Педагогические условия формирования исследовательской культуры учащихся
статья по экологии на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогические условия формирования исследовательской культуры учащихся
Гречухина Н.В.
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.
Совершенствование учебного процесса идет сегодня в направлении увеличения активных методов обучения, обеспечивающих глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающих личное участие каждого обучающегося и его интерес к учению.
Главная цель такого подхода к процессу обучения - развитие интеллектуально-творческих возможностей учащихся и его социализация.
Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний можно рассматривать как стратегическое направление развития образования.
Развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в активной деятельности. Человеческая психика не только проявляется, но и формируется в деятельности, и вне деятельности она развиваться не может. В форме нейтрально пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни гибких умений.
Наш опыт и опыт других учителей показывает, что эффективным средством обучения и развития является организация учебных исследований, цель которых состоит в том, чтобы помочь учащимся самостоятельно открыть новые знания и способы деятельности, углубить и систематизировать изученное. [1]
Сколько удивительного содержится вокруг нас? Мимо скольких интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их? Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий нас мир.
Всем известно, что новые знания можно получить от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причём знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания. Чтобы научиться добывать знания надо овладеть техникой исследовательского поиска.
Предназначение исследовательской деятельности учащихся состоит в том, что, будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития. Психическое же развитие обеспечивает школьнику усвоение теоретических знаний и способствует формированию у него специфических способностей и качеств личности: любознательности, целеустремленности, научной фантазии.
Приобщение обучающихся к исследовательской деятельности можно реализовать через решение специальных исследовательских задач или через дополнительную работу.
Идея включения учащихся в исследовательскую деятельность для наиболее эффективного достижения целей обучения имеет давнюю, почти стодвадцатилетнюю историю, начало которой связано с именами биолога А.Я.Герда, историка М.М.Стасюлевича, химика Р.Э.Армстронга и естествоиспытателя Т.Гексли, сформулировавших общую идею исследовательского метода. С тех пор педагогическая мысль систематически обращается к исследовательской деятельности учащихся, которая при этом рассматривается в качестве перспективного средства развития познавательной мотивации (Б.П.Есипов, М.А.Данилов, М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, Т.И.Шамова, В.И.Андреев, Л.А.Казанцева, А.И.Савенков и др.). [2]
Значимость включения подрастающего поколения в исследовательскую деятельность для достижения "ориентированной на ребенка стратегической цели реформирования образования в России", предполагающей "развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению", признана и на государственном уровне, о чем говорит решение коллегии Минобразования России "О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования" (1996 г.). [2]
Такое стремление к самостоятельному поиску знаний, а также включение в ситуацию выбора профессии в качестве субъектов исследовательской деятельности связано, как отмечает Д.И.Фельдштейн, «с формированием в этот период наиболее сложного, высшего механизма целеполагания, который выражается в некотором "замысле", плане жизни, связанном со способностью осуществлять самопроецирование в будущее не только как постановку конкретных целей, но и как самопроектирование» [2]
Нужно создавать условия, способствующие возникновению у учащихся познавательной потребности в приобретении знаний, в овладении способами их использования и влияющие на формирование умений и навыков творческой деятельности.
К чертам творческой деятельности личности можно отнести: логическое мышление, чувство новизны, целенаправленность действий, лаконизм, способность рассматривать явления и процессы с новых точек зрения и сближать отдельные области знаний, полноценность аргументации, способность чувствовать нечеткость рассуждений и т.д.
Развитие мышления учащихся может идти не только путем овладения специальными знаниями различных предметов, но и путем развития способностей к самостоятельной мыслительной деятельности.
Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть, затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. В этом проявляется выполнение обучающей задачи.
Так же в настоящее время учебные исследования преимущественно используются для достижения развивающих целей обучения, поскольку они являются мощным инструментом формирования мышления,
Кроме того, учебные исследования помогают достижению познавательного отношения к действительности, в силу того, что они формируют широту кругозора и являются стимулом познавательного интереса, способствуют воспитанию научного мировоззрения, выполняя, таким образом, воспитывающую функцию.
Для создания педагогических условий организации исследовательской деятельности учитель должен выполнять следующие задачи:
1) выбрать нужный уровень проведения учебного исследования в зависимости от уровня развития мышления учащегося;
2) сочетать индивидуальные и коллективные формы проведения исследований на уроке;
3) формировать проблемные ситуации в зависимости от уровня учебного исследования, его места в структуре урока и от цели урока.
Под учебно-исследовательской деятельностью учащихся понимается учебная деятельность по приобретению практических и теоретических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, что является условием и средством развития у обучающихся творческих исследовательских умений.
Учебно-исследовательская деятельность требует определенной подготовки, как учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников. Совершенно естественно, что основная доля ответственности ложится на руководителя работы, исполняющего в данном случае роль ведущего, более опытного участника. Предлагаемые рекомендации не претендуют на все охватывающее решение названных проблем, но, как представляется, затрагивают ключевые моменты подготовки и проведения учебно-исследовательской работы в школе и могут служить ориентиром в названной деятельности учащихся и учителей.
Структуру учебно-исследовательской деятельности определяют следующие компоненты: учебно-исследовательская задача, учебно-исследовательские действия и операции, действия контроля и оценки.
Содержанием учебно-исследовательской деятельности являются общие способы учебных и исследовательских действий, направленные на решение конкретно практических и теоретических задач.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают некоторыми навыками наблюдения, экспериментирования, сопоставления и обобщения фактов, делают определенные выводы. Необходимо создавать условия, способствующие возникновению у учащихся познавательной потребности в приобретении знаний, в овладении способами их использования и влияющие на формирование умений и навыков творческой деятельности.
Мотивом учебного исследования может служить интерес, внутреннее противоречие, вызывающее потребность, стремление школьника к исследованию неопределенности, содержащей знания, неизвестные учащемуся. При этом проблемная ситуация является условием возникновения у субъекта деятельности внутреннего противоречия. Фиксация проблемной ситуации (вычленение основного противоречия) заканчивается формулированием проблемы – цели исследования.
Для раскрытия сущности понятия учебного исследования можно выделить его характерные признаки:
1) учебное исследование – это процесс поисковой познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо и т.д.);
2) учебное исследование всегда направлено на получение новых знаний, то есть исследование всегда начинается с потребности узнать что-либо новое;
3) учебное исследование предполагает самостоятельность учащихся при выполнении задания;
4) учебное исследование должно быть направлено на реализацию дидактических целей обучения.
Привлечение школьников к учебным исследованиям должно идти в двух направлениях – содержательном и организационном. Содержательная самостоятельность проявляется в том, чтобы ученик мог без помощи со стороны поставить перед собой учебную задачу и представить ход ее решения. Организационная самостоятельность выражается в умении ученика организовать свою работу по решению постановленной задачи. [1]
Таким образом, перед учителем встает проблема поиска эффективных форм и способов учебной деятельности учащихся, которые бы не просто вовлекали бы их в исследовательскую работу, но и способствовали обучению самой этой деятельности. В конечном счете, необходимо так организовать познавательную деятельность школьников, чтобы процедура учебного исследования усваивалась ими вместе с тем содержанием, на котором оно осуществляется.
К общим принципам организации учебного процесса, обеспечивающим развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся, можно отнести:
-педагогическое руководство в создании мотивов и стимулов к учению;
-привитие интереса к изучаемому объекту;
-вооружение учащихся необходимыми приемами познавательно-поисковой деятельности;
-систематическое осуществление принципа индивидуализации в обучении;
-широкое использование технических и наглядных средств обучения;
-внедрение в практику работы и систематическое использование компьютерных технологий;
-разработка творческих заданий, требующих нестандартных решений и самостоятельного поиска источников информации;
При правильной организации исследовательской деятельности у учащихся формируются следующие умения:
-добывать новые предметные знания, приемы и способы действий;
-самостоятельно организовывать поиск;
-достигать поставленных целей обучения;
-формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация, обобщение и т.п.
Педагогическая деятельность учителя должна строиться на основе принципов индивидуализации и проблемности.
