Программа экологического объединения "Лесовичок"
рабочая программа по экологии (6 класс) на тему

Фeдюнина Елена Андреевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение

районный центр дополнительного образования детей «Спектр»

Социально-гуманитарный отдел

Согласованно:

Директор МБОУ Излучинская

ОСШУИОП № 1

Н.А. Зеленская______________

УТВЕРЖДАЮ:

И.о. директора МБОУ РЦДОД «Спектр»

С.Ф. Эрик_________________

Приказ от _________2012 г. №____

Принята педагогическим советом, протокол заседания

от _______2012 г. № ________     

 

Рабочая программа учебного курса

по экологии «Лесовичок»

для обучающихся 11-13 лет

одного года обучения

Составитель: Федюнина Елена Андреевна

педагог дополнительного образования

Излучинск,

2012-2013

Реквизиты.

Федюнина Елена Андреевна, учитель географии в МБОУ «Корликовская ОСШ», имеет I квалификационную категорию, учёных степеней и званий нет.

Краткая аннотация программы.

Рабочая программа кружка по экологии  (3 часа в неделю/105ч всего) составлена  с учётом методических рекомендаций по оформлению Государственного образовательного учреждения ХМАО «Институт повышения квалификации и развития регионального образования».

Программа предназначена для учащихся 5–6 классов общеобразовательной средней школы.

Структурные компоненты программы.

Программа состоит из двух частей, и включает в себя: «Экология моего посёлка» и «Окружающая среда и сохранение здоровья человека».

Цель курса.  

Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры учащихся.

Где можно использовать программу кружка.

Во внеурочной деятельности, на факультативах, индивидуальных занятиях.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.

4

Концепция (основная идея) программы.

4

Главная цель, задачи кружка.

6

Ведущие теоретические идеи и технологии, на которых базируется данная программа.

7

Краткое пояснение логики структуры

программы и особенностей организации учебного процесса по курсу.

8

Система оценки достижений учащихся. Этапы педагогического контроля.

9

Уровни усвоения учебного материала.

9

Формы подведения итогов реализации программы.

11

Содержание программы.

11

Календарно – тематическое планирование.

13

Литература (информационная, практика, внеклассная работа, справочники, Интернет-ресурсы).

18

Пояснительная записка.

Адрес: Муниципальное образовательное учреждение «Корликовская общеобразовательная средняя школа», ул. Дружбы, 2а, с.Корлики, Нижневартовский район, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область), 628651

Тел/факс: (3466) коммутатор 21-40-92  телефон  4-68, 3-97,

e-mail: , skorliki@mail.ru

Концепция (основная идея) программы.

           Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.           Цель  экологического кружка  - научить детей  любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!

        Воспитание экологической культуры у современных школьников

- главная задача на сегодняшний день. Для того чтобы выжить (в буквальном смысле слова) и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить с окружающим их миром. Основная идея заключается в том, что эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с природной и социальной окружающей средой.  В основе экологического воспитания лежит следующая система: ценности – отношение – поведение – ответственность.     Таким образом,  экологическое воспитание связано с целенаправленным воздействием на духовно нравственное развитие личности, а тот или иной уровень экологической культуры учащихся есть не что иное, как результат воспитания. Основной акцент программы построен на тех сторонах личности, которые не получают должного развития в процессе обучения на уроке (практическое участие в созидательной деятельности экологического характера, экскурсиях, удовлетворение потребности детей 5 – 6 классов в игре, конкурсах, исследовательских работах, разработок проектов).

      Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину,  счастливого, умеющего делать счастливыми других.

      На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.

Кружковцы изучают природу родного края, особенности  коренного населения, демографическую ситуацию. Данные полученные при работе с документами заставляют детей задуматься о будущем своего посёлка и о своём будущем.  

        Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность. Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе, в Интернет-ресурсах. В связи с тем, что многие учащиеся в посёлке знакомятся с алкоголем и никотином довольно рано, то курс мероприятий  таких как «Влияние вредных привычек на здоровье человека (наркомания, алкоголизм, табакокурение)»,  помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.    

Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества (различные игры, викторины, турниры, где проявляется взаимопомощь, ответственность не только за себя, но и за команду, взаимовыручка и д. р.).

При защите  исследовательской работы (проекта) учащиеся знакомятся  с современными  ИКТ: учатся делать компьютерные презентации, пользуются Интернет-ресурсами.

