Тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по экологии (10 класс) по теме
Тематическое планирование по курсу "Общая экология" 10-11 класс по учебнику Е.А. Криксунова В.В.Пасечника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_10-_11_klass.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30
имени дважды Героя Советского Союза Главного Маршала авиации Колдунова Александра Ивановича
Московская область Ногинский район г.Электроуглиул.Маяковского д.34
тел.3-21-39
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании методического Зам. директора по УВР Директор МОУсош №30
объединения учителей _____________ ____________
естественного цикла С.В.Сенина Л.И. Черкасова
протокол № 1
от 03.09. 2012 г. 04.09. 2012г. 05.09.2012г.
Руководитель ШМО
____________
Шегай Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Общая экология»
10-11 класс
составитель: учитель географии
МБОУ сош №30
Ногинского района
Московской области
Шегай Н.Н.
2012- 2013 учебный год
Пояснительная записка.
Данная программа рассчитана на учащихся 10-11-х классов и её изучение предполагается 34 часа в 10 классе (1 час в неделю) и 34 часа в 11классе (1 час в неделю).
Программа ориентирована на развитие у школьников, получающих экологическое образование, знаний о системной организации действительности, о единстве живой и неживой природы, о включенности отдельного человека и человечества в целом в глобальные биосферные процессы.
Она построена с учетом двух способов связи человека с окружающим миром. Первое определяет отношение человека к окружающей среде обитания и жизни, второе - к своему здоровью (физическому, психическому, духовному). С этой целью в программу включены разделы биологической и глобальной экологии, экологии человека и общества.
Последовательное рассмотрение экологических взаимодействий позволяет четко определить знания о специфике антропогенного пресса на экосистемы разного уровня организации. Для каждого класса экосистем характерна реальная экологическая проблема, которая отражает реальные противоречия, сложившиеся во взаимодействии человека, общества со средой обитания.
Само формулирование экологической проблемы предполагает предварительную оценку состояния экосистемы, характера экологических взаимодействий между центральным объектом и средой. Оценка ситуации и обозначение экологической проблемы позволяет перейти к анализу гипотез, предположений и идей, которые определяют условия взаимодействия в экосистеме.
Исследование экологических взаимодействий формирует знания о научной картине мира, которая всегда коррелирует с мотивами деятельности человека. Формирование экологически ориентированных мотивов поведения и деятельности есть одна из центральных задач экологического образования в целом и предлагаемой программы в частности. Однако если учитель будет ориентироваться только на знания и ценностные ориентации, он может упустить момент для формирования практических умений по решению экологических проблем.
Цель курса: ознакомление учащихся с основами экологии, ее законами.
Задачи курса: обобщить и развить знания о взаимосвязи организмов и условий среды, а также развить у обучающихся умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность в конкретной экологической ситуации. В итоге обучения по данной программе обучающиеся должны получить представление об основах экологии как науки, законах и закономерностях экологии; научиться действовать в конкретной экологической ситуации.
Основные требования к курсу “Общая экология ”
Учащиеся должны знать:
основные термины и понятия курса;
основные законы и закономерности;
о современном состоянии, использовании и охране растительности и животного мира окружающей местности;
значение экологизации производства;
в чём заключается международное сотрудничество в области охраны природы.
Учащиеся должны уметь:
– объяснять суть экологических понятий и законов;
– применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
– использовать элементы системы подходы в объяснении сложных природных явлений, взаимоотношении природы и общества.
Содержание программы
10 класс
Введение (2 ч).
Глава 1. Живые организмы и среда обитания (10ч).
Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Экологические факторы и их влияние на организмы. Температура, вода, почва, свет, излучение как экологические факторы. Общие закономерности действия экологических факторов. Общие закономерности влияния эк факторов среды на организмы. Закон минимума. Экологические ресурсы.
Соответствие между организмами и средой их обитания. Экологический бюджет и тепловой баланс. Экологическая ниша
Контроль: проверочная работа №1
Глава 2. Экология популяций (7ч).
Популяция и ее основные характеристики. Популяционное обилие и его показатели.
