Рабочая программа по плаванию на учебно-тренировочном этапе
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по плаванию предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке по плаванию на учебно-тренировочном этапе с учетом совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «плавание», утвержденным приказом Минспорта России от 16.11.2022 № 1004.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2_barsukov.docx | 89.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по плаванию на учебно-тренировочном этапе
Учебно-тренировочный этап. Первый год обучения
Общая физическая подготовка
Разносторонняя ОФП направлена на укрепление здоровья и развитие всех мышечных групп и двигательных способностей с привлечением средств и методов подготовки из других видов спорта, выполняемых в несоревновательных режимах.
Физическая подготовка включает в себя упражнения на развитие выносливости (бег на средние и длинные дистанции, лыжная подготовка), силы (подтягивания, приседания, различные виды отжиманий, упражнения с резиновыми амортизаторами и др.), гибкости (махи, выкруты, упражнения на растягивание и др.), скорости (бег на короткие дистанции, выполнение силовых упражнений на скорость).
Специальная физическая подготовка
Специальные физические упражнения направлены на развитие специальных качеств пловца. Сюда относятся разнообразные упражнения с резиновыми амортизаторами на развитие силы мышечных групп, принимающих участие в гребковых движениях; упражнения для развития подвижности в плечевых, голеностопных, коленных суставах и позвоночного столба; упражнения для чередования напряжения и расслабления мышц, принимающих участие в гребковых движениях руками и ногами.
Имитационные упражнения на суше позволяют ознакомиться с формой и характером упражнения перед выполнением его в воде, что повышает успешность освоения сущности движения.
При изучении и совершенствовании спортивной техники выполняется имитация отдельных элементов и их связок, выделение граничных поз пловца с остановками и статическими напряжениями в этих позах для лучшего освоения координационной структуры движения.
Техническая подготовка
На этапе закрепления и совершенствования техники плавания ведущее значение приобретает метод целостного выполнения техники. Поэтому на каждом занятии соотношение плавания в полной координации и плавания по элементам должно быть 1:1. Совершенствование техники плавания проводится с обязательным изменением условий выполнения движений.
С этой целью применяются следующие варианты плавания:
- поочерёдное проплывание длинных и коротких отрезков (например, плавание вдоль и поперёк бассейна);
- проплывание отрезков на наименьшее количество гребков;
- чередование плавания в облегчённых и в усложнённых условиях в заданном темпе.
Когда занимающиеся освоят технику плавания каким-либо способом и смогут проплыть 25 метров и более, следует начинать изучение техники поворотов. Сначала изучается техника простых поворотов, которая является основой для дальнейшего овладения более сложными скоростными вариантами. Элементы поворота разучиваются в последовательности: скольжение и первые гребковые движения; отталкивание; группировка, вращение и постановка ног на щит; подплывание к поворотному щиту и касание его рукой. Затем поворот выполняется в целостном виде.
В содержание занятий входят: плавание всеми способами, разнообразные упражнения, с различным положением рук, с помощью одних ног или рук, с дыханием на 3, 5, 7, гребков и т.п. Изучаются повороты «кувырок» и «маятник», открытый и закрытый на спине. Используются дистанции до 400м одним способом или комплексным плаванием, в полной координации и на ногах; дельфином - не более 100м. Типичные тренировочные серии для групп начальной подготовки 3-го года обучения: 3-4 х 200м, 6х8 х 100м, 8-10 х 50м, чередуя способы и темп; 4-8 х 25м.
Основные тренировочные средства для развития выносливости пловцовучебно-тренировочной группы первого года обучения приведены в таблице 14.
В таблицах используются следующие сокращения и условные обозначения:
- инт. – интервал отдыха между отрезками в интервальных сериях;
- К – упражнение выполняется с полной координацией движений;
- Н – упражнение выполняется с помощью движений ногами;
- Р – упражнение выполняется с помощью движений руками;
- н/сп – плавание на спине; - в/ст – вольный стиль;
- батт – плавание баттерфляем; - к/пл – комплексное плавание
Таблица 14
Тренировочные средства для развития выносливости пловцов
учебно-тренировочной группы первого года обучения
Зоны физиол. мощности | Тренировочное воздействие | ||
1-ая зона (155-170 уд./мин) | 3-4 х 100м инт. 60 с 2-3 х 150м инт. 90 с | 1-2 х 200м К,Р,Н | 400-450м н/сп, в/ст |
2-ая зона (170-185 уд./мин) | 18-20 х 25м инт.20с 3-4- х (4 х 50м) инт.20с, отд.2мин | 9-10 х 50м инт.30с 4-5 х 50м Р, Н | 4-5 х 100м к/пл 1-2 х 200м к/пл |
3-ая зона (185-200 уд./мин) | 4-5 х 100м (25Р+75Н), инт.1 мин 4-5 х (4 х 25м), К,Н инт.20с, отд.2мин | 12-14 х 25м инт. 30 с 3-4 х 100 (50 бат+75) | 5-6 х 75м инт. 50 с 6-8 х 50м инт.40с |
4-ая зона (Свы-ше 200 уд./мин) | 6-7 х 25м К,Н инт.1 мин 3-4 х (4 х 25м) инт. 30 с, отд.4мин | 3-4 х 50м, инт. 2 мин | 100м |
5-ая зона | 10-12 х 10м К, Р, Н инт. 40 с | 6-7 х 25м инт.2 мин | 8-9 х 15м инт.1мин |
Участие в соревнованиях
В зависимости от этапа многолетней тренировки рольсоревновательной деятельности существенно меняется. Так, на начальных этапах многолетней подготовки планируются только подготовительные и контрольные соревнования. Они проводятся редко, специальной подготовки к ним не ведется. Основной целью соревнований является контроль за эффективностью данного тренировочного этапа, приобретение соревновательного опыта, повышение эмоциональности тренировочной деятельности.
- Учебно-тренировочный этап. Второй год обучения
Общая физическая подготовка
Общая физическая подготовка пловца направлена на разностороннее комплексное воздействие на организм спортсмена с некоторым учётом специфики плавания и позволяет решать следующие задачи:
- всестороннее развитие организма спортсмена, повышение уровня развития выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости и на основе этих качеств создание функциональной базы, необходимой для достижения высоких спортивных результатов;
- оздоровление пловцов, закаливание, выработка иммунитета к сменам температур;
- обеспечение в периоды снижения специальных тренировочных нагрузок активного отдыха путём изменения характера применяемых упражнений;
- повышение уровня волевой подготовленности спортсменов путём преодоления ими дополнительно создаваемых трудностей.
К основным средствам общей физической подготовки относятся:
- различные виды передвижений (обычные ходьба и бег, боком, спиной вперёд, с различными движениями рук, в полуприседе и т.д.);
- кроссовая подготовка: бег в умеренном темпе по слабопересечённой местности – до 30 мин. В чередовании с ходьбой – до 1 часа;
- общеразвивающие и акробатические упражнения (без предметов, с партнёром, в висах и упорах).
Специальная физическая подготовка
Специальная физическая подготовка (СФП) – это процесс развития двигательных способностей и комплексных качеств, отвечающих специфическим требованиям соревновательной деятельности в избранном виде спорта. Основные средства СФП – соревновательные и специально-подготовительные упражнения.
