Сравнительная характеристика естественного и искусственного водоема
творческая работа учащихся по экологии (6 класс) по теме
Исследовательская работа по изучению жизни водоемов : Канал Грибоедова (Санкт-Петербург) и река Орлинка (Ленинградская область) выполненная ученицей 6-го класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnitelnaya_harakteristika_estestvennogo_i_iskusstvennogo_vodoemov.docx | 27.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа Сравнительная характеристика естественного и искусственного водоема |
Канал Грибоедова(Санкт-Петербург) и река Орлинка(Ленинградская область) |
Автор Зимина Елизавета, ученица 6 класса ГБОУ СОШ №349 с углубленным изучением английского языка |
2012 год |
Я живу в Адмиралтейском районе г. Санкт-Петербург на набережной Канала Грибоедова. Это одно из самых красивых мест нашего города. А отдыхаю на даче в Ленинградской области, на берегу реки Орлинка. То есть я имею возможность наблюдать за двумя этими водоемами крулогодично. Поэтому целью моей работы стало составить сравнительную характеристику естественного и искусственного водоемов. Пронаблюдать за жизнью водоемов в разное время года.
Цель: провести гидрологическое исследование естественного и искусственного водоемов, составить сравнительную характеристику.
Задачи:
1.Изучить географическое положение водоемов
2.Определить видовой состав живых организмов
3.Изучить качество воды в водоемах
4. Изучить режим водоемов (сезонные изменения)
5.Составить сравнительную характеристику.
Используемые методы:
- Работа с литературными источниками.
- Наблюдение, сравнение, измерение.
- Фотографирование
Общая характеристика водоемов
- Канал Грибоедова (искусственный водоем)
Каналы – искусственные реки. Специально вырытое людьми русло заполняется речной или озерной водой. По каналам река перебрасывается из одной речной системы в другую. Образуются удобные водные пути. Улучшается водоснабжение.
Канал Грибоедова соединяет Мойку с Фонтанкой, вырыт на мессе реки Кривуши для защиты города от наводнений.
Изначально носил название Екатерининского — в честь императрицы Екатерины II, в царствование которой он был обустроен. 6 октября 1923 года канал был переименован в честь русского драматурга и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова, проживавшего в одном из домов на набережной канала и стал называться каналом Писателя Грибоедова, а с 1931 года — каналом Грибоедова.
Канал проложен по руслу реки Кривуши (другое название — Глухая речка), бравшей своё начало из болотистой трясины, залегавшей между нынешними Конюшенной площадью и площадью Искусств. В 1739 году её исток соединён с Мойкой. В1764—1790 годах углублено дно, укреплены берега и сооружены гранитные набережные (строители — инженеры,
И. Н. Борисов, Ф. В. Баур, К. Ф. Модерах). В 1954—1956 годах участок набережной от Мойки до Итальянской улицы был облицован гранитом.
Длина канала составляет 5 км, ширина — 32 м, средний расход воды — 3.1—3.4 м³/с. От других протоков Петербурга канал отличается своим узким и очень извилистым руслом.
Река Орлинка (естественный водоем)
Орлино - старейшая святыня Гатчинской земли. Это уникальное место по своей природе и истории. Красивейший парк с липовыми аллеями, серпантин затейливых дорожек, поле, по которому неспешно прогуливаются аисты, ручей с бобрами. Родники с чистейшей водой и близость озера с песчаным пляжем придали этому месту свое особое очарование.
Орлинка — река в России, протекает в Ленинградской области. Устье реки находится в 144 км по правому берегу реки Оредежа. Длина реки — 12 км, водосборная площадь — 209 км. Берега низкие, рядом с поселком Дружная горка - болотистые. Здесь, прямо к урезу подходят берега заросшие ольшаником.
Сравнительная характеристика
Характеристика | р. Орлинка | Канал Грибоедова |
Исток | Орлинское озеро | Мойка |
Устье | Оредеж | Фонтанка |
Протяженность | 12 км | 5 км |
Средняя ширина | 38 м. | 32 м. |
Русло | Узкое, извилистое | Узкое, извилистое |
Берег | Песчаный | Гранитный |
Глубина | 0,9-2,0м | 0,3-0,8 м |
Изучение режима водоемов
Режим естественного и искусственного водоемов изменяется согласно сезонам, но в отличные временные промежутки. (Материал представлен на слайдах презентации). Канал и река замерзли в начале декабря, но на непродолжительное время. К концу декабря льда на водоемах не было. Окончательно Канал Грибоедова встал 18 января, река чуть позже, возможно – это связано с сильным течением в исследуемом районе реки. Канал растаял полностью 9 апреля, а река – 16 апреля, началось весеннее половодье, которое закончилось в середине мая. Пик половодья пришелся на последние дни апреля. Причина - активное снеготаяние. В Канале незначительно поднялся уровень воды на несколько дней, но никакого половодья из-за гранитной набережной мы наблюдать не могли.
Анализ исследования гидрологических показателей.
Для оценки водоёмов важнейшими фактором является качество воды. Анализируя качество воды я определила её цветность, мутность и запах.
1.Определение прозрачности воды: Вода мутная в обоих водоемах.
2. Оценка интенсивности запаха воды:
Интенсивность запаха | Характер проявления запаха | Оценка интенсивности запаха (в баллах) |
Нет | Запах не ощущается | 0 |
Очень слабая | Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании | 1 |
Слабая | Запах замечается, если обратить на это внимание | 2 |
Заметная | Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде | 3 |
Отчётливая | Запах вызывает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья | 4 |
Очень сильная | Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья | 5 |
Вывод : оценка запаха при встряхивании воды в закрытом состоянии:
Канал Грибоедова – 5 баллов (Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья). Запах имеет искусственное происхождение – нефтепродукты (это связано с интенсивным движением прогулочных катеров в летний период времени)
Река Орлинка - 2(Запах замечается, если обратить на это внимание). Запах имеет естественное происхождение, землистый, слегка гнилостный .
4.Качественная оценка цветности воды:
1. | Слабо-жёлтая |
2. | Светло – желтоватая |
3. | Жёлтая |
4. | Интенсивно-жёлтая |
5. | Коричневая |
6. | Красно-коричневая |
7. | Другая (укажите, какая) |
Вывод: При сравнении проб речной воды с дистиллированной выяснила, что на фоне белой бумаги цвет речной воды слабо-желтый, цвет воды из канала – коричневый (фото представлено на слайдах).
Биологические характеристики
Видовой состав растений и животных сильно отличаются в этих двух водоемах.
В Канале Грибоедова нет никакой прибрежной растительности. Но в пробах воды мы обнаружили одноклеточные зеленые водоросли – хлореллу. На набережной растут несколько лип и тополей, видно, что они находятся в угнетенном состоянии. Больше никаких растений обнаружить не удалось. На поверхности водоема иногда появляются утки, чайки, зимой по льду ходят вороны. Рыбаков на канале мы не видели уже очень давно, в связи с этим, сделали вывод, что популяция рыб очень мала. Да и вряд ли кто-нибудь осмелится пообедать таким уловом.
Орлинка, по сравнению с каналом населена очень плотно. В воде огромное количество личинок стрекоз. Много рыбы: плотва, лещ, щука, уклея, ерш, карась. Большое количество бабочек: павлиний глаз, капустница, крапивница, пестрокрыльница весенняя, переливница ивовая, перламутровка, большая буроглазка, голубянка. Из птиц мне повстречалась ласточка, чайка, утка, воробьи, синицы, трясогузки, на лугу вечером слышала коростель. Вверх по течению в реке есть хатки бобров.
Растительный состав: по берегу реки растет много ив, камыша и др. прибрежных растений: купальница, тростник обыкновенный. В воде мы обнаружили водоросли хлореллу, спирогиру, хламидомонаду. Много беспозвоночных животных, из которых преобладают личинки стрекоз.
Выводы
- Естественный и искусственный водоем имеют сходные сезонные режимы, отличия не велики.
- В естественном водоеме можно наблюдать разлив, в искусственном только повышение уровня воды.
- Качество воды намного лучше в естественном водоеме.
- Биологическое разнообразие Канала Грибоедова минимально.
- Оба водоема имеют большое эстетическое значение для человека: канал Грибоедова – имеет историческую ценность, р. Орлинка – является зоной отдыха.
Список литературы
- http://www.cottagesspb.ru/ekologiya/
- Амоша, Л. И. Охрана окружающей среды [Текст] / Л. И. Амоша. - 2005. - № 6.
- Детская энциклопедия. Растения и животные [Текст]. 3-е изд. - М., 1999.
- Орлова Л. “Тайный код воды” – Минск: Современный литератор. 2006.
- Бабочка над заливом, - Издательство «Первый класс», «Специальная литература», СПб, 2008
- Смыслов А.А., Ассиновская В.А., Молчанов А.А. // Мониторинг. Безопасность жизнедеятельности. - 1995.
- http://www.svoboda.org/content/transcript/403297.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Естественные и искусственные сообщества – биоценозы.Цепи питания." Урок биологии 11 класс
Обобщить и систематизировать знания по теме "Биоценозы. Цепи питания"...
Биополимеры естественные и искусственные
Презентация-сопровождение урока биологии в 11 классе по программе Пономаревой И.Н....
Естественные и искусственные биоценозы.
Презентация к уроку биологии в 7 классе....
Презентация "Искусственные водоемы".
Презентация по географии, 6 класс к уроку: "Искусственные водоемы"....
практическая работа по теме: "Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора"
Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора...
Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.
Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....
Контрольная работа по теме: «Естественные и искусственные сообщества живых организмов»
Контрольная работа по теме: «Естественные и искусственные сообщества живых организмов» представлена в виде разноуровневых заданий. Данная работа предназначена для учащихся 5 классов....