Экологические факторы- как факторы социальной стабильности человека.
методическая разработка по экологии на тему

Зимина Любовь Владимировна

Экологическая игра, которая помогает детям осознать, что мы не всегда можем выбрать условия, в котрых живем, но в наших силах изменить их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологические факторы, как факторы социальной стабильности человека

        Сегодня мы с вами обсудим влияние экологических факторов на социальную стабильность человека. Давайте, сначала определим значение этих двух терминов.

Что такое экологический фактор?

Свойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм

Экологические факторы отличаются значительной изменчивостью во времени и пространстве.

Один и тот же фактор среды имеет разное значение в жизни совместно обитающих организмов. Экологические факторы могут выступать как раздражители, вызывающие приспособительные изменения физиологических функций; как ограничители, обусловливающие невозможность существования тех или иных организмов в данных условиях; как модификаторы, определяющие морфо-анатомические и физиологические изменения организмов.

Экологические факторы - отдельные элементы среды, взаимодействующие с организмами.

Что такое социальная стабильность?

Социальная стабильность - устойчивое состояние социальной системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя свою структуру и основные качественные параметры.

        Таким образом, если экологические факторы влияют на человека, живущего в обществе, в социуме являются факторами социальной стабильности.

Перед вами три стола, на них разложены названия различных экологических факторов, которые влияют на человека в городской среде обитания. Представьте, что это различные районы города, выберете район в котором вам хотелось бы жить, и займите место за этим столом.

Стол №1

Развитие науки и техники продвинуло нас далеко вперед по сравнению со многими

Наши дома полны совершенной техники, роботы и автоматы обслуживают граждан

У нас очень богатый район. Каждый житель имеет большой годовой доход

Каждый житель нашего района имеет личный автомобиль

У нас высокий уровень здравоохранения

Стол №2

Окружающая среда, не загрязнена

Резко ограничена рождаемость и остановлено развитие промышленности.

Мы употребляем только экологически чистые продукты

В нашем районе много парковых зон и скверов

Мы отказались от достижений цивилизации и живем так, как жили наши предки тысячи лет назад

Стол№3

Сильно развита промышленность

Воздух и вода в нашем районе загрязнены

В нашем районе большое количество строящихся объектов

Здесь большое количество машин , много перекрестков, где двигатели автомобилей часто работают на холостом ходу

Высокий  уровень заболеваемости, ранняя смертность — вот чем мы платим за технический рай

За столами ограниченное количество стульев, изменять его нельзя.

Почему никто не занял третий стол?

Все ли из вас оказались в том районе, который больше понравился? Почему?

Вывод: мы не всегда можем выбрать для жизни те условия, которые хотелось бы. Все мы живем в Красногвардейском районе СПб. Насколько он благоприятен в экологическом отношении? Давайте посмотрим на карту. (выводится на проектор).

Красногвардейский район - экологическая обстановка района неблагоприятна. Промышленные предприятия района выбрасывают в воздух около 19% от общего количества ацетона и 18% от общего количества толуола. ПДК (предельно допустимое количество вредных выбросов) по основным источникам загрязнения превышает норму в 2-3 раза в районах Большой и Малой Охты, проспекта Шаумяна, Якорной улицы, проспекта Маршала Блюхера и др. Неблагополучная радиационная обстановка наблюдается в районе Ириновского проспекта, улицы Коммуны, улицы Передовиков, Хасанской улицы и др;

Ученики нашей школы ежегодно проводят экологический мониторинг микрорайона. Это небольшой участок Красногвардейского района. Перед Вами сборники, в которых изложены результаты исследований.

Какие факторы вы бы добавили к предложенному списку?

(состояние здоровья жителей, экологию почв, промышленность).

Почему их нужно добавить в предложенный список?

(потому что они оказывают не меньшее влияние на жизнь и здоровье человека, поэтому также определяют социальную стабильность)

Состояние компонентов природы - важный индикатор состояния и качества городской среды. Находясь под антропогенным прессом, подвергаясь многообразным нагрузкам, природа способна восстанавливаться, спасая тем самым себя и защищая человека. Город — ареал глубоко измененной природы, особая экосистема. Степень ее изменения завис от географического положения, конкретной географической ситуации, ответственности властей и активности жителей.

Я предлагаю Вам в том составе, в котором вы оказались за разными столами провести экологический мониторинг микрорайона школы в этом году и определить действие экологических факторов на нас с вами. Ведь чем благоприятнее факторы среды, тем лучше условия жизни человека, тем выше жизненный потенциал, работоспособность и выше уровень развития общества  и его устойчивость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок на тему "Деятельность человека как экологический фактор".

Бинарный урок (биология +география) в игровой форме, рассказывающий о деятельности человека в биосфере....

Урок-исследование по теме "Пища как один из экологических факторов жизнедеятельности человека"

Урок экологии из курса "Экология человека или культура здоровья" или урок биологии в разделе "Биология человека, 8 кл"Задачи (для учителя):n  1. Формировать понятия «экологически чистая пища», «к...

Многоукладный характер Кубани-фактор экономической стабильности и эффективности развития в период кризиса

Сущность историзма проявляется на основе теоретического изучения закономерностей развитичя общества, выработки научно обосновнного экономического курса в условиях кризиса, в том числе, навязанного сан...

Конспект занятия-исследования «Газированные напитки как экологический фактор жизнедеятельности человека»

Конспект занятия-исследования может быть полезен учителям экологии, биологии, педагогам дополнительного образования, реализующим программы естественнонаучного направления....