Свойства популяционной группы. Рождаемость и смертность. Кривые выживания. Возрастная структура популяции. Динамика популяции. Факторы, регулирующие численность популяции.
Практическое занятие: решение задач по теме.
Контроль: проверочная работа №2.
Глава 3 «Экологические взаимоотношения организмов» (7ч.)
Типы экологических взаимоотношений. Симбиоз. Конкуренция: внутри и межвидовая. Хищничество. Паразитизм и болезни. Сигнальные взаимоотношения между организмами.
Практическое занятие: решение задач по теме.
Контроль: проверочная работа №3.
Глава 4. Организация и экология сообществ (8 ч).
Сообщество, экосистема, биоценоз, биосфера. Структура и продуктивность сообщества. Потоки энергии и веществ в сообществе. Пастбищные и детритные цепи. Экологические пирамиды. Живые организмы и круговорот веществ.
Контроль: урок-семинар (подготовка и защита рефератов).
Календарно - тематическое планирование
элективного курса «Общая экология», 10 класс, 34 часа, 1 час в неделю
№ урока | Сроки | По факту | Тема урока | Проверочная работа |
Введение (2ч) |
06.09 | Структура экологии. Экология наука 20 века. |
13.09 | История развития экологии как науки. |
Глава1 «Организмы и среды их обитания» ,10 ч |
20.09 | Среды жизни. |
27.09 | Средообразующая деятельность организмов. |
04.10 | Экологические факторы. |
11.10 | Условия среды. |
18.10 | Общие закономерности влияния эк факторов среды на организмы. Закон минимума. |
25.10 | Экологические ресурсы. |
01.11 | Соответствие между организмами и средой их обитания. |
10 | 15.11 | Экологический бюджет и тепловой баланс. |
11 | 22.11 | Экологическая ниша |
12 | 29.11 | Урок обобщающего повторения и контроля знаний. | Проверочная работа №1 |
Глава 2 «Экология популяции» ,7 ч |
13 | 06.12 | Популяция и ее основные характеристики. |
14 | 13.12 | Популяционное обилие и его показатели. |
15 | 20.12 | Рождаемость и смертность. Кривые выживания. |
16 | 27.12 | Возрастная структура популяции. |
17 | 17.01 | Динамика популяции. Рост и колебание численности. | Решение практических задач |
18 | 24.01 | Факторы, регулирующие численность популяции | Решение задач |
19 | 31.01 | Урок обобщающего повторения и контроля знаний | Проверочная работа №2 |
Глава 3 «Экологические взаимоотношения организмов» ,7ч. |
20 | 07.02 | Типы экологических взаимоотношений. |
21 | 14.02 | Симбиоз. | Решение задач |
22 | 21.02 | Конкуренция: внутри и межвидовая | Решение задач |
23 | 28.02 | Хищничество. |
24 | 07.03 | Паразитизм и болезни. |
25 | 14.03 | Сигнальные взаимоотношения между организмами. |
26 | 21.03 | Урок обобщающего повторения и контроля знаний. | Проверочная работа №3 |
Глава 4 «Организация и экология сообществ»8 |
27 | 04.04 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера. |
28 | 11.04 | Структура сообщества (видовая морфологическая) |
29 | 18.04 | Структура сообщества (трофическая) |
30 | 25.04 | Потоки энергии и вещества в сообществах. |
31 | 02.05 | Экологические пирамиды. |
32 | 16.05 | Пищевые цепи. |
33 | 23.05 | Урок обобщающего повторения и контроля знаний. | Семинар |
34 | 30.05 | Урок обобщающего повторения и контроля знаний. |
Содержание программы
11 класс (34 часа, 1 час в неделю)
Введение (1 ч).
Глава 1. Глава 4 «Организация и экология сообществ» (3ч )
Экологическая сукцессия. Значение сукцессий. Биосфера и ее эволюция. Состав биосферы. Ученье о биосфере.