Специальные физические упражнения направлены на развитие специальных качеств пловца. Сюда относятся разнообразные упражнения с резиновыми амортизаторами на развитие силы мышечных групп, принимающих участие в гребковых движениях; упражнения для развития подвижности в плечевых, голеностопных, коленных суставах и позвоночного столба; упражнения для чередования напряжения и расслабления мышц, принимающих участие в гребковых движениях руками и ногами.
Специальная физическая подготовка включает в себя упражнения на развитие: выносливости (бег на средние дистанции); силы (использование наклонных скамеек с тележками, блоковых устройств, специальных тренажёров типа «Биокинетик», «Наутилус» и т.п.); гибкости (в зависимости от стиля плавания: для брассистов упражнения для развития высокой подвижности в коленном, тазобедренном суставах; для дельфинистов – плечевых, тазобедренных, коленных суставах, хорошая гибкость в грудном и поясничном отделах позвоночного столба); скорости (упражнения с высокой интенсивностью движений).
При изучении и совершенствовании спортивной техники выполняется имитация отдельных элементов и их связок, выделение граничных поз пловца с остановками и статическими напряжениями в этих позах для лучшего освоения координационной структуры движения.
Для эффективного переноса силового потенциала с суши на воду необходимо создать пловцу условия, в которых он может прилагать во время гребка усилия, существенно большие, чем при обычном плавании. В качестве дополнительной опоры для рук применяются лопатки с различной площадью поверхности. Для совершенствования эффективности гребка можно применять серии типа 4х100м. с малыми лопатками, большие же используются для увеличения специальной силы и мощности движений на отрезках 15-20 м. необходимо чередовать с лопатками и без них, поскольку возможны нарушения техники плавания.
Техническая подготовка
Основные задачи подготовки:
- совершенствование техники всех способов плавания, стартов и поворотов;
- формирование правильного навыка техники плавательных движений, которые непосредственно не связаны с физическими качествами;
- развитие быстроты выполнения движений на стартовый сигнал, высокого темпа движений ногами в кроле на груди и на спине при облегчённых условиях их движений;
- развитие силовых возможностей путём преодоления относительно небольшого (20-30% от максимального) сопротивления.
Основной особенностью занятий является доступность материала для пловцов разного уровня подготовленности, приступивших к занятиям в тренировочных группах. Занятия на воде направлены на совершенствование техники четырёх спортивных способов плавания, стартов и поворотов, постепенное увеличение длины дистанций, проплываемых каждым способом без ошибок. Это должно привести всю группу к тому уровню подготовленности, который позволяет коллективно выполнять основные тренировочные серии в заданных временных режимах.
Основные тренировочные средства для развития выносливости пловцов приведены в таблице 15.
Таблица 15
Тренировочные средства для развития выносливости пловцов
учебно-тренировочной группы второго года обучения
Зоны физиол. мощности | Тренировочное воздействие | |
1-ая зона | 2-4 х 150, инт. 40-90 с 1-2 х (250-300) инт. 60-120 с | 200-400 к/пл 450-600 н/сп |
2-ая зона | 18-20 х 25 К, Р, Н, инт. 20-40 с 2-4 х 50 К, Н, инт. 60-90 с | 4-6 х 50, инт. 30-60 с 4 х 50 Н, инт. 30-50 с. |
3-ая зона | 8-10 х 50 (50 К + 50 Н), инт. 30-50 с 3-6 х 100 (75 К + 25 Н) инт. 60-90 с | 7-12 х 50 К, Р, Н, инт. 30-50 с 10-16 х 25, инт. 30-40 с |
4-ая зона | 4-8 х 25 К, Н, инт. 40-60 с 10-12 х 15 К, Р, Н, инт. 20-30 с | 50-100 |
5-ая зона | 8-10 х 10 К, Р, Н, инт. 30-40 с 6-8 х 15, инт.35-45 с | 4-6 х 25, инт. 60-90 с |
Переменное плавание, «горки» | 200 к/пл +150 н/сп +100 к/пл + +150 брасс +200 (II - III), инт. 60 с | 100 упражнения + 150 Н + +200 к/пл + 150 Н брасс + 100 |
Сокращения и условные обозначения:
- инт. – интервал отдыха между отрезками в интервальных сериях;
- отд. – время отдыха между сериями и повторно-интервальными упражнениями;
- К – упражнение выполняется с полной координацией движений;
- Н – упражнение выполняется с помощью движений ногами;
- Р – упражнение выполняется с помощью движений руками;
- н/сп – плавание на спине; - в/ст – вольный стиль; - батт – плавание баттерфляем; - к/пл – комплексное плавание;
- к/пл [25], к/пл [50] – комплексное плавание со сменой способов через 25 и 50 м.
Римскими цифрами обозначается зона нагрузок.
- Учебно-тренировочный этап. Третий год обучения
Общая физическая подготовка
Общая физическая подготовка пловца направлена на разностороннее комплексное воздействие на организм спортсмена с некоторым учётом специфики плавания и позволяет решать следующие задачи:
- всестороннее развитие организма спортсмена, повышение уровня развития выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости и на основе этих качеств создание функциональной базы, необходимой для достижения высоких спортивных результатов;
- оздоровление пловцов, закаливание, выработка иммунитета к сменам температур;
- обеспечение в периоды снижения специальных тренировочных нагрузок активного отдыха путём изменения характера применяемых упражнений;
- повышение уровня волевой подготовленности спортсменов путём преодоления ими дополнительно создаваемых трудностей.
К основным средствам общей физической подготовки относятся:
- различные виды передвижений (обычные ходьба и бег, боком, спиной вперёд, с различными движениями рук, в полуприседе и т.д.);
- кроссовая подготовка: бег в умеренном темпе по слабопересечённой местности – до 40 мин. В чередовании с ходьбой – до 1 часа;
- общеразвивающие и акробатические упражнения (без предметов, с партнёром, в висах и упорах);
Специальная физическая подготовка
Специальные физические упражнения направлены на развитие специальных качеств пловца. Сюда относятся разнообразные упражнения с резиновыми амортизаторами на развитие силы мышечных групп, принимающих участие в гребковых движениях; упражнения для развития подвижности в плечевых, голеностопных, коленных суставах и позвоночного столба; упражнения для чередования напряжения и расслабления мышц, принимающих участие в гребковых движениях руками и ногами.
Специальная физическая подготовка включает в себя упражнения на развитие: выносливости (бег на средние дистанции); силы (использование наклонных скамеек с тележками, блоковых устройств, специальных тренажёров типа «Биокинетик», «Наутилус» и т.п.); гибкости (в зависимости от стиля плавания: для брассистов упражнения для развития высокой подвижности в коленном, тазобедренном суставах; для дельфинистов – плечевых, тазобедренных, коленных суставах, хорошая гибкость в грудном и поясничном отделах позвоночного столба); скорости (упражнения с высокой интенсивностью движений).
При изучении и совершенствовании спортивной техники выполняется имитация отдельных элементов и их связок, выделение граничных поз пловца с остановками и статическими напряжениями в этих позах для лучшего освоения координационной структуры движения.
