Рабочая программа по плаванию для этапа начальной подготовки
рабочая программа (5 класс)

БарсуковЕМ

Рабочая программа «плавание» предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке по плаванию с учетом совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта плавание, утвержденным приказом Минспорта России от 16.11.2022 № 1004. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1_barsukov.docx48.54 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине) плавание на этапе начальной подготовки

Этап начальной подготовки. Первый год обучения

Общая физическая подготовка

Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс развития двигательных способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но косвенно влияющих на успех в спортивной деятельности.

На первых этапах обучения, когда новичок не может ещё проплывать определённые отрезки и дистанции в воде и таким образом совершенствовать выносливость, необходимо использовать другие виды физических упражнений (ходьбу, бег, спортивные и подвижные игры и т.д.), а также широко применять повторный и интервальный методы выполнения гимнастических упражнений (серии).

В целях повышения уровня физического развития занимающихся используются общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше.

Имитация на суше движений, сходных по форме и характеру с движениями, выполняемыми в воде, способствует более быстрому и качественному освоению техники плавания.

Выполнение общеразвивающих упражнений направлено главным образом на укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование мышечного корсета и воспитание правильной осанки.

Они подбираются для разных мышечных групп (плечевой пояс, руки, туловище и ноги) и выполняются из разных исходных положений (сидя, стоя в наклоне, лежа на спине, животе). Подбор и дозировка упражнений зависит от их сложности, возраста детей и степени освоения ими данного материала, а также от содержания основной части занятия.

Специальная физическая подготовка

Специальная физическая подготовка (СФП) – это процесс развития двигательных способностей и комплексных качеств, отвечающих специфическим требованиям соревновательной деятельности в избранном виде спорта. Основные средства СФП – соревновательные и специально-подготовительные упражнения.

Имитационные упражнения на суше позволяют ознакомиться с формой и характером упражнения перед выполнением его в воде, что повышает успешность освоения сущности движения.

При изучении и совершенствовании спортивной техники выполняется имитация отдельных элементов и их связок, выделение граничных поз пловца с остановками и статическими напряжениями в этих позах для лучшего освоения координационной структуры движения.

Техническая подготовка

Обучение технике плавания проводится с использованием максимально возможного числа подводящих, подготовительных и специальных упражнений с упором на игровые методы обучения. Для групп начальной подготовки отсутствует периодизация тренировочного процесса, т.е. в годичном цикле не выделяются периоды подготовки, а контрольные соревнования проводятся по текущему материалу без какой-либо целенаправленной подготовки к ним.

Преимущественной направленностью тренировочного процесса в группах начальной подготовки являются обучение и совершенствование навыков плавания спортивными способами, развитие общей выносливости (на базе совершенствования аэробных возможностей), гибкости и быстроты движений.

Учебный год условно можно разбить на 2 полугодия. В первом полугодии проводится освоение с водой и обучение технике плавания кролем на груди и на спине.

Упражнения для освоения с водой можно разделить на пять подгрупп: упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды; погружения в воду с головой, подныривания и открывания глаз в воде; всплывания и лежания на воде; выдохи в воду; скольжения. Упражнения для освоения с водой служат основным учебным материалом на первых занятиях плаванием, а также для проведения игр и развлечений на воде.

Освоение с водой происходит одновременно с изучением простейших упражнений, которые являются элементами техники спортивных способов плавания. Особое внимание уделяется упражнениям в скольжении, которые содействуют выработке равновесия, горизонтального положения тела, улучшению обтекаемости тела при плавании, тренируют умение занимающихся напрягать мышцы туловища и вытягиваться вперёд, увеличивая длину скольжения.

Одним из средств освоения с водой служат также прыжки в воду (глубина воды доходит до уровня пояса или груди занимающихся). Прыжки воспитывают у занимающихся смелость и уверенность, вносят оживление в занятия плаванием.

Во втором полугодии тренировочные занятия планируются таким образом, что 60% от общего объёма нагрузки проплывается кролем на груди и на спине. Остальные 40% общего объёма плавания целиком посвящаются изучению техники плавания дельфином и брассом и совершенствования в ней.

Участие в соревнованиях

В течении первого года обучения соревнования проводятся в малом бассейне. Через три месяца после начала обучения проводятся соревнования «Умею плавать кролем на груди». Учащиеся должны технически правильно проплыть дистанцию 20 метров без остановок на дне бассейна.

Через шесть месяцев после начала обучения проводятся соревнования «Умею плавать кролем на спине». Учащиеся должны технически правильно проплыть дистанцию 20 метров способом плавания кроль на спине без остановок на дне бассейна.

Этап начальной подготовки. Второй год обучения

Общая физическая подготовка

Разносторонняя ОФП направлена на укрепление здоровья и развитие всех мышечных групп и двигательных способностей с привлечением средств и методов подготовки из других видов спорта, выполняемых в несоревновательных режимах.

Физическая подготовка включает в себя упражнения на развитие выносливости (бег на средние и длинные дистанции, лыжная подготовка), силы (подтягивания, приседания, различные виды отжиманий, упражнения с резиновыми амортизаторами и др.), гибкости (махи, выкруты, упражнения на растягивание и др.), скорости (бег на короткие дистанции, выполнение силовых упражнений на скорость).

Специальная физическая подготовка

Специальные физические упражнения направлены на развитие специальных качеств пловца. Сюда относятся разнообразные упражнения с резиновыми амортизаторами на развитие силы мышечных групп, принимающих участие в гребковых движениях; упражнения для развития подвижности в плечевых, голеностопных, коленных суставах и позвоночного столба; упражнения для чередования напряжения и расслабления мышц, принимающих участие в гребковых движениях руками и ногами.

Имитационные упражнения на суше позволяют ознакомиться с формой и характером упражнения перед выполнением его в воде, что повышает успешность освоения сущности движения.

При изучении и совершенствовании спортивной техники выполняется имитация отдельных элементов и их связок, выделение граничных поз пловца с остановками и статическими напряжениями в этих позах для лучшего освоения координационной структуры движения.

Техническая подготовка

Тренировочные занятия по технической подготовке способствуют совершенствованию техники всех способов плавания, стартов и поворотов, формируют правильный навык техники плавательных движений, которые непосредственно не связаны с физическими качествами (движения туловища, головы, подготовительные движения и др.)

Техника изучается раздельно в следующем порядке: 1) положение тела, 2) дыхание, 3) движения ногами, 4) движения руками, 5) общее согласование движений. Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:

1. Ознакомление с движением на суше – проводится в общих чертах, без отработки деталей, поскольку условия выполнения одного и того же движения на суше и воде различны.

2. Изучение движения в воде с неподвижной опорой. При изучении движений ногами в качестве опоры используется бортик бассейна или дно, движения руками изучаются, стоя на дне по грудь или пояс в воде.

3. Изучение движения в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами широко применяют плавательные доски; движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну бассейна.

4. Изучение движения в воде без опоры. Все упражнения этой группы выполняются в скольжении и плавании.

Занятия в бассейне в основном направлены на совершенствование техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов. Среди средств подготовки по-прежнему широко используются тренировочные задания, применявшиеся ранее, в том числе игры и развлечения на воде, прыжки в воду. Постепенно, начиная со 2-го полугодия 2-го года обучения, начинают всё шире использоваться упражнения начальной спортивной тренировки. Типичные тренировочные серии для групп начальной подготовки 2-го года обучения: 2-3 х 200м, 4-6 х 100м, 6-8 х 50м, чередуя способы и темп; 4-6 х 25м.

Тренировочные нагрузки спортсменов в циклических видах спорта принято разделять на 5 зон преимущественной направленности тренировочного воздействия. Основным критерием для разграничения нагрузки является относительная мощность выполняемого упражнения, выраженного в условных единицах. Дополнительно используют биохимические и физиологические параметры, в частности уровень молочной кислоты в крови, частоту пульса и др.

Нагрузки 1-ой зоны носят чисто аэробную направленность, находятся ниже порога анаэробного обмена. Работа в этой зоне может выполняться длительное время, так как её интенсивность невелика.

