Программа Рукодельница
рабочая программа
Программа п вязанию крючком для 5-9 классов коррекционной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rukodelnitsa_2022-23.docx | 42.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Ленинградской области «Приозерская школа – интернат, реализующая адаптированные общеобразовательные программы»
ПРИНЯТА на педагогическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2022 года | УТВЕРЖДЕНА Распоряжением директора № 260 от «31» августа 2022 года |
Дополнительная
общеразвивающая программа
«Рукодельница »
на 2022-2023 учебный год
Ответственный
за реализацию программы
учитель первой квалификационной категории
Ю.А.Алексеева
г.Приозерск
2022 – 2023 учебный
Пояснительная записка
Рабочая программа «Рукодельница» разработана на основании АООП основного общего образования ГБОУ ЛО «Приозерская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта, учебным планом «Приозерская школа- интернат».
Дополнительная образовательная программа «Рукодельнца» рассчитана на 2 часа в неделю.
Занятия с учащимися по дополнительной образовательной программе проводятся во внеурочное время.
Работа по программе «Рукодельница» проходит в 2 подгруппах, в каждой подгруппе по 2 часа в неделю:
1 подгруппа-4 человек (5 класс)
2 подгруппа- 4 человека (6-9 класс)
Общее количество обучающихся 8 человек.
Каждая подгруппа обучается по своему направлению, с учетом возраста, возможностей и способностей обучающихся.
Исходя из необходимости учёта потребности личности школьника, его семьи и общества, конкретный учебный материал для включения в программу отобран с учётом следующих положений:
- возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность, направленность на подготовку к трудовой деятельности;
- выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных или индивидуальных потребностей;
- возможность реализации обще-трудовой, и практической направленности обучения, реального представления методов и средств осуществления технологических процессов;
- возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравстенного, эстетического и физического развития учащихся.
Программа включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении создаваемой поделки.
В процессе обучения происходит знакомство с современными декоративными техниками, востребованными в современном обществе, освоив которые, дети смогут осознанно их применять в своей жизни: в виде хобби (вязание), в виде изготовления украшений, сувениров, акцентируется внимание на то, что человек должен выбирать профессию в соответствии со своими возможностями.
На занятиях поощряется любознательность обучающихся, активизируются творческие возможности каждого, учащиеся привлекаются к участию в различных конкурсах.
Обучение по данной программе способствует формированию трудовых, технических и технологических знаний и умений трудовой деятельности, развитию творческих способностей, глазомера, старания, эстетики, инициативы.
У обучающихся развивается умение работать совместно с другими людьми и действовать самостоятельно, прививается трудолюбие и добросовестное, ответственное отношение к разным видам трудовой деятельности, формируется способность правильно оценивать смысл и последствия своих действий, работу в коллективе.
Работы детей выставляются на общешкольных тематических праздниках, а лучшие из них - на муниципальных выставках- конкурсах.
Направленность образовательной программы.
Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья – создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.
В связи с этим становится актуальной необходимость значительного повышения роли трудового обучения и воспитания в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Главное место в коррекционно-воспитательной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья отводится занятиям продуктивной творческой деятельностью , что способствует не только овладению элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных творческих работ, но и развитию познавательной деятельности в целом. Заниматься продуктивной творческой деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.
В процессе труда формируются такие личностные качества как способность работать в коллективе, что является важным условием для дальнейшей социально–трудовой адаптации обучающихся. В процессе продуктивной творческой деятельности у обучающихся улучшается общее физическое состояние, скоординированность движений, развивается трудолюбие.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Программа разработана, с учётом возрастных особенностей воспитанников школы-интерната.
Занятия ручным трудом позволяют развивать творческое восприятие, мелкую моторику пальцев рук. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для трудового обучения в старших классах. Происходит ориентация детей на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте. Обучение ручному труду (продуктивной творческой деятельности) предусматривает проведение выставок детских работ, что позволяет увеличивать мотивацию воспитанников к занятиям. Центральное место на занятиях занимает практическая работа (непосредственное самостоятельное и совместное изготовление изделий).
Актуальность изучаемой программы:
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Характеристика обучающихся.
Структура психических нарушений обучающихся с легкой умственной отсталостью складывается из особенностей недоразвития практически всех психических проявлений.Ощущения и восприятия формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Замедленный и суженный объем зрительного восприятия. Нарушение (изменение или отсутствие) мотивационного компонента восприятия, т. е. личностного отношения, как это имеет место у умственно отсталых людей, сказывается на перцептивной активности. Дети неусидчивы, легко возбудимы. Ухудшение концентрации внимания, имеющееся у умственно отсталых лиц, приводит к снижению его устойчивости. Это затрудняет целенаправленную познавательную деятельность, являясь одной из основных предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. Недоразвитие мышления умственно отсталых детей, в частности, определяется тем, что оно формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития и ограниченной практической деятельности. Инертность мышления, затрудненность переключения с одной мысли на другую, т. е. вязкость, своеобразное резонерство, проявляется в обстоятельности и излишней детализации. Обнаруживается замедленность, тугоподвижность интеллектуальных процессов и трудности переключения. У умственно отсталых детей эпизодическая «забывчивость» — явление нередкое.
Память обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), таким образом, отличается:
- Замедленностью и непрочностью запоминания
- Быстротой забывания
- Неточностью воспроизведения
- Эпизодической забывчивостью
- Плохим припоминанием
Нарушение опосредованной памяти, связанной с мыслительными операциями, наблюдается у всех умственно отсталых лиц. Оно объясняется неэффективностью процесса переработки и отбора подлежащих запоминанию впечатлений, что тесно связано с опосредствованным характером запоминания.
Формы и методы
Приоритет отдается активным формам преподавания:
- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
- Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина, чаепитие;
Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
1 подгруппа учащихся (5 класс)
Цель – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи :
Обучающие:
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, эстетическое воспитание обучающихся;
- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Предметные результаты освоения учебного предметапо уровням.
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
- Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш - Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя. - Узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой. - Пользоваться различными инструментами изобразительной деятельности (ножницами, кистью, стеком) - Знать и называть некоторые виды нетрадиционных техник рисования и использовать их самостоятельно) - Знать некоторые названия | - Выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа. - Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые линии. - Ориентироваться на плоскости листа бумаги. - Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов ( сверху вниз, слева направо, наискось). - Различать и называть цвета. - Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела. - Работать красками, пластилином. |
2 подгруппа (6-9 класс)
Вязание крючком издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Это один из древнейших видов прикладного искусства. Вязание крючком очень разнообразно и по технике выполнения, и по назначению. Появившись как способ изготовления предметов одежды и отделки к ней, оно постепенно взяло на себя и задачи по оформлению интерьера. Клубок ниток и небольшой инструмент крючок таят в себе неорганичные возможности для творческого труда. Подбор ниток, выбор узора, фасона, создание изделия – занятие увлекательное и нужное, полезное в повседневной жизни.
Вязание крючком - такой вид рукоделия, посредством которого легко заинтересовать детей прикладным творчеством, научить создавать красивые изделия, воспитывать художественный вкус.
Цель программы – привитие учащимся трудовых навыков, формирование у них эстетического вкуса, развитие творческих способностей путем обучения вязания крючком.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить с историей, развитием техники вязания крючком, современными тенденциями в моде вязаных вещей;
- Обучить правильному положению рук при вязании;
- Обучить правильно пользоваться инструментами;
- Познакомить с основными условным обозначениями;
- Научить четко выполнять основные приемы вязания;
- Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
2. Воспитательные:
- Привить интерес к данному виду творчества;
- Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
- Воспитать творческого отношения к труду, развить эстетического восприятия мира, художественного вкуса;
- Привить основы культуры труда.
3. Развивающие:
- Развить творческие способности;
- Развить произвольность психических процессов;
- Развить образное мышление;
- Развить воображение и фантазию;
- Развить моторные навыки.
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- Историю техники вязания крючком;
- Правила поведения, правила техники безопасности;
- Виды инструментов и материалов, используемых для вязания крючком;
- Условные обозначения, понятие «раппорт»;
- Основные приемы набора петель и вязания крючком.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе с крючком, ножницами;
- правильно пользоваться крючком, ножницами;
- правильно читать условные обозначения;
- подбирать материалы для вязания;
- выполнять основные узоры;
- свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту.
Данный курс является одним из источников познавательного и нравственного развития обучающихся.
В результате изучения программы обучающиеся будут знать:
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- правила безопасности труда и личной гигиены;
- понимать схемы и следовать инструкции педагога;
- композиционную основу орнамента,
- о русских традициях и обычаях.
- нетрадиционные техники рисования;
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- о природоохранной деятельности человека;
уметь:
- выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за её ходом и результатами;
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, чертежу, выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении работы;
- осуществлять декоративное оформление и отделку работы;
Формирование УУД у учащихся
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы: | В сфере познавательных УУД учащиеся научатся: | В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся: | В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся: |
- положительное отношение к учению; - желание приобретать новые знания и умения; - способность оценивать свои действия. | - соблюдать правила по технике безопасности. - соблюдать правила организации рабочего места. - соблюдать правила бережного использования красок и других материалов. - эстетически относиться к окружающему миру и самому себе. - анализировать информацию, полученную из разных источников. - научатся использовать различные приемы работы в художественной деятельности. - будут знать основные понятия в изобразительной деятельности (пластилинография, декор, коллаж, мазок, тон, фон, цвет, шаблон) - научатся следовать устным инструкциям учителя, создавать рисунки в различных техниках. | - принимать и сохранять учебную задачу; - работать по плану; - адекватно оценивать свои достижения. | - вести диалог с учителем и одноклассниками; - задавать вопросы; - слушать и отвечать на вопросы других; - высказывать свою точку зрения; - работать в парах и рабочих группах. |
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в Требованиях в обобщённом виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки.
Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщённом виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и его результатам.
Особенностью программы является ее вариативность, что позволяет проводить обучение в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни. Выбор изделий для практической работы зависит от уровня подготовки учащихся, от возрастных особенностей.
Минимальный уровень овладения предметными результатами | Достаточный уровень овладения предметными результатами |
Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений. | Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначении, правил хранения, обращения и санитарно – гигиенических требований при работе с ними |
Умение выбрать материал для работы с помощью педагога | Умение самостоятельно выбирать материал для работы |
Умение работать с ножницами с помощью педагога | Умение работать с ножницами и другими инструментами с незначительной помощью педагога |
Умение соединять детали работы, создавая определенный образ с помощью педагога | Знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, пятно,цвет,объем и др. |
Пользование материалами для рисования, аппликации и лепки с незначительной помощью педагога. | Использование разнообразных технологических способов выполнения работ. |
Умение пользоваться кисточкой, клеем. Наклеивать детали изделия для получения конкретного образа, сюжета. | Умение создавать композиции, передавая цвет, настроение. |
С помощью педагога создавать композиции с сочетанием цвета. | Самостоятельная организация рабочего места |
Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы с незначительной помощью педагога | Следование инструкции педагога по выполнению работ. |
К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы, выставки работ, награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами, фотографирование работ для фотоальбома лучших работ кружка.
Завершением обучения является итоговая выставка, призванная показать достижения детей за год. Лучшие изделия отбираются для участия в конкурсах, выставках и фестивалях
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 группа (5 класс) ( часа в неделю)
№ | Тема занятия | Количество часов | Вид деятельности | |||
Теоретическое занятие | Практическое занятие | Дата | ||||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 |
| Знакомство с материалами и безопасном использовании | ||
2 | Осень | 3 | Работа с бумагой, объемная аппликация. | |||
3 | Корзина с фруктами | 2 | Раскрашивание. | |||
4 | Осенний букет | 2 | Печатание листьями | |||
5 | Осенний лес | 2 | Печатание листьями | |||
6 | Осенняя бабочка | 2 | Аппликация из природных материалов | |||
7 | Осенние куколки | 2 | Рисование ватными палочками | |||
8 | Ежик | 2 | Аппликация из бросового матеиала | |||
9 | Домик в деревне | 2 | 7.11.22 0.11.22 | Объемная поделка из бумаги | ||
10 | Поделки из шишек | 3 | 14.11.22 16.11.22 21.11.22 | Работа с природным материалом | ||
11 | Пингвинята неваляшки | 2 | Объемная аппликация | |||
12 | Лисички гармошки | 2 | оригами. | |||
13 | Северные медведи | 1 | Работа с бумагой | |||
14 | Расписные досочки | 3 | Роспись досочек | |||
15 | Зимний домик | 2 | Работа с бумагой и бросовым атериалом | |||
16 | Герои сказок | 1 | Складывание игрушек из бумаги | |||
17 | Куколки в народном костюме | 1 | Раскрашивание | |||
18 | Снежинки | 1 | Объемные поделки | |||
19 | Волшебное окошко | 1 | Аппликация | |||
20 | Снеговики | 1 | Поделка из салфеток | |||
21 | Елочки из бусин и пуговиц | 2 | Аппликация | |||
22 | Расписные подносы Жостово | 3 | Аппликация Работ краской | |||
23 | Работа с соленым тестом. Изготовление посуды и роспись. | 5 | Тестопластика | |||
24 | Куколки из бумаги | 2 | Работа с бумагой | |||
25 | Улиточка | 1 | Оригами | |||
26 | Раскраски разными техниками | 1 | Нетрадиционные техники рисования | |||
27 | Открытка с гвоздикой | 1 | оригами | |||
28 | Гусеничка на листике | 1 | Работа с бумагой | |||
29 | Веселый самолетик | 1 | Оригами | |||
30 | Радуга с облаками | 1 | Коллективная работа, объемная аппликация. | |||
31 | Букет для милой мамочки | 1 | Работа с бумагой и нитками | |||
32 | Поделки в русском народном стиле | 4 | Поделки из бросового материала | |||
33 | Росписные ложки | 4 | Роспиь деревянных ложек | |||
34 | Украшение одежды | 2 | Работа с нитками Орнамент | |||
35 | Украшение платка | 2 | Вышивка нитками по краю платка | |||
36 | Выставка | 1 | Выставка работ, обсуждение . | |||
Всего часов | 1 | 67 | ||||
Итого: | 68 ч |
2 подгруппа (6-9 класс) (2 часа в неделю)
№ | Тема занятия | Количество часов | |||
Теоретическое занятие | Практическое занятие | Дата | |||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 2 |
| ||
2 | Вязание цепочек. Составление рисунков и узоров из цепочек. | 5 | |||
3 | Вязание полотна. Шарфики. | 5 | |||
4 | Вязание круга. | 3 | |||
5 | Вязание игрушек. | 7 | |||
6 | Картины и ниток и вязаных частей. | 5 | |||
7 | Вязание корзинки | 4 | |||
8 | Игрушки из носков с элементами вязания. | 3 | |||
9 | Вязание квадрата | 4 | |||
10 | Вязание кругов и оформление изделий. | 4 | |||
11 | Вязание шапочек | 5 | |||
12 | Вязание по схемам | 5 | |||
13 | Вязание узора. Раппорт. | 5 | |||
14 | Вязание салфеток | 5 | |||
15 | Вязание косынки | 5 | |||
16 | Оформление работ, выставки. | 3 | |||
Всего часов | 2 | 66 | |||
Итого: | 68 ч |
Литература для использования в работе.
1.Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – 250 с. 2.Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком – Мн.: Хэлтон, 1999. – 336с. 3.Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 1971. – 173с. |
Изобразительное искусство, 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ М.Ю. Рау, М.А.Зыкова. – М: Просвещение, 2017. Грошенков А.А. «Уроки рисования в 1-4 классе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» – Москва «Просвещение» 2016 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа "Рукодельница"
программа дополнительного образования детей детское объединение "Рукодельница" Оберюхтина Таня - ребенок с ОВЗ...
Образовательная программа "Рукодельница"
Комплексная образовательная программа "Рукодельница" расчитана на обучение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста различным видам рукоделия.Программа имеет блочную структуру . Возмож...
Рабочая программа "Рукодельница"
Программа "Рукодельница" разработана в соавторстве с педагогом дополнительного образования Старостенко Еленой Алексеевной в 2006 году. Программа относится к художественно-эстетической направленности, ...
Образовательная программа "Рукодельница"
Данная программа разработана для учащихся 8 - 15 лет. Срок реализации 3 года....
Конспект занятия "Введение в образовательную программу "Рукодельница"
Материал занятия в форме игры-путешествия знакомит детей с видами декоративно-прикладного творчества, представленными в рабочей программе "Рукодельница"....
Календарно-тематическое планирование по программе"Рукодельница" для 1-4 классов
Программа "Рукодельница" разработана для детей 1-4 классов во внеурочное время в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. Цель программы направлен...
Методическая разработка воспитательного мероприятия. Конкурсно - игровая программа "Рукодельницы - Умелицы"
Мероприятие подготовлено к празнику "День Матери" посвещается мамам и бабушкам. ...