Сравнительная характеристика естественного и искусственного водоема
творческая работа учащихся по экологии (6 класс) по теме

Зимина Любовь Владимировна

Исследовательская работа по изучению жизни водоемов : Канал Грибоедова (Санкт-Петербург) и река Орлинка (Ленинградская область) выполненная ученицей 6-го класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа                                                     Сравнительная характеристика естественного и искусственного водоема

Канал Грибоедова(Санкт-Петербург) и река Орлинка(Ленинградская область)

Автор Зимина Елизавета, ученица 6  класса ГБОУ СОШ №349 с углубленным изучением английского языка

2012 год


Я живу в Адмиралтейском районе г. Санкт-Петербург на набережной Канала Грибоедова. Это одно из самых красивых мест нашего города. А отдыхаю на даче в Ленинградской области, на берегу реки Орлинка. То есть я имею возможность наблюдать за двумя этими водоемами крулогодично. Поэтому целью моей работы стало составить сравнительную характеристику естественного и искусственного водоемов. Пронаблюдать за жизнью водоемов в разное время года.

Цель: провести гидрологическое исследование естественного и искусственного водоемов, составить сравнительную характеристику.

Задачи:

1.Изучить географическое положение водоемов

2.Определить видовой состав живых организмов

3.Изучить качество воды в водоемах

4. Изучить  режим водоемов (сезонные изменения)

5.Составить сравнительную характеристику.

Используемые методы:

  1. Работа с литературными источниками.
  2. Наблюдение, сравнение, измерение.
  3. Фотографирование

Общая характеристика водоемов

  1. Канал Грибоедова (искусственный водоем)

Каналы – искусственные реки. Специально вырытое людьми русло заполняется речной или озерной водой. По каналам река перебрасывается из одной речной системы в другую. Образуются удобные водные пути. Улучшается водоснабжение.

Канал Грибоедова соединяет Мойку с Фонтанкой, вырыт на мессе реки Кривуши для защиты города от наводнений.

Изначально носил название Екатерининского — в честь императрицы Екатерины II, в царствование которой он был обустроен. 6 октября 1923 года канал был переименован в честь русского драматурга и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова, проживавшего в одном из домов на набережной канала и стал называться каналом Писателя Грибоедова, а с 1931 года — каналом Грибоедова.

Канал проложен по руслу реки Кривуши (другое название — Глухая речка), бравшей своё начало из болотистой трясины, залегавшей между нынешними Конюшенной площадью и площадью Искусств. В 1739 году её исток соединён с Мойкой. В17641790 годах углублено дно, укреплены берега и сооружены гранитные набережные (строители — инженеры,

И. Н. Борисов, Ф. В. Баур, К. Ф. Модерах). В 19541956 годах участок набережной от Мойки до Итальянской улицы был облицован гранитом.

        Длина канала составляет 5 км, ширина — 32 м, средний расход воды — 3.1—3.4 м³/с.  От  других протоков Петербурга канал отличается своим узким и очень извилистым руслом.

Река Орлинка (естественный водоем)

 Орлино - старейшая святыня Гатчинской земли. Это уникальное место по своей природе и истории. Красивейший парк с липовыми аллеями, серпантин затейливых дорожек, поле, по которому неспешно прогуливаются аисты, ручей с бобрами. Родники с чистейшей водой и близость озера с песчаным пляжем придали этому месту свое особое очарование.

Орлинка — река в России, протекает в Ленинградской области. Устье реки находится в 144 км по правому берегу реки Оредежа. Длина реки — 12 км, водосборная площадь — 209 км.  Берега низкие, рядом с поселком Дружная горка - болотистые. Здесь, прямо к урезу подходят берега заросшие ольшаником.

Сравнительная характеристика

Характеристика

р. Орлинка

Канал Грибоедова

Исток

Орлинское озеро

Мойка

Устье

Оредеж

Фонтанка

Протяженность

12 км

5 км

Средняя ширина

38 м.

32 м.

Русло

Узкое, извилистое

Узкое, извилистое

Берег

Песчаный

Гранитный

Глубина

0,9-2,0м

0,3-0,8 м


Изучение режима водоемов

        Режим естественного и искусственного водоемов изменяется согласно сезонам, но в отличные временные промежутки. (Материал представлен на слайдах презентации). Канал и река замерзли в начале декабря, но на непродолжительное время. К концу декабря льда на водоемах не было. Окончательно Канал Грибоедова встал 18 января, река чуть позже, возможно – это связано с сильным течением в исследуемом районе реки.  Канал растаял полностью 9 апреля, а река – 16 апреля, началось  весеннее половодье, которое закончилось в середине мая. Пик половодья пришелся на последние дни апреля. Причина - активное снеготаяние. В Канале незначительно поднялся уровень воды на несколько дней, но никакого половодья из-за гранитной набережной мы наблюдать не могли.

Анализ исследования гидрологических показателей.

