Формирование исследовательской культуры учащихся
статья по истории
На современном этапе развития школьного образования научно-исследовательская работа учащихся приобретает все большее значение. Сегодня задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы, на ряду с усвоением необходимых знаний, обеспечить высокое умственное развитие учащихся, вооружит их умением самостоятельно добывать знания. Школа не решит своей задачи, если мы не сформируем умение самостоятельно работать, думать, исследовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 29.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование исследовательской культуры учащихся.
Исследовательский метод обучения - организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами науч. познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. (Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993). Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. Он известен с глубокой древности, с тех пор, как появилась потребность в обучении. Одним из первых ученых, внедрявших в практику обучения исследовательские методы, был Сократ. Идеи исследовательского обучения находили своих сторонников в среде ярких представителей просветительской педагогики России 18 века. Среди них были Феофан Прокопович, Василий Никитич Татищев, Иван Тихонович Посошков. В конце 19 века теория и методика исследовательского обучения начинает особенно активно разрабатываться в трудах Константина Дмитриевича Ушинского, Льва Николаевича Толстого. Исследовательские методы обучения применялись Л.С.Выготским и С.Т. Шацким в советской школе в 20-е годы ХХ века. В 30-е годы этот метод был забыт и вернулись к нему только в 90-е годы XX века. Образовательные системы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, Л.В. Занкова стали очень востребованы российской школой в это время.
На современном этапе развития школьного образования научно-исследовательская работа учащихся приобретает все большее значение. Сегодня задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы, наряду с усвоением необходимых знаний, обеспечить высокое умственное развитие учащихся, вооружить их умением самостоятельно добывать знания. Школа не решит своей задачи, если мы не сформируем умения самостоятельно работать, самостоятельно думать, самостоятельно исследовать. Формирование исследовательской культуры учащихся способствует развитию индивидуальности, творческих способностей личности в процессе овладения учебными технологиями. Ученик, у которого будут сформированы черты исследовательской культуры будет более успешен, более компетентен, имея общие представления о постановке и методах решения проблем, Поэтому важно формировать ключевые компетенции учащихся, и формировать их, опираясь на технологию исследовательской деятельности. В основу содержания научно-исследовательской работы учащихся положена подготовка к поиску, постановке проблемы и её решение теоретическими и эмпирическими методами научного познания.
Формирование исследовательской культуры учащихся: цели и задачи.
Ценность научно-исследовательской работы заключается в том, что, с одной стороны, она формирует у учащихся способность интегрировать все имеющиеся знания, видеть проблему, анализировать её с позиций, аргументировать процесс её решения. С другой стороны, научно-исследовательская деятельность воспитывает самостоятельность, независимость, ответственность за свою позицию. Научно-исследовательская работа учащихся это составная часть целостного воспитательно-образовательного процесса. Она обеспечивает качество усвоения учебного материала, развитие творчества и индивидуальных способностей, повышает интерес к предмету.
Исследовательский подход способствует созданию положительной мотивации учения и образования, формированию глубоких и прочных знаний, интеллектуальному развитию личности, формированию умений и навыков самообразования. Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение; выдвижение гипотез; поиск варианта решения проблемы; доказательства или опровержения гипотезы; оформление результатов проведённого исследования.
Главными целями научно-исследовательской работы являются:
- Формирование навыков постановки и проведения самостоятельных научных исследований, определение решения стоящих перед ними проблем, освоение методов самостоятельной работы с научной литературой, углубление и развитие исследовательских знаний, их практическое применение.
- Воспитание учащегося-исследователя, формирование потенциального будущего исторической науки.
Основными задачами научно-исследовательской деятельности являются:
- Обучение технологии научного исследования, методике теоретического и практического исследования;
- Формирование творческого проблемно-исследовательского подхода к усвоению предметов учебной программы;
- Развитие мотивации к исследовательской деятельности, к постоянному самообразованию.
Задача современной школы состоит в необходимости создания условий для наблюдений и исследований. Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Этот метод обучения начнёт работать тогда, когда умственное развитие учащихся достигнет такого уровня, что они в состоянии осуществить самостоятельно все этапы поисковой деятельности.
Уровень доступности этой работы для учащихся должен быть максимальным, то есть задачи не должны быть лёгкими, но принципиально доступными каждому. В связи с этим учителю надо дифференцировать задачи. В ходе обучения учитель определяет индивидуальные способности каждого ученика. Он находит, на что надо обратить внимание при обучении. Хорошо подготовленные учащиеся способны осуществлять творческо-поисковую, исследовательскую деятельность.
К числу сильных, хорошо подготовленных, относятся учащиеся, которые интересуются историей, имеют склонность к её обучению, хорошо знают теоретическое содержание уже изученного материала, читают дополнительную литературу, имеют развитое историческое мышление, воображение, память и речь, могут творчески применять ранее приобретённые знания для исследовательской деятельности. Для исследовательского метода характерны атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия и творческой мысли. Обдумав поставленную проблему ученики сами намечают план поиска, фиксируют и сравнивают факты, классифицируют, обобщают, доказывают, делают выводы, пишут рефераты. Здесь достигается наибольшая самостоятельность мысли учащихся. Применяя исследовательский метод, учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Пусть они не сделают новых научных открытий, но они повторяют путь, пройденный учёными и наукой. Естественно, нельзя отождествлять исследовательскую работу учёных и учащихся. В школе всё подчинено учебным целям. В научном исследовании центром внимания становится объект изучения. В ученических исследованиях различаются два вида открытий: субъективный – открытие истины известной обществу, но неизвестной самому ученику; объективной – открытие, имеющее научно-практическое значение.
Исследовательская работа выводит учащихся за рамки урока, расширяет их кругозор, область интересов. В школе в учебных целях важнее не научные результаты исследования, а образовательно-воспитательное значение исследовательского метода. Задача учителя – всячески поощрять и расширять влечение учащихся к науке, ознакомить ребят с некоторыми методами научного мышления, помочь им выбрать формы и методы исследовательской работы.
Можно предложить учащимся выполнить следующие исследования:
- Изучение событий по литературным источникам, газетным и журнальным материалам.
- Изучение фактов или событий по документам архивов, экспонатам музеев, первоисточникам.
- Поиск непосредственных участников или свидетелей различных исторических событий с целью сбора интересующих данных.
- Встречи с участниками исторических событий, их родственниками, записи рассказов, фотографирование.
- Организация и проведение туристических походов по местам исторических событий.
- Обработка писем, воспоминаний, документов, фотографий, мемуаров, домашних архивов.
В зависимости от возраста учащихся и по мере их интеллектуального роста, исследовательская работа усложняется по количеству и сложности источников, разнообразию приёмов работы, степени самостоятельности исследований.
В зависимости от темы исследования учитель знакомит учащихся с методами исследования, присущими исторической науке: теоретическим исследованием, анкетным опросом, интервьюированием местного населения. Проводятся специальные практикумы в музеях, библиотеках, архивах и т.д.
Цель библиотечного практикума: привить умения и навыки в работе с каталогами, со справочной литературой и периодической печатью; познакомить с литературой по истории, культуре и т.д. ученики должны научиться находить нужную литературу, уметь делать выписки, ссылки, писать тезисы, составлять конспект и т.д.
Цель архивного практикума: научить ребят работать с документальными материалами. Учащиеся должны уметь самостоятельно анализировать документы, черпать из них доказательства для своих выводов.
Цель музейного практикума: научить обрабатывать, паспортизировать, описывать, оформлять и экспонировать исторические памятники, научиться вести их учёт и хранение.
Направления научно-исследовательской работы школьников.
В зависимости от подготовки и интересов учащихся, можно выделить несколько направлений научно-исследовательской работы школьников. Одной из наиболее важных – это исследование письменных источников, так как именно они дают большую часть наших знаний о прошлом, позволяют проследить события политической истории, содержат сведения по экономике и культурному развитию. Ни учебник, ни рассказ учителя не может заменить самостоятельной работы учащихся над первоисточником.
Очень интересной бывает работа старшеклассников в архивах под руководством учителя. Архивные исследования – сложный, требующий большой подготовительной работы, но зато творческий, захватывающий школьников вид деятельности. Работа с архивными документами вырабатывает навыки и умения исследовательской деятельности, воспитывает у учащихся уважение к историческому факту, любовь к истории.
Особое значение имеют фотоматериалы. Фотографии – прекрасный документальный материал. Распространение любительской фотографии привело к созданию целых семейных фотоархивов. Многие из них сохранились и ждут своего исследования.
Благодаря работе в Осинниковском городском архиве был написан реферат на тему «Социально-экономическое развитие города Осинники в годы индустриализации». Эта работа получила первое место на городской научно-практической конференции, первое место на научно-практической конференции в городе Новокузнецке и Диплом I степени на второй региональной открытой научно-практической конференции школьников, проводимой Новокузнецким филиалом-институтом Кемеровского государственного университета.
Исследуя семейный архив и фотографии, учащиеся написали и защитили рефераты на научно-практических конференциях в городе Новокузнецке на темы «История моей семьи в истории моего города» и «История моей семьи в истории моей Родины». Эти работы получили Диплом на региональной научно-практической конференции, проводившейся Кем ГУ в номинации «История моей семьи в истории моей Родины».
Язык – древнейшая форма общения людей, великий двигатель прогресса. Возникнув на много тысячелетий раньше письменности, язык хранит в себе богатейшие запасы сведений о жизни людей не только в недавнем прошлом, но и в древнейшие эпохи. Из целого ряда наук, изучающих те или иные аспекты языка, большой интерес для школьников представляет ономастика (наука о собственных именах) и её разделы топонимика и антропонимика.
Для топонимики «от греческого «топос» - место и «онима» - имя» характерны свои специфические методы исследования, а также используются методы, присущие исторической науке – работа с архивными материалами, анализ письменных источников и т.д. Здесь важно, чтобы учитель мог не только ответить на вопрос: «Почему это так называется?», но и направить зародившийся интерес в русло самостоятельного поиска ответа, активизировать исследовательскую деятельность учеников.
Большой интерес у ребят могут вызывать антропонимические исследования. Изучая собственные имена и фамилии, ученики могут найти интересный общеисторический материал. С этой целью уже учащимся 5 класса можно давать задания по изучению истории своих имен и фамилий, а в 6 классе – историю названия географических названий (своего города, поселков, рек и т. д.).
Своеобразным направлением исследовательской работы учащихся являются памятники архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно – прикладного искусства и т. д. Поэтому целесообразно организовывать исследовательскую работу учащихся и направить её на изучение исторического памятника, архитектурного стиля, живописных произведений и их авторов.
Благодатный материал для учащихся могут дать этнографические исследования. В данном случае предметом исследования могут быть предметы быта, национальный костюм, оружие, традиции и обряды.
Важным направлением научно-исследовательской работы школьников может стать собирание и изучение памятников народного творчества: сказок, былин, преданий, песен, пословиц. Работа с памятниками фольклора имеет не только учебное, но и нравственно – воспитательное значение.
В научно – исследовательской деятельности учащихся особое место занимает школьное краеведение. Оно предполагает непосредственное участие в поисково-исследовательской деятельности как ученика, так и учителя.
Историческое краеведение позволяет учащимся расширить свои знания по истории края, воспитывает любовь к нему и формирует гражданские позиции. Оно позволяет уяснить неразрывную связь, единство истории родного края, города, села с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи.
Краеведческая проблематика ученических исследований имеет свою специфику. Краеведческие объекты мало изучены, что даёт большие возможности для успешной поисково- исследовательской работы. В результате такого исследования может быть написана письменная работа на краеведческие темы, летопись краеведческого объекта, написание биографии войны и труда, литературная обработка воспоминаний участников различных исторических событий, описание археологических исследований края.
После участия в археологической экспедиции учениками 10 класса был написан исследовательский проект «Археологические исследования юга Сибири в эпоху бронзы». Данная работа получила первое место на V научно-практической конференции в городе Новокузнецке и Диплом Всероссийского открытого конкурса исследовательских работ в городе Москве.
Реализация исследовательского подхода в обучении.
При реализации исследовательского подхода в обучении необходимо исследовать различные организационные формы обучения. При организации обучения с применением исследовательского метода рекомендуется начать изучение материала крупным блоком. Это даёт возможность учащимся целостно воспринимать тему, а не по отдельным параграфам. При таком подходе к обучению учитель широко применяет урок-лекцию, где акцентирует внимание на основных моментах темы. Весьма продуктивным в дальнейшем обучении является семинарская форма занятий. На этих занятиях конкретизируются и углубляются основные положения темы. Там, где есть возможность обсудить проблему, где предполагается открытый обмен мнениями всех учеников, целостно провести урок-диспут. Такие уроки требуют очень тщательной подготовки и являются достаточно целесообразными. Они способствуют формированию у ученика умений определять главное; учат определять положения для доказательства своей точки зрения, что позволяет подготовить аргументированное выступление; дают возможность научиться сравнивать различные точки зрения и делать выводы.
Учителю необходимо вводить в обучение и такую форму урока, как урок-консультация. Задача таких уроков – оказание помощи каждому ученику при выполнении опережающих домашних заданий и учебно-исследовательских проектов.
При реализации исследовательского подхода в обучении есть смысл проводить уроки-собеседования. Они дают возможность осуществлять различные формы контроля знаний, умений и навыков учащихся. Эти уроки способствуют развитию межличностных контактов учителя и ученика, учащихся друг с другом, дают возможность найти и ликвидировать слабые места в умениях, навыках и способностях познавательной деятельности.
При практической реализации исследовательского подхода необходимо применять разнообразные формы учебной работы: индивидуальной, групповой, коллективной, фронтальной.
Индивидуальная работа даёт возможность каждому ученику выполнить задание самостоятельно, в соответствии со своими индивидуальными способностями, без взаимодействия с другими учениками, развивает самостоятельность, формирует деловитость, воспитывает ответственность. Итогом такой работы может быть написание реферата, доклада или научной статьи.
Групповая учебная работа предполагает деление класса на несколько групп в соответствии с уровнем знания учащихся, их индивидуально-психологических особенностей. Такие группы могут оформить альбом, выпустить газету, создать проект и т.д.
Коллективная работа предполагает коллективную познавательную деятельность учащихся, организованную учителем и способствует укреплению взаимоотношений между учащимися. Её итогом может быть организация музейных выставок.
