено для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Элементы систем автоматики». В учебном пособии кратко отражены теоретические сведения по темам лабораторных работ ...

Урок-практикум "Изучение архимедовой силы"

Урок предполагает работу в группах по 4-5 человек (5 групп). Каждая группа получает определенное задание,  выполняет его,  результаты заносит в таблицу и делает вывод. Затем группы отчитываю...

Психологический практикум "Изучение личности учащихся и ученического коллектива"

Психологический практикум "Изучение личности учащихся и ученического коллектива" содержит практический материал (анкеты, тесты, опросники и т. д.) и  поможет изучить личность учащихся и ученическ...

Программа изучения сельского населённого пункта

Материал в помощь краеведам сельской школы. Может быть использован и городскими школьниками и педагогами, интересующимися сельскими населёнными пунктами....