Программа изучения сельского населённого пункта
методическая разработка по краеведению на тему
Материал в помощь краеведам сельской школы. Может быть использован и городскими школьниками и педагогами, интересующимися сельскими населёнными пунктами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор ресурса: Сенють Павел Альбинович
Предмет, тема, класс: история Красноярского края, основы регионального развития, «Программа изучения сельского населённого пункта и топонимика его окрестностей», 6-10 классы.
ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА
И ТОПОНИМИКА ЕГО ОКРЕСТНОСТЕЙ.
I. История.
1.Указать название населенного пункта. Изменялось ли оно? Указать, по возможности, все варианты. С чем связано изменение названия? Различаются ли современное официальное и общепринятое?
2.Каков официальный статус населенного пункта (деревня, село, хутор, выселок и т.д.)? Изменялся ли он с момента его образования?
3.Укажите административное положение населенного пункта (центр сельского округа, районный центр, и т.д.). Изменялась ли оно с момента его образования?
4.Дата основания населенного пункта. Если его сейчас нет, то узнать время исчезновения.
5.Выяснить причины образования населенного пункта. Если его сейчас нет, то попытаться узнать и причины исчезновения.
II. Архитектура.
1.Определить тип поселения.
2.Сохранился ли у населенного пункта исторический центр? Какое место он занимает на современном плане? Есть ли у него название?
3.Выделяются ли другие части населенного пункта? Какое место они занимают на его плане? Есть ли у них название?
4.Узнать, как застраивался населенный пункт: по плану или стихийно?
5.Определить тип застройки (однорядная, линейная, групповая, беспорядочная, другая).
III. Население.
1.Показать, по возможности, рост численности населения с момента образования населенного пункта до сегодняшнего дня. Какова численность населения по данным последней переписи?
2.Доля данного населенного пункта в населении района, края.
3.Рождаемость, смертность, естественный прирост, семейность.
4.Половой и возрастной состав населения: население в рабочем возрасте, долгожители.
5.Этнический состав населения.
6. Распределение населения по отраслям производства. Использование трудовых ресурсов.
IV. Религиозные конфессии.
1.Есть ли в населенном пункте храмы, молельные дома? Если "да", то каких религиозных конфессий?
V. Образование.
1.Сколько в населенном пункте школ? Указать их профиль и статус.
2.Есть ли средние специальные и высшие учебные заведения? (дать краткую характеристику).
3.Существовали ли здесь учебные заведения до 1917, до 1991г.г.? Если "да", то какие?
VI. Учреждения культуры.
1.Есть ли в населенном пункте музеи, библиотеки? Если "да", то указать их статус. Когда они были созданы?
VII. Хозяйство.
1. Какие промышленные и сельскохозяйственные предприятия располагаются в данном пункте? Какие товары они выпускают? Какую продукцию?
2.Какое место занимают эти предприятия в хозяйстве района, края?
VIII. Коммуникации.
1.Выясните, какие виды транспорта являются ведущими на территории населенного пункта и какие связывают его с городами и селами края, страны?
2. Каковы основные направления грузовых и пассажирских потоков?
3.Развитие связи, телефонизация, радиовещание, телевидение, компьютеризация.
IX. Окрестности населённого пункта
1. Названия и описание дорог, идущих от селения, проходящих через него или близ него (железных, шоссейных, проселочных, тропинок, зимников), их перекрестков, разветвлений, поворотов.
2. Названия, история и современный функционал отдельных строений в окрестностях: кузниц, мельниц, казарм, бараков, сторожевых вышек или будок, домов для приезжих, железнодорожных или автобусных станций, амбаров, мастерских, лесопилок и т.п.
7. Названия, описание, роль в современной жизни населённого пункта городищ, старых крепостей, насыпей, валов, земляных укреплений, копаных канав, каналов, знаков старинных рубежей, подземелий, пещер, карьеров.
8. Названия и картография мостов, мостиков, бродов, мест переправы через реку (озеро): паромных, лодочных; названия пристаней.
9. Названия и краткая история древних и современных мест погребений: кладбищ, курганов, отдельных или братских могил, мемориалов.
10. Названия мест, которые население связывает с историческими событиями.
12. Названия и современное значение мест сходок, народных гуляний, игр, сборищ, а также мест, связанных в прошлом с выполнением каких-либо обрядов или с религиозным культом.
13. Название полей, пашен, сенокосов, выгонов.
14. Названия большой реки; названия бродов, омутов, глубоких мест, шлюзов, запруд, мест рыбной ловли, речных извилин, плесов, стариц, заводей, обрывов, кос, мелей, островов, перекатов, порогов, водопадов.
15. Названия речек, ручьев (с указанием, откуда вытекают и куда впадают); названия приметных мест на этих речках.
16. Названия больших и малых озер, прудов (с указанием названий отдельных участков их берегов), глубоких мест, заливов, островов и полуостровов, мест рыбного промысла.
17. Состояние рыбного промысла в прошлом и настоящем (рыболовство и рыборазведение)
18. Названия мест купания. Происхождение названий и особенности мест купания.
18. Названия болот, в том числе болотных озер, окон, трясин, торфоразработок. Истории, легенды, связанные с ними.
19. Названия родников, ключей, колодцев.
20. Названия лесов, рощ, а также делянок, зарослей, кустарников, отдельных участков леса, куда ходят за грибами, ягодами, хворостом, мхом и т.п., названия гарей, лесных урочищ; названия отдельных примечательных деревьев.
21. Названия холмов, горок, возвышенностей, бугров.
22. Названия оврагов, балок, долин, лощин, низин.
Основные вопросы:
Есть ли перспективы развития у данного населенного пункта? Что нужно сделать для его процветания?
Практическое закрепление теоретических знаний позволяет строить обучение на активной основе. Активная, субъектная позиция школьника в образовательном процессе – существует пока ещё (чаще всего) в мечтаниях прогрессивных педагогов.
Комплексная экспедиция даёт возможность воплотить мечту в реальность. Но для этого педагог должен создать условия «творческого полёта мысли» своих учеников.
Учитель, способный генерировать интересные начинания, проекты, выходит за рамки «специалиста-урокодателя» и становится профессионалом, самодостаточным авторитетом в профессиональном и детском сообществах.
Изучение села и его окрестностей должно иметь выход на социальный проект (ряд проектов) по развитию данной территории. Для решения задач, стоящих перед НРК, недостаточно просто зафиксировать сегодняшнее положение сельского населённого пункта.
Для формирования в сознании ребёнка причастности к Красноярскому краю, к своему району, любви и уважения к нему, необходимо, чтобы ребёнок «пропустил через себя» сегодняшнюю жизнь и предложил свой вариант её улучшения и изменения.
Например, детские проекты могут быть:
- по благоустройству улицы, села;
- по оформлению крестьянской усадьбы как экскурсионного объекта;
- по составлению карты экскурсионно-туристических объектов территории;
- по использованию близлежащих месторождений полезных ископаемых в «малом бизнесе»;
- по охране и защите конкретных природных объектов;
- и т.д.
Доминирующая проектная, творческая мыследеятельность учащихся – одна из форм развития образования. Целенаправленная, системная, поливерсионная работа по реализации НРК неизбежно формирует патриотический менталитет и чувство ответственности за родную землю и людей, живущих на ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/17/picture-154437-1355725693.jpg)
«РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И ХИМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА МАЛЫХ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОС. ОКТЯБРЬСКИЙ, ДЕРГАЧЁВСКИЙ РАЙОН САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»
Изучение загрязнения почвенного покрова соединениями тяжелых металлов – одна из актуальных экологических задач.Металлы присутствуют в живых организмах в очень малом количестве, но играют весьма ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/24/picture-302489-1380050088.jpg)
Практикум: «Изучение демографической обстановки населённого пункта»
«…Любое органическое существо естественно размножается в столь быстрой прогрессии, что не подвергайся оно истреблению, потомство одной пары очень скоро заполнило бы весь земной шар» (Чарлз Дарвин. «Пр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-379854-1389434005.jpg)
Краеведческая тропа своего населённого пункта
Краеведческая тропа станицы Уманской - Ленинградской Краснодарского края Нет настоящего без прошлого. Память, едва ли не самая большая ценность человечества, благодаря которой ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/30/picture-391789-1391063203.jpg)
контрольная работа Измерение расстояний от нашего населённого пункта п. Чернышевский до морей.
Практическая работа в 6 классе, построенная на краеведческом материале...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/25/picture-108792-1424890968.jpg)
Организация школьного экологического мониторинга на примере изучения дендрофлоры населённого пункта
В статье изложена методика организации и проведения школьного экологического мониторинга на примере дендрофлоры парка. Подробно описаны этапы работы, методики исследования, возможные результаты....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/09/picture-796694-1465447989.jpg)
Населённые пункты Усть-Вымского района Республики Коми
данный материал можно использовать на классных часах 4-6 классов...