Сотрудничество учителя и родителей в экологическом воспитании
статья по экологии по теме

Статья о результатах опытно-экспериментальной работы по теме "Взаимодействие семьи и школы в экологическом воспитании учащихся", проводимой лабораторией воспитания экологической культуры ИСВ РАО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сотрудничество  учителя и родителей  в экологическом воспитании.

Всем известно, что экологическая культура в современных условиях является стержнем личности. Именно она определяет здоровье человека, его устойчивое развитие, качество взаимоотношений с окружающим миром и  с самим собой.

В конце XX и в начале XXI века экологическое воспитание  провозглашено одним из приоритетных направлений работы школы. Была разработана стратегия непрерывного экологического образования, выпущены новые учебники, введен предмет «экология», но качественных изменений данная стратегия не принесла. По последним данным исследований Института семьи и воспитания РАО экологическим воспитанием охвачено всего 3% школьников – как результат профилизации школы. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2010 года  Д.А. Медведев, говорит, что экологическое мышление у нас не приживается, потому что общество к этому не готово. В  данном документе Президент подчеркнул чрезвычайную  важную  роль экологического образования. Как же готовить общество? Какова роль школы в экологическом обучении и воспитании на современном этапе?

Задача общеобразовательной школы  - формирование экологической культуры  школьников. В настоящее время в экологическом обучении и воспитании используются традиционные и инновационные технологии: теоретические занятия,  экологическая практика,  проектно-исследовательские,  ИКТ-технологии, игровые, экспедиционные, арт-технологии, и др., но все  они базируются  на взаимодействии учителя и учащихся. Наша школа имеет опыт экологического воспитания школьников. Учителями разработаны и проводятся элективные курсы: «За здоровый образ жизни», «Экологические системы России», «Экология человека» (10 – 11 кл.), работают кружки : «Экология города Королёва»(5 – 8 кл.), « Комнатные растения в интерьере школы» (6  - 7 кл). Экологические проблемы рассматриваются в разделах образовательной области «Технология» («Производство и окружающая среда» 11 кл.). В рамках программы «Здоровый ребёнок» проводятся занятия оздоровительной дыхательной гимнастикой с применением метода биологической обратной связи (БОС, дыхание по Сметанкину)*.  В школе создан питьевой режим, организовано горячее питание, проводятся «Дни здоровья». Ребята активно участвуют в школьных экологических акциях. Акции проводятся по календарю всемирных экологических акций. Школьная команда ежегодно принимает участие в игре-соревновании  «Экологическая тропа», который проводится на базе экоцентра «Лосиный остров».  Ребята активно принимают участие в рейдах по уборке территории «Лосиного острова», развешивают кормушки для птиц в зимнее время. В школе ведётся проектная работа. Старшеклассники выступают с проектами экологической направленности на городской научной экологической конференции, которая проводится ежегодно. В прошлом году ребята с 1-го по 11-й классы приняли активное участие в озеленении пришкольной территории. Были высажены древесные лиственные и хвойные деревья.

Безусловно,  надо начинать с раннего детства, но многое  определяется семьей, уровнем экологической культуры родителей. Согласно новым требованиям времени,  современные родители – полноправные участники учебно-воспитательного процесса.

Согласно Статьи  63 Семейного Кодекса и Статьи 52 Закона об Образовании  ответственность и преимущественное право имеют родители.  Даже в благополучных семьях, где родители хотят и заинтересованы в воспитании детей, они сталкиваются с  массой трудностей:  многие из них не знают,  как это делать или у них низкий уровень собственной культуры. Научить их могут экологически грамотные педагоги, владеющие технологиями экологического воспитания. Должно иметь место постоянное взаимодействие родителей, учителей и детей – равноправных участников образовательного процесса. Ридигер Ольга Николаевна, учитель биологии и экологии ГОУ СОШ № 1161, г. Москва, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Института Семьи и Воспитания РАО  предлагает новый методологический подход:   обучение  всей семьи и формирование экологической культуры родителей через детей -  Технология  школьно-семейного экотьюторства. Основа технологии – метод рефлексивного обсуждения индивидуальных проблем и поиск путей их решения. Работа школьно-семейного экотьютора  основана на бережном, чутком  отношении к семье: ребенку и его родителям. Если у ребенка есть проблема, мы совместно начинаем ее решать, наставник дает советы и  обсуждает результаты.