Для эффективного переноса силового потенциала с суши на воду необходимо создать пловцу условия, в которых он может прилагать во время гребка усилия, существенно большие, чем при обычном плавании. В качестве дополнительной опоры для рук применяются лопатки с различной площадью поверхности. Для совершенствования эффективности гребка можно применять серии типа 6х100м. с малыми лопатками, большие же используются для увеличения специальной силы и мощности движений на отрезках 25-30 м. необходимо чередовать с лопатками и без них, поскольку возможны нарушения техники плавания.
Техническая подготовка
Основные задачи подготовки:
- совершенствование техники всех способов плавания, стартов и поворотов ( в том числе с учётом индивидуальных особенностей);
- формирование правильного навыка техники плавательных движений, которые непосредственно не связаны с физическими качествами (движения головы, туловища, подготовительные движения и др.);
- развитие скоростно-силовых возможностей путём преодоления относительно небольшого (20-30% от максимального) сопротивления;
- выявление склонностей к спринтерскому плаванию.
В тренировочных группах третьего года подготовки постепенно повышается плотность занятий, увеличивается длина проплываемых тренировочных дистанций и количество повторений в сериях. Основу плавательной подготовки продолжает составлять работа над техникой четырёх спортивных способов плавания, стартов и поворотов, повышение точности и экономичности движений, воспитание базовой выносливости. Начиная с этой группы в тренировке юных пловцов может широко использоваться «гипоксическая» тренировка с дыханием через 3, 5 и 7 циклов.
Таблица 16
Тренировочные средства для развития выносливости пловцов
учебно-тренировочной группы третьего года обучения
Зоны физиол. мощности | Тренировочное воздействие | |
1-ая зона | 500-800 к/пл [25-50], 5-6 х 200, инт. 60-90 с 2-3 х 400, инт. 2-3 мин | 500-800 н/сп 900-1500 |
2-ая зона | 18-20 х 25 К, Р, Н, инт. 15-20 с 12-16 х 50, инт. 20-30 с 3-4 х (250-300), инт. 60-90 с 6-8 х 100 к/пл, инт 40-60 с 14-16 х 50 (50 К +50 Н), инт. 30-40 с | 9-12 х 50 Н, инт.30-40с 5-6 х 100 Н, инт.30-40с 8-10 х 100, инт. 30-40 с 3 х 200 к/пл, инт.40- 60 с |
3-ая зона | 8 х 50 батт, инт 40-60 с 2-4 х 100 батт, инт. 60-90 с 5-8 х (25 батт + 75 н/сп) 2-3 х 200 (50 батт + 50), инт 40-90 с 7-8 х 100 (75 К + 25 Н) инт. 40-60 с 18-20 х 25 К, Н, инт. 30-40 с | 9-12 х 50 К, Н, инт. 30- 60 с 4-6 х 100, инт 40-60 с 2-3 х 200, инт. 60-120 с 400 |
4-ая зона | 10-12 х 25 К, Н, инт. 40-60 с 2 х (4 х 25), инт.15-30 с, отдых 3- 6 м. 2-4 х 50, инт. 1-2 мин | 100-200 1-2 х 100, инт. 2-3 мин |
5-ая зона | 11-15 х (10-15), инт. 45-90 с | 5-8 х 25, инт. 1-2 мин |
Переменное плавание, «горки» | 300 к/пл + 200 брасс + 100 батт + + 200 н/сп + 300, инт. 60 с 400 II + 200 II + 100 III + + 100 III, инт. 20-40 с | 50 +100 н/сп +150 брасс + + 200 к/пл +150 +100 Н н/сп +50 батт, инт. 60 с |
- Учебно-тренировочный этап. Четвёртый год обучения
Общая физическая подготовка
Общая физическая подготовка пловца направлена на разностороннее комплексное воздействие на организм спортсмена с некоторым учётом специфики плавания и позволяет решать следующие задачи:
- всестороннее развитие организма спортсмена, повышение уровня развития выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости и на основе этих качеств создание функциональной базы, необходимой для достижения высоких спортивных результатов;
- оздоровление пловцов, закаливание, выработка иммунитета к сменам температур;
- обеспечение в периоды снижения специальных тренировочных нагрузок активного отдыха путём изменения характера применяемых упражнений;
- повышение уровня волевой подготовленности спортсменов путём преодоления ими дополнительно создаваемых трудностей.
К основным средствам общей физической подготовки относятся:
- различные виды передвижений (обычные ходьба и бег, боком, спиной вперёд, с различными движениями рук, в полуприседе и т.д.);
- кроссовая подготовка: бег в умеренном темпе по слабопересечённой местности – до 50 мин. В чередовании с ходьбой – до 1 часа 20 мин;
- общеразвивающие и акробатические упражнения (без предметов, с партнёром, в висах и упорах);
Специальная физическая подготовка
Специальные физические упражнения направлены на развитие специальных качеств пловца. Сюда относятся разнообразные упражнения с резиновыми амортизаторами на развитие силы мышечных групп, принимающих участие в гребковых движениях; упражнения для развития подвижности в плечевых, голеностопных, коленных суставах и позвоночного столба; упражнения для чередования напряжения и расслабления мышц, принимающих участие в гребковых движениях руками и ногами.
Специальная физическая подготовка включает в себя упражнения на развитие: выносливости (бег на средние дистанции); силы (использование наклонных скамеек с тележками, блоковых устройств, специальных тренажёров типа «Биокинетик», «Наутилус» и т.п.); гибкости (в зависимости от стиля плавания: для брассистов упражнения для развития высокой подвижности в коленном, тазобедренном суставах; для дельфинистов – плечевых, тазобедренных, коленных суставах, хорошая гибкость в грудном и поясничном отделах позвоночного столба); скорости (упражнения с высокой интенсивностью движений).
При изучении и совершенствовании спортивной техники выполняется имитация отдельных элементов и их связок, выделение граничных поз пловца с остановками и статическими напряжениями в этих позах для лучшего освоения координационной структуры движения.
Для эффективного переноса силового потенциала с суши на воду необходимо создать пловцу условия, в которых он может прилагать во время гребка усилия, существенно большие, чем при обычном плавании. В качестве дополнительной опоры для рук применяются лопатки с различной площадью поверхности. Для совершенствования эффективности гребка можно применять серии типа 8х100м. с малыми лопатками, большие же используются для увеличения специальной силы и мощности движений на отрезках 25-30 м. необходимо чередовать с лопатками и без них, поскольку возможны нарушения техники плавания.
Для повышения сопротивления движению в качестве относительно лёгкого отягощения используют второй купальник или футболку, для большего отягощения – специальные пояса, куски поролона, буксируемые пловцом. При развитии силовой выносливости используют небольшое дополнительное сопротивление и дистанции до 800м. Скоростно-силовая выносливость совершенствуется в упражнениях до 30 с. Резиновый шнур, привязанный к поясу пловца, создаёт дополнительное сопротивление, которое постепенно нарастает. Лучше всего использовать вакуумную резину диаметром 8-12 мм, с эластичностью, допускающую трёхкратное растяжение. Резиновый шнур хорошо выявляет ошибки техники, связанные с несогласованной работой рук и ног.
Техническая подготовка
Основные задачи подготовки:
- развитие аэробной выносливости и повышение уровня общей работоспособности посредством выполнения продолжительных плавательных упражнений во 2-ой зоне интенсивности;
- формирование движений, свойственных пловцам высокого класса, не связанных с проявлением специфической силы;
- выявление предрасположенности к спринтерской или стайерской специализации;
- формирование экономичности, лёгкости и вариантности движений в основных способах плавания.
Главными структурными блоками тренировки являются втягивающие и общеподготовительныемезоциклы. Рекомендуется применение соревновательных мезоциклов в свёрнутом виде – до трёх недель в конце каждого большого цикла подготовки. Разносторонний характер физической подготовки юных пловцов на суше и плавательной подготовки стимулируется соответствующими контрольными нормативами, а также программой соревнований (многоборный характер соревнований, включение стайерских дистанций от 800 до 3000 метров – прежде всего на внутришкольных соревнованиях).
Таблица 17
Тренировочные средства для развития выносливости пловцов
учебно-тренировочной группы четвёртого года обучения
Зоны физиол. мощности | Тренировочное воздействие | |
1-ая зона | 2-3 х 800, инт. 2-3 мин 4-6 х (300-400) инт. 2-3 мин | 7-8 х 200, инт. 60-90 с 400-800 к/пл; 800-2000 |
2-ая зона | 1-3 х 400 к/пл [25-50], инт. 30-60 с 4-5 х 200 к/пл, инт. 30-60 с 6-8 х 100 к/пл, инт. 20-40 400 (25 бат + 25) | 24-30 х 25, инт. 15-20 с 18-20 х 50, инт. 20-30 с 9-15 х 100, инт. 20-40 с 4-6 х 200, инт. 30-40 с |
3-ая зона | 4-6 х 200 (25 бат+25), инт. 30-60 с 1-2 х 400 Н, инт. 2-5 мин 9-10 х 100 к/пл, инт. 40-60 с 18-20 х 25 Р, Н, К, инт. 30-40 с 1-3 х 350-400, инт. 60-120 с 5-6 х 100 батт, инт. 40-90 16-20 х (10-15) К, Н, инт. 40-60 с | 400 (50 батт + 50 кроль) 3-5 х 500, инт. 40-90 с 1-2 х 800, инт. 3-5 мин 1200-1500; 5-8 х 50, инт. 1-2 мин 1-2 х 600 к/пл 3-4 х 200 Н; 3 х 200, инт. 2-5 мин 2-4 х 100 Н,инт.60-90 с |
4-ая зона | 10-16 х 50, инт. 30-50 с 3-5 х (4 х 100), инт.30,отд. 2-5 мин 12-16 х 50 батт, инт. 30-40 с 1-2 х 200 батт, инт. 90-120 с | 5-6 х 200, инт. 40-60 с 8-12 х 100, инт. 30-60 с 800 (кроль, к/пл) 9-10 х 100 Н |
5-ая зона | 8-10 х 25 К, Н, инт. 60-90 с 8-10 х 25 (15 V + 10 I), инт. 40-60 с | 2-3 х 50, инт. 2-4 мин. |
Переменное плавание, «горки» | 800 + 400 к/пл [25] + 200 + + 100 к/пл [25], инт 30-60 с 4 х (4 х 50) II – II – III – IV, инт. 15– 20 – 30 – 45 (с улучшением) | 3 х 400 II + 4 х 200 III + 5 х 100 III + 8 х 50 IV, инт. 40-60 с 200 упраж. + 16 х 50 всеми + 300 Н н/сп + 6 х 100 к/пл, инт. 20-40 с |
- Учебно-тренировочный этап. Пятый год обучения
Общая физическая подготовка
Общая физическая подготовка пловца направлена на разностороннее комплексное воздействие на организм спортсмена с некоторым учётом специфики плавания и позволяет решать следующие задачи:
- всестороннее развитие организма спортсмена, повышение уровня развития выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости и на основе этих качеств создание функциональной базы, необходимой для достижения высоких спортивных результатов;
- оздоровление пловцов, закаливание, выработка иммунитета к сменам температур;
- обеспечение в периоды снижения специальных тренировочных нагрузок активного отдыха путём изменения характера применяемых упражнений;
- повышение уровня волевой подготовленности спортсменов путём преодоления ими дополнительно создаваемых трудностей.
К основным средствам общей физической подготовки относятся:
- различные виды передвижений (обычные ходьба и бег, боком, спиной вперёд, с различными движениями рук, в полуприседе и т.д.);
- кроссовая подготовка (бег в умеренном темпе по слабопересечённой местности – до 60 мин. В чередовании с ходьбой – до 1 часа 30 мин;
- общеразвивающие и акробатические упражнения (без предметов, с партнёром, в висах и упорах);
Специальная физическая подготовка
Специальные физические упражнения направлены на развитие специальных качеств пловца. Сюда относятся разнообразные упражнения с резиновыми амортизаторами на развитие силы мышечных групп, принимающих участие в гребковых движениях; упражнения для развития подвижности в плечевых, голеностопных, коленных суставах и позвоночного столба; упражнения для чередования напряжения и расслабления мышц, принимающих участие в гребковых движениях руками и ногами.
Специальная физическая подготовка включает в себя упражнения на развитие: выносливости (бег на средние дистанции); силы (использование наклонных скамеек с тележками, блоковых устройств, специальных тренажёров «Биокинетик», «Наутилус» и т.п.); гибкости (в зависимости от стиля плавания: для брассистов упражнения для развития высокой подвижности в коленном, тазобедренном суставах; для дельфинистов – плечевых, тазобедренных суставах, хорошая гибкость в грудном и поясничном отделах позвоночника); скорости (упражнения с высокой интенсивностью движений).
При изучении и совершенствовании спортивной техники выполняется имитация отдельных элементов и их связок, выделение граничных поз пловца с остановками и статическими напряжениями в этих позах для лучшего освоения координационной структуры движения. Для переноса силовой подготовленности с суши на воду применяются: плавание по элементам, внесение «силовых добавок» в процессе выполнения гребковых движений, не нарушающих кинематику движений.
В качестве дополнительной опоры для рук применяются лопатки с различной площадью поверхности. Для совершенствования эффективности гребка можно применять и обычные серии типа 12х100м. с малыми лопатками, большие же используются для увеличения специальной силы и мощности движений на отрезках 25-30м. необходимо чередовать с лопатками и без них, поскольку возможны нарушения техники плавания.
Для повышения сопротивления движению в качестве относительно лёгкого отягощения используют второй купальник или футболку, для большего отягощения – специальные пояса, куски поролона, буксируемые пловцом. При развитии силовой выносливости используют небольшое дополнительное сопротивление и дистанции до 1000м. Скоростно-силовая выносливость совершенствуется в упражнениях до 30 с. Резиновый шнур, привязанный к поясу пловца, создаёт дополнительное сопротивление, которое постепенно нарастает. Лучше всего использовать вакуумную резину диаметром 8-12 мм, с эластичностью, допускающую трёхкратное растяжение. Резиновый шнур хорошо выявляет ошибки техники, связанные с несогласованной работой рук и ног.
Техническая подготовка
Основные задачи подготовки:
- развитие выносливости посредством плавательных упражнений во 2-й и 3-й зонах интенсивности;
- развитие силовой выносливости, максимальной силы с помощью специальных упражнений;
- совершенствование техники избранного и дополнительного способа плавания, стартов и поворотов, отработка отдельных элементов движений (траекторий, углов сгибания в суставах, ускорений и других), свойственных взрослым квалифицированным спортсменам;
- развитие скоростных качеств на дистанциях 25 и 50 метров
На данном этапе в большой степени увеличивается объем средств силовой подготовки и специальной выносливости.
