Применение приемов рефлексии на занятиях при реализации дополнительных общеразвивающих программ
методическая разработка
Обязательным компонентом учебного занятия в детском объединении дополнительного образования является этап рефлексии. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Эффективнее для процесса обучения (и интереснее для учащихся), когда педагог владеет широким арсеналом рефлексивных приемов, в том числе оригинальных, способен творчески подходить к организации рефлексии, генерируя новые приемы и модифицируя уже имеющиеся.
В данных рекомендациях представлены несколько приемов рефлексии на занятии из опыта работы педагогов ГБУ ДО ЦДЮТТ Кировского района Санкт-Петербурга. Приемы были разработаны совместно с методистом при подготовке к районным конкурсам педагогических достижений и успешно апробированы в ходе конкурса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского (юношеского) технического творчества
Кировского района Санкт-Петербурга
Применение приемов рефлексии на занятиях при реализации
дополнительных общеразвивающих программ
(методические рекомендации)
Автор:
Денисова Анна Геннадьевна,
методист
ГБУ ДО ЦДЮТТ Кировского р-на СПб
Санкт-Петербург
2024
Пояснительная записка
Обязательным компонентом учебного занятия в детском объединении дополнительного образования является этап рефлексии. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Важное требование современного образования – формировать у детей умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Рефлексия по информации из разных источников - это:
- в переводе с латинского «reflexio» – «обращение назад»;
- словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание;
- толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ (по Ожегову) или как склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии;
- в современной же педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Практически каждый педагог дополнительного образования сегодня в той или иной степени использует приемы рефлексии на занятиях, зачастую не всегда ясно понимая, что он измеряет и каких результатов хочет достичь. Но важно проводить этот этап занятия осознанно.
Рефлексию можно разделить на три группы:
1. рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2. рефлексия деятельности;
3. рефлексия содержания учебного материала.
Педагоги, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу занятия, как рефлексия. На практике зачастую этот этап занятия представлен в виде банальных "смайликов". Иногда педагог просто ограничивается вопросом: "Вам понравилось занятие?". Между тем, эффективнее для процесса обучения (и интереснее для учащихся), когда педагог владеет широким арсеналом рефлексивных приемов, в том числе оригинальных, способен творчески подходить к организации рефлексии, генерируя новые приемы и модифицируя уже имеющиеся.
В данных рекомендациях представлены несколько приемов рефлексии на занятии из опыта работы педагогов ГБУ ДО ЦДЮТТ Кировского района Санкт-Петербурга. Приемы были разработаны совместно с методистом при подготовке к районным конкурсам педагогических достижений и успешно апробированы в ходе конкурса.
ПРИЕМ РЕФЛЕКСИИ «ПИСЬМО» («ПИСЬМО ПЕРСОНАЖУ»)
Пояснительная записка к занятию
Дополнительная общеразвивающая программа: «Начальное техническое моделирование и конструирование»
Тема занятия и его место в теме программы: вводное занятие «Морские фонарики»
Год обучения по программе: 1-ый
Возраст учащихся: 9-10 лет
Цель занятия: обучение детей изготовлению морских фонариков в технике начального технического моделирования из бумаги.
Задачи занятия:
Обучающие:
- познакомить учащихся с технологией изготовления морского фонарика из бумаги;
- закрепить навык работы со схемой, чертежом;
- развивать навыки работы с ножницами, клеем;
- ознакомить с традициями праздника морских фонарей.
Воспитательные:
- воспитывать умение рационально организовывать свою работу;
- воспитывать интерес к технологии работы с бумагой.
Развивающие:
-способствовать развитию мелкой моторики, памяти, внимания, аккуратности, технического мышления, фантазии;
- развивать способность к коммуникации со взрослым и сверстниками в целях осуществления совместной продуктивной деятельности
Форма проведения занятия: конкурсное
Краткий ход занятия: Педагог демонстрирует детям видео с популярным персонажем – Тигнари, который рассказывает о своих приключениях. Далее происходит коллективное обсуждение видео, в ходе которого дети с помощью педагога формулируют задачу – им нужно изготовить из бумаги морские фонарики. Затем учащиеся выполняют задание – вырезают по схеме, складывают и склеивают из бумаги морской фонарик. Параллельно педагог рассказывает подробности о празднике морских фонарей. Далее дети вклеивают светодиоды в фонарики, поднимают светящиеся фонарики и все вместе загадывают желание.
Описание рефлексивного приема «Письмо»
Прием может применяться на занятиях, в сценарии которых используется некий персонаж (сказочный, персонаж мультфильмов, фильмов, компьютерных игр, книг и др.), который ставит перед детьми цель – дает задание что-то изготовить, смастерить, освоить, узнать, либо для которого дети изготавливают некий подарок, помогают в чем-то, узнают для него какую-то информацию и т.д.
В нашем опыте прием был впервые применен в рамках конкурсного занятия на районном конкурсе педагогических достижений.
Педагогом в качестве персонажа был выбран популярный у детей персонаж из игры Genshin Impact – Тигнари.
На рефлексивном этапе занятия педагог предлагает написать письмо Тигнари, в котором дети отразили бы свои впечатления о прошедшем занятии (что узнали, чему научились и т.д.), делает общее фото детей с фонариками.
Педагог пишет в смартфоне, задавая вопросы детям.
«Дорогой Тигнари! Пишут тебе дети… откуда?»
Ответы детей: из России, из Санкт-Петербурга
«Высылаем тебе фото с фонариками, которые мы сделали. В процессе работы мы узнали…. Мы научились… Мы сделали… Самым сложным было… Больше всего нам понравилось…»
(дополнительно: «Теперь мы можем…», «Теперь мы знаем, что…», «Нам захотелось…», «Было бы лучше, если бы…», «Мы поняли, что…», «У нас получилось…»)» и т.д.
В образовательном процессе по окончании занятия могут использоваться разные виды рефлексии: рефлексия эмоционального состояния, рефлексия содержания учебного материала, рефлексия деятельности. Но часто педагог ограничивается каким-то одним видом рефлексии - например, задает вопросы для самооценки детьми своих знаний и навыков («Чему ты сегодня научился?», «Что получилось/не получилось? и т.д.) или выявляет эмоциональную реакцию детей с помощью вопросов или косвенно («понравилось ли вам занятие?», «выбери смайлик в соответствии с настроением», «повесь на елку шарик красного цвета, если занятие понравилось, и черного, если не понравилось» и т.д.).
Использование данного приема одновременно позволяет провести как рефлексию эмоционального состояния учащихся (отношения к занятию), так и рефлексию собственной деятельности.
Это авторская модификация известного рефлексивного приема «Незаконченные предложения».
Цель приема
Определение в игровой форме уровня комфортности пребывания на занятии, интереса к теме, самооценки знаний и умений, полученных на занятии.
Аудитория
Учащиеся младшего школьного возраста
Преимущества приема
По сравнению с известным приемом «Незаконченные предложения» данный прием позволяет провести рефлексию не вопросами «в лоб», а косвенно. Дети охотнее отвечают на вопросы, когда это происходит в игровой форме. Также у детей вызывает интерес современный формат обратной связи – электронное письмо.
Прием может использоваться на занятиях различной направленности и может быть легко модифицирован (например, письмо может писать каждый ребенок, а не вся группа; письмо может быть бумажным - на распечатанной заготовке с незаконченными фразами или на ватмане, прикрепленном к магнитной доске и т.д.)
ПРИЕМ РЕФЛЕКСИИ «КУБИК»
Пояснительная записка к занятию
Дополнительная общеразвивающая программа: «Автобезопасность. Азбука пешехода».
Тема занятия и его место в теме программы: вводное занятие «Помощники дорожного движения»
Год обучения по программе: 1-ый
Возраст учащихся: 7-8 лет
Цель занятия: формирование и расширение у учащихся представления о мире ПДД путем знакомства с особенностями регулирования дорожного движения.
Задачи занятия:
- Обучающие:
- познакомить учащихся с различными дорожными знаками, и их группами, а также назначением данных дорожных знаков;
- познакомить учащихся с историей светофора;
- напомнить учащимся назначение сигналов транспортного и пешеходного светофора;
- познакомить учащихся с различными сигналами регулировщика и назначением каждого сигнала регулировщика;
- формировать умение следовать указаниям дорожных знаков, светофора, регулировщика.
- Развивающие:
- способствовать развитию памяти учащихся;
- способствовать развитию интереса учащихся к изучению Правил дорожного движения;
- способствовать расширению кругозора учащихся.
- Воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к выполнению правил дорожного движения;
- воспитывать коммуникативные навыки, навыки работы в команде.
Форма проведения занятия: конкурсное
Краткий ход занятия: Дети разделены на 2 команды – Красные и Зеленые. В ходе занятия команды соревнуются, получая за правильное выполнение заданий жетоны.
Просматривают презентацию о Помощниках дорожного движения (дорожные знаки, регулировщик). Затем выполняют задание 1: расставляют дорожные знаки на карту района. Просматривают видео об истории светофоров. Вспоминают назначение транспортных и пешеходных сигналов светофоров. Далее учащиеся командой раскрашивают на карточках сигналы транспортного светофора в правильном порядке их включения (задание 2). Смотрят видео с пояснением о сигналах регулировщика и их значении. Выполняют задание 3: каждая команда отвечает, что означает тот или иной сигнал регулировщика. Переходят по макету перекрестка на сигналы регулировщика (переходят только 4 ребенка). Остальные дети с помощью карточек со смайликами (веселый – правильно, грустный – неправильно) оценивают правильность их перехода.
Описание рефлексивного приема «Кубик»
Педагог подкидывает специальный кубик, на каждой грани которого – определенный рисунок на какую-то либо тему (подтему) занятия. Как вариант, можно попросить подкинуть кубик самих детей. Ребенок, которому предстоит отвечать, смотрит на выпавшую картинку и должен сказать, что нового он узнал/запомнил на эту тему. В нашем случае на кубике изображены знаки - предупреждающий «пешеходный переход» и «дети», светофоры транспортный и пешеходный, регулировщик, вытягивающий руки в стороны, и регулировщик, который поднимает руку вверх. Поскольку у кубика 6 граней, то можно нанести на грани изображения, касающиеся 6-ти тем/подтем. Кубик может быть изготовлен самостоятельно педагогом из подручного материала, либо же использоваться уже готовый, нужно только каким-то образом нанести на грани изображения (например, приклеить).
Цель приема
Определение в игровой форме усвоенных учащимися знаний по различным темам/изученным вопросам.
Аудитория
Учащиеся как младшего школьного возраста, так и среднего, и старшего.
Преимущества приема
Прием имеет игровой характер, вносит элемент случайности и неожиданности (неизвестно, какая тема кому выпадет), что повышает заинтересованность учащихся.
ПРИЕМ РЕФЛЕКСИИ «ЧЕМОДАН, МЯСОРУБКА, КОРЗИНА» (модификация)
Пояснительная записка к занятию
Дополнительная общеразвивающая программа: «Системный администратор».
Тема занятия и его место в теме программы: вводное занятие «Знакомство с устройством компьютера»
Год обучения по программе: 1-ый
Возраст учащихся: 14-17 лет
Цель занятия: знакомство обучающихся с устройством компьютера, взаимосвязью его компонентов и формирование практических навыков работы с техническими деталями.
Задачи занятия:
Обучающие:
-познакомить учащихся с основными элементами системного блока ПК;
-научить различать компоненты компьютера и их назначение;
-познакомить учащихся с процессом передачи логической информации внутри инфраструктуры компьютера;
-обучать производить соединение и разъединение основных элементов компьютера;
Развивающие:
-развивать алгоритмическое мышление, память, внимание;
-способствовать развитию технической интуиции;
Воспитательные:
- воспитывать коммуникативные навыки и навыки работы в команде.
Форма проведения занятия: конкурсное
Краткий ход занятия: Педагог рассказывает о своей образовательной программе. Далее просит предположить, из каких комплектующих состоит компьютер. На доске пишется список компонентов. Учащиеся отвечают на наводящие вопросы педагога и пытаются назвать элементы ПК. Педагог рассказывает о назначении каждого элемента ПК, рисуя схему соединения элементов и изображая комплектующие на доске.
Учащиеся приводят аналогии каждому элементу ПК в теле человека, составляя параллельно схеме соединения элементов схему тела человека. Педагог достаёт комплектующие персонального компьютера и выкладывает их на стол. Учащиеся, пользуясь только что приобретёнными знаниями, пытаются опознать комплектующие ПК и назвать их. Игра: Педагог предлагает учащимся взять на себя роль комплектующих ПК. Педагог выдаёт первый «пакет данных» учащемуся, взявшему на себя роль мыши. Учащиеся под руководством педагога передают друг другу «пакет данных», отображая работу компьютера и передачу данных внутри него. После того как отыгран первый круг и учащиеся запомнили роли друг друга, им выдаётся второй «пакет данных». Учащиеся должны сами или с минимальным количеством подсказок передать «пакет данных», обосновывая вслух свои действия. После этого начинается моделирование настоящей работы компьютера и учащимся почти одновременно передаются сразу три «пакета данных». Учащиеся должны попытаться обработать все три «пакета данных». Это демонстрирует сложность процессов в ПК. Далее педагог собирает всех учащихся у одного из столов и просит их принести свои комплектующие. По очереди каждый элемент присоединяется к другим, педагог демонстрирует всем метод сборки, после чего даёт учащимся попробовать самим.
Описание рефлексивного приема «Чемодан, мясорубка, корзина» (модификация)
В оригинале прием проводится следующим образом: на доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины (либо появляются соответствующие изображения на интерактивной доске), либо, как вариант, можно поставить 3 коробки по типу ящиков для голосования с изображениями чемодана, мясорубки, корзины.
Учащимся предлагается сделать выбор - оценить впечатления от занятия, от полученной информации. Чемодан – беру с собой. Мясорубка – надо обдумать (переработать). Корзина – не буду пользоваться. Можно дать каждому учащемуся стикер и попросить наклеить его на доску рядом с соответствующей картинкой, либо поставить галочку рядом с изображением на интерактивной доске, либо опустить жетон в соответствующий ящик.
Необходимо, чтобы ребята прокомментировали свой выбор.
В нашем случае данный прием был модифицирован в соответствии с направлением деятельности:
Корзина (на рабочем столе) – не понял;
Значок загрузки – необходимо время обдумать;
Папка – понял и сохранил.
Изображения были представлены на интерактивной доске. Учащиеся подходили к доске и отмечали близкий им значок, выражающий впечатление от занятия
Цель приема
Определение отношения учащихся к полученной на занятии информации и полученным практическим умениям.
Аудитория
Учащиеся преимущественно среднего и старшего школьного возраста.
Преимущества приема
Прием несложен в проведении, легко может быть модифицирован в соответствии с направлением деятельности объединения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные приемы рефлексии на занятиях по иностранному языку.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности....
План-конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Два короля»
Данная технологическая карта занятия предназначена для учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей с целью популяризации игры «Шахматы»....
План занятия по дополнительной общеразвивающей программе "Степ"
Представлен план занятия по общеразвивающей дополнительной программе "Степ"...
Конспект выступления на методической совете: Роль дидактического материала в повышении качества и эффективности учебных занятий по дополнительной общеразвивающей программе «Делопроизводитель»
данный материал подготовлен с целью диссиминации опыта в сфере обучения профессии Делопроизводитель...
Методические и дидактические материалы для занятий по дополнительной общеразвивающей программе "От природы к творчеству"
Данный материал содержит информацию: 1. Краткий теоретический курс по программе «От природы к творчеству» ; 2. Техно...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА учебного занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Рисуем нитями» Тема занятия «Демонстрация и технология выполнения базовых элементов: завитки простые и сложные, капельки. Заполнение платья ангела завитками»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАучебного занятияпо дополнительной общеразвивающей программе «Рисуем нитями»Тема занятия «Демонстрация и технология выполнения базовых элементов: за...