Фронтальная работа предполагает выполнение общих заданий всеми учащимися класса. Она может быть устной или письменной, а также иметь различия по характеру познавательной деятельности учащихся. При этом подходе постоянно сочетаются воспроизведение и творчество учащихся. Результатом такой работы могут стать сочинения-рассуждения. Например, при изучении темы «Народническое движения» предлагается учащимся написать сочинение-рассуждение и ответить на вопрос «Бесы» или народные заступники?», или рассуждения на тему «Когда человеку (хотящему говорить) зажимают рот, то тем самым развязывают руки» (А.Д. Михайлов). Обучающиеся пишут сочинение-рассуждение о деятельности Петра I, на основании приведённых высказываний историков о Петре I и его времени. Работу по написанию сочинений нужно практиковать уже с 5 класса. Этот вид деятельности способствует организации мыслительного процесса, творческой активности. Ребята с удовольствием пишут рассказы на тему «Путешествие по Нилу» или «День, проведённый мною в Афинах». Уже в ходе написания сочинений-рассуждений учитель внедряет элементы исследовательского метода. Так, например, при написании сочинения на тему «Из «варяг» в «греки» или «По дорогам Великого шелкового пути» ученикам приходится исследовать карту, обращаться к документам и дополнительной литературе. Сегодня вызывают интерес задания, которые создают яркие эмоциональные переживания, ситуации познавательного спора, парадоксальности, к вопросам типа «узнай», «воспроизведи картину», «выскажи своё мнение», «оцени поведение», «поразмышляйте». Итогом могут быть как письменные, так и устные ответы. Подобные задания можно использовать при обучении учащихся даже 5 и 6 классов. На наш взгляд, это даёт возможность приобщить учащихся среднего звена к исследовательскому методу обучения. Ученики имеют возможность рассуждать, обмениваться мнениями, спорить, доказывать, настаивать на своих выводах. Подобные задания дают учителю возможность разработать многоуровневую систему вопросов и заданий, доступную для учащихся с разными способностями к обучению. Считаем, что образные задания обучают видеть, адекватно усваивать и воспроизводить в обратной форме внешние признаки исторических событий и их детали. Опыт работы доказал, что ученики с удовольствием выполняют задания типа «Напиши письмо». Чтобы выполнить это задание ученики мобилизуют все свои умения – прибегают к исследовательской работе.
В старших классах все свои умения и навыки ученики показывают в написании проектных работ, рефератов, научных статей и эссе, что позволяет школьникам моделировать альтернативные варианты развития исторических событий, создаёт условия для исследовательского подхода и творческого самовыражения. В 10 – 11 классах учащимся можно предложить эссе на тему «Можно ли было избежать 1812 год», «Уместно ли сравнивать русско-японскую войну 1904-1905 гг. с Крымской войной 1853-1856 гг.?», «Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера?», «Советская система: тормоз или залог успеха в войне?» и т.д.
Формирование исследовательской культуры учащихся невозможно без формирования навыков и умений учеников, что достигается ежедневной работой детей на уроках. И здесь, без условно, на первое место ставится работа с источником. Учащиеся должны уметь проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, высказывать суждения о назначении, ценности источника, характеризировать позиции, взгляды автора источника, сравнивать данные разных источников, выявляя их сходство и различия. Весьма плодотворным является организация лабораторных занятий по первоисточнику. Самостоятельная работа с первоисточником вносит свой вклад в развитие интереса школьников к исследовательской деятельности. Здесь используется и дедуктивный путь анализа первоисточника (от заранее сформированных выводов к конкретным примерам) и индуктивный путь анализа первоисточника. Фрагменты документов служат источниками новых знаний, знакомят с малоизвестными фактами. Документальные источники сопровождаются вопросами двух уровней:
- репродуктивные – ответ лежит на поверхности содержания документа (для учеников 5-7 классов);
- творческие – когда ученик должен извлечь из текста скрытые факты, датировать документы, определить его автора, сделать собственный вывод, дать оценку, предложить гипотезу, решение проблемы.
Такие вопросы нацеливают на исчерпывающий и всесторонний анализ информации, её критический разбор и собственное осмысление. Хорошими бывают уроки, организованные с использованием таких документов, как «Повесть временных лет», «Русская Правда» и др. в качестве источника знаний используется и материал параграфа. При организации учебной деятельности по изучению источника можно дать индивидуальные задания, организовать работу в статических парах или группах, разделив класс, например, на политиков, экономистов и социологов (изучая, политические, социально-экономические темы), или дипломатов, военных деятелей и корреспондентов (при изучении военных тем).