Таблица 18
Тренировочные средства для развития выносливости пловцов
учебно-тренировочной группы пятого года обучения
Зоны физиол. мощности | Тренировочное воздействие | |
1-ая зона | 600-1200 к/пл [50], к/пл [100] 7-8 х (300-400) инт. 2-3 мин 10-12 х 200, инт. 60-90 с | 700-1000 н/сп; 1800-3000 3-4 х 800, инт. 2-3 мин 2 х 1500, инт. 2-3 мин |
2-ая зона | 34-40 х 25 К, Р, Н, инт. 15-20 с 24-30 х 50, инт. 15-20 с 2-3 х 800 к/пл [25-50], инт. 2-3 мин 3-4 х 400 к/пл [25-50], инт. 1-2 мин 7-8 х 200 к/пл, инт. 30-40 с 12-16 х 100 к/пл, инт. 20-30 с | 8-12 х (150-200), инт. 30-40 с 4-8 х 400, инт. 30-60с 2-4 х 1000, инт. 60-90с 1500-2000; 700-800 Н 16-20 х 100, инт. 20- 40 с 1-2 х 400, инт. 1-2 мин |
3-ая зона | 700-800 к/пл [25-50], инт. 2-3 мин 2-3 х 400 к/пл [50], инт. 2-5 мин 2-3 х 200 батт, инт. 1-2 мин 7-8 х 100 Н, инт. 30-60 с 5-6 х 200 к/пл, инт. 1-2 мин 800 (25-50 батт + 25-50) 2 х 400 (50 батт + 50), инт. 2-4 мин 14-16 х 50, инт. 20-40 с | 11-12 х 100, инт. 30-60 с 4-8 х 200, инт. 40-90 с 2-4 х 400, инт. 40-120 с 1-2 х 800, инт. 1-2 мин 8-10 х 100 батт, инт. 40-90 с 18-20 х 50 Н, инт. 30- 40 с 4-5 х 200 Н, инт. 40- 90 с |
4-ая зона | 3-4 х (4х50), инт. 20-30 с, отд. 4 м. 6-8 х (4 х 25), инт. 15-20 с, отд. 3 м 14-16 х 25 К, Н инт. 30-40 с | 2-3 х 100 батт, инт. 90-120 с 5-6 х 50 К, инт. 40-90 с; 100-200 батт 3-4 х 100, инт. 1-2 мин; 100-200 |
5-ая зона | 8-10 х 25, инт. 60-90 с 16-20 х 10-15, инт. 40-60 с | 2-3 х 50, инт. 3-4 мин 8х50 (50 V + 50 I), инт. 40 с |
Переменное плавание, «горки» | 1000 II + 500 III + 400 III + 300 III + + 200 III + 50 IV, инт 30 с 3 х (10 х 50) II – II – III, инт. 15-15 800 = 400 +200 + 100+ 100 II – III, инт. 10-15 с | 10 х 100 Н, инт. 20 с. + 5 х 100 II, инт. 15 с + 5 х 100 III, инт. 10 с 20 х 50 = 5 х (II– III– IV– V) инт. 15с |
Тактическая подготовка на учебно-тренировочном этапе
Тактическая подготовленность пловца определяется уровнем знаний, умений и способностей спортсмена, обеспечивающих рациональное использование его физической, технической, морально-волевой и интеллектуальной подготовленности для достижения цели, поставленной в соревновании.
Тактическая деятельность спортсмена складывается из решения серии задач, направленных на достижение цели в конкретном соревновании. Для спортивного плавания характерны следующие цели:
1. Показать оптимальный для себя результат. Целью может являться как наивысший результат, так и результат, обеспечивающий выход в полуфинал, финал, или выигрыш заплыва, что позволяет пловцу сохранить силы для дальнейшей борьбы.
2. Выиграть заплыв независимо от того, какой результат покажет пловец (обычно ставится в финальных заплывах; при системе командного зачёта по уровню мест, занятых спортсменами).
Средства и методы тактической подготовки
Основными практическими средствами тактической подготовки являются тактически ориентированные тренировочные и соревновательные упражнения. Тактическая ориентация упражнений задаётся методическими указаниями на изменение скорости, сочетаний темпа и длины шага, установками на решение тактических задач.
Основой тактической подготовленности пловца является его рациональное поведение во время соревнований. Поэтому во время прикидок и соревнований спортсмен должен быть ориентирован не только на грамотное преодоление дистанций, но и на определение индивидуального стиля подготовки к старту (индивидуализация: разминки, взаимодействия с соперниками, поведения между разминкой и стартом, методов саморегуляции состояния).
Психологическая подготовка на учебно-тренировочном этапе
Психологическая подготовка – воспитательный процесс, направленный на развитие и совершенствование значимых свойств личности путём формирования соответствующей системы отношений.Психологическая подготовка выступает как воспитательный и самовоспитательный процесс. Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания.
Главная задача психологической подготовки – формирование и совершенствование спортивного, бойцовского характера, развитие свойств личности, определяющих успех в спорте, укрепление и совершенствование механизмов нервно-психической регуляции, доведение их до уровней, определяющих рекордные достижения. Формирование необходимых личностных качеств пловца происходит с помощью изменения и коррекции отношения спортсмена к выполняемой и предстоящей тренировочной нагрузке, к своим возможностям восстановления, к нервно-психическому перенапряжению, к качеству выполнения тренировочного задания, к спортивному режиму и к спортивной жизни вообще.
Основными методами психологической подготовки являются беседы тренера со спортсменами в индивидуальной и коллективной форме, использование разнообразных средств и приёмов психолого-педагогического воздействия: убеждения, внушения, метода заданий и поручений, моделирования соревновательных ситуаций, методы идеомоторной тренировки.
В учебно-тренировочных группах основными задачами психологической подготовки являются развитие спортивно важных свойств характера и волевых качеств, необходимых для решения усложняющихся тренировочных задач, обучение приёмам самоконтроля и умению управлять предстартовым состоянием на соревнованиях.
Основные методы и приёмы психологической подготовки:
1. В ходе бесед и лекций происходит психологическое образование спортсмена, объяснение особенностей предстартовых и соревновательных переживаний в соответствии с индивидуальными особенностями, обучение ритуалу предсоревновательного поведения. Главный метод воздействия – убеждение, воздействие на сознание пловца.
2. Беседы с другими людьми в присутствии спортсмена. Основная задача – снятие противодействия, которое нередко возникает при использовании внушений и убеждений, борьба с подсознательным негативизмом. Метод воздействия – косвенное внушение.
- Программный материал для учебно-тренировочных занятий на этапе спортивного мастерства
- Этап совершенствования спортивного мастерства
(первый-третий год обучения)
Общая физическая подготовка
Общая физическая подготовка пловца направлена на разностороннее комплексное воздействие на организм спортсмена с некоторым учётом специфики плавания и позволяет решать следующие задачи:
- всестороннее развитие организма спортсмена, повышение уровня развития выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости и на основе этих качеств создание функциональной базы, необходимой для достижения высоких спортивных результатов;
- оздоровление пловцов, закаливание, выработка иммунитета к сменам температур;
- обеспечение в периоды снижения специальных тренировочных нагрузок активного отдыха путём изменения характера применяемых упражнений;
- повышение уровня волевой подготовленности спортсменов путём преодоления ими дополнительно создаваемых трудностей.
