план-конспект занятия "Убранство русской избы"
план-конспект
Знакомство детей с понятием изба как традиционного русского жилища, единством ее конструкции и декора; воспитание любови к Родине, к ее традициям и народной культуре; развитие творческой и познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ubranstvo_russkoy_izby.docx | 475.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Убранство русской избы»
Цель:
- познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством ее конструкции и декора;
- воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре;
- развивать творческую и познавательную активность;
- формировать практические навыки работы с конкретным материалом (бумажная пластика), умение передавать единство формы, и декора избы;
- развивать умения работать в коллективе.
Тип занятия: комбинированный
Оборудование и материалы:
- Аудиоэнциклопедия «Как жили на Руси»;
- CD-записи русских народных мелодий «Калинка - малинка»;
- Фото-слайды «Русская изба»;
- Иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы, терема;
- Технологическая карта для изготовления модели избы (раздаточный материал);
- Бумага, картон, клей, ножницы, краски, карандаши, вата.
Ход занятия:
- Организационный момент
- Беседа педагога по теме
Звучит запись аудиоэнциклопедии «Как жили на Руси» - «Древнерусская деревня» (1:39)
- Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, приготовить пищу, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, соорудить очаг.
Какой же дом строил для себя и своей семьи наш прапрадед, живший тысячу лет назад?
Археологические раскопки и этнологические изыскания показывают, что у славян издавна были распространены земляные (землянки), полуземляные (полуземлянки), а с X - XI веков - наземные постройки (избы, мазанки). Первые наземные жилища у славян появляются около IX-X века, название "изба" впервые фиксируется в древнерусских летописях Х века.
Во многих селах и деревнях на Руси издавна возводили деревянные крестьянские жилые дома-избы и храмы. Они - свидетельство мудрости простой и нелегкой жизни народа, величие его духовного богатства. Бережно охраняются музеи под открытым небом – памятники народного зодчества: музеи в Малых Корелах и Архангельской области, на Южном Урале, в Суздале Владимирской области и Великом Новгороде.
Плотницкие традиции на Руси передавались из поколения в поколение. Каждый мастер свой почерк имел. Оттого и «лицо» у каждой избы особенное.
Русская изба – традиционное крестьянское жилище – делалась срубной, из бревен. Наиболее пригодными для строительства и приносящими здоровье для обитателей домов считались хвойные деревья, смола которых служила дополнительной защитой от влаги. Наибольшее применение находили сосна и лиственница, из которых рубились наиболее ответственные нижние венцы срубов. На срубы стен шла сосна, так как она благоприятно влияет на здоровье человека, на кровлю (стропила) использовали ель. Дополнительной защитой от влаги и естественным антисептиком служил также мох, которым прокладывали скрепляемые бревна. Никогда для строительства самого дома славяне не использовали осину, считая ее деревом нечистым, хотя считалось, что осиновый лемех, приобретавший со временем красивый серебристый оттенок, наоборот, отпугивает нечистую силу.
Ни в коем случае для строительства не использовался свежесрубленный лес. Бревна, очищенные от коры и сучьев, должны были сначала вылежаться, как следует просохнуть, избавиться от древесных духов. И только спустя какое-то время славяне принимались "рубить дом". Именно "рубить", а не "строить".
Очень ревностно следили и за тем, где дерево, предназначаемое для строительства жилья, росло, какую форму имело, куда и как упало при рубке. Для строительства дома нельзя было брать деревья из священной рощи, с кладбища; грехом считалось срубить молодое дерево – ребенка – и старое – мудреца. Если при рубке дерево упало на север (на полночь) или при падении зависло в кронах других деревьев, считали, что духи это дерево не отдают и оставляли его в лесу. Опасными для человека считались деревья с дуплом или наростами, с причудливой формы стволом, считали, что в нем непременно обитает злой дух.
Сруб – это конструктивно-техническая основа здания. Сруб собирали из горизонтально положенных бревен – венцов, которые по углам связывались врубками с небольшими выпусками –
«в обло», и без выпуска – «в лапу».
Итак, сруб готов. Что дальше? Как украсить дом?
Крестьянский дом – художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса и мира человека. Изба имеет декоративные элементы, которые несут образное начало. В этих названиях слышна «очеловеченность» облика крестьянского дома (лицо избы, чело, причелины, окно-око, лобовая доска). Изба имеет трехчастную структуру, в которой отражена вся Вселенная: крыша, фронтон – небо; часть сруба ниже фронтона – земля; подклет (подпол) – подземный мир.
Декор и убранство русской избы было своеобразным. Крышу (щепец) дома украшал конь–охлубень, символизирующий солнце в зените, который прикрывал избу своими крыльями, защищая от невзгод. На кроме кровли красовались причелины с волнистым узороми и полотенце, символизирующим небесную воду и впитывающую ее землю.
В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют дополнительной защиты. Окно являлось символом веры, традиций, уклада жизни. Именно оно отражало внутреннее состояние человека. Если окна закрыты – все спят.
Если же они весело светятся, значит в доме мир и добро. Украшенные цветами окна указывали на то, что в этом доме живут добрые и приветливые люди. И на окнах, и на двери есть наличники – обрамление окон и дверей, обычно насыщенное языческой символикой. Перед дверью есть порог. Порог – это граница между мирами живых и мертвых.
Строительство дома завершено. Построенный на священной земле предков, освященный специальным магическим обрядом, защищенный символикой солнца и небесных сил, находящихся под покровительством домового, дом готов принять новую семью и положить основу новому роду.
3. Постановка художественной задачи
- А теперь рассмотрим в книгах иллюстрации к сказкам. Найдите избы или терема. Рассмотрите декоративные элементы изб, о которых мы говорили. Определите наиболее понравившийся дом, который вам будет необходим выполнения для практической работы.
4. Практическая работа
- Примите коллективное участие в конструировании и постройке из бумаги крестьянского подворья силами «плотницкой артели». Постарайтесь создать из бумаги макет, в котором бы отражались красота и сложенный ритм «бревнышек», пропорции архитектурных объемов, используя технологическую карту (приложение).
Определите свое место в составе творческой группы. Обсудите с одноклассниками композиционный состав декора фасада крестьянского дома. Продумайте, на каких местах на фасаде дома размещены элементы резного декора. Вспомните, что в домовой резьбе декор включал небесную сферу и символы солнца, землю, воздушную стихию. Согласовывайте все элементы декора с масштабом будущего макета дома из бумаги.
Участникам «плотницкой артели» необходимо распределить работу по изготовлению деталей макета.
Практическую работу сопровождает мелодии русских народных песен.
I этап коллективной деятельности - индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия по выбору (способностям ученика): каркас макета избы; заготовка бревен, двери, окон; резьба полотенца, причелин, наличников.
II этап коллективной деятельности - последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия: возвести сруб дома; установить слеги, курицы, поток, крышу, охлубень; монтаж дверей, красных окон, укрепить резной декор на фасаде дома.
5. Презентация коллективной работы, оценки.
6. Рефлексия
- Какое значение имеет дом в жизни человека?
- Какими способами связывают бревна при изготовлении сруба избы?
- Каким способом рубки изготовлены постройки (баня и др.) на вашем домашнем подворье?
- Назовите декоративные элементы в облике крестьянской избы.
- Сохранились ли в нашем регионе, крае памятники деревянного зодчества?
Изба играла огромную роль в жизни русских людей. Атмосфера дома, внешняя красота придавала человеку сил, направляя его по жизненному пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов
Сценарий поможет заинтересовать прекрасным миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....
План-конспект урока "Декор русской избы" 5 класс
Сценарий урока об избе, как русском традиционном жилище....
План- конспект "Узоры в украшении избы"
Раздел: Декоративное искусство в жизни человека.Тема занятия: Узоры в украшении избы: повтор традиционной схемы узоров главного фасада. Длительность: 2 часа.Участники: группа 3 года об...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
план конспект "Внутренний мир русской избы".
Крестьянское жилище, которое представлено в с узорочьем декоративных элементов избы и ее конструкции. Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных...