Роль уроков английского языка в формировании экологического сознания у учащихся
опыты и эксперименты по английскому языку на тему
В данной статье автор пишет о роли уроков английского языка в формировании экологического сознания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_angliyskogo_yazyka_v_formirovanii_ekologicheskogo_soznaniya_u_uchashchihsya.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль английского языка в формировании
экологического сознания у учащихся.
Экологическое образование на уроках является одним из важнейших задач, стоящих перед учителями, в том числе иностранного языка. На мой взгляд, экологическое образование должно стать неотъемлемой частью содержания любого учебного предмета начального, основного и среднего образования. Это связано с тем, что проблемы окружающей среды становятся настолько серьезными, что без формирования экологического сознания со школьных лет, дальнейшая жизнь на Земле остается под угрозой. И дети, и взрослые должны воспринимать эту проблему как личную, им необходимо научиться контролировать каждый свой шаг и поступок, который они совершают по отношению к нашей природе - матери.
Интерес к теме экологического воспитания у меня возник неслучайно. Будучи жителем сельской местности, я с малых лет чувствую себя частью Природы. Меня беспокоит безответственное отношение и варварство людей по отношению к родной земле. В то же время в школе реализуются программы «Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи» и «Экологическое воспитание учащихся». Мои воспитанники являются членами научного общества учащихся «Малая Земля» и посещают экологический кружок. Поэтому формирование гуманного отношения к окружающему миру, воспитание экологической культуры является главной составляющей духовно-нравственного воспитания учащихся школы.
В рамках учебного предмета «Английский язык» кроме решения учебных задач, перед собой я ставлю задачи воспитания правильной жизненной позиции, формирования нравственного поведения, воспитания любви и уважительного отношения к своей земле, стране, природе.
Я преподаю английский язык во всех звеньях, работаю по учебно-методическому комплекту М.З.Биболетовой, Н.Н.Трубаневой «Английский с удовольствием» и УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой, К.М.Барановой «Радужный английский». В каждом классе предусматривается изучение экологических тем. В 5 классе учащиеся обсуждают тему «Чем отличается город от сельской местности?» На заключительном уроке по данной теме ученики, разделившись на 2 группы, рисуют плакат или коллаж. В 6 классе они узнают, что в Лондоне много садов и парков, что жители Лондона любят проводить свое свободное время в них. Несколько уроков посвящаются Лондонскому зоопарку. Во время этих занятий ученики сравнивают положительные и отрицательные стороны жизни в зоопарке и заповеднике. Они знакомятся со знаками, которые висят в парках, зоопарках. (Например: No dogs. Please keep off the grass. No fishing). Изучая культуру англоязычных стран, ученики знакомятся с положительным опытом сохранения и защиты природных богатств. Учащиеся, исходя из своего опыта, выполняют творческое задание: сами придумывают знаки. (Например: Save water. Don’t throw the litter. We want to swim in the clean water.) В 7 классе проектная методика является одним из способов организации учебного процесса. У учащихся есть возможность обсудить следующие проблемы: индивидуальные способы поддержания физической формы, соблюдение диеты, роль витаминов в жизни людей. Во время выполнения мини – проектов дети подключают свою семью, учащихся школы, проводят опросы, узнают точку зрения окружающих. Вместе с учащимися мы приходим к такому выводу: чтобы быть здоровым, человеку необходим свежий воздух, движение, витамины и согласие внешним и внутренним миром. В предметном содержании учебников 8 и 9 классов теме «Природа и проблемы экологии. Здоровый образ жизни» отводятся достаточное количество часов. Изучаются такие темы, как «В какой чудесной планете мы живем», «Мы часть Вселенной», «Природные катастрофы», «Земля создана для тебя и для меня» и т.д. В этом возрасте у учащихся формируется определенное мировоззрение. Ученику нравится выражать свою точку зрения.
Эффективность экологических проектов в том, что кроме решения учебных задач, они помогают формировать правильное отношение к природе, отрабатывать умения взаимодействия с природой. Учащиеся представляют свои идеи в различной форме: создание презентаций, изготовление плакатов, коллажей, брошюр, написание сочинений. На уроках большое внимание уделяется национально-региональному компоненту. Мы создаем проекты на основе материала нашего села, района, республики, что вызывает большой интерес у детей. Например: «Экологические проблемы моего села», «Родники нашего района», «Моя улица». В 10-11 классах в рамках изучаемого языка идет опережающее изучение некоторых тем, таких как «Клонирование», «Генно-модифицированные продукты», «Нанотехнологии». Именно на уроках английского языка дети впервые встречаются этими научными достижениями. Поэтому мы работаем с дополнительными материалами, полученными из Интернет-ресурсов.
Таким образом, на уроках английского языка учащиеся не только учатся читать, писать, говорить, слушать и петь песни, но и получают экологические знания. Знания, полученные в рамках изучения английского языка должны помочь молодому поколению жить в мире с природой.
Я думаю, что иностранный язык как средство общения обладает большими возможностями. Земля - наш общий дом, и для предотвращения экологической катастрофы необходимо объединение сил всего человечества. Роль школы и английского языка (как отдельного учебного предмета) в решении этой проблемы возрастает. Перед нами, учителями, стоит задача формирования ответственного и грамотного отношения к окружающему миру, задача воспитания поколения, способного защищать и возобновлять природные богатства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)
Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ( ГОВОРЕНИЕ, ЧТЕНИЕ ).
Информационные и коммуникативные технологии на уроках английского языка...
Роль уроков русского языка в формировании нравственности учащихся (из опыта работы)
Влияние уроков русского языка на воспитание нравственного и духовного развития учащихся....
Проект по формированию экологического сознания у учащихся "Мы за чистоту во всем мире!"
Проект по формированию экологического сознания у учащихся "Мы за чистоту во всем мире!" "Я - гражданин России!"...
Универсальные учебные действия (УУД) - формирование и развитие на уроке английского языка. УУД формирование и развитие на уроке английского языка
Данная статья посвящена формированию и развитию УУД на уроках английского языкаУниверсальные учебные действия (УУД) - формирование и развитие на уроке английского языка....
РОЛЬ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье рассматривается аудирование как функциональное умениепри формировании функциональной грамотности обучающихся иподнимается вопрос важности развития данного умения на урокаханглийского языка.Кл...