«Профессиональное самоопределение, как средство социализации и адаптации обучающихся в современных условиях»
презентация к уроку
В настоящее время в нашей стране, как и в мире в целом, активно идёт процесс изменения отношения государства и общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), расширяются аспекты их интеграции в разные сферы социальной и экономической жизни страны. Успешная социализация и благополучие лиц с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависят от выбора профессиональной траектории развития и успешного трудоустройства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_seminar.docx | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профессиональное самоопределение, как средство социализации и адаптации обучающихся в современных условиях»
В настоящее время в нашей стране, как и в мире в целом, активно идёт процесс изменения отношения государства и общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), расширяются аспекты их интеграции в разные сферы социальной и экономической жизни страны. Успешная социализация и благополучие лиц с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависят от выбора профессиональной траектории развития и успешного трудоустройства. По данным ряда исследований, одной из основных проблем у большинства выпускников специальных (коррекционных) образовательных организаций является отсутствие позитивных образов и перспектив профессионального будущего, слабое понимание возможностей самореализации на рынке труда. Всё это актуализирует необходимость в налаживании системы организационно-методических и практических мероприятий по трудовому и профессиональному ориентированию с последующим профессиональным самоопределением обучающихся с ОВЗ. Решение задач профориентационной направленности в нашей школе осуществляется в процессе учебной деятельности на уроках профильного труда, в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий и на занятиях дополнительного образования. Наличие диагноза «умственная отсталость» ограничивает спектр профессий, которыми обучающиеся могли бы овладеть после выпуска из школы. А для многих детей-инвалидов получение ремесленнических навыков становится в будущем единственным источником доходов. В 2019 году школа стала участником федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Реализация мероприятий проекта позволяет разработать и реализовать совершенно новые дополнительные общеобразовательные программы, направленные на социализацию, социальную адаптацию, допрофессиональную подготовку воспитанников. Таким образом в нашей школе занятия гончарным делом стало совершенно новым видом деятельности. Программа реализуется на базе гончарной мастерской нашей школы, развивает трудовые навыки в сфере производства художественной и функциональной керамики, знакомит детей с профессиями «гончар», «скульптор». Актуальность данной программы заключается в том, что она позволяет гармонично и всесторонне развивать детей с умеренной умственной отсталостью, и в игровой форме вовлечь детей - инвалидов в трудовую деятельность и способствует созданию общества, где каждый человек имеет право на равные возможности и участие. Занятия в гончарной мастерской по программе « Гончарное дело» формируют и развивают трудовые навыки у детей и подростков с умеренной умственной отсталостью, способных выполнять несложные виды работ в мастерской самостоятельно или под контролем педагога. В ходе занятий лепкой из глины осуществляется и нравственно-эстетическое воспитание. Новизна программы обусловлена использованием глины, как уникального инструмента развития ребенка. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей и подростков с ОВЗ, развивает ментальные и физические способности, благотворно воздействует на эмоционально-волевую сферу ребенка. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка и позволяют решать различные задачи социально-педагогической и социально-психологической реабилитации. Программа способствует развитию успешной бытовой и социальной адаптации детей с умеренной умственной отсталостью, содействует восстановлению различных систем организма, а также развитию компенсаторных приспособлений и возможностей детей, выявляет интересы и развивает их творческие способности. Глина используется также на коррекционно-развивающих занятиях в качестве реабилитационной методики.
В первый год реализации программы был включен этап пропедевтики для детей, обучающихся по второму варианту. Работа велась пластелином. Обучающиеся учились выполнять разнообразные элементы лепки, которые будут применимы при работе с глиной. И только потом стали переходить на глину. Научились простейшим навыкам при работе с глиной, научились работать инструментами и изучили технику безопасности при работе с глиной.
Второй год обучения превзошел все ожидания. Обучающиеся сели за гончарный круг и достигли хороших результатов. Они привыкли к материалу, инструментам и к концу года выполняли поставленные задачи самостоятельно. Дети с синдромом Дауна справлялись с работой на гончарном круге, проявляя элементы творческой работы.
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью освоили работу на гончарном круге, изготовление разнообразных изделий, сушку, обжиг и дальнейшее декорирование этих изделий. Очень понравилось простой способ декорирования – это молочение. Они знают все этапы, последовательность и главное с удовольствием ждут результата своей работы.
На третьем году обучения обучающиеся научились работать с формами для заливания, освоили технику покрытия изделий глазурью. Получили знания о народных промыслах, такие как «Гжель»
Четвертый год обучения подразумевает систематизацию и углубление полученных знаний и навыков у ребят, профессиональную ориентацию обучающихся по данной программе.
Успешность наших воспитанников в освоении программы подтверждается участием и победами в различных международных, всероссийских, областных конкурсах, олимпиадах, фестивалях, конкурсах профессионального мастерства, проектная деятельность. Ребята неоднократно являлись участниками и победителями международного художественного конкурса « Моя Первая Рыба», победителями Областного конкурса детского, молодежного и семейного творчества « Пасхальные вариации» и мн.др.
Особую значимость для обучающихся с ОВЗ в возрасте от 14 лет в последнее время приобрёл Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», так как данный конкурс позволяет включить каждого обучающегося в процесс практической работы, начиная со школьного уровня. Начиная с 2021 года, школа является региональной площадкой Национального чемпионата «Абилимпикс». Количество компетенций регионального этапа конкурса с каждым годом увеличивается, добавляются новые компетенции, что значительно расширяет профессиональную ориентацию школьников и вовлекает всё большее количество участников. Так, в 2024 году на региональном этапе была открыта новая компетенция на нашей площадке – «Гончарное дело». На этом чемпионате успешно выступили обучающиеся с умеренной умственной отсталостью нашей школы, заняв призовые места. Выпускник нашей школы, занявший призовое место на региональном чемпионате, продолжил совершенствовать свои навыки работы на гончарном круге, беря частные уроки у мастеров гончарной школы «Колокол». Надо отметить, что мастера этой организации активно помогают и консультируют педагога нашей школы. Тесное сотрудничество приносит свои плоды.
Особой популярностью и большим спросом пользуются изделия обучающихся кружка «Гончарное дело» на ежегодных, школьных ярмарках в конце учебного года. Вырученные деньги от продажи изделий бытовой и декоративной направленности, идут на приобретение глины, для работы в следующем учебном году.
Педагог, реализующий адаптированную дополнительную общеобразовательную программу «Гончарное дело», стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализует при этом собственный профессиональный и личностный потенциал. Она сама участвует в творческих и профессиональных конкурсах среди педагогов, охотно делится своим педагогическим опытом на педсоветах, методических объединениях, семинарах и конференциях школьного и регионального уровня. Проводит творческие мастер классы для педагогов и обучающихся других школ, повышает педагогическую и творческую квалификацию. Активно сотрудничает с мастерами Иркутского областного Дома Народного Творчества (Ремесленное подворье).
Проблема трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной в современном обществе, поэтому профессиональная ориентация таких детей и подростков, когда они стоят перед выбором собственного жизненного пути, имеет важное значение. Выбор профессии – сложный процесс, подчас долгий и трудный, а обучающимся с ограниченными возможностями здоровья он даётся особенно нелегко. Напряжённым он является и для их родителей и близких людей. Для того чтобы профессиональное самоопределение выпускников школы было осознанным, соотнесённым с возможностями здоровья и требованиями к нему некоторых профессий, необходима системная, комплексная работа педагогов по профессиональной ориентации детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональное самоопределение учащихся как один из путей успешной социализации выпускника общеобразовательной школы (в современных условиях с учетом требований ФГОС)
Сегодня необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентиров...
Формирование профессионального самоопределения старшеклассников средствами предмета «Информатика и ИКТ»
Секционный доклад на научно-практической конференции «Профессиональная работа и профильное обучение в современной школе: опыт и инновации» а ГАОУПО ЛОИРО (6.11.2015 г.)...
Формирование профессионального самоопределения старшеклассников средствами предмета «Информатика и ИКТ
Представление продукта ИОД на ярмарке инновационных педагогических идей -2015....
Профессиональное самоопределение школьников как одно из приоритетных направлений в современном образовательном процессе
Одним из факторов в решении проблем профессиональной ориентации и дальнейшей социализации выпускников школы является трудовое обучение и воспитание в педагогическом процессе. Каждый год сотни тысяч юн...
«Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации обучающихся в современных условиях»
Методическое совещание«Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации обучающихся в современных условиях»...
Презентация «Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях»
0дно из главнейших качеств, которое мы должны воспитывать в наших обучающихся, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в любой сфере общественного производства. Труд д...