Для оценки водоёмов важнейшими фактором является качество воды. Анализируя качество воды я определила её цветность, мутность и запах.

1.Определение прозрачности воды: Вода мутная в обоих водоемах.

2. Оценка интенсивности запаха воды:

Интенсивность запаха

Характер проявления запаха

Оценка интенсивности запаха (в баллах)

Нет

Запах не ощущается

0

Очень слабая

Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании

1

Слабая

Запах замечается, если обратить на это внимание

2

Заметная

Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

3

Отчётливая

Запах вызывает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья

4

Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья

5

Вывод : оценка запаха при встряхивании воды в закрытом состоянии:

Канал Грибоедова – 5 баллов (Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья). Запах имеет искусственное происхождение – нефтепродукты (это связано с интенсивным движением прогулочных катеров в летний период времени)

Река Орлинка -  2(Запах замечается, если обратить на это внимание). Запах имеет естественное происхождение, землистый, слегка гнилостный .

 

 4.Качественная оценка цветности воды:

1.

Слабо-жёлтая

2.

Светло – желтоватая

3.

Жёлтая

4.

Интенсивно-жёлтая

5.

Коричневая

6.

Красно-коричневая

7.

Другая (укажите, какая)

 

Вывод: При сравнении проб речной воды с дистиллированной выяснила, что на фоне белой бумаги цвет речной воды слабо-желтый, цвет воды из канала – коричневый (фото представлено на слайдах).

Биологические характеристики

Видовой состав растений и животных сильно отличаются в этих двух водоемах.

В Канале Грибоедова нет никакой прибрежной растительности. Но в пробах воды мы обнаружили одноклеточные зеленые водоросли – хлореллу. На набережной растут несколько лип и тополей, видно, что они находятся в угнетенном состоянии. Больше никаких растений обнаружить не удалось. На поверхности водоема иногда появляются утки, чайки, зимой по льду ходят вороны. Рыбаков на канале мы не видели уже очень давно, в связи с этим, сделали вывод, что популяция рыб очень мала. Да и вряд ли кто-нибудь осмелится пообедать таким уловом.

Орлинка, по сравнению с каналом населена очень плотно. В воде огромное количество личинок стрекоз. Много рыбы: плотва, лещ, щука, уклея, ерш, карась. Большое количество бабочек: павлиний глаз, капустница, крапивница, пестрокрыльница весенняя, переливница ивовая, перламутровка, большая буроглазка,  голубянка. Из птиц мне повстречалась ласточка, чайка, утка, воробьи, синицы, трясогузки, на лугу вечером слышала коростель. Вверх по течению в реке есть хатки бобров.

Растительный состав: по берегу реки растет много ив, камыша и др. прибрежных растений: купальница, тростник обыкновенный. В воде мы обнаружили водоросли хлореллу, спирогиру, хламидомонаду. Много беспозвоночных животных, из которых преобладают личинки стрекоз.


Выводы

  1. Естественный и искусственный водоем имеют сходные сезонные режимы, отличия не велики.
  2. В естественном водоеме можно наблюдать разлив, в искусственном только повышение уровня воды.
  3. Качество воды намного лучше в естественном водоеме.
  4. Биологическое разнообразие Канала Грибоедова минимально.
  5. Оба водоема имеют большое эстетическое значение для человека: канал Грибоедова – имеет историческую ценность, р. Орлинка – является зоной отдыха.

Список литературы

  1. http://www.cottagesspb.ru/ekologiya/
  2. Амоша, Л. И. Охрана окружающей среды [Текст] / Л. И. Амоша. - 2005. - № 6.
  3. Детская энциклопедия. Растения и животные [Текст]. 3-е изд. - М., 1999.
  4. Орлова Л. “Тайный код воды” – Минск: Современный литератор. 2006.
  5. Бабочка над заливом, - Издательство «Первый класс», «Специальная литература», СПб, 2008
  6. Смыслов А.А., Ассиновская В.А., Молчанов А.А. // Мониторинг. Безопасность жизнедеятельности. - 1995.
  7. http://www.svoboda.org/content/transcript/403297.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Естественные и искусственные сообщества – биоценозы. Цепи питания." Урок биологии 11 класс

Обобщить и систематизировать знания по теме "Биоценозы. Цепи питания"...

Биополимеры естественные и искусственные

Презентация-сопровождение урока биологии в 11 классе по программе Пономаревой И.Н....

Естественные и искусственные биоценозы.

Презентация к уроку биологии в 7 классе....

Презентация "Искусственные водоемы".

Презентация по географии, 6 класс к уроку: "Искусственные водоемы"....

практическая работа по теме: "Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора"

Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора...

Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.

Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....

Контрольная работа по теме: «Естественные и искусственные сообщества живых организмов»

Контрольная работа по теме: «Естественные и искусственные сообщества живых организмов» представлена в виде разноуровневых заданий. Данная работа предназначена для учащихся 5 классов....