Результаты исследовательской работы,  успешность выполнения творческой работы  -     результат  совместной деятельности ребёнка и его руководителя. Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока. Как важно на первом этапе заинтересовать будущего исследователя, заставить  его поверить в свои силы, а в дальнейшем  убедить всех в одарённости ребёнка.    Дети одарены с рождения, просто не всегда мы видим этот дар, а возможно, не каждый ребёнок перед нами раскрывается.    

        В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки, необходимо помнить, что большую часть времени дети провели малоподвижно на уроках, поэтому необходимо увеличить физическую активность.

        Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. К общественно  полезной работе относится изготовление оборудования  для  проведения уроков географии, выполнение проектов, по изучению природы родного края, проведение природоохранных акций. Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых  на  занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у  учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

В программе указано примерное количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от  интересов учащихся, часы могут быть перераспределены. В связи с тем, что дети разновозрастные часть  вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными  итоговыми занятиями с презентациями, стендовыми защитами, конференциями.  

Режим занятий: всего 105 часов -  полуторачасовые занятия два раза в неделю.  Занятия осуществляются как в кабинете географии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же  в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов  природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния  окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников и оздоровление их.

    Программа является комплексной, практико-ориентированной, дифференцированной, разноуровневой, рассчитанной на возраст детей от 11 до 13 лет.

         

 Главная цель кружка:

формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности. 

Задачи:

  1. Воспитание экологически грамотного человека.
  2. Формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе.
  3. Формирование осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком – это ещё одна важная предпосылка для «заключения мира с природой».          
  4. Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.
  5. Научить учащихся пользоваться научной литературой, Интрнет-ресурсами.
  6. Научить любить природу, правильно её использовать.
  7. Описать население  села Корлики, демографическое состояние села.
  8. Изучать растительный и животный мир родного края.
  9. Изготовление поделок из природного материала.
  10. Выполнение учебно-исследовательских работ во время экскурсий.
  11. Научить кружковцев наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы.

Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на один учебный год, однако поставленные задачи предполагают дальнейшую непрерывную работу с теми же, либо с другими участниками экологического кружка (возможно более подробное изучение поставленных задач, введение новых практических мероприятий, новых проектов).

Ведущие теоретические идеи и технологии, на которых базируется данная программа.

Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей, посещающих кружок. Это немаловажно, так как дети 11 – 13 лет переживают важный этап – вхождение в возраст между детством и отрочеством (младший подростковый возраст). Необходимо знать особенности младших подростков (физиологические, внутренние, биологические изменения). Для того чтобы выбрать наиболее доступные, проблемы и методы обучения, отслеживая гигиену учебного труда при организации занятий кружка. А именно: мена видов деятельности, паузы-минутки, учёт утомляемости в течение занятий и др.

Для успешного обучения необходимо знать:

  1. Психологический статус ребёнка этого возраста.
  2. Значение побудительных методов для саморазвития учащихся. Анализ через синтез – вот путь развития мышления школьников данного возраста.
  3. Ребёнку необходимо освоить новый  для него вид интеллектуальной деятельности:

- выявление отличий и сходства различных объектов;

- комбинация информации по разным признакам;

-способы постановки вопросов – однозначных  и многозначных;

- альтернативные объяснения фактов и явлений.

Всё это можно осуществить через педагогические технологии коллективного обучения, совместную проектную деятельность.

Краткое пояснение логики структуры

программы и особенностей организации учебного процесса по курсу.

Программа продолжает логическую цепь, начатую в 1-4 классах курсом «Человек и окружающий мир». От осознания себя в мире и обществе сверстников, ребёнок постоянно движется к осознанию своих связей со многими науками как предметами изучения, так с инструментами собственных исследований и реально ощущает взаимосвязанность всего в мире. Учащиеся последовательно проходят следующие стадии отношение – интерес – изучение – знание – поведение (действие). Так как основой любого занятия служат эмоции, чувства, взаимосвязи, то конечной целью программы, без сомнения является формирование «возрастного пласта» экологической культуры, который предусматривает также разнообразные знания и умения.

Система оценки достижений учащихся.

Этапы педагогического контроля.

№ п\п

Какие знания, умения и навыки контролируются

Форма подведения итогов

Сроки

1

Умение выполнять практические работы.

