"Естественные и искусственные сообщества – биоценозы. Цепи питания." Урок биологии 11 класс
презентация к уроку по биологии (11 класс) по теме

Малышева Татьяна Михайловна

Обобщить и систематизировать знания по теме "Биоценозы. Цепи питания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon biocenoz_cepi_pitaniya.zip900.36 КБ

Подписи к слайдам:

Российская ФедерацияХанты-Мансийский автономный округ, Березовский районМуниципальное образовательное учреждение Игримская средняя школа №2
Естественные и искусственные сообщества – биоценозы.Цепи питания. Урок биологии 11 классУчитель: Малышева Татьяна Михайловна Биоценоз – это природное сообщество, включающее в свой состав популяции разных видов: животных, растения, грибы, лишайники и бактерии, совместно населяющие определенную территорию.
Виды биоценозов Естественные ВодоемЛугСтепьЛес Искусственные Аквариум Огород ПолеСад Природные сообщества+Факторы неживой природы Консументы 1 порядка – потребители орг. в-ва растительноядные животные
Консументы 2 порядка – потребители орг в-ва хищники, плотоядные животные
Консументы 3 порядка – потребители орг в-ва, падальщики, черви, гиены, грифы
Редуценты – разрушители орг в-ва ( выделений животных, мертвых растений, животных), переводят орг в-во в воду, СО2, мин. соли ( минерализуют орг в-во), бактерии разрушители, грибы
Компоненты сообщества, биоценозаНаправление пищевых и энергетических связей в экосистеме
Продуценты- автотрофы, производят орг. в-во, потребляют энергию солнца при фотосинтезе и передают ее по цепи питания Растения, циано-, хемосинтезирующие бактерии Продуценты – автотрофы, т. е. производители органического вещества, которые используют солнечную энергию при фотосинтезе.
Растительноядные животные
Консументы 1 порядка (потребители 1 порядка) - Хищные животные
́」࿲࿳Ǭ鼇」~Ҳ⠉਀C"ЂЂ䄄섅Ćтигр୷҄ࣾრ,န$࿱܀䐄ྠ́」H⠁ఀѓ0ƁࠀƃࠀƓ龎‹Ɣ뷞hƿǿ̄̿
́」H⠁ఀѓ0ƁࠀƃࠀƓ龎‹Ɣ뷞hƿǿ̄̿
Консументы 2 порядка (потребители 2 порядка) - Падальщики
Консументы 3 порядка (потребители 3 порядка) - Редуценты – гетеротрофы, разрушители выделений животных, остатков мертвых растений и животных, микроорганизмов.Роль: минерализуют органические вещества до воды, оксида углерода(4), минеральных элементов.
Экосистемы: 1. Листопадный лес 2. Пруд
Выписать фауну - консументов экосистемыВыписать флору - продуцентов экосистемыВыписать редуцентов экосистемы
Цепь питания - перенос энергии от её источника через ряд организмов (звеньев цепи). Цепи питания Цепь выедания (пастбищная) Начинается с растений.Цепь разложения (детритная) Начинается с растительных и животных остатков и экскрементов животных. Сети питания - разветвленные пищевые цепи. Особи разных видов могут питаться одной пищей, а особи одного вида – разнообразной пищей. Расход энергии звеньями Экологические пирамиды В пищевых цепях при переходе от звена к звену теряется часть энергии, поэтому численность особей каждого последующего звена меньше численности предыдущего. (правило 10%)
Раймонд Линдеман (1915-1942)
Каждый последующий трофический уровень ассимилирует не более 10% энергии предыдущего.(с уровня на уровень переходит около 10% энергии)
Правило экологической пирамиды Так, на 1 тыс. кг растений образуется 100 кг тела травоядных животных, 10 кг биомассы хищников первого порядка, 1 кг биомассы хищников второго порядка. В связи с этим пастбищные цепи питания не могут быть очень длинными и состоят из 3-6 звеньев.
Правило экологической пирамиды Правило экологической пирамиды В пятизвенной цепи до пятого уровня доходит 0,01% энергии, поглощенной продуцентами. 1. Какой группы экологических факторов не существует?1) абиотических3) антропогенных 2) биотических 4) случайных 2. Как называются организмы, живущие в водной среде? 1)аэробионты 2)гидробионты 3) эдафобионты 4)эндобионты
3. В какой зоне фактор среды губительно воздействует на живой организм? 1) в зоне угнетения 2) в зоне пессимума 3) в критической точке 4) в зоне оптимумаКакой фактор среды способен усилить негативное влияние жары на организм? 1) высокая влажность воздуха 2) безветренная погода 3) сухая погода 4) сильный ветер
5. Какой экологический фактор не является абиотическим? 1) свет 2) ветер 3) удобрения4) температура6. В какой зоне воздействие экологического фактора приводит к возрастанию жизнеспособности организмов? в зоне оптимума в зоне пессимума в критической точке в зоне угнетения
7. Как называются организмы, живущие в наземно-воздушной среде? 1)эндобионты 2) эдафобионты 3)гидробионты 4) аэробионты8. Какой фактор среды способен уменьшить действие крепкого мороза на организм? 1) сильный ветер 2) безветренная погода 3) высокая влажность воздуха 4) низкая влажность воздуха 9. Какие группы живых организмов являются теплокровнымиПтицы и млекопитающие Земноводные и млекопитающиеПресмыкающиеся и млекопитающиеНасекомые и земноводные10. Что такое абиотический компонентКомпонент неживой природыЗапас биогенных веществ и солнечной энергииТерритория, занимаемая биоценозом 11. Какой организм является консументом второго порядкаТравянистое растениеКозаВолкМикроорганизмы12. Какой организм, участвующий в трофической цепи, получает меньше всего энергииЗаяцКапусталисица Чем отличается биоценоз от экосистемы?Опишите действие экологических факторов на лягушкуСоставьте цепи питания пруда: а) пастбищную б) детритную. Укажите продуцентов, консументов, редуцентов
Чем отличается пищевая цепь выедания ( пастбищная) от цепи разложения ( детритной) Опишите действие экологических факторов на паука3. Составьте цепи питания леса: а) пастбищную б) детритную. Укажите продуцентов, консументов, редуцентов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительная характеристика естественного и искусственного водоема

Исследовательская работа по изучению жизни водоемов : Канал Грибоедова (Санкт-Петербург) и река Орлинка (Ленинградская область) выполненная ученицей 6-го класса....

Природные и искусственные сообщества

представление о природных и искусственных сообществах, их разнообразии и отличиях, продолжить экологическое воспитание школьников: убедить в необходимости бережного от­ношения к водным запасам, их охр...

Контрольная работа по теме: «Естественные и искусственные сообщества живых организмов»

Контрольная работа по теме: «Естественные и искусственные сообщества живых организмов» представлена в виде разноуровневых заданий. Данная работа предназначена для учащихся 5 классов....

Проект « Учебно- опытный участок как искусственное сообщество»

Учебно- опытный участок необходим для закрепления знаний учащихся, полученных на уроках естественных наук. В ходе практических занятий с учащимися на школьном участке учитель может наглядно по...