Вопросы черчения повышенной сложности
рабочая программа (11 класс)

Программа содержит начальное образование по черчению и вопросы повышенной сложности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

технической направленности

«Вопросы черчения повышенной сложности»

 

Возраст обучающихся: 17-18 лет

Срок реализации: 12 недель

Автор-составитель:

Пучихина Альфия Харисовна,

учитель ИЗО и черчения

Междуреченский городской округ, 2022

Оглавление

Паспорт программы        3

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы        6

1.1.        Пояснительная записка        6

Направленность программы        6

Актуальность программы        7

Отличительные особенности программы        7

Адресат программы        7

Объём программы        7

Формы обучения и виды занятий по программе        7

Срок освоения программы        7

Режим занятий        7

1.2. Цель и задачи программы        9

1.3. Содержание программы        10

Учебный план        10

Содержание учебного плана        10

Раздел 1. Чертежные инструменты и приспособления Организация рабочего места Оформление чертежей        10

Раздел 2. Геометрическое черчение        10

Раздел 3. Формы и их элементы. Развертки фигур        11

Раздел 4. Аксонометрическое и прямоугольное проецирование        11

Раздел 5. Сечения и разрезы        11

Раздел 6. Системы передач        11

Раздел 7. Соединения деталей. Сборочные и строительные чертежи        11

Раздел 8. Занимательная терминология        11

Раздел 9. Диагностика графической подготовки        12

1.4. Планируемые результаты освоения программы        13

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий        15

Календарный учебный график        15

Условия реализации программы        15

Этапы и формы аттестации        15

Оценочные материалы        16

Методические материалы        16

Список литературы:        18

  1. Паспорт программы

Наименование программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Вопросы черчения повышенной сложности»

Составитель и ответственный за реализацию программы:

Пучихина Альфия Харисовна, учитель изобразительного искусства и черчения

Образовательная направленность:

Техническая

Цель программы:

создание системы начальной инженерной подготовки обучающихся в области черчения.

Задачи программы:

Образовательные (предметные)

- развить интерес к техническому творчеству;

 - сформировать основы знаний о черчении через знакомство с основными правилами и приемами построения чертежей

- обучить методам выполнения и чтения чертежей.

- развить первоначальные чертежные навыки;

- развить умение преобразования объемных тел из одной формы в другую.

- развить способность к чертежно-исполнительской деятельности.

Метапредметные

 - развить интерес к инженерному направлению через развитие творческого, конструкторского мышления.

 - развить потребность в самостоятельной практической творческой. Деятельности через развитие конструкторского мышления, изобретательности, овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать формировать умения к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умения осуществлять целенаправленный поиск информации. 

Личностные

- развить познавательную активность, внимание, способность к самообразованию;

 - получить представление об инженерных специальностях в области строительства,

архитектуры, промышленного дизайна;

- создать условия для развития инженерно-технологических навыков школьников и формировать у наиболее одаренных обучающихся мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях высшего образования;

- технико-эстетическое развитие личности обучающегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы исполнительских и теоретических дисциплин, знаний,

умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области черчения и подготовка их

к поступлению в высшие образовательные учреждения.

-развить внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;

-развить конструкторское мышление, изобретательность;

-сформировать потребность в самостоятельной практической творческой деятельности.

Возраст обучающихся:

От 17 до 18 лет  

Год разработки программы:

2022

Сроки реализации программы:

4 месяца

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.)
  2. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»
  3. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 гг. (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-Р);
  4. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497);
  5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);
  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.» от 30.12.2015 №1493
  8. «Концепция развития дополнительного образования детей» - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 №1726-р;
  9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  10. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей);
  13. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"(Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847);
  14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;
  15. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 08.09.2015 №613н);
  16. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ» (включая разноуровневые программы);
  17. Указ Президиума РФ от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
  18. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях РФ (23.05.2013 г.) Федеральные государственные образовательные стандарты;
  19. Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013 №86-ОЗ;
  20. Государственная программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014 - 2025 годы. Утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 4 сентября 2013 г. N 367
  21. Нормативно-правовые документы учреждения.

Методическое обеспечение программы:

Методическое обеспечение программы:

  • дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
  • учебный план по разделам программы;
  • календарный учебный график по программе;
  • учебные пособия,
  • методические разработки занятий, мероприятий;
  • тестовые задания для диагностики результативности обучения обучающихся;
  • оценочные материалы;
  • дидактические материалы:
  • интернет-ресурсы.

Материально-техническое обеспечение программы:

  • учебный кабинет, оснащенный необходимой мебелью (стулья, шкаф, стол и т.д.);
  • технические средства обучения (компьютер, проектор, экран).

Рецензенты:

Внутренняя рецензия:  

Внешняя рецензия:

  1. Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вопросы черчения повышенной сложности» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
  • СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

Программа разрабатывалась в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ и включает результаты осмысления собственного педагогического опыта.

