урок "вода-путешественница" начальная школа
план-конспект занятия по экологии по теме

Жеребкова Ирина Ивановна

методическая разработка открытого занятия "Вода-путешественница". Самоанализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_voda-puteshestvennitsa.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

     Данная методическая разработка на тему «Вода – путешественница» представлена на областной конкурс методических материалов эколого-биологической направленности в номинации «Организационно методическая».

     В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний детей, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук.

     Один из возможных способов достижения цели – учебно-исследовательская деятельность детей.

     Данная методическая разработка занятия на тему «Вода-путешественница», актуальна в системе образования эколого-биологической направленности, так как в ходе ее, дети приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем. У детей на занятии формируется ответственность за состояние окружающей среды, усиливается стремление к получению знаний в области экологии, биологии и естествознания, способствует решению экологических задач, развивает и совершенствует навыки исследовательской деятельности.

     Цель: Дать представление об исследовательской работе с детьми в условиях дополнительного образования эколого-биологической направленности.

     Предназначена методическая разработка для педагогов дополнительного образования эколого-биологической направленности, так же может быть использована учителями общеобразовательных школ.

     Пособие содержит разработку занятия на тему «Вода – путешественница», направленное на углубленное знание детей и формирование умений юных исследователей природы. Предназначено для детей младшего школьного возраста 7 – 10 лет. Эту модель занятия можно использовать и для детей старшего возраста для этого усложняется информация по данной теме.

     Необходимым условием проведения данного занятия в том, чтобы педагог-пользователь провел ряд вводных занятий о правилах оформления исследовательской работы. Предлагаемую разработку занятия можно использовать как модель занятия, направленную на закрепление и совершенствование умений и навыков исследовательской деятельности у детей. Самое интересное состоит в том, что закреплять и совершенствовать исследовательские навыки можно не только на воде, но и на любом другом веществе или явлении природы.

     Задания, используемые на занятии, пробуждают у ребенка интерес к процессу обучения, расширяют представление об окружающем мире, развивают логическое мышление, внимание, фантазию, способствуют более осмысленному изучению материала, помогают развитию познавательной деятельности и интереса к предмету.

     Реализация предложенных в пособии идей поможет педагогам и учителям воспитать в детях уважительное отношение к природе, ответственность за ее сохранение.

План - конспект занятия

Тема занятия: «Вода- путешественница».

Цель занятия: Формирование первичного представления о воде и ее свойствах. 

Задачи:

1. Образовательные: 

Познакомить обучающихся с понятием – вода;

Познакомить со свойствами воды;

Сформировать представление об использовании воды в деятельности человека.

2. Развивающие: 

Формировать и развивать  навыки исследовательской деятельности:

- умение ставить цели и задачи;

- наблюдение;

- рассуждение;

- умение делать выводы;

- структурировать материал.

Развивать интерес к естественно - научным знаниям;

Развивать творческую и познавательную активность;

Сформировать интерес к исследовательской деятельности.

3. Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде;

Формировать коммуникативные способности.

Вид занятия: обучающий.

Тип занятия: закрепление знаний и способов деятельности, комплексное применение знаний и способов деятельности.

Форма: лабораторно-практическая.

Методы: - словесные (рассказ, беседа, диалог);

                - исследовательские (теоретический, эмпирический);

                - игры;

                - наглядный.

Оборудование занятия:

1. Дидактический материал для педагога: 

план-конспект открытого занятия,

 карточки с текстом загадок и игр, исследовательская работа на тему «Вода – путешественница» с прописанными целями, задачами, выводами;

 рабочая тетрадь: исследовательская работа для детей на тему «Вода – путешественница».

2. Дидактический материал для воспитанников: 

рабочая тетрадь: исследовательская работа для детей на тему «Вода – путешественница».

3. Материально техническое оснащение занятия: 

доска, указка, аквариум с живой черепахой, стакан пустой, стакан с водой, ложка, цветные бумажные полоски, крахмал, чайная ложка, фильтровальные устройства.

Оформление: 

     На доске написаны этапы оформления исследовательской работы:

1. формулирование темы ;

2. формулирование цели и задач исследования ;

3. теоретические исследования;

4. экспериментальные исследования;

5. анализ и оформление научных исследований;

6. публичное представление работ.

    Тема занятия: «Вода путешественница».

