Мастер - класс для педагогов: "Формирование экологического воспитания учащихся посредством творческой деятельности"
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass_dlya_pedagogov.docx | 30.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на методическое объединение,
в форме мастер – класса для педагогов
На тему: «Формирование экологического воспитания учащихся посредством творческой деятельности»
Составила методист Полуянова Д.Р.
Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологического воспитания, установить тесное сотрудничество между педагогами дополнительного образования и педагогами - организаторами.
Ход мастер-класса:
Педагог: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас мастер - класс на тему: «Формирование экологического воспитания учащихся посредством творческой деятельности». Вашему вниманию предлагаются экологические игры, которые широко используются в деятельности естественнонаучной направленности и способствуют формированию у учащихся коммуникативных навыков, чувства сплочённости, развития фантазии, развития эмоциональной сферы. Представленные игры можно использовать в своей практике не только педагогам дополнительного образования других направленностей, но и педагогам – организаторам в ходе проведения мероприятий, переменок, динамических пауз, и при работе летних досуговых площадок.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра привлекает ребёнка больше, чем любая другая деятельность. В ней происходит развитие эмоциональной сферы, напрямую связанной с отношениями в социуме.
Учитывая, что игра является ведущей деятельностью дошкольников, представляется возможным выделить три класса игр.
Первый класс – игры, возникающие по инициативе самих детей. Они являются своеобразной практической формой размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности. К ним относятся игры – экспериментирования, сюжетные самостоятельные игры. Второй класс – игры, возникающие по инициативе взрослого. Это обучающие и досуговые игры. К детям они приходят от взрослых, но, освоив их, дети могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению игр первого класса. Третий класс – традиционные и народные игры, идущие из глубины этноса.
Педагог: Давайте мы сегодня с вами представим себя в роли детей, и попробуем проиграть все те задания, которые для вас приготовлены, итак 1 задание, совсем простое под названием «Барометр настроения»:
- Перед тем как начать мастер-класс, мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли. Представьте, что ваши ладошки – это барометр настроения, и, разводя их в стороны, покажите, насколько хорошее у вас настроение. Чем шире расставлены ваши ладошки, тем настроение лучше, чем уже сведены ладошки, тем настроение хуже. Сегодня, у большинства из вас настроение хорошее, но у некоторых из вас я вижу настроение оставляет желать лучшего. Я надеюсь, что к концу нашего мастер-класса оно обязательно поднимется.
Педагог: Для следующего задания нам с вами нужно будет разделиться на 2 команды. Хвост животного может служить показателем настроения, как у собаки. Или служит для защиты от насекомых, как у коровы. Или может служить покрывалом, например у лисицы или белки. Хвост – орган передвижения и балансирования, например, как у тушканчика или у рыб. Для птиц он служит рулем и тормозом. Для обезьяны хвост служит дополнительной рукой. Настало время конкурса под названием Хвосты. Уважаемые команды, выполните следующее задание – отгадайте животное по описанию его хвоста.
Конкурс № 1 «Хвосты»
1. Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие. (Кенгуру.)
2. На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, и острые когти. (Лев.)
3. Его хвостик летом серый, а зимой белый. (Заяц.)
4. Ее хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых, которые кусают спину и бока. (Корова.)
5. Нос пятачком, хвостик крючком. (Свинья.)
6. Ее пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зеленых веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков. (Белка.)
7. Он ловил хвостом рыбу в проруби. (Волк.)
8. У этого великана нос намного длиннее, чем хвост. (Слон.)
9. Ее длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу. (Лиса.)
10. Для этого речного строителя его хвост является и рулем, и веслом, в нем же он накапливает жир на зиму. (Бобр.)
11. Это животное все легко узнают по черным кольцам на его хвосте, число которых колеблется от 5 до 10. (Енот.)
12. Ему хвост помогает охотиться: удар его хвоста опасен даже для крупных животных. Покрытый роговыми пластинками, он тяжелый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью. (Крокодил.)
Конкурс №2 «Животные в мультфильмах и сказках»
Педагог: Сейчас мы проверим, внимательно ли вы слушаете и смотрите сказки и мультфильмы? В этом мы сейчас убедимся, проведя шуточный конкурс.
За каждый правильный ответ команды получают по 1 жетону.
- Где Винни-Пух нашёл хвост Иа? (На двери у Совы)
- У кого в дверях застрял Винни-Пух? (У Кролика)
- Имя любимого пса Мальвины из сказки «Приключение Буратино»? (Артемон)
- Что послужило выкупом за жизнь Маугли? (Буйвол)
- За кем побежала Алиса в Страну чудес? (За кроликом)
- Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)
- Кто поёт песенку: «Я на солнышке лежу...»? (Черепаха и львёнок)
- Назовите любимое выражение кота Леопольда. («Ребята, давайте жить дружно»)
- 38 попугаев и 1 крылышко – это длина кого? (Удава)
- «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро...» Чьи это слова? (Винни-Пуха)
- Как звали черепаху из сказки «Приключение Буратино» (Тортилла)
- Как зовут сказочного героя, у которого большие уши? (Чебурашка)
- К кому спешил мамонтёнок? (К маме)
- Этот страшный зверь съел сказочную Красную Шапочку вместе с её бабушкой (Волк)
- Как звали собаку Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города»? (Тотошка)
- Кто купил на базаре самовар? (Муха-Цокотуха)
- С кем в болоте дружил Водяной? (С пиявками да лягушками)
- Скажите, как звали мальчика, который копал картошку? (Антошка)
Конкурс №3 «Шуточные вопросы»
Педагог: Следующий конкурс называется Шуточные вопросы, о животных с подвохом. Если вы отвечаете «да», то хлопаете в ладоши, а если – «нет», то топаете ногами.
1. Может ли сазан забраться в океан? (нет, это речная рыба)
2. Может ли дрозд отморозить хвост? (нет, он зимует на юге)
3. Может ли оса взлететь под небеса? (да)
4. Может ли кулик прикусить себе язык? (нет, у птиц нет зубов)
5. Может ли тюлень на боку лежать весь день? (да)
6. Может ли синица под крышей поселиться? (да)
7. Могут ли собаки отодрать хвосты всем ракам? (нет, раки живут на дне водоёмов)
8. Может ли медведь зимою потолстеть? (нет, зимой медведь спит и худеет)
Конкурс №4 «Узнай по объявлениям»
Команды получают одинаковые картинки с изображением животных. Педагог зачитывает объявления, которые оставили животные. Отвечают команды одновременным поднятием карточки нужного животного. За каждую правильно поднятую карточку команды получают по -1 жетону.
1. Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (Еж, елка.)
2. Помогите разбудить меня весной. Приходите лучше с медом. (Медведь.)
3. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени отчеству. Патрикеевной по другому не называть! (Лиса.)
4. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк.)
5. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. (Лось.)
6. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. (Сова.)
7. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. (Кукушка.)
8. Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый. (Ящерица.)
9. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один – медлительность. (Черепаха.)
Конкурс №5 «Пофантазируем»
Педагог: Команды за короткое время должны придумать и нарисовать растение или животное, которых на самом деле не существует, дать им название.
Конкурс №6 «Игра в зверей»
В начале конкурса распределяются роли, где каждый участник становится зверем - слоном, раком, комаром, оленем, рыбой, змеей, зайцем, львом или другим по своему выбору или фантазии. Главное - это придумать характерный жест, которым он и будет показывать своего зверя.
Смысл конкурса: показать своего зверя, а потом зверя другого участника. Другой участник показывает опять же своего зверя, а потом зверя третьего участника. Всё надо делать быстро, но без ошибок, кто ошибется, выбывает из конкурса. Когда останутся двое участников разыгрываются фанты: один победитель отворачивается и придумывает смешные задание для тех, чьи фанты
выбирает другой победитель.
Жесты:
Слон - правой рукой дотронуться до носа. В окружность, образованную рукой, просунуть до упора левую руку.
Рак - сложить обеими руками фиги, поднести к глазам, пошевелить большими пальцами.
Комар - сложить кулак, вытянуть указательный палец, поднести тыльной
стороной ладони к носу, помахать получившимся хоботком.
Олень - крестообразно сложенными руками с растопыренными пальцами быстро взмахнуть над головой (так танцуют чукчи)
Рыба - сложить ладони, как для молитвы, опустить параллельно полу, совершить волнообразное движение (похоже на прыжок рыбы и уход ее во глубину вод)
Змея - покачав правой рукой с чуть присогнутой ладонью, изобразить очковую кобру, готовящуюся к нападению.
Заяц - сложив ручки на уровне груди. Так изображают зайчиков во всех детсадах - вспомните золотое детство свое!
Лев - почти как заяц, но когти наружу и (обязательно!) состроить
зверское лицо.
Главное правило: все жесты должны быть точными, безошибочными
и очень быстрыми. Малейшая неточность или задержка карается выходом из конкурса.
Конкурс №7 «Угадай по пантомиме»
Каждому педагогу предлагается с помощью пластики, мимики, жестов изобразить какое-либо животное или птицу. Отгадывает команда соперников. Жюри оценивает выразительность изображения, схожесть передачи с характерными признаками повадок животных.
- Сорока;
- Жираф;
- Шимпанзе;
- Индюк;
- Страус;
- Бобёр;
- Белка;
- Сова;
- Медведь;
- Лиса;
- Заяц;
- Пингвин
Конкурс №8 «Перестрелка»
Конкурс - игра «Перестрелка». Члены команды по очереди называют по одному животному. Выигрывает команда, назвавшая последнее животное.
Конкурс №9 «Животный мир»
Для проведения этого конкурса потребуются два ватмана и много красок, фломастеров, карандашей. Все участвующие делятся на две одинаковые команды. Каждой команде выдаются по одному листу ватмана и краски, фломастеры и т.д. Задача для обеих команд одинаковая: на листе ватмана надо за пять минут нарисовать как можно больше любых животных. Чем больше разных животных поместится на листе ватмана, тем ближе команда будет к победе. Оценивается именно количество разных животных, так что лучше не повторяться.
Конкурс №10 «Все о животных"
Ведущий: Мы с вами подошли к заключительному конкурсу «Все о животных». В нем примут участие капитаны команд. Вопросы будут задаваться по очереди.
■ Кого называют хозяином полярного края? (Белого медведя).
■ Кто такой гиппопотам? (Бегемот).
■ Какое животное больше похоже на человека? (Обезьяна).
■ Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)
■ Кто быстро бежит в гору, а с горы - кубарем? (Заяц.)
■ Кто к зиме собирается в стаи? (Волки.)
■ Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом? (Белке.)
■ Какой зверек спит под своими ушами? (Заяц.)
■ Какого зверя называют шатуном? (Медведя, который зимой проснулся, называют «медведь-шатун».)
■ Царь зверей. (Лев.)
■ Король пустыни. (Верблюд.)
■ Самое крупное животное на суше. (Слон.)
■ Животное - символ хитрости и ловкости. (Лиса.)
■ Главная особенность этого животного - рог на лбу. (Носорог.)
■ «Разлинованная» лошадка. (Зебра.)
■ Самый известный строитель плотин. (Бобр, или бобер.)
■ Серый, страшный и злой. (Волк.)
■ Самое колючее животное. (Еж.)
■ Самый неуклюжий и косолапый. (Медведь.)
■ Маленький грызун, способный забить в защечные мешки полстакана семечек. (Хомяк)
Заключение
Педагог: наш мастер-класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас очень интересным и полезным. Вы освежили в памяти знания о животном мире. Желаю вам успехов, и предлагаю использовать эти интересные задания в своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование разнообразных технологий. Развитие творческих способностей учащихся посредством проектной деятельности
Выступление на ШМО...
Мастер – класс для педагогов "Формирование интонационной стороны речи у дошкольников"
Педагоги знакомятся из каких компонентов состоит интонация, с расшифровкой терминалогии и с упражнениями, которые помогают развивать интонацию....
Мастер-класс для педагогов "Формирование ИКТ-компетентности учителя в ФГОС ООО"
Цель мастер-класса: повышение квалификации педагогов по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в рамках реализации ФГОС ООО. Задачи мастер-класса:Определить уровень ИКТ-...
Мастер-класс для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА».
Мастер-класс для педагогов...
Проект мастер-класса «Формирование социальной компетентности учащихся посредством проектной деятельности»
Цель мастер-класса: распространение опыта работы учителя по формированию социальной компетентности учащихся посредством проектно-исследовательской деятельности.Задачи мастер-класса:Ø опред...
Статья из опыта работы "Экологическое воспитание учащихся через организацию деятельности школьного экологического клуба"
В статье описан опыт работы по экологическомй воспитанию учащихся посредством школьных экологических организаций...
Воспитание экологической культуры посредством творческой деятельности
из опыта работы...