Конспект занятия по бисероплетению "Фабрика новогодних игрушек"
план-конспект

Попова Елизавета Сергеевна

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Но прежде чем начать его, давайте вспомним и расскажем нашим гостям о том, что такое бисероплетение, вспомним историю возникновения бисера и бисероплетения в нашей стране.

А теперь давайте вспомним, какие техники плетения мы с вами используем в процессе выполнения различных поделок, и какие материалы и инструменты нам нужны для работы.

Наверно вы уже заметили, что наш зал украшен по-новогоднему, и в центре стоит новогодняя ель. А что не хватает здесь для настоящего праздника?

Правильно. Сегодня мы с вами будем украшать нашу ёлку.

Сегодня у нас необычное занятие-игра «Фабрика новогодних игрушек». Все участники игры делятся на 2 команды – цеха по производству и сборке Новогодних игрушек.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fabrika_novogodnih_igrushek.docx809.99 КБ

Предварительный просмотр:

План конспекта

  • Тема: «Фабрика новогодних  игрушек»

  • Цели: 
  • Способствовать формированию стойкого интереса к бисероплетению, заинтересованности в  самостоятельном совершенствовании умений и навыков в  данном виде декоративно-прикладного  искусства.

  • Задачи:
  • закрепление знаний о материалах и инструментах, используемых в работе с бисером;
  • закрепление навыков плоского параллельного и ажурного плетения; -воспитание бережного отношения к материалам для бисероплетения, усидчивости, аккуратности;
  • расширение  знаний детей  по истории появления бисера и бисероплетения.

Оборудование:

  • Бисер (№10, № 8)  и бусины для выполнения поделок, проволока для бисероплетения, ножницы, салфетки льняные. Схемы плетения из бисера, образцы работ из бисера.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вводная беседа
  3. Основная часть занятия:
  4. Итог занятия

Этап урока

Действия педагога

Действия учащегося

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Но прежде чем начать его, давайте вспомним и расскажем нашим гостям о том, что такое бисероплетение, вспомним историю возникновения бисера и бисероплетения в нашей стране.

Готовится к восприятию материала

Вводная часть.

Бисероплетение является древнейшим народным искусством, когда то оно было забыто в нашей стране и вот теперь люди вспомнили о нём, стали совершенствовать техники плетения, придумывать новые схемы плетения. И вот на свет появились новые изделия из бисера – игрушки, цветы, выполненные из бисера шапочки,  блузки, накидки на плечи и даже платья.  

Вот наверное поэтому это прикладное искусство получило такой широкий размах в настоящее время. Бисероплетению стали посвящать стихи. Ещё Александр Блок писал в своём стихотворении:

Бледна, с лицом  

К столу склонённым,

Ты нижешь

Бисерную нить…

А теперь давайте вспомним, какие техники плетения мы с вами используем в процессе выполнения различных поделок. Я буду показывать вам работу из бисера, а вы будете называть технику плетения. (поделки: ёлка, колокольчик, снежинка,  игрушки: Снегурочка, Дед Мороз, снеговик, пингвин, олень).  

А теперь давайте вспомним, какие материалы и инструменты нам нужны для работы.

При работе с проволокой, ножницами мы должны соблюдать правила техники безопасности. Давайте их вспомним и назовём их.  

(Дети называют техники плетения, в которых выполнены эти работы: петельное, параллельное, ажурное, французская техника плетения - низание дугами, «мозаика по кругу», кирпичный стежок).

Материалы: бисер, бусины, рубка, стеклярус, проволока, леска. Инструменты: ножницы, бисерные иглы, маникюрные кусачки. Бисер при работе высыпается на льняную салфетку.

Дети называют правила техники безопасности при работе с проволокой и ножницами

Основной этап.           

Какой скоро праздник?

Почему вы любите этот праздник?

Наверно вы уже заметили, что наш зал украшен по-новогоднему, и в центре стоит новогодняя ель. А что не хватает здесь для настоящего праздника?

Правильно. Сегодня мы с вами будем украшать нашу ёлку.

Сегодня у нас необычное занятие-игра «Фабрика новогодних игрушек». Все участники игры делятся на 2 команды – цеха по производству и сборке Новогодних игрушек.  Начальником производства буду я. А ещё у нас, как и на каждом предприятии, будет своя бухгалтерия (педагоги, присутствующие на занятии), которая будет начислять и выплачивать зарплату за выполненную работу.  Но зарплата у нас на фабрике будет выдаваться не в настоящих рублях, а в сказочных, новогодних.      

(Деление участников на 2 команды, дети выбирают начальника цеха).   

После того, как все участники игры заняли свои рабочие места в цехах, начальник цеха (участник игры) проверяет, как подготовлены рабочие места (материалы, инструменты, салфетки для бисера, правила техники безопасности). Я как директор фабрики выдаю материалы для работы начальникам цехов, а также заранее приготовленные детали для сборки новогодних игрушек.

Задание: всем работникам фабрики необходимо либо усовершенствовать эти новогодние игрушки, либо собрать игрушки из отдельных деталей, которые мы с вами заготовили на занятиях кружка. В своей работе можно пользоваться схемами плетения, которые я вам выдам в качестве наглядного материала. (Приложение №3)

Чтобы наши гости тоже не скучали – они будут работать в цехе, который будет завершать нашу работу по  изготовлению ёлочной игрушки. Они к новогодним игрушкам прикрепят блестящие верёвочки, за которые можно повесить игрушку не ёлку.

Педагог выдает детям (начальникам цехов) детали для сборки игрушек, материалы, объявляет о начале рабочей смены.

Новый год.

Дед мороз приносит нам подарки, мы весело проводим праздник, наряжаем ёлку.

Новогодних игрушек на ёлке.  

Дети приступают к выполнению задания, начальник цеха контролирует выполнение работы.

Итог урока

По окончании работы начальник фабрики игрушек проверяет качество выполненной продукции.  

После проверки качества выполненной работы я разрешаю вам украсить Новогоднюю ёлку вашими игрушками.

Теперь наша ёлка совсем похожа на новогоднюю.  

А теперь подходим к самому приятному в нашей работе – выплате зарплаты. Предоставим слово нашей бухгалтерии.  

Подведение итогов занятия, награждение детей подарками-сюрпризами.

(Дети украшают ёлку).  

       

Приложение №1

Рассказ  «История бисероплетения»

История бисероплетения уходит своими корнями в глубокую древность. Стеклянные бусы из бисера были известны уже в глубокой древности. В Египте изготовляли одежду из бисерной сетки, которая набиралась из крупного непрозрачного бисера цилиндрической формы. Изготовление бисера совершенствовалось, и со временем его стали делать вначале из полупрозрачного, а затем из прозрачного стекла. Бисер - это стеклянные бусинки очень маленького размера. Вначале их делали,- наматывая тонкий слой расплавленного стекла на металлический прут.

Полученную стеклянную трубочку разрезали на отдельные кусочки, а их впоследствии, обрабатывали в ручную, чтобы придать им округлую форму. Бисер впервые в современном его виде стали изготовлять в Венеции в стекольных мастерских на острове Мурано в середине XV века. Секрет его изготовления сохранялся в строгой тайне. Мастера за разглашение секрета карались по строжайшим законам, вплоть до смертной казни.

Позже бисер стали изготовлять в Богемии. Изобретение в конце XIX века машин по изготовлению бисера позволило удешевить его производство, и богемский бисер быстро распространился по всему свету. Богемский бисер отличался легкостью обработки, чистотой стекла и особой огранкой. В России наибольшее развитие бисероплетение получило в XVIII веке. Больше всего было распространено вышивание и вязание бисером, а кроме того, создание картинок путем вдавливания бисеренок в расплавленный воск.

В Россию бисер привозили из Венеции и Богемии. Производство бисера в нашей стране пытался осуществить М.В.Ломоносов, создавший в 1754 году фабрику по производству стекляруса, бисера и мозаичного стекла. Но просуществовала она, к сожалению недолго и закрылась вскоре после смерти Ломоносова. Бисера высокого качества не производится в нашей стране и по сей день. Бисер поступает к нам из Чехии, Японии и с Тайваня.

Традиционные народные ремесла -всегда отличный повод использовать в украшениях самые разнообразные материалы: перья и кусочки меха, тисненую кожу и дерево, рог и перламутр, шнуры и цепочки. Подвески, широкие браслеты, гривны, пояса напоминают об амулетах и воинских доспехах, служивших защитой многим поколениям наших предков.  

К началу ХIХ века в России начался настоящий бисерный бум. В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны, соперничая в скорости да в спорости. Недаром считалось, что "бороной да иглой деревня стоит".

В помещичьих усадьбах в специальных мастерских обучали рукоделию крепостных девушек. Помещичьи дочери и жены обычно вышивали основной узор, а фон выполняли крепостные мастерицы.

В городах, особенно в Москве, почти в каждом доме вышивали бисером, украшали рукоделием дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам. Семья собиралась в гостиной, читали вслух, музицировали, вели беседы, а женщины занимались рукоделием. Светские дамы, купчихи, горожанки, преуспевшие в этом искусстве, участвовали в отечественных и зарубежных выставках и получали награды. Богатая девица коротала время, а бедная зарабатывала на хлеб. Мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и домашнего образования.

Не гнушались рукоделием и царственные особы. В хоромах на женской половине в специальной светлице изготовляли церковную утварь, подчас очень высокого качества; из мирских вещей любили расшивать вошвы - бархатные и атласные платки, украшали бисером дамские шапочки, башмачки и многое другое.

Но настоящими центрами рукоделия были женские монастыри. Здесь готовили убранство для церквей, одеяния священнослужителей расшивали золотом, шелком, серебром, каменьями, а иконы, выполненные лицевой гладью, с жемчугами и бисером, соперничали с иконами писаными.

Монахиням-рукодельницам доверяли и богатые модницы, и государственные мужи, украшавшие шитьем свои мундиры. Монахини занимались благотворительность ю, особенно детской: создавали приюты, обучали грамоте, пению и рукоделию, давали девочкам-сиротам ремесло в руки. В ХI веке в Киеве внучка Ярослава Мудрого АннаЯнка основала при монастыре первую на русской земле школу для послушниц.

Веками монастыри собирали и хранили разнообразную технику рукоделия. Благодаря им мы можем любоваться прекрасными произведениями искусства - иконами, патриаршими облачениями, царскими одеяниями в Оружейной палате Московского Кремля и других музеях страны                                                                                                

Приложение № 2  

Правила безопасной работы при плетении бисером  

  1. Рабочее место должно быть хорошо освещено и освобождено от всего лишнего.
  2. Чтобы бисер не скатывался, надо постелить однотонную хлопчатобумажную салфетку.
  3. Бисером удобно работать, если он насыпан по цветам в ячейки специальной коробки.
  4. Работа с мелким бисером утомительна для глаз, поэтому через 20 минут необходимо делать небольшие перерывы, давать отдых глазам.
  5. Бисер нельзя брать в рот во избежание попадания его в дыхательные пути.
  6. При плетении проволокой соблюдать осторожность.                                                                                                

Приложение №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.

Тема ФПРС:  Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС:  «Здо...

План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.

Занятие «Волшебные пальчики».Цель:  Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи:        I....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....