Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Выжигание по ткани». Тема занятия «ОРНАМЕНТ в ГИЛЬОШИРОВАНИИ. ИНСТРУМЕНТЫ и ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ. ПРАВИЛА РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОВЫЖИГАТЕЛЕМ»
план-конспект
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Выжигание по ткани».
Тема занятия «ОРНАМЕНТ в ГИЛЬОШИРОВАНИИ. ИНСТРУМЕНТЫ и ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ. ПРАВИЛА РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОВЫЖИГАТЕЛЕМ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ornament_instrumenty_dlya_raboty_pravila_raboty_s_vyzhigatelem.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Егорлыкский Центр Внешкольной работы
Конспект занятия
по дополнительной образовательной общеразвивающей программе
«Выжигание по ткани».
Тема занятия «ОРНАМЕНТ в ГИЛЬОШИРОВАНИИ. ИНСТРУМЕНТЫ и ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ. ПРАВИЛА РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОВЫЖИГАТЕЛЕМ»
педагог дополнительного образования
Невакшонова Людмила Анатольевна
Ст. Егорлыкская
2024 г.
Тема урока: ОРНАМЕНТ в ГИЛЬОШИРОВАНИИ. ИНСТРУМЕНТЫ и ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ. ПРАВИЛА РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОВЫЖИГАТЕЛЕМ.
Цель: развитие творческой индивидуальности обучающихся, побуждение к самостоятельному творчеству, достижение определенного уровня мастерства в области гильоширования.
Задачи: воспитывать интерес и любовь к искусству; развивать практические навыки; развивать фантазию, творческое воображение; развивать навыки и умения работы с тканью и с использованием трафаретов и шаблонов; развивать творческую активность; формировать трудолюбие, упорство в достижении желаемого результат.
Ход урока:
Человек, сколько помнит себя, всегда старался сделать свое жилье уютным и красивым. Живший постоянно среди природы, он уже в глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, которыми выражал свое восприятие мира и отношение к явлениям природы.
Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения:
прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли;
горизонтальной волнистой линией — воду;
вертикальной волнистой — дождь;
треугольником — горы;
скрещивающимися линиями — огонь и молнию.
Основным символом был ромб, наделенный множеством значений. Ромб является символом солнца и огня, символом плодородия, возрождения жизни.
Работая в технике гильоширования нельзя оставлять без внимания одну из областей художественного творчества – орнамент.
Исполняя роль украшения того или иного предмета, орнамент (лат. ornamentum – украшение) не может существовать отдельно вне определенного произведения искусства, он имеет прикладные функции. Произведением же искусства является сам украшенный орнаментом предмет.
Определяющим началом в процессе работы над орнаментом может быть не только форма декорируемого предмета, но и материал, из которого он сделан, его цвет, фактура.
Орнамент черпает свои мотивы из геометрии фауны, флоры; они могут быть подсказаны очертаниями человеческого тела или окружающих предметов. Мотивом в орнаментальном творчестве называют часть орнамента, главный его элемент. Мотив может состоять из одного элемента (простой мотив) или из многих, пластически оформленных в единое орнаментальное целое.
Основными классификационными признаками орнамента служат его происхождение, назначение и содержание. С учетом всего этого, орнаментальные формы можно подразделить на следующие виды:
Технический орнамент. Возникновение форм этого орнамента обусловлено трудовой деятельностью человека. Например, фактура поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработки ее на первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок и т.п.
Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала общность природы условно символических изображений, произведений, орнаментального искусства в целом, а сами орнаментальные образы, как правило, представляют собой символы или систему символов.
Такого рода изображение способно в лаконичной форме выразить очень широкие, многообразные понятия. Появившись в Древнем Египте и других странах Древнего Востока, символический орнамент и сегодня продолжает играть важную роль.
Геометрический орнамент. Первоначально этот орнамент возник благодаря слиянию технического и символического орнаментов, образовав более сложные комбинации изображений, лишенные конкретного повествовательного значения. Отказ от сюжетной основе в этом виде орнамента позволил акцентировать внимание на строгом чередовании отдельных природных мотивов. Ведь любая геометрическая форма – это изначально реально существующая форма, предельно обобщенная и упрощенная.
Широко распространенным геометрическим орнаментом является меандр - квадратный или круглый.
Растительный орнамент. Это самый распространенный орнамент после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы. Причем последние различны в разных странах, в разные времена. Растительный орнамент, по сравнению с другими его видами, предоставляет наибольше возможностей для создания разнообразных мотивов, приемов исполнения, для оригинальной трактовки формы. Растительный орнамент использует многочисленные формы растений: листья, цветы. Плоды, взятые вместе или по отдельности.
К наиболее распространенным растительным формам с древнейших времен относится: акант, лотос, папирус, пальмы, хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб. Очень распространенным является мотив пальметты.
Эпиграфический (каллиграфический) орнамент. Этот орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму.
Фантастический орнамент. В основе этого вида орнамента лежат изображения воображаемого, чаще символического содержания. Особенно распространен фантастический орнамент с изображением сцен из жизни сказочных животных.
Астральный орнамент (от слова «астра» - звезда). Утверждает культ неба. Основными элементами являются изображения неба, облаков, звезд.
Пейзажный орнамент. Главный объект этого орнамента - самый разнообразные природные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, часто в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента.
Животный орнамент. Построен на изображении птиц и зверей с различной степенью стилизации: как близких к реалистическим, так и условным. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому.
Предметный, или вещный, орнамент. Содержание предметного орнамента составляют изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.
По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает: ленточным, сетчатым, центрическим.
Ленточный — в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы;
Сетчатый — при котором вся поверхность заполнена узором;
Центрический или розеточный — в котором отдельные элементы вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник.
Современные варианты расположения орнаментов на изделии зависят от назначения, размеров и формы, вкуса и чувства меры мастерицы.
ИНСТРУМЕНТЫ и ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ.
Основным рабочим инструментом является прибор для выжигания по дереву – выжигатель (с названиями «Умелец», «Дымок», «Досуг», «Узор» и др.). Помимо этого прибора вам понадобятся и другие приспособления и инструменты.
Стекло применяется для удобства в работе и предохраняет рабочий стол от повреждений. Размеры стекла — 25 х 40 см. Под стекло подложите бумагу, одна половина которой белая, а другая — черная. Это удобно при гильошировании изделий из ткани светлых и темных тонов. Не применяйте вместо стекла металлические поверхности, так как при гильошировании по этой поверхности игла теряет накал.
Для очистки иглы можно пользоваться иглочисткой, выполненной из нескольких слоев хлопчатобумажной ткани.
Подставку для рукоятки выжигателя сделайте из металла. На эту подставку вы положите выжигатель в перерывах между работой.
С помощью металлической линейки можно выполнять прямые срезы при выжигании. Длина линейки — 25 см. Деревянную линейку использовать не стоит, она при работе будет обгорать.
Портновские булавки необходимы для скрепления изделия и рисунка.
В альбоме для рисования вы сможете зарисовать образцы, эскизы и рисунки, необходимые для выжигания. Их можно создавать самостоятельно или копировать уже готовые. Копии делают на карандашной кальке или ватмане карандашом, затем для четкости рисунка его обводят тушью. Не следует пользоваться пастой, фломастером, которые оставляют след на изделии.
Простые трафареты, лекала потребуются вам, чтобы копировать одинаковые элементы рисунка.
Трафарет можно сделать из плотной алюминиевой фольги. Для изготовления трафаретов можно использовать и бросовый материал: тюбики из-под зубной пасты или упаковки и банки от напитков.
В работе по гильошированию можно использовать промышленный выжигатель.
Выжигательный прибор питается от электрической сети через трансформатор, понижающий входное напряжение 220 В до 1,0—1,5 В.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ТКАНИ И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШАБЛОНОВ.
После того, как ткань подготовлена, выберите понравившейся рисунок и приступайте к подготовке шаблонов:
Возьмите для работы:
ножницы;
кальку;
копирку;
картон или фольгу;
карандаш.
Нанесите на копирку одну из элементов рисунка, и разбейте его на части. Не забудьте указать количество одинаковых частей (например: верхняя часть листа – 4 шт., нижняя часть листа – 4шт., украшения для листа – 8 шт., и т.д.).
Переведите отдельные элементы на картон.
Аккуратно вырежьте заготовки (шаблоны).
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ВЫЖИГАТЕЛЬНЫМ ПРИБОРОМ ВО ВРЕМЯ ГИЛЬОШИРОВАНИЯ.
Следи за чистотой на столе, за которым работаешь.
Не загромождай рабочее место лишними вещами.
Следи за исправностью выжигательного прибора.
Не касайся ручкой выжигания железного основания прибора.
Перед тем как положить ручку выжигателя, выключи прибор.
Через каждые 30 минут работы выжигателя, выключай прибор для отдыха.
Работай только на стекле или кафеле.
Нагар на игле выжигательного прибора нужно убирать мелкой наждачной бумагой или хлопчатобумажной тканью.
Все детали своей работы держи под рукой, чтобы не обжечься выжигательным прибором.
Будь внимательна, не размахивай горячей иглой.
После работы трафареты, лекала, наброски убери на свои места.
Правильно подбирай температуру для выжигания различных тканей. Перед выжиганием попробуй клейкость ткани на обрезках.
Для того чтобы рука не уставала, делай гимнастику для рук.
Выключай выжигательный прибор и начинай работать, только если у тебя хорошее настроение. Тогда удачная работа обеспечена.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЫЖИГАНИЯ.
Выжигаем на ткани все нужные детали изделия. Для этого кладем подготовленную ткань на стекло. Затем плотно прижимаем трафарет к ткани левой рукой, а правой держим ручку аппарата перпендикулярно пластине. Включаем аппарат и ведем иглу сверху вниз непрерывной линией, вырезая при этом определенные детали, отступив от края 1-2мм.
Сборка деталей. Все детали собираем в единый рисунок, закрепляем несколькими «горячими точками» (т.е. касаемся иглой выжигателя в «вершинах» детали). «Наживите» одну деталь, приступайте к следующей, пока все детали не лягут на свое место, и не получится цельное изображение.
Прижигаем каждую деталь по контуру для окончательной сборки изображения. Каждую точку, после касания горячей иглы, прижимать пальцем левой руки для плотного «схватывания» с основой.
Оформляем картину по периметру:
зубчатый край;
волнистый край;
бахрома;
отверстия различной формы и размера.
Готовые изделия необходимо прогладить с изнаночной стороны через влажную марлю.
УХОД ЗА ИЗДЕЛИЯМИ, ВЫПОЛНЕННЫМИ В ТЕХНИКЕ ГИЛЬОШИРОВАНИЯ.
Перед стиркой изделие замочите в теплой воде.
Стирать нужно мягкой щеткой. Мять и тереть изделие нельзя.
После стирки следует хорошо прополоскать изделие в холодной воде.
Сушить изделие следует только в расправленном виде.
Гладить изделие можно только с изнаночной стороны, через влажную марлю, чтобы не порвать готовое изделие.
При глажении необходимо учитывать свойства ткани. Разный вид ткани требует разной температуры утюжки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Выжигание по дереву"
Дополнительная программа...
План – конспект занятия по дополнительной образовательной (общеразвивающей) программе «Нимнгакан»
Данная методическая разработка позволяет развить познавательные, творческие способности детей. Новые знания в исследовании этнографических особенностей коренных малочисленных народов ...
Конспект занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Объектив»
Конспект занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Объектив»....
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Техника низания
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Техника низания...
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Выжигание по ткани». Тема занятия «Этапы работы в технике гильоширования»
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Выжигание по ткани».Тема занятия «Этапы работы в технике гильоширования»...
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Выжигание по ткани». Тема занятия «Выполнение декоративного панно с использованием накладных элементов и кружева в оформлении»
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Выжигание по ткани».Тема занятия «Выполнение декоративного панно с использованием накладных элементов и ...