программа оркестра народных инструментов
рабочая программа на тему

Стрекатов Сергей Сергеевич

Перед учреждениями дополнительного образования детей стоит задача по всестороннему удовлетворению потребностей государства, общества и граждан за рамками общего среднего образования. Программа  по обучению игре на русских  народных инструментах дополняет и расширяет сферу дополнительных образовательных услуг.  Программа способствует всестороннему раскрытию и реализации природного творческого потенциала личности,  социально значимого проявления индивидуальности каждого в условиях коллектива, социума. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programa_orkestra_-_poslednie_izmeneniya_2014_g._mart.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

СОГЛАСОВАНО:

РАССМОТРЕНО

Директор школы

Зам. директора по  УР

на заседании МО

________________________

________________________

_______________________

«___» __________________ г.

«___» __________________ г.

«___» __________________ г.

Ачинская санаторная школа-интернат

ПРОГРАММА

ОРКЕСТРА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Возраст обучающихся: 11-15 лет.

Срок реализации программы: 2 года

Руководитель: Стрекатов Сергей Сергеевич –

педагог дополнительного образования

высшая категория

г. Ачинск

2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.   АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

               Перед учреждениями дополнительного образования детей стоит задача по всестороннему удовлетворению потребностей государства, общества и граждан за рамками общего среднего образования. Программа  по обучению игре на русских  народных инструментах дополняет и расширяет сферу дополнительных образовательных услуг.

                Программа способствует всестороннему раскрытию и реализации природного творческого потенциала личности,  социально значимого проявления индивидуальности каждого в условиях коллектива, социума.

Данная программа является модифицированной. Мною переработаны программы В. Авксентьева «Оркестр русских народных инструментов»,  Казаковой И.Ю. «Народная культура», и программа Хазовой М.В. «Горенка».

Проанализировав их, я внес следующие изменения:

  • Из программы Казаковой И.Ю. «Народная культура» взят только раздел «Народное искусство».
  • В программе Хазовой М.В. «Горенка» рассмотрен раздел «Народная песня и ее режиссура», материал адаптирован для исполнительской техники.
  • Ввел в программу разножанровость исполняемых произведений.

Эти изменения необходимы для реализации цели и поставленных задач.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

          Задачи обучения и воспитания должны быть тесно связаны между собой. Руководителю оркестра, следует помнить о том, что обучение в коллективе должно носить воспитывающий характер. Говоря о музыкальных образах, раскрывая содержание музыки, следует обращать внимание на красоту мелодии, гармонию и другие средства выразительности, показывать значение их для выражения отдельных чувств, настроения и мыслей композиторов.

Воспитательная роль занятий значительно повысится, если руководитель сможет заинтересовать учащихся работой, сумеет привить им любовь к музыке вообще и к русскому народному инструментальному искусству в частности.

Через изучаемый репертуар происходит расширение общего кругозора, накопление знаний о музыке, творчестве композиторов, развитие воображения учащихся, их музыкальной отзывчивости и восприимчивости.

         Основная  цель данной программы – воспитание творческой личности со стремлением к добру, красоте, правде, труду посредством опыта сотрудничества учеников и педагога в любом виде творческой деятельности, в рамках жанра русской народной песни.   Важно внушить, что занятия музыкой требуют много времени и усилий, что достичь больших успехов можно лишь в результате упорного и серьезного труда.

Задачи:

  • раскрыть специфику, суть, традиции русского народного творчества;
  • познакомить с инструментами и приёмами игры на них;
  • научить играть сольно и в оркестре;
  • обогатить кругозор детей знаниями элементарной теории музыки;
  • воспитать интерес и любовь к музыкальной культуре, народному;
    творчеству, через разные виды музыкальной деятельности;
  • развить ритмическое, ладовое чувство, тембровый слух;
  • развивать у детей  творческий  подход в  любой музыкальной деятельности;
  • увлечь и заинтересовать учащихся исполнительской техникой настолько, чтобы они занялись самостоятельным анализом сути предмета, вывести их на путь творческого развития.

3. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Основные принципы образовательной программы

В учебно-воспитательном процессе реализуются следующие дидактические принципы, т.е. закономерности и законы, составляющие основу учебного процесса и определяющие деятельность педагога и учащихся:

  • Преемственность. Каждая новая тема опирается на уже усвоенное в предыдущей теме.
  • Систематичность и последовательность. Знания даются постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации от раздела к разделу.
  • Доступность. Учебный материал излагается в доступной для детей форме.
  • Эмоционально-образная атмосфера проведения занятий.

Проведение музыкально - образовательной работы в самодеятельном оркестре требует применения системы различных форм, методов.

Формы музыкально - образовательной работы можно условно разделить на основные, дополнительные и формы музыкального самообразования.

К основным формам относятся: прослушивание музыки, рассказы о музыке и музыкантах, стенные газеты. Тематика может быть самой разнообразной — от творчества одного композитора, исполнителя, до общих проблем музыкального искусства.

Дополнительные формы имеют в виду коллективные посещения концертов, музыкальных спектаклей, лекций - концертов и так далее. Эти мероприятия проводятся в свободное от репетиций время. Участвует в них либо весь оркестр, либо часть его. Что же касается форм музыкального самообразования, то под ними подразумеваются различные самостоятельные занятия участников оркестра по изучению теории музыки, музыкальной грамоты, дирижирования, общих проблем искусства и так далее. Организуются они в основном в индивидуальном порядке и не регламентируются.

Методы  музыкально - образовательной работы можно разделить на: словесные (объяснение, рассказ, беседа), практические (обучение игре на инструменте, навыкам дирижирования), наглядные (показ,   проигрывание,   оформление  плакатов,   стендов).

Методы, помогающие организации познавательно-творческой деятельности учащихся. Среди них:

  • метод содержательного анализа, который является основой воспитания слушательской культуры;
  • метод «сочинение сочиненного», вызывающий у школьников аргументированный содержательный мотив своего выбора продолжения музыки;
  • метод моделирования художественно-творческого процесса, обеспечивающий ребенку понимание смысла своей деятельности в добывании знаний (т.е. ребенок становится в позицию творца-композитора), индивидуального творчества (когда дети в опоре на опыт, воображение, фантазию, интуицию сопоставляют, сравнивают, преобразуют, выбирают, создают и т.д.)

 

Каждый руководитель в зависимости от степени овладения теми или другими методами, от личного вкуса, может использовать свой определенный набор методов.

Все методы можно разделить на следующие группы:

1) художественно - исполнительские;

2) художественно-образовательные;

3) методы самовоспитания.  

Первые применяются в основном при разучивании и исполнении пьес. С их помощью вырабатываются навыки ритмичной игры, игры в ансамбле, выразительного исполнения. Художественно - образовательные используются на лекциях, беседах, на занятиях по изучению музыкальной литературы, нотной грамоты, дирижирования. Методы самовоспитания применяются при самостоятельном изучении участниками музыки, при чтении книг по искусству и тому подобное.

Методика работы с самодеятельным народным оркестром, как и любая другая методика обучения, динамично развивается, постоянно обогащаемая практикой. Методика только тогда действенна, когда основана движением и развитием.

4.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Данная программа предназначена для системной работы дополнительного образования школьников.

Наиболее целесообразной формой деятельности оркестров русских народных инструментов в начальный период являются занятия в двух группах - подготовительной и основной. Занятия подготовительного и основного коллективов ведутся раздельно.  

Прием учащихся в оркестры желательно проводить в конце и начале учебного года. Определяющую роль в приеме должны играть принципы добровольности и заинтересованности. У поступающих проверяются лишь общие музыкальные данные: чувство ритма, слух, музыкальная память.

Занятия в подготовительном оркестре следует начинать не ранее 10 - 11 лет, так как извлечение звука на русских народных инструментах требует определенных физических усилий. Кроме того, к этому возрасту у детей появляются более устойчивые интересы к какому-либо одному виду деятельности.

Основной формой обучения являются общеоркестровые занятия. Предусматривается также обучение индивидуальное и по отдельным группам. Численный состав групп может быть различным.

Дни и часы занятий руководитель определяет по своему усмотрению, однако наиболее удобно заниматься с группами и в тот же день, когда проводится общая репетиция. Время, отведенное для групповых занятий, не превышает 30- 45 минут.

Музыкальное обучение, формирование и развитие художественного вкуса оркестрантов основывается на изучении произведений русских и советских композиторов, музыки стран СНГ, западных композиторов. В программу оркестра нужно включать произведения различные по характеру, техническим трудностям, художественному стилю.

Художественный материал необходимо систематически сочетать с учебно-тренировочным. Немалое значение имеет исполнение гамм и арпеджио. Помимо этого необходимо использовать специальные упражнения, способствующие развитию различных исполнительских и оркестровых навыков учащихся.

Занимаясь с коллективом, руководитель оркестра должен настойчиво добиваться единства ритма, штрихов, аппликатуры, динамических изменений звука.

В процессе изучения исполняемых пьес учащиеся знакомятся с краткими биографиями и особенностями творчества композиторов.

Вся деятельность и воспитательная работа, проводимая в оркестре русских народных инструментов, направлена на углубление музыкальных знаний учащихся, развитие их творческих способностей, интереса и любви к музыке.

          Спецификой образовательного учреждения «Санаторная школа-интернат»  является то, что ребята занимаются в этой школе во время санаторного лечения, длительность которого зависит от врачей данного учреждения.

5. ПРИМЕРНЫЕ ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.

Первый год обучения:

— исполнение  оркестровых  партий  2-го  плана  

— треугольник, бубен;

— умение читать с листа в медленном темпе;

— знание основных средств мануальной техники дирижера (схема на 2/4, 3/4,

4/4, взаимоотношение динамики, темпа от жеста и пр.);

— умение ориентироваться в оркестровых партиях.

Второй год обучения:

— исполнение  ведущих,  солирующих  партий  (тема,  технически  сложные

вариации и пр.)

— знание и владение репертуаром оркестра;

— уверенное чтение с листа в подвижном темпе;

— свободное владение оркестровыми партиями;

6. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ  реализации данной программы:

  • высокий уровень мотивации к исполнительству на русских инструментах;
  • профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкального образования;
  • творческая самореализация учащихся, участие оркестра, ансамблей и их солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ (1 год обучения)

        Тема 1. Введение. Сущность и задачи самодеятельного художественного творчества. Возникновение и развитие оркестров русских народных инструментов. Распределение участников по инструментам. О занятиях оркестра. Хранение инструментов. Техника безопасности.

         Тема 2. Выразительные средства музыки. Изучение нотной грамоты и элементарной теории музыки, составная часть подготовки самодеятельного музыканта. Специфика музыки, как вида искусства (отражение действительности в звуковых образах) масштабы ее художественных возможностей (отражение картин природы, быта, народной жизни, внутреннего мира человека, социально — исторических явлении). Выразительные средства музыки. (Мелодия, лад, гармония, метр, ритм, темп, тембр и т.д.). Взаимодействие выразительных средств в процессе исполнения музыки.

        Тема 3. Звук и его высота. Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени звукоряда. Звук как физическое явление. Источники звука у балалайки, домры, баяна, духовых инструментов. Музыкальные звуки и шумы. Свойства музыкального звука - высота, длительность, сила, тембр. Зависимость первых трех свойств от частоты, продолжительности. Понятие натурального звукоряда. Разнообразие тембровой окраски звуков, издаваемых музыкальными инструментами. Основные ступени звукоряда.  Октава.  Количество октав и их название.  Тон и полутон. Общая шкала звуков и их организация в музыкальную систему.

Тема 4. Нотный стан. Скрипичный и басовый ключ. История возникновения и развития нотной записи. Современная нотация. Определение нотного стана (нотоносца). Добавочные линии. Обозначение звука на письме. Длительности нот. Понятие о ключах. Запись высоты звуков основных ступеней звукоряда в скрипичном и басовом ключах. Знаки альтерации – ключевые и случайные. Их действия. Понятие о соотношении длительности звуков. Знаки, отмечающие удлинение звука: точка, лига, фермата. Пауза и её значение. Запись пауз.

Тема 5. Ритм, метр, размер и темп. Временная природа музыки. Ритм как организующее начало в звучании музыкального произведения. Средства ритмической организации музыки и их выражение в записи: акцент, метр, метрические доли, такт и тактовая черта» размер, его обозначение на нотном стане. Ударения, равномерно повторяющиеся в музыке, называют метрическими ударениями. В нотной записи перед ударениями ставится тактовая черта. Отрезок между двумя ударными нотами, называется тактом. Размер как отражение в нотной записи чередование сильных и слабых долей, то есть метра Размер, в котором ударные доли повторяются через одну долю, называется двухдольным, через две доли трехдольным; это простые размеры. Понятие о сложных размерах. Размер указывается после ключевых знаков в виде двух цифр: верхняя цифра указывает число долей в такте, нижняя - длительность, которая принята за единицу счета. Темп как средство передачи образного содержания музыки. Разновидность темпов: быстрых, медленных, умеренных. Обозначения темпов с помощью русских, итальянских и немецких терминов.

Тема 6. Интервалы. Понятие об интервалах. Простые и составные интервалы чистые, большие, малые. Их величина.

Тема 7. Созвучия. Аккорд. Гармония. Понятие созвучия. Понятие об аккордах. Типы аккордов, их классификация (трезвучия, септаккорды). Наименования звуков, образующих аккорд. Принципы обращения аккордов. Обращение трезвучий, их наименование. Цифровое обозначение трезвучий и септаккордов. Лад   как определенная система устойчивых и неустойчивых звуков, подчиняющихся основному звуку - тонике. Мажор. Минор. Строение мажорного и минорного ладов. Соотношение устойчивых и неустойчивых ступеней лада Тоника. Доминанта. Субдоминанта. Мажорные и минорные тональности. Буквенное и слоговое наименование тональностей. Порядок знаков альтерации, мажорных и минорных (диезных и бемольных) тональностей.  

Тема 8. Мелодия. Основы дирижирования. Мелодия как законченная музыкальная мысль. Выразительная роль мелодии. Понятие мелодического оборота Своеобразие мелодических оборотов в народных песнях, хороводах, наигрышах и танцах. Исполнение оригинальных и стилизованных народных мелодий в классической музыке. Общая направленность движения мелодии. Приемы развития мелодии: точный повтор, варьирование, секвенция. Начальные, кульминационные и заключительные мелодические построения. Мелодическая кульминация. Элементы дирижерских жестов.

        Тема 9. Динамические оттенки.  Динамика в музыке. Динамические оттенки и их связь с мелодическим движением и ритмическим рисунком. Словесное  графическое обозначение силы звука и смены динамики в нотном тексте. Основные виды инструментальных украшений (форшлаг, мордент, трель) их обозначение в нотном письме.

        Тема 10. Знаки сокращенного нотного письма. Знаки сокращения и упрощения нотного письма:

  1. При повторении такта, сложных тактов, стереотипной фигуры в
    пределах такта, равномерном повторении одного звука, аккорда.
  2. При переносе мелодического отрезка на октаву вверх или вниз.
  3. При обозначении штрихов (стаккато, легато).
  4. При повторении произведения в целом, его крупных или менее
    крупных частей (реприза, вольта, словесные указания повторов).
  5. При паузах выдержанных на протяжении нескольких тактов.

Тема 11. Музыкальная фактура. Музыкальная фактура как совокупность средств организации и изложения материала. Понятие об одноголосии и многоголосии.

Тема 12. Начальные занятия с группами. Исполнительские навыки.  Посадка. Положение рук, положение инструмента Основные способы звукоизвлечения, изучение позиций. Положение медиатора Овладение переходом из одной позиции в другую. Гаммы в пределах одной октавы, затем двух октав и их арпеджио. Штрихи: стаккато, нон легато, легато. Чередование этих штрихов. Совершенствование исполнительской техники, усвоенных способов извлечения звука Игра чистым, певучим, выразительным и глубоким звуком, чтение нот с листа.

Тема 13. Развитие навыков игры в оркестре. Чтение нот с листа всем оркестром. Лучше начинать с самого простого репертуара, желательно, чтобы пьесы имели преимущественно медленный темп. Для быстроты ориентирования в нотах полезно давать участникам несколько минут для зрительного анализа партии, заставлять их отмечать наиболее сложные места, расставлять аппликатуру, просчитывать ноты вслух. Со временем усложнять пьесы по характеру, темпу, динамике, тем самым, обогащая участников. На каждой репетиции уделять время на чтение с места по 15 - 20 минут. Выполнять требования дирижера.

