План – конспект занятия по дополнительной образовательной (общеразвивающей) программе «Нимнгакан»
методическая разработка
Данная методическая разработка позволяет развить познавательные, творческие способности детей. Новые знания в исследовании этнографических особенностей коренных малочисленных народов Севера, воспитывает проявление уважения к рядом живущим людям, имеющим самобытную культуру и сохранившим национальные корни своей малой Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_zanyatiya.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЭВЕНКИЙСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ДАВДЫН»
671632, Республика Бурятия, с. Улюнхан, ул. Новая, 1.
План – конспект занятия
по дополнительной образовательной
(общеразвивающей) программе
«Нимнгакан»
Педагог дополнительного образования
Степанова Елена Сергеевна
2019 г.
"Танцы народов Севера"
Цель занятия:
- Создать условия для знакомства учащихся с обычаями и элементами танцевального искусства коренных малочисленных народов Севера.
- Пробудить творческий интерес обучающихся к постижению основ танцевального искусства.
- Сформировать умения и навыки в изучении элементов фольклорных танцев малочисленных народов севера.
- Способствовать развитию двигательной активности детей младшего школьного возраста.
- Воспитывать патриотические чувства, уважение к культуре коренных малочисленных народов Севера, музыкально-эстетический вкус.
- Способствовать развитию творческого воображения.
Возраст детей: 7- 9 лет.
Оборудование:
Ноутбук
Музыкальный материал.
Бубны, ленточки
Видео танцев
Продолжительность занятия: 45 минут
План занятия
1. Организационный момент ( 5 мин.)
2. Основная часть (35 мин.)
3. Подведение итогов занятия (5 мин.)
Ход занятия
1. Организационный момент ( 5 мин.)
Под музыку дети входят в хореографический класс и выстраиваются.
Урок начинается с приветствия учителя и ответного движения «поклон» детей.
Вступительная беседа.
Эмоциональный настрой обучающихся
(В зале звучит эвенкийская музыка)
Педагог: Ребята, посмотрите, какой у нас необыкновенный зал. Что он вам напоминает?
Обучающиеся: «Холодный Север»
Педагог: Правильно. И сегодня мы все вместе отправимся в путешествие чудесную страну коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Где живут: саамы, ханты и манси; ненцы, селькупы, нганасаны, энцы; долганы; эвенки, негидальцы, орочи, нанайцы, удэгейцы, ульчи, чукчи, коряки, ительмены, эскимосы, нивхи.
КАК ЖИВУТ НАРОДЫ СЕВЕРА
Природа земель, на которых живут народы Севера и Дальнего Востока, сурова: тундра, лесотундра, тайга. Посёлки почти всегда расположены у воды - на берегу залива, озера или реки.
Чум представляет собой конический шатёр в несколько метров высотой. Основу его составляют 16- 20 сходящихся вершинами длинных шестов. Чум обтягивают кумжами - покрывалами, сшитыми из оленьих шкур, брезента или какой-либо иной непромокаемой ткани. Шесты и нюки перевозят с места на место на санях, запряжённых оленями. По влажной, покрытой травой тундре сани едут и летом, безо всякого снега, только оленей запрягают больше, чем зимой, обычно по четыре. У чукотских и корякских оленеводов жилищем служит не чум, а яранга. Яранга гораздо шире чума, у неё более сложный деревянный каркас.
Педагог: Сейчас ребята, вы закроете глазки, а откроете, только когда я три раза стукну в бубен. (Дети закрывают глаза, звучит мелодия, воспитатель раздает головные ленточки, бьет в бубен.)
Педагог: Сегодня мы с вами познакомимся с элементами движений танца северного народа. Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Обучающиеся: Весна!
Педагог: Правильно, и в наши северные края тоже пришла весна. Сейчас, я вам покажу фотографии, где вы увидите их национальную одежду. Охотники выходили на промысел морского зверя: нерпы, тюленя. Для людей это была основная пища. Из шкур, костей морских животных изготавливали предметы быта, одежду, обувь.
Подготовительная часть урока.
Педагог: Ритм всегда сопутствовал праздникам северного народа. На занятии мы познакомимся с элементами движений танца народов севера, а результатом занятия будет интересный весенний танец, танец встречи весны. Это театрализованное действие, которое ежегодно проводится у каждого народа.
Педагог, взяв в руки бубен, украшенный цветными ленточками, предлагает обучающиеся слушать ритм и изменять темп движений согласно ударам бубна. По команде ребята выполняют марш по кругу.
- Сосредоточение внимания и слухового восприятия;
- Разогрев мышц тела;
- Эмоциональный настрой на предстоящее действие.
Разминка
- Маршевые шаги можно сочетать с ходом на носках, руки на поясе.
- Шаг с перекатом стопы.
- Затем, следуя за ударами бубна, дети по команде учителя переходят в лёгкий бег по кругу. (Во время движения учитель объясняет ассоциативное сравнение упражнений с действиями оленя). При исполнении бега можно предложить ритмическое задание. Учитель периодически ведёт подсчёт.
- Постепенно ребята переходят на носочки и делают движения, руками изображая птичий полет, восстанавливающие дыхание.
По мере выполнения упражнения учитель даёт команду на середину перестроение в «колонну по два». Останавливаются лицом к учителю, выполнив команду.
Основная часть урока
Педагог: Сейчас мы изобразим движения северного оленя.
Движение №1. «Олень»
Музыкальный размер 4/4 .
А сейчас мы повторим движение, которое делали на разминке.
Исходное положение: 6 позиция ног слегка повернитесь в правую сторону. Корпус наклонили вперед, изображаем бег оленя, только руки у нас не на поясе, а над головой. Делаем четыре прыжка, затем продолжаем, руки над головой. 6 позиция ног. На «раз» прыгаем на правую ножку, левую согнем, в колене поднимаем вверх, тянем носок вниз. На «два» перепрыгиваем на левую ножку, правую поднимаем вверх и тоже тянем носок вниз – 2 раза (прыжки на месте, вокруг себя). Повторим движения в другую сторону.
Движение №2.
Музыкальный размер 4/4. Ритмическое эхо (активизация слуха)
Учитель показывает ритмический рисунок и предлагает повторить его детям.
Исходное положение: 6 позиция ног, слегка повернемся в правую сторону, присядьте, руки вытяните в стороны, правая рука должна быть слегка выше левой. Голову наклоним на правое плечо. На «раз» приподнимемся на носочки, а кисти рук поднимем вверх, при этом коленки не выправляем. На счет «два» опустимся на всю ступню, кисти рук опускаем вниз, колени не выправляем - 2 раза. Все повторим в левую сторону.
Движение №3.
Исходное положение: 6 позиция ног, спинки выпрямили, подбородок слегка приподняли, руки в исходном положении, кисти рук слегка приподняли в стороны. На «раз» плечи приподняли, на «два» плечи опустили (повторить с наклонами вперед и полуповоротами право и влево.)
Движение №4.
Исходное положение: Ноги на ширине плеч. На «раз» слегка присядем, на «два» корпус тела переносим на правую ногу, левую вытянем на носок. Руки вытянуты по сторонам, ладонями вниз. (добавляем хлопок, с права, хлопок слева).
Движение №5. (для девочек)
«Чайка»
Исходное положение: 6 позиция ног, руки прямые по швам. Спинка прямая, подбородок слегка приподняли. На «раз» взмах правой рукой, одновременно слегка присели, взгляд на правую кисть, на «два» опустили руку в исходное положение, ноги в коленях выпрямили. Тоже движение с левой руки.
Движение №6.
«Движения с бубнами» (для мальчиков)
Исходное положение: Ноги на ширине плеч, присядем до середины, спина у нас прямая. На «раз» наклоняем корпус на право, не выпрямляя колени. Бубен держим в правой руке, а левой делаем небольшой хлопок, затем на «два» хлопок около правого ушка, на «три» левого ушка, «четыре» на середине пояса левой стороны.
Исходное положение: 6 позиция ног на «один - четыре» поворот вокруг себя (180 градусов), с наклоном на правый бок, левая рука на поясе, правая держит бубен, рука в локте слегка согнута. Это движение повторяем два раза.
Изучение этюда танца.
Основной ход: Движение №1. «Олень»
Движение №2
Движение №3
Движение №4
Движение №5 /2 (крики чайки на приседании), (пока девочки исполняют свои движения, мальчики садятся на правое колено, с полуповоротом на право , и бьют в бубен)
Движение №»6 (девочки исполняют движение №2.)
Движение №1
Весь выученный танцевальный этюд ребята исполняют самостоятельно под музыку. Закрепление танцевального этюда продолжится на последующих уроках.
Исполнив этюд танца, дети парами идут по кругу, по линии танца основным ходом и перестраиваются в колонны по два лицом к учителю (девочки первый ряд, мальчики второй ряд).
Заключительная часть урока.
Педагог: Ребята! На уроке мы совершили путешествие в историческое прошлое народов севера. В наши дни жизнь и быт народов Севера сильно изменились. Они живут так же, как и мы с вами. «Праздник весны» встречают все народы, но у каждого народа свои традиции и обычаи, - это дань почтения к обычаям и традициям своего народа. У нас праздник весны мы называем «Сагаан hара» И сегодня мы познакомились еще с одним малочисленным народом - народом Севера.
В завершении урока обучающиеся выполняют поклон
P.S. - Урок завершен. В ходе его проведения ребята познакомились с обычаями, традициями, элементами танцевального искусства коренных малочисленных народов севера. Данная форма занятия позволяет развить познавательные, творческие способности детей. Новые знания в исследовании этнографических особенностей коренных малочисленных народов Севера, воспитывает проявление уважения к рядом живущим людям, имеющим самобытную культуру и сохранившим национальные корни своей малой Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработки занятий, мероприятий, тексты статей, докладов, планы - конспекты занятий в детских творческих объединениях системы дополнительного образования детей.
1. План - конспект № 1. Занятие «Введение в образовательную программу «Спортивный туризм», 1 год обучения. Цель - знакомство школьников 5-х - 7-х классов, начинающих заниматься туризмом, со структурой...
План-конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Два короля»
Данная технологическая карта занятия предназначена для учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей с целью популяризации игры «Шахматы»....
План-конспект занятия по дополнительной общеобразовательной программе "Бисероплетение", 1 год обучения на тему "Цепочка цветков из шести лепестков"
В ходе занятия по теме "Цепочка цветков из шести лепестков" обучающиеся отрабатывают навыки низание бисера в одну нить, приемы работы на леске, умения работать по схеме....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 108 часов.Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 144 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Техника низания
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Техника низания...