Программа «Вопросы черчения повышенной сложности» является модифицированной и разработана на основе программы общеобразовательных

учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1999г

  1. Направленность программы

Программа «Вопросы черчения повышенной сложности» имеет техническаую направленность.

 Программа «Вопросы черчения повышенной сложности» направлена на углубление знаний графической культуры обучающихся, развитие технического мышления и познавательных способностей учащихся, а также творческого потенциала личности.

  1. Актуальность программы

  2.  Важным условием, успешной подготовки инженернотехнических кадров в рамках обозначенной стратегии развития является внедрение инженерно-технического образования в систему воспитания школьников. Данная программа позволяет вовлечь в процесс технического творчества детей, начиная со среднего школьного возраста, дает возможность обучающимся создавать чертежи своими руками, и заложить основы успешного освоения профессии инженера в будущем.

  3. Новизна дополнительной образовательной программы предполагает повышение популярности технической направленности и инженерного образования. Систематичность занятий, доступность изложения и современные формы подачи материала, последовательность наращивания сложности выполняемых заданий - всё это в комплексе способствует выполнению цели и задач программы.

  4. Педагогическая целесообразность программы заключается в помощи школьнику постепенно, шаг за шагом раскрыть в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире. Освоение данной программы может решить целый ряд задач в этом направлении. Учащиеся быстрее понимают и ощущают важность технических наук, а также развивают такие навыки 21-го века, как коммуникативные навыки, навыки решения задач, творческого и критического мышления, навыки ведения совместной проектной деятельности. 

  5. Отличительные особенности программы

Данная программа развивает у детей абстрактное и логическое мышление, знакомит с основными принципами построения чертежей. Программа предполагает выполнение творческих заданий:

графических работ, что позволяет выявлять индивидуальные возможности обучающихся.

  1. Адресат программы

Обучающиеся среднего школьного возраста 17-18 лет без предварительной подготовки.

 Занятия проводятся в группе из 9-10 человек.

  1. Объём программы

Объём дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вопросы черчения повышенной сложности» составляет 24 часа.

  1. Формы обучения и виды занятий по программе

Форма обучения – очная.

Очное обучение предусматривает следующие виды учебной деятельности - лекции, беседы, практические задания, выполнение самостоятельных графических работ, работа на компьютере.

В программе предусмотрено дистанционное обучение в период сильных морозов и карантина для всех обучающихся, а также на протяжении всего учебного года для обучающихся с особыми образовательными потребностями предусмотрена возможность включения в образовательный процесс при помощи сети Интернет.

  1. Срок освоения программы

Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вопросы черчения повышенной сложности» составляет 24 часа (4 месяца).

  1. Режим занятий

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа.

При проведении 2-х часовых занятий обязательны перемены продолжительностью не менее 5 минут.

Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим темам.

Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических правил, возрастных особенностей обучающихся и порядка проведения занятий.

Организация обучения по программе осуществляется на базе МБОУ Лицей №20

  1. 1.2. Цель и задачи программы

Цель программы - создание системы начальной инженерной подготовки обучающихся в области черчения.

Задачи:

Образовательные (предметные)

- развить интерес к техническому творчеству;

 - сформировать основы знаний о черчении через знакомство с основными правилами и приемами построения чертежей

- обучить методам выполнения и чтения чертежей.

- развить первоначальные чертежные навыки;

- развить умение преобразования объемных тел из одной формы в другую.

- развить способность к чертежно-исполнительской деятельности.

Метапредметные

 - развить интерес к инженерному направлению через развитие творческого, конструкторского мышления.

 - развить потребность в самостоятельной практической творческой. Деятельности через развитие конструкторского мышления, изобретательности, овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать формировать умения к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умения осуществлять целенаправленный поиск информации.

Личностные

- развить познавательную активность, внимание, способность к амообразованию;

 - получить представление об инженерных специальностях в области строительства, архитектуры, промышленного дизайна;

- создать условия для развития инженерно-технологических навыков школьников и формировать у наиболее одаренных обучающихся мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях высшего образования;

- технико-эстетическое развитие личности обучающегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы исполнительских и теоретических дисциплин, знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области черчения и подготовка их к поступлению в высшие образовательные учреждения.

-развить внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;

-развить конструкторское мышление, изобретательность;

-сформировать потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;

-познакомить с основами проектной деятельности.

  1. 1.3. Содержание программы

  1. Учебный план

Название раздела/темы

Количество часов

Формы аттестации

Всего

Теория

Практика

Повторение.

2

1

1

Практическая работа

Соединения деталей. Сборочные и строительные чертежи.

4

2

2

Творческие задания

Пересечение геометрических тел.

4

2

2

Практическая работа

Знакомство с программой компас.  

2

1

1

Практическая работа

Работа в программе компас.

8

1

7

Практическая работа

Занимательная терминология.

2

1

1

Практическая работа

Диагностика графической подготовки.

2

0

2

Графическая работа, тестирование.

Итого:

24

10

14

  1. Содержание учебного плана

Раздел 1. Повторение.

Раздел 2. Соединения деталей. Сборочные и строительные чертежи.

Раздел 3. Пересечение геометрических тел.

Раздел 4. Аксонометрическое и прямоугольное проецирование

Процесс проецирования, виды проецирования. Проецирование на одну, две, три плоскости. Виды, история видов. Чертеж и рисунок. О практике черчения. Аксонометрические проекции. Изометрия квадрата, окружность в изометрической проекции. Технический рисунок. Луч определяет проекцию. Проекции точек. Геометрические тела и точки на их поверхности. Проекции точки в реальной конструкции. Когда прямая превращается в точку. Замечательные кривые: эллипс, парабола, спираль Архимеда. О предметах, имеющих плоские срезы. Загадочные проекции простых тел. Оптические иллюзии.

Конструкторские смекалки, оптические иллюзии в картинах художника С. Дали, в литографиях голландского художника М. Эшера, откуда упало яблоко, опыт с дверью.

Логика в черчении, проволочные головоломки.

Раздел 5.

Раздел 6. Системы передач

Передача движений, виды передач. История колеса, его конструкция. Чертеж колеса. Творческие задания.

Раздел 7. Соединения деталей. Сборочные и строительные чертежи

История крепежных деталей. Чертежи типовых соединений деталей. Разъемные и неразъемные соединения деталей в изделиях, представляющих собой сборочные единицы. Неразъемные соединения. Резьба. Изображение и обозначение резьбы. Разъемные резьбовые и нерезьбовые соединения. Работа со справочным материалом.

История сборочных чертежей. Чтение сборочного чертежа.

Творческие задания, тестирование.

Раздел 8. Занимательная терминология

Сходство форм предметов с их названиями. Чтение с увлечением: «Чтение сборочного чертежа»

Раздел 9. Диагностика графической подготовки

Тестирование.

 

1.4. Планируемые результаты освоения программы

 В результате изучения обучающиеся должны:

Знать/понимать

  •  основы прямоугольного проецирования на одну, две, три плоскости проекций;
  •  алгоритм построения по двум заданным проекциям третьей;
  •  расположение осей аксонометрической проекции;
  •  алгоритм построения эскиза;
  •  основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, алгоритм их построения;
  •  условное изображение и обозначение резьбы;
  •  виды разъемных неразъемных соединений;
  •  условности и упрощения на сборочных чертежах;
  •  особенности оформления архитектурно-строительных чертежей.

Уметь

  • анализировать геометрическую форму предмета в натуре, по наглядному изображению и комплексному чертежу;
  • анализировать графический состав изображения;
  • выбирать главный вид и необходимое количество видов предмета для построения чертежа;
  • читать и выполнять чертежи, эскизы, наглядные изображения;
  • выбирать главное изображение, характер, количество изображений;
  • выполнять необходимые сечения и разрезы;
  • выполнять чертежи разъемных соединений;
  • читать и детализовать сборочные чертежи;
  • читать и выполнять несложные архитектурно-строительные чертежи;
  • применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Основной формой контроля в процессе реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Вопросы черчения повышенной сложности» является тестирование. Итоговая аттестация проводится в виде тестирования.

  1. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

  1. Календарный учебный график

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе определяется Календарным учебным графиком, который является приложением к программе. Календарный учебный график разрабатывается до начала каждого учебного года, согласовывается с руководителем структурного подразделения и утверждается заместителем директора МБУ ДО ЦДТ по УВР или НМР.

Календарный учебный график соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, утвержденных Постановлением от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.3172-14, п.8.3, приложение № 3 «Рекомендуемый режим занятии детей в организациях дополнительного образовании»).

Начало учебного года – с 21 сентября.

Окончание учебного года– 17 апреля.

Программа предусматривает участие в региональной олимпиаде по черчению.

Год обучения

Объем учебных часов

Всего учебных недель

Режим работы

Количество учебных дней

1 год обучения

52 часов

26

1 раз в неделю по 2 часа

26

  1. Условия реализации программы

Для реализации программы необходимо:

  • оборудованный учебный кабинет, оснащенный необходимой мебелью (стол, стулья, шкаф и т.п.).
  • технические средства обучения (компьютер, проектор, экран, и т.п.).
  • учебно-методическое обеспечение (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, учебно-методический комплекс: дидактические материалы, плакаты, видеотека, методические рекомендации, сборники материалов и задач, мониторинг по дополнительной образовательной программе).

  1. Этапы и формы аттестации

Вид контроля

Контрольные измерители (что проверяется)

Форма аттестации

Входной

Выявление имеющихся знаний и умений по программе

Беседа, опрос, тестирование

Промежуточный

Степень освоения программы

Тестирование, практические работы, решение задач

Итоговый

Результативность освоения программы

Графическая работа

  1. Оценочные материалы

Диагностика результативности сформированных компетенций, обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе «Вопросы черчения повышенной сложности» осуществляется при помощи следующих методов диагностики и контроля:

  • Выполнение тестов по теоретическому материалу;
  • Выполнение практических работ;
  • Выполнение графических работ;
  • Выполнение эскизов, технических рисунков;
  • Выполнение проектных задач;
  • Решение графических задач;
  • Устный опрос;
  • Тестирование;
  • Занимательные задачи;
  • Олимпиада;
  • Контрольное вычерчивание.

Методические материалы

Учебно-методический комплекс к программе «Вопросы черчения повышенной сложности» включает: сборники тестовых и практических заданий, методические разработки занятий.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного

процесса

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Форма

аттестации

1

Чертежные инструменты и приспособления. Организация рабочего места.

Оформление чертежей.

Беседа, практическая работа, самостоятельная работа.

Индивидуальная работа

учебники

ПК, проектор, экран

Практическая работа

2

Геометрическое черчение.

Беседа, практическая работа, самостоятельная работа.

Индивидуальная работа

Карточки-задания, учебники

ПК, проектор, экран

Творческие задания

3

Формы и их элементы. Развертки фигур.

Беседа, практическая работа, самостоятельная работа.

Индивидуальная работа

Карточки-задания, учебники

ПК, проектор, экран

Практическая работа

4

Аксонометрическое и прямоугольное проецирование.

Беседа, практическая работа, самостоятельная работа.

Индивидуальная работа

Карточки-задания, учебники

ПК, проектор, экран

Практическая работа

5

Сечения и разрезы.

Беседа, практическая работа, самостоятельная работа.

Индивидуальная работа

Карточки-задания, учебники

ПК, проектор, экран

Практическая работа

6

Системы передач.

Беседа, практическая работа, самостоятельная работа.

Индивидуальная работа

Карточки-задания, учебники

ПК, проектор, экран

Творческие задания, тестирование

7

Соединения деталей. Сборочные и строительные чертежи.

Беседа, практическая работа, самостоятельная работа.

Индивидуальная работа

Карточки-задания, учебники

ПК, проектор, экран

Практическая работа, тестирование

8

Занимательная терминология.

Беседа, практическая работа, самостоятельная работа.

Индивидуальная работа

Карточки-задания, учебники

ПК, проектор, экран

Практическая работа

9

Диагностика графической подготовки.

Беседа, практическая работа, самостоятельная работа.

Индивидуальная работа

Карточки-задания, учебники

ПК, проектор, экран

Графическая работа, тестирование.

Список литературы:

  1. Авторская программа по Черчению/автор – составитель Степакова В.В.  - М. Просвещение, 2008г
  2. Ботвинников А.Д. Черчение: Учебник для общеобразоват. учреждений/ А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский – 4-е изд., дораб. -М.: АСТ: Астрель, 2008
  3. Методическое пособие по черчению к учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение» / А. Д Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006
  4. Черчение: Чертежи типовых соединений деталей: Рабочая тетрадь № 7- 2-е издание, переработанное - М.: Венда-Граф,2005
  5. Черчение: Аксонометрические проекции: Рабочая тетрадь № 4- 2-е издание переработанное и дополненное - М.: Венда-Граф,2007
  6. Черчение: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией профессора Н.Г. Преображенской - М.: Венда-Граф,2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»

Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...

Практикум по решению физических задач повышенной сложности для 7 класса.

 Практикум по решению физических задач повышенной сложности предназначен  для учащихся 7 класса. Программа курса составлена в соответствии с программой развития школы, соответст...

Программа факультатива для 9 класса по химии «Решение задач повышенной сложности»

Программа факультатива рассчитана на 34 часов (1 час в неделю). Рассматриваются основные темы, необходимые для успешной сдачи ГИА в 9 классе....

Физика 10 класс Факультативный курс "Решение задач повышенной сложности" по физике

Факультативный курс"Решение задач повышенной сложности по физике"...

Элективный курс "Задачи повышенной сложности"

Курс  предназначен для учащихся 11 класса, выбравших для себя  область деятельности, связанную с экономикой и рассчитан на 34 часа.  Математика играет роль аппарата, специфического сред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ В 10-11 КЛАССАХ

Данная программа используется для УМК Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных тех...

Рабочая программа «Вопросы математики повышенной сложности » 9 класс

Дополнительная общеобразовательная программа «Вопросы математики повышенной сложности» разработана для обучающихся 9-ых классов, проявляющих интерес и способности к математике, желающих сф...