Два социальных института семья и школа находятся во взаимодействии друг с другом и выступают в качестве партнеров  как  в учебно-воспитательной деятельности вообще, так и в экологическом воспитании в частности.

Целью взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании на современном этапе  является интеграция родителей в учебно-воспитательный процесс учреждения путем создания социально-психологических и педагогических условий для привлечения духовно-экологического  потенциала семьи к сопровождению ребенка в образовательно-воспитательном процессе, для формирования и развития экологической культуры личности ребенка.

Именно семья является основным носителем экологической культуры школьника. Первые  навыки и азы экологического воспитания  ребенок получает в своей семье. Его экологическая воспитанность и уровень экологической культуры школьников зависит от экологической культуры родителей.   Институтом Семьи и  Воспитания РАО    было проведено  обследование группы детей и их родителей,  цель которого – разработка и внедрение инновационных технологий экологического воспитания в учебно-воспитательный процесс, во взаимоотношения школы и семьи. Для этого выявлялся уровень экологической культуры школьников, учителей и родителей, их отношения к проблемам лесной рекреации, анализ изменений в упомянутых вопросах.

Базами исследований являлись общеобразовательные школы ГОУСОШ № 1161 (г. Москва) и МОУСОШ № 1 (г. Королев, Московская область).

В данной работе принимали участие 332 респондента, из них 203 ученика, 41 учитель и 88 родителей.

Методом анкетирования  и опроса учащихся   была выявлена  прямая зависимость  уровня культуры  школьников разных возрастных групп  от уровня экологической культуры родителей  в среднем на 70 % . Поэтому, приступая к социально-педагогическому партнерству, учителю необходимо наладить доброжелательные доверительные отношения  в первую очередь с родителями.

Исследование проводилось при содействии лаборатории воспитания экологической культуры института семьи и воспитания (ИСВ) РАО с использованием диагностических методик и результатов деятельности данной лаборатории.

Данные анкетирования и соцопроса показали высокий уровень ценностно-смыслового отношения к природе, при непосредственном контакте с ее объектами. Особенно высоко школьники оценили нахождение в лесу: 99,5% учащихся любят бывать в лесу, совершая прогулки по лесу (82%) и фотографируя его (81%).

Таблица1. Деятельностное отношение к природе.

п/ п

Вид деятельности

Число учащихся

% от числа респондентов

1.

Прогулочная рекреация

167

82%

2.

Наблюдение

160

79%

3.

Фотографирование

120

59%

4.

Проектно-исследовательская

24

12%

5.

Разрушительная (пикники, шашлыки, выгул собак)

22

11%

6.

Исследовательская

3

1,5%

7.

Природоохранная

1

0,5 %

Таблица 2. Ценностно-смысловое отношение к природе

п/ п

Вид ценности и смысла деятельности

Число учащихся

% от числа респондентов

1.

Прогулочная рекреация

167

82

2.

Созерцание художественных образов природы в произведениях живописи, кино как их достоинств.

164

76

3.

Просмотр телевизионных передач о природе

138

68

4.

Желание фотографировать виды природы

164

81

5.

Пребывание в лесу

201

99,5

Активные методы и технологии, такие как проектно-исследовательская, экскурсионная и природоохранная не достаточно популярны у школьников и их родителей. 11% учащихся честно ответили, что они с семьями ходят на шашлыки и пикники, выгуливают собак в лесу. Родители в своих анкетах в этом не сознались, понимая, что они несут ответственность за разрушительную деятельность своей семьи в лесу. В работах, которые проводились для проверки знаний учащихся, 99,5% школьников правильно указали, что разрушают природу «те люди, которые ходят на шашлыки в лес и оставляют после себя мусор».

Исследования показали, что имеются определенные противоречие между экологическими знаниями школьников и их родителей, и действиями, которые совершаются в природе, конкретно в лесу. Для их преодоления необходимо тесное взаимодействие школы и семьи в экологическом воспитании детей и подростков.  В результате исследования было выяснено, что опытные педагогии имеют высокий уровень экологической культуры (89%). В результате анкетирования учителей, было выяснено, что 82,5% учителей готовы включиться в экологическую деятельность.

Однако к такой работе педагогов необходимо готовить. Целесообразно в содержание подготовки учителей вводить спецкурсы по проблемам экологического воспитания школьников.

