Емельянова Людмила Леонидовна

Сайт учителя географии и экономики

Дорогу осилит идущий

Профессия: Педагог

Профессиональные интересы: Форумы и конференции

Увлечения: Путешествия

Регион: Московская область

Населенный пункт: Чехов

Место работы: Гимназия №2

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/emelyanova-lyudmila-leonidovna
Дорога в тысячу ли начинается с первого шага
Древняя китайская пословица

О себе

Учитель географии и экономики МБОУ гимназии №2 г. Чехова Московской области.  С детства мечтала о путешествиях. Окончила Одесский гидрометеорологический институт  и получила специальность  инженера гидролога.

Работая гидрологом, много ездила по Советскому Союзу  и в зарубежные страны в составе разных экспедиций.   Кроме  основных обязанностей инженера – гидролога  в экспедициях приходилось выполнять геодезические, картографические и метеорологические работы, а также работы связанные с геологией и гидрогеологией.  Это значительно расширило мой кругозор и обогатило мой опыт.

Однажды представился случай поработать в школе и это определило мою дальнейшую судьбу. Я поняла, что школа – это моё.  Не хватало педагогических знаний.  Окончила Московский Педагогический Университет  с красным дипломом.

Педагогический стаж более 20 лет. Учитель высшей категории. Эксперт предметной комиссии по географии при проведении ЕГЭ.

На уроках, когда речь заходит о каких-либо местах или памятниках культуры стараюсь,  чтобы рассказы всегда были красноречивыми, яркими, живыми и это потому, что сама была во многих местах нашей родины и за её пределами.  В преподавании осуществляю личностно- ориентированный и дифференцированный подходы в обучении географии и  экономике,  технология проблемного обучения  и метод проектов, групповая  технология и работаю по  лекционно-семинарской системе  на третьей ступени обучения и др.Я люблю свою работу.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Джэк Лондон (Джон Гриффит), Жуль Верн, Марина Цветаева.

Мой взгляд на мир

Все в твоих руках!

Моё портфолио

Лекционно-семинарско-зачетная система на третьей ступени обучения

Емельянова Людмила Леонидовна - учитель географии и экономики 

МОУ гимназия №2 г. Чехов Московской обл.

 

      В современной школе общепринятой формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Однако, как показывает опыт работы учителей, в рамках традиционного урока очень трудно решить многие вопросы, связанные с развитием у учащихся творческих способностей, с формированием у них исследовательского подхода в процессе учения, методов учебно-познавательной деятельности.
Уже сегодня учителя стали активно использовать в своей работе лекции, семинары, зачеты, занятия творческого характера, учебные конференции, дискуссии и т.д.    
      В связи с этим в последние годы стала формироваться лекционно-семинарская  зачетная система обучения учащихся.
     Для школы это новый тип технологии, состоящий из форм учебной деятельности, характерных для вузов. Поскольку старшая школа ориентирована в боль­шей мере на поступление в вуз, в ней реализуется профильное обучение, поэто­му старшеклассников следует заранее готовить к новой образовательной среде. Надо отметить, что освоение технологии лекционно-семинарских зачетных занятий, как системы в школе – процесс сложный. Он требует вдумчивого творческого подхода со стороны учителя и учащихся. Технология этих  форм обучения представляет собой разнообразие алгоритмов творческой деятельности на каждом этапе обучения. Такие занятия пробуждают и развивают творческие начала в каждом ученике. Кроме того, показатели развития учащихся при этой системе обучения являются самостоятельное установление различных межпредметных связей, высокий уровень общих умений и навыков, способность к общению, индукции, дедукции как методов мыслительной деятельности учащихся.
     Для учителя овладение данной технологией не сложно, отдельные ее элементы давно широко применяются в школе. Тем не менее, учителю следует освоить следующие частные технологии:
•  подготовки к лекции, семинару, зачету, дискуссии, консультации, коллок­виуму;
• организации учебной деятельности;
• управления учебной деятельностью учащихся;
• самоанализа результатов обучения и т.п.
     Школьная лекция – продолжительное устное изложение (40-45 минут) учебного материала в сочетании с приёмами активизации познавательной деятельности учащихся (запись основной мысли, конспект, составление схематической модели излагаемого материала).
Школьная лекция целесообразна при прохождении нового материала, мало или совсем не связанного с предыдущим; при обобщении различных разделов пройденного материала; в конце изучения темы; при выводе сложных закономерностей; при изучении материала проблемного характера.
     Лекция. В зависимости от места в учебном процессе выделяют: вводную, текущую,  обзорную, обобщающую,  установочную.
В зависимости от способов проведения и характера познавательной деятельности обучающихся выделяют: информационную, проблемную,  лекция-беседа, лекция-диспут.
     Виды лекций: конспект, дискуссия, консультация, с обратной связью, визуализация,
пресс-конференция, провокация, лекция вдвоём.
После школьной лекции учителем планируется семинар, как форма твор­ческого поиска знаний, их осмысления и закрепления. Вопросы к семинару учи­тель предлагает в конце лекции, назначает его сроки (от 3 до 10 дней), дает дополнительную литературу. По необходимости определяются докладчики и содокладчики. Школьный семинар – это коллективное обсуждение учащимися сообщений, докладов, рефератов по определённой проблематике, выполненных ими самостоятельно или под руководством учителя. Семинары - важная форма выработки у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать. Это не способ проверки и оценки учеб­ных достижений учащихся, а специфическая форма организации учебно-позна­вательной деятельности, предполагающая творческое изучение программного материала. Семинар дает возможность учащимся закрепить знания, осуществить самоконтроль самостоятельно приобретенных знаний. Недопустимо превращение семинаров в механичес­кое заслушивание подготовленных докладов, так как создается фрагментарность восприятия информации, культивируется пассивность аудитории. Целесообраз­но, наряду с семинаром, включать в данную технологию практические занятия.
     Виды семинаров: семинар-беседа, семинар заслушивание и обсуждение докладов и рефератов, семинар-диспут, смешанная форма семинаров.
Условия проведения семинаров: достаточно высокий уровень подготовки обучающихся, наличие доступных каждому обучающемуся источников информации по проблеме (справочники, учебные пособия, хрестоматии, отдельные произведения), наличие времени для подготовки семинара.
     Отличие семинаров от уроков.
1. Большой степенью самостоятельности при подготовки к семинару, высокой активностью учащихся при обсуждении результатов подготовки, владением навыками работы с литературой.
2. Изменение организации этапов обучения, например, домашнее задание носит опережающий характер, а его проверка совпадает с изучением нового материала.
3. Изменением функций, выполняемых учителем и учащимися: учащиеся выполняют информационную функцию, а учитель – регулятивную и организаторскую.
Таким образом, в старшей школе следует осуществлять продуманную и на­учно-обоснованную работу по обновлению и совершенствованию учебной дея­тельности школьников. Особенно это важно в условиях эксперимента, когда многие условия этому благоприятствуют. Во многом чистота эксперимента, его результативность зависят от творческой инициативы и смелости, умения и зна­ний современных тенденций в области педагогической психологии и технологизации учебной деятельности. Надо признать, что преподносить учащимся готовый материал по учебнику гораздо проще, чем организовывать класс и отдельно каждого учащегося на творческую работу.        
     Коллоквиум.
Коллоквиум - форма учебного занятия, понимаемая как беседа преподавателя с учащимися с целью активиза­ции знаний. Как и консультация, коллоквиум может рассматриваться частью модульной технологии, так же существовать в виде отдельной частно-педагогической технологии.
В отличие от вузов, где на проведение коллоквиумов отводится не менее 2-3 часов, школьная урочная система ограничивает учителя 40-45 минутами, В этих условиях занятия проводятся в плотном темпе, используя быструю сме­ну видов деятельности учащихся, опираясь на хорошую организационную под­готовку работы. При всей кажущейся сложности проведения этой формы заня­тий, коллоквиумы успешно применяются в 9-11 классах.
     Консультация.
Консультация - «дополнительная помощь преподавателя в усвоении предмета». Уроки, внеурочные занятия дан­ного типа необходимо проводить перед итоговым (коллоквиумом, зачетом, кон­трольным срезом, самостоятельной работой) с целью разъяснения наиболее сложных вопросов учебной темы. Консультация может быть составным эле­ментом всякой модульной технологии, но может быть на ее основе создана са­мостоятельная частно-педагогическая технология.
Как показывает практика, в консультациях нуждаются как отдельные учени­ки, так и целые классы. Эти уроки способствуют развитию самооценки уча­щихся, анализу, глубине, прочности усвоения знаний.
     Зачёт.
Зачёт – форма итогового контроля и оценки уровня знаний, умений и навыков.При этом учитывается результат текущего контроля. Проводятся зачёты по крупным темам с целью закрепления и обобщения полученных знаний и учебных навыков. Зачёты оцениваются единой отметкой «зачтено» или дифференцированной оценкой.

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: