Возрождение русских традиций как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся
презентация к уроку (7 класс) на тему
Возрождение народных традиций( традников) не только призывает формировать любовь к истории своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test.pptx | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Патриотическое воспитание – взаимодействие взрослого и ребенка в современной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств в личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» К.Д . Ушинский
В старину традиции ( традники ) являлись самым действенным средством воспитания трудолюбия, формировали здоровое желание быть полезным людям, обществу. В современном обществе раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре , это проживание в традиции посредством вхождения в годичный праздничный круг.
Цикл народных традников
ИНтра Интра ( Змиулан , Индрик -зверь, Вындрик ) — сын Земун от Дыя (Ночное Небо), брат «Ящера» и его противник. Интра является богом источников, колодцев, змей и туч. В ночь ведуны заговаривали трубы домов, через которые Навь проникал в дома. Интра — обитатель подземелья, и в преданиях славян сказано так: «Как Солнце на небе, так и Интра — в Нави ».
Сретение Сретение служит границею между зимой и весною, отчего и само название праздника Сретения в простонародье объясняют встречей зимы с весною: на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила .
Комоедица-масленица Масленица — не просто встреча весны. На Руси Масленица называлась Комоедицей , знаменуя наступление весеннего равноденствия. Весеннее равноденствие, которое в современном календаре приходится на 20 или 21 марта, — один из четырех главных праздников года в древней языческой традиции и один из самых древних. По сути — это земледельческий Новый год. А сразу после праздника начинались тяжёлые будни, люди принимались за сельхозработы , которые продолжались все теплое время года .
Открытие Сварги — закликание Весны Сварга открывается, и к людям сходит богиня Жива-Весна. Сегодня Весну кличет и славит не только человек, но и все живое на свете, празднуя победу жизни над смертью. На открытие в третий и в последний раз закликается Весна. К огда открывается Сварга ,никто не работает. Обряд закликания Весны связывали с первым прилетом птиц и началом таяния снегов . В этот день женщины «выкликают просо», поют известную песню «А мы просо сеяли, сеяли». Также все играют в обрядовую игру «Круглые горелки ».
Ивана купала Ивана Купалы – праздник летнего солнцеворота – солнцестояния. В ночь на Ивана Купалы в старину люди проводили много разнообразных обрядов и ритуалов. Купальская ночь и по сей день является одной из самых «сильных» ночей, которая наполнена целебными и магическими свойствами. Основными силами в эту ночь являются вода , огонь и травы. Также в ночь на Ивана Купалу распространено гадание с венками.
СПОЖИНКИ К середине августа на всей славянской земле заканчивается жатва, уборка и переработка урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур, а также заготовка семян на будущий сезон. Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него. Это Велес учил праотцев наших «землю пахать, и злаки сеять, и жать на полях страдных, и ставить снопы в жилище, и чтить Его как Отца божьего». В этот день освящают мед, яблоки и зерно. После спожинок начинается веселый пир .
Новолетие Новолетие , или Славянский Новый год, приходится на 14 сентября (1 сентября по старому стилю). На Руси этот день был большим праздником с множеством традиций и поверий. В связи с наступлением осени и нового года ,заканчивались многие работы в поле и начинались засидки, то есть работа в избах при огне. Кстати, накануне вечером гасили старый огонь в доме, а ранним утром зажигали «новый» с особыми приговорами. В этот день было принято обходить все поля с особыми песнями и закличками, чтобы в будущем году урожай был хорошим, а ещё - перебираться в новые дома и справлять новоселье. Также к этому дню надо было закончить все торговые и хозяйственные договоры и сделки, уплатить дани, оброки и пошлины .
Покров пресвятой богородицы В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой. Своими к орнями праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывали с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов, хотя точного названия праздника не сохранилось. День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьезной подготовкой к зиме. Примерно с этих дней начинали топить в избах и принимались за работу пряхи и ткачихи.
коляда Коляда́ — славянское народное название рождественского Сочельника, праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения. Неотъемлемыми атрибутами гуляний являлись ряженье (с использованием шкур, рогов и масок), колядование , колядные песни, одаривание колядников, молодёжные игры, гадания. Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла. Коляда — поворот Солнца на весну — праздновался в период Больших зимних святок, проходивших с 24 декабря по 5 января.
Щедрый вечер, щедрец Первую часть Святок завершал Щедрый вечер или Щедрец , приходившийся на 31 декабря. С давних времен в этот день устраивался большой праздничный пир, и повсюду слышались щедровки ( щедровальные песни). Среди обильного праздничного угощения непременно находилось место блюдам из свинины. Наши предки считали, что они символизировли богатый урожай и плодородие. Перед щедрым пиром, как заведено, нужно было повеселить народ щедровками .
Составная часть традника – обряд , подчиняет поведение и действия людей единому национальному настроению, создает такой нравственно-эстетический фон, на котором разум и чувство, рациональные и эмоциональные побуждения и действия людей сливаются, направляются в единое русло. Одна из особенностей народных традников заключается в том, что, несмотря на различие ролей в том или ином обрядовом ритуале, все участники его внутренне активны, переживают одинаковые чувства, в процессе чего происходит передача новым поколениям идей, социальных норм, ценностей, чувств. Итак, возрождение народных традиций ( традников ) не только призывает формировать любовь к историческому прошлому своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Воспитание личности на занятиях спортивно-оздоровительных объединений на основе духовно-нравственных и культурных традиций России.
В статье освещается тема воспитания духовно-нравственной личности в объединениях спортивно-оздоровительного направления . Рассматриваются возможности нравственного развития детей на ...
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования
Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Данная статья содержит материал для уроков русского языка и литературы из опыта работы по духовно- нравственному воспитанию учащихся.Наряду с целями и задачами учителя предлагаются формы и метод...
Возрождение традиций как основа морально- духовного воспитания обучающихся Донецкой Народной Республики
Традиции - огромное социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и воспроизводящееся в определённых обществах и социальных группах в течение длительного времени.Возрождение ...