Экскурсии, проекты

В течение года

2

Навыки поведения в природе

Составление правил

Во время экскурсий

3

Умение раскрывать экологические понятия


Тестирование

По итогам изучения темы

4

Знания редких и исчезающих видов животных и растений

Викторина

В течение года

5

Знание терминов, понятий.

Самостоятельная работа

По мере необходимости

Уровни усвоения учебного материала.

                                           

Учащиеся должны иметь представление о понятиях:

  1. экология, охрана природы, экологическая ситуация, экологические проблемы. Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения.  Воспитание культуры здоровья. Здоровье человека. Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. Подвижные игры на свежем воздухе. Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Простудные заболевания и их предупреждения. Гигиена питания. Режим и правила питания. Гигиена твоего жилища.

Учащиеся должны знать:

  1. правила поведения в природе;
  2. основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
  3. глобальные экологические проблемы;
  4. экологическую ситуацию посёлка Корлики и его окрестностей; демографическую обстановку;
  5. съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;
  6. особенности растительного и животного мира Нижневартовского района;
  7. редкие и охраняемые растения и животные родного края, занесённые в Красную Книгу;
  8. основы здорового образа жизни;
  9. влияние вредных факторов на здоровье человека;
  10. основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;

Учащиеся должны уметь:

  1. оценивать экологическую ситуацию;
  2. ориентироваться на местности;
  3. выполнять правила поведения в природе;
  4. ухаживать за комнатными растениями;
  5. наблюдать за погодой, явлениями природы;
  6. составлять температурные графики;
  7. составлять карту местности;
  8. оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;
  9. правильно вести  себя в ситуациях, опасных для жизни;
  10. участвовать в природоохранных акциях;
  11. изготовлять поделки из природных материалов;
  12. работать с научной литературой, Интернет-ресурсами;
  13. выполнять учебные проекты, презентации;
  14. самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

Формы подведения итогов реализации программы:

  1. выставки поделок из природных материалов;
  2. фотовыставки;
  3. защита проектов;
  4. соревнования, турниры, конкурсы;
  5. демонстрация презентаций, экологических представлений;
  6. участие в районных конкурсах.

Содержание программы.

Введение (2ч)

Понятие «Экология», «Охрана природы», «Экологическая ситуация», «Экологические проблемы». Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения. Приспособительные формы организмов.  Глобальные экологические проблемы. Ядовитые и съедобные грибы родного края. Первая помощь при отравлении грибов. Лекарственные и ядовитые растения родного края. Экосистемы. Законы организации экосистем. Цепи питания. Факторы, ограничивающие  биологическую продукцию. Предмет, методы исследования науки по изучению окружающей природной среды.

Часть I. «Экология моего посёлка» (47ч)

Особенности природы своей местности. Видовое разнообразие растительного и животного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Охраняемые виды растений и животных, отдельные объекты и территории. Особенности рельефа. Разнообразие рельефа Западно-Сибирской низменности в пределах округа. Влияние человеческой деятельности на рельеф округа. Богатства недр округа. Округ - кладовая нефти и газа. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Общие климатические особенности, разнообразие и смена погоды во все сезоны года.  Богатство водных ресурсов. Речная система округа. Край сотен тысяч озер. Основные типы почв. Охраняемые территории округа. Государственные природные заповедники «Малая Сосьва», «Юганский». Государственные зоологические заказники республиканского значения: Верхне-Кондинский, «Елизаровский», «Васпухольский».  Памятники природы: «Ханты-Мансийские холмы» и др., первый в России историко-культурный природный парк «Кондинские озера». Полезные и опасные растения и животные округа. Представители флоры и фауны округа, занесенные в Красную книгу России. Коренные народы и коренное население. Традиционные виды деятельности. Жилища, традиции, обычаи коренных народов, их взаимосвязь с природными особенностями и природными ресурсами. Проблемы коренных народов. Пути их решения. Родовые угодья округа.

Экскурсии.

  1. Экскурсия в лес (сбор природного материала для поделок).
  2. Экскурсия на метеостанцию. (Оформление результатов исследования, презентация).
  3. Экскурсия в музей. (Оформление результатов исследования, презентация).