Глава 5 «Антропогенное воздействие на биосферу»(16ч)
Экологические «законы» Барри Коммонера. Современное состояние природной среды. Загрязнение и его основные виды. Атмосфера -внешняя оболочка биосферы. Загрязнение атмосферы. Почва – важная составляющая часть биосферы. Круговорот веществ в почве.
Загрязнение почв. ТБО. Переработка и безотходные технологии. Вода –основа жизненных процессов. Загрязнение вод. Пути решения проблемы. Радиоактивность в биосфере. Биоиндикация и экологический мониторинг. Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Основы рационального управления природными ресурсами. Основы рационального управления природными ресурсами. Особо охраняемые территории.
Международное сотрудничество в охране окружающей среды.
Практическое занятие: решение задач по теме.
Контроль: семинар, экологическая игра.
Глава 6 «Окружающая среда и здоровье человека», 14ч.
Химическое загрязнение среды и здоровье человека. Курение – как способ химического загрязнения. Биологическое загрязнение среды и болезни человека. Шумовое загрязнение и влияние шума на здоровье человека. Физические факторы среды и самочувствие человека.
Продукты и их влияние на здоровье человека. Ландшафт – как фактор здоровья. Экология жилища. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.
Практическое занятие: решение задач по теме.
Контроль: круглый стол.
Календарно- тематическое планирование элективного курса
«Основы экологии», 11 класс, 34 часа, 1 час в неделю
№ урока | Сроки | По факту | Тема урока | Проверочная работа |
1 | 05.09 | Введение (1ч) |
Глава 4 «Организация и экология сообществ» ,3ч |
2 | 12.09 | Экологическая сукцессия. |
3 | 19.09 | Значение сукцессий |
4 | 26.09 | Биосфера и ее эволюция. Состав биосферы. Ученье о биосфере. |
Глава 5 «Антропогенное воздействие на биосферу»(16ч) |
5 | 3.10 | Экологические «законы» Барри Коммонера. |
6 | 10.10 | Современное состояние природной среды. Загрязнение и его основные виды. |
7 | 17.10 | Атмосфера -внешняя оболочка биосферы. Загрязнение атмосферы. |
8 | 24.10 | Почва –важная составляющая часть биосферы. Круговорот веществ в почве. |
9 | 31.10 | Загрязнение почв. ТБО. Переработка и безотходные технологии. | Решение задач |
10 | 14.11 | Вода –основа жизненных процессов. |
11 | 21.11 | Загрязнение вод. Пути решения проблемы. | Решение задач |
12 | 28.11 | Радиоактивность в биосфере. |
13 | 5.12 | Биоиндикация и экологический мониторинг. |
14 | 12.12 | Глобальные проблемы человечества и пути их решения. |
15 | 19.12 | Глобальные проблемы человечества и пути их решения. | Семинар |
16 | 26.12 | Основы рационального управления природными ресурсами. |
17 | 16.01 | Энерго и ресурсосбережение. |
18 | 23.01 | Особо охраняемые территории. |
19 | 30.01 | Международное сотрудничество в охране окружающей среды. |
20 | 6.02 | Урок обобщающего повторения и контроля знаний. | Экологическая игра |
Глава 6 «Окружающая среда и здоровье человека», 14ч. |
21 | 13.02 | Химическое загрязнение среды и здоровье человека |
22 | 20.02 | Курение – как способ химического загрязнения | Круглый стол |
23 | 27.02 | Биологическое загрязнение среды и болезни человека. |
24 | 6.03 | Шумовое загрязнение и влияние шума на здоровье человека. | Решение задач |
25 | 13.03 | Физические факторы среды и самочувствие человека. |
26 | 20.03 | Продукты и их влияние на здоровье человека. | Решение задач |
27 | 3.04 | Продукты и их влияние на здоровье человека |
28 | 10.04 | Ландшафт – как фактор здоровья |
29 | 17.04 | Экология жилища |
30 | 24.04 | Проблемы адаптации человека к окружающей среде |
31 | 01.05 | Урок обобщающего повторения и контроля знаний | Круглый стол |
32-34 | 08.05 22.05 | Уроки обобщающего повторения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.
Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...