Конспект занятия по бисероплетению "Фабрика новогодних игрушек"
план-конспект
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Но прежде чем начать его, давайте вспомним и расскажем нашим гостям о том, что такое бисероплетение, вспомним историю возникновения бисера и бисероплетения в нашей стране.
А теперь давайте вспомним, какие техники плетения мы с вами используем в процессе выполнения различных поделок, и какие материалы и инструменты нам нужны для работы.
Наверно вы уже заметили, что наш зал украшен по-новогоднему, и в центре стоит новогодняя ель. А что не хватает здесь для настоящего праздника?
Правильно. Сегодня мы с вами будем украшать нашу ёлку.
Сегодня у нас необычное занятие-игра «Фабрика новогодних игрушек». Все участники игры делятся на 2 команды – цеха по производству и сборке Новогодних игрушек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fabrika_novogodnih_igrushek.docx | 809.99 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспекта
- Тема: «Фабрика новогодних игрушек»
- Цели:
- Способствовать формированию стойкого интереса к бисероплетению, заинтересованности в самостоятельном совершенствовании умений и навыков в данном виде декоративно-прикладного искусства.
- Задачи:
- закрепление знаний о материалах и инструментах, используемых в работе с бисером;
- закрепление навыков плоского параллельного и ажурного плетения; -воспитание бережного отношения к материалам для бисероплетения, усидчивости, аккуратности;
- расширение знаний детей по истории появления бисера и бисероплетения.
Оборудование:
- Бисер (№10, № 8) и бусины для выполнения поделок, проволока для бисероплетения, ножницы, салфетки льняные. Схемы плетения из бисера, образцы работ из бисера.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Вводная беседа
- Основная часть занятия:
- Итог занятия
Этап урока | Действия педагога | Действия учащегося |
Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Но прежде чем начать его, давайте вспомним и расскажем нашим гостям о том, что такое бисероплетение, вспомним историю возникновения бисера и бисероплетения в нашей стране. | Готовится к восприятию материала |
Вводная часть. | Бисероплетение является древнейшим народным искусством, когда то оно было забыто в нашей стране и вот теперь люди вспомнили о нём, стали совершенствовать техники плетения, придумывать новые схемы плетения. И вот на свет появились новые изделия из бисера – игрушки, цветы, выполненные из бисера шапочки, блузки, накидки на плечи и даже платья. Вот наверное поэтому это прикладное искусство получило такой широкий размах в настоящее время. Бисероплетению стали посвящать стихи. Ещё Александр Блок писал в своём стихотворении: Бледна, с лицом К столу склонённым, Ты нижешь Бисерную нить… А теперь давайте вспомним, какие техники плетения мы с вами используем в процессе выполнения различных поделок. Я буду показывать вам работу из бисера, а вы будете называть технику плетения. (поделки: ёлка, колокольчик, снежинка, игрушки: Снегурочка, Дед Мороз, снеговик, пингвин, олень). А теперь давайте вспомним, какие материалы и инструменты нам нужны для работы. При работе с проволокой, ножницами мы должны соблюдать правила техники безопасности. Давайте их вспомним и назовём их. | (Дети называют техники плетения, в которых выполнены эти работы: петельное, параллельное, ажурное, французская техника плетения - низание дугами, «мозаика по кругу», кирпичный стежок). Материалы: бисер, бусины, рубка, стеклярус, проволока, леска. Инструменты: ножницы, бисерные иглы, маникюрные кусачки. Бисер при работе высыпается на льняную салфетку. Дети называют правила техники безопасности при работе с проволокой и ножницами |
Основной этап. | Какой скоро праздник? Почему вы любите этот праздник? Наверно вы уже заметили, что наш зал украшен по-новогоднему, и в центре стоит новогодняя ель. А что не хватает здесь для настоящего праздника? Правильно. Сегодня мы с вами будем украшать нашу ёлку. Сегодня у нас необычное занятие-игра «Фабрика новогодних игрушек». Все участники игры делятся на 2 команды – цеха по производству и сборке Новогодних игрушек. Начальником производства буду я. А ещё у нас, как и на каждом предприятии, будет своя бухгалтерия (педагоги, присутствующие на занятии), которая будет начислять и выплачивать зарплату за выполненную работу. Но зарплата у нас на фабрике будет выдаваться не в настоящих рублях, а в сказочных, новогодних. (Деление участников на 2 команды, дети выбирают начальника цеха). После того, как все участники игры заняли свои рабочие места в цехах, начальник цеха (участник игры) проверяет, как подготовлены рабочие места (материалы, инструменты, салфетки для бисера, правила техники безопасности). Я как директор фабрики выдаю материалы для работы начальникам цехов, а также заранее приготовленные детали для сборки новогодних игрушек. Задание: всем работникам фабрики необходимо либо усовершенствовать эти новогодние игрушки, либо собрать игрушки из отдельных деталей, которые мы с вами заготовили на занятиях кружка. В своей работе можно пользоваться схемами плетения, которые я вам выдам в качестве наглядного материала. (Приложение №3) Чтобы наши гости тоже не скучали – они будут работать в цехе, который будет завершать нашу работу по изготовлению ёлочной игрушки. Они к новогодним игрушкам прикрепят блестящие верёвочки, за которые можно повесить игрушку не ёлку. Педагог выдает детям (начальникам цехов) детали для сборки игрушек, материалы, объявляет о начале рабочей смены. | Новый год. Дед мороз приносит нам подарки, мы весело проводим праздник, наряжаем ёлку. Новогодних игрушек на ёлке. Дети приступают к выполнению задания, начальник цеха контролирует выполнение работы. |
Итог урока | По окончании работы начальник фабрики игрушек проверяет качество выполненной продукции. После проверки качества выполненной работы я разрешаю вам украсить Новогоднюю ёлку вашими игрушками. Теперь наша ёлка совсем похожа на новогоднюю. А теперь подходим к самому приятному в нашей работе – выплате зарплаты. Предоставим слово нашей бухгалтерии. Подведение итогов занятия, награждение детей подарками-сюрпризами. | (Дети украшают ёлку). |
Приложение №1
Рассказ «История бисероплетения»
История бисероплетения уходит своими корнями в глубокую древность. Стеклянные бусы из бисера были известны уже в глубокой древности. В Египте изготовляли одежду из бисерной сетки, которая набиралась из крупного непрозрачного бисера цилиндрической формы. Изготовление бисера совершенствовалось, и со временем его стали делать вначале из полупрозрачного, а затем из прозрачного стекла. Бисер - это стеклянные бусинки очень маленького размера. Вначале их делали,- наматывая тонкий слой расплавленного стекла на металлический прут.
Полученную стеклянную трубочку разрезали на отдельные кусочки, а их впоследствии, обрабатывали в ручную, чтобы придать им округлую форму. Бисер впервые в современном его виде стали изготовлять в Венеции в стекольных мастерских на острове Мурано в середине XV века. Секрет его изготовления сохранялся в строгой тайне. Мастера за разглашение секрета карались по строжайшим законам, вплоть до смертной казни.
Позже бисер стали изготовлять в Богемии. Изобретение в конце XIX века машин по изготовлению бисера позволило удешевить его производство, и богемский бисер быстро распространился по всему свету. Богемский бисер отличался легкостью обработки, чистотой стекла и особой огранкой. В России наибольшее развитие бисероплетение получило в XVIII веке. Больше всего было распространено вышивание и вязание бисером, а кроме того, создание картинок путем вдавливания бисеренок в расплавленный воск.
В Россию бисер привозили из Венеции и Богемии. Производство бисера в нашей стране пытался осуществить М.В.Ломоносов, создавший в 1754 году фабрику по производству стекляруса, бисера и мозаичного стекла. Но просуществовала она, к сожалению недолго и закрылась вскоре после смерти Ломоносова. Бисера высокого качества не производится в нашей стране и по сей день. Бисер поступает к нам из Чехии, Японии и с Тайваня.
Традиционные народные ремесла -всегда отличный повод использовать в украшениях самые разнообразные материалы: перья и кусочки меха, тисненую кожу и дерево, рог и перламутр, шнуры и цепочки. Подвески, широкие браслеты, гривны, пояса напоминают об амулетах и воинских доспехах, служивших защитой многим поколениям наших предков.
К началу ХIХ века в России начался настоящий бисерный бум. В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны, соперничая в скорости да в спорости. Недаром считалось, что "бороной да иглой деревня стоит".
В помещичьих усадьбах в специальных мастерских обучали рукоделию крепостных девушек. Помещичьи дочери и жены обычно вышивали основной узор, а фон выполняли крепостные мастерицы.
В городах, особенно в Москве, почти в каждом доме вышивали бисером, украшали рукоделием дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам. Семья собиралась в гостиной, читали вслух, музицировали, вели беседы, а женщины занимались рукоделием. Светские дамы, купчихи, горожанки, преуспевшие в этом искусстве, участвовали в отечественных и зарубежных выставках и получали награды. Богатая девица коротала время, а бедная зарабатывала на хлеб. Мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и домашнего образования.
Не гнушались рукоделием и царственные особы. В хоромах на женской половине в специальной светлице изготовляли церковную утварь, подчас очень высокого качества; из мирских вещей любили расшивать вошвы - бархатные и атласные платки, украшали бисером дамские шапочки, башмачки и многое другое.
Но настоящими центрами рукоделия были женские монастыри. Здесь готовили убранство для церквей, одеяния священнослужителей расшивали золотом, шелком, серебром, каменьями, а иконы, выполненные лицевой гладью, с жемчугами и бисером, соперничали с иконами писаными.
Монахиням-рукодельницам доверяли и богатые модницы, и государственные мужи, украшавшие шитьем свои мундиры. Монахини занимались благотворительность ю, особенно детской: создавали приюты, обучали грамоте, пению и рукоделию, давали девочкам-сиротам ремесло в руки. В ХI веке в Киеве внучка Ярослава Мудрого АннаЯнка основала при монастыре первую на русской земле школу для послушниц.
Веками монастыри собирали и хранили разнообразную технику рукоделия. Благодаря им мы можем любоваться прекрасными произведениями искусства - иконами, патриаршими облачениями, царскими одеяниями в Оружейной палате Московского Кремля и других музеях страны
Приложение № 2
Правила безопасной работы при плетении бисером
- Рабочее место должно быть хорошо освещено и освобождено от всего лишнего.
- Чтобы бисер не скатывался, надо постелить однотонную хлопчатобумажную салфетку.
- Бисером удобно работать, если он насыпан по цветам в ячейки специальной коробки.
- Работа с мелким бисером утомительна для глаз, поэтому через 20 минут необходимо делать небольшие перерывы, давать отдых глазам.
- Бисер нельзя брать в рот во избежание попадания его в дыхательные пути.
- При плетении проволокой соблюдать осторожность.
Приложение №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"
Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....
Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.
Тема ФПРС: Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС: «Здо...
План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.
Занятие «Волшебные пальчики».Цель: Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи: I....
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....