МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ «РУССКИЕ ПОТЕШКИ»
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Ачинский детский дом»
УТВЕРЖДАЮ | |
Директор КГКУ «Ачинский детский дом» | |
______________ В.А. Антропова | |
«___» _______________ 2024 г. |
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
ОРКЕСТР
РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
«РУССКИЕ ПОТЕШКИ»
Возраст обучающихся 11-15 лет.
Срок реализации программы - 1 год
Автор-составитель:
Стрекатов Сергей Сергеевич,
педагог дополнительного образования
высшая категория
Ачинск
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Оркестр русских народных инструментов — оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.
Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в учреждениях культуры и образовательных учреждениях.
Перед учреждениями дополнительного образования детей стоит задача по всестороннему удовлетворению потребностей государства, общества и граждан за рамками общего среднего образования. Программа по обучению игре на русских народных инструментах дополняет и расширяет сферу дополнительных образовательных услуг.
В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная программа «Оркестр русских народных инструментов» имеет художественно-эстетическую направленность и включает в себя художественное воспитание и общее музыкальное образование, основанные на сложившейся традиционной школе обучения игре на русских народных инструментах и богатом учебном репертуаре – образцах национальной музыки и отечественной классики.
Программа оркестра русских народных инструментов играет важную роль в развитии музыкальных способностей учащихся, их творческого потенциала, формировании коллективных навыков игры, воспитании трудолюбия, способствует всестороннему раскрытию и реализации природного творческого потенциала личности, социально значимого проявления индивидуальности каждого в условиях коллектива, социума.
Актуальность данной программы определяется потребностью в возрождении и широком приобщении детей к традициям русской национальной музыкальной культуры.
Новизна программы. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учеников. Совместное музицирование способствует созданию мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте, развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм.
Педагогическая целесообразность программы связана с направлением образовательного процесса на развитие эстетического вкуса учащихся, на практическое применение навыков игры на инструменте, а также с обеспечением возможности концертной практики для каждого обучающегося в составе оркестра, что имеет большое воспитательное значение.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Задачи обучения и воспитания должны быть тесно связаны между собой. Руководителю оркестра, следует помнить о том, что обучение в коллективе должно носить воспитывающий характер. Говоря о музыкальных образах, раскрывая содержание музыки, следует обращать внимание на красоту мелодии, гармонию и другие средства выразительности, показывать значение их для выражения отдельных чувств, настроения и мыслей композиторов.
Воспитательная роль занятий значительно повысится, если руководитель сможет заинтересовать учащихся работой, сумеет привить им любовь к музыке вообще и к русскому народному инструментальному искусству, в частности.
Через изучаемый репертуар происходит расширение общего кругозора, накопление знаний о музыке, творчестве композиторов, развитие воображения учащихся, их музыкальной отзывчивости и восприимчивости.
Основная цель данной программы – воспитание творческой личности со стремлением к добру, красоте, правде, труду посредством опыта сотрудничества учеников и педагога в любом виде творческой деятельности, в рамках жанра русской народной песни. Важно внушить, что занятия музыкой требуют много времени и усилий, что достичь больших успехов можно лишь в результате упорного и серьезного труда.
1. Обучающие задачи:
- раскрыть специфику, суть, традиции русского народного творчества;
- познакомить с инструментами и приёмами игры на них;
- обучить навыкам игры на инструменте сольно и в оркестре.
2. Развивающие:
- развитие ритмического, ладового чувства, тембрового слуха;
- развитие эмоциональной восприимчивости, образного мышления, творческих способностей;
- развитие у детей творческого подхода в любой музыкальной деятельности.
3. Воспитательные:
- обогатить кругозор детей знаниями элементарной теории музыки;
- воспитать интерес и любовь к музыкальной культуре, народному
творчеству;
- формирование навыков сценической культуры;
- увлечь и заинтересовать учащихся исполнительской техникой настолько, чтобы они занялись самостоятельным анализом сути предмета, вывести их на путь творческого развития и профессионального самоопределения.
4. Коррекционные (для участников оркестра с ОВЗ):
- формирование и закрепление эмоционально-позитивных установок в самооценке учащихся с ограниченными возможностями;
- создание условий для самореализации детей.
Отличительной особенностью программы является обучение детей игре на ложках, создание ритмических и инструментальных импровизаций, танцевальных композиций, игровых миниатюр.
Развитие творческого потенциала личности, обучающегося при освоении данной программы, происходит также за счёт прохождения через изучение малых фольклорных форм. В устном народном творчестве как нигде сохранились черты русского народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Используя фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями. Поговорки, загадки, пословицы, сказки приобщают детей к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского фольклора занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником формирования личности ребенка, их познавательного и нравственного развития.
Данная программа является модифицированной. Мной переработаны программы В. Авксентьева «Оркестр русских народных инструментов», Казаковой И.Ю. «Народная культура» и программа Хазовой М.В. «Горенка». Проанализировав их, я внес следующие изменения:
- Из программы Казаковой И.Ю. «Народная культура» взят только раздел «Народное творчество».
- В программе Хазовой М.В. «Горенка» рассмотрен раздел «Народная песня и ее режиссура», материал адаптирован для исполнительской техники.
- Ввел в программу малые формы фольклора, которые расширяют познания об окружающем мире и человеке и развивают самосознание детей, они позволяют им получить навыки общения со взрослыми и сверстниками, учат вступать в диалог, высказывать свое мнение, обосновывать его, учитывать желания и мнение других, тем самым обогащая социальный опыт каждого ребенка.
Прием учащихся в оркестр проводиться в начале учебного года. Определяющую роль в приеме должны играть принципы добровольности и заинтересованности. У поступающих проверяются лишь общие музыкальные данные: чувство ритма, слух, музыкальная память.
Занятия в подготовительном оркестре следует начинать не ранее 10 - 11 лет, так как извлечение звука на русских народных инструментах требует определенных физических усилий. Кроме того, к этому возрасту у детей появляются более устойчивые интересы к какому-либо одному виду деятельности.
Наиболее целесообразной формой деятельности оркестров русских народных инструментов в начальный период являются занятия в двух группах - подготовительной и основной. Занятия подготовительного и основного коллективов ведутся раздельно.
Основной формой обучения являются общеоркестровые занятия. Предусматривается также обучение индивидуальное и по отдельным группам. Численный состав групп может быть различным.
Срок реализации программы: 1 год. (72 ч.)
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Основные принципы образовательной программы
В учебно-воспитательном процессе реализуются следующие дидактические принципы, т.е. закономерности и законы, составляющие основу учебного процесса и определяющие деятельность педагога и учащихся:
- Преемственность. Каждая новая тема опирается на уже усвоенное в предыдущей теме.
- Систематичность и последовательность. Знания даются постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации от раздела к разделу.
- Доступность. Учебный материал излагается в доступной для детей форме.
- Эмоционально-образная атмосфера проведения занятий.
Проведение музыкально - образовательной работы в самодеятельном оркестре требует применения системы различных форм, методов.
Формы музыкально - образовательной работы можно условно разделить на основные, дополнительные и формы музыкального самообразования.
К основным формам относятся: прослушивание музыки, рассказы о музыке и музыкантах, стенные газеты. Тематика может быть самой разнообразной — от творчества одного композитора, исполнителя, до общих проблем музыкального искусства.
Дополнительные формы имеют в виду коллективные посещения концертов, музыкальных спектаклей, лекций - концертов и так далее. Эти мероприятия проводятся в свободное от репетиций время. Участвует в них либо весь оркестр, либо часть его. Что же касается форм музыкального самообразования, то под ними подразумеваются различные самостоятельные занятия участников оркестра по изучению теории музыки, музыкальной грамоты, дирижирования, общих проблем искусства и так далее. Организуются они в основном в индивидуальном порядке и не регламентируются.
Методы музыкально - образовательной работы можно разделить на: словесные (объяснение, рассказ, беседа), практические (обучение игре на инструменте), наглядные (показ, проигрывание).
Методы, помогающие организации познавательно-творческой деятельности учащихся. Среди них:
- метод содержательного анализа, который является основой воспитания слушательской культуры;
- метод «сочинение сочиненного», вызывающий у школьников аргументированный содержательный мотив своего выбора продолжения музыки;
- метод моделирования художественно-творческого процесса, обеспечивающий ребенку понимание смысла своей деятельности в добывании знаний (т.е. ребенок становится в позицию творца-композитора), индивидуального творчества (когда дети в опоре на опыт, воображение, фантазию, интуицию сопоставляют, сравнивают, преобразуют, выбирают, создают и т.д.)
Все методы можно разделить на следующие группы:
1) художественно - исполнительские;
2) художественно-образовательные;
3) методы самовоспитания.
Первые применяются в основном при разучивании и исполнении пьес. С их помощью вырабатываются навыки ритмичной игры, игры в ансамбле, выразительного исполнения. Художественно - образовательные используются в беседах, на занятиях по малых форм фольклора, нотной грамоты. Методы самовоспитания применяются при самостоятельном изучении участниками музыки, народных песен и малых форм фольклора.
Методика работы с самодеятельным народным оркестром, как и любая другая методика обучения, динамично развивается, постоянно обогащаемая практикой. Методика только тогда действенна, когда основана движением и развитием.
Ожидаемые результаты:
- овладеют знаниями о музыкальном инструменте (оснащение, строй);
- приобретут навыки ансамблевой игры
- будут уметь исполнять оркестровые партии 2-го плана, играть на треугольнике, бубне, ложках;
- будут знать основные средства мануальной техники дирижера (схема на 2/4, 3/4, 4/4, взаимоотношение динамики, темпа от жеста и пр.);
- будут уметь ориентироваться в оркестровых партиях.
Формы контроля
В качестве средств контроля успеваемости могут использоваться прослушивания, в форме контрольных занятий, конкурсных выступлений в составе оркестра, при проведении внутренних мероприятий учреждения.
Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого обучающегося, процессом формирования компетенций. Текущий контроль успеваемости носит безотметочный характер и служит для определения педагогических приемов и методов для индивидуального подхода к каждому обучающемуся, корректировки плана работы с группой.
Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы в виде итогового фольклорного досуга.
Промежуточный контроль – оценка уровня и качества освоения обучающимися программы по итогам изучения раздела, темы или в конце определенного периода обучения.
Формами контроля могут быть: педагогическое наблюдение за ходом выполнения практических заданий педагога, анализ на каждом занятии качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, выставка, конкурс, фестиваль, соревнование, презентация проектов.
Итоговая аттестация – проводится в конце года, с целью оценки качества освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы после завершения ее изучения.
В процессе проведения итоговой аттестации оценивается результативность освоения программы.
Основные показатели эффективности реализации данной программы:
- высокий уровень мотивации к исполнительству на русских инструментах;
- творческая самореализация учащихся, участие оркестра, ансамблей и их солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях;
- профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкального образования.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 год обучения)
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2. | Русь изначальная | 8 | ||
3. | Осень на порог | 3 | ||
4. | Волшебница зима | 3 | ||
5. | Весна пришла - отворяй ворота | 4 | ||
6. | Веселые музыканты | 3 | ||
7. | Выразительные средства музыки. | 3 | 1 | 1 |
8. | Звук и его высота. | 3 | 1 | 1 |
9. | Нотный стан. Скрипичный и басовый ключи. | 10 | 2 | 4 |
10. | Ритм, метр, размер и темп. | 4 | 1 | 1 |
11. | Развитие навыков игры в оркестре. | 30 | ||
12. | Итоговое занятие. | 1 | 0 | 1 |
Всего часов | 72 | 15 | 57 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ (1 год обучения)
Тема 1. Введение. Сущность и задачи самодеятельного художественного творчества. Возникновение и развитие оркестров русских народных инструментов. Распределение участников по инструментам. О занятиях оркестра. Хранение инструментов. Техника безопасности.
Тема 2. «Русь изначальная». Знакомить детей с русскими обычаями. Правилами приветствия русских людей, особенностями поведения при входе в избу. Познакомить с русской плясовой песней, танцем «Калинка». Познакомить детей с жилищем русского человека – внутренним расположением, предметами обстановки.
Учить детей передавать весёлый, характер песни. использовать устный фольклор. Знакомить детей с предметами обихода (самовар, чугунок, ухват, корыто, коромысло и т.д). Разучивание песен «Самовар», «Ложки деревянные», «Пошла млада за водой», «Во поле береза стояла».
Познакомить с элементами народного костюма. Знакомить с русской народной песней «Валенки», исполнительницей: Лидией Руслановой.
