Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей с легкой умственной отсталостью (вариант1) «Ладошки»
рабочая программа

Шаймарданова Вера Юрьевна

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Ладошки» разработана специально для детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1) и ориентирована на театральную деятельность. Программа направлена на всестороннее развитие личности ребенка через участие в театрализованной деятельности, способствующую социальной адаптации, эмоциональному развитию и формированию коммуникативных навыков.

Программа предусматривает занятия, включающие элементы актерского мастерства, сценической речи, пластики и хореографии, а также работу над созданием костюмов и декораций. Занятия проводятся в игровой форме, что делает процесс обучения увлекательным и доступным для детей с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ladoshki.docx115.96 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Иркутской области

Комитет по образованию Усольского муниципального района

МБОУ "Тайтурская СОШ"

 

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

 художественной направленности

 для детей с легкой умственной отсталостью (вариант1)

 «Ладошки»

для детей 11-13 лет

(2 год обучения)

Автор: 

Шаймарданова Вера Юрьевна,

учитель коррекционного класса

МБОУ «Тайтурская СОШ»

р.п. Тайтурка, 2024г.

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучающиеся знакомятся как с драматическим театром, на занятиях по театрализованной деятельности используются театрализованные игры-драматизации, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, упражнения с элементами игры на проговаривание, на развитие пантомимики,

упражнения по ритмопластике, на развитие чувств и эмоции. Общение и совместная театральная деятельность будет способствовать развитию у

данной категории обучающихся механизма управления своим эмоциональным состоянием.

  В основе программы лежит идея  использования потенциала  театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать

процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы:

воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются,

дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества,

обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

В игре, в процессе исполнения той или иной роли ребенок ,работая над образом персонажа, старается перенять черты его характера, поведения в

различных ситуациях. Систематически возникающие в процессе подражания положительные и отрицательные эмоции становятся регулятором

дальнейшего поведения самого ребенка. Возникают посылы для творческого решения, попытки импровизации.

Полученные знания позволят обучающимся преодолеть психологическую инертность,  развить их творческую активность, способность сравнивать,

анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

 Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Ладошки» – содействие социализации и самореализации обучающихся, развитию творческого потенциала обучающихся с интеллектуальными нарушениями (с лёгкой  умственной отсталостью) через вовлечение их в театральную деятельность.

Задачи программы

            Обучающие:

  • знакомство с основными театральными дисциплинами;
  • изучение основных элементов актёрства;
  • формирование умения быть соучастником театральной постановки.

            Воспитательные:

  • развитие мотивации к творчеству, самовыражению;
  • формирование  умения к самостоятельному творчеству при исполнении роли в инсценировке;
  • формирование навыка работы в команде.

            Развивающие:

  • формирование мотивации к театральному творчеству, потребности в саморазвитии, ведении диалога и выстраивании отношений в
  • группе.

           Коррекционные:

  • формирование зрительного восприятия;
  • развитие  через систему игр, упражнений и этюдов основных познавательных процессов ( памяти, внимания, восприятия и других)
  • формирование адекватности чувств, умения анализировать свою деятельность.

               

     Планируемые результаты:

Результативность    обучения    каждого    обучающегося    оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Некоторые ожидаемые результаты могут появиться только в процессе длительного целенаправленного специального обучения.

Личностные результаты:

  • потребность и начальные   умения   выражать   себя   в   театральной  и практической деятельности;
  • адаптация обучающегося к условиям детско-взрослой общности, умение   взаимодействовать    со    взрослыми    и    сверстниками,    
  • работать в коллективе;
  • получение удовольствия, радости от определенного вида деятельности;
  • умение выражать свое отношение к результатам деятельности.

Предметные результаты:

У обучающихся сформируются:

  • способность         обучающегося          пользоваться          материалами и и нструментами для изготовления театральной афиши (плаката),
  • использовать нетрадиционные техники рисования (рисование ладошками);
  • способность обучающегося со взрослым выполнять движения под музыку.

                 Обучающиеся будут знать:

  • правила техники безопасности при работе;
  • правила поведения на сцене;
  • азы театрального этикета.

Обучающиеся будут уметь:

  • уверенно вести себя на сцене во время спектакля;
  • выразить образ в разном эмоциональном состоянии – веселья, грусти и т. п.;
  • демонстрировать простейшие фокусы.

Коррекционные:

  • социализация и раскрытие личностных потенциалов обучающегося  с умственными отклонениями (с умеренной степенью умственной
  • отсталостью), удовлетворение его потребностей в творческом самовыражении в процессе театральной деятельности.

    Формы контроля:

    Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

                 - текущий- осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

                 - промежуточный- творческая работа;

                 -итоговый- показ спектакля.

            Формой  подведения итогов считать: участие в школьных мероприятиях, инсценировках, постановках сказок и пьес для свободного просмотра.

           Изучение данного курса позволит обучающимся получить общее представление о театре, овладеть азами актерского мастерства, получить опыт зрительской культуры, опыт  выступать в роли режиссера, декоратора, художника-оформителя, актера.

         

              Особенности   реализации программы

На занятиях происходит   постоянная   смена   видов   деятельности (театральные игры, постановка этюдов, репетиционные занятия, информационные занятия, творческие мастерские. В рамках новых тем предусматривается возвращение к ранее изученному материалу, для более успешного его осмысления и результативного освоения  формируемых навыков.

На каждом занятии стимулируется коммуникация обучающегося, его самостоятельная творческая активность, отрабатываются навыки культурного общения.

                Основным принципом программы является принцип индивидуального подхода к ребенку, учет его возрастных, физических, эмоциональных        особенностей, учет его интересов. Программа построена на принципах доступности, включенности, наглядности, последовательности.

II.  Учебно-тематический план

     

                 

Содержание программы (разделы)

Всего часов

1

Театр-искусство коллективное

   17

2

 Создаем спектакль

   9

3

 Я- артист

   8

Итого:

   34 часа

   

III. Содержание учебно-тематического плана.

Раздел «Театр – искусство коллективное».

Тема: «Давайте знакомится».

Теория: Вводное занятие. Знакомство с программой. Инструктаж по  технике безопасности.

Практика: Беседа с обучающимися. Демонстрация видеофильмов  о театре.

Текущий контроль: Беседа, их увлеченность занятием  театральным творчеством.

  Тема: «Теперь мы на веки с тобою друзья».

Теория: Правила правильного общения друг с другом; видеть, слышать  и понимать собеседника.

Практика :Беседа        с обучающимися. Игры        на знакомство  и        взаимодействие         друг с другом: «Зоопарк»; «Котел». Упражнения:

            «Властелины кольца»; «Создание рисунка»; «Аплодисменты (релаксационное упражнение)».

Текущий контроль: наблюдение за общением        обучающихся друг  с другом, их готовностью вступать в контакт с незнакомыми детьми.

 Тема «Я – часть коллектива».

Теория: Ответственность и свобода в общении, общительность, открытость и доброжелательность.

Практика: Игры на командное сплочение «Поменяйтесь местами те, кто…», «Шерлок Холмс»; «Искатели,  «Слухи» и другие.

                Текущий контроль: наблюдение за обучающимися в процессе командной работы.

                  Тема: «Виды театра».

Теория: Музыкальный театр, драматический театр, театр кукол и другие.

Практика: Беседа с   обучающимися.   Демонстрация   видеофильмов о видах театра. Демонстрация кукол из театра кукол. Проигрывание

отрывков из детских сказок, используя театральные куклы.

Текущий контроль: наблюдение за работой обучающихся в процессе проигрывание мини-ролей. Наблюдение за бережным отношением к

куклам.

Тема «Основы актерского мастерства».

Теория: Внимание (сценическое внимание). Воображение и фантазия.

Практика:   Упражнения   на   выбор   партнера:   «Тень»,   «Качели»,

«Сиамские близнецы». Упражнения, развивающие воображение и фантазию:

«Пластический показ слова, «Буриме», «Сказка наоборот», «Картинка – сказка». Упражнения на развитие творческой зрительной памяти:

«В цирке», «В автобусе», «Наблюдательность», «Деревянные куклы». Упражнения,  тренирующие    зрительную   память   и    

наблюдательность:

«Фотоаппарат», «На одну букву», «Биография по портрету». Игры на слуховое  внимание: «Игра в слова», «Общее понятие», «Звуки» и

другие. Игры на зрительное внимание: «Скульптуры», «Походка» и другие. Игры, развивающие воображение и фантазию: «Грамматика

фантазии», «Предметы

– сказка», «Неожиданные ситуации известных сказок».

Текущий контроль: творческая работа, оценивание способности обучающихся воображать, фантазировать и быть внимательным.

Тема «Основы сценической речи».

Теория: Речевой аппарат. Артикуляция. Дыхание.

Практика: Гимнастика для губ, языка, челюсти (выполнение упражнений типа «Футбольный мяч», «Х-У», «Часики», «Лошадки» и т.д.

Упражнения на простые гласные звуки, двойные согласные, твердые и мягкие. Согласные + гласные в различных сочетаниях. Развитие

речевого аппарата: постановка дыхания (упражнения «ХА!», «Пушинка», «Быстро бежим»,

«Давайте задуем свечу» и т.д.), самомассаж мышц, участвующих в дыхании.

Текущий контроль: наблюдение за развитостью речевого аппарата, за умением правильно дышать.

Тема «Мимика и жест».

Теория: Память ощущений и физических действий, самочувствий.  Искусство мимики и жестов.

Практика: Игры «Свет мой, зеркальце, скажи», «Эмоциональные маски», «Немое кино», «Снежинки». Упражнения на пантомиму.

Этюды  с белыми перчатками.

Текущий контроль: наблюдение за умением передавать голосом определённое эмоциональное состояние, настроение, умением

невербального общения.

Тема: «Ритмопластика».

Теория: Музыка в жизни. Музыка в спектакле. Темпо-ритм.

Практика: Упражнения «Я и музыка», «Музыка во мне»; упражнения на гибкость, музыкальность координацию, танцевальную

импровизацию.

Текущий  контроль: творческая  работа, в процессе которой  диагностируются чувства темпа и метр

Раздел «Создаем спектакль».

Тема: «Изюминка роли».

Теория: Особенности роли. Характер и характерность роли.

Практика: Упражнения на моделирование и проигрывание социальных ролей «Покупатель и продавец», «Бабушки и дедушки»; игры

драматизации «Школьная детвора», «Я веселый волшебник»; театрализованные игры «Петушки и курочки», «Грустный и веселый»

и другие.

Текущий контроль: творческая работа, в процессе которой диагностируется способность обучающихся к пониманию и придумыванию

характера роли своего персонажа.

Тема: Образ моего героя».

Теория: Музыка в жизни. Музыка в спектакле. Темпо-ритм.

Практика: Упражнения: «Лилипуты и великаны», «Важный гость». Этюды «Телепередача»».

Текущий контроль: творческая работа, в процессе которой диагностируется умение обучающихся подражать образу персонажа.

Тема: «Особенности изготовления афиши спектакля».

Теория: Техника рисования ладошками.

Практика: Изготовление театральной афиши будущего спектакля

 Текущий контроль: Творческая  работа, в процессе которой  диагностируются  усидчивость, трудолюбие, аккуратность

обучающихся.

Тема: «Основы сценического грима». Теория: Грим, виды грима, гримерные инструменты, косметические     средства.

 Практика: Грим клоуна. Грим веселого Котика. Грим волшебника.

Текущий контроль: Наблюдение за старательностью и аккуратностью обучающихся.

Тема: «Что такое реквизит».

Теория: Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, с клеем. Интерактивная

беседа  «Театральный костюм».

Практика: Создание эскиза будущих костюмом, изготовление  элементов        костюмов,        изготовление        элементов  реквизита для спектакля.

Текущий контроль: Творческая работа, в процессе которой диагностируются творческие умения и навыки обучающихся при работе  с            

ножницами, клеем, красками, бумагой.

Раздел «Я – артист».

Тема: «Знакомства с профессиональной театральной сценой».

Теория:    Правила    безопасного    поведения  на  сцене.  Механика и устройство сцены.

Практика: Репетиции на школьной сцене.

Текущий контроль: Наблюдение за поведением обучающихся при нахождении на сцене, поведением при включённых софитах, включенной

музыки.

Тема: «Я не артист, я только учусь».

Теория: Правила выхода на сцену из-за кулис. Внимание на зрительный зал.

  Практика: Репетиции начала спектакля. Выход, уход.

 Текущий  контроль: Наблюдение        за успешностью усвоения обучающимися основ сценического мастерства.

               

                   Тема: «Я – начинающий артист».

Теория: Правила демонстрации фокусов. Поведение за кулисами во время спектакля.

Практика: Репетиции основной части спектакля. Репетиция фокусов.

Текущий контроль: Наблюдение за успешностью усвоения обучающимися  основ сценического мастерства, правильностью демонстрации        

фокусов поведением за кулисами во время выступления на сцене остальных участников коллектива.

Тема: «Я – опытный артист».

Теория: Правила поклона. Поведение при аплодисментах.

Практика: Репетиции финальной части спектакля. Уход со сцены.

Текущий контроль: Наблюдение за успешностью усвоения обучающимися основ сценического мастерства и правил поведения на сцене.

Тема: «Показ  инсценировки».

Практика: Показы мини- спектакля  на зрителя.

Текущий контроль: наблюдение, творческая работа.

               Итоговое занятие (итоговый контроль)

Методы контроля: наблюдение, обсуждение, рефлексия.

Форма контроля: итоговый спектакль.

V. Условия реализации программы 
Материальное обеспечение:

 Элементы театральной декорации, костюмы. Компьютер, проектор, колонки.

Дидактическое обеспечение:

 Наглядные пособия (иллюстрации, видеоматериал, фонограммы, карточки для заданий).

 Музыкальная фонотека.

 Методическая копилка (разработки занятий, сценарии и т.д.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агаева И.Б. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учебно-методическое пособие / И.Б. Агаева. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015. – 114 с.
  2. Азбукина Е.Ю. Использование элементов театральной педагогики при работе с дезадаптированными подростками / Е.Ю. Азбукина // Вестник ТГПУ. – 2021. – № 1.
  3. Антонова Н.А. Проблема социальной адаптации и реабилитации детей с умственной отсталостью / Н.А. Антонова // Научный поиск. – 2019. –№ 2.1. – с. 5.
  4. Баряева   Л.Б.,   Зарин   А. Обучение   сюжетно-ролевой   игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие – СПБ. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2021. – 416 с.
  5. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи  к образовательной программе // Педагогика. 2018. № 10. С 8-14.
  6. Богомолова М.Н. «Ретроспективный обзор ряда исследований проблемы влияния музыкально-театральной деятельности на развитие целостной личности ребенка». – Ж.: «Искусствоведение», 2019.
  7. Двойникова Е.Ю. Особенности влияния психических состояний личности на социальную адаптацию / Е.Ю. Двойникова // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого- педагогические науки. – 2019. – № 6. – С. 58-63.
  8. Ефимова Е.А. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Ефимова // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. – 2021. – № 5

                    9. Развитие   творческих    способностей   детей    средствами    театра  и музыки: методическое пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А. А. Коваленко. – Томск, 2022.

– 36 с.

АННОТАЦИЯ

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит своеотражение стихийно, потому что связана с игрой. Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театральные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Ладошки» содействие социализации и самореализации обучающихся, развитию творческого потенциала обучающихся с интеллектуальными нарушениями (с лёгкой умственной отсталостью) через вовлечение их в театральную деятельность.

Программа рассчитана на детей от 11 до 13 лет.

Направленность – художественная.

Уровень программы: ознакомительный.

Продолжительность реализации программы: 1 год.

Режим занятий: занятия организуются 1 раза в неделю по 1 часу, 34 часа в год.

Продолжительность занятий 40 минут.

Занятия проводятся в кабинете.

Формы проведения занятий: коллективные, групповые, индивидуальные .

Краткое содержание: программа предусматривает знакомство с теорией и терминологией, проведение практических занятий по развитию сценических навыков и умений, постановку сценок, спектаклей. Особое место в овладении актерским мастерством и навыками правильной речи отводится практической работе, знакомству с аудио и видео образцами. Занятие проходят в следующих формах: имитация ситуации, озвучивание и пантомима, импровизация на заданную тему, творческие экспромты, упражнения на релаксацию, упражнения на разогрев, тренинги на постановку голоса (тональность, громкость, эмоциональность), создание мини сценариев на материале образцов, тематические сценарии, их защита, режиссура, актёрское мастерство. Данные формы дадут возможность каждому обучающемуся реализовать себя.

                                                       КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

Элементы содержания занятия

по плану

факт

Раздел «Театр- искусство коллективное»(17ч)

1

03.09

Давайте знакомится

1

Вводные занятия. Инструктаж по технике безопасности. Общеразвивающие игры.

2

10.09

17.09

Теперь мы на веки с тобою друзья

2

Игры на знакомство и взаимодействие друг с другом, театральные игры, импровизация. Разыгрывание сценок из школьной жизни.

Групповая работа: оформление газеты « В мире театра»

3

24.09

01.10

08.10

Я- часть коллектива

3

Игры на взаимодействие в группе, игры на командное сплочение.

Разыгрывание сценки «Однажды на улицах города»

Ручной труд: наряжаем героев сказки.

Актерский тренинг, театральные игры.

4

15.10

22.10

Виды театров

2

Просмотр видеороликов о видах театрального искусства : опера, балет, кукольный театр, театр пантомимы, драматический театр, театр юного зрителя, музыкальный театр.

5

29.10

17.11

24.11

Основы актерского мастерства

3

Сценическое внимание. Воображение и фантазия. Разыгрывание мини- сценок. Просмотр театральных постановок драматических театров. Театральные игры. Театр одного актера. Этюды на пословицы, стихи (одиночные, парные, групповые).                   Художественное чтение вслух, по ролям.

6

1.12

8.12

15.12

Основы сценической речи

3

Дыхательные и артикуляционные упражнения. Речь. Дыхание. Голос. Развитие речевого аппарата. Интонация. Логическое ударение. Сила голоса. Темп речи. Звуковая выразительность речи. Актерский тренинг дикции. Веселые и диалогические стихи и скороговорки. Чтение, проговаривание и заучивание коротких стихов. Творческие игры со словами. Правильное произношение.

7

22.12

19.01

Ритмопластика

2

Игры и упражнения на память физических действий. Коррекция осанки и походки. Этюды на заданную тему. Танцевальные движения. Игры с воображаемыми и реальными предметами. Просмотр видеофильма о Чарли Чаплине.

8

26.01

Жесты и мимика

             1

Этюды на выражение основных эмоций ( радости, грусти, внимания, интереса, удивления и других).Дидактические игры с карточками. Этюды с белыми перчатками.

Раздел «Создаем спектакль» (9 ч)

9

2.02

9.02

Изюминка роли

2

Особенность и характер роли. Сюжетно-ролевые игры. Игры- драматизации. Кукольный театр «Как старик корову продавал»

Чтение, распределение ролей, инсценировка.

10

16.02

1.03

Образ моего героя

2

Просмотр и обсуждение советских мультфильмов.

Чтение и обсуждение произведений Драгунского

Чтение и разыгрывание русских народных сказок                             Чтение по ролям «Сказки о потерянном времени».

11

15.03

Афиша к спектаклю

1

Просмотр видеоролика о театральных афишах.

Ручной труд: изготовление афиши.

Ручной труд: рисование ладошками.

12

22.03

5.04

Основы сценического грима

2

Грим, его виды.  Просмотр видеоролика « театральный грим» Практические занятия: грим клоуна, грим котика, грим волшебника. Приемы накладывания грима.

13

12.04

19.04

Что такое реквизит

                  2

Просмотр видеоролика  «Кто служит в театре». Что такое реквизит

Практические занятия : изготовление реквизита и элементов костюма. Инструктаж по технике безопасности. Интерактивная беседа «Что такое театральный костюм». Изготовление масок и проигрывание сказки «Репка»

Раздел «Я – артист» (8ч)

14

26.04

Театральная сцена

1

Знакомство с профессиональной театральной сценой. Правила безопасного поведения на сцене. Репетиции на школьной сцене.

15

3.05

Я не артист, я толь учусь

1

Правила выхода на сцену из-за кулис. Внимание на зрительный зал. Знакомство с пьесой.   Репетиции начала постановки: выход, уход. Взаимодействие с другими участниками процесса.

16

17.05

24.05

Я - начинающий артист

2

Репетиция основной части постановки. Репетиция фокусов. Правила поведения за кулисами. Распределение ролей. Работа над ролью.

Репетиция отдельных картин выбранного произведения

17

Я - опытный артист

3

Репетиции финальной части постановки. Правила поклона. Поведение при аплодисментах. Репетиция всего произведения.

18

24.05

Показ театральной постановки.

1

                                                                                                           ИТОГО

                 34

                                                                               

                                                                         

                                                                                 

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая реабилитация детей с легкой умственной отсталостью

                                     Пояснительная записка         ...

Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развит...

Адаптивная программа для детей с легкой умственной отсталостью предмета «Природоведение » для 5 коррекционного класса

Программа по предмету составлена на основе авторской программы Кмытюк Л. В., Воронкова В. В.для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида под редакцией В.В.Воронковой, Москва « В...

Адаптивная программа для детей с легкой умственной отсталостью предмета ««Начальный курс физической географии» и «География России»; для 6-7 классов

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакци...

Адаптивная программа для детей с легкой умственной отсталостью предмета ««Неживая природа» и «Растения, бактерии, грибы»; для 6-7 классов

Естествознание, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционно-образовательными, развиваю­щими, воспита...

Адаптивная программа для детей с легкой умственной отсталостью предмета ««Животные»; для 8 класса

Основной целью   рабочей программы являться создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении естествознания (биологии).Зада...

Рабочая программа изобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью

Рабочая программаизобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программедля детей с легкой умственной отсталостью...