    Цитата Гераклита: «Вода – источник всего во Вселенной».

    На стенах расположено несколько плакатов (Приложение 3):

  • «Живая капля»;
  • «Чистая вода»;
  • «Береги природу»;
  • «Береги свое будущее».


Модель учебного занятия

Этапы и задачи занятия, время

Содержание учебного занятия

Деятельность педагога, методы

Деятельность воспитанника

Результат

Этап 1

Организационный момент

Создать эмоционально-психологический настрой детей.

3 мин.

1. Приветствие

Педагог. Здравствуйте ребята! Я вижу ваши улыбки, значит сегодня хороший день. Надеюсь, что в течение нашего занятия ваше настроение не поменяется, а наоборот добавит позитив и положительный настрой.

2. Организация групп

Педагог. Вы уже расположились за столами и создали тем самым мини-группы. Предлагаю придумать названия вашим мини-группам. Та группа, которая больше проявит себя на занятии, получит награду.

Дети. (примерные ответы детей) Умники, Снегурочки, Смелые.

Подготовка детей к работе на занятии, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания.

Словесный метод.

Метод игры.

Восприятие, заинтересованность, желание работать.

Активизация внимания, доброжелательная атмосфера.

Этап 2

Проверочный.

Подготовить, и активизировать познавательную деятельность детей к исследовательской работе.

Закрепить правильность и осознанность пройденного материала на прошлом занятии.

5 мин.

1. Игра «Угадай кто»

Педагог. К нам на занятие пришел очень интересный гость. Я предлагаю вам отгадать, кто это в процессе игры «Угадай кто?».

Я загадаю животное, растение, птицу или рыбу и на любые ваши вопросы отвечу только «да» или «нет».

Вы задаете вопросы, касающиеся внешних признаков, мест обитания или привычек и угадываете того, кого загадала я.

(примерные вопросы детей)

 Дети. Это животное?

 Педагог. Да.

 Дети. Домашнее животное?

 Педагог. Нет.

 Дети. Оно большое?

 Педагог. Нет.

 Дети. Земноводное?

 Педагог. Да

 Дети. Черепаха?

 Педагог. Совершенно верно.

2. Беседа с детьми

Педагог. К нам на занятие пришла настоящая черепаха. Именно черепаха у нас в творческом объединении символизирует исследовательскую работу.

Сегодня мы продолжим с вами закреплять полученные знания о правилах написания исследовательской работы. А кто мне напомнит: из каких разделов состоит любая исследовательская работа на примере черепахи?

Дети. Ведение - голова, основная часть - панцирь, заключение - хвост, литература - ноги.

Педагог. Верно. Введение отвечает за мысль: постановку цели, задачи работы. Основная часть, самая большая – отвечает за сам опыт или исследование. Заключение – анализ и выводы о проделанной работе. Литература, это часть без которой вообще не начнется исследование, пока достаточно не изучится. Все этапы выведены на доску по порядку.

1. формулирование темы

2. формулирование цели и задач исследования

3. теоретические исследования;

4. экспериментальные исследования;

5. анализ и оформление научных исследований;

6. публичное представление работ.

Создание проблемной ситуации, которую дети решают вместе с педагогом.

Метод игры.

Наглядный метод.

Проверка усвоения пройденного материала о правилах написания исследовательской работы.

Словесный метод: беседа, диалог.

Наглядный метод.

Заинтересованность и активизация внимания в процессе игры.

Ответы детей, и тем самым, восстановление пробелов в знаниях о правилах написания исследовательской работы.

Решение проблемной ситуации в процессе игры.

Систематизация и обобщение знаний детей по разработке исследовательской работы.

Этап 3

Введение в тему занятия

Обеспечить мотивацию и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Сформировать представление о воде; ее свойствах и использовании водных ресурсов человеком

7 мин.

1. Загадка о воде

Педагог. Я предлагаю вам сегодня изучить на занятии вещество, о котором вы узнаете из загадки:     Если руки наши в ваксе,

                  Если на нос сели кляксы,

                  Кто тогда нам первый друг,

                  Снимет грязь с лица и рук?

Дети. Вода.

2. Изучение новой темы

Педагог. Таким образом, тема занятия «Вода – путешественница».

Еще Гераклит писал: «Вода – источник всего во Вселенной». Как вы думаете, много ли воды на Земле?

