Доклад "Воспитание патриотизма на уроках математики"
статья

Вертелецкая Елена Николаевна

   Патриотизм — это любовь к отечеству, преданность ему (от греческого

соотечественник, родина, отечество). Патриотизм всегда играл важную роль

в воспитательно-образовательном процессе, направленном на формирование

личности.Содержит задачи с патриотическим содержанием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Гражданско-патриотическое воспитание на уроках математики»

Учитель Вертелецкая Е.Н.

Патриотизм — это любовь к отечеству, преданность ему (от греческого

соотечественник, родина, отечество). Патриотизм всегда играл важную роль

в воспитательно-образовательном процессе, направленном на формирование

личности. Так, с самого начала своего существования, государство уделяло

значительное внимание патриотическому воспитанию молодежи, видя в

подрастающем поколении опору и успешность страны.

В воспитании патриотов своей страны заинтересовано каждое государство. В

целях воспитания патриотических чувств можно использовать уроки

математики, проектную деятельность учащихся и другие внеурочные

мероприятия.

Хочется отдельно остановиться именно на уроках.

В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания

огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учётом

дидактических и методических требований. Решение задач, включающих

исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и

познавательного интереса к предмету. Тогда урок математики становится для

них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать

формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны,

собственных предков. Решение задач с практическим содержанием дает

возможность учащимся задуматься о тяготах военных лет. Задачи

патриотического содержания служат эффективным средством развития

личностных УУД учащихся, способствуют воспитанию чувства гордости за

свою Родину, за героизм людей, приближавших победу.

Большой интерес у учащихся вызывают задачи , посвящённые Великой

Отечественной Войне:

Задача 1: От подножья кургана до его вершины посетитель проходит 200

гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась 20 дней и

ночей. Высота ступени 0,15м, ширина 0,35м. Какова Высота Мамаева

кургана?

Задача 2: В Прохоровском сражении участвовала 1-я дивизия СС

«Лейбштандарте СС Адольф Гитлер», имевшая около 200 танков, в том

числе 13 «Тигров», а в 5-ой танковой армии П.Ротмистрова в 4,1 раза больше

танков Т-34. Сколько советских танков участвовало в этой битве?

Задача 3: С 30 сентября по 5 декабря 1941 года Красная Армия вела тяжелые,

кровопролитные бои под Москвой. Сложная обстановка потребовала

эвакуации из Москвы ряда важнейших предприятий. Создавались новые

рубежи обороны на ближних подступах к Москве. Формировались дивизии

народного ополчения, город готовился к уличным боям. На строительство

оборонительных сооружений было мобилизовано 450 000 жителей столицы,

75% из них составляли женщины. Сколько женщин участвовало в этом

строительстве?

Задача 4:В октябре 1941 года враг совершил на Москву 31 налет. В этих

налетах участвовало 2000 немецких самолетов, из них было сбито 278, к

городу прорвалось только 72 самолета. Сколько вражеских самолетов не

сумели прорваться к Москве?

Задача 5:В результате упорной обороны и контрударов в конце ноября -

начале декабря последние попытки противника прорваться к Москве были

сорваны. Советские войска переходили в наступление в трудных условиях,

когда численное превосходство в живой силе, танках, самолетах было на

стороне противника. Так группа армий “Центр” имела в своем составе 1 708

000 человек, 13 500 орудий и минометов, 1 170 танков, 615 самолетов, а

Советские войска насчитывали личного состава на 608 000 человек меньше,

орудий и минометов в 2 раза меньше, танков на 395 меньше, а самолетов

больше на 385 Сколько живой силы, орудий и минометов, танков и

самолетов было в советских войсках в начале контрнаступления под

Москвой?

Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи,

в которых говорится об столице городе - о Москве.

Приведу примеры некоторых задач, которые можно использовать на уроках в

5-6 классах.

Задачи на тему: «Москва в цифрах и фактах».

ЗАДАЧА 1: В южном округе проживает 1573442 человека, в северном

1112875 человек, а в центральном 696563 человек. Какое население в этих

трех округах?

ЗАДАЧА 2: 130750 детей от 0 до 7 лет и 264200 пенсионеров проживает в

Северном округе. Сколько всего детей и пенсионеров проживает в Северном

округе города Москвы?

ЗАДАЧА 4: В Москве всего 1 000 499 библиотек, из них 123 000 взрослых.

Узнайте сколько в Москве библиотек для детей?

ЗАДАЧА 5: В 2007 году родилось 10 000 девочек, а мальчиков на 123

больше. Сколько мальчиков родилось в 2007 году? Сколько всего детей

родилось в 2007 году?

Задачи о достопримечательностях Москвы.

ЗАДАЧА 1: Храм Христа Спасителя был основан в 1812 году царём

Александром I, разрушен в 1931 году, а восстановлен в 2001 году. Ежегодно

храм посещают 800000 прихожан. Сколько прихожан посетило храм за

последние 10 лет?

ЗАДАЧА 2: Красная площадь была основана в 1434 году Иваном III. Найдите площадь и периметр Красной площади, если известно, что её длина 300 метров, а ширина 70 метров.

ЗАДАЧА 3: Храм Христа Спасителя был построен в 1883 году, а Донской

монастырь в1698 году. На сколько лет раньше был построен Донской

монастырь?

ЗАДАЧА 4: Длина улицы Тверской равна 1957 м. Старый Арбат короче

Тверской на 957 м. Найдите длину 2-ух этих улиц.

ЗАДАЧА 5: Найдите площадь Красной площади, если её длина равна 300 м, а

ширина 70 м.

Тема: «Нахождение процента от числа и числа по величине его процента».

Здесь можно предложить задачу о численности населения в городах.

Задача: В середине XVI в. в Москве проживало 100 тыс. жителей. В Пскове –

20% от этого количества. Сколько людей проживало в эти годы в Великом

Новгороде, если известно, что число жителей Пскова составляло 80% от

числа жителей Новгорода?

Тема: « Единицы измерения»

Торговые ряды Китай-города . К северу от Кремля на посаде издавна

размещались торговые строения. Линия этих лавок определила границу

Красной площади, которая соблюдается и поныне. После войны 1812 года

эти торговые ряды были восстановлены.

Задача: длина фасада Верхних торговых рядов(ГУМа), выходящего на

Красную площадь, - 241,64 м. Площадь, занимаемая зданием ГУМА,-24659

кв. м. На сооружение металлического каркаса его крыши использовали

819000 кг стали. Выразите первую из величин в дециметрах, вторую – в

гектарах, третью – в тоннах.

Тема: « Решение задач с помощью уравнений»

Памятник К. Минину и Д. Пожарскому в Москве (тема: «Решение задач

методом составления уравнений»). На постаменте установлены два

барельефа. На том, который обращен к Красной площади, изображены

новгородцы, собирающие средства для борьбы с оккупантами. Один из

сюжетов барельефа изображает сцену: отец приводит в ополчение сыновей.

Облику отца приданы черты И.М. Мартоса, создавшего этот памятник.

Задача: для отливки скульптуры памятника Минину и Пожарскому казной

было выделено на 12,8 т бронзы больше, чем ее было заготовлено на случай

аварии. Суммарная масса металла, имевшаяся в распоряжении на отливку

памятника, составляла 22,4 т. Сколько предполагалось использовать бронзы

при благополучной отливке памятника?

Тема: « Решение задач на проценты»

Оружейная палата . При дворе великих князей всегда были мастерские, в

которых изготавливали предметы, необходимые для жизни великокняжеской

семьи. Мастерские размещались в палатах. Ведомство, которое управляло

всеми мастерскими, называлось оружейным приказом, а по месту

расположения – Оружейной палатой.

Задача: число хранящихся в оружейной палате кольчуг составляет 45% от

числа имеющихся там зерцал. Бахтерцев – на 23 меньше, чем кольчуг.

Сколько броней каждого вида в Оружейной палате, если зерцал и бах терцев

вместе 64?

Еще одним из направлений воспитательной деятельности учителя может

стать использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут стать строчки

стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о

математике и математиках, но и патриотического содержания.

;Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими –

достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя.

Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но

всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и

этим уменьшением приблизиться к совершенству» Л.Н. Толстой.

;... мы проиграли русским за школьной партой". Дж. Кеннеди.

3 «Арифметика и геометрия нужны каждому воину». Платон.

Домашние задания: “Получишь информацию – составь задачу ”. По данным

учащиеся составляют задачи.

1 К 1943 году Советские Вооруженные силы значительно окрепли

организационно, повысилось их боевое мастерство, возрос моральный дух

воинов. К лету этого года в составе действующей армии было свыше 6 млн.

400 тыс. человек, 105 тыс. орудий и минометов, 2200 боевых установок

полевой реактивной артиллерии, 10, 2тыс. танков и самоходно-

артиллерийских установок, свыше 10 тыс. боевых самолетов.

2 Курская битва – величайшее событие второй мировой и Великой

Отечественной войны. В результате Курской битвы советские войска

нанесли врагу такое поражение, от которого фашистская Германия уже

никогда не могла оправиться. Всего с 19 ноября 1942 года по конец 1943 года

фашистская Германия потеряла на советско-германском фронте около 2,6

млн. человек, почти 50 тыс. орудий и минометов, до 7 тыс. танков, более 14

тыс. боевых самолетов. В одном из немецких комментариев говорилось:

“После Сталинграда мы узнали, что уже не сможем выиграть войну, а после

Курска убедились, что ее проиграли”

В заключении хотелось бы отметить, что прежде чем воспитывать на уроке

математики патриота, нужно для начала заинтересовать самим предметом,

чтобы его изучали не с одной лишь целью сдать егэ, а чтобы их интерес к

предмету был настолько велик, чтобы они сами могли бы делать различные

научные открытия в этой области, а следовательно прославлять свою страну

и быть патриотом своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма на уроках истории

В работе дан анализ проблем патриотического воспитания учащихся....

Проект «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».

 Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых резуль...

Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».

Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...

Воспитание патриотизма на уроках математики в начальной школе.

Краеведение как средство патриотического воспитания. Использование задач краеведческого характера на уроках математики....

Доклад "Воспитание патриотизма на уроках русского языка"

Этот доклад был представлен на Августовской педагогической конференции учителей Родионово-Несветайского района. ...

Педагогический проект по формированию патриотизма на уроках математики и во внеурочной деятельности: "Мы помним! Мы гордимся!"

Педагогический проект направлен на создание  эффективных условий  для формирования патриотического воспитания  с учетом индивидуальных особенностей обучающихся      ...