К основным средствам общей физической подготовки относятся:
- различные виды передвижений (обычные ходьба и бег, боком, спиной вперёд, с различными движениями рук, в полуприседе и т.д.);
- кроссовая подготовка (бег в умеренном темпе по слабопересечённой местности – до 1 часа. В чередовании с ходьбой – до 1 часа 30 мин;
- общеразвивающие и акробатические упражнения (без предметов, с партнёром, в висах и упорах);
Специальная физическая подготовка
Специальные физические упражнения направлены на развитие специальных качеств пловца. Сюда относятся разнообразные упражнения с резиновыми амортизаторами на развитие силы мышечных групп, принимающих участие в гребковых движениях; упражнения для развития подвижности в плечевых, голеностопных, коленных суставах и позвоночного столба; упражнения для чередования напряжения и расслабления мышц, принимающих участие в гребковых движениях руками и ногами.
Специальная физическая подготовка включает в себя упражнения на развитие: выносливости (бег на средние дистанции); силы (использование наклонных скамеек с тележками, блоковых устройств, специальных тренажёров «Биокинетик», «Наутилус» и т.п.); гибкости (в зависимости от стиля плавания: для брассистов упражнения для развития высокой подвижности в коленном, тазобедренном суставах; для дельфинистов – плечевых, тазобедренных суставах, хорошая гибкость в грудном и поясничном отделах позвоночника); скорости (упражнения с высокой интенсивностью движений).
При изучении и совершенствовании спортивной техники выполняется имитация отдельных элементов и их связок, выделение граничных поз пловца с остановками и статическими напряжениями в этих позах для лучшего освоения координационной структуры движения. Для переноса силовой подготовленности с суши на воду применяются: плавание по элементам, внесение «силовых добавок» в процессе выполнения гребковых движений, не нарушающих кинематику движений.
В качестве дополнительной опоры для рук применяются лопатки с различной площадью поверхности. Для совершенствования эффективности гребка можно применять и обычные серии типа 14х100м. с малыми лопатками, большие же используются для увеличения специальной силы и мощности движений на отрезках 25-30м. необходимо чередовать с лопатками и без них, поскольку возможны нарушения техники плавания.
Для повышения сопротивления движению в качестве относительно лёгкого отягощения используют второй купальник или футболку, для большего отягощения – специальные пояса, куски поролона, буксируемые пловцом. При развитии силовой выносливости используют небольшое дополнительное сопротивление и дистанции до 1500м. Скоростно-силовая выносливость совершенствуется в упражнениях до 30 с. Резиновый шнур, привязанный к поясу пловца, создаёт дополнительное сопротивление, которое постепенно нарастает. Лучше всего использовать вакуумную резину диаметром 8-12 мм, с эластичностью, допускающую трёхкратное растяжение. Резиновый шнур хорошо выявляет ошибки техники, связанные с несогласованной работой рук и ног.
Техническая подготовка
Основные задачи подготовки:
- изучение двигательных действий в спортивных способах плавания, стартах и поворотах, свойственных пловцам высшей квалификации;
- развитие скоростных качеств на дистанциях 25 и 50 метров;
- выбор узкой специализации;
- развитие адаптационных возможностей посредством применения отдельных тренировочных занятий с большими нагрузками;
- воспитание бойцовских качеств и умений тактической борьбы на основной дистанции.
В группах на этапе совершенствования спортивного мастерства происходит окончательный выбор спортивной специализации, подготовка пловцов чётко дифференцируется в зависимости от предрасположенности к спринту, средним или длинным дистанциям. Более того, планирование подготовки даже для спортсменов одной специализации начинает принимать всё более индивидуальный характер.
Ведущей общей тенденцией является быстрый рост объёмов тренировочной работы на уровне МПК (3-я зона, смешанная аэробно-анаэробная направленность работы). К концу этапа значительно увеличиваются нагрузки в гликолитическом анаэробном режиме.
Таблица 19
Тренировочные средства для развития выносливости пловцов
на этапе совершенствования спортивного мастерства
Зоны физиол. мощности | Тренировочное воздействие | |
1-ая зона | 400-1000 к/пл [50], к/пл [100] 8-9 х (300-400) инт. 2-3 мин 10-14 х 200, инт. 60-90 с | 3-5 х 700, инт. 2-3 мин 600-800 н/сп; 2000-2600 2 х 1700, инт. 2-3 мин |
2-ая зона | 20-36 х 50 К, Р, Н, инт. 15-30 с 20-26 х 100, инт. 20-30 с 2-3 х 800 к/пл [25-50], инт. 1-2 мин 3-4 х 400 к/пл [25-50], инт. 30-60 с 6-7 х 200 к/пл, инт. 30-40 с 10-14 х 100 к/пл, инт. 20-30 с | 8-10 х (150-200), инт. 20-40 с 4-7 х (300-400), инт. 30-60с 2-4 х 800, инт. 60-90с 2000-2600; 800-900 Н, Р 15-19 х 100, инт. 20-40 с 1-3 х 350, инт. 1-2 мин |
3-ая зона | 2 х (800-900), инт. 1-2 мин 2 х 500 к/пл [25], инт. 2-4 мин 2-3 х 150 батт, инт. 1-2 мин 10-14 х 100 Н, инт. 30-60 с 4-5 х 200 к/пл, инт. 1-2 мин 2-4 х 350 (50 батт + 50), инт. 2-3 мин 5-7 х 200 (50 батт + 50), инт. 2-4 мин | 16-22 х 50 Н, инт. 20-30 с 10-14 х 100, инт. 30-60 с 4-7 х (150-200),инт. 30-90с 2-4 х (300-350), инт. 40-120 с 1-2 х 700, инт. 1-2 мин 6-9 х 100 батт, инт. 40-60 с 3-4 х 200 Н, инт. 40-90 с; 350 Н |
4-ая зона | 3-4 х (4х50), инт. 20-30 с, отд. 4 мин 5-7 х (4 х 25), инт. 15-20 с, отд. 3 мин 4-5 х 50 батт, инт. 60-90 с 2-3 х 100 батт, инт. 120 с | 4-5 х 50 К, Н, Р инт.40-90 с 2-4 х 100, инт. 2-4 мин 12-14 х 25, инт. 40-60 с 100-200 |
5-ая зона | 7 х 50 (20 баттV + 30 I), инт. 40 с 14-18 х 10-15 К, Н, инт. 40-60 с | 2-3 х 50, инт. 4 мин 8-9 х 25 К, Н, инт. 60-90 с |
Переменное плавание, «горки» | 100+ 200+ 400+ 700+ 400+ 200+ 100 инт. 90 с 700 + 400 + 200 + 300 инт. 40-60 с 750=3 х (25 V+ 25 I+ 50 IV+ 50 I+ 50 IV+ 50 I) | 150 + 2 х 75 + 3 х 50, инт. 90 с 300 + 2 х 200 + 4 х 100 + 7 х 50, инт. 30-60 с, отд. 2-3 мин |
Тактическая подготовка
Тактическая подготовленность пловца определяется уровнем знаний, умений и способностей спортсмена, обеспечивающих рациональное использование его физической, технической, морально-волевой и интеллектуальной подготовленности для достижения цели, поставленной в соревновании.
