ДОП "Юный историк"
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный историк» имеет туристско-краеведческую направленность, по форме организации: групповая. Способствует выявлению и развитию интереса ребенка, его творческих возможностей и личного потенциала, направлена на воспитание и уважение к историческому прошлому нашей страны, начиная с малой родины. Разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_yunyy_istorik_petrenko_v.v.doc | 366.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 7 |
1.1. Направленность программы | 7 | |
1.2.Актуальность программы | 7 | |
1.3.Педагогическая целесообразность программы | 7 | |
1.4.Отличительные особенности программы | 8 | |
1.5.Цель и задачи программы | 8 | |
1.6.Характеристика программы | 9 | |
1.7.Адресат программы | 10 | |
II. | УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК | 10 |
2.1. Учебно - тематический план | 10 | |
2.2. Календарный учебный график | 13 | |
2.3 Содержание учебного плана | 13 | |
III. | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 18 |
3.1 Условия реализации программы | 18 | |
3.2. Формы контроля и аттестации | 18 | |
3.3. Планируемые результаты | 19 | |
IV. | МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | 21 |
V. | ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ | 21 |
VI. | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 21 |
VII. | ПРИЛОЖЕНИЕ | 23 |
Паспорт
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный историк»
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Троицкая средняя общеобразовательная школа
Наименование муниципалитета | Неклиновский район |
Наименование организации | МБОУ Троицкая СОШ |
ID-номер программы в АИС «Навигатор» | |
Название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный историк» |
Механизм финансирования | Муниципальное задание |
ФИО педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу | Петренко Вероника Викторовна |
Краткое описание программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный историк» имеет туристско-краеведческую направленность, по форме организации: групповая. Способствует выявлению и развитию интереса ребенка, его творческих возможностей и личного потенциала, направлена на воспитание и уважение к историческому прошлому нашей страны, начиная с малой родины. Разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. |
Форма(ы) обучения | Очная |
Уровень содержания | базовый |
Продолжительность освоения | 1 год |
Возрастная категория | 14-17 лет |
Цель | формирование целостного представления о родном крае посредством приобщения учащихся к туристско-краеведческой деятельности. |
Задачи | Обучающие: формировать знания обучающихся об историческом прошлом края, жизни предков, истории Донского края, своей семьи, школы, своего села; познакомить учащихся с историческим краеведением как наукой, объектами изучения: храмы, монастыри, усадьбы, памятники архитектуры Развивающие: расширять кругозор; развивать навыки самообслуживания; развивать память и внимание; раскрывать творческие способности; развивать лидерские, волевые качества; развить организаторские и коммуникативные навыки, умение брать на себя ответственность, принимать решение. развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению. Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины; способствовать формированию гражданско-патриотических чувств; воспитывать привычку рационально использовать свободное время; способствовать формированию культуры общения и поведения в социуме; навыков здорового образа жизни; воспитывать чувство коллективизма; |
Ожидаемые результаты и формы измерения достигнутых результатов | Личностные: овладение навыками общения, быстрой адаптации, умению чувствовать себя комфортно в любой обстановке; воспитание в себе таких качеств, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь; чувство собственного достоинства, уверенность; Обучающие: знакомство с новыми формами организации активного досуга; вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность; обучению работы в различных техниках творчества. Развивающие: расширение кругозора; развитие навыков самообслуживания; развитие памяти и внимания; раскрытие творческих способностей; развитие лидерских, волевых качеств; развитие физической и психической выносливости; развитие организаторских и коммуникативных навыков, умение брать на себя ответственность, принимать решение. |
Особые условия (доступность для детей с ОВЗ) (да/нет) | Да |
Возможность реализации программы в сетевой форме (да/нет) | Нет |
Возможность реализации в электронном формате с применением дистанционных технологий (да/нет) | Да |
Состав материально-технической базы организации, которая позволяет реализовать программу ДОД (средства обучения) | В классе имеется классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, стеллаж для хранения дидактических пособий и учебных материалов. В помещении желательно наличие технических средств обучения(компьютер, принтер мультимедиа-проектор, интерактивная доска и т.п.); учебный комплект на каждого обучающегося( тетрадь, ручка, карандаши, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п. Кроме этого имеется дидактико-методическое оснащение: учебники по истории, разработки презентаций, экскурсий, бесед, практических занятий, аудио-видео, фото-материалы. |
I. Пояснительная записка
1.1 Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный историк» имеет туристско-краеведческую направленность, по форме организации: групповая. Уровень освоения программы: базовый, способствует выявлению и развитию интереса ребенка, его творческих возможностей и личного потенциала, направлена на воспитание и уважение к историческому прошлому нашей страны, начиная с малой родины. Разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
1.2 Актуальность программы
Изучение культурного наследия своего народа - это важный и актуальный раздел в работе с детьми и сегодня. Знакомство с традициями, обычаями своего народа, приобщение к духовным ценностям прошлых поколений способствует гармоничному развитию личности, способствуют воспитанию трудолюбия, милосердия, честности, уважение к старшим, заботы о младших. Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время учащиеся не знакомы в достаточной степени с прошлым и настоящим своей малой родины. Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании. Программа «Юный историк» призвана дополнить, расширить и углубить знания учащихся о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Данная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует формированию и развитию духовно-нравственного потенциала через саморазвитие и самосовершенствование, обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся.
Осваивая программу, дети осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.
1.3 Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она:
– расширяет знания учащихся о родном крае в общем ходе истории, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны;
- способствует формированию патриотических чувств, чувства гордости за своих земляков, свою малую Родину;
- способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, сохранения истории малой Родины для будущего поколения.
1.4 Отличительные особенности программы
В основу данной модифицированной программы положены образовательные программы для системы дополнительного образования, это «Юные туристы-краеведы» (автор Ю. С. Константинов).
Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании. Программа «Юный историк» призвана дополнить, расширить и углубить знания учащихся о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Объем запланированной по плану информации восполняется обучающимися за счет самостоятельно выполненных работ на предложенные темы.
1.5. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование целостного представления о родном крае посредством приобщения учащихся к туристско-краеведческой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- формировать знания обучающихся об историческом прошлом края, жизни предков, истории Донского края; своего района, села, школы, семьи;
- познакомить учащихся с историческим краеведением как наукой, объектами изучения: храмы, монастыри, усадьбы, памятники архитектуры
- познакомить с новыми формами организации активного досуга;
- вовлекать обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность;
- научить технике работы с бумагой, тканью, природным материалом.
Развивающие:
- расширять кругозор;
- развивать навыки самообслуживания;
- развивать память и внимание;
- раскрывать творческие способности;
- развивать лидерские, волевые качества;
- развить организаторские и коммуникативные навыки, умение брать на себя ответственность, принимать решение.
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины;
- способствовать укреплению семейных связей;
- способствовать формированию гражданско-патриотических чувств;
- воспитывать привычку рационально использовать свободное время;
- способствовать формированию культуры общения и поведения в социуме; навыков здорового образа жизни;
- воспитывать чувство коллективизма;
1.6 Характеристика программы
Направленность: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный историк» имеет туристско-краеведческую направленность, по форме организации: групповая. Способствует выявлению и развитию интереса ребенка, его творческих возможностей и личного потенциала, направлена на воспитание и уважение к историческому прошлому нашей страны, начиная с малой родины. Разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Программа направлена на приобретение теоретических и практических навыков игры в волейбол. Укреплению здоровья, правильному физическому развитию детей.
Тип программы: Базовый (общекультурный) уровень. Освоение специальных знаний. Уровень предполагает формирование теоретических знаний, практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.
Уровень программы, объем и сроки ее реализации.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Объем и срок освоения программ: 2 часа в неделю, 70 часов за год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Форма обучения: очная.
Режим занятий – 1 занятие в неделю по 2 учебных часа, продолжительность одного учебного часа для обучающихся – 40 минут, с переменами по 10 минут.
Наполняемость группы: 15-20 человек. При наборе принимаются все желающие. Состав коллектива постоянный. Зачисление учащихся в объединение производится по заявлению родителей (законных представителей) в соответствии с локальным актом (положением о приеме, переводе, отчислении и восстановлении учащихся) при отсутствии медицинских противопоказаний по состоянию здоровья.
