Дополнительная общеразвивающая программа "Робототехника"
рабочая программа (5 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа "Робототехника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.66 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Робототехника» разработана на основании следующих нормативных документов:
- Федеральным законом от г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от № 287;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от № 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования";
- Санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от №28 (далее – СП );
- Санитарных правил и норм СанПин «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от №2 (далее – СанПиН );
- Методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования от №ТВ-1290/03;
- Устава Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №319 Петродворцового района Санкт- Петербурга имени Героя Российской федерации Д.А. Соловьева.
Программа дополнительной общеразвивающей программы «Робототехника» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта на основе платформы RED X EDU с использованием авторской программы Л.Ю. Овсяницкая, Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий «Курс программирования робота RED X EDU.
Для реализации программы используются образовательные конструкторы фирмы R:ED - конструктор RED X EDU.
Курс внеурочной деятельности «Робототехника» относится к внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворения их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов.
Система и форма оценки достижения полученных результатов включает в себя индивидуальную оценку результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося через:
- проверка теоретических знаний обучающихся;
- практические работы;
- самоанализ, рефлексию.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Введение
Знакомство с миром RED X EDU. История создания и развития компании R:ED. Введение в предмет. Роботы. Виды роботов. Значение роботов в жизни человека. Основные направления применения роботов. Искусственный интеллект. Правила работы с конструктором RED X EDU Управление роботами. Методы общения с роботом. Состав конструктора RED X EDU. Визуальные языки программирования. Их основное назначение и возможности. Команды управления роботами. Среда программирования модуля, основные блоки.
Знакомство с роботами RED X EDU.
Правила техники безопасности при работе с роботами-конструкторами. Правила обращения с роботами. Основные механические детали конструктора. Их название и назначение. Обзор, экран, кнопки управления модулем, индикатор состояния, порты. Установка батарей, способы экономии энергии. Запись программы и запуск ее на выполнение. Сервомоторы, сравнение моторов. Мощность и точность мотора. Механика механизмов и машин. Виды соединений и передач и их свойства. Сборка роботов. Сборка модели робота по инструкции. Программирование движения вперед по прямой траектории. Расчет числа оборотов колеса для прохождения заданного расстояния.
Датчики RED X EDU и их параметры.
Датчики. Датчик касания. Устройство датчика. Практикум. Решение задач на движение с использованием датчика касания. Датчик цвета, режимы работы датчика. Решение задач на движение с использованием датчика цвета. Ультразвуковой датчик. Решение задач на движение с использованием датчика расстояния. Гироскопический датчик. Инфракрасный датчик, режим приближения, режим маяка. Подключение датчиков и моторов. Приложения модуля. Представление порта. Управление мотором.
Конструирование
Инструктаж по технике безопасности. Сборка опытной модели. Конструирование полигона. Знакомство с программированием. Написание простейшего алгоритма и его запуск. Применение алгоритма и модели на полигоне. Повторение изученного. Развитие модели и сборка более сложных моделей.
Программирование
История создания языка RED Code. Визуальные языки программирования Разделы программы, уровни сложности. Инфракрасный передатчик. Передача программы. Запуск программы. Команды визуального языка программирования RED Code. Изучение Окна инструментов. Изображение команд в программе и на схеме. Работа с пиктограммами, соединение команд. Знакомство с командами: запусти мотор вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор назад; стоп. Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы.
Составление программы. Сборка модели с использованием мотора. Составление программы, передача, демонстрация. Линейная и циклическая программа. Составление программы с использованием параметров, зацикливание программы. Знакомство с датчиками. Условие, условный переход. Датчик касания (Знакомство с командами: жди нажато, жди отжато, количество нажатий). Датчик цвета, ультразвуковой датчик (Датчик освещенности. Влияние предметов разного цвета на показания датчика освещенности. Знакомство с командами: жди темнее, жди светлее).
Практикум по сборке роботизированных систем
Измерение освещенности. Определение цветов. Распознавание цветов. Использование конструктора RED X EDU в качестве цифровой лаборатории. Измерение расстояний до объектов. Сканирование местности. Сила. Плечо силы. Подъемный кран. Счетчик оборотов. Скорость вращения сервомотора. Мощность. Управление роботом с помощью внешних воздействий. Реакция робота на звук, цвет, касание. Таймер. Движение по замкнутой траектории. Решение задач на криволинейное движение. Конструирование моделей роботов для решения задач с использованием нескольких разных видов датчиков. Решение задач на выход из лабиринта. Ограниченное движение.
Проектная деятельность в группах
Разработка собственных моделей в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с RED X EDU. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект. Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков. Презентация моделей.