Дети. Да, много. Всего треть поверхности планеты - суша.

Наша планета названа Землей по явному недоразумению: на сушу приходится около 1/3 территории, а остальное - вода. Правильнее было бы назвать планету «Вода»!

Когда-то в этой воде зародилась жизнь, а потом живые существа вышли на сушу, приспособились к новой среде. Вода повсюду: в воздухе, в облаках, под землей, в родниках, на северном полюсе в виде снега и льда. Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает  в виде осадков. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно смять лист растения в руках, и мы обнаружим влагу. Даже в самых сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве. Появился человек, выросли поселки, города, задымили трубы заводов. И люди стали замечать, что питьевой воды стало катастрофически не хватать. Из-за различных загрязнений она стала грязной, и содержать много ядовитых веществ.

Подготовка детей к изучению нового материала, через активизацию их деятельности.

Метод игры.

Представление нового материала через беседу, и рассказ о воде и ее свойствах.

Словесный метод: рассказ, диалог.

Наглядный метод.

Заинтересованность и активность.

Осмысление нового материала.

Осмысление возможного начала работы.

Первичное представление о воде и ее свойствах.

Этап 4

Практическая работа

Сформировать цели и задачи исследовательской работы на основе пройденной темы.

7 мин.

1. Беседа с детьми

Педагог. Поскольку мы с вами имеем представление о воде, предлагаю вам изучить свойства воды и способы очистки ее, через исследовательскую работу. Перед вами уже лежит правильно оформленная работа, которую необходимо подписать (фамилия и имя), определить цель, задачи, провести соответствующие исследования и сделать выводы.

 Именно изучение и обоснование опытным путем свойств воды и способов ее очистки будет целью нашей исследовательской работы. Еще раз определите цель работы?

Дети. Цель: Изучение и обоснование опытным путем свойств воды и способов ее очистки.

Педагог. Открываем главу «Введение» и записываем цель.

Задачи исследовательской работы, также записываем в этой главе. Сформулируйте, пожалуйста, задачи, исходя из цели.

Дети. - Изучить научные сведения о воде, ее свойствах, способах очистки.

 - Опытным путем доказать некоторые свойства воды.

 - Опытным путем доказать эффективность некоторых способов очистки воды.

Предложение педагогом целей и задач работы.

Словесный метод: беседа. диалог.

Активность и участие в постановке цели и задач исследовательской работы.

Готовность детей к исследовательской работе.

Этап 5

Физ. минутка

Снять физическую утомляемость

3 мин.

1. Игра «Вода, земля, воздух, огонь»

Педагог. Ребята, вы, наверное, немного устали сидеть, поэтому настало время поиграть. Суть игры состоит в следующем, если я называю слово «вода», вы вытягиваете руки вперед, если «земля», руки вниз, «воздух» руки вверх, «огонь» руки в стороны.

Показ упражнений.

Метод игры.

Повтор и самостоятельное выполнение упражнений.

Снятие физической утомляемости.

Этап 6

Лабораторно-практическая работа

Сформировать и развить навыки исследовательской деятельности.

Обобщить знания о воде, ее свойствах и применении водных ресурсов человеком.

15 мин.

1. Проведение опытов доказывающие свойства воды

Педагог. Переходим к основной части, в которой нам необходимо опытным путем доказать некоторые свойства воды и эффективность некоторых способов очистки воды.

Опыт 1. Прозрачность воды. В стакан с водой опустим ложку. Видна ли она?

Дети. Вода прозрачна.

Педагог. Верно. Вывод запишем: Вода прозрачна.

Опыт 2.  Цвет воды. Цветные полоски из бумаги прикладываем к стакану с водой и определяем цвет воды. Какого цвета вода? Можно ли сказать что вода синяя? Красная? Зеленая? Серая?

Дети. Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок.

Педагог. Верно. Вывод запишем: Вода бесцветна.

Опыт 3. Запах воды. Понюхайте воду. Вспомните, чем пахнут духи, цветы, ваш обед. А чем же пахнет вода?

Дети. Вода не пахнет.

Педагог. Верно. Вывод запишем: Вода не имеет запаха.

Опыт 4. Текучесть. Вылейте воду из одного стакана в другой. Что будет если разлить воду?

Дети. Вода разольется в разные стороны.

Педагог. Верно. Вывод запишем: Вода течет.

Опыт 5. Вода – растворитель. Насыпьте в воду крахмал, размешайте, что вы заметили?

Дети. Крахмал растворился в воде.

Педагог. Верно. Вывод запишем: Вода является растворителем. Это свойство воды мы с вами используем повсеместно, даже когда умываемся, рисуем. Вода растворяет даже серебро, и когда это происходит, вода приобретает лечебные свойства.

Мы доказали 5 основных свойств воды опытным путем. Перечислите, пожалуйста, их.

Дети. Вода прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, текучая, растворитель.

Педагог. Верно.

2. Проведение опыта по очистке воды

Педагог. Перейдем к следующему этапу исследовательской работы: опытным путем доказать эффективность некоторых способов очистки воды.

Опыт. Фильтрование воды. У каждой группы на столе есть очистительные устройства – фильтры. У 1-группы фильтр сделан при помощи песка, у 2-группы тряпочки, а у 3- группы промокательной бумаги. Вы должны проверить их действие и выяснить, какой фильтр лучше очищает воду. Необходимо приготовить раствор: чистую воду смешать с чайной ложкой крахмала. Полученный раствор полностью влить в фильтровальное устройство. Время начала и окончания фильтрования воды засечь, а затем записать. После окончания фильтрования водного раствора, полученную воду рассмотреть и сделать вывод о ее прозрачности. Степень прозрачности будет свидетельствовать о ее чистоте и эффективности фильтра.

Дети. Вода прозрачна и бесцветна у 3-группы.

Педагог. Верно. Общий вывод запишем: фильтр из промокательной бумаги самый эффективный.

3. Заключение

Педагог. Ребята, мы с вами изучили теоретический материал о воде и ее свойствах, лабораторно - практически доказали эти свойства.

Теперь необходимо сделать общий вывод всей нашей работы. Давайте вместе сформулируем заключительную часть нашей работы.

Дети. Вода, неотъемлемая часть нашей жизни, и нам просто необходимо ее оберегать и сохранять для будущего поколения. Вода - это вещество, обладающее уникальными свойствами, она: прозрачна, бесцветна, без запаха, текучая,  растворитель. Все эти свойства, мы доказали лабораторно-практическим методом и оформили документально. Изучив теоретический материал о пагубном воздействии человека на природу и воду, мы провели ряд опытов по очистке воды фильтрующими устройствами, и пришли к выводу, что: наиболее эффективен фильтр на основе промокательной бумаги. Таким образом, все цели и задачи, поставленные в самом начале работы, достигнуты и оформлены документально.

Показ приемов практической  работы, выявление  первоначальных навыков исследовательской деятельности у детей.

Словесный метод: диалог.

Исследовательские методы: теоретический, эмпирический.

Совместная деятельность педагога и детей по пройденной теме.

Словесный метод: диалог.

Повторение за педагогом приемов практической работы, анализ опытов, формулировка выводов.

Совместная деятельность педагога и детей по пройденной теме.

Выполнение лабораторно-практической работы.

Получение первичных навыков проведения опытов и анализа детьми.

Выводы по исследовательской работе.

Этап 7

Подведение итогов

Проанализировать и оценить успешность достижения цели, определить перспективы последующей работы.

5 мин.

1. Подведение итогов

Педагог. А сейчас подведем итог нашего занятия. Наш гость – черепаха, хотела бы узнать: какое еще исследование есть желание у вас провести самостоятельно?

Дети. Исследовать жизнь домашних питомцев, растений, природных явлений.

Педагог. Настало время определить команду победителей. Они-то и получают самую настоящую награду. Вообще мне кажется мы все здесь победители, желаю вам удачи и новых успешных начинаний.

Совместно с детьми подводит итог занятия.

Словесный метод: беседа.

Метод игры.

Самооценка детей своей работоспособности и результативности

Самоутверждение детей в успешности.

 Список использованной литературы

1. Акимушкин, И. Занимательная биология [Текст] / И. Акимушкин. – Смоленск: Русичи, 1999. - 102 с.

2. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир в 3-4 классах [Текст]: Методические беседы: Кн.для учителя / Н.Ф. Виноградова. – 2-е изд. – Н.: Просвещение, 2001. – 192 с.

3. Дыбина, О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом [Текст]: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с.

