Экологический вечер "Земля - наш общий дом"
материал по экологии по теме
Вечер можно провести в рамках месячника по экологии, с целью привлечения внимания учащихся к экологическим проблемам и тем последствиям, к которым они могут привести.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vecher.rar | 510.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Жмакина Елена Александровна
учитель биологии и химии
МКОУ «Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»
Курская область, Курчатовский район.
Звучит колокольный звон.
l-й ученик.
Дин-дон, дин-дон- И широко крыла простер:
Слышит лес, слышит дол. Повис тревогой
То ли вздох, то ли стон. Над полевой дорогой,
О чем он? О ком он?- Над поздними цветами
Этот старый колокол. Задышал устами,
Не от восторга звуком полнится, Над крышей
А ударил, как опомнился, Тронул вяз рыжий,
Точно раненая птица. Птиц вспугнул
Испугался за землю? За простор? Тяжкий гул ...
Ведущий. Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака - нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. Мы не хотим усвоить самого главного: Воздух - это наш отец, Вода – мать, Земля- дом, Роса - национальное богатство.
Ученик:
Смотрю на глобус, шар земной, Свои теряя берега.
И вдруг вздохнул он, как живой. И слышу голос я реки:
И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги»
«Ты береги нас, береги!» Остановил олень свой бег,
В тревоге рощи и леса, Будь человеком, человек!
Роса на травах, как слеза, В тебя мы верим - не солги:
И тихо шепчут родники: «Ты береги нас, береги!»
«Ты береги нас, береги!» Смотрю на глобус - шар земной,
Грустит глубокая река, Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы - не солгу: «Я сберегу вас, сберегу!
Ведущий: Земля! ... Какая она? Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны. Облака и их тени. Принимает все дожди и туманы. Земля - наш дом. Возможно это единственная обитаемая планета в необъятной Вселенной. Разве не заслуживает она нашей любви?
Ученик:
Кромсаем лед, меняем рек теченье, Пока об этом думать не охота.
Твердим о том, что дел Сейчас нам не до этого пока.
невпроворот ... Аэродромы, пирсы и перроны,
Но мы еще придем просить Леса без птиц и реки без воды ...
прощенье Все меньше - окружающей
у этих рек, барханов и болот, природы ...
у самого гигантского восхода, Все больше - окружающей среды.
у самого мельчайшего малька ...
Ведущий. Люди так увлеклись покорением природы, что не заметили, как в реках стало меньше рыбы, а в лесах - птиц и зверей. Воздух в городах стал удушливым и грязным из-за выхлопных газов автомобилей, дыма заводов. Питьевая вода потеряла свою свежесть и чистоту. Мы тонем в мусоре - рассаднике грязи и болезней.
Ведущий. Человек слишком долго брал у природы и не задумывался, что ее богатства и щедрость не вечны. Сейчас натиск на природу усилился. Леса вырублены, реки мелеют, сотни видов животных, птиц и растений находятся на грани исчезновения.
Ученик.
Богаты мы! и восковые считанные зерна
Но считанные птицы Неслышно зреют в малом колоске.
Над считанными рощами летят. Не уж-то внуки лишь по Красной книге
Дрожит камыш на считанных озерах. Узнают, как богаты были мы.
И считанные рыбы плавают в реке,
Ведущий. Сегодняшнее население Земли - общество супер потребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда, большая его часть -97% идет в отходы.
Ведущий.
Каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Чтобы не утонуть в грудах бытовых отходов и не отравиться продуктами его разложения, его надо как-то утилизировать. Пока что человечество придумало три пути утилизации мусора: организация свалок, вторичное использование отходов и их сжигание. Однако ни один из них нельзя признать абсолютно приемлемым.
Советы по сокращению мусора:
- не покупай больше, чем может понадобиться тебе;
- экономь электроэнергию и горючее; если можно, пользуйся больше общественным
транспортом или ходи пешком;
- одежду, которую ты уже не носишь, можно отдать нуждающимся;
- не выбрасывай игрушки, книги: они могут кому-то понадобиться;
- прежде чем выкидывать жестяные банки, вымой их и сомни;
- старайся не пользоваться пенопластом, т. к. он практически не разлагается в
природе;
- почини и исправь вещь вместо того, чтобы ее выбросить.
Ученик.
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто - же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство, у природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая - же живая!
Звучит музыка и на сцену выходит ученица в костюме Земли и исполняет монолог:
Ученица. Это было давно, так давно, что я уже начинаю забывать, как это было. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Боже мой! Неужели я когда-то могла радоваться, любить? Я восхищалась жизнью, которую породила, гордилась своим совершенством. Я любила созданную природу. Трепетно оберегая каждый лепесток, следила за тем, чтобы всем на Земле хватало света, пищи, воды. Мне хотелось создать такое существо, которое станет венцом моих творений, самым мудрым, совершенным. И я воплотила в жизнь свой замысел... Первый человек, как я назвала это высшее, в моем понимании, существо, появился на свет мало, чем отличаясь от остальных моих обитателей. Я не решилась сразу одухотворить его и подумала, что будет гораздо лучше, если первое время человек поживет среди дикой природы, научится понимать ее жизнь «изнутри», а значит, будет ближе к ней. Но я ошиблась!
Вначале он еще чувствовал себя частью той жизни, в которую попал. Но разум, который я вложила в его мозг, довольно быстро дал о себе знать. Одной из первых вещей, созданных человеком, было оружие. С этого момента я уже не могла управлять его действиями.
Шло время, человек все более совершенствовался, а вместе с ним изменялась и его жизнь. Он начал порабощать меня, животных. Теперь он не только охотился на них, но и приносил в жертву своим вымышленным идолам. И эти бессмысленные смерти, эта страшная, зря пролитая кровь ранили меня и забирали мои силы. Человека манили новые просторы для своей губительной деятельности. Он вырубал леса для постройки жилищ, выжигал их под пашни, которыми истощал плодородие почвы ... В итоге все больше и больше изменял окружающий мир.
Пришел 21 век. Во что превратилась наша прекрасная земля? Человек душит меня выхлопами бесчисленных машин, ранит атомными взрывами ... Но самое болезненное - безжалостно истребляет все живое. Он - монстр, он - моя ошибка, а ошибки надо исправлять! ..
Ведущий.
Ребята, все ли так безнадежно? Неужели мы допустим, чтобы на Земле вновь стало тихо, пустынно и безжизненно?
и сейчас мы проведем экологическую игру, в ходе которой мы узнаем, как хорошо вы знаете окружающий мир. Насколько грамотны и воспитаны вы с точки зрения экологии. В нашей игре будут принимать участие две команды.
Представление команд.
Конкурс N1.
Разминка. Каждой команде по очереди задаются вопросы. За правильный ответ-1 бал.
Вопросы:
1. Сколько лет живет ель? (1200).
2. Из чего делается рыбий жир? (Из печени трески).
З. Назовите второе звено цепи питания. (Растительноядное животное).
4. Почему в пустыне почти нет бабочек? (Мало цветов).
5. Олений мох? ( Ягель).
6. Где у кузнечика ухо? ( На ноге).
7. Сколько ног у паука? (Восемь).
8. Какая птица не имеет крылья? ( Киви).
9. Самая большая змея? (Анаконда).
10.Кит - рыба или зверь? (Морской зверь).
Конкурс N2. « Найди пару».
От каждой команды участвует один человек. Ведущий называет растение, а участник должен найти животное, чем-то похожее на названное животное. 3а правильный ответ- 2 бала.
Кактус - дикобраз, крапива- пчела, росянка- паук, осина- заяц, лиана- удав, мимоза- еж.
Конкурс N3. «Животное-загадка».
Командам предлагают рисунки фантастических животных. ( см. приложение 1 ). Команды должны отгадать, части каких животных были использованы при создании рисунков. Правильный ответ- 2 бала.
Конкурс N4. «Поэтический»
Команды должны придумать стихотворение о природе, имея заданную рифму. Максимальное количество балов- 5.
Природы- народы, задачи- удачи, Цветы- мечты, года - всегда.
Конкурс N 5 «Цепочка».
Команды в течение минуты должны доказать, что все в природе взаимосвязано. Для этого им нужно составить экологическую цепь питания и сделать пояснение. (Цепи питания составляются при помощи карточек с изображениями: трава- степная птица - хищная птица - сапрофиты. Трава- заяц- волк - сапрофиты.) Правильный ответ- 3 бала.
Конкурс N 6. « Охрана природы».
Команды. в течение 2 минут готовят ответ на вопрос по охране природы. Максимальная оценка-3 бала.
1. Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?
2. Почему не в каждом лесу растут лишайники?
3. Почему к весеннему шмелю нужно относиться очень осторожно, бережно?
4. Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками, почему их нельзя брать
домой?
подводятся итоги игры.
Ведущий.
Человек, оглянись! Посмотри, на кого ты стал похож! Что происходит с твоей душой? Ты уже не понимаешь, где хорошо, а где плохо! Твоя душа заполняется ядом, а ты этого не чувствуешь! Все вокруг становится безразличным. Смерть и та не пугает. Оглянись, в каком мире ты живешь ... В мире, где нет жалости, доброты, а жизнь не стоит и копейки.
Неужели это сделал ты, человек? Довел планету до того, что почти не осталось водоемов с чистой водой. Сколько птиц умирает, многие из них не могут найти места для гнезда, чтобы вывести птенцов, из-за вырубки лесов, шума автомобильных трасс.
Иногда слышишь: «Человек - царь природы», но кто поставил человека над природой? Сам человек? А что он представляет собой без природы - без воздуха, воды, пения птиц, шелеста листьев? Все это щедро дает людям природа и ничего не требует взамен, только ждет от нас бережного отношения к себе. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А если бы могли? Чтобы они сказали?
Ученик.
«Монолог царя зверей».
В катакомбах музея пылятся пастушья свирель,
Бивень мамонта, зуб кашалота и прочие цацки.
Человек! Ты послушай царя терпеливых зверей
И прости, что слова мои будут звучать совсем не по - царски.
я - последний из львов, но пускай за меня говорят-
Лань в объятьях капкана, ползучего смога громадность.
И дельфинья семья, за которой неделю подряд
С вертолета охотился ты, чтоб развеяться малость.
Пусть тебе повстречается голубь хлебнувший отрав,
Муравейник сожженный, разрытые норы барсучьи,
Оглушенная семга, дрожащий от страха жираф
и подстреленный лебедь и чайки по горло в мазуте.
Пусть они голосят, вопрошая карающий век,
Пусть они стороною обходят любую машину.
Ты - бесспорно - вершина природы, мой брат, человек,
Только где и когда ты встречал без подножья вершину?
Ты командуешь миром. Пророчишь, стоишь у руля.
Ты - хозяин. Мы спорить с тобой не хотим и не можем,
Но без нас - ты представь!- разве будет землею земля?
Но без нас - ты пойми! - разве море останется морем?
Будут жить на бетонном безмолвье одни смоляки.
Океан разольется огромной протухшею лужей.
я тебя не пугаю, но очень уж сети крепки
и растет скорострельность твоих замечательных ружей.
Все твое на планете! А нашего нет ничего.
Так устроена жизнь. Мы уже лишь на чучела схожи.
Зоопарки твои превосходны. Но жаль одного:
Мы в твоих зоопарках давно на себя не похожи.
Так устроена жизнь. Мы поладить с тобой не смогли,
Нашу поступь неслышную тихие сумерки спрячут
Мы уходим в историю этой печальной земли
Человечьи детеныши вспомнят о нас и заплачут.
Мы пушистые глыбы тепла. Мы живое зверье.
Может правда, что день ото дня мир становится злее.
Вот глядит на тебя поредевшее царство мое,
Не мигая глядит и почти ни о чем, не жалея
и совсем ничего не прося, ни за что не коря.
Видно, в хоботы, ласты и когти судьба не дается.
я с седеющей гривы срываю корону царя
и реву от бессилья. А что мне еще остается.
Ведущий.
Ребята, наше мероприятие подходит к концу. Завершить нашу встречу я хочу словами Сент - Экзюпери:» Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя».
3вучит колокольный ЗВОН.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биология 5-11: внеклассные мероприятия/авт.-сост.А.Ю. Кремень.-Волгоград:
Учитель 2007 г.
2. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы/Составитель Н. А. Касаткина. Волгоград: Учитель, 2004г.
3. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни./Балабанова В.В.- Волгоград: Учитель 2002 г.
4. Газета «1000 советов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Детского экологического театра "Земля - наш общий дом"
Дополнительная образовательная программа детского экологического театра «Земля – наш общий дом» соответствует художественно-экологическому направлению. Данная программа направлена на организацию деяте...
Экологический турнир "Земля-наша общая забота".
В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. Для того чтобы данные проблем...
Экологический турнир "Земля-наша общая забота".
В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. Для того чтобы данные проблем...
Экологическая конференция "Земля - наш общий дом"
Как выжить человечеству на Земле? Вода начало всех начал. Дайте глоток чистого воздуха. Мудрые хозяева нашей планеты....
Программа формирования экологически здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования.
Программа формирования экологически здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования....
Программа формирования экологически здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования.
Программа формирования экологически здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования....
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности экологический кружок «Зеленая планета» уровень среднего общего образования срок освоения: 1 год направление: экологическое
АННОТАЦИЯРабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Зеленая планета» (далее – рабочая программа) для воспитанников основного и среднего общего образования является сос...