Часть II. «Окружающая среда и сохранение здоровья человека» (56ч)

Представление о здоровье. Воспитание культуры здоровья. Здоровье человека. Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. Подвижные игры на свежем воздухе. Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Простудные заболевания и их предупреждения. Гигиена питания. Режим и правила питания. Гигиена твоего жилища. Чистота в доме и квартире.

Оценка экологического состояния среды обитания, влияние природной среды на здоровье человека. Демографическая ситуация в посёлке Корлики. Пути решения проблем взаимодействия человека и природы. Социологический опрос местного населения об отношении к окружающей среде, своему здоровью. Мониторинг состояния здоровья учащихся (классных коллективов школы). Влияние вредных привычек на здоровье человека (наркомания, алкоголизм, табакокурение).

Экскурсии.

  1. Экскурсия на метеорологическую станцию. (Оформление результатов исследования, презентация).
  2. Экскурсия в магазин «Торговый дом». (Оформление результатов исследования, презентация).
  3. Экскурсия в районную участковую больницу. (Оформление результатов исследования, презентация).

Календарно – тематическое планирование.

Темы занятий

Теория

Практика

Всего

Дата

1

Инструктаж по технике безопасности.

Вводное занятие, знакомство с программой кружка.

2

2

03.09.

2

Часть 1. «Экология моего посёлка»

Особенности природы своей местности.

1

1

07.09.

3

Экскурсия на метеостанцию. (Оформление результатов исследования, презентация).

2

2

10.09.

4

Озеленение школьного двора.

1

1

14.09.

5

Видовое разнообразие растительного и животного мира.

2

2

17.09.

6

Сбор природного материала для изготовления поделок, аппликаций.

1

1

21.09.

7

Влияние хозяйственной деятельности человека на природу.

2

2

24.09.

8

Охраняемые виды растений и животных.

1

1

28.09.

9

Охраняемые виды растений и животных в Тюменской области.

2

2

01.10.

10

Птицы, занесённые в Красную книгу Тюменской области.

1

1

05.10.

11

Сбор информации в Интернете «Красная книга Тюменской области».

2

2

08.10.

12

Отдельные объекты и территории охраны.

1

1

12.10.

13

Подготовка и выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».

2

2

15.10.

14

Экскурсия в музей с. Корлики.

1

1

19.10.

15

Оформление результатов исследования.

2

2

22.10.

16

Оформление результатов исследования.

1

1

26.10.

17

Топономика ХМАО.

2

2

29.10.

18

Значение и роль топономики ХМАО.

1

1

02.11.

19

Оформление экологического уголка «Редкие виды животных и растений ХМАО».

2

2

05.11.

20

Изготовление поделок из природного материала. Выставка.

1

1

09.11.

21

Изготовление поделок из природного материала. Выставка.

2

2

12.11.

22

Составление  ребусов, кроссвордов «Животные и растения ХМАО».

1

1

16.11.

23

Подготовка к экологическому турниру.

2

2

19.11.

24

Проведение экологического турнира.

1

1

23.11.

25

Домашние животные и их роль в жизни и влияние на здоровье людей.

2

2

26.11.

26

Территория и границы Югры.

1

1

30.11.

27

Понятие родной край.

2

2

03.12.

28

История родного края. Экскурсия в школьный музей.

1

1

07.12.

29

Богатства нашего родного края.

2

2

10.12.

30

Обеспеченность природными ресурсами.

1

1

14.12.

31

Развитие промышленности в округе.

2

2

17.12.

32

Заповедники Югры.

1

1

21.12.

33

Проблемы Югры. Пути решения.

2

2

24.12.

34

Родной край сегодня, перспективы его развития.

1

1

28.12.

35

Конференция «Экология нашего посёлка».

2

2

07.01.

36

Часть 2. «Окружающая среда и сохранение здоровья человека.

Оценка экологического состояния среды обитания.

1

1

11.01.

37

Влияние природной среды на здоровье человека.

2

2

14.01.

38

Демографическая ситуация в селе Корлики.

1

1

18.01.

39

Пути решения проблем взаимодействия человека и природы.

2

2

21.01.

40

Экологическая обстановка в Тюменской области.

1

1

25.01.

41

Составление экологической карты ХМАО.

2

2

28.01.

42

Экология и заболевания людей в посёлке и округе.

1

1

01.02.

43

Экскурсия в районную участковую больницу. (Оформление результатов исследования, презентация).