Нагрузки 2-ой зоны носят преимущественно аэробную направленность, находятся примерно на уровне порога анаэробного обмена или немного выше. Средняя продолжительность предельной непрерывной работы находится в пределах от 15 до 30 мин.

Нагрузки 3-ей зоны требуют максимального напряжения аэробных возможностей при высоком уровне производительности анаэробного гликолитического процесса. Продолжительность работы от 4 до 15 мин.

Упражнения с длительностью работы от 0,5 до 4,5 мин. главным образом выполняются за счёт анаэробного гликолиза, причём до 1 мин. ведущим фактором является его мощность (скорость накопления молочной кислоты), свыше – ёмкость (общее количество накопленного лактата). Такие нагрузки относятся к 4-ей зоне выносливости.

Упражнения 5-ой зоны могут применяться для развития скоростных качеств (однократное и повторное проплывание отрезков 10, 15, 25 м.) и скоростной выносливости. Частота пульса для этой зоны как правило, не учитывается. Для развития скоростной выносливости используются отрезки от 10 до 25 метров с количеством повторений от 2 до 10.

Основные тренировочные средства для развития выносливости пловцов групп начальной подготовки второго годов обучения приведены в таблице 13.

В таблицах используются следующие сокращения и условные обозначения:

- инт. – интервал отдыха между отрезками в интервальных сериях;

- К – упражнение выполняется с полной координацией движений;

- Н – упражнение выполняется с помощью движений ногами;

- Р – упражнение выполняется с помощью движений руками;

- н/сп – плавание на спине; - в/ст – вольный стиль;

- батт – плавание баттерфляем; - к/пл – комплексное плавание

Таблица 13

Тренировочные средства для развития выносливости пловцов группы начальной подготовки второго года обучения

Зоны физиол.

мощности

Тренировочное воздействие

1-ая зона (155-170 уд./мин)

2-3 х 100м инт.60 с

1-2 х 150м инт.90 с

200м К,Р,Н

400м н/сп

2-ая зона (170-185 уд./мин)

15-16 х 25м инт.20 с

2-3 х (4 х 50м) инт.20 с, отд.2мин

7-8 х 50м инт.30 с

3-4 х 100м к/пл

3-4 х 50м Р, Н

200м к/пл

3-ая зона (185-200 уд./мин)

3-4 х 100м (25Р+75Н), инт.1м

2-4 х (4 х 25м), К, Н инт.20с, отд. 2 м

10 х 25м инт.30с

2 х 100 (50 бат+50)

3-4 х 75м инт. 50с

4-6 х 50м инт. 40с

4-ая зона (Свы-ше 200 уд./мин)

5-6 х 25м К, Н инт.1 мин

2 х (4 х 25м) инт. 30 с, отд.4мин

2 х 50м, инт. 2 мин

100м

5-ая зона

9-10 х 10м К, Р, Н инт. 40 с

5-6 х 25м инт. 2 мин

7-8 х 15м инт. 1мин

Участие в соревнованиях

В зависимости от этапа многолетней тренировки роль соревновательной деятельности существенно меняется. Так, на начальных этапах многолетней подготовки планируются только подготовительные и контрольные соревнования. Они проводятся редко, специальной подготовки к ним не ведется. Основной целью соревнований является контроль за эффективностью данного тренировочного этапа, приобретение соревновательного опыта, повышение эмоциональности тренировочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование рациональной техники плавания на этапе начальной подготовки.

Формирование рациональной техники плавания на этапе начальной подготовки....

Обучение и совершенствование техники плавания кролем на груди на этапе начальной подготовки

Обучение и совершенствование техники плавания кролем на груди на этапе начальной подготовкиПоследовательность обученияПримерные упражнения, применяемые при изучении техники плавания кролем на груди.Из...

Формирование рациональной техники плавания на этапе начальной подготовки.

Формирование рациональной техники плавания на этапе начальной подготовки....

Обучение и совершенствование техники плавания кролем на груди на этапе начальной подготовки

Начиная со 2-го года обучения плаванию и в течении всей спортивной деятельности воспитанников, тренер уделяет всё большее внимание совершенствованию техники спортивных способов плавания, устраняет оши...