Принцип индивидуализации означает всемерный учет выявленных педагогом индивидуальных особенностей учащихся, который обеспечивает проявление, осознание и выражение учащимися собственной индивидуальности, наиболее отчетливо проявляющейся в деятельности творческого типа.
Принцип проблемности предполагает максимальное использование методов обучения, предполагающих включение учащихся в проблемные ситуации, а через них – в исследовательскую деятельность. С этой точки зрения наиболее действенными следует считать методы, представленные в типологии И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина: проблемное изложение, эвристический (частично-поисковый) и исследовательский. При выборе метода педагог обязательно учитывает уровень познавательной самостоятельности учащихся, возможность самостоятельного и полноценного прохождения ими всех этапов исследовательского поиска. Реализация принципа проблемности направлена на усиление роли учащихся в педагогическом процессе, на активизацию их познавательной деятельности на всех этапах обучения, начиная с постановки учебных целей и заканчивая оценкой результатов. [2]
Учебная дисциплина должна рассматриваться не как предмет с набором готовых знаний, а как специфическая интеллектуальная деятельность человека. Обучение же должно в разумной мере проходить в форме повторного открытия, а не простой передачи суммы знаний. Учебную дисциплину надо изучать не столько ради лишних фактов, сколько ради процесса их получения, и тогда, по словам Б. Рассела, предмет предстанет как могучее орудие познания и преобразования природы, а не как формальная схема, в которой «неизвестно, о чем говорится».
Сейчас в школе обучение в значительной степени строится по формуле: «Усвоение = Понимание + Запоминание».
Но если мы хотим действительно еще и развивать молодежь, то должны руководствоваться следующей формулой: «Овладение = Усвоение + Применение знаний на практике». [3]
Познавательные процессы эффективно развиваются лишь при такой организации обучения, при которой школьники включаются в активную поисковую деятельность. Поиск нового составляет основу для развития воли, внимания, памяти, воображения и мышления.
Современный молодой человек, стремящийся к успеху в профессиональной и личной жизни, должен уметь эффективно и целесообразно действовать в проблемных ситуациях, возникающих в различных сферах деятельности, и находить правильные решения. Следовательно, формирование такого качества личности, как готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемных ситуаций, можно считать одной из актуальнейших задач современного образования.
Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся не только расширяют свой кругозор, получают научные знания, Но и приобщаются к культуре, тем самым, постигая истинные ценности жизни и формируя личное мировоззрение. Вот почему так важно правильно организовать любую деятельность ребят, делать её полезной для общества. Если ребёнку удалось достигнуть успеха в школе, то у него есть шанс и на успех в жизни.
Библиографический список.
1. Далингер В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся
в процессе изучения математики. Электронный научный журнал «Вестник
Омского государственного педагогического университета» 2007 .
2. Титов Е.В. Формирование готовности старшеклассников к
исследовательской деятельности в сфере экологии // Педагогика. 2003. №9.
с. 39-45.
3. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформлении
ее результатов. – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Организация учебных исследований - необходимое условие формирования экологической культуры учащихся».
Цель мастер-класса: оказание методической помощи педагогам участникам семинара в проведении занятий, способствующих повышению мотивации обучающихся, направленной на приобщение их к исследователь...
"Исследовательская и общественно-полезная деятельность по охране природы, как условие формирования экологической культуры школьника во внеурочное время"
Обобщение педагогического опыта учителя географии и руководителя школьного лесничества "СОКОЛ"...
Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов
Работа над научным исследованием формирует у учащихся новые качества – широту кругозора, видение проблем и определенную системность, логичность мышления, что пригодится им не только в дальнейшей научн...
Презентация "Педагогические условия формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка"
В презентации рассматриваются вопросы формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка...
Исследовательская работа на тему:«Организационно-педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у школьников младшего возраста»
Здоровый образ жизни - объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельно...
Формирование исследовательской культуры учащихся
На современном этапе развития школьного образования научно-исследовательская работа учащихся приобретает все большее значение. Сегодня задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы, на ряду с ...
Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов
Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов...