Эссе "Предназначение педагога в современной образовательной среде"
статья

Бергутова Разиля Фаритовна

Эссе о предназначении педагога в современной образовательной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе

«Предназначение педагога в современной образовательной среде»

Бергутова Разиля Фаритовна

МБУ ДО «ДЭБЦ» НМР РТ

Опыт – учитель, очень дорого

берущий за уроки, но зато,

никто не научает лучше него.

Т. Карлейль

Толковый словарь В. Даля обозначает слово «учитель», как воспитатель, наставник и педагог, который учит чему-либо. В современном понятии учительство формирует у детей базовый образовательный потенциала, воспитывает потребность в непрерывном самообразовании, даёт толчок к поиску истины в философском понимании этого слова. Педагог становится духовным и нравственным наставником, движущей силой подрастающего поколения, в становлении их как личностей, так и полезных членов общества. Важным в этом процессе является создание условий для развития творческой инициативы каждого ребёнка, с целью создания ими новых значимых материальных и духовных ценностей. Воспитание всесторонне развитого, креативно думающего подрастающего поколения стало велением времени и условием адаптации школьников к новой социально - экономической реальности.

Сегодня в учительстве пропагандируется и поддерживается гуманистическая, творческая инициатива. Она направлена на развитие у детей таких ценностей, как честность, воспитанность, трудолюбие, уважение к окружающим, формирование интеллектуального, образованного, порядочного человека, патриота своей страны. Понятно, что обучающая активность педагога в большей степени зависит от его квалификации и мастерства, а также от личностных человеческих качеств. Новые педагогические технологии в обучающем процессе требуют от педагога современной, творчески ориентированной школы, особых качеств. Это гуманизм, умение быть старшим другом, духовным наставником и «путеводителем» в мире информационных технологий. Он должен оперативно откликаться на проблемы, выдвигаемые жизнью и совместно искать пути их решения. Труд педагога, имеющего дело с процессом формирования человека, требует творческого подхода к своей работе в гораздо большей степени, чем любые другие социальные институты. Педагог должен понимать, что «он живёт в чуде преображения человека», поэтому возникает необходимость «творчества в этом священном направлении» А. В. Луначарский.

В связи с этим, можно обозначить главные нравственные задачи, которые встают перед педагогическим сообществом в современном образовании: развитие духовного потенциала личности; равноценное развитие художественных, ремесленных, социальных, спортивных, интеллектуальных способностей; любовь к жизни, умение жить в гармонии с природой; забота о своём здоровье и окружающих его людей; стремление к истине, гибкость мышления; готовность к проявлению патриотических качеств, понимание сопричастности к истории своей страны.

Любая творческая активность в педагогическом процессе предполагает формирование и развитие новаторской идеи, анализ ситуации и планирование деятельности. Она может осуществляться только в процессе двухстороннего общения с детьми, активного привлечения их к созиданию чего-либо. Только через творческое самовыражение в деятельности у детей появляется возможность построения своего мироощущения в слове, музыке, изображении, открытиях. Всё это в большей степени может раскрываться в системе дополнительного образования, ценность которого состоит в усилении вариативной составляющей общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное, в условиях дополнительного образования, дети могут развивать свой творческий потенциал и реализовывать полученные навыки в конкретных творческих, проектных и исследовательских моделях.

Дополнительное образование детей - это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути самореализации ребёнка в современном мире и представляющее личности веер возможностей в выборе профессиональных приоритетов. В результате синтеза творческого профессионального труда педагога и учащихся проявляются новые пути и методы решения стандартных проблем, умение видеть альтернативу, создание оригинальных инновационных изделий, способности комбинирования ранее известных, давно забытых и эксклюзивно новых процессов.

Главная особенность учительства в современной школе - это потребность в ежедневном продуктивном труде, не останавливаться на достигнутых успехах, а планомерно, методично двигаться вперёд, выстраивая систему стратегических целей, используя инновационные методы и образовательные технологии, принципы постепенного усложнения познавательной и практической деятельности. Уже недостаточно воспитывать образованного человека, обладающего определёнными базовыми знаниями и умениями, уже требуется понимание учащимися закономерностей целостного социального организма, с присущей системой взаимосвязей и отношений, осмысление экономических, политических и духовных норм и ценностей. Именно такие личности будут востребованы в развивающемся обществе. Поэтому современная образовательная среда является наиболее социализированной сферой, способной не только изучать, но и активно формировать общественный менталитет. В этом проявляется, на мой взгляд, важнейшая миссия педагога.

Резюмируя, можно сказать, что Учитель - это человек, способный к познанию мира и, как следствие, аккумулирующий в себе опыт жизнедеятельности в различных областях. Поэтому главным предназначением учительства должно быть умение передачи накопленного опыта, компетенций ученику, чтобы создать человека нового типа с инновационными взглядами на жизнь, умеющего выстраивать свою жизненную траекторию, целеустремлённого во всех своих начинаниях. Человека, ведущего здоровый образ жизни, в широком смысле этого слова, позитивно мыслящего и инновационно созидающего, человека разумного, несущего в себе только добро и свет. Педагог - это творец нового человека, а значит и новой жизни.

Литература не использована.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды»

Доклад на тему «Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды» был подготовлен и озвучен на областной научно-практической...

Семинар для педагогов "Психологическая безопасность образовательной среды"

Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности и где между су...

Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды.

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального п...

«Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды».

Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение лично...

ТЬЮТОРСКАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Возможно мало кто из современных педагогов, проработавших в школе более 15 лет, мог себе представить, что когда-нибудь дети с различными потребностями, будут учиться вместе. Но это наша новая реальнос...

Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды

Современные условия жизни диктуют формирование новой образовательной среды...

Рябова Ю.В. Дистанционные образовательные технологии как часть современной образовательной среды

В статье рассматриваются вопросы использования образовательных дистанционных технологий в современном образовательном пространстве, их положительные и отрицательные стороны....