ДОП "Юный историк"
рабочая программа

Петренко Вероника Викторовна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный историк» имеет туристско-краеведческую направленность, по форме организации: групповая. Способствует выявлению и развитию интереса ребенка, его творческих возможностей и личного потенциала,  направлена на воспитание и уважение к историческому прошлому нашей страны, начиная с малой родины. Разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop_yunyy_istorik_petrenko_v.v.doc366.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

7

 1.1. Направленность программы

7

 1.2.Актуальность программы

7

 1.3.Педагогическая целесообразность программы

7

 1.4.Отличительные особенности программы

8

 1.5.Цель и задачи программы

8

 1.6.Характеристика программы

9

 1.7.Адресат программы

10

II.

 УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

10

 2.1. Учебно - тематический план

10

 2.2. Календарный учебный график

13

 2.3  Содержание учебного плана

13

III.

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

18

 3.1 Условия реализации программы

18

 3.2. Формы контроля и аттестации

18

 3.3. Планируемые результаты

19

IV.

 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

21

V.

 ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

21

VI.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

21

VII.

 ПРИЛОЖЕНИЕ

23

Паспорт

  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы «Юный историк»

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Троицкая средняя общеобразовательная школа

Наименование муниципалитета

Неклиновский район

Наименование организации

МБОУ Троицкая СОШ

ID-номер программы в АИС «Навигатор»

Название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный историк»

Механизм финансирования

Муниципальное задание

ФИО педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Петренко Вероника Викторовна

Краткое описание программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный историк» имеет туристско-краеведческую направленность, по форме организации: групповая. Способствует выявлению и развитию интереса ребенка, его творческих возможностей и личного потенциала,  направлена на воспитание и уважение к историческому прошлому нашей страны, начиная с малой родины. Разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Форма(ы) обучения

Очная

Уровень содержания

базовый

Продолжительность освоения

1 год

Возрастная категория

14-17 лет

Цель

формирование целостного представления о родном крае посредством приобщения учащихся к туристско-краеведческой деятельности.

Задачи

Обучающие: формировать знания обучающихся об историческом прошлом края, жизни предков, истории Донского края, своей семьи, школы, своего села; познакомить учащихся с историческим краеведением как наукой, объектами изучения: храмы,  монастыри, усадьбы, памятники  архитектуры

Развивающие: расширять кругозор; развивать навыки самообслуживания; развивать память и внимание; раскрывать творческие способности; развивать лидерские, волевые качества; развить организаторские и коммуникативные навыки, умение брать на себя ответственность, принимать решение. развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению.

Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины; способствовать формированию гражданско-патриотических чувств; воспитывать привычку рационально использовать свободное время; способствовать формированию культуры общения и поведения в социуме; навыков здорового образа жизни; воспитывать чувство коллективизма;

Ожидаемые результаты и формы измерения достигнутых результатов

Личностные: овладение навыками общения, быстрой адаптации, умению чувствовать себя комфортно в любой обстановке; воспитание в себе таких качеств, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь; чувство собственного достоинства, уверенность;

Обучающие: знакомство с новыми формами организации активного досуга; вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность; обучению работы в различных техниках творчества.

Развивающие: расширение кругозора; развитие навыков самообслуживания; развитие памяти и внимания; раскрытие творческих способностей; развитие лидерских, волевых качеств; развитие физической и психической выносливости; развитие организаторских и коммуникативных навыков, умение брать на себя ответственность, принимать решение.

Особые условия (доступность для детей с ОВЗ) (да/нет)

Да

Возможность реализации программы в сетевой форме (да/нет)

Нет

Возможность реализации в электронном формате с применением дистанционных технологий (да/нет)

Да

Состав материально-технической базы организации, которая позволяет реализовать программу ДОД (средства обучения)

В  классе имеется классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, стеллаж для хранения дидактических пособий и учебных материалов. В помещении желательно наличие технических средств обучения(компьютер, принтер мультимедиа-проектор, интерактивная доска и т.п.); учебный комплект на каждого обучающегося( тетрадь, ручка, карандаши, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.

Кроме этого имеется дидактико-методическое оснащение: учебники по истории,  разработки презентаций, экскурсий, бесед, практических занятий, аудио-видео, фото-материалы.

  

I. Пояснительная записка

        1.1 Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный историк» имеет туристско-краеведческую направленность, по форме организации: групповая. Уровень освоения программы: базовый, способствует выявлению и развитию интереса ребенка, его творческих возможностей и личного потенциала,  направлена на воспитание и уважение к историческому прошлому нашей страны, начиная с малой родины. Разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

1.2 Актуальность программы

 Изучение культурного наследия своего народа - это важный и актуальный раздел в работе с детьми и сегодня. Знакомство с традициями, обычаями своего народа, приобщение к духовным ценностям прошлых поколений способствует гармоничному развитию личности, способствуют воспитанию трудолюбия, милосердия, честности, уважение к старшим, заботы о младших. Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время учащиеся не знакомы в достаточной степени с прошлым и настоящим своей малой родины. Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании. Программа «Юный историк» призвана дополнить, расширить и углубить знания учащихся о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.  Данная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует формированию и развитию духовно-нравственного потенциала через саморазвитие и самосовершенствование, обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся.

Осваивая программу, дети осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.

1.3 Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность  программы заключается в том, что она:

– расширяет знания учащихся о родном крае в общем ходе истории, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны;

- способствует формированию патриотических чувств, чувства гордости за своих земляков, свою малую Родину;

- способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, сохранения истории малой Родины для будущего поколения.

1.4 Отличительные особенности программы

 В основу данной модифицированной программы положены образовательные программы для системы дополнительного образования, это «Юные туристы-краеведы» (автор Ю. С. Константинов).

         Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании. Программа «Юный историк» призвана дополнить, расширить и углубить знания учащихся о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Объем запланированной по плану информации восполняется обучающимися за счет самостоятельно выполненных работ на предложенные темы.

1.5. Цель и задачи программы

          Цель программы: формирование целостного представления о родном крае посредством приобщения учащихся к туристско-краеведческой деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- формировать знания обучающихся об историческом прошлом края, жизни предков, истории Донского края; своего района, села, школы, семьи;

- познакомить учащихся с историческим краеведением как наукой, объектами изучения: храмы,  монастыри, усадьбы, памятники  архитектуры

- познакомить с новыми формами организации активного досуга;

- вовлекать обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность;

- научить технике работы с бумагой, тканью, природным материалом.

Развивающие:

- расширять кругозор;

- развивать навыки самообслуживания;

- развивать память и внимание;

- раскрывать творческие способности;

- развивать лидерские, волевые качества;

- развить организаторские и коммуникативные навыки, умение брать на себя ответственность, принимать решение.

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению.

Воспитывающие:

- воспитывать чувство бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины;

- способствовать укреплению семейных связей;

- способствовать формированию гражданско-патриотических чувств;

- воспитывать привычку рационально использовать свободное время;

- способствовать формированию культуры общения и поведения в социуме; навыков здорового образа жизни;

- воспитывать чувство коллективизма;

1.6 Характеристика программы

Направленность:  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный историк» имеет туристско-краеведческую направленность, по форме организации: групповая. Способствует выявлению и развитию интереса ребенка, его творческих возможностей и личного потенциала,  направлена на воспитание и уважение к историческому прошлому нашей страны, начиная с малой родины. Разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Программа направлена на приобретение теоретических и практических навыков игры в волейбол. Укреплению здоровья, правильному физическому развитию детей.

Тип программы: Базовый (общекультурный) уровень. Освоение специальных знаний. Уровень предполагает формирование теоретических знаний, практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.

Уровень программы, объем и сроки ее реализации. 

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Объем и срок освоения программ: 2 часа в неделю, 70 часов за год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Форма обучения: очная.

Режим занятий – 1 занятие в неделю по 2 учебных часа, продолжительность одного учебного часа для обучающихся  – 40 минут, с переменами по 10 минут.

Наполняемость группы: 15-20 человек. При наборе принимаются все желающие. Состав коллектива постоянный. Зачисление учащихся в объединение производится по заявлению родителей (законных представителей) в соответствии с локальным актом (положением о приеме, переводе,  отчислении и восстановлении учащихся) при отсутствии медицинских противопоказаний по состоянию здоровья.

Программа предусматривает возможность обучения детей с особыми    образовательными потребностями: имеющих мотивацию к предметной области программы, талантливых, одаренных, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Основанием для отчисления являются длительная непосещаемость занятий, смена места жительства.

1.7 Адресат программы

Программа предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста, от 14 до 17 лет. Обучение проводится в группе постоянного состава, сформированной в объединение из учащихся одного или разного возраста. При планировании и организации учебного процесса предусматриваются групповая и индивидуально-групповая формы обучения. Для обучения принимаются все желающие. Набор в группу проводится независимо от уровня  подготовки  и пола учащихся.

II.Учебно-тематический план. Календарный учебный график

2.1 Учебно-тематический план 

п/п

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Моя Родина-Россия

7

2

9

1

Вводная беседа о работе кружка. Распределение обязанностей.

1

 

1

2

Откуда мы знаем историю? Понятие «исторического источника».

1

 

1

3

Классификация исторических источников. Работа с историческим источником.

1

 

1

4

День победы русских полков на Куликовом поле.

 1

 

1

5-6

Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни.

1

2

7

Москва-столица нашей родины. Как жили москвичи в древности

1

8-9

Символика российского государства: герб, гимн, флаг (викторина)

 1

1

2

2

История Донского края

11

5

16

10

Герб Ростовской области и Неклиновского района

1

1

11-12

Страницы истории Ростовской области.

1

1

2

13-14

География Ростовской области.

1

1

2

15

Экологические проблемы региона – как их решать? Охраняемые объекты.

1

1

16-17

Виртуальное путешествие по Донскому краю

1

1

2

18-20

 

Мой населенный пункт. История возникновения. Мой пункт на карте района, области, страны.

2

1

3

21

22

Христианство на Руси. Появление первых христиан.

2

 

2

23

О Крещении на Руси. Обряд Крещения

1

 

1

24

Православные праздники.

1

 

1

25

Становление славянской письменности.

1

 

1

3.

Донской край в Отечественной войне 1812

8

1

9

26

Защита Отечества – священная обязанность граждан.

1

 

1

27-29

История казачества на Дону

3

3

30-31

Всевеликое войско донское

2

2

32-33

Казаки в Отечественной войне 1812  г

1

1

2

34

Атаман Платов – вихрь атаман

1

1

4.

Донской край в ВОВ

19

8

27

35-36

Вторая мировая война

1

1

2

37

Великая Отечественная война

1

1

38-40

Крупнейшие битвы и операции Великой отечественной войны

2

1

3

41

Подвиг Ленинграда.

1

 

1

42

Урок мужества «Дети войны».

 1

1

43

Сталинградская битва

1

1

44-45

Полководцы и герои Великой Отечественной войны.

2

 

2

46

участие казаков в Великой Отечественной войне

1

1

47

Мой край в годы Великой отчечественной войны

1

1

48-50

Сражения и битвы на Дону. Миусские рубежи. Исторические памятники

2

1

3

51

Урок мужества «Время выбрало нас» (О воинах-афганцах)

1

 

1

52

Гордость и слава Донского края – о героях –земляках.

1

 

1

53

Герои Неклиновского района  района.

 1

 

1

54-55

Составление родословной. Написание истории рода и семьи

1

2

56

Вклад моей семьи в дело Великой победы. Беседа за круглым столом.

1

1

57-59

проведение экскурсий в школьном музее (Комната боевой и трудовой славы)

 3

3

60

Военные награды страны.

 

 1

1

61

Значение победы в Великой Отечественной войне

1

1

5.

Исследовательская работа

2

3

5

62-63

Интересные факты истории.

Геральдика и нумизматика.

2

2

64

Исследовательская работа. Что такое исследование? Структура исследования: введение, основная часть, заключение.

 

1

1

65-66

Самые значимые битвы войны. (проекты)

2

2

6.

Донской край в наше время

4

0

4

67-68

Донской край в настоящее время

2

2

69-70

итоговые  занятия

2

2

Итого:

51

19

70

2.2 Календарный учебный график

Дата начала и окончания учебного периода.

01.09.2023-27.05.2024

Всего учебных недель

35

Количество учебных часов

70

Место проведения занятия

МБОУ Троицкая СОШ, кабинет истории

Режим занятий

1 раз в неделю

(два академических часа)

Форма занятий

групповая

Сроки контрольных процедур

начало, середина, конец учебного года

2.3. Содержание учебного плана

название раздела

Содержание

1. Моя Родина-Россия

Вводная беседа о работе кружка. Распределение обязанностей. Откуда мы знаем историю? Понятие «исторического источника». Классификация исторических источников. Работа с историческим источником. День победы русских полков на Куликовом поле. Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни. Москва-столица нашей родины. Как жили москвичи в древности Символика российского государства: герб, гимн, флаг (викторина)

2. История Донского края

Герб Ростовской области и Неклиновского района Страницы истории Ростовской области. География Ростовской области. Экологические проблемы региона - как их решать? Охраняемые объекты. Виртуальное путешествие по Донскому краю Мой населенный пункт. История возникновения. Мой пункт на карте района, области, страны. Христианство на Руси. Появление первых христиан. О Крещении на Руси. Обряд Крещения Православные праздники. Становление славянской письменности.

3. Донской край в Отечественной войне 1812

Защита Отечества – священная обязанность граждан. История казачества на Дону Всевеликое войско донское Казаки в Отечественной войне 1812  г Атаман Платов – вихрь атаман

4. Донской край в ВОВ

Вторая мировая война Великая Отечественная война Крупнейшие битвы и операции Великой отечественной войны Подвиг Ленинграда. Урок мужества "Дети войны". Сталинградская битва Полководцы и герои Великой Отечественной войны. участие казаков в Великой Отечественной войне Мой край в годы Великой отчечественной войны Сражения и битвы на Дону. Миусские рубежи. Исторические памятники Урок мужества «Время выбрало нас» (О воинах-афганцах) Гордость и слава Донского края - о героях -земляках. Герои Неклиновского района  района. Составление родословной. Написание истории рода и семьи Вклад моей семьи в дело Великой победы. Беседа за круглым столом. проведение экскурсий в школьном музее (Комната боевой и трудовой славы) Военные награды страны. Значение победы в Великой Отечественной войне

5.Исследовательская работа

Интересные факты истории. Геральдика и нумизматика. Исследовательская работа. Что такое исследование? Структура исследования: введение, основная часть, заключение. Самые значимые битвы войны. (проекты)

6. Донской край в наше время

Донской край в настоящее время

        Календарно-тематическое планирование.

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

1. Моя Родина-Россия – 9 ч

1

1

сентябрь

Вводная беседа о работе кружка. Распределение обязанностей.

1

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

2

сентябрь

Откуда мы знаем историю? Понятие «исторического источника».

1

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

3

3

сентябрь

Классификация исторических источников. Работа с историческим источником.

1

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

34

сентябрь

День победы русских полков на Куликовом поле.

1

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

5-6

сентябрь

Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни.

2

беседа, рассказ, работа в группах

кабинет истории

беседа

7

сентябрь

Москва-столица нашей родины. Как жили москвичи в древности

1

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

8-9

сентябрь

Символика российского государства: герб, гимн, флаг (викторина)

2

беседа, рассказ, работа в группах

кабинет истории

беседа, тест

2. История Донского края – 16 ч

110

сентябрь

Герб Ростовской области и Неклиновского района

1

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

11-12

октябрь

Страницы истории Ростовской области.

2

беседа, рассказ, работа в группах

кабинет истории

беседа

13-14

октябрь

География Ростовской области.

2

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

15

октябрь

Экологические проблемы региона - как их решать? Охраняемые объекты.

1

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

116-17

октябрь

Виртуальное путешествие по Донскому краю

2

беседа, рассказ, работа в группах

кабинет истории

беседа

118-20

октябрь-ноябрь

Мой населенный пункт. История возникновения. Мой пункт на карте района, области, страны.

3

беседа, рассказ, работа в группах

кабинет истории

беседа, круглый стол

221-22

ноябрь

Христианство на Руси. Появление первых христиан.

2

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа, доклад

223

ноябрь

О Крещении на Руси. Обряд Крещения

1

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

224

ноябрь

Православные праздники.

1

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

25

ноябрь

        Становление славянской письменности.

1

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

3. Донской край в Отечественной войне 1812г. - 9 ч

226

ноябрь

Защита Отечества – священная обязанность граждан.

1

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

227-29

декабрь

История казачества на Дону

3

беседа, рассказ, работа в группах

кабинет истории

беседа, рефераты

330-31

декабрь

Всевеликое Войско Донское

2

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

332-33

декабрь

Казаки в Отечественной войне 1812  г

2

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа, доклады

334

декабрь

Атаман Платов – вихрь атаман

1

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

4. Донской край в ВОВ – 27 ч

335-36

декабрь

Вторая мировая война

2

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

337

январь

Великая Отечественная война

1

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

338-39

январь

Крупнейшие битвы и операции Великой отечественной войны

2

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа, тестирование

441

январь

Подвиг Ленинграда.

1

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

442

январь

Урок мужества "Дети войны".

1

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

443

январь

Сталинградская битва

1

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа, викторина

444-45

февраль

Полководцы и герои Великой Отечественной войны.

2

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа, презентации

446

февраль

участие казаков в Великой Отечественной войне

1

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

447

февраль

Мой край в годы Великой отчечественной войны

1

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

448-50

февраль – март

Сражения и битвы на Дону. Миусские рубежи. Исторические памятники

3

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

551

март

Урок мужества «Время выбрало нас» (О воинах-афганцах)

1

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

552

март

Гордость и слава Донского края - о героях -земляках.

1

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

553

март

Герои Неклиновского района  района.

1

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

554-55

март

Составление родословной. Написание истории рода и семьи

2

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа, рефераты

556

март

Вклад моей семьи в дело Великой победы. Беседа за круглым столом.

1

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

557-59

апрель

Проведение экскурсий в школьном музее (Комната боевой и трудовой славы)

3

беседа, рассказ, работа в группах

кабинет истории

беседа, проведение экскурсий

660

апрель

Военные награды страны.

1

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

661

апрель

Значение победы в Великой Отечественной войне

1

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

5. Исследовательская работа – 5 ч

662-63

апрель

Интересные факты истории.

Геральдика и нумизматика.

2

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

664

апрель

Исследовательская работа. Что такое исследование? Структура исследования: введение, основная часть, заключение.

1

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

665-66

май

Самые значимые битвы войны. (проекты)

2

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа, защита проектов (презентация)

6.Донской край в наше время – 4 ч

667-68

май

Донской край в настоящее время

2

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

669-70

май

итоговые  занятия

2

беседа, рассказ

кабинет истории

беседа

III.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

3.1 Условия реализации программы

        Материально-техническое оснащение: занятия проходят в кабинете истории. Помещения должны хорошо освещаться и периодически проветриваться. Возможно проведение занятий вне помещений. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

В  классе имеется классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, стеллаж для хранения дидактических пособий и учебных материалов. В помещении желательно наличие технических средств обучения(компьютер, принтер мультимедиа-проектор, интерактивная доска и т.п.); учебный комплект на каждого обучающегося( тетрадь, ручка, карандаши, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.

        Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь среднее профессиональное или высшее образование и отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Программу реализует педагог дополнительного образования на базе МБОУ Троицкая  СОШ.

        Язык реализации программы: в соответствии со ст.14 ФЗ – 273 образовательная деятельность осуществляется на государственном языке РФ в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами МБОУ Троицкая СОШ.

3.2. Формы контроля и аттестации

На первом занятии проводится вводный контроль знаний, умений и навыков обучающихся. После теоретического изучения каждого блока, обучающимся предлагается на практических занятиях показать, какие они приобрели навыки.

Формы промежуточной аттестации по программе:

– подготовка сообщений, докладов и выступление с ними на занятиях,

– подготовка проектных работ и участие в конкурсах разных уровней;

– тесты, анкетирование;

– творческие работы;

–собеседования;

–викторины, игра.

Формой итоговой аттестации могут быть: итоговая диагностика, творческая работа.

Оценочные материалы:

– индивидуальные задания;

– задания для групповой работы;

– проекты;

– тесты.

3.3.Планируемые результаты

Личностные.

  • овладение навыками общения, быстрой адаптации, умению чувствовать себя комфортно в любой обстановке;
  • воспитание в себе таких качеств, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь; чувство собственного достоинства, уверенность;
  • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
  • принятие мнения и высказывания других людей, уважительное отношение к ним.

Обучающие:

  • знакомство с новыми формами организации активного досуга;
  • вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность;
  • обучению работы в различных техниках творчества.

Развивающие:

  • расширение кругозора;
  • развитие навыков самообслуживания;
  • развитие памяти и внимания;
  • раскрытие творческих способностей;
  • развитие лидерских, волевых качеств;
  • развитие физической и психической выносливости;
  • развитие организаторских и коммуникативных навыков, умение брать на себя ответственность, принимать решение.

Воспитательные:

  • формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, навыкам безопасного поведения;
  • воспитание бережное отношение к природе;
  • формирование самостоятельность;
  • воспитание патриотизма;
  • воспитание привычки рационально использовать свободное время;
  • воспитание чувства коллективизма

Метапредметные

Познавательные УУД:

  • научиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;
  • учиться согласованно работать в группе;
  • учиться осуществлять текущий контроль и точности выполнения технологических операций, итоговый контроль общего качества выполненного изделия, вносить необходимые конструктивные доработки;
  • учиться перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления, самостоятельно делать выводы на основе обобщения полученных знаний.

Регулятивные УУД:

– следовать на занятиях инструкциям учителя;

– вносить коррективы в свою работу.

 – понимать цель выполняемых действий;

– адекватно оценивать правильность выполнения задания;

– работать индивидуально и в группе;

– умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

Коммуникативные УУД:

Личностные (участие в проектной деятельности)

–положительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к ежедневным занятиям физической культурой, к ЗОЖ, к природе, как основным ценностям в жизни человека;

-к Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям;

– интерес к изучению истории и культуры родного края;

– первоначальные туристские умения и навыки.

Способы (методы) определения результативности освоения программы

Для определения результативности реализации программ используются следующие способы:самостоятельная работа, практическая работа, участие в выставках, конкурсах, проектах и др.

IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

           Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки презентаций, экскурсий, бесед, практических занятий, аудио-видео, фото-материалы.

Печатная литература интернет-источники:

  • vidod.edu.ru (портал дополнительного образования детей)
  • www.kidsvorld.ru (справочно-информационный портал дополнительного образования)

                      V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Форма подведения итогов.

В конце каждого занятия подводятся итоги:

-Анализ усвоения материала;

-Анализ навыков рвботы с историческими источниками.

В учебном году проводятся:

  • Школьные конкурсы;
  • Межшкольные районные конкурсы и олимпиады;
  • Экскурсии.

Диагностическая карта контроля уровня обученности по курсу: ФИО,  месяц, год

№ п/п

ФИ

Теоретические знания

Практические знания

Участие в соревнованиях, конкурсах

Итого

Критерии оценки показателей обучающихся

Критерии-

Уровни оценки и интерпретация результатов

«высокий уровень»: Усвоен материал, выполнены все задания в полном объеме         

«средний уровень»: материал усвоен полностью, задания выполнены частично или не совсем верно.

 «низкий уровень»: материал усвоен, задания выполняются не систематически и с наличием ошибок

VI. Список литературы.

  1. Альбедиль М.Ф.  Рассказы по отечественной истории. – СПб.: Норинт, 2002. – 288 с.
  2. Агафонов А. И. Земля Донская XVI — первой половины XIX в. глазами иностранцев / А. И. Агафонов // Изв. вузов. Сев. -Кавк. регион. Обществ. науки. — 2002. — № 2. — С. 3-7; № 3. — С. 20-27.
  3. Астапенко, М.П. Донские казачьи атаманы. Исторические очерки-биографии (1550-1920гг) [Текс] /  М.П. Астапенко. – Ростов-на Дону: Приазовскiй край, 2007. – 336 с.
  4. Астапенко, М.П. Природа и история родного края. [Текс]: учебное пособие  / М.П. Астапенко. – Ростов-на-Дону: БАРО-ПРЕСС, 2005. – 170 с.
  5. Бойко А. Первыми с боем прорвались в Ростов...: [в февр. 1943 г. О 3-м батальоне 159-й стрелковой бригады 28-й армии под командованиемст. лейт. Г. К. Мадояна] / А. Бойко // Молот. — 2002. — 15 февр. — С. 4.
  6. Бочарова Т. Расстреляный город: 1. Страстная пятница (хроника событий): [в Новочеркасске в 1962 г. ] / Т. Бочарова // Крестьянин. — 2002. — 16 мая. — С. 4-5. 2. Кровавая суббота (хроника событий). — 23 мая. — С. 4-5.
  7. Буйло С. Три войны "Ростовского Маресьева": [О ростовчанине А. И. Грисенко, летчике-истребителе и назван. в его честь улице] / С. Буйло // Веч. Ростов. — 2002. — 6 июня. — С. 2.
  8. Брусилов А. А. Мои воспоминания: [Есть сведения об участии дон. казаков в "брусиловском прорыве", май-авг. 1916 г. ] / А. А. Брусилов. — М.: РОССПЭН, 2001. — 464 с.: [16] л. ил.
  9. Вернувшиеся из ада: О судьбах наших земляков, жителей Дона, ставших узниками фашист. концентрац. лагерей: [очерки, воспоминания, страницы творчества] / Рост. ассоц. борцов антифашист. сопротивления и жертв нацист. репрессий; Сост. Л. С. Муратова, Г. Л. Беленький. — Ростовн / Д, 2001. — 318 с.: [16] л. ил., ил.
  10. Данилов А.А. Отечественная история. Учебник для вузов. М.: Проект, 2003. -352 с.
  11. Данцев, А.А. Город на холме. Казачья столица: приметы прошлого. [Текс] / А.А. Данцев. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 1999. – 104 с.
  12. Данцев, А.А. Картины былого Тихого Дона. Краткий очерк: история войска Донского [Текс] / А.А. Данцев. –Новочеркасск: ЮРГТУ, 2001. – 224 с.
  13. Ильюков, Л.С. Очерки древней истории Донского края. [Текс] / Л.С. Ильюков. – Ростов на –Дону: БАРО-ПРЕСС, 2004. – 152 с.  
  14. Карамзин Н.М. Об истории государства Российского / Сост. А.И. Уткин; Отв. ред., авт. очерка  о Н.М. Карамзине и примеч. С.О. Шмидт. – М.: Просвещение, 1990. – 384 с. – (Б-ка учителя истории, основ Сов. государства и права, обществоведения)
  15. Кислицын, С.А. История Ростовской области (от Земли Войска Донского до наших  дней) [Текст]: [учебное пособие] / С. А. Кислицын, И.Г. Кислицына ; Юж.-Рос. ин-т-фил. Рос. Акад. Нар. хоз-ва и Гос. Службы при Президенте РФ. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Ростов- на-Дону : Ростовкнига, 2012. - 415 с. : ил.
  16. Краснова. — С. 299-307; Гражданская война на Юге России. — С. 307-311; Вооруженные силы Юга России и отставка атамана Краснова. — С. 339-346; Корнилов, сын казака. — С. 158-160; Во главе III корпуса: [Генерал П. Н. Краснов]. — С. 231-233; Конец III корпуса и дорога на Дон. — С. 261-263.
  17. Кузнецов С. Беседы о казачестве: [О презентации в Рос. гос. б-ке кн. В. Левченко "Матвей Платов — легенда Дона"] / С. Кузнецов // Парламент. газета — 2002. — 24 янв. — С. 6.
  18. Ригельман, А.И. История о донских казаках [Текс] / А.И. Ригельман. – Ростов-на-Дону: Приазовскiй край, 2008. – 223 с.
  19. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев. - М.: АСТ, 2018. - 368 c.
  20. Скорин, А.П. Казачий Дон. Очерки истории [Текс] / А.П. Скорин. – Ростов-на-Дону: Приазовскiй край, 200 8. – 192 с.
  21. Смирный, Н. Жизнь и подвиги графа Матвея Ивановича Платова [Текс] /     Н. Смирнов. – Ростов-на-Дону: Издательство NB, 2003. – 317с.: ил.  
  22. Сухоруков, В.Д. Историческое описание Земли Войска Донского. Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетиях [Текст]/ В.Д. Сухоруков. - Ростов-на-Дону: Терра, 2005. –167 с. - (Казачье образование).
  23. Шумов, В.В. История казачества в вопросах и ответах (досоветский период) [Текс] / В.В. Шумов. – 2-е изд., доп. – Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2004. – 240 с.
  24. Шумов В. Воины династии Платовых / В. Шумов // Приазовский край. — 2002. — 21 февр. — С. 16.

Интернет-ресурсы:

http://medalirus.ru/stati/lozovskiy-orden-svyatogo-aleksandra.php  Награды. Ордена. Медали. Знаки

                            VII.  ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                                                              Приложение 1.

- Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.);

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержден протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 №16 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);

- План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);

-  Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07. 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;

- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 г. №289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмах в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»;

- Постановление Правительства Ростовской области от 10.10.2013 г. №632 «Об утверждении Положения об общественных советах при органах исполнительной власти Ростовской области» (действующая редакция с изменениями от 22.06.2022 г.);

- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023 № 225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразобразовательных программ в Ростовской области»;

- Приказ Управления образования Администрации Неклиновского района от 14.04.2023 г. № 307 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразобразовательных программ Неклиновского района»;

- Приказ Управления образования Администрации Неклиновского района от 11.04.2023 г. № 281 «Об утверждении медиаплана информационного сопровождения внедрения Целевой модели дополнительного образования детей Неклиновского района».

- Приказ Управления образования Администрации Неклиновского района от 11.04.2023 г. № 282 «О проведении организационных мероприятий, в том числе информационно-разъяснительной кампании в целях внедрения системы персонифицированного финансирования  дополнительного образования детей  в Неклиновском районе в 2023 году».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация историко-географического подхода в процессе изучения географии России

В современной кризисной ситуации, охватившей все сферы общественной жизни, необходимо восстановление утраченной духовности. Гуманизация школьной географии требует поиска новых направлений и в содержан...

Программа историко-краеведческого кружка "Поиск"

Представлена программа кружка....

Археология - помощница историков

Конспект урока по истории Древнего мира по пропедевтическому курсу "Что изучает история"...

Урок-экскурсия по государственному историко-культурному музею-заповеднику "Московский Кремль"

Материал данной презентации актуально использовать при знакомстве учителей с учащимися 4 класса или  на первых уроках математики в 5 классе....

Шостакович - историк и гражданин нашего времени

Музыкально-литературная композиция, посвященная творчеству выдающегося композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ИСТОРИКО - БЫТОВОГО ТАНЦА "ЭСТЕТИКА БЫТОВОГО И САЛОННОГО ТАНЦА XVI - XIX в.в."

Данная разработка поможет преподавателям хореографии в подготовке теоретическогго и практического материала к уроку историко-бытового и бального танцев. В ней содержится план и ход урока,  кратко...

Игра "Кто хочет стать историком?"

Внеклассное мероприятие по истории....