Тактическая деятельность спортсмена складывается из решения серии задач, направленных на достижение цели в конкретном соревновании. Для спортивного плавания характерны следующие цели:
1. Показать оптимальный для себя результат. Целью может являться как наивысший результат, так и результат, обеспечивающий выход в полуфинал, финал, или выигрыш заплыва, что позволяет пловцу сохранить силы для дальнейшей борьбы.
2. Выиграть заплыв независимо от того, какой результат покажет пловец (обычно ставится в финальных заплывах; при системе командного зачёта по уровню мест, занятых спортсменами).
По динамике скорости проплывания отрезков дистанции относительно средней скорости можно выделить следующие основные тактические варианты проплывания соревновательных дистанций без учёта действий соперников:
- относительно быстрое начало дистанции;
- относительно равномерное проплывание дистанции;
- относительно медленное начало дистанции.
Все три варианта могут быть использованы спортсменами с целью показать высший результат. Вариант относительно быстрого начала характерен для пловцов, обладающих большими скоростными возможностями, а вариант с относительно равномерным проплыванием и вариант с относительно медленным началом дистанции характерны для пловцов, обладающих большей выносливостью.
Основными вариантами проплывания дистанций с учётом действий соперников являются лидирование и стерегущая тактика. Лидирование как тактический вариант преодоления дистанции применяется уверенными в своих силах пловцами с целью выиграть заплыв независимо от уровня результата. В этом случае пловец после старта занимает лидирующее положение и не даёт соперникам возможности выйти вперёд на протяжении всего заплыва. Стерегущая тактика применяется спортсменами с целью выиграть заплыв. Данный вариант характерен для пловцов, умеющих хорошо финишировать.
Средства и методы тактической подготовки
Основными практическими средствами тактической подготовки являются тактически ориентированные тренировочные и соревновательные упражнения. Тактическая ориентация упражнений задаётся методическими указаниями на изменение скорости, сочетаний темпа и длины шага, установками на решение тактических задач.
Основой тактической подготовленности пловца является его рациональное поведение во время соревнований. Поэтому во время соревнований спортсмен должен быть ориентирован не только на грамотное преодоление дистанций, но и на определение индивидуального стиля подготовки к старту (индивидуализация: разминки, взаимодействия с соперниками, поведения между разминкой и стартом, методов саморегуляции состояния).
Психологическая подготовка
Психологическая подготовка – воспитательный процесс, направленный на развитие и совершенствование значимых свойств личности путём формирования соответствующей системы отношений. Психологическая подготовка выступает как воспитательный и самовоспитательный процесс. Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания.
Главная задача психологической подготовки – формирование и совершенствование спортивного, бойцовского характера, развитие свойств личности, определяющих успех в спорте, укрепление и совершенствование механизмов нервно-психической регуляции, доведение их до уровней, определяющих рекордные достижения. Формирование необходимых личностных качеств пловца происходит с помощью изменения и коррекции отношения спортсмена к выполняемой и предстоящей тренировочной нагрузке, к своим возможностям восстановления, к нервно-психическому перенапряжению, к качеству выполнения тренировочного задания, к спортивному режиму и к спортивной жизни вообще.
Основными методами психологической подготовки являются беседы тренера со спортсменами в индивидуальной и коллективной форме, использование разнообразных средств и приёмов психолого-педагогического воздействия: убеждения, внушения, метода заданий и поручений, моделирования соревновательных ситуаций, методы идеомоторной тренировки.
В учебно-тренировочных группах основными задачами психологической подготовки являются развитие спортивно важных свойств характера и волевых качеств, необходимых для решения усложняющихся тренировочных задач, обучение приёмам самоконтроля и умению управлять предстартовым состоянием на соревнованиях.
Основные методы и приёмы психологической подготовки:
1. В ходе бесед и лекций происходит психологическое образование спортсмена, объяснение особенностей предстартовых и соревновательных переживаний в соответствии с индивидуальными особенностями, обучение ритуалу предсоревновательного поведения. Главный метод воздействия – убеждение, воздействие на сознание пловца.
2. Беседы с другими людьми в присутствии спортсмена. Основная задача – снятие противодействия, которое нередко возникает при использовании внушений и убеждений, борьба с подсознательным негативизмом. Метод воздействия – косвенное внушение.
3. Аутотренинг – самостоятельное, без посторонней помощи, использование изученных и заранее подготовленных внушений в состоянии глубокого расслабления и покоя (релаксации) или в состоянии так называемого аутогенного погружения, с задачей создания необходимого психического состояния. В процессе аутотренинга завершается переход внушения в самовнушение, совершенствуются механизмы саморегуляции.
4. Размышления, рассуждения. Основные способы перевода внушений и самовнушений в самоубеждения – высшие уровни самосознания и саморегуляции.
Планомерное использование представленной системы методов позволяет достаточно полно и глубоко проникать в систему отношений спортсмена, формировать программу будущих действий и переживаний, установки на реализацию этих программ поведения в нужные моменты тренировки и соревнования.
- Структура системы многолетней подготовки
Современное представление о планировании подготовки связано с её определенной структурой, в которой выделяют: микроциклы, мезоциклы и макроциклы. Микроциклом тренировки называют совокупность нескольких тренировочных занятий, которые вместе с восстановительными днями составляют относительно законченный повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса. Как правило, длительность микроцикла составляет одну неделю.Мезоцикл– структура средних циклов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов. Строительными блоками мезоцикла служат микроциклы различного типа. В практике средний цикл тренировки содержит от двух до шести микроциклов. Макроцикл тренировки предполагает три последовательных фазы – при обретения, сохранения (относительной стабилизации) и некоторой утраты спортивной формы. Построение макроцикла основывается на периодизации круглогодичной тренировки.
Структура тренировочного макроцикла может быть представлена как последовательность средних циклов (мезоциклов), состоящих из 3-8 микроциклов. Продолжительность микроцикла может составлять от 3 до 14 дней. Наиболее часто в тренировке юных пловцов применяются микроциклы недельной продолжительности.
Тип мезоцикла определяется его задачами и содержанием. Основными типами являются: втягивающие, базовые и соревновательные мезоциклы.
Основной задачей втягивающего мезоцикла является постепенное подведение пловцов к выполнению последующей тренировочной работы. Она применяется в начале сезона, после вынужденных (либо запланированных) перерывов в тренировках. С этого мезоцикла начинается годичный макроцикл. В нём осуществляется развитие преимущественно общих, не специфических для плавания, компонентов физических качеств, оздоровление и закаливание организма. Большой объём нагрузки осуществляется на суше. На занятиях в воде широко используются игры и упражнения для совершенствования техники плавания.
В базовом мезоцикле основное внимание уделяется повышению функциональных возможностей организма пловца, развитию его физических качеств, становлению технической и психологической подготовленности. Это главная разновидность мезоциклов в годичном цикле. Тренировочная программа характеризуется разнообразием средств и большими по объёму и интенсивности нагрузками.
Соревновательный мезоцикл обычно продолжается 2-3 недели. Общий объём нагрузки в нём постепенно снижается. В этом мезоцикле происходит совершенствование технических возможностей спортсмена, устранение отдельных недостатков в подготовке, отработка выполнения стартов и поворотов. Увеличивается доля спринтерских упражнений. Большое внимание уделяется полноценному физическому и психическому восстановлению пловцов и созданию оптимальных условий для протекания адаптационных процессов в их организме после нагрузок предшествующих мезоциклов.
Начиная с тренировочного этапа многолетней спортивной подготовки (этап спортивной специализации) тренировочные нагрузки пловцов распределяются на два, три или четыре макроцикла. Чем выше спортивная квалификация пловцов, тем в большей степени выражена волнообразность динамики нагрузки. В макроцикле выделяются подготовительный, соревновательный и переходный периоды.
В подготовительном периоде тренировка пловцов строится на основе упражнений, создающих физические и технические предпосылки для последующей специальной тренировки. Подготовительный период принято делить на два этапа – общеподготовительный и специально-подготовительный. Основные задачи общеподготовительного этапа – повышение уровня общей физической подготовленности спортсмена, увеличение возможностей основных функциональных систем его организма. На этом этапе много времени уделяется работе на суше.
На специально-подготовительном этапе тренировка направлена на повышение специальной работоспособности. Содержание тренировки предполагает развитие комплекса качеств (скоростных возможностей, специальной выносливости и др.) на базе предпосылок, созданных на общеподготовительном этапе. Большое внимание уделяется совершенствованию соревновательной техники. Силовые упражнения на суше направлены на вовлечение в работу мышц, несущих основную нагрузку в процессе соревновательной деятельности. Упражнения на развитие гибкости акцентированы на повышение подвижности в плечевых и голеностопных суставах. Большое внимание уделяется совершенствованию соревновательной техники. Эта задача обычно решается параллельно с развитием физических качеств и имеет два аспекта: 1) совершенствование качественных особенностей двигательного навыка (формы и структуры движений) как основы повышения скоростных возможностей; 2) выработка экономичной и вариабельной техники движений как основы повышения специальной выносливости.
Основной задачей соревновательного периода является дальнейшее повышение уровня специальной подготовленности и возможно более полная её реализация в соревнованиях, что достигается широким применением соревновательных и близких к ним специально-подготовительных упражнений. При подготовке к ответственным стартам происходит значительное снижение тренировочной работы. Вместе с тем при длительном соревновательном периоде необходимо поддержание достигнутой подготовленности. И поэтому широко применяются специально-подготовительные упражнения, иногда весьма отличные от соревновательных.
Основная задача переходного периода – полноценный отдых после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего макроцикла, а также поддержание на определённом уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности пловца к началу очередного макроцикла. Тренировка в переходный период характеризуется небольшим суммарным объёмом работы и незначительными нагрузками. Переходный период включает в себя сочетание активного и пассивного отдыха. В качестве средств активного отдыха целесообразно сочетать необычные упражнения в воде, которые редко применялись в течении годичного цикла (водное поло, дальние проплывы по естественным водоёмам, игры и эстафеты с применением неспортивных способов плавания и т.п.), со спортивными и подвижными играми.
- Структура и содержание тренировочных занятий
Тренировочное занятие является структурной единицей тренировочного процесса. Содержание подготовительной и заключительной частей зависят от материала основной части. К концу специальной разминки в подготовительной части интенсивность выполняемой работы может достигать значительных, но не максимальных величин.
Структура тренировки имеет три части. Подготовительная часть (30-35% от всего времени тренировки) предусматривает:
- организацию спортсменов к началу занятия, проверку готовности к тренировке, сообщение задач занятия, повышение внимания занимающихся (для этого применяются строевые упражнения, команды), создание психологического настроя на продуктивную работу;
- осуществление общей разминки организма занимающихся для повышения работоспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем (применяется ходьба, бег, общеразвивающие упражнения);
- осуществление специальной разминки с целью подготовки к работе тех мышечных групп, которые будут задействованы в основной части занятия. Для этого применяются специальные упражнения, выполняемые в бассейне.
Основная часть (60-70% от всего времени тренировки) предназначена для решения конкретных задач спортивной подготовки. Если в основной части решается несколько задач разного типа, то перед каждой новой задачей необходимо провести кратковременную разминку, помогающую психологически настроиться и обеспечить и врабатывание организма в новый режим деятельности.
Заключительная часть (5-10% от всего времени тренировки) способствует постепенному снижению функциональной активности организма. Постепенное снижение нагрузки достигается плавательными упражнениями низкой интенсивности.
Особенности структуры тренировочного занятия зависят от его содержания. В большинстве случаев содержание характеризуется направленностью занятия и уровнем тренировочной нагрузки. Для подготовки спортсменов не рационально ставить множество задач. Это связано с тем, что необходимость спортивного совершенствования пловцов требует концентрации усилий в каждом отдельном занятии на относительно небольшом круге тренировочных заданий. Решение всей совокупности задач возможно путем увеличения общего количества ежедневных тренировок, что является преобладающей формой организации тренировочного процесса высококвалифицированных пловцов.
Эффективность тренировочных занятий на различных этапах подготовки пловцов зависит от рациональной организации, обеспечивающей высокую общую и моторную плотность тренировок, оптимальную дозировку нагрузки, учет индивидуальных особенностей занимающихся.
Организационные формы проведения тренировок.
- Групповая – создаются условия для необходимой конкуренции между спортсменами, усиливается их взаимодействие, взаимопомощь.
- Индивидуальная – спортсмены работают самостоятельно по индивидуальным заданиям.
- Самостоятельная – спортсмены выполняют утреннюю гимнастику, индивидуальные задания тренера, комплексы специально-подготовительных упражнений, чтение методической литературы, просмотр видеозаписей соревнований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа "Футбол" начальной и учебно-тренировочной подготовки
Адаптированная программа по футболу для групп начальной и учебно- тренировочной подготовки....
Рабочая программа обучение плаванию для 5 классов 12 часов
Согласно программы "физическая культура", которую нам, президентскому кадетскому училищу присылает Военный Институт Физической Культуры для обучения плаванию отводиться 6 часов в первом тр...
Модифицированная образовательная программа"фитнес-аэробика для учебно-тренировочных групп"
Программа предназначена для тренеров-преподавателей, педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и является основным государственным...
Рабочая программа по плаванию. 1-2 класс
Рабочая программа по плаванию для учащихся 1-2 классов. Рассчитана на 1 час в неделю. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
ЭЛЕМЕНТЫ СИНХРОННОГО ПЛАВАНИЯ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ЗАНЯТИИ В БАССЕЙНЕ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Методика начального обучения плаванию, особенности урока в бассейне как средство повысить мотивацию и заинтересованность учащихся. С разработки образцовых заданий для групп синхронного плавания....
Рабочая программа по плаванию для учебно-тренировочных групп свыше двух лет
Рабочая программа по плаванию для учебно-тренировочных групп свыше двух лет (этап углубленнойспециализации) разработана на основе Дополнительной предпрофессиональной программы по плаванию Муниципально...
Рабочая программа по плаванию для этапа начальной подготовки
Рабочая программа «плавание» предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке по плаванию с учетом совокупности минимальных требований к спортивной подго...