Рабочая программа по курсу НРК "Природа и экология Красноярского края". 7 класс
рабочая программа по экологии (7 класс) на тему
Данная программа предназначена для реализации обязательного минимума содержания по предмету «Природа и экология Красноярского края», утвержденного законом Красноярского края о национально-региональном компоненте общего образования и разработана на основе Программы учебного предмета «Природа и экология Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5 - 9 классы), Авторы: Биктимирова Л.И., Гродницкий Д.Л., Зубковская И.Б., Новикова Л.И., Степанченко Ю.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_nrk_7.doc | 115.5 КБ |
7_nrk_7.doc | 74.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для реализации обязательного минимума содержания по предмету «Природа и экология Красноярского края», утвержденного законом Красноярского края о национально-региональном компоненте общего образования и разработана на основе Программы учебного предмета «Природа и экология Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5 - 9 классы), Авторы: Биктимирова Л.И., Гродницкий Д.Л., Зубковская И.Б., Новикова Л.И., Степанченко Ю.В.
«Природа и экология Красноярского края» является одним из предметов школьного обучения, утверждённым Законом Красноярского края «О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае» от 25 июня 2004 г., Законом Красноярского края «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае»
Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о многообразии животных объектов и ландшафтов Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях ее сохранения и рационального использования
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе Красноярского края, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни
- воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе Красноярского края
- применение знаний и умений в повседневной жизни для сохранения природы Красноярского края, оценки последствий своей деятельности и социально-ответственного поведения в природе
Программа направлена на становление у учащихся следующих ключевых компетенций:
- Познавательной:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез
- Информационно-коммуникативной:
- способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации
- Рефлексивной:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств
- Социальной:
- оценивать возможности и ограничения использования отдельных видов ресурсов с точки зрения перспективы развития края
Обязательные результаты изучения курса «Природа и экология Красноярского края» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Формы занятий. Фронтальные учебные занятия. Практические работы, экскурсии.
Практических работ – 5. Экскурсий – 1.
Выполнение учащимися индивидуальных и групповых исследовательских и творческих работ: разработка и выполнение проектов, создание фотоальбомов, компьютерных презентаций, составление рефератов, проведение конференций, сбор коллекций насекомых, оформление кабинета.
Программа является пропедевтическим курсом для следующих предметов: географии, биологии. Курс рассчитан на 18 часов.
Примечание.
Количество экскурсий уменьшено из-за сокращения времени на изучение предмета вдвое.
Содержание курса «Ландшафты и животный мир Красноярского края» (18 часов)
Тема 1. Разнообразие ландшафтов (6 часов).
Ландшафты края: естественные и антропогенные. Заповедники края как эталоны ландшафтов. Изменение ландшафтов от естественного до антропогенного. Влияние фактора разнообразия ландшафтов на жизнь и хозяйственную деятельность людей в крае.
Тема 2. .Многообразие животного мира (14 часов). Разнообразие сред обитания на территории края и форм приспособленности к ним животных. Влияние абиотических, биотических и антропогенных факторов на разнообразие животных в экосистемах. Фауна арктических пустынь, тундр, лесов, степей, гор, водоемов. Взаимосвязи между животными. Пищевые цепи. Колебание численности животных.
Практическая работа №1.
Распознавание наиболее распространенных животных своей местности.
Практическая работа №2.Наблюдение и изучение почвенных организмов и их роли в экосистеме.
Практическая работа №3.
Наблюдение за сезонными изменениями в жизни животных.
Экскурсия №1.
Изучение животного мира водоема.
Тема 3. Охрана животных в Красноярском крае (2 часа). Виды охраны животного мира Красноярского края. Заповедники (биосферные, российские, региональные), заказники. Животные, занесенные в Красную книгу мира, России, края.
Практическая работа №4. Изучение жизни общественных животных своей местности.
Практическая работа №5. Изучение коллекций местной фауны
Тема 4. Эволюция и смена природных сообществ на территории края (4 часа)
Изменение климата на территории края в различные геологические.эпохи. Смена сообществ живых организмов как результат естественного изменения природных условий их обитания. Изменение природных сообществ в историческое время под влиянием деятельности человека. Выводы о состоянии биоразнообразия на территории края и своей территории в настоящее время.