3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных и метапредметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Метапредметные результаты:
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
4. Тематическое планирование
N n/n | Тема занятия | Кол-во часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Формы проведения занятий | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Дата план/факт |
1 | Вводное занятие | 1 | Правила техники безопасности. Что такое робот? | Наброски на бумажном носителе собственной идеи робота в виде упрощённого чертежа с текстовым описанием его технических особенностей и возможного применения. | занятия-практикумы | ||
2 | Введение в историю и идею робототехники | 1 | Виды современных роботов. Информация, информатик, робототехника, автоматы. | Наброски на бумажном носителе собственной идеи робота в виде упрощённого чертежа с текстовым описанием его технических особенностей и возможного применения. | занятия-практикумы | ||
3 | Введение в историю и идею робототехники | 2 | Идея создания роботов. Возникновение и развитие робототехники. | Совершенствование чертежа с использованием условных обозначений. | занятия-практикумы | ||
4 | Введение в историю и идею робототехники | 1 | Знакомство с технической деятельностью человека. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений | Совершенствование чертежа с использованием условных обозначений. | занятия-практикумы | ||
5 | Знакомство с роботами RED X EDU | 2 | Исследование элементов конструктора и видов их соединения. Мотор и ось. | Создание первых простейших моделей машин с использованием конструктора RED X EDU. | занятия-практикумы | ||
6 | Знакомство с роботами RED X EDU | 2 | Зубчатые колёса. Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача. | Создание простейших моделей транспортных средств с прямым управлением и возможностью изменения скорости передвижения за счёт манипулирования зубчатой передачей крутящего момента. | занятия-практикумы | ||
7 | Знакомство с роботами RED X EDU | 2 | Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения RED X | Создание простейших моделей транспортных средств с прямым управлением и возможностью изменения скорости передвижения за счёт манипулирования зубчатой передачей крутящего момента. | занятия-практикумы | ||
8 | Знакомство с роботами RED X EDU | 2 | Ременная передача | Построение простых алгоритмов для автономной работы моделей ТС. Построение моделей ТС, движущихся за счёт ременной передачи по аналогии с зубчатой. | занятия-практикумы | ||
9 | Знакомство с роботами RED X EDU | 1 | Снижение и увеличение скорости. | Построение простых алгоритмов для автономной работы моделей ТС. Построение моделей ТС, движущихся за счёт ременной передачи по аналогии с зубчатой. | занятия-практикумы | ||
10 | Знакомство с роботами RED X EDU | 2 | Червячная зубчатая передача. | Построение моделей ТС, движущихся за счёт червячной передачи. | занятия-практикумы | ||
11 | Знакомство с роботами RED X EDU | 2 | Рычаги. | Построение моделей ТС, движущихся за счёт червячной передачи. Построение алгоритмов, содержащих циклические элементы. | занятия-практикумы | ||
12 | Знакомство с роботами RED X EDU | 2 | Блок «Цикл». Блок «Переключатель». | Построение моделей ТС, движущихся за счёт червячной передачи. Построение алгоритмов, содержащих циклические элементы. | занятия-практикумы | ||
13 | Датчики RED X EDU и их параметры | 2 | Конструкция: понятие, элементы. Основные свойства конструкции | Использование моторов для создания простейших манипуляторов и их базовое программирование. | занятия-практикумы | ||
14 | Датчики RED X EDU и их параметры | 2 | Манипуляционные системы роботов. Системы передвижения мобильных роботов. Сенсорные системы. | Построение роботов, производящих манипуляции либо движение, реагируя на датчики касания, цвета и дистанции. | занятия-практикумы | ||
15 | Датчики RED X EDU и их параметры | 2 | Устройства управления роботов. Особенности устройства других средств робототехники. Классификация приводов. | Построение роботов, производящих манипуляции либо движение, реагируя на датчики касания, цвета и дистанции. | занятия-практикумы | ||
16 | Датчики RED X EDU и их параметры | 2 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | Построение роботов и их программирование по готовым схемам сборки. | занятия-практикумы | ||
17 | Итоговая работа | 6 | Творческая проектная работа по итогам года | Разработка темы проекта. Конструирование модели, её программирование. Презентация модели. Подготовка итоговой выставки работ учащихся за учебный год. Рефлексия образовательных результатов учащихся | занятия-практикумы |
5. Ресурсное обеспечение. Список литературы
1. Злаказов А.С. Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 120с.: ил
2. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 286с.: ил.
3. Корягин А.В. Образовательная робототехника Lego Wedo. Сборник методических рекомендаций и практикумов. - М.: «ДМК-Пресс», 2016. – 254 с.
4. Огановская Е.Ю., Князева И.В., Гайсина С.В. Робототехника, 3D-моделирование и прототипирование в дополнительном образовании. – М.: Каро, 2017. – 208 с.
5. Тарапата В.В., Самылкина Н.Н. Робототехника в школе. Методика, программы, проекты. – М.: Лаборотория знаний, 2017. – 109 с.
6. Филиппов С.А. Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление. – М.: Лаборатория знаний, 2018. – 176 с.
7. Юревич Е.И. Основы робототехники. Учебное пособие. – М.: BHV, 2018. – 304 с.
Ресурсы сети Интернет:
- ;CatalogId=221&print=1
- ;blogid=7&showentry=1948
- #more-5
- ;id=2;url=http%3A%2F%2Fwww%2Eandyworld%2Einfo%2Flegolab%2F
- ;m2=284&id=1080
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...