2

2

04.02.

44

Мониторинг состояния здоровья учащихся (классных коллективов школы).

1

1

08.02.

45

Влияние вредных привычек на здоровье человека (алкоголизм). Видеолекция.

2

2

11.02.

46

Влияние вредных привычек на здоровье человека (наркомания). Видеолекция.

1

1

15.02.

47

Влияние вредных привычек на здоровье человека (табакокурение). Видеолекция.

2

2

18.02.

48

Оформление материала (стенд).

1

1

22.02.

49

Повторение, обобщение.

2

2

25.02.

50

Обобщающая творческая игра «Я знаток природы родного края».

1

1

04.03.

51

Лес в нашей жизни. Типы лесов и их значение.

2

2

11.03.

52

Средообразующее значение леса.

1

1

15.03.

53

Влияние человека на мировые лесные ресурсы.

2

2

22.03.

54

Сравнительный анализ  лесопокрытой    площади Тюменской области.

1

1

25.03.

55

Влияние леса на  окружающую среду.

2

2

29.03.

56

Основные виды загрязнений на территории лесничества с. Корлики. Проблемы утилизации твёрдых бытовых отходов с.Корлики. Сбор материала. Подготовка презентации, фото свалок.

1

1

01.04.

57

Подготовка проекта.

2

2

05.04.

58

"Бомба замедленного действия" - вода. Её гибель - наша гибель.

1

1

08.04.

59

"Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование.

2

2

12.04.

60

"Бомба замедленного действия" - воздух. Изменения в глобальном масштабе.

1

1

15.04.

61

"Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться.

2

2

19.04.

62

"Бомба замедленного действия" - химикаты
"Яд - "приданое" цивилизации".

1

1

22.04.

63

Пугающий призрак АЭС.

2

2

26.04.

64

Экология и экономика.

1

1

29.04.

65

Обсуждаем экологические катастрофы.

2

2

03.05.

66

Экомир моей семьи.

1

1

06.05.

67

Экология человека.

2

2

10.05.

68

Экология и генетика.

1

1

13.05.

69

Экология насекомых.

2

2

17.05.

70

Экологическая игра «Мир вокруг нас».

1

1

20.05.

71

По страницам занимательной литературы.

2

2

24.05.

72

Экологический марафон.

1

1

27.05.

Итого:

68

40

108

ЛИТЕРАТУРА.

Информационная.

  1. Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.
  2. А.Г. Шурыгина., Т.С. Носкова. Программа курса «Экология родного края», журнал «География в школе» № 3, 2006.
  3.  Автор: Н. Л. Галеева Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. Интегрирующий курс для общеобразовательной школы. 5 класс. Мой мир - мой дом. Методическое пособие для учителя Издательство: Тайдекс Ко, 2002г.
  4. Крикунов, Е.А.  Экология (Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин.  - М.: Дрофа, 1995.
  5. Миркин, Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (Текст). -  М.: Устойчивый мир, 2000г.

Практика, внеклассная работа.

  1. Балабанова, В.В., Максимцева, Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни (Текст) -  Волгоград: Учитель, 2001.
  2. От знания – к здоровью (Текст):Сборник методических разработок по здоровьесбережению школьников/ Сост.Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/ Под общей редакцией Т. П. Ихер. – Тула: ИПП  «Гриф и К», 2006.
  3. Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева.  - М.: АО МДС, 1996.
  4. Теплов, Д. Л. Экологический практикум (Текст): для учащихся 5(6) классов. – М.: Устойчивый мир, 2005.

Литература для учащихся.

  1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о  животных (Текст)– Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2005. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
  2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
  3. Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.
  4. Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи.  Дополнительные материалы: 6кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
  5. Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Природа - наш дом" - программа экологического просвещения

Эффективный путь освоения экологической культуры является формирование способа мышления, стиля поведения необходимых для решения существующих и прогнозируемых проблем, используя инструментарий совреме...

Программа экологического лагеря "Ландыш"

   Среди учащихся школы с одной стороны выделяется группа учащихся, увлеченных естественными дисциплинами, с другой стороны имеется группа социально незащищённых детей. Таким об...

Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"

Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...

Программа внеклассной работы:«Реализация основных направлений программы экологического воспитания учащихся».

Основной целью представленной программы является формирование экологической культуры школьников.                 Програм...

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...