Программа курса по выбору для 9 класса "Экология человека"
элективный курс по экологии (9 класс) на тему

Зиннатуллина Газиля Миннахметовна

   В настоящее время, очевидно, что  человечество   вступило   в  критический  период  своей  истории – эпоху  экологического  кризиса, характеризующегося  острыми   противоречиями  во  взаимоотношениях  общества  и  природы, возникновением  трудно  разрешимых  глобальных  экологических  проблем.

        В этих  условиях  особого  внимания  заслуживает  проблема  воспитания  экологически  грамотного, высоконравственного и  здорового  поколения, способного  существовать  и  развиваться  в  сложных  условиях  изменяющейся   среды: она  должна  решаться  путем  экологизации  современной науки  и  образования , пересмотра  содержания , форм  и методов  обучения  в  школе .

Экология  человека – комплексная  дисциплина, которая изучает  общие законы взаимоотношения биосферы  и человечества, его групп, влияние  природной  среды  на  человека. При этом  природные, экономические  и социальные  условия  рассматриваются  как  одинаково  важные  составляющие  среды  жизни человека, обеспечивающие  разные  стороны  его потребностей. Экология  человека  имеет  древние корни, но  ее  интенсивное развитие  в  западноевропейских  странах  и в России  приходится  на  70- е годы XX  века. Это связано  прежде  всего  с прогрессирующим  загрязнением  окружающей среды  урбанизированных  территорий.

        В  программе  элективного  курса  «Экология  человека»  отражены  медицинские,  санитарно- гигиенические, психологические    и   педагогические  аспекты  этой проблемы. С позиций  комплексного междисциплинированного   подхода  рассматривает ся  сущность понятия «здоровья», «здоровый  образ  жизни»  путем  формирования правильного  отношения  молодежи  к  своему  здоровью.

  Высокая  активность слушателей  на  занятиях  достигается применением  разнообразных  форм: лекций, семинарских  и  практических занятий, деловых  игр, полевого практикума, комплексных  экскурсий в природу.

     Цель курса:

-создать целостное представление о здоровье человека, о влияющих на него экологических факторах и особенностях их воздействия на человеческий организм, выработать основы системы самосбережения и укрепления здоровья.

-в процессе изучения курса способствовать осознанию учащимися роли человека и своей собственной в сохранении жизни во всем   ее  многообразии   на   планете,   воспитание   ответственности   за состояние окружающей среды, норм экологической этики.

Основные задачи курса:

  -  организация  психолого-педагогической  диагностики и валеологического мониторинга состояния здоровья.

-  обучение  простейшим навыкам защиты  от воздействия различных видов загрязнений окружающей среды.

-  закладка основ системы сохранения и укрепления здоровья.

-  воспитание бережного отношения к природе.

-  гармонизация отношений с окружающим миром.

-  систематизация    и    углубление    ведущих    экологических  понятий;

-  раскрытие    структуры    и    принципов  функционировании экосистем;

- раскрытие принципов рационального природопользования; формирование                                                                                              культуры  и правил поведения в природной и социальной среде;

-  выявление взаимозависимости  между состоянием  окружающей среды и здоровьем человека;

- изучение экологических проблем мирового, российского,  республиканского и  районного уровней;

-знакомство с профессиями экологической направленности в сфере деятельности «человек-природа».

Требования к умениям учащихся, изучившим курс «Экология человека»:

-применять экологические знания для раскрытия сущности и причин возникновения экологических проблем, катастроф;

-прогнозировать функционирование экосистем и биосферы в условиях антропогенных воздействий;

-проводить элементарные экологические учебные исследования: уметь грамотно вести наблюдение, получать, обрабатывать и систематизировать  данные, формулировать выводы.

 

По изучению данного курса применены  различные  формы контроля, что учитывает  дифференцированный  подход к обучению. Учащимся  могут быть предложены  разные по уровню сложности работы для отчетности:

 -рефераты;

-творческие  работы;

-исследовательские работы.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильный выбор - привилегия информированного человека.

Данная статья рекомендуется для прочтения родителям, с целью выявления и предупрежения наркомании у подростков, и борьбы с его погубным влиянием....

Правильный выбор - привилегия информированного человека.

Данная статья рекомендуется для прочтения родителям, с целью выявления и предупрежения наркомании у подростков, и борьбы с его погубным влиянием....

Курс по выбору "Азбука воспитанного человека" по обществознанию для учащихся 9 класса

В современном обществе особо актуальны проблемы нравственного воспитания. От уровня воспитанности человека зависит будущее страны. Современная жизнь, несмотря на деморализацию общества и ...

Курс по выбору "Лес и человек" (География) 9 класс

Актуальность введения курса «Лес и человек» в учебные планы связана с тем, что лес является одним из основных типов растительного покрова Земли, оказывает огромное влияние на окружающую среду, имеет ц...

Характер русского человека и проблема нравственного выбора человека на войне (по повести В.Кондратьева "Сашка")

Конспект урока по современной литературе о Великой Отечественной войне. Как раскрывается характер русского человека на войне......

Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)

Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...

Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)

Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...