Работа с родителями, использование инновационных технологий экологического воспитания (совместные учебные экскурсии, тематические родительские собрания, экологические акции, Дни здоровья, субботники), отразились на показателях экологической воспитанности учащихся. Согласно критериям и показателям экологической воспитанности учащихся, разработанным лабораторией воспитания экологической культуры ИСВ РАО, у школьников, в работе с которыми использовались инновационные технологии, наблюдается рост основных показателей. Опросы и оценки учителей – преподавателей, а также классных руководителей, указывают на уменьшение числа учащихся с низким уровнем экологической культуры и увеличение числа учащихся, имеющих средний и высокий уровень.

Известно, что высокого профессионального уровня достигают выпускники, где родители заинтересованы  и охотно включаются в экологическую деятельность школы, при этом повышая уровень своей экологической культуры. Школьники отмечают, что после добротворческой деятельности в лесу, на природе микроклимат в семье оптимизируется, что ведет к общесемейному оздоровлению, благоприятно сказывается на самочувствии и способствует успеху школьников во всех видах деятельности, в том числе в учебной. Природа – хороший учитель. Используя лес для формирования экологической культуры, мы не только сбережем лес, но сохраним мир в семьях, убережем детей от нестабильности и агрессивности мира взрослых, вырастим здоровых и умных граждан. Работа экотьютора кропотливая и сложная, не дающая быстрого результата, но при взаимопонимании с родителями совместными усилиями нам удается помочь ребенку. Он становится успешным, что еще раз подтверждает слова великого педагога В.А. Сухомлинского «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».

Библиографический список.

  1. Клемяшова Е.М., Прутченков А.С. и др. "О состоянии экологического воспитания в Российской Федерации". Научный доклад лаборатории экологической культуры» Института семьи и воспитания Российской академии образования. М. 2009 г.
  2. Ридигер О.Н. Семья в общешкольных проектах социальной значимости. Сборник «Ученик-ученик-родители» Выпуск 5 // Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» Отв. Редактор М.Е. Умрихина. – М.: НИИ ИСРОО 2009 – 122 с.
  3. Ридигер О.Н., Плекина Е.С., Маталыгина Ж.И. Практика взаимодействия семьи и школы. Сборник «Ученик-ученик-родители» Выпуск 5 // Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» Отв. Редактор М.Е. Умрихина. – М.: НИИ ИСРОО 2009. 72 с.
  4. Ридигер О.Н., Плекина Е.С., Пархоменко Е.К., Маталыгина Ж.И. Организация семейного проектирования в школе. Сборник статей «Проблемы развития семейного и профессионально-семейного проектирования в образовании» М.: Юго-Западный Окружной Методический Центр , 2009. 80 с.
  5. Сергеева Е.П., Ридигер О.Н., Лановая О., Земцов А., Совершенствование рекреационной нагрузки леса «Дубки». Актуальные проблемы экологии и природопользования: Сборник научных трудов РУДН, выпуск 9. 2007 г.
  6. Ридигер О.Н. Экологическое воспитание в семье и школе. Экологическая культура личности: воспитание детей и молодежи: Материалы международных научно-педагогических чтений, посвященных педагогическому наследию и развитию идей академика Б.Т. Лихачева /Под ред. Е.М.Клемяшовой и др.- М. Институт семьи и воспитания РАО, 2010 г. 190с.
  7. Ридигер О.Н. Экологическое воспитание: взаимодействие семьи и школы.«Развития воспитания и социализации детей в Российской Федерации: тенденции, противоречия, приоритеты. Сборник материалов 18 –й конференции молодых ученых/ Под ред. И.В. Вагнер - М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010. - 86 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество учителя и родителей

Из опыта работы с родителями учащихся начальных классов, материалы для проведения родительских собраний....

Рекомендации для родителей по экологическому воспитанию

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.Ребенку кажется, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег-э...

Творческая самореализация школьников в сотрудничестве учителей и родителей

Задача школы заключается в том, чтобы помочь  и развить у воспитанника способность творить и помочь ему самореализоваться в условиях современных общественных отношений.Приобщение школьника...

Взаимодействие учителя и родителей в музыкальном воспитании учащихся

Результаты различных социально–психологических исследований свидетельствуют о том, что семья может и должна оказывать помощь школе в воспитании у ребенка увлечения музыкой и подготавливать почву...