Тема 14. Заключительное занятие. Концерт. Работа с оркестром. Отработка сложных частей произведения. Совершенствование исполнительской техники во время репетиций. Концерт - отчет о выполненной работе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 год обучения)

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

2

2

-

2.

Выразительные средства музыки.

6

4

2

3.

Звук и его высота. Музыкальная система. Звукоряд.

Основные ступени звукоряда.    

6

2

4

4.

Нотный стан. Скрипичный и басовый ключи.

10

4

6

5.

Ритм, метр, размер и темп.

4

2

2

6.

Интервалы.

4

2

2

7.

Созвучие, аккорд, гармония.

8

6

2

8.

Мелодия, основы дирижирования.

10

6

4

9.

Динамические оттенки.

6

3

3

10.

Знаки сокращенного нотного письма.

4

2

2

11.

Музыкальная фактура.

4

2

2

12.

Начальные занятия с группами.

75

7

68

13.

Развитие навыков игры в оркестре.

60

10

50

14.

Заключительное занятие. Концерт.

5

1

4

Всего часов

204

53

151

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ (2 год обучения).

        Тема 1. Вводное занятие (обобщающее). Обобщить и систематизировать знания, полученные в первый год обучения. Дать сведения о занятиях оркестра Правила хранения инструментов. Техника безопасности.  

Тема 2. Основы дирижерского мастерства. Возникновение языка дирижерских жестов, его становление. Система двойного дирижирования, тройного дирижирования (18 век). Понятие о дирижировании, способы. Сведения о реформаторах дирижерского искусства.

Тема 3. Схемы дирижирования. Позиции в дирижировании. Изучение схем на 2, 3 и 4 доли. В воображаемой плоскости рукой показывается каждая доля такта, которая образует рисунок схемы. Размер доли зависит от темпа пьесы. Участникам оркестра предлагается самим разучить схемы дирижирования. Показывается один и тот же рисунок схема (на 3 или 4) в различных позициях - средней, высокой, низкой. Выбор позиции связан с динамикой и характером звучания музыки. Практические задания на усвоение позиций в дирижировании и их смыслового значения.

Тема 4. Ауфтакт. Понятие ауфтакта. Формы (полный, неполный). Показать несколько полных ауфтактов. Ауфтакты на доли вступления. Применение  неполного   ауфтакта. Проверить усвоение материала с помощью практической игры оркестра или ансамбля. Обратить внимание на соответствие ауфтакга началу звучания и его характеру.

Тема 5. Обозначение пауз, пустых тактов, снятие звука. Показ пауз. Пример с отложением пауз на первую, вторую, третьи доли такта. Показ «пустых» тактов. Показать разницу между жестом, которым откладывают «пустой такт», и жестом,  откладывающим паузу. Способы снятия звука Тактирование.

Тема 6.   Обработки народных песен и танцев. Познакомить оркестрантов с особенностями народных мелодий. Разучить несколько песен разных народов. Разобрать обработки народных песен и танцев разных композиторов.

Тема 7.  Произведения советских композиторов. Познакомить с биографией и особенностями творчества композиторов (по усмотрению руководителя). Знакомство с произведениями советских композиторов. Разучивание нескольких.

Тема 8. Произведения русских композиторов. Знакомство с  произведе-ниями русских композиторов. Познакомить с биографией и особенностями твор-чества композиторов. Разучивание нескольких произведений из предложенного репертуара.

Тема 9. Произведения зарубежных композиторов. Знакомство с произведениями зарубежных композиторов. Дать биографические сведения о композиторах. Разучить некоторые произведения.

Тема 10. Работа с группами. Исполнительские навыки. Закрепление и развитие умений и навыков, полученных в первый год обучения. Понимание художественной цели. Самоконтроль при исполнении. Осмысление выразительных особенностей музыкального языка Развитие самостоятельности в решении различных исполнительских задач (нахождение удобной и правильной аппликатуры, преодоление технических трудностей, работа над звуком и фразой и тому подобное). Воспитание активности в исполнении. Воспитание чувства единства целого и частей исполняемых пьес. Умение слушать исполняемое произведение с начала до конца. Осмысленная, выразительная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки.

Тема 11. Игра в оркестре. Оркестровые навыки. Закрепление и дальнейшее развитие оркестровых навыков и умений в   учебно-тренировочном   и   более   сложном художественном репертуаре. Соблюдение точности прочтения исполняемого текста (нотных знаков, нюансов, штрихов и других авторских указаний). Понимание дирижерского жеста на стаккато и нон легато. Длительное крещендо и диминуэндо. Внезапная смена динамики. Размеры 6\8 и 3\8. Понимание дирижерского жеста в этих размерах. Простой размер, дирижируемый в быстром темпе на «раз». Подчинение индивидуальной манеры исполнения общеоркестровому. Развитие звуковысотного, интонационного, ритмического и гармонического слуха.

Тема 12. Заключительное занятие.  Работа с оркестром. Отработка сложных частей произведения. Совершенствование исполнительской техники во время репетиций. Концерт - отчет о выполненной работе.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (2 год обучения)

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

-

2.

Основы          дирижерского мастерства.

2

1

1

3.

Схема         дирижирования.

Позиции дирижеров.

2

1

1

4.

Ауфтакт.

4

2

2

5.

Обозначение пауз,   пустых тактов, снятие звука.

3

1

2

6.

Обработка народных песен и танцев.

15

5

10

7.

Произведения  советских композиторов.

15

5

10

8

Произведения          русских композиторов

15

5

10

9.

Произведения зарубежных композиторов

15

5

10

10.

Работа с группами

79

14

65

11

Игра в оркестре

42

13

29

12

Заключительное      занятие. Концерт.

10

2

8

Всего часов

204

78

126

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Для занятий в оркестре имеется:

Домры пиколо - 1 штука, малая - 6 штук,  альт- 2 штуки.

Балалайки: прима - 5 штуки, альт - 1 штука, секунда - 1 штука,

Необходимо:

  1. Контрабас-балалайку
  2. Ксилофон.
  3. Металлофон
  4. Бубен
  5. Треугольник
  6. Ложки 3 пары

РЕПЕРТУАР (1 год обучения)

Обработка народных песен и танцев.

  • Перепелочка   (белорусская   народная   песня)   обработка
    Ю.Шишкова
  • Ах ты, степь широкая (русская народная песня) обработка
    И.Обликина
  • Во поле береза стояла (русская народная песня) обработка
    В. Лапченко
  • Во саду ли, в огороде (русская народная песня) обработка
    Ю. Шишкова

Дубинушка (русская народная песня) обработка С. Алексеева Кукушечка (русская народная песня) обработка В Лапченко Петушок (русская народная песня) обработка АТонина

•    Ходит зайка по саду (русская народная песня) обработка
     Ю. Шишакова

Произведения советских композиторов.

  • Н.Будашкин – Родные просторы;
  • Д.Кабалевский - Наш край;
  • К.Мясков – Казачок;
  • А.Шаранин – Полька;
  • Г.Пономаренко – Ивушка;
  • А.Хачатурян – Конница;
  • В.Смирнов – Лес;

Произведения зарубежных композиторов.

  • Л Бетховен - Сурок
  • В.Моцарт - Песенка
  • Ф.Шуберт - Экосез
  • И.Брамс - Вальс
  • А.Корелли - Сарабанда
  • Р. Шуман - Веселый крестьянин. Марш.

Произведения русских композиторов.

  • А.Гречанинов – Вальс;
  • П.Чайковский – Камаринская. Зимнее утро;
  • А.Лядов – Плясовая;
  • М.Мусоргский – возле речки на лужочке;
  • В.Ребиков – В деревне;
  • М.Глинка - Славься! Заключительный хор из оперы «Иван Сусанин»
  • А. Даргомыжский - Казачок (Отрывок)

РЕПЕРТУАР (2 год обучения)

Обработка народных песен и танцев.

  • Ах, улица, улица широкая (русск. нар. песня). В. Викторова
  • Вдоль да по речке (руск. нар.песня).Обр.Т. Назаровой
  • Пойду ль я, выду ль я (русск. нар. песня). Обр. А. Гречанинова
  • Полька Обр. И. Дунаевского
  • Расплетися,плетень (русск. нар.песня). Обр. И. Обликина
  • Что затуманилась, зорька ясная (русск. нар.песня). Обр. И. Обликина
  • Меж крутых бережков (русск. нар.песня). Обр. И.Обликина

Произведения советских композиторов.

  • Э.Артёмов – Наигрыш
  • Ю.Блинов – В хороводе. На лужайке
  • Л.Бирнов – Белорусская колыбельная
  • В.Блок – Протяжная. Хороводная
  • Д.Кабалевский – Мечты
  • Г.Свиридов – Парень с гармошкой
  • Ю.Шишаков – Вариации на тему уральской плясовой «Полянка»
  • Д.Шостакович – Вальс-шутка.Колыбельна

Произведения зарубежных композиторов.

  •  Б.Барток – Вечер в деревне
  • Гершвин – Колыбельная
  • Э.Григ – Последняя весна
  • А.Дворжак – вальс
  • Ф.Шопен - Желание

Произведения русских композиторов.

  • А.Глазунов – Гавот
  • А.Гречанинов – На гармошке
  • А.Лядов – Протяжная
  • А.Грибоедов – Вальс
  • А.Джойс – Осенний сон
  • П.Чайковский – Грустная песенка

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авксентьев В. Оркестр русских народных инструментов. М, 1962
  2. Андреев В. Великорусский оркестр и его значение для народа. Пг, 1917
  3. Большаков А. Организация и руководство оркестром народных инструментов. Киев.
  4. Вахромеев. В. Элементарная теория музыки М, 1975
  5. Вуд Г. О дирижировании М, 1958
  6. Говорушко П. Школа игры на баяне Л, 1981
  7. Еремиаш О. Практические советы по дирижированию. М, 1964
  8. Кушнер Г.  О работе с оркестром в первый год обучения. Советы  руководителям       самодеятельных       оркестров       народных   инструментов М, 1965
  9. Онегин А. Школа игры на баяне М, 1981
  10. Пересада  А. Оркестры русских народных инструментов М, 1985
  11. Свиридов Н. Основы методики обучения игры на домре Л, 1967
  12. Соколов Ф. В. В. Андреев и его оркестр Л., 1962
  13. Соколовский Ю. Коллектив художественной самодеятельности.
    Вопросы теории и практики. М, 1984
  14. Способин  И. Элементарная теория музыки М, 1979
  15. Талонов В. Как делать переложение для народных инструментов  М, 1985
  16. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте М, 1980.
  17. Шагов А. Основы игры на балалайке М, 1970


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ансамблевое и оркестровое музицирование как средство воспитания личностных и исполнительских качеств учащихся (на примере деятельности оркестра народных инструментов Хоровой школы мальчиков и юношей г.Конаково)

В этой работе я описываю, каким образом оркестровые и ансамблевые формы работы с детьми помогли сформировать у учащихся навыки активного восприятия музыки, обогатили музыкальный опыт детей и как...

Организация оркестра народных инструментов в коррекционных школах

Цель: показать роль оркестра народных инструментов в музыкально-эстетическом воспитании учащихся в коррекционной школе,научить воспитанников игре на народных инструментах, воспитать любовь ...

Самоуправление в ученическом оркестре народных инструментов

Общие положения обязанностей руководителей ученического самоуправления. Устав ученического самоуправления. Схемы распределения обязанностей на рядовой репетиции, на сводной репетиции, на концертном вы...

Урок музыки по теме"Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов"

На уроке учащиеся знакомятся с создателем первого оркестра народных инструментов и его роли в сохранении народного творчества....

Конспект урока в 4 классе по теме - Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Музыкальные  инструменты России. Оркестр народных инструментов....

Программа по учебному предмету "Коллективное музицирование - оркестр народных инструментов - "Играй, оркестр"

Программа по предмету "Коллективное музицирование - оркестр русских народных инструментов"  написана с использованием в работе компьютерной музыкальной программы Final....