Программа предусматривает возможность обучения детей с особыми образовательными потребностями: имеющих мотивацию к предметной области программы, талантливых, одаренных, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Основанием для отчисления являются длительная непосещаемость занятий, смена места жительства.
1.7 Адресат программы
Программа предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста, от 14 до 17 лет. Обучение проводится в группе постоянного состава, сформированной в объединение из учащихся одного или разного возраста. При планировании и организации учебного процесса предусматриваются групповая и индивидуально-групповая формы обучения. Для обучения принимаются все желающие. Набор в группу проводится независимо от уровня подготовки и пола учащихся.
II.Учебно-тематический план. Календарный учебный график
2.1 Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Моя Родина-Россия | 7 | 2 | 9 |
1 | Вводная беседа о работе кружка. Распределение обязанностей. | 1 |
| 1 |
2 | Откуда мы знаем историю? Понятие «исторического источника». | 1 |
| 1 |
3 | Классификация исторических источников. Работа с историческим источником. | 1 |
| 1 |
4 | День победы русских полков на Куликовом поле. | 1 |
| 1 |
5-6 | Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни. | 1 | 1 | 2 |
7 | Москва-столица нашей родины. Как жили москвичи в древности | 1 | 1 | |
8-9 | Символика российского государства: герб, гимн, флаг (викторина) | 1 | 1 | 2 |
2 | История Донского края | 11 | 5 | 16 |
10 | Герб Ростовской области и Неклиновского района | 1 | 1 | |
11-12 | Страницы истории Ростовской области. | 1 | 1 | 2 |
13-14 | География Ростовской области. | 1 | 1 | 2 |
15 | Экологические проблемы региона – как их решать? Охраняемые объекты. | 1 | 1 | |
16-17 | Виртуальное путешествие по Донскому краю | 1 | 1 | 2 |
18-20
| Мой населенный пункт. История возникновения. Мой пункт на карте района, области, страны. | 2 | 1 | 3 |
21 22 | Христианство на Руси. Появление первых христиан. | 2 |
| 2 |
23 | О Крещении на Руси. Обряд Крещения | 1 |
| 1 |
24 | Православные праздники. | 1 |
| 1 |
25 | Становление славянской письменности. | 1 |
| 1 |
3. | Донской край в Отечественной войне 1812 | 8 | 1 | 9 |
26 | Защита Отечества – священная обязанность граждан. | 1 |
| 1 |
27-29 | История казачества на Дону | 3 | 3 | |
30-31 | Всевеликое войско донское | 2 | 2 | |
32-33 | Казаки в Отечественной войне 1812 г | 1 | 1 | 2 |
34 | Атаман Платов – вихрь атаман | 1 | 1 | |
4. | Донской край в ВОВ | 19 | 8 | 27 |
35-36 | Вторая мировая война | 1 | 1 | 2 |
37 | Великая Отечественная война | 1 | 1 | |
38-40 | Крупнейшие битвы и операции Великой отечественной войны | 2 | 1 | 3 |
41 | Подвиг Ленинграда. | 1 |
| 1 |
42 | Урок мужества «Дети войны». | 1 | 1 | |
43 | Сталинградская битва | 1 | 1 | |
44-45 | Полководцы и герои Великой Отечественной войны. | 2 |
| 2 |
46 | участие казаков в Великой Отечественной войне | 1 | 1 | |
47 | Мой край в годы Великой отчечественной войны | 1 | 1 | |
48-50 | Сражения и битвы на Дону. Миусские рубежи. Исторические памятники | 2 | 1 | 3 |
51 | Урок мужества «Время выбрало нас» (О воинах-афганцах) | 1 |
| 1 |
52 | Гордость и слава Донского края – о героях –земляках. | 1 |
| 1 |
53 | Герои Неклиновского района района. | 1 |
| 1 |
54-55 | Составление родословной. Написание истории рода и семьи | 1 | 1 | 2 |
56 | Вклад моей семьи в дело Великой победы. Беседа за круглым столом. | 1 | 1 | |
57-59 | проведение экскурсий в школьном музее (Комната боевой и трудовой славы) | 3 | 3 | |
60 | Военные награды страны.
| 1 | 1 | |
61 | Значение победы в Великой Отечественной войне | 1 | 1 | |
5. | Исследовательская работа | 2 | 3 | 5 |
62-63 | Интересные факты истории. Геральдика и нумизматика. | 2 | 2 | |
64 | Исследовательская работа. Что такое исследование? Структура исследования: введение, основная часть, заключение. |
| 1 | 1 |
65-66 | Самые значимые битвы войны. (проекты) | 2 | 2 | |
6. | Донской край в наше время | 4 | 0 | 4 |
67-68 | Донской край в настоящее время | 2 | 2 | |
69-70 | итоговые занятия | 2 | 2 | |
Итого: | 51 | 19 | 70 |
2.2 Календарный учебный график
Дата начала и окончания учебного периода. | 01.09.2023-27.05.2024 |
Всего учебных недель | 35 |
Количество учебных часов | 70 |
Место проведения занятия | МБОУ Троицкая СОШ, кабинет истории |
Режим занятий | 1 раз в неделю (два академических часа) |
Форма занятий | групповая |
Сроки контрольных процедур | начало, середина, конец учебного года |
2.3. Содержание учебного плана
название раздела | Содержание |
1. Моя Родина-Россия | Вводная беседа о работе кружка. Распределение обязанностей. Откуда мы знаем историю? Понятие «исторического источника». Классификация исторических источников. Работа с историческим источником. День победы русских полков на Куликовом поле. Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни. Москва-столица нашей родины. Как жили москвичи в древности Символика российского государства: герб, гимн, флаг (викторина) |
2. История Донского края | Герб Ростовской области и Неклиновского района Страницы истории Ростовской области. География Ростовской области. Экологические проблемы региона - как их решать? Охраняемые объекты. Виртуальное путешествие по Донскому краю Мой населенный пункт. История возникновения. Мой пункт на карте района, области, страны. Христианство на Руси. Появление первых христиан. О Крещении на Руси. Обряд Крещения Православные праздники. Становление славянской письменности. |
3. Донской край в Отечественной войне 1812 | Защита Отечества – священная обязанность граждан. История казачества на Дону Всевеликое войско донское Казаки в Отечественной войне 1812 г Атаман Платов – вихрь атаман |
4. Донской край в ВОВ | Вторая мировая война Великая Отечественная война Крупнейшие битвы и операции Великой отечественной войны Подвиг Ленинграда. Урок мужества "Дети войны". Сталинградская битва Полководцы и герои Великой Отечественной войны. участие казаков в Великой Отечественной войне Мой край в годы Великой отчечественной войны Сражения и битвы на Дону. Миусские рубежи. Исторические памятники Урок мужества «Время выбрало нас» (О воинах-афганцах) Гордость и слава Донского края - о героях -земляках. Герои Неклиновского района района. Составление родословной. Написание истории рода и семьи Вклад моей семьи в дело Великой победы. Беседа за круглым столом. проведение экскурсий в школьном музее (Комната боевой и трудовой славы) Военные награды страны. Значение победы в Великой Отечественной войне |
5.Исследовательская работа | Интересные факты истории. Геральдика и нумизматика. Исследовательская работа. Что такое исследование? Структура исследования: введение, основная часть, заключение. Самые значимые битвы войны. (проекты) |
6. Донской край в наше время | Донской край в настоящее время |
Календарно-тематическое планирование.
№№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. Моя Родина-Россия – 9 ч | ||||||
1 1 | сентябрь | Вводная беседа о работе кружка. Распределение обязанностей. | 1 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
2 | сентябрь | Откуда мы знаем историю? Понятие «исторического источника». | 1 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
3 3 | сентябрь | Классификация исторических источников. Работа с историческим источником. | 1 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
34 | сентябрь | День победы русских полков на Куликовом поле. | 1 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
5-6 | сентябрь | Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни. | 2 | беседа, рассказ, работа в группах | кабинет истории | беседа |
7 | сентябрь | Москва-столица нашей родины. Как жили москвичи в древности | 1 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
8-9 | сентябрь | Символика российского государства: герб, гимн, флаг (викторина) | 2 | беседа, рассказ, работа в группах | кабинет истории | беседа, тест |
2. История Донского края – 16 ч | ||||||
110 | сентябрь | Герб Ростовской области и Неклиновского района | 1 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
11-12 | октябрь | Страницы истории Ростовской области. | 2 | беседа, рассказ, работа в группах | кабинет истории | беседа |
13-14 | октябрь | География Ростовской области. | 2 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
15 | октябрь | Экологические проблемы региона - как их решать? Охраняемые объекты. | 1 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
116-17 | октябрь | Виртуальное путешествие по Донскому краю | 2 | беседа, рассказ, работа в группах | кабинет истории | беседа |
118-20 | октябрь-ноябрь | Мой населенный пункт. История возникновения. Мой пункт на карте района, области, страны. | 3 | беседа, рассказ, работа в группах | кабинет истории | беседа, круглый стол |
221-22 | ноябрь | Христианство на Руси. Появление первых христиан. | 2 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа, доклад |
223 | ноябрь | О Крещении на Руси. Обряд Крещения | 1 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
224 | ноябрь | Православные праздники. | 1 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
25 | ноябрь | Становление славянской письменности. | 1 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
3. Донской край в Отечественной войне 1812г. - 9 ч | ||||||
226 | ноябрь | Защита Отечества – священная обязанность граждан. | 1 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
227-29 | декабрь | История казачества на Дону | 3 | беседа, рассказ, работа в группах | кабинет истории | беседа, рефераты |
330-31 | декабрь | Всевеликое Войско Донское | 2 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
332-33 | декабрь | Казаки в Отечественной войне 1812 г | 2 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа, доклады |
334 | декабрь | Атаман Платов – вихрь атаман | 1 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
4. Донской край в ВОВ – 27 ч | ||||||
335-36 | декабрь | Вторая мировая война | 2 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
337 | январь | Великая Отечественная война | 1 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
338-39 | январь | Крупнейшие битвы и операции Великой отечественной войны | 2 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа, тестирование |
441 | январь | Подвиг Ленинграда. | 1 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
442 | январь | Урок мужества "Дети войны". | 1 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
443 | январь | Сталинградская битва | 1 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа, викторина |
444-45 | февраль | Полководцы и герои Великой Отечественной войны. | 2 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа, презентации |
446 | февраль | участие казаков в Великой Отечественной войне | 1 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
447 | февраль | Мой край в годы Великой отчечественной войны | 1 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
448-50 | февраль – март | Сражения и битвы на Дону. Миусские рубежи. Исторические памятники | 3 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
551 | март | Урок мужества «Время выбрало нас» (О воинах-афганцах) | 1 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
552 | март | Гордость и слава Донского края - о героях -земляках. | 1 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
553 | март | Герои Неклиновского района района. | 1 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
554-55 | март | Составление родословной. Написание истории рода и семьи | 2 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа, рефераты |
556 | март | Вклад моей семьи в дело Великой победы. Беседа за круглым столом. | 1 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
557-59 | апрель | Проведение экскурсий в школьном музее (Комната боевой и трудовой славы) | 3 | беседа, рассказ, работа в группах | кабинет истории | беседа, проведение экскурсий |
660 | апрель | Военные награды страны. | 1 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
661 | апрель | Значение победы в Великой Отечественной войне | 1 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
5. Исследовательская работа – 5 ч | ||||||
662-63 | апрель | Интересные факты истории. Геральдика и нумизматика. | 2 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
664 | апрель | Исследовательская работа. Что такое исследование? Структура исследования: введение, основная часть, заключение. | 1 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
665-66 | май | Самые значимые битвы войны. (проекты) | 2 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа, защита проектов (презентация) |
6.Донской край в наше время – 4 ч | ||||||
667-68 | май | Донской край в настоящее время | 2 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
669-70 | май | итоговые занятия | 2 | беседа, рассказ | кабинет истории | беседа |
III.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
3.1 Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение: занятия проходят в кабинете истории. Помещения должны хорошо освещаться и периодически проветриваться. Возможно проведение занятий вне помещений. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
В классе имеется классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, стеллаж для хранения дидактических пособий и учебных материалов. В помещении желательно наличие технических средств обучения(компьютер, принтер мультимедиа-проектор, интерактивная доска и т.п.); учебный комплект на каждого обучающегося( тетрадь, ручка, карандаши, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь среднее профессиональное или высшее образование и отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Программу реализует педагог дополнительного образования на базе МБОУ Троицкая СОШ.
Язык реализации программы: в соответствии со ст.14 ФЗ – 273 образовательная деятельность осуществляется на государственном языке РФ в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами МБОУ Троицкая СОШ.
3.2. Формы контроля и аттестации
На первом занятии проводится вводный контроль знаний, умений и навыков обучающихся. После теоретического изучения каждого блока, обучающимся предлагается на практических занятиях показать, какие они приобрели навыки.
Формы промежуточной аттестации по программе:
– подготовка сообщений, докладов и выступление с ними на занятиях,
– подготовка проектных работ и участие в конкурсах разных уровней;
– тесты, анкетирование;
– творческие работы;
–собеседования;
–викторины, игра.
Формой итоговой аттестации могут быть: итоговая диагностика, творческая работа.
Оценочные материалы:
– индивидуальные задания;
– задания для групповой работы;
– проекты;
– тесты.
3.3.Планируемые результаты
Личностные.
- овладение навыками общения, быстрой адаптации, умению чувствовать себя комфортно в любой обстановке;
- воспитание в себе таких качеств, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь; чувство собственного достоинства, уверенность;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- принятие мнения и высказывания других людей, уважительное отношение к ним.
Обучающие:
- знакомство с новыми формами организации активного досуга;
- вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность;
- обучению работы в различных техниках творчества.
Развивающие:
- расширение кругозора;
- развитие навыков самообслуживания;
- развитие памяти и внимания;
- раскрытие творческих способностей;
- развитие лидерских, волевых качеств;
- развитие физической и психической выносливости;
- развитие организаторских и коммуникативных навыков, умение брать на себя ответственность, принимать решение.
Воспитательные:
- формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, навыкам безопасного поведения;
- воспитание бережное отношение к природе;
- формирование самостоятельность;
- воспитание патриотизма;
- воспитание привычки рационально использовать свободное время;
- воспитание чувства коллективизма
Метапредметные
Познавательные УУД:
- научиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;
- учиться согласованно работать в группе;
- учиться осуществлять текущий контроль и точности выполнения технологических операций, итоговый контроль общего качества выполненного изделия, вносить необходимые конструктивные доработки;
- учиться перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления, самостоятельно делать выводы на основе обобщения полученных знаний.
Регулятивные УУД:
– следовать на занятиях инструкциям учителя;
– вносить коррективы в свою работу.
– понимать цель выполняемых действий;
– адекватно оценивать правильность выполнения задания;
– работать индивидуально и в группе;
– умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
Коммуникативные УУД:
Личностные (участие в проектной деятельности)
–положительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к ежедневным занятиям физической культурой, к ЗОЖ, к природе, как основным ценностям в жизни человека;
-к Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям;
– интерес к изучению истории и культуры родного края;
– первоначальные туристские умения и навыки.
Способы (методы) определения результативности освоения программы
Для определения результативности реализации программ используются следующие способы:самостоятельная работа, практическая работа, участие в выставках, конкурсах, проектах и др.
IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки презентаций, экскурсий, бесед, практических занятий, аудио-видео, фото-материалы.
Печатная литература интернет-источники:
- vidod.edu.ru (портал дополнительного образования детей)
- www.kidsvorld.ru (справочно-информационный портал дополнительного образования)
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Форма подведения итогов.
В конце каждого занятия подводятся итоги:
-Анализ усвоения материала;
-Анализ навыков рвботы с историческими источниками.
В учебном году проводятся:
- Школьные конкурсы;
- Межшкольные районные конкурсы и олимпиады;
- Экскурсии.
Диагностическая карта контроля уровня обученности по курсу: ФИО, месяц, год
№ п/п | ФИ | Теоретические знания | Практические знания | Участие в соревнованиях, конкурсах | Итого |
Критерии оценки показателей обучающихся
Критерии-
Уровни оценки и интерпретация результатов
«высокий уровень»: Усвоен материал, выполнены все задания в полном объеме
«средний уровень»: материал усвоен полностью, задания выполнены частично или не совсем верно.
«низкий уровень»: материал усвоен, задания выполняются не систематически и с наличием ошибок
VI. Список литературы.
- Альбедиль М.Ф. Рассказы по отечественной истории. – СПб.: Норинт, 2002. – 288 с.
- Агафонов А. И. Земля Донская XVI — первой половины XIX в. глазами иностранцев / А. И. Агафонов // Изв. вузов. Сев. -Кавк. регион. Обществ. науки. — 2002. — № 2. — С. 3-7; № 3. — С. 20-27.
- Астапенко, М.П. Донские казачьи атаманы. Исторические очерки-биографии (1550-1920гг) [Текс] / М.П. Астапенко. – Ростов-на Дону: Приазовскiй край, 2007. – 336 с.
- Астапенко, М.П. Природа и история родного края. [Текс]: учебное пособие / М.П. Астапенко. – Ростов-на-Дону: БАРО-ПРЕСС, 2005. – 170 с.
- Бойко А. Первыми с боем прорвались в Ростов...: [в февр. 1943 г. О 3-м батальоне 159-й стрелковой бригады 28-й армии под командованиемст. лейт. Г. К. Мадояна] / А. Бойко // Молот. — 2002. — 15 февр. — С. 4.
- Бочарова Т. Расстреляный город: 1. Страстная пятница (хроника событий): [в Новочеркасске в 1962 г. ] / Т. Бочарова // Крестьянин. — 2002. — 16 мая. — С. 4-5. 2. Кровавая суббота (хроника событий). — 23 мая. — С. 4-5.
- Буйло С. Три войны "Ростовского Маресьева": [О ростовчанине А. И. Грисенко, летчике-истребителе и назван. в его честь улице] / С. Буйло // Веч. Ростов. — 2002. — 6 июня. — С. 2.
- Брусилов А. А. Мои воспоминания: [Есть сведения об участии дон. казаков в "брусиловском прорыве", май-авг. 1916 г. ] / А. А. Брусилов. — М.: РОССПЭН, 2001. — 464 с.: [16] л. ил.
- Вернувшиеся из ада: О судьбах наших земляков, жителей Дона, ставших узниками фашист. концентрац. лагерей: [очерки, воспоминания, страницы творчества] / Рост. ассоц. борцов антифашист. сопротивления и жертв нацист. репрессий; Сост. Л. С. Муратова, Г. Л. Беленький. — Ростовн / Д, 2001. — 318 с.: [16] л. ил., ил.
- Данилов А.А. Отечественная история. Учебник для вузов. М.: Проект, 2003. -352 с.
- Данцев, А.А. Город на холме. Казачья столица: приметы прошлого. [Текс] / А.А. Данцев. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 1999. – 104 с.
- Данцев, А.А. Картины былого Тихого Дона. Краткий очерк: история войска Донского [Текс] / А.А. Данцев. –Новочеркасск: ЮРГТУ, 2001. – 224 с.
- Ильюков, Л.С. Очерки древней истории Донского края. [Текс] / Л.С. Ильюков. – Ростов на –Дону: БАРО-ПРЕСС, 2004. – 152 с.
- Карамзин Н.М. Об истории государства Российского / Сост. А.И. Уткин; Отв. ред., авт. очерка о Н.М. Карамзине и примеч. С.О. Шмидт. – М.: Просвещение, 1990. – 384 с. – (Б-ка учителя истории, основ Сов. государства и права, обществоведения)
- Кислицын, С.А. История Ростовской области (от Земли Войска Донского до наших дней) [Текст]: [учебное пособие] / С. А. Кислицын, И.Г. Кислицына ; Юж.-Рос. ин-т-фил. Рос. Акад. Нар. хоз-ва и Гос. Службы при Президенте РФ. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Ростов- на-Дону : Ростовкнига, 2012. - 415 с. : ил.
- Краснова. — С. 299-307; Гражданская война на Юге России. — С. 307-311; Вооруженные силы Юга России и отставка атамана Краснова. — С. 339-346; Корнилов, сын казака. — С. 158-160; Во главе III корпуса: [Генерал П. Н. Краснов]. — С. 231-233; Конец III корпуса и дорога на Дон. — С. 261-263.
- Кузнецов С. Беседы о казачестве: [О презентации в Рос. гос. б-ке кн. В. Левченко "Матвей Платов — легенда Дона"] / С. Кузнецов // Парламент. газета — 2002. — 24 янв. — С. 6.
- Ригельман, А.И. История о донских казаках [Текс] / А.И. Ригельман. – Ростов-на-Дону: Приазовскiй край, 2008. – 223 с.
- Соловьев, С.М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев. - М.: АСТ, 2018. - 368 c.
- Скорин, А.П. Казачий Дон. Очерки истории [Текс] / А.П. Скорин. – Ростов-на-Дону: Приазовскiй край, 200 8. – 192 с.
- Смирный, Н. Жизнь и подвиги графа Матвея Ивановича Платова [Текс] / Н. Смирнов. – Ростов-на-Дону: Издательство NB, 2003. – 317с.: ил.
- Сухоруков, В.Д. Историческое описание Земли Войска Донского. Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетиях [Текст]/ В.Д. Сухоруков. - Ростов-на-Дону: Терра, 2005. –167 с. - (Казачье образование).
- Шумов, В.В. История казачества в вопросах и ответах (досоветский период) [Текс] / В.В. Шумов. – 2-е изд., доп. – Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2004. – 240 с.
- Шумов В. Воины династии Платовых / В. Шумов // Приазовский край. — 2002. — 21 февр. — С. 16.
Интернет-ресурсы:
http://medalirus.ru/stati/lozovskiy-orden-svyatogo-aleksandra.php Награды. Ордена. Медали. Знаки
VII. ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
- Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.);
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержден протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 №16 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
- План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07. 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 г. №289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмах в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»;
- Постановление Правительства Ростовской области от 10.10.2013 г. №632 «Об утверждении Положения об общественных советах при органах исполнительной власти Ростовской области» (действующая редакция с изменениями от 22.06.2022 г.);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023 № 225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразобразовательных программ в Ростовской области»;
- Приказ Управления образования Администрации Неклиновского района от 14.04.2023 г. № 307 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразобразовательных программ Неклиновского района»;
- Приказ Управления образования Администрации Неклиновского района от 11.04.2023 г. № 281 «Об утверждении медиаплана информационного сопровождения внедрения Целевой модели дополнительного образования детей Неклиновского района».
- Приказ Управления образования Администрации Неклиновского района от 11.04.2023 г. № 282 «О проведении организационных мероприятий, в том числе информационно-разъяснительной кампании в целях внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Неклиновском районе в 2023 году».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация историко-географического подхода в процессе изучения географии России
В современной кризисной ситуации, охватившей все сферы общественной жизни, необходимо восстановление утраченной духовности. Гуманизация школьной географии требует поиска новых направлений и в содержан...
Программа историко-краеведческого кружка "Поиск"
Представлена программа кружка....
Археология - помощница историков
Конспект урока по истории Древнего мира по пропедевтическому курсу "Что изучает история"...
Урок-экскурсия по государственному историко-культурному музею-заповеднику "Московский Кремль"
Материал данной презентации актуально использовать при знакомстве учителей с учащимися 4 класса или на первых уроках математики в 5 классе....
Шостакович - историк и гражданин нашего времени
Музыкально-литературная композиция, посвященная творчеству выдающегося композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича....
ОТКРЫТЫЙ УРОК ИСТОРИКО - БЫТОВОГО ТАНЦА "ЭСТЕТИКА БЫТОВОГО И САЛОННОГО ТАНЦА XVI - XIX в.в."
Данная разработка поможет преподавателям хореографии в подготовке теоретическогго и практического материала к уроку историко-бытового и бального танцев. В ней содержится план и ход урока, кратко...
Игра "Кто хочет стать историком?"
Внеклассное мероприятие по истории....