Рабочая программа «Вопросы математики повышенной сложности » 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс)

Косурина Светлана Валентиновна

Дополнительная общеобразовательная программа «Вопросы математики повышенной сложности» разработана для обучающихся 9-ых классов, проявляющих интерес и способности к математике, желающих сформировать умение решать нестандартные задачи и задачи повышенного уровня сложности, выходящего за рамки программы школьного курса математики на профильном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_voprosy_povyshennoy_slozhnosti_kosurina_s.v.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 20»

Рабочая программа

«Вопросы математики повышенной сложности »

(дополнительная общеобразовательная программа)  

Разработана Косуриной С.В., учителем математики МБОУ Лицея № 20    

Для 9  класса

Количество часов в учебном году: 52 ч, в неделю 2 часа.

г. Междуреченск,  2020 г.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Вопросы математики повышенной сложности» разработана для обучающихся 9-ых классов, проявляющих интерес и способности к математике, желающих сформировать умение решать нестандартные задачи и задачи повышенного уровня сложности, выходящего за рамки программы школьного курса математики на профильном уровне.

Целью изучения данного курса является обеспечение условий для освоения высокоэффективных подходов к решению задач, создание условий для расширенного и углубленного изучения материала, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей учащихся, формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление  и развитие их способностей, ориентацию на профессию, существенным образом связанные с математикой.

В ходе изучения курса «Вопросы математики повышенной сложности» обучающиеся продолжают овладевать разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

- проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

- решения широкого класса задач  повышенной сложности и нетиповых задач;

- планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления сложных алгоритмов на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;

- построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей  работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;

- самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

- применение аппарата алгебры к решению геометрических задач.

Этот курс является актуальным для учеников 9-го класса, так как они уже имеют представление об основных изучаемых понятиях из школьного курса математики и готовы к изучению сложных вопросов.

Основные методы обучения – частично-поисковые (эвристическая беседа, квазииследование), основные формы организации занятий – лекция, практикумы по решению задач, предполагающие как индивидуальную, так и групповую работу.

Для контроля качества усвоения учебного материала предполагается промежуточный и итоговый контроль в форме контрольных работ.

Календарно – тематическое планирование

Сроки прохождения программы (неделя)

Название тем, разделов

Кол-во часов

Формы контроля

18.09

Задачи с отношениями (транзитивыми и нетранзитивными)

2

25.09

 Задачи, решаемые с помощью схем

2

2.10

Задачи, решаемые с помощью графов

2

9.10

Нестандартные методы решения уравнений. Метод подбора корней

2

16.10

Нестандартные методы решения уравнений. Разложение многочлена методом неопределенных коэффициентов.

2

Индивидуальный контроль

23.10

Монотонность. Замена переменных в иррациональном уравнении

2

8.11

Методы решения нестандартных задач. Монотонные функции в уравнениях

2

13.11

Методы решения нестандартных задач. Монотонные функции в неравенствах

2

20.11

Методы решения нестандартных задач. Логика и задача.

2

27.11

Задачи практического содержания с параметром.

2

4.12

Функционально-графический способ решения задач с параметром.

2

11.12

Задачи с некорректными условиями (задачи “ловушки”)

2

18.12

 Софизмы. Парадокс.

2

25.12

Элементы математической логики

2

Индивидуальный контроль

15.01

Поэтапно-вычислительный метод решения планиметрических задач

2

22.01

Алгебраический метод решения планиметрических задач

2

29.01

 Тригонометрический метод решения планиметрических задач

2

5.02

Комбинированный метод в решении задач по планиметрии

2

12.02

Законы и правила логики

2

19.02

Упрощение и доказательство логических высказываний и формул.

2

26.02

 Решение логических задач с помощью алгебры логики (оставление таблиц истинности,

2

5.03

составление и упрощение логических формул).

2

Индивидуальный контроль

12.03

Доказательства от противного и принцип Дирихле

2

19.03

Примеры и контрпримеры

2

26.03

Инварианты

2

2.04

Остатки

2

Итого:

52

Список литературы для педагога: 

  1. Вавилов В.В., Мельников И.И., Олехник С.Н., Пасиченко П.И. Задачи по математике. Уравнения и неравенства. Справочное пособие. – М.: Наука; 1987.
  2. Горнштейн П.И., Полонский В. Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. – М: Илекса, 2007., 326 с.
  3. Дворянинов С.В., Письменная С.А. «Функции, графики, задачи с параметром». Самара, 1998.
  4. Джиоев Н.Д. Нахождение графическим способом числа решений уравнений с параметром. Математика в школе – 1996. - №2. – С. 54-57.
  5. Кожухова, С.А. Свойства функций в задачах с параметром. Математика в школе – 2006. - №7. – С. 17-24.
  6. Кочерова, К.С. Об уравнениях с параметром и модулем (графический способ решения). Математика в школе – 1995. - №2. – С. 2-4.
  7. Кушнир И. Шедевры школьной математики. 1,2 том «АСТАРТА», Киев, 1995. 573с., 509с.
  8. Максютин А.А. Математика 10. Индивидуальные домашние задания по алгебре, началам анализа и геометрии. ЗАО «Папирус», Самара, 2002 г., 588 с.
  9. «Математика 5 – 11 классы. Практикум», учебное электронное издание, компакт – диск для работы на компьютере.
  10. Мещерякова Г.П. Функционально-графический метод решения задач с параметром Математика в школе – 1999. - №6. – С. 69-71.
  11. Саханевич М. ЕГЭ: решение сложных задач. Математика. Издательский дом «Первое сентября», № 12, 2004.
  12. Ястребицкий Г.А. Уравнения и неравенства, содержащие параметры: пособие для учителей. М: Просвещение, 1972.
  13. www.spin.nw.ru/student/dist_ed/math_problem1.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в 5 классе. Учебник "Математика 5 класс", авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.

Рабочая программа по математике в 5 классе. Учебник "Математика 5 класс" , авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И....

План составления рабочей программы /на примере рабочей программы по математике для 4 класса (VIII вида)

Презентация в помощь при создании рабочих программ по учебным предметам...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по математике 5-9 классы + математика 5 класс и 6 класс

Рабочая программа составлена с учетом ФГОС. Автор учебника Истомина Н.Б....

Рабочая программа по математике для 6 класса к учебнику Математика, 6 класс, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М. С. Якир, Е.В. Буцко

Аннотация к рабочей программе по математике для 5-6 классов по УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонского, М.С. Якира. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования; ав...