4. Опыт Экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / [Текст] / сост. В.А. Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.

5. Программно – методические материалы: экология. 5-11 кл. [Текст] / В.Н.Кузнецов. – 4-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 224 с.

6. Экологическое воспитание в школе. 5-9 классы: игры, праздники, конкурсные программы, беседы [Текст] / Е.М. Вавилина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 109 с.

7. Энциклопедия для детей [Текст]: Т.2. Биология. – М.: Аванта +, 1995. – 354 с.

8. Энциклопедия для детей [Текст]: Т.19. Экология. – М.: Аванта +, 1995. – 360 с.

Самоанализ открытого урока

     Открытое занятие проводилось на базе МОУ ДОД ЦДОД г.Гурьевска.

Возраст детского коллектива 9 – 10 лет, в количестве 12 человек. В творческом коллективе они занимаются первый год. Учитывая возрастную особенность детей, занятие на тему «Вода – путешественница» по степени сложности и восприятия цели в целом было для них оптимально.

Цель занятия: Формирование первичного представления о воде и ее свойствах. Содержание занятия полностью соответствует поставленной цели.

Задачи:

1. Образовательные: 

  • Познакомить обучающихся с понятием – вода;
  • Познакомить со свойствами воды;
  • Сформировать представление об использовании воды в деятельности человека.

     Все эти задачи мы достигли на 3 этапе занятия, используя метод игры, словесный методы: рассказ и диалог, наглядный метод. Результатом послужило: первичное представление о воде, ее свойствах и использование водных ресурсов человеком.

2. Развивающие: 

  • Формировать и развивать  навыки исследовательской деятельности:

- умение ставить цели и задачи;

- наблюдение;

- рассуждение;

- умение делать выводы;

- структурировать материал.

  • Развивать интерес к естественно - научным знаниям;
  • Развивать творческую и познавательную активность;
  • Сформировать интерес к исследовательской деятельности.

     Задачи, направленные на развитие воспитанников достигнуты на 4 и 6 этапе, используя словесный методы: беседа и диалог, исследовательский методы: теоретические и эмпирические. Результатом стало: готовность к выполнению исследовательской работы и сделанная лабораторно-практическая работа, в которой воспитанники получили первичные навыки исследовательской деятельности.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к воде;
  • Формировать коммуникативные способности.

     Воспитательные задачи реализовывались практически на всех этапах занятия, используя словесные методы, методы игры. Результатом стало понимание детей проблемы охраны водных ресурсов. Также ребята на протяжении всего занятия развивали свои коммуникативные способности.

Этапы занятия: 1 - Организационный момент; 2 – Проверочный; 3 – Введение в тему занятия; 4 – Практическая работа; 5 – Физминутка; 6 – Лабораторно-практическая работа; 7- Подведение итогов.

Вид занятия: обучающий.

Тип занятия: закрепление знаний и способов деятельности, комплексное применение знаний и способов деятельности.

Форма: лабораторно-практическая.

Методы: - словесные (рассказ, беседа, диалог) на всех этапах занятия;

                - исследовательские ( теоретический, эмпирический) использовались на 4 и 6 этапе занятия;

                - игры – игры использовались на 1 , 2, 3, 5 этапах занятия: формирование команд, игра «Угадай кто?», загадка о воде, игра «Вода, земля, воздух, огонь».

                - наглядный, в виде схемы этапов исследовательской работы, темы занятия и цитаты к ней на 2 и 3 этапе занятия.

Оборудование занятия:

1. Дидактический материал для педагога: 

  • план-конспект открытого занятия,
  •  карточки с текстом загадок и игр, исследовательская работа на тему «Вода – путешественница» с прописанными целями, задачами, выводами;
  •  рабочая тетрадь: исследовательская работа для детей на тему «Вода – путешественница».

2. Дидактический материал для воспитанников: 

  • рабочая тетрадь: исследовательская работа для детей на тему «Вода – путешественница».

3. Материально техническое оснащение занятия: 

  • доска, указка, аквариум с черепахой, стакан, стакан с водой, ложка, цветные бумажные полоски, крахмал, чайная ложка, фильтровальные устройства.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»

Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от  здоровья  ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...

Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»

Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...

Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»

В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала  в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...

Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....

ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ

Дистанционный курс по предмету "История музыки"  разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...