Практикум: «Изучение демографической обстановки населённого пункта»
методическая разработка по экологии (8 класс) по теме
«…Любое органическое существо естественно размножается в столь быстрой прогрессии, что не подвергайся оно истреблению, потомство одной пары очень скоро заполнило бы весь земной шар» (Чарлз Дарвин. «Происхождение видов…». 1859).
В 1998 году на Земле проживало 5,9 млрд. человек. Ежегодный чистый прирост составляет сейчас 83 млн. человек – ровно столько живёт в настоящее время во всей Германии. За сутки численность землян увеличивается почти на четверть миллиона человек, за час – 10 тыс. Это равноценно ежесуточному появлению средних размеров российского города (Калуга, Псков) или ежечасному – небольшого районного центра.
Может ли человечество «заполнить весь земной шар»? Если да, то как скоро и каким образом? Сколько нас, людей, на Земле, было, есть и будет через десяток лет? Через полвека? Через столетие?
Сможет ли человечество решить проблему перенаселения или погибнет от голода?
Такие вопросы задаются сегодня всё чаще и чаще. Не только из любознательности, но и с тревогой. Изменения численности и структуры популяций человека изучает демография.
И грозит ли демографический взрыв нам, что будет с родным селом (другим населённым пунктом) в ближайшем будущем.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ.
ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ВЛИЯНИЕ ИСТОРИИ НА РОДНОЕ СЕЛО И НА ЛЮДЕЙ ЗДЕСЬ ЖИВУЩИХ, В КОНЦЕ XX ВЕКА, НАЧАЛЕ XXI ВЕКА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум: «Изучение демографической обстановки населённого пункта»
ВВЕДЕНИЕ.
«…Любое органическое существо естественно размножается в столь быстрой прогрессии, что не подвергайся оно истреблению, потомство одной пары очень скоро заполнило бы весь земной шар» (Чарлз Дарвин. «Происхождение видов…». 1859).
В 1998 году на Земле проживало 5,9 млрд. человек. Ежегодный чистый прирост составляет сейчас 83 млн. человек – ровно столько живёт в настоящее время во всей Германии. За сутки численность землян увеличивается почти на четверть миллиона человек, за час – 10 тыс. Это равноценно ежесуточному появлению средних размеров российского города (Калуга, Псков) или ежечасному – небольшого районного центра.
Может ли человечество «заполнить весь земной шар»? Если да, то как скоро и каким образом? Сколько нас, людей, на Земле, было, есть и будет через десяток лет? Через полвека? Через столетие?
Сможет ли человечество решить проблему перенаселения или погибнет от голода?
Такие вопросы задаются сегодня всё чаще и чаще. Не только из любознательности, но и с тревогой. Изменения численности и структуры популяций человека изучает демография.
И грозит ли демографический взрыв нам, что будет с родным селом (другим населённым пунктом) в ближайшем будущем.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ.
ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ВЛИЯНИЕ ИСТОРИИ НА РОДНОЕ СЕЛО И НА ЛЮДЕЙ ЗДЕСЬ ЖИВУЩИХ, В КОНЦЕ XX ВЕКА, НАЧАЛЕ XXI ВЕКА.
ЗАДАЧИ:
- ИЗУЧИТЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НАСЕЛЁННОГО ПУНКТА.
- ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ НАСЕЛЕНИЯ СЕЛА ЗА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ.
Для работы потребуются данные из похозяйственных книг определённого населённого пункта, а также выписки из загса.
- Численность всех жителей.
- Возрастной состав жителей.
- Список всех родившихся детей, допустим, за последние 5, 10 лет.
- Список всех умерших людей за этот же промежуток времени, с их годами рождения.
Выполнение работы делится на 3 этапа.
1 этап. Сбор информации, заполнение таблиц.
2 этап. Обработка информации.
3 этап. Оформление графиков, диаграмм и подведение итога – выводы работы.
1 этап. Полученные данные по жителям населённого пункта внести в таблицу №1. В этой таблице можно проследить не только численное количество жителей, но и возрастной состав данной популяции, а также определить соотношение подрастающего поколения, людей «взрослых» и пенсионного возраста. Изучение этого соотношения даст возможность рассуждать о будущем популяции.
Таблица№1.
Дети до 7 лет | Старше 7 до18 лет | Старше 18 до пенсионного возраста | Старше пенсионного возраста | ||||
жен | муж | жен | муж | жен | муж | жен | муж |
2002-2009г.р. | 2002-2009г.р. | 1991- 2001г.р. | 1991- 2001г.р. | 1954- 2000г.р. | 1949- 2000г.р. | До 1953г.р. | До 1948г.р. |
В таблицу можно добавить колонку старожилов – людей старше 70 лет, наличие этих людей, а также их количество даёт возможность судить о продолжительности и качестве жизни людей в данном населённом пункте.
Результаты этой таблицы необходимо оформить с помощью диаграммы.
Пример по селу Нарышкино.
ДИАГРАММА №1 ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА 2002 ГОД
850 | ||||||
800 | ||||||
750 | ОБЩАЯ | ЧИСЛЕНОСТЬ | ||||
700 | ||||||
650 | МУЖЧИНЫ | ОТ 0 ДО18ЛЕТ | ||||
600 | ||||||
550 | ОТ19 ДО 55 ЛЕТ | |||||
500 | ||||||
450 | ОТ 56 И СТАРШЕ | |||||
400 | ||||||
350 | ЖЕНЩИНЫ | ОТ 0 ДО 18 ЛЕТ | ||||
300 | ||||||
250 | ОТ 19 ДО 55ЛЕТ | |||||
200 | ||||||
150 | ОТ 56 И СТАРШЕ | |||||
100 | ||||||
50 |
Варианты оформления результатов численности населения используя процентные соотношения. (отношение численности группы населения к общему числу населения).