Особое место в формировании исследовательской культуры учащихся, на наш взгляд, занимают познавательные задания. Их цель заключается в том, чтобы пробудить в учениках интерес, желание приобщиться к труду исследователя. Для того чтобы предать работе учащихся проблемный, творческий, исследовательский характер, необходимо учащимся предлагать не только документы и вопросы к ним, но и задания по составлению таблиц, графиков, логических схем, задания, сопровождающиеся необходимостью нарисовать рисунок, написать листовку и т.д. такие задания формируют хронологические и картографические знания и умения. На своих уроках предлагаю учащимся такие задания, при выполнении которых ученики учатся определять хронологические рамки событий, составлять хронологические и синхронные таблицы, чертить графики, использовать данные исторической карты. Кроме того, подобные задания способствуют развитию навыков учащихся самостоятельно добывать знания, делать вывод. Систематическая работа с картой способствует эффективному формированию у учащихся необходимых познавательных и исследовательских умений. Поэтому работе с контурными картами, атласом по истории на уроках следует уделять много внимания. Для «юного историка» исследователя наиболее интересными будут задания: «Покажите на карте путь Магеллана. Через какие моря и океаны он проходил? Какие там климатические условия? С какими народами члены экспедиции встречались? Какие трудности встречались на их пути?» Для учащихся постарше можно дать задания более сложные. Например: «Сравните политическую карту мира в XIII и в XV вв.» или «охарактеризуйте геополитическое положение России в конце XIX в.»
Чтобы сформировать у учащихся исследовательскую культуру, необходимо их научить анализировать и объяснять исторические факты и явления. С этой целью надо на уроках использовать задания, при выполнении которых ученики должны соотносить единичные исторические факты и общие явления. Например: «Соотнесите Октябрьские события 1917 года в России с событиями 1918 года в Германии. Что в этих событиях общего и чем они отличаются?» Учащиеся должны показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений, понятий. Поэтому на уроках целесообразно включать задания типа «восстанови последовательность событий», «определи значение …», «объясни следующие исторические термины» и т.д. ученик, не владеющий историческое терминологией, не сможет овладеть исследовательским методом. Важно также научить учеников определять и прослеживать причинно-следственные связи исторических событий, объяснять мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории. Наконец, учитель должен научить своего ученика давать оценку событиям и личностям, приводимым в учебной литературе, объяснять своё отношение к ним, сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки.
Учащиеся должны научиться использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога. Только в процессе постоянной, целенаправленной работы ученика и учителя, в процессе приобретения умений решения проблемных задач, ученики овладевают опытом творческой и исследовательской деятельности, приобретают навыки исследовательской культуры.
Литература.
- Запрудский Н. И. Современные школьные технологии : пособие для учителей. ― Минск, 2003. – 288 с..
- Савенков, А.И., Методика исследовательского обучения младших школьников: Учебная литература, 2007.
- Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / М.: «Сентябрь», 2003.
- Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? Исследовательская работа школьников. 2003. №4.
- Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт – М.:Просвещение, 2000.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся // Метод. сб. ― М.: Нар. образование, 2001. ― 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия формирования исследовательской культуры учащихся
В материале раскрываются основные условия организации исследовательской деятельности учащихся как один из факторов совершенствования учебного процесса и развития интеллектуально-творческих возможносте...
Технология использования сети Интернет в формировании учебно-исследовательской культуры учащихся на уроках математики и физики
Доклад к семинару учителей математики и физики...
Методические рекомендаций по формированию исследовательских навыков учащихся при проведении практико-ориентированных исследовательских работ на местности
Данная методическая разработка помогает организовывать внеурочную работу по географии с учащимися 6-8 класса, в ходе которой у них вырабатываются разнообразные навыки практико-ориентированной исследов...
Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов
Работа над научным исследованием формирует у учащихся новые качества – широту кругозора, видение проблем и определенную системность, логичность мышления, что пригодится им не только в дальнейшей научн...
Управление процессом формирования исследовательских компетенций учащихся: от учебного проекта к исследовательской деятельности
В основе данной статьи материалы последних исследований и личный опыт руководства научной работой учащихся...
Формирование экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики.
Физика - эта наука о природе, поэтому c развитием технологий, несущих экологическую катастрофу, необходимо рассматривать проблему охраны окружающей среды на уроках этого предмета....
Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов
Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов...