Рабочая программа по курсу НРК "Природа и экология Красноярского края". 6 класс
рабочая программа по экологии (6 класс) по теме
Данная рабочая программа предназначена для реализации обязательного минимума содержания по предмету «Природа и экология Красноярского края» в 6 классе, утвержденного законом Красноярского края о национально-региональном компоненте общего образования и составлена на основе Программы учебного предмета «Природа и экология Красноярского края для общеобразовательных учреждений (5 - 9 классы). Авторы: Биктимирова Л.И., Гродницкий Д.Л., Зубковская И.Б., НовиковаЛ.И., Степанченко Ю.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_i_ekologiya_krasnoyarskogo_kraya_6_klass.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Природа и экология Красноярского края» является одним из предметов школьного обучения, утверждённым Законом Красноярского края «О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае» от 25 июня 2004 г., Законом Красноярского края «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае».
Данная рабочая программа предназначена для реализации обязательного минимума содержания по предмету «Природа и экология Красноярского края» в 6 классе, утвержденного законом Красноярского края о национально-региональном компоненте общего образования и составлена на основе Программы учебного предмета «Природа и экология Красноярского края для общеобразовательных учреждений (5 - 9 классы). Авторы: Биктимирова Л.И., Гродницкий Д.Л., Зубковская И.Б., НовиковаЛ.И., Степанченко Ю.В.
Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе Красноярского края, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни
- воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе Красноярского края
- применение знаний и умений в повседневной жизни для сохранения природы Красноярского края, оценки последствий своей деятельности и социально-ответственного поведения в природе
Программа направлена на становление у учащихся следующих ключевых компетенций:
- Познавательной:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез
- Информационно-коммуникативной:
- способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации
- Рефлексивной:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств
- Социальной:
- оценивать возможности и ограничения использования отдельных видов ресурсов с точки зрения перспективы развития края
Обязательные результаты изучения курса «Природа и экология Красноярского края» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно- ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Программа 6 класса является логическим продолжением программы учебного предмета «Природа и экология Красноярского края» 5 класса и позволяет расширить знания школьников об уникальности объектов живой и неживой природы Красноярского края и явлениях, происходящей в ней.
В 6 классе региональный компонент основного общего образования «Природа и экология Красноярского края» является дополнением к нормативам федерального компонента по биологии и позволяет углубить знания учащихся по этому предмету на региональном содержании.
Содержание курса 6 класса предполагает применение учащимися знаний и умений, полученных в ходе изучения содержания курса биологии, для исследования растительных объектов своей местности. Программа разработана с опорой на курс «Природа и экология Красноярского края» 5 класса, в результате чего некоторые темы его рассматриваются снова, но на более расширенном теоретическом, а также практическом уровне.
Курс рассчитан на 18 часов (1 час в неделю).
Рабочая программа реализуется при использовании УМК:
- Примерная программа «Природа и экология Красноярского края» 5-9 класс Авторы: Биктимирова Л.И., Степанченко Ю.В., Новикова Л.И., и др.
- 1. Баранов А.А. «Особо охраняемые территории Красноярского края»
- 1. Баранов А.А «Особо охраняемые животные Приенисейской Сибири. Птицы и млекопитающие.».К.:2006
- 2. Баранов А.А. «Особо охраняемые территории Красноярского края»
- 3. Баранов А.А. «Особо охраняемые территории Красноярского края».Учебное пособие
- Г.Ф. Лысенко «Красноярский край». . Контурные карты. Экономическая карта края.
Список методической литературы по предмету
1. Атлас Красноярского края и Республики Хакасии.- Роскартография, 1994.
2. Безруких В. А., Кириллов М. В. Физическая география Красноярского края и Республики Хакасии: Учебное пособие. – Красноярск, 1993.
3. Безруких В. А., Кириллов М. В. Физическая география Красноярского края и Республики Хакасии. Хрестоматия: Учебное пособие. – Красноярск, 1995.
4. Безруких В. А., Елин О. Ю. Физическая география Красноярского края: Учебное пособие. – Красноярск, 2003.
5. Величко М. Ф. Маленькие путешествия вокруг большого города.- Красноярск, 1989.
6. Енисейский энциклопедический словарь. Гл. редактор Дроздов Н. И.- Красноярск, 1998.
7. Кириллов М. В. Природа Красноярского края и её охрана. Красноярск, 1983.
8. Кириллов М. В. Природа Красноярска и его окрестностей. Красноярск, 1988.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ
1. Сыроечковский Е. Е., Рогачева Э. В. Животный мир Красноярского края. -Красноярск, 1980.
2. Сыроечковский Е. Е., Рогачева Э. В. Красная книга Красноярского края. -Красноярск, 1995.
3. Красноярский край. Контурные карты. – Красноярск: КОО Ассоциация Русская энциклопедия, 1984.
Содержание курса
«Растительный мир Красноярского края» (35 часов)
Тема 1. Растения в экосистемах. (3 часа)
Среды жизни растений и их региональная специфика. Климатическая обусловленность типов растительности, особенности мерзлотных и аридных зон, влияние рельефа (остепнение, дождевая тень). Экологические группы растений. Приспособления растений к экстремальным условиям (север, горы).
Организация и использование фенологических наблюдений в практической деятельности. Влияние загрязнителей природной среды (в том числе мутагенов) на рост и развитие растений.
Тема 2. Многообразие растений края. (13 часов)
Использование понятия вида и его критериев в изучении видового многообразия растений в крае и конкретной местности. Видовое разнообразие растений в крае. Изучение различных популяций, их структуры. Изучение систематики и классификации растений на примере растений края и местности. Определение растений различных семейств конкретной местности. Камеральная обработка растений. Ядовитые растения и грибы, последствия отравления организма и меры безопасности. Редкие растения и растения, занесенные в Красную книгу Красноярского края.
Тема 3. Растительные сообщества. (2 часа)
Использование понятия сообщества и его структуры для изучения растительных сообществ края и конкретной местности. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительные сообщества в крае. Агросистемы края (своей местности), сравнение агроценозов с природными экосистемами. Интродукция растений в региональные экосистемы. Селекция, выведение новых сортов в крае, районированные сорта.
Практические работы:
Практическая работа №1. Изучение экологических групп растений.
Практическая работа №2. Опыты по изучению состава почвы.
Лабораторная работа №1. Голосеменные растения Красноярского края
Лабораторная работа №2. Определение растений семейства Крестоцветные
Лабораторная работа №3. Определение растений семейства Бобовые
Лабораторная работа №4. Определение растений семейства Розоцветные
Лабораторная работа №5. Определение растений семейства Крестоцветные
Лабораторная работа №6. Определение растений семейства Сложноцветные
Лабораторная работа №7. Определение растений семейства Лилейные.
Лабораторная работа №8. Определение растений семейства . Семейство Злаки (Мятликовые).
Лабораторная работа №9 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»
Экскурсия в природу «Изучение жизненных форм растений и видов растительных сообществ
Козульского района»
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п темы | Название темы | Количество часов |
1. | Растения в экосистемах | 3 часа |
2. | Многообразие растений края | 13 часов |
3. | Растительные сообщества | 2 часа |
ИТОГО: | 18 часов |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" в 6 классе обучающийся должен:
- знать представителей растительного и животного мира Красноярского края (в том числе редкие и исчезающие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Красноярского края), особенности их внешнего вида и жизни;
- знать заповедники и национальные парки Красноярского края;
- уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения наиболее распространенных в Красноярском крае ядовитых растений, грибов и опасных животных;
- следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- уметь приводить примеры использования и охраны растительных ресурсов Красноярского края;
- уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, влияние деятельности человека на растительный мир Красноярского края и в целом на экосистемы;
- уметь прогнозировать эффекты хозяйственной деятельности человека и определять пути восстановления экологического баланса на территории Красноярского края;
- уметь узнавать наиболее распространенные растения Красноярского края (в том числе редкие и охраняемые виды);
- определять названия растений с использованием атласа-определителя
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Система уроков | Дидактическая модель обучения | Педагогические средства | Элементы содержания | Вид деятельности учащихся | Планируемые результаты обучения и уровень освоения | Информационно-методическое обеспечение |
ТЕМА 1 .РАСТЕНИЯ В ЭКОСИСТЕМАХ ( 3 ЧАСА) | |||||||
1(1) | Среды жизни растений и их региональная специфика. . Климатическая обусловленность типов растительности. | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение. Просмотр видеофильма. | Среды жизни растений. Экологические факторы. Типы растительности | Индивидуальная работа, работа в парах | Базисный уровень: Определять состав почвы П | Таблицы, рисунки с изображением растений различных сред обитания. Видеофильм «Природные зоны». |
Тип урока: Комбинированный | |||||||
Дата проведения: 15.01 | |||||||
Д/З: К-1 | |||||||
2(2) | Экологические группы растений. Приспособления растений к экстремальным условиям (север, горы). | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение Практической работы №1. Изучение экологических групп растений. | Экологические группы растений. Приспособления растений к экстремальным условиям. | Индивидуальная работа, работа в парах | Базисный уровень: | Таблицы «Влаголюбивые растения», «Засухоустойчивые растения» . Фрагмент видеофильма «Природные зоны».. |
Тип урока: Комбинированный | |||||||
Дата проведения: 22.01 | |||||||
Д/З:К-2 | |||||||
3(3)
| Влияние загрязнителей природной среды на рост и развитие растений. | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение Практической работы №2. Опыты по изучению состава почвы. | Виды загрязнителей природной среды. Зависимость роста и развития растений от качества природной среды | Индивидуальная работа, работа в парах | Базисный уровень: Определять состав почвы П | Инструктивная карточка для проведения практической работы |
Тип урока: Комбинированный | |||||||
Дата проведения: 29.01 | |||||||
Д/З:К-3 | |||||||
ТЕМА 2 .МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ(13 ЧАСОВ) | |||||||
1(4) | Классификация растений. Вид ,его критерии и структура. Популяции. | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение работы с раздаточным гербарным материалом | Классификация растений. Систематика. Таксоны. Вид ,его критерии и структура. Бинаное название вида. Популяция. | Индивидуальная, групповая работа | Базисный уровень: | Таблица, карточки «Классификация растений» |
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||
Дата проведения: 5.02 | |||||||
Д/З:К-4 | |||||||
2(5)
| Высшие споровые растения Красноярского края | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение работы с раздаточным гербарным материалом | Основные признаки мхов, хвощей, плаунов, папоротников. Споровые высшие растения. | Индивидуальная, парная работа | Базисный уровень: | Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал |
Тип урока: Комбинированный | |||||||
Дата проведения: 12.02 | |||||||
Д/З:§39; §40 (учебник Биология:6 класс) | |||||||
3(6)
| Голосеменные растения Красноярского края. | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №1. Голосеменные растения Красноярского края | Голосеменные растения | Индивидуальная, групповая работа | Базисный уровень: | Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал, Коллекции шишек, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1) |
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||
Дата проведения 19.02: | |||||||
Д/З:К-4 | |||||||
4(7) | Покрытосеменные растения Красноярского края. | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа | Особенности строения покрытосеменных растений. | Индивидуальная, групповая работа | Базисный уровень: | Таблицы, фотографии, гербарный материал, живые объекты, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1) |
Тип урока: : Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||
Дата проведения: 26.02 | |||||||
Д/З:К-5 | |||||||
5(8) | Семейства класса Двудольные. Семейство Крестоцветные. | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №2. Определение растений семейства Крестоцветные | Признаки класса Двудольные | Индивидуальная работа, работа в парах | Базисный уровень: Продвинутый уровень: | Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений семейства Крестоцветные, определительные карточки. |
Тип урока: Комбинированный | |||||||
Дата проведения: 5.03 | |||||||
Д/З:К-6 | |||||||
6(9)
| Семейства класса Двудольные. Семейство Бобовые | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №3. Определение растений семейства Бобовые | Признаки класса Двудольные | Индивидуальная работа, работа в парах | Базисный уровень: Продвинутый уровень: | Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений семейства Бобовые , определительные карточки. |
Тип урока: Комбинированный | |||||||
Дата проведения: 12.03 | |||||||
Д/З:К-7 | |||||||
7(10) | Семейства класса Двудольные. Семейство Розоцветные | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №4. Определение растений семейства Розоцветные | Признаки класса Двудольные | Индивидуальная работа, работа в парах | Базисный уровень: Продвинутый уровень:
| Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений семейства , определительные Розоцветные карточки. |
Тип урока: Комбинированный | |||||||
Дата проведения: 19.03 | |||||||
Д/З:К-8 | |||||||
8(11)
| Семейства класса Двудольные. Семейство Пасленовые | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №5. Определение растений семейства Крестоцветные | Признаки класса Двудольные | Индивидуальная работа, работа в парах | Базисный уровень: Продвинутый уровень: | Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений семейства Пасленовые , определительные карточки. |
Тип урока: Комбинированный | |||||||
Дата проведения: 2.04 | |||||||
Д/З:К-9 | |||||||
9(12) | Семейства класса Двудольные. Семейство Сложноцветные | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №6. Определение растений семейства Сложноцветные | Признаки класса Двудольные | Индивидуальная работа, работа в парах | Базисный уровень: Продвинутый уровень: | Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений семейства Сложноцветные, определительные карточки. |
Тип урока: Комбинированный | |||||||
Дата проведения: 9.04 | |||||||
Д/З:К-10 | |||||||
10(13)
| Семейства класса Однодольные. Семейство Лилейные. | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №7. Определение растений семейства Лилейные.
| Признаки строения растений семейства Лилейные. | Индивидуальная работа, работа в парах | Базисный уровень: Определять принадлежность растений к семейству Лилейные по определительным каточкам Ч-п, П Продвинутый уровень: | Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений семейства Лилейные, определительные карточки. |
Тип урока: Комбинированный | |||||||
Дата проведения: 16.04 | |||||||
Д/З:К-11 | |||||||
11(14) | Семейства класса Однодольные. Семейство Злаки (Мятликовые). | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №8. Определение растений семейства . Семейство Злаки (Мятликовые). | Признаки строения растений семейства Злаки. | Индивидуальная работа, работа в парах | Базисный уровень: класса Двудольные Ч-п, П по определительным каточкам Ч-п, П Продвинутый уровень: | Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений семейства Злаки (Мятликовые), определительные карточки. |
Тип урока: Комбинированный | |||||||
Дата проведения: 23.04 | |||||||
Д/З:К-12 | |||||||
12(15)
| Ядовитые растения и грибы Красноярского края. | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №9 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» | Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. | Индивидуальная и групповая работа | Базисный уровень: Продвинутый уровень: | Таблицы, муляжи шляпочных грибов, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» |
Тип урока: Комбинированный | |||||||
Дата проведения: 30.04 | |||||||
Д/З:К-12 | |||||||
13(16)
| Красная книга Красноярского края. | Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская | Рассказ, беседа, подготовка сообщений, рефератов, презентаций | Красная книга, Красная книга Красноярского края. Редкие, особо охраняемые растения Красноярского края | Индивидуальная и групповая работа по подготовке сообщений, реферат ов, презентаций | Базисный уровень: | Презентация «Редкие растения Красноярского края», видеофильм «Красноярский край» Видеофильм «Природные зоны». |
Тип урока: | |||||||
Дата проведения: 7.05 | |||||||
Д/З:К-13 | |||||||
ТЕМА 3. РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА (2 ЧАСА) | |||||||
1(17)
| Лес - сложное растительное сообщество. | Проблемное изложение материала | Проблемная беседа | Фитоценоз. Естественное природное сообщество: лес. | Индивидуальная работа, работа в малых группах | Базисный уровень: | Презентация «Экосистемы», |
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний | |||||||
Дата проведения: 14.05 | |||||||
Д/З:К-14 | |||||||
2(18) | Экскурсия в природу «Изучение жизненных форм растений и видов растительных сообществ Козульского района» | Частично-исследовательская | Изучение жизненных форм растений и видов растительных сообществ | Естественные природные сообщества: лес, луг.
| Работа в малых группах | Базисный уровень: | |
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний | |||||||
Дата проведения: 21.05 | |||||||
Д/З:К-15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "История и культура мордовского края" 8 класс
Программа включает материал по истории и культуре мордовского края в XIX в.Курс «История и культура мордовского края» знакомит учащихся с историей нашей республики. Это третий курс истории, в пр...
Рабочая программа элективного курса Химия и экология
Рабочая программа элективного курса Химия и экология...
Рабочая программа учебной дисциплины ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ по профессии 260807.01 (19.01.17) Повар, кондитер
Программа учебной дисциплины «Природа и экология родного края» предназначена для изучения в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, реализующего образовательную программу средне...
Рабочая программа учебного курса «История и культура мордовского края» в 6-х классах (ФГОС)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИКМК» (17 часов) Тема 1. « Древнее население на территории Мордовии» -3 часаТема 2. « Мордва в I- начале II тыс. н.э.» -3 часаТема 3. « Культура м...
Рабочая программа по курсу «География и экология ХМАО - Югры» 8 класс.
Программа интегрированного курса «География и экология ХМАО - Югры» 8, 9 класс. Орлова Т. К., Элерт Н. Н., Игумнова Л. В., Гудков А.П., Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007г....
Рабочая программа элективного курса Физика и экология
Рабочая программа элективного курса Физика и экология...
Рабочая программа элективного курса Физика и экология
Рабочая программа элективного курса Физика и экология...