Таблица №2
1. | 12% | мужчины до 18 лет |
2. | 26,60% | мужчины до пенсионного возраста |
3. | 6,30% | мужчины пенсионеры |
4. | 13,20% | женщины до 18 лет |
5. | 26% | женщины до пенсионного возраста |
6. | 15,80% | женщины пенсионного возраста |
По результатам таблицы №2 составили круговую диаграмму.
Таблица №2 Рождаемость и смертность.
2005 | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | |||||
Количество рождённых | Кол. Умерших/г.р. | Количество рождённых | Умерших/г.р. | Количество рождённых | Умерших/г.р. | Количество рождённых | Умерших/г.р. | Количество рождённых | Умерших /г.р. |
В таблицу № 2 в 1 колонку каждого года необходимо занести количество рождённых детей, а во 2 колонку - количество умерших людей с годами рождения, для вычисления в дальнейшем продолжительности жизни.
Выполнение этой работы, конечно, проще в небольших населённых пунктах, где все друг друга знают, и найти эти данные не составит большого труда.
Анализируя во 2 этапе работы данные этой таблицы:
- Составить графики смертности и рождаемости.
- Найти продолжительность жизни
- по каждому году;
- за несколько лет;
- по женщинам;
- по мужчинам;
- сравнить результаты;
- можно определить самого старейшего умершего человека.
3. Сравнить рождаемость и смертность.
3 этап. Сделать выводы о будущем населённого пункта.
Сравните свои данные с нашими или данными ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения).
Время, необходимое для удвоения населения какой-либо страны или региона, - важный показатель при популяционных и демографических расчётах. Оно обратно пропорционально темпу роста численности.
В нашей местности всё происходит наоборот, демографический взрыв не произойдёт. Проверьте, а как у вас?
Выводы, которые можно сделать в конце исследования.
- Количество людей--- ( в%), находящихся в возрасте от 18 до 55 лет, из них работающих - человек – это в %.
- Детей от 0 до 18 лет – человек ( в%).
- Как количество мужчин (мальчиков) и женщин (девочек) распределено по различным возрастам?
- Пенсионеров, людей от 55 и выше – человек ( в%).
- Сколько человек достигли возраста 70 и более лет ( в%), из них какое количество мужчин – это % от общего числа всех людей этого возраста.
- Какое количество жителей достигших 80 и более лет проживают в населённом пункте, из них - мужчин, есть ли все ветераны ВОВ.
- Самая пожилая женщина – Ф.И.О., года рождения. Самый пожилой мужчина – Ф.И.О., года рождения.
- Средняя продолжительность жизни за последние – лет – ? года.
- Средняя продолжительность жизни женщин – , мужчин – ; какая разница?
Сколько человек перешагнули 80-летний рубеж жизни, сколько человек не дожили 51 года за исследуемые года – ? человек, из них ? женщина, остальные мужчины, есть ли случаи суицида, несчастные случаи.
- Самая пожилая женщина - Ф.И.О., года рождения, умерла в возрасте ? лет, самый пожилой мужчина – Ф.И.О., года рождения.
- За эти годы число умерших и родившихся находятся в следующем соотношении- .
- Каждый год прибавляется население на - человек (или убавляется на – человек)
Литература.
Чернова, Н.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват.учреждений/Н.М.Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – 3-е изд. Дораб. – М.: Дрофа, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический практикум изучения водного объекта
Практикум написан в соавторстве с мужем Петуховым С.Ю. на Всероссийском конкурсе методических разработок на экологическую тематику награжден дипломом 3 степени. Экология исследует сложнейшие вза...
Практикум: «Изучение показателей здоровья школьников»
Здоровье людей – богатство страны. Здоровье молодых людей, сохранение их здоровья - это одна из главных задач школы. Для решения проблемы н...
Организация школьного экологического мониторинга на примере изучения дендрофлоры населённого пункта
В статье изложена методика организации и проведения школьного экологического мониторинга на примере дендрофлоры парка. Подробно описаны этапы работы, методики исследования, возможные результаты....
Учебно-лабораторный практикум «Изучение логических устройств» по дисциплине «Элементы систем автоматики» (на промышленном универсальном стенде по основам автоматики и вычислительной техники (ОАВТ)).
Данное учебное пособие предназначено для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Элементы систем автоматики». В учебном пособии кратко отражены теоретические сведения по темам лабораторных работ ...
Урок-практикум "Изучение архимедовой силы"
Урок предполагает работу в группах по 4-5 человек (5 групп). Каждая группа получает определенное задание, выполняет его, результаты заносит в таблицу и делает вывод. Затем группы отчитываю...
Психологический практикум "Изучение личности учащихся и ученического коллектива"
Психологический практикум "Изучение личности учащихся и ученического коллектива" содержит практический материал (анкеты, тесты, опросники и т. д.) и поможет изучить личность учащихся и ученическ...
Программа изучения сельского населённого пункта
Материал в помощь краеведам сельской школы. Может быть использован и городскими школьниками и педагогами, интересующимися сельскими населёнными пунктами....