КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТАНЦА»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебный мир танца» предназначена для занятий в летний период детей школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 115.72 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
СТАНИЦЫ ГРИВЕНСКОЙ
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор МБУ ДО ДДТ
от «__»_____________2024г. ст. Гривенской
Протокол №________ _________ Н.Г. Удовика
«__»___________2024г.
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
на летний период
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТАНЦА»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 7 недель: 34 часа
Возрастная категория: от 11 до 17 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе:
Автор-составитель:
Шевченко Жанна Сергеевна
педагог дополнительного образования
ст. Гривенская, 2024г.
Содержание
1. | Титульный лист программы |
Нормативно-правовая база | |
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты». | |
2. | Пояснительная записка программы: |
Направленность | |
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность | |
Формы обучения | |
Режим занятий | |
Особенности организации образовательного процесса | |
3. | Цель и задачи программы. |
4. | Учебный план. |
5. | Содержание программы. |
6. | Планируемые результаты. |
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации». | |
7. | Календарный учебный график. |
8. | Раздел программы «Воспитание». |
9. | Условия реализации программы. |
10. | Формы аттестации. |
11. | Оценочные материалы. |
12. | Методические материалы. |
Список литературы. | |
Приложения. |
Нормативно-правовая база
- Федеральный зак
он Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от № 678-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от г. № 996-р;
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 г. регистрационный № 25016);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Федеральный закон от 28 декабря № 568-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ от № 197/129 «О внесении изменения в пункт 4 порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (для сетевых программ);
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» от 07 декабря 2018 г;
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от г. № 16);
- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09).;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), письмо Минобрнауки от г. № 09-3242;
- Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04;
- Рыбалёва И.А. Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности. Краснодар. 2019 г.;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (автор-составитель: Рыбалёва И.А.) 2020г;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31 января 2022 г. № ДГ-245/06 «Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, Региональный модельный центр дополнительного образования детей Краснодарского края, 2024 г.;
- устав МБУ ДО ДДТ ст. Гривенской.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебный мир танца» предназначена для занятий в летний период детей школьного возраста. Занятия детей в летний период – это не только отдых и оздоровление в свободное от учёбы время, но и направленный процесс воспитания и обучения ребенка в привлекательных для него формах, находящийся за рамками общего образовательного процесса.
Данная программа выполняет ознакомительную, обучающую, развивающую, эстетическую, диагностическую функции. Изучаются стартовые возможности и динамика развития ребёнка в образовательно-воспитательном процессе. При освоении программы развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно – творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Программа «Волшебный мир танца» охватывает несколько видов деятельности: музыкальные игры, ритмическая гимнастика, партерная гимнастика, танцевальные элементы.
Краткосрочная образовательная программа «Волшебный мир танца» относится к художественной направленности.
Танцевальное искусство с незапамятных времён занимало в жизни человека важное место. Создаваясь на протяжении многих столетий, танец стал подлинной художественной энциклопедией социальной жизни народа. Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития человека. В процессе обучения развиваются физические данные воспитанников, формируются необходимые технические навыки, накапливается определённый запас лексики.
Программа «Волшебный мир танца» предназначена для развития творческого потенциала учащихся на основе их интересов и способностей, методом приобщения детей к миру культуры и искусства, музыки и танца, в совокупности с физическим развитием ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость. Программа направлена на мотивацию детей к занятиям хореографией. Дети учатся воспринимать красоту форм, линий, звуков, движений, красок – становятся лучше, чище, содержательнее.
Программа предназначена для организации деятельности детей в летний период.
Новизна программы «Волшебный мир танца» заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, музыкальные игры.
Занятия танцем, чередующиеся с игровыми моментами и самостоятельной импровизацией, способствуют созданию творческого пространства, в котором у учащихся формируются универсальные умения и навыки, познавательная активность и личностная мотивация достижения успеха. В образовательной программе могут использоваться оригинальные приёмы, методы, педагогические технологии.
Актуальность программы.
В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья младших детей и подростков является одной из актуальных. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития. Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, дает им возможность получить общее эстетическое, моральное и физическое развитие. Концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность, снижает утомляемость от учебного процесса.
Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм, организации творческой деятельности учащихся путем проведения разнообразных мероприятий (концертов, конкурсов и т.д.).
Данная программа способствует решению многих проблем, с которыми сталкиваются современные дети. В первую очередь в процессе занятий у ребенка пробуждается интерес к новой деятельности. И как результат деятельности – профессиональное самоопределение.
Также в программе уделяется внимание профориентационной работе. Профориентационная работа в программе проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, предусмотренных данной программой.
Отличительная особенность программы.
Краткосрочная программа «Волшебный мир танца» создает условия для интенсивной социальной адаптации детей и направлена:
- на повышение психологической готовности ребенка к включению в образовательную деятельность;
- на диагностику уровня его общих и специальных способностей;
- на создание комфортных условий для последующего выявления предпочтений и выбора вида деятельности в дополнительном образовании.
Это помогает детям и их родителям в выборе занятий с учетом интересов и способностей ребенка.
Адресат программы.
В группу объединения «Волшебный мир танца» принимаются дети в возрасте от 11 до 17 лет без вступительных испытаний, без специальных знаний и требований к предварительной подготовке.
Данная программа может быть реализована для детей с особыми образовательными потребностями – дети, проявившие выдающиеся способности (одаренные дети) и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с условием индивидуального построения образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы). Также в программе предусмотрено участие детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Группы могут формироваться как одновозрастные, так и разновозрастные. Состав группы может формироваться, как из однополых учащихся, так и из разнополых учащихся. В зависимости от возрастных, психофизиологических особенностей учащихся, уровня сформированности их интересов и наличия способностей определяются формы, методы, технологии, приемы организации образовательного процесса.
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://р#1085;авигатор.дети/.
Зачисление в объединение осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) в соответствии с локальным актом (положением о приеме, переводе, отчислении и восстановлении учащихся) при наличии медицинской справки и при отсутствии медицинских противопоказаний.
Состав групп – постоянный. Наполняемость групп – не менее 12 человек.
В процессе обучения в объединение могут быть зачислены учащиеся, не занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшее собеседование с педагогом на выявление имеющихся познаний в данной учебной деятельности по изучаемым темам.
При реализации программы выполняются санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса СанПиН
Основания для отчисления из объединения:
- Систематические пропуски занятий;
- Нежелание учащихся заниматься в объединении;
- Несогласие родителей (законных представителей);
- Смена места жительства;
- Медицинские противопоказания.
Уровень программы, объём и сроки реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Продолжительность обучения 1,5 месяца, 36 часов. Уровень программы – ознакомительный.
Формы обучения - очная.
Режим занятий.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, 6 часов в неделю, продолжительность занятия 45 минут с 15-минутным перерывом.
При реализации программы в дистанционной форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий продолжительность занятий в сети Интернет составляет 30 минут. Перерыв между занятиями составляет не менее 10 мин. Продолжительность занятия соответствует нормам СанПиН и Методическим рекомендациям по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
При реализации программы выполняются санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса СанПиН
Основание для отчисления из объединения:
- Смена интереса учащегося;
- Смена места жительства;
- Медицинские противопоказания.
Особенности организации образовательного процесса. Основной формой обучения является занятие. Занятия проводятся с 15-минутным перерывом для отдыха. Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают теоретические и практические виды деятельности.
Состав групп – постоянный. Наполняемость групп – не менее 10 человек.
Форма работы на занятиях в объединении групповая. На занятиях применяется технология личностно-ориентированного обучения с целью раскрытия возможностей каждого, для организации в дальнейшем совместной познавательной, творческой деятельности (создание коллективной работы).
При проведении занятий используются разнообразные традиционные и нетрадиционные виды занятий: занятие-презентация, выполнение самостоятельной работы, практические занятия, мастер-классы, беседы Обучение строится на следующих принципах: доступность, наглядность, индивидуальность, взаимоуважение и доверие, принцип воспитывающего обучения.
Занятия предусматривают дифференцированный подход: выполнение индивидуальных усложненных заданий для талантливых и одаренных детей. Таким учащимся предлагается изучить новые виды деятельности и реализовать их в своей творческой работе. Система обучения предусматривает оказание поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, ведь основное назначение работы с талантливыми и одаренными детьми заключается в том, чтобы уже на ранних сроках развития их творческих способностей обеспечить уровень нагрузки, а также виды и формы деятельности, соответствующие их способностям.
Реализация программы может осуществляться с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии в соответствии с положением об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий без непосредственного контакта между педагогом и учащимся.
Программа предусматривает возможность организации образовательного процесса в очно – заочном формате или заочном формате с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При организации обучения в очно-заочном формате очный академический час равен 45 минутам (если нет иных документальных распоряжений), заочный академический час равен 30 минутам. Дистанционное занятие состоит из 30 минутного занятия с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий согласно расписанию. В период школьных каникул занятия проводятся по расписанию.
Цель программы: создание условий для формирования творческой, инициативной и целеустремленной личности в процессе обучения искусству хореографии, для освоения учащимися основ здорового образа жизни и организации досуга в летний период.
Задачи программы:
образовательные:
- обучить основам хореографии;
– развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать;
– приобщать к мировой танцевальной культуре;
- обучить точной выразительной передаче характера создаваемого образа с помощью танцевальных средств.
личностные:
- формировать физическое развитие через систему специальных упражнений;
- развивать музыкально-исполнительские способности;
- развивать свободу движений, чувство пространства, образное мышление, внимание, музыкальность, эмоциональность, пластичность, гибкость, координацию движений и творческие способности;
- развивать эстетический и художественный вкус;
- воспитывать трудолюбие и стремление к преодолению препятствий;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формировать личностно-познавательную и жизненную активность.
метапредметные:
- освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- научить слушать собеседника и вести диалог;
- научить излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название разделов, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
1. | Введение | 2 | 1 | 1 | беседа, наблюдение |
2. | Ритмическая гимнастика и элементы современного танца | 8 | 1 | 7 | наблюдение |
3. | Партерная гимнастика | 8 | 1 | 7 | наблюдение |
4. | Танцевальные элементы | 8 | 1 | 7 | наблюдение |
5. | Музыкальные игры и импровизация. | 6 | 1 | 5 | наблюдение |
6. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | зачёт |
Итого: | 34 | 6 | 28 |
Содержание учебного плана
- Введение. (2 часа)
Теория: Правила поведения в хореографическом зале, обращение с инвентарём. Инструктаж по технике безопасности. (1 час)
Практика: Игра – знакомство. (1 час)
- Ритмическая гимнастика и элементы современного танца (8 часов)
Теория: понятие «современный танец», его особенности и отличия от других жанров танца, техника и манера исполнения. Важность ритмической гимнастики для физического развития, техника исполнения элементов гимнастики. Знакомство с профессией фитнес-тренер. (1 час)
Практика: движения для развития пластики рук, выпады, наклоны, приседания, движения на координацию движений, прыжки накрест и с поджатыми ногами, растяжки. (7 час)
- Партерная гимнастика (8 часов)
Теория: понятие «партерная гимнастика», правила выполнения упражнений. Термины, связанные с названием упражнений. Последовательность. Образное восприятие всех выполняемых движений, которые вырабатывают гибкость, выворотность, растяжку. (1 час)
Практика: знакомство с новыми элементами партерной гимнастики: образные движения; танцевальные этюды на полу. Выполнение изученных упражнение партерной гимнастики на растяжку и гибкость. (7 час)
- Танцевальные элементы (8 часов)
Теория: Теоретическое содержание танцевальных упражнений и движений. (1 час)
Практика: Разучивание хореографических композиций (исполнение отдельных фигур, элементов, отработка и соединение в рисунок) эстрадного танца. (7 час)
- Музыкальные игры и импровизация. (6 часов)
Теория: Приёмы подражания образных сравнений ролевых ситуаций, знакомство с музыкальной грамотой, счет в музыке, музыкальная память, понятия «характер музыки», «музыкальное воображение». (1 час)
Практика: воспроизвести действие по характеру музыки, передать в движении образ некоторых животных (зайца, лисы, волка, лягушки и т.д.). Музыкальные игры на внимание, подвижные игры, импровизация музыкального произведения, заданного образа, импровизация заданной песни. (5 час)
- Итоговое занятие. (2 часа)
Теория: Ответы на вопросы. (1 час)
Практика: Выполнение заданий по карточкам(1 час)
Планируемые результаты
По окончании обучения учащиеся овладеют следующими знаниями, умениями, навыками:
Знания – музыкальных терминов, строения музыкального произведения.
Умения – двигаться под музыку, ориентироваться в пространстве, ходить и бегать с сохранением правильных дистанций, ходить свободным шагом, ритмично выполнять несложные движения руками и ногами, соотносить темп движений с темпом музыки, начинать и заканчивать движение в соответствии со звучанием музыки;
– самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движения, замечать смену частей музыкального произведения, передавать хлопками ритмический рисунок музыки и движения, четко и выразительно исполнять элементы танца, самостоятельно исполнять танцевальные композиции, импровизировать на заданную тему.
Таким образом, учащиеся по окончании срока обучения получат следующие результаты:
образовательные:
- обучены основам хореографии;
– сформированы умения: наблюдательность, сравнивание, анализирование;
– приобщены к мировой танцевальной культуре;
- обучены точной выразительной передаче характера создаваемого образа с помощью танцевальных средств.
личностные:
- сформировано физическое развитие через систему специальных упражнений;
- развиты музыкально-исполнительские способности;
- развита свобода движений, чувство пространства, образное мышление, внимание, музыкальность, эмоциональность, пластичность, гибкость, координацию движений и творческие способности;
- развит эстетический и художественный вкус;
- воспитано трудолюбие и стремление к преодолению препятствий;
- развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- сформирована личностно-познавательная и жизненная активность.
метапредметные:
- освоены способы решения проблем творческого и поискового характера;
- сформированы умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- сформированы умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- научены слушать собеседника и вести диалог;
- научены излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
В ходе освоения программы применяются следующие методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов выполнения практических заданий; диагностика; участие в мероприятиях.
Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
Дата начала и окончания учебного периода |
|
Количество учебных недель | 7 недель |
Продолжительность каникул | Нет |
Место проведения занятия | МБОУ СОШ №13 ст. Гривенской кабинет № (актовый зал) |
Режим занятий | Три раза в неделю по два академических часа |
Форма занятий | Групповая |
Сроки контрольных процедур | Начало, конец учебной программы |
Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках) | Участие в мероприятиях ДДТ (по плану) |
Организованные выезды, экспедиции т.п. | Нет |
Календарный учебный график составляется отдельно на каждую учебную группу (Приложение 1).
Раздел программы «Воспитание»
Цель воспитания – личностное развитие учащихся, проявляющееся:
1. в освоении учащимися социальных знаний, приобретении опыта социального взаимодействия, взаимного уважения;
2. в формировании опыта самоопределения (личностного и профессионального);
3. в формировании чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку;
4. в овладении учащимися способами саморазвития и самореализации в современном мире, в том числе формирования современных компетентностей и грамотностей, соответствующих актуальным вызовам будущего;
5. в формировании бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания:
формирование и развитие личностного отношения детей к национальной культуре, к собственным нравственным позициям и этике поведения в группе объединения;
усвоение детьми знаний по хореографическому творчеству, духовно-нравственных ценностей, традиций Кубанской культуры;
организация общения между детьми на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в группе объединения, применение полученных знаний, организация активности детей, их ответственного поведения, создание условий физической безопасности, комфорта, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы.
Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:
принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе
- формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
- принятие и осознание ценностей языка, литературы, музыки, традиций, праздников, памятников, святынь народов России;
- подготовка к самостоятельной жизни и труду;
- формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
- овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
- формирование культуры семейных отношений, уважения к старшим;
- формирование солидарности, взаимной помощи и поддержку;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека, понимания ценностей жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей);
- воспитание уважения к труду, результатам труда;
- развитие творческого самовыражения, реализация традиционных и своих собственных представлений об эстетическом обустройстве общественного пространства.
Формы и методы воспитания
Выбор форм воспитательной работы определяется в зависимости от следующих признаков:
от цели воспитания;
от содержания и направленности воспитательных задач;
от возраста учащихся.
При реализации программы применяются следующие формы воспитания: беседы, игры, викторины, акции, творческие мастерские, дискуссии. Так же эффективными формами воспитания по программе являются: участие в выставках, в подготовке и проведении календарных праздников.
Методы воспитания по программе:
метод убеждения (рассказ, беседа, разъяснение, анализ, инструктаж, дискуссия, игра);
метод положительного примера (педагога, другого взрослого, ребенка);
метод требование (совет, убеждение, намек, одобрение, выражение доверия, рекомендация, инструктаж);
метод упражнений (приучения);
метод стимулирования (похвала, одобрение);
метод мотивация (совет, доброжелательная критика, авансирование, практическая помощь, показ);
метод воспитывающих ситуаций (ситуаций свободного выбора) (поручение, самостоятельная работа – творческая работа, соревнование);
методы контроля, самоконтроля, самооценки воспитания (педагогическое наблюдение, беседа).
Условия воспитания
Важным педагогическим условием воспитания детей является то, что оно должно осуществляться добровольно и осознанно со стороны каждого участника процесса (особенно детей). Ребенок должен проявлять желание овладеть теми качествами, на которые направлен процесс воспитания. То есть, педагог, в первую очередь, должен сформировать у ребенка мотив на воспитание собственной личности.
Обучение и воспитание в группе объединения объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Основной целью воспитательной работы МБУ ДО ДДТ ст. Гривенской является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Эффективность воспитания детей возможна при создании следующих педагогических условий:
Целенаправленность педагогического процесса. Процесс воспитания имеет конкретную цель, которая достигается путем взаимодействия педагога и детей.
Организованная деятельность. Работа педагога по воспитанию детей – это организованная работа с детьми, которая может быть коллективной, групповой, индивидуальной. Воспитательный процесс должен быть заранее запланирован на определенный промежуток времени, иметь промежуточные цели и задачи.
Направленность методов и приемов работы. В процессе воспитания педагог использует методы, формы и приемы работы с детьми, исходя из их возрастных особенностей, а также целей и задач воспитания. Возможно использование в работе одного метода или формы, либо же их комплексное применение.
Комплексность воспитательного процесса. Процесс воспитания будет максимально эффективным, в случае если он осуществляется совместно с иной деятельностью (учебной, в рамках различного рода мероприятий и т.д.).
Учет особенностей и потребностей каждого участника воспитательного процесса. Процесс воспитания должен быть направлен на развитие и воспитание всех детей, но при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.
Непрерывность. Процесс нравственного воспитания должен быть непрерывным, последовательным, поэтапным.
Основные направления воспитательной работы на 2024 – 2025 учебный год.
Патриотическое воспитание:
• воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
• усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости;
• развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.
Нравственное воспитание:
• совершенствование духовной и нравственной культуры, укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• развитие у учащегося уважительного отношения к родителям, близким людям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
Национальное воспитание:
формирование у учащихся национального сознания и самосознания, любви к родной земле, семьи, народа;
формирование у учащихся ответственности к истории, религии, национальной традиции, национальной культуры, обычаев своего народа, Родины;
утверждение принципов общечеловеческой морали: правды, справедливости, патриотизма, доброты, толерантности, трудолюбия.
Трудовое и профориентационное воспитание:
развитие ответственного, творческого и добросовестного отношения учащихся к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта;
формирования у детей творчества, самостоятельности, ответственности, активности, уверенности в себе;
привитие любви к труду и творческого отношения к нему;
развитие индивидуальных интересов и наклонностей в различных видах трудовой деятельности.
Интеллектуальное воспитание:
развитие познавательной потребности, определяемой расширением объема знаний;
развитие памяти, воображения, внимания, представлений, восприятия.
Семейное воспитание:
воспитание семейных ценностей, традиций, культуре семейной жизни;
воспитание у детей чувства бережного отношения к семье, близким людям.
Эстетическое воспитание:
воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное;
развитие художественных способностей;
воспитание чувства любви к прекрасному.
Физическое воспитание:
формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения учащихся к занятиям спортом;
развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Экологическое воспитание:
формирование элементарных экологических знаний;
формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом.
Правовое воспитание:
воспитание свободного гражданина, функционально-грамотного, способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название события, мероприятия | Сроки | Форма проведения | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1. | «Они сражались за Родину» | Июнь | Час памяти | Фото-материал |
2. | «Уважай старших людей» | Июнь | Профилактическая беседа | Фото-материал |
3. | «Моя тихая малая Родина» | Июнь | Беседа | Фото-материал |
4. | «Какую профессию я выбираю?» | Июнь | Беседа | Фото-материал |
5. | «Экомарафон» | Июнь | Акция | Фото-материал |
6. | «Пёс в сапогах» | Июль | Просмотр мультфильма | Фото-материал |
7. | «Современная архитектура и дизайн. Парк Галицкого в г. Краснодар» | Июль | Тематическая беседа | Фото-материал |
8. | «Со спортом на ТЫ» | Июль | Игровая программа | Фото-материал |
9. | «Что такое интеллект?» | Июль | Беседа | Фото-материал |
10. | «Права и обязанности ребенка» | Июль | Тематическая беседа | Фото-материал |
Условия реализации программы
- Материально-техническое и информационное обеспечение программы
Для работы объединения необходимы следующие условия:
- Светлое, просторное, проветриваемое помещение;
- Столы и стулья для каждого учащегося;
- Шкаф для хранения реквизита;
- Питьевая вода;
- Инструкция по ТБ;
- Литература по методике и практическим занятиям;
- Видео-, фото- и интернет источники;
- Ноутбук;
- Специальная форма для занятий (12 штук)
- Музыкальная аппаратура (магнитофон).
Инструменты и материалы:
- Коврик;
- Мячи, обручи, ленты, скакалки.
#1050;адровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
Данную программу реализует педагог дополнительного образования:
Шевченко Жанна Сергеевна, Стаж педагогической работы 1 год.
Необходимые умения для работы по программе: владеть формами и методами обучения; использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех учащихся, в том числе учащихся с ограниченными возможностями здоровья, организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, культурно - досуговую, регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды; реализовать современные формы и методы воспитательной работы; общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.
Необходимые знания: преподаваемый предмет; основные закономерности возрастного развития; основные методики преподавания, виды и приемы современных педагогических технологий; пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.
Педагог, имеющий (1 или высшую) квалификационную категорию или прошедший аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
Формы аттестации
Для оценки эффективности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный мир танца» проводятся следующие виды контроля: входной контроль, текущий контроль, итоговая аттестация.
входной контроль (начальная диагностика), проводится в начале года;
текущий контроль - осуществляется на занятиях в течение всего учебного года;
итоговая диагностика, в конце учебного года, либо в конце освоения программы, что позволяет отследить динамику достижения предметных, метапредметных и личностных результатов;
наблюдения за социально-значимой деятельностью учащихся, в которых отражаются все достижения и результаты в предметной, метапредметной сфере.
Формы отслеживания образовательных результатов: беседа, педагогическое наблюдение, конкурсы, открытые и итоговые занятия, самостоятельные работы, концерты.
Формы фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы, карта диагностики, анкета, фото, отзывы родителей и педагогов, сертификаты, свидетельства.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытые занятия, итоговые отчеты, конкурсы, аналитическая справка, диагностическая карта, портфолио.
Главной формой отслеживания и фиксации образовательных результатов является диагностическая карта учащегося, которая заполняется на протяжении всего периода обучения по программе. В диагностической карте отражаются результаты обучения учащегося как на уровне вхождения в программу, промежуточной аттестации, так и на заключительном этапе реализации программы. Этот способ оценивания – сравнение ребенка только с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем – важнейший отличительный принцип дополнительного образования, стимулирующий и развивающий мотивацию обучения каждого ребенка.
Уровневая характеристика сформированности планируемых результатов определяется высоким, средним и низким уровнем.
Также на всех этапах реализации программы создаются условия для формирования и развития самоконтроля и самооценки учащимися процесса и результатов освоения учебного материала.
Регулярное отслеживание результатов основа стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку надо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства учащегося – это поддержит его стремление к новым успехам.
.
Оценочные материалы
Для определения достижения учащимися планируемых результатов проводится диагностика согласно «Критериям определения уровня подготовки учащегося» (Приложение 2) и заполняются «Карта диагностики освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный мир танца» учащимися» (Приложение 3).
Карта позволяет вести поэтапную систему контроля за обучением учащегося и отслеживать динамику его образовательных результатов, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Этот способ оценивания – сравнение ребенка только с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем – важнейший отличительный принцип дополнительного образования, стимулирующий и развивающий мотивацию обучения каждого ребенка.
Также на всех этапах реализации программы создаются условия для формирования и развития самоконтроля и самооценки учащимися процесса и результатов освоения учебного материала. Важно научить учащихся самостоятельно добыть знания и применять их на практике. Формирование учебной деятельности объединения невозможно без самоконтроля, который, как правило, проявляется в виде защиты творческих работ, коллективном обсуждении и сравнении собственных работ с работами других учащихся.
Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку надо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства учащегося – это поддержит его стремление к новым успехам.
Оценочные материалы
- «Карта диагностики освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный мир танца» учащимися» (Приложение 3);
- Диагностика участия и результативности учащихся в конкурсах различного уровня (Приложение 4);
- Анкета для учащихся «Изучение интереса к занятиям у учащихся объединения» (Приложение 5).
Методические материалы
Основной формой обучения является занятие. На каждом занятии используется дополнительный материал: презентации, видео-, фото- материал, технологические карты и др.
Занятие имеет: цель; конкретное содержание; определенные методы организации учебно-педагогической деятельности. Каждое занятие состоит из вводной, основной, заключительной, с подведением итогов частей.
Учебные занятия группируются на основе единства педагогических целей на занятии:
- по получению новых знаний и умений, цель которых – первичное получение знаний;
- по закреплению знаний и умений;
- по обобщению и систематизации знаний и умений, применению знаний и умений с целью выработки способности переносить знания и умения в новые условия, контролю и коррекции знаний, необходимых для проведения оценки результатов деятельности каждого учащегося.
Занятия по темам программы включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятия при работе максимально компактна и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия. Теоретическая часть – это повтор пройденного материала, объяснение нового. Теоретические занятия сопровождаются показом презентации, наглядного материала, демонстрации образцов, иллюстраций, пособий также теоретические занятия преподносятся в виде рассказа-информации, беседы.
Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. Нагрузка во время занятий соответствует силам и возможностям учащихся, обеспечивая их занятость в течение занятий. Практические занятия дают учащимся много полезных жизненных навыков и знаний. У них формируются умения и навыки самостоятельного принятия решений и выполнения правил во время практической работы.
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением дидактических материалов-разработок для проведения занятий (презентации, видеоуроки, мастер-классы и др.).
При планировании программы педагог определяет цель и задачу для учащихся в изучении данного курса, затем разрабатывает план. Составление календарного планирования работы делает разработку учебного плана более лёгкой и удобной на основании календарного планирования составляются подробные разработки для обеспечения образовательного процесса – конспекты, сценарии, планы занятий объединения, информационный материал, образцы работ и т.д.
Все занятия должны способствовать умственному и нравственному развитию учащихся.
Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор педагогом методов и форм обучения на занятии.
Занятия по обучению проводятся с применением следующих методов:
- объяснительно-иллюстративный – предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
- проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения учащимися;
- репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
- частично-поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога;
- поисковый – самостоятельное решение проблем;
- метод эвристического наблюдения ставит целью научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений. Одновременно с получением заданной педагогом информации многие учащиеся видят и другие особенности объекта, т.е. добывают новую информацию и конструируют новые знания;
- методы самооценки вытекают из методов рефлексии, носят количественный и качественный характер, отражают полноту достижения учащимися цели.
- практический выполнение практической работы по теме занятия, приобретение навыков исполнения движений.
- игровой игровые занятия для легкого усвоения материала, для творческого воображения.
- инновационный метод обучение в сотрудничестве.
Применяемые педагогические технологии в образовательном процессе:
- Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся. От жизнедеятельности, бодрости учащихся зависит их мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Поэтому для формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся в объединении на занятии применяются: физкультминутки, упражнения для глаз, игры, релаксация и др.
- Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)
ИКТ – представление информации в электронном виде, её обработка и хранение.
Компьютерные технологии это новый способ передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития учащихся. Этот способ позволяет учащемуся с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Использование ИКТ на занятиях позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.
- Личностно-ориентированные технологии
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения педагог-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
- Игровая технология
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра, как вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Цели игровых технологий:
- дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
- воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
- развивающие: развитие качеств и структур личности;
- социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Используя в обучении игровую технологию, педагог помогает учащимся в принятии самостоятельных решений в сложившихся ситуациях.
- Технология дифференцированного обучения
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
Принципы дифференцированного обучения включают самый важный элемент образования – создание психологически комфортных условий на занятии.
Смысл дифференцированного обучения состоит в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого учащегося (уровень подготовки, особенность мышления, познавательный интерес к предмету), определить для него наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы и типы заданий на занятии.
Дистанционные образовательные технологии
Дистанционные образовательные технологии с использованием Интернета применяются, как для освоения отдельных разделов и тем в случае пропуска, или невозможности посетить занятие учащимся по уважительной причине.
1. Чат-занятие
Учебное занятие, осуществляется с использованием чат-технологий. Чат-занятие проводится синхронно, когда все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках организованной деятельности дистанционные учащиеся в реальном времени присутствуют на проводимом дистанционным педагогом занятии, в домашних условиях выполняют те задания, которые учащиеся выполняют в объединении.
2. Онлайн-видеоконференцсвязь
Обеспечивает интерактивное взаимодействие нескольких участников образовательного процесса, которые оперативно обсуждают и решают проблему, производят обмен аудио- и видеоинформацией в режиме реального времени.
3. Телеприсутствие
Дистанционное присутствие учащегося на занятии происходит с помощью видеосвязи Сферум, ВКонтакте.
4. Интернет-рассылка
На электронную почту учащегося педагог высылает учебные материалы, или ссылки на опубликованный обучающий материал на сайте педагога, или в ВКонтакте: конспект занятия, конспект мастер-класса, видео-урок, тесты, задания.
Занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового. Практические занятия дают учащимся много полезных жизненных навыков и знаний. У учащихся формируются умения и навыки самостоятельного принятия решений и выполнения правил во время практической работы. Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением дидактических материалов – разработок для проведения занятий.
Основной формой обучения является занятие. Формы организации учебных занятий по программе «Волшебный мир танца» – беседа, игра, концерт, мастер-класс, лекция, наблюдение, праздник, практическое занятие, презентация. На каждом занятии используется дополнительный материал: презентации, видео-, фото- материал и др.
Формы занятий, планируемых по каждому разделу
№ п/п | Название раздела | Формы занятий | Форма организации учебно – воспитательного процесса | Дидактичес-кие материалы | Техническое оснащение |
1. | Введение. | беседа, практическое занятие | диалог, презентация | интернет- ресурсы | ноутбук |
2. | Ритмическая гимнастика и элементы современного танца | просмотр видео материала, мастер- классы, практическая работа | беседа, мастер-класс, практическая работа | специальная литература | ноутбук, портативная колонка |
3. | Партерная гимнастика | Беседа о гимнастике. Просмотр видео материала, мастер- классы, практическая работа | беседа, мастер-класс, практическая работа | специальная литература | ноутбук, портативная колонка |
4. | Музыкальные игры и импровизация. | Просмотр видео материала, практическая работа, игры | беседа, мастер-класс, практическая работа, игровые программы, | специальная литература | ноутбук, портативная колонка |
5. | Итоговое занятие | отчетное выступление | Концерт | музыкальная аппаратура |
Структура занятия:
- начальная организация, эмоциональный и психологический настрой. Подготовка учащихся к занятию;
- повторение пройденного материала (выявление опорных знаний и представлений);
- изучение нового материала (формирование новых знаний);
- показ педагогом упражнения, задания;
- самостоятельное выполнение упражнения;
- анализ.
Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор педагогом методов и форм обучения на занятии.
Музыка и танец – одно из могучих средств эстетического и физического воспитания детей. Успех работы педагога в этом направлении решается не количеством пройденного материала, а умением детей мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений. Все разделы программы взаимосвязаны между собой, поэтому в течение занятий затрагиваются все темы в той или иной степени объёма.
Обучение детей строится в основном на упражнениях по ориентировке в пространстве. Больше уделяется внимания музыкальным играм, импровизациям, вырабатывается умение слушать музыку.
Во время занятий необходимо предоставлять детям больше самостоятельности, чаще спрашивать их мнение, позволять им импровизировать. Во время исполнения движение обращать внимание на выражение детских эмоций. Чаще использовать метод похвалы, и не заострять внимание на неудачах ученика. Для облегчения разучивания движения, особенно в первый год, использовать метод сравнения, например, движение рук, сравниваем с распусканием цветка, перескок – с перепрыгиванием через лужу и т.д. Хорошо использовать в танцах реквизиты – мячи, зонты, ленты, шарфы и т.д. – они делают занятия более интересными и решают проблему положения рук в танце. Благоприятное воздействие на детей оказывают встречи с другими хореографическими коллективами, посещение концертов, просмотр видеозаписей, участие в конкурсах. Такие мероприятия вырабатывают у детей целеустремлённость, повышают трудолюбие, старательность. Для повышения теоретических знаний, кабинет лучше оформить наглядной агитацией: Плакаты с позициями рук и ног в танце, фотографии заслуженных танцоров и танцевальных коллективов.
В образовательном процессе педагогический подход заключается в использовании основных принципов:
Принцип наглядности. Наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности учащегося. Наглядность: фотографии в бумажном и электронном виде, видео, презентации обеспечивают понимание и прочное запоминание.
Принцип доступности предполагает соотношение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. На занятиях изучение программы начинается с простого изучения техники исполнения танца с дальнейшим усложнением. Необходимо переходить от простого к сложному, от известного к неизвестному. Обучение, оставаясь доступным, сопряжено с приложением серьезных усилий, что приводит к развитию личности.
Принцип взаимоуважения и доверия принятие учащихся (такими, какие они есть), постоянная поддержка их со стороны педагога, стимуляция учащихся, вера в их способность, поощрение достижений учащихся.
Принцип воспитывающего обучения предусматривает форму организации образовательно-воспитательного процесса, использование методов и средств, оказывающих воспитательное влияние на формирование личности в целом (убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация). Хорошим стимулом и мотивацией для выполнения работ на высоком уровне и их завершенности служит сознание учащегося, что его работа будет выставлена на выставку, примет участие в конкурсе.
Формы работы:
Фронтальная – подача учебного материала всей группе учащихся.
Групповая – предоставление возможности самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Успешно на занятиях происходит объединение разновозрастных детей с целью обучения наставничеству.
Индивидуальная – самостоятельная работа учащихся с оказанием помощи при возникновении затруднения, не уменьшая активности учащихся и содействуя выработке навыков самостоятельной работы.
Порядок проверки и утверждения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир танца» обсуждается на методическом совете, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом директора ДДТ. Имеет рецензию в соответствии с локальным актом – порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам МБУ ДО ДДТ ст. Гривенской, разработанным в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва. Этим же локальным актом в соответствии с требованиями СанПиН определяются количественный состав учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность и периодичность занятий.
Программа ежегодно корректируется с учетом изменяющихся условий, нормативных требований.
В МБУ ДО ДДТ ст. Гривенской приняты локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности:
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам;
- Образовательная программа, включаю учебный план, календарные учебные графики реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
- Положение о правилах приема, перевода, отчисления и восстановления учащихся;
- Правила внутреннего распорядка учащихся;
- Положение о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между МБУ ДО ДДТ ст. Гривенской и учащимися и (или) их родителями (законными представителями);
- Положение о промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Список литературы
- для педагога:
- Барышникова Т. Азбука хореографии. Внимание: дети. Москва 2000г.
- Г.А. Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей», г. Москва, издательство «Гном и Д», 2004г.
- Г. Франко, И. Лифиц «Методическое пособие по ритмике», г. Москва, издательство «Музыка», 2005 г.
- Т. Свиридова «Фигура, грация, осанка», Москва, издательство «Гном», 2004г.
- Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль 2004г.
- Варшавская Р.А., Кудряшова Л.И. Игры под музыку – М, 2008
- Ерохина О.В. Школа танцев для детей – Ростов - на –Дону. 2003
- Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика-М, ФиС, 2000
- Пинаева Е. Массовые композиции для детей. Учебное методическое пособие. – Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005
- Пинаева Е. Новые детские диско-танцы. Учебное методическое пособие. – М: ПБОЮЛ, 2003
- для учащихся и родителей:
- Бондаренко Л. Ритмика и танец. – Киев, 2006
- Музыкальные праздники. – СПб, 2005
- Т. Свиридова «Фигура, грация, осанка», Москва, издательство «Гном», 2004г.
- цифровые образовательные ресурсы:
- Русские народные танцы: /Электронный ресурс/ Режим доступа: (дата обращения ).
- Украинские народные танцы/Электронный ресурс/ Режим доступа: (дата обращения ).
- Кубанские танцы/Электронный ресурс/ Режим доступа: (дата обращения ).
Приложение 1
Утверждаю:
зам. директора по УВР
С.Е. Калякина__________
«___»___________2024г.
Календарный учебный график объединения «Волшебный мир танца»
на летний период с #1075; – #1075;.
№ | Тема занятий | Дата и Время | Кол-во часов | Форма занятий | Место проведения | Форма контроля | |
Объединение «Танцевальная карусель» | Объединение «Серпантин» | ||||||
Введение | 2 | ||||||
1 | Правила поведения в хореографическом зале, обращение с инвентарём. Инструктаж по ТБ. Гигиенические требования к одежде, обуви. | 2 | Беседа, практическая работа | актовый зал | Наблюдение | ||
Ритмическая гимнастика и элементы современного танца | 8 | ||||||
2 | Ритмическая гимнастика – движения, развивающие гибкость и пластику. Растяжки. | 2 | Практическая работа | актовый зал | Наблюдение | ||
3 | Комплекс движений современного танца. Прыжки на скакалке. Музыкальные игры «Змейка», «Ручеек». | 2 | Практическая работа | актовый зал | Наблюдение | ||
4 | Ритмическая гимнастика. Комплекс упражнений на укрепление мышц. Кружение. Повороты с фиксированием. | 2 | Практическая работа | актовый зал | Наблюдение | ||
5 | Высокие прыжки с выносом ноги, с движением рук. Ритмическая гимнастика – силовые упражнения, растяжки. | 2 | Практическая работа | актовый зал | Наблюдение | ||
Партерная гимнастика | 8 | ||||||
6 | Основы партерной гимнастики на середине зала. Ритмическая гимнастика. Упражнение для укрепления мышц брюшного пресса. | 2 | Практическая работа | актовый зал | Наблюдение | ||
7 | Упражнения для укрепления мышц спины; танцевальные этюды на полу. | 2 | Практическая работа | актовый зал | Наблюдение | ||
8 | Выполнение элементов партерной гимнастики. Комплекс упражнений направленный на укрепление, расслабление и улучшение эластичности мышц. | 2 | Практическая работа | актовый зал | Наблюдение | ||
9 | Упражнения для развития выворотности ног. Силовые упражнения. | 2 | Практическая работа | актовый зал | Наблюдение | ||
Танцевальные элементы | 8 | ||||||
10 | Музыкально-ритмическая координация. Пластика тела. |
| 2 | Практическая работа | актовый зал | Наблюдение | |
11 | Элементы русского народного танца. «Приветствие» в народном танце | 2 | Практическая работа | актовый зал | Наблюдение | ||
12 | Разучивание хореографических композиций. Работа над техникой исполнения и стилем. | 2 | Практическая работа | актовый зал | Наблюдение | ||
13 | Развитие эмоциональной выразительности. Танцевальные этюды. | 2 | Практическая работа | актовый зал | Наблюдение | ||
Музыкальные игры и импровизация | 6 | ||||||
14 | Импровизация «Танцующие весёлые человечки». Прыжки на скакалке, игры с мячом. | 2 | Практическая работа | актовый зал | Наблюдение | ||
15 | «Угадай фигуру» - музыкальная импровизация. Прыжки на скакалке. Подвижные игры. | 2 | Практическая работа | актовый зал | Наблюдение | ||
16 | Ритмическая гимнастика – движения, развивающие гибкость и пластику. «Эмоции в танце» - сценическая мастерская | 2 | Практическая работа | актовый зал | Наблюдение | ||
Итоговое занятие. | 2 | ||||||
17 | Ответы на вопросы. Выполнение заданий по карточкам. | 2 | Практическая работа | актовый зал | Зачёт | ||
18 | «Со спортом на ТЫ» - игровая программа | - | 2 | Практическая работа | актовый зал | Наблюдение | |
19 | «Что такое интеллект?» - беседа | - | 2 | Практическая работа | актовый зал | Наблюдение | |
20 | «Права и обязанности ребенка» - тематическая беседа | - | 2 | Практическая работа | актовый зал | Наблюдение |
Приложение 2
Критерии определения уровня подготовки учащегося
Информационная карта № 1
«Определение уровня личностного развития»
- сформировавшиеся в образовательном процессе качества личности; мировоззрение, убеждения, нравственные принципы, система ценностных отношений учащихся к себе, другим людям, духовной сфере;
- результаты, отражающие социальную активность, общественную деятельность, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, нравственно-этическая ориентация.
Показатели | Критерии оценивания | Степень выраженности | Баллы | Формы выявления результативности | |
Л1 | Терпение/выдержка (организационно- волевое качество) | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности | - низкий уровень (терпения хватает меньше чем на ½ занятия) - средний уровень (терпения хватает больше чем на ½ занятия) - высокий уровень (терпения хватает на все занятие) | 0
1
2 | Наблюдение |
Л2 | Интерес к занятиям в объединении (ориентационное качество) | Осознанное участие ребенка в освоении дополнительной общеобразователь-ной программы | - низкий уровень (интерес к занятиям продиктован ребенку извне); - средний уровень (интерес лишь периодически поддерживается самим ребенком); - высокий уровень (интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно) | 0
1
2 | Наблюдение Беседа |
Л3 | Познавательная активность | Проявление желания узнать новую информацию | - низкий уровень (не проявляет желания узнать новую информацию); - средний уровень (с интересом слушает, но не задает вопросы); - высокий уровень (с интересом слушает и задает вопросы для расширения кругозора) | 0
1
2 | Наблюдение Опрос |
Информационная карта № 2
«Определение уровня сформированности метапредметных умений учащихся»
Метапредметные результаты – освоенные учащимися общие способы деятельности, ключевые компетенции, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Показатели | Критерии оценивания | Степень выраженности | Баллы | Формы выявления результативности | |
М1 | Умение слушать и слышать педагога и друг друга | Восприятие информации | - низкий уровень умений (учащийся испытывает затруднения при восприятии информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); - средний уровень (воспринимает информацию, но иногда требуется корректировка восприятия педагогом); - высокий уровень (полностью воспринимает информацию) | 0
1
2 | Наблюдение |
М2 | Умение организовать свое рабочее (учебное) место (учебно- организационные навыки) | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и приводить его в порядок | - низкий уровень умений (учащийся не умеет организовывать своё рабочее место); - средний уровень (умеет организовать свое рабочее (учебное) место, но при напоминании педагога); - высокий уровень (самостоятельно организовывает свое рабочее (учебное) место. | 0
1
2 | Наблюдение, Творческое задание |
М3 | Умение аккуратно выполнять работу (учебно- организационные навыки) | Аккуратность и ответственность в работе | - низкий уровень умений (учащийся выполняет задание педагога не аккуратно); - средний уровень (выполняет задание аккуратно но не со всей ответственностью подходит к работе); - высокий уровень (учащийся самостоятельно выполняет работу заданную педагогом) | 0
1
2 | Наблюдение |
Информационная карта № 3
«Определение уровня сформированности предметных умений и навыков учащихся»
Предметные результаты – освоенный учащимися опыт специфической деятельности по получению продукта/нового знания, его преобразованию и применению: знания и умения, конкретные элементы практического опыта – навыки или предпрофессиональные/предметные компетенции – конструкторская, техническая, технологическая и т. п
Показатели | Критерии оценивания | Степень выраженности | Баллы | Формы выявления результативности | |
П1 | Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | - низкий уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); - средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½); - высокий уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период | 0
1
2 | опрос; индивидуальное собеседование; выполнение практического задания; педагогические наблюдения; выставка |
П2 | Творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте) | Креативность в выполнении заданий | - низкий уровень (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); - средний уровень (выполняет в основном задания на основе образца); - высокий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) | 0
1
2 | практическое задание; наблюдение |
П3 | Владение инструментами и материалами предусмотренные по программе | Отсутствие затруднений в использовании инструментов и материалов | - низкий уровень умений (ребенок испытывает затруднения при работе с инструментами); - средний уровень (работает с инструментами с помощью педагога); - высокий уровень (работает с инструментами и материалами самостоятельно, не испытывает трудностей) | 0
1
2 | практическое задание; опрос |
Приложение 3
Карта диагностики освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный миртанца» учащимися
Педагог дополнительного образования_______________________________
Группа и год обучения:__________________ Дата заполнения:____________
№ п/п | ФИО учащегося | Возраст | Показатели | Общий суммарный бал | Уровень усвоения | ||||||||
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты | |||||||||||
Л1 | Л2 | Л3 | М1 | М2 | М3 | П1 | П2 | П3 | |||||
Оценки по каждому показателю: от 0 до 2 баллов
- низкий уровень: 0 баллов
- средний уровень: 1 балл
- высокий уровень: 2 балла
Приложение 4
Диагностика участия и результативности
учащихся в выставках и конкурсах различного уровня
за ______________ учебный год
Название мероприятия | ФИО учащегося | Результат участия |
Приложение 5
Анкета для учащихся
«Изучение интереса к занятиям у учащихся объединения»
1. Меня зовут _________________________________________________
2. Мне ___________ лет
3. Я учусь в _____ классе _______________________________ школы
4. Я занимаюсь в объединении «__________________» 1 год, 2 года, 3 года.
5. Об объединении «__________________________» я узнал(а)
- в ДДТ
- в школе
- от подруги
- мама привела
- свой вариант ответа __________________________________________________
6. Я хожу на занятия
- с удовольствием
- за компанию
- мама заставляет
- свой вариант ответ __________________________________________________
7. Благодаря занятиям в объединении «__________________________» я
- узнал(а) ___________________________________________________________
- научился(лась) _____________________________________________________
- познакомился(лась) _________________________________________________
- свой вариант ответа __________________________________________________
8. Занятия в объединении «__________________________» считаю
- полезными
- без полезными
- интересным и
- скучными
- утомительными
- свой вариант ответа
9. Наследующий учебный год
- продолжу заниматься
- найду себе другие занятия
10. В выставках, конкурсах
- принимал(а) участие
- не принимал(а) участие
11. Моя мечта ____________________________________________________
____________________________________________________________________
_________________
дата
Приложение 6
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
учащегося объединения «Волшебный мир танца»
ФИО учащегося_______________________________________________________ педагог: ____________________________________________________________
№ п/п | Раздел | Наименование мероприятий |
1. | Учебный план | Перечень пройденных тем:
|
Перечень выполненных заданий:
| ||
2. | Самостоятельная работа | Перечень работ, выполненных внепрограммного материала самостоятельно: 3. ___________________________________________ |
3. | Участие в мероприятиях | Перечень мероприятий: 3. ___________________________________________ |
Достижения: 3. ___________________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для обучающихся по изучении основных фигур танца «Медленный вальс» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Спортивные бальные танцы».
Рассмартиваются технические аспекты исполнения фигур "Е" класса...
КРАТКОСРОЧНАЯ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "На всех парусах"
Программа может реализовываться в каникулярное время.Судомоделирование является одним из распространенных видов технического творчества. Это одно из...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пушистые зубастики" естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пушистые зубастики"естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"
Краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я-гражданин России". Программа социально - гуманитарной направленности. Предназначена для реализации в каникулярный период в летн...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Империя настольных игр" для реализации в условиях отдыха и оздоровления детей
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Империя настольных игр" для реализации в условиях отдыха и оздоровления детей...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на летний период "Поиграй-ка"
В ходе освоения краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на летний период «Поиграй-ка» у учащихся формируются основные понятия о игре, ...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на летний период"Мастерилка"
В ходе освоения краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на летний период «Мастерилка» у учащихся формируются основные понятия о...