Катастрофические явления природного землетрясения, наводнения, вспышки численности насекомых и др.) и антропогенного характера в крае (прорыв плотин, производственные взрывы и др.). Меры предупреждения антропогенных катастроф и снижения опасности природных катастроф.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п темы | Название темы | Количество часов |
1. | Разнообразие ландшафтов | 3 часа |
2. | Многообразие животного мира | 11 часов |
3. | Охрана животных в Красноярском крае | 2 часа |
4. | Эволюция и смена природных сообществ на территории края | 2 часа |
ИТОГО: | 18 часов |
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:
В результате изучения учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" в 7 классе обучающийся должен:
- знать особенности геологического строения Красноярского края;
- знать основные пути рационального использования природных объектов Красноярского края (воздуха, водной системы, почвы и других);
- знать природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем Красноярского края; меры по сохранению природы и защите населения Красноярского края от стихийных природных и техногенных явлений;
- знать представителей животного мира Красноярского края (в том числе редкие и исчезающие виды животных, занесенные в Красную книгу Красноярского края), особенности их внешнего вида и жизни;
- знать заповедники и национальные парки, краеведческие музеи Красноярского края;
- уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды Красноярского края, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- определения наиболее распространенных в Красноярском крае ядовитых и опасных животных;
- следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- уметь приводить примеры использования и охраны природных ресурсов Красноярского края;
- уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, влияние деятельности человека на животный мир Красноярского края и в целом на экосистемы;
- уметь прогнозировать эффекты хозяйственной деятельности человека и определять пути восстановления экологического баланса на территории Красноярского края;
- уметь узнавать наиболее распространенных животных Красноярского края (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия животных с использованием атласа-определителя.
Предварительный просмотр:
№ урока | Система уроков | Дидактическая модель обучения | Педагогические средства | Элементы содержания | Вид деятельности учащихся | Планируемые результаты обучения и уровень освоения | Информационно-методическое обеспечение |
ТЕМА 1. РАЗНООБРАЗИЕ ЛАНДШАФТОВ (3 ЧАСА)
| |||||||
1(1) | Ландшафты края: естественные и антропогенные. | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ, беседа. Проблемное изложение. Просмотр видеофильма.
| Естественные и антропогенные ландшафты. | Индивидуальная работа, групповая | Базисный уровень: | Видеофильм «Красноярский край». Электронное издание Биология 6-11 класс. Часть1: Биогеографические карты:4.Природные зоны России |
Тип урока: Комбинированный | |||||||
Дата проведения: | |||||||
Д/З: К-1; | |||||||
2(2) | Заповедники края как эталоны ландшафтов. | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, сообщения учащихся. Проблемное изложение. Просмотр видеофильма. | Заповедники края: «Столбы», «Саяно – Шушенский биосферный» | Индивидуальная работа, работа в парах | Базисный уровень: | Таблица «Заповедники России». Фрагмент видеофильма «Красноярский край»(Заповедники). |
Тип урока: Комбинированный | |||||||
Дата проведения: | |||||||
Д/З: К-2; | |||||||
3(3)
| Изменение ландшафтов от естественного до антропогенного. | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа. Проблемное изложении. Просмотр видеофильма. | Изменение ландшафтов. Причины изменения ландшафтов(природные и антропогенные) | Индивидуальная работа, работа в парах | Базисный уровень: | Видеофильм «Природные зоны». |
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||
Дата проведения: | |||||||
Д/З: К-3; | |||||||
ТЕМА 2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНОГО МИРА (11 ЧАСОВ) | |||||||
1(4)
| Среды обитания животных на территории края | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа | Виды сред обитания: водная, наземно – воздушная, почвенная. | Индивидуальная, групповая работа | Базисный уровень: | Таблицы, рисунки животных в определенной среде обитания. Видеофильм «Природные зоны». |
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||
Дата проведения: | |||||||
Д/З:К-4;повт.§2(уч.биология.7 класс) | |||||||
2(5)
| Формы приспособленности животных к средам обитания . |
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение | Основные формы приспособлений животных к средам обитания. | Индивидуальная, парная работа | Базисный уровень: | Таблицы, рисунки с изображением животных. Электронное издание Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум. Часть 2. Коллекция видеозаписей:16. Морские котики.Видеофильм «Природные зоны» |
Тип урока: Комбинированный | |||||||
Дата проведения: | |||||||
Д/З: К-5; §58(уч.биология.7 класс). | |||||||
3(6)
| Влияние абиотических, биотических и антропогенных факторов на разнообразие животных в экосистемах. | Объяснительно-иллюстративная. | Рассказ, беседа. | Зависимость разнообразия животных от влияния экологических факторов. Антропогенное воздействие на животный мир. | Индивидуальная, групповая работа | Базисный уровень: Продвинутый уровень: | Таблицы, рисунки на страницах учебника. Электронное издание Биология 6-11 класс. Часть1: Биогеографические карты:1)4.Природные зоны России; 2) 5.Видовое обилие флоры и фауны России; Лаборатории «Экосистемы»: №2.2 «Экологические группы птиц» |
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||
Дата проведения: | |||||||
Д/З: К-6; | |||||||
4(7)
| Фауна арктических пустынь | Объяснительно-иллюстративная. | Рассказ, беседа | Фауна. Особенности строения животных арктических пустынь. Формы приспособленности к суровым условиям. | Индивидуальная, групповая работа | Базисный уровень: Находить и показывать на карте Красноярского края зону арктической пустыни Описывать приспособления животных к суровым условиям севера Ч-п,П | Таблицы, фотографии, живые объекты. Электронное издание Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум. Часть 2. Коллекция видеоизображений . Фрагмент видеофильма «Красноярский край» |
Тип урока: : Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||
Дата проведения: | |||||||
Д/З: К-7;составить презентацию. | |||||||
5(8)
| Фауна тундр. | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа | Особенности строения животных арктических тундры. Формы приспособленности к суровым условиям. | Индивидуальная работа, работа в парах | Базисный уровень: | Таблицы, фотографии. Электронное издание Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум. Часть 2. Коллекция видеоизображений. Фрагмент видеофильма «Красноярский край» |
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||
Дата проведения: | |||||||
Д/З: К-8;приготовить сообщения. | |||||||
6(9)
| Фауна лесов. | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа. Организация и проведение Практической работы №1. Распознавание наиболее распространенных животных своей местности.
| Особенности строения животных арктических тундры. Формы приспособленности к суровым условиям. | Индивидуальная работа, работа в парах | Базисный уровень: Находить и показывать на карте Красноярского края зону тайги Описывать приспособления животных к суровым таежным условиям Ч-п,П | Таблицы, фотографии Электронное издание Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум. Часть 2. Коллекция видеозаписей:№2,9,10,11,12,13. Фрагмент видеофильма «Природные зоны» |
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||
Дата проведения: | |||||||
Д/З: К-9; выполнить рефераты. | |||||||
7(10)
| Фауна степей. | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа | Особенности строения животных арктических тундры. Формы приспособленности к суровым условиям. | Индивидуальная работа, работа в парах | Базисный уровень: Находить и показывать на карте Красноярского края зону степей Описывать приспособления животных к степным условиям Ч-п,П | Таблицы, Электронное издание Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум. Часть 2. Коллекция видеоизображений .Фрагмент видеофильма «Природные зоны» |
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||
Дата проведения: | |||||||
Д/З: К-10; приготовить сообщения. | |||||||
8(11)
| Фауна гор. | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа | Особенности строения животных гор. Формы приспособленности к суровым условиям. Редкие животные (снежный барс) | Индивидуальная работа, работа в парах | Базисный уровень: Находить и показывать на карте Красноярского края Саяны, горы Бырранга Описывать приспособления животных к суровым условиям гор Ч-п,П | Таблицы, фотографии. Электронное издание Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум. Часть 2. Коллекция видеоизображений. Фрагмент видеофильма «Природные зоны» |
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||
Дата проведения: | |||||||
Д/З: К-11; приготовить сообщения. | |||||||
9(12)
| Фауна водоемов. | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа. , | Особенности приспособленности животных к жизни в воде.Разнообразие фауны водоемов | Индивидуальная работа, работа в парах | Базисный уровень: Описывать приспособления животных к жизни в воде Ч-п,П | Таблицы, фотографии. Электронное издание Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум. 1)Часть 2. Коллекция видеоизображений ; 2)часть1: Биогеографические карты:5.Видовое обилие флоры и фауны России; 6.Число видов рыб в речных бассейнах и морях России; 3)5.7.Внешнее строение и поведение лягушки. Презентация «Животный мир Красноярского края» |
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||
Дата проведения: | |||||||
Д/З: К-12; фотоальбом. | |||||||
10(13)
| Взаимосвязи между животными. Пищевые цепи. | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и выполнение Практической работы №2.Наблюдение и изучение почвенных организмов и их роли в экосистеме.
| Колебание численности животных.
| Индивидуальная работа, работа в парах | Базисный уровень: Составлять пищевые цепи Ч-п, П | Таблицы, фотографии. Презентация «Природные зоны Красноярского края. Экосистемы». CD – Открытая биология. Глава 12. Организмы и окружающая среда
|
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||
Дата проведения: | |||||||
Д/З: К-13; §2.§2(уч.биология.7 класс);с.15; презентации. | |||||||
11(14) | Экскурсия №1. Изучение животного мира водоема.
| Частично-исследовательская | Организация и проведение Экскурсии №1. Изучение животного мира водоема. Организация и проведение Практической работы №3. Наблюдение за сезонными изменениями в жизни животных. | Признаки водных животных. | Индивидуальная работа, работа в парах | Базисный уровень: Продвинутый уровень: |
|
Тип урока: Комбинированный | |||||||
Дата проведения: | |||||||
Д/З: К-14; оформить практическую работу. | |||||||
ТЕМА 3. ОХРАНА ЖИВОТНЫХ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ (2 ЧАСА) | |||||||
1(15)
| Виды охраны животного мира Красноярского края. | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, подготовка сообщений, рефератов, презентаций. Выполнение Практической работы №4. Изучение жизни общественных животных своей местности. | Заповедники (биосферные, российские, региональные), заказники. | Индивидуальная и групповая работа по подготовке сообщений, реферат ов, презентаций | Базисный уровень: | Фрагмент видеофильма «Красноярский край» (заповедник «Столбы») |
Тип урока: Комбинированный | |||||||
Дата проведения: | |||||||
Д/З: К-15; приготовить сообщения. | |||||||
2(16)
| Животные, занесенные в Красную книгу мира, России, края.
| Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Практическая работа №5. Изучение коллекций местной фауны | Виды животных, занесенных в Красную книгу мира,России,края | Индивидуальная работа, работа в малых группах | Базисный уровень: | Электронное издание Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум. Часть 2. Коллекция видеоизображений. |
Тип урока: Комбинированный \ | |||||||
Дата проведения: | |||||||
Д/З: К-16; рефераты. | |||||||
ТЕМА 4. ЭВОЛЮЦИЯ И СМЕНА ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ НА ТЕРРИТОРИИ КРАЯ (2 ЧАСА)
| |||||||
1(17) | Изменение природных сообществ края в историческое время под влиянием природных факторов и деятельности человека. | Проблемное изложение материала | Рассказ, беседа, подготовка сообщений, рефератов, презентацй | Изменение климата на территории края в различные геологические.эпохи. . Смена сообществ живых организмов как результат естественного изменения природных условий их обитания. Влияние человека на природные сообщества. Формирование нового мировоззрения: «Человек – не царь природы, а звено большого дома – планеты Земля» | Работа в малых группах | Базисный уровень: Делать выводы о состоянии биоразнообразия на территории края и Козульского района в настоящее время. Называть основные виды животных природных сообществ края Р, | Электронное издание Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум. Часть1: Лаборатория «Экосистемы»,№ 4.1 «Основы рационального природопользования». CD – Открытая биология. Глава 12. Организмы и окружающая среда |
Тип урока: Комбинированный | |||||||
Дата проведения: | |||||||
Д/З: К-17; Провести исследование о биоразнообразии на территории края. | |||||||
2(18) | Предупреждения антропогенных и природных катастроф | Проблемное изложение материала | Рассказ, беседа, подготовка сообщений, рефератов, презентаций | Катастрофические явления природного (землетрясения, наводнения, вспышки численности насекомых и др.) и антропогенного характера в крае (прорыв плотин, производственные взрывы и др.). | Индивидуальная работа, работа в парах | Базисный уровень: Показывать на карте Красноярского края Саяно – Шушенскую ГЭС Р | Презентация видеофильм «Красноярский край» Электронное издание Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум. 1)Часть 1: Лаборатория «Экосистемы»,№ 4.1 «Основы рационального природопользования». |
Тип урока: Комбинированный | |||||||
Дата проведения: | |||||||
Д/З: К-17; видеоролики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "История и культура мордовского края" 8 класс
Программа включает материал по истории и культуре мордовского края в XIX в.Курс «История и культура мордовского края» знакомит учащихся с историей нашей республики. Это третий курс истории, в пр...
Рабочая программа элективного курса Химия и экология
Рабочая программа элективного курса Химия и экология...
Рабочая программа учебной дисциплины ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ по профессии 260807.01 (19.01.17) Повар, кондитер
Программа учебной дисциплины «Природа и экология родного края» предназначена для изучения в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, реализующего образовательную программу средне...
Рабочая программа учебного курса «История и культура мордовского края» в 6-х классах (ФГОС)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИКМК» (17 часов) Тема 1. « Древнее население на территории Мордовии» -3 часаТема 2. « Мордва в I- начале II тыс. н.э.» -3 часаТема 3. « Культура м...
Рабочая программа по курсу «География и экология ХМАО - Югры» 8 класс.
Программа интегрированного курса «География и экология ХМАО - Югры» 8, 9 класс. Орлова Т. К., Элерт Н. Н., Игумнова Л. В., Гудков А.П., Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007г....
Рабочая программа элективного курса Физика и экология
Рабочая программа элективного курса Физика и экология...
Рабочая программа элективного курса Физика и экология
Рабочая программа элективного курса Физика и экология...