Тема 3. «Осень на порог» Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы. Игра – инсценировка: «Кисонька-мурысенька». Беседа «Откуда хлеб пришёл». Знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом. Разучивание песни: «У нас серпы–то золотые». Знакомить детей с малыми фольклорными формами: потешки, прибаутки, дразнилки, докучные сказки, считалки. Разучить круговую игру «Барашеньки - крутороженьки».
Тема 4. «Волшебница – зима» Беседа о зимних месяцах, об их старинных названиях, особенностях, красоте русских пейзажей. Пословицы, поговорки, загадки о зиме. Драматизация потешек: «Ты мороз, мороз», «Как на тоненький ледок». Знакомить со Святками, обычаями, традициями. Разучить колядки. Знакомство с потешным фольклором:(дразнилки, докучные сказки). Разучивание шуточной песни: «А и где ж было видано».
Тема 5. «Весна пришла - отворяй ворота». «Масленица, Просковейка, встречаем тебя хорошенько!», традиции и обряды. Дать представление о старинном весеннем обычае – встрече птиц. Обогатить фольклорный репертуар загадками, закличками о птицах и о весне. Разучивание: «Венок», «Веснянка», «Порушка – Параня».
Тема 6. «Веселые музыканты». Познакомить с балалайкой и её звучанием. Пословица и поговорки о балалайке. Знакомить детей с колыбельными песнями, учить передавать ласковый, напевный характер мелодии. Знакомить с историей возникновения гармошки, ее видами, звучанием. Пословицы и поговорки о гармони. Прослушивание напевов саратовской гармони. О многообразии жанров русской народной песни.
Тема 7. Выразительные средства музыки. Изучение нотной грамоты и элементарной теории музыки, составная часть подготовки самодеятельного музыканта. Специфика музыки, как вида искусства (отражение действительности в звуковых образах) масштабы ее художественных возможностей (отражение картин природы, быта, народной жизни, внутреннего мира человека, социально — исторических явлении). Выразительные средства музыки. (Мелодия, лад, гармония, метр, ритм, темп, тембр и т.д.). Взаимодействие выразительных средств в процессе исполнения музыки.
Тема 8. Звук и его высота. Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени звукоряда. Звук как физическое явление. Источники звука у балалайки, домры, баяна, духовых инструментов. Музыкальные звуки и шумы. Свойства музыкального звука - высота, длительность, сила, тембр. Зависимость первых трех свойств от частоты, продолжительности. Понятие натурального звукоряда. Разнообразие тембровой окраски звуков, издаваемых музыкальными инструментами. Основные ступени звукоряда. Октава. Количество октав и их название. Тон и полутон. Общая шкала звуков и их организация в музыкальную систему.
Тема 9. Нотный стан. Скрипичный и басовый ключ. История возникновения и развития нотной записи. Современная нотация. Определение нотного стана (нотоносца). Добавочные линии. Обозначение звука на письме. Длительности нот. Понятие о ключах. Запись высоты звуков основных ступеней звукоряда в скрипичном и басовом ключах. Знаки альтерации – ключевые и случайные. Их действия. Понятие о соотношении длительности звуков. Знаки, отмечающие удлинение звука: точка, лига, фермата. Пауза и её значение. Запись пауз.
Тема 10. Ритм, метр, размер и темп. Временная природа музыки. Ритм как организующее начало в звучании музыкального произведения. Средства ритмической организации музыки и их выражение в записи: акцент, метр, метрические доли, такт и тактовая черта» размер, его обозначение на нотном стане. Ударения, равномерно повторяющиеся в музыке, называют метрическими ударениями. В нотной записи перед ударениями ставится тактовая черта. Отрезок между двумя ударными нотами, называется тактом. Размер как отражение в нотной записи чередование сильных и слабых долей, то есть метра Размер, в котором ударные доли повторяются через одну долю, называется двухдольным, через две доли трехдольным; это простые размеры. Понятие о сложных размерах. Размер указывается после ключевых знаков в виде двух цифр: верхняя цифра указывает число долей в такте, нижняя - длительность, которая принята за единицу счета. Темп как средство передачи образного содержания музыки. Разновидность темпов: быстрых, медленных, умеренных. Обозначения темпов с помощью русских, итальянских и немецких терминов.
Тема 11. Развитие навыков игры в оркестре. Чтение нот с листа всем оркестром. Лучше начинать с самого простого репертуара, желательно, чтобы пьесы имели преимущественно медленный темп. Для быстроты ориентирования в нотах полезно давать участникам несколько минут для зрительного анализа партии, заставлять их отмечать наиболее сложные места, расставлять аппликатуру, просчитывать ноты вслух. Со временем усложнять пьесы по характеру, темпу, динамике, тем самым, обогащая участников. На каждой репетиции уделять время на чтение с места по 15 - 20 минут. Выполнять требования дирижера.
Тема 12. Итоговое занятие. На итоговом тестировании проверка теоретического материала, практическое применение знаний.
РЕПЕРТУАР (1 год обучения)
Обработка народных песен и танцев.
- Перепелочка (белорусская народная песня) обработка
Ю.Шишкова - Ах ты, степь широкая (русская народная песня) обработка
И.Обликина - Во поле береза стояла (русская народная песня) обработка
В. Лапченко - Во саду ли, в огороде (русская народная песня) обработка
Ю. Шишкова
Дубинушка (русская народная песня) обработка С. Алексеева Кукушечка (русская народная песня) обработка В Лапченко Петушок (русская народная песня) обработка АТонина
• Ходит зайка по саду (русская народная песня) обработка
Ю. Шишакова
Произведения советских композиторов.
- Н.Будашкин – Родные просторы;
- Д.Кабалевский - Наш край;
- К.Мясков – Казачок;
- А.Шаранин – Полька;
- Г.Пономаренко – Ивушка;
- А.Хачатурян – Конница;
- В.Смирнов – Лес;
Произведения зарубежных композиторов.
- Л Бетховен - Сурок
- В.Моцарт - Песенка
- Ф.Шуберт - Экосез
- И.Брамс - Вальс
- А.Корелли - Сарабанда
- Р. Шуман - Веселый крестьянин. Марш.
Произведения русских композиторов.
- А.Гречанинов – Вальс;
- П.Чайковский – Камаринская. Зимнее утро;
- А.Лядов – Плясовая;
- М.Мусоргский – возле речки на лужочке;
- В.Ребиков – В деревне;
- М.Глинка - Славься! Заключительный хор из оперы «Иван Сусанин»
- А. Даргомыжский - Казачок (Отрывок)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Авксентьев В. Оркестр русских народных инструментов. М, 1962
- Андреев В. Великорусский оркестр и его значение для народа. Пг, 1917
- Большаков А. Организация и руководство оркестром народных инструментов. Киев.
- Вахромеев. В. Элементарная теория музыки М, 1975
- Вуд Г. О дирижировании М, 1958
- Говорушко П. Школа игры на баяне Л, 1981
- Еремиаш О. Практические советы по дирижированию. М, 1964
- Кушнер Г. О работе с оркестром в первый год обучения. Советы руководителям самодеятельных оркестров народных инструментов М, 1965
- Онегин А. Школа игры на баяне М, 1981
- Пересада А. Оркестры русских народных инструментов М, 1985
- Свиридов Н. Основы методики обучения игры на домре Л, 1967
- Соколов Ф. В. В. Андреев и его оркестр Л., 1962
- Соколовский Ю. Коллектив художественной самодеятельности.
Вопросы теории и практики. М, 1984 - Способин И. Элементарная теория музыки М, 1979
- Талонов В. Как делать переложение для народных инструментов М, 1985
- Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте М, 1980.
- Шагов А. Основы игры на балалайке М, 1970
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Ударные инструменты"
Программа ознакомительного уровня для детей 1-2 кл....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Ударные инструменты"
Программа лдя учащихся 2-4 кл....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Ударные инструменты"
Программа для учащихся 5-9 кл....
Класс-концерт по программе "Ансамбль народных инструментов"
План-конспект открытого занятия по теме "Полугодовой класс-концерт по программе "Ансамбль народных инструментов" (обучение игре на гитаре и домре).Цели занятия, оборудование, наглядность, формы и мето...

программа оркестра народных инструментов
Перед учреждениями дополнительного образования детей стоит задача по всестороннему удовлетворению потребностей государства, общества и граждан за рамками общего среднего образования. Программа п...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».
Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает методическую разработку внеу...

Дополнительная программа оркестра шумовых инструментов "Русские потешки"
Программа помогает детям с ОВЗ раскрыть свои способности, обучая их взаимодействию и выполнению общих задач. Музыка воздействует на эмоции ребёнка, развивая его внутренний мир. Актуальность прогр...