«Особенности преподавания декоративно – прикладного творчества в ДШИ»
методическая разработка
ДПТ является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в ДПТ яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.
Знакомство детей с ДПТ позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности.
Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.
Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.
Декоративно-прикладное творчество является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Особенности преподавания декоративно – прикладного творчества в ДШИ» | 20.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБО ДО РА «АФИПСИПСКАЯ ДШИ»
Методическое сообщение
«Особенности преподавания декоративно – прикладного творчества в ДШИ»
Преподаватель отделения ДПТ
Тес Ф.Ш.
Декоративно-прикладное творчество – это особый мир художественного творчества. Понятие «декоративно-прикладное искусство» широкое и многогранное. Это крестьянское искусство, традиционные художественные промыслы, памятники мирового декоративного искусства, и современное декоративно-прикладное искусство. Процесс приобщения учащихся к декоративно – прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.
Художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе протекает на эмоционально – чувственной основе, она строится на познавательно – аналитическом уровне, с сохранением в ней эмоционально – образного, творческого начала. Отсутствие стандартов и знакомство с многочисленными технологиями в практике ДПТ развивают кругозор и позволяют более осмысленно делать самостоятельный выбор реализации культурного роста ребёнка.
В раннем подростковом возрасте у учащихся уже сформированы определенные знания, умения и навыки, которые помогают в освоении языка и образного строя декоративно-прикладного искусства. В этот период свойственны начало аналитического мышления, новые, более широкие интересы (интерес к своему собственному «Я»), живая любознательность, потребность рассуждать, наблюдательность, активность, стремление к деятельности. У младшего подростка огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
Все это становится основой для углубленного изучения декоративно-прикладного искусства, его специфики на уровне восприятия, и в практической учебно-творческой деятельности. Это благоприятный возраст для приобщения детей к народному искусству.
В народном искусстве сочетаются правила, навыки, приемы, образы, мотивы, темы, коллективный опыт и природное начало. Это позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления наших предков и освоения ими окружающего мира через созидательно-творческую деятельность.
В практике преподавания декоративно-прикладного искусства не всегда уделяется должное внимание духовно-содержательным и образно-языковым проблемам. Урок искусства должен стать средством общения с искусством, средством взращивания культурного человека.
Учащимся, овладевшим основами декоративного творчества на материале народного, затем классического и современного декоративно-прикладного искусства, легче освоить другие виды пластических искусств.
В процессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству важное значение имеет включение в процесс занятия активных средств эмоционально-образного воздействия — слова, музыки, зрительных образов. На занятиях, посвященных народному искусству необходимо комплексное использование разных видов фольклора — устно-поэтического (сказки, пословицы, поговорки, обрядовые тексты и др.), а также музыкального и изобразительного что помогает осознать учащимся целостность народной культуры. Важным компонентом на завершающей стадии занятия является обсуждение детских работ. При обсуждении и оценке работ необходимо учитывать следующие критерии:
— декоративность: выход на уровень лаконично-обобщенного (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);
— содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;
— оригинальность: работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное прочтение задания.
Важное значение в художественном развитии учащихся имеют итоговые, обобщающие занятия четвертей, года, которые можно драматургически выстраивать как праздники.
Занятия декоративно-прикладного творчества — это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности они создают благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка.
Народное и декоративно–прикладное творчество являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Декоративное творчество – это один из видов пластических искусств и разделяется на непосредственно связанное с архитектурой – монументально-декоративное творчество (витражи, мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д.), декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия) и оформительское искусство. Декоративный образ требует художественно-образного мышления, мифопоэтического отношения к действительности.
В народном искусстве принято выделять образы-типы изделий традиционных художественных промыслов, которые отражают мифологические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, коня, дерева жизни, женщины, знаки-символы земли, воды, солнца можно увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, др.
Обращенность народного искусства к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственные сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традиционных народных художественных промыслов в системе образования.
Теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системы в целом обосновали ведущие отечественные ученые А. Б. Бакушинский, И. Я. Багуславская, Г. К. Вагнер, В. С. Воронов, М. А. Некрасова, С. Б. Рождественская, А. Б. Салтыков и другие. В их трудах главными законами развития народного искусства были определены «коллективное начало» и «народность».
Длительное время под традиционностью народного искусства понимались в основном древность его образов, форм и приемов, устойчивость их сохранения и преемственность в освоении.
Очень важно, что народное искусство с его метафоричностью и символикой – живое творчество и одновременно историческая живая память, память об истоках культуры. Оно несет опыт познания мира. Целостность народного искусства как художественной структуры и есть ключ к его пониманию. Традиция в таком случае – творческий метод.
Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности всего блока дополнительного образования детей и деятельности каждого творческого объединения. Целями и задачами последнего необходимо отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы. Это весьма серьезная задача, решение которой может быть рассчитано на несколько лет и вестись под руководством наиболее квалифицированных и опытных педагогов школы или специалистов нешкольного обучения, например методистов из учреждений дополнительного образования детей, педагогов специальных и высших учебных заведений.
Развитие системы дополнительного образования детей становится по-настоящему эффективным, если дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и потребностям учащихся, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие.
Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда принципов:
– ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;
– формирование у учащихся целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
– развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
– реализация единства образовательного процесса.
Дополнительные образовательные программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком.
Они также должны быть открытого типа, т.е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования.
На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного общеобразовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов.
Заключение
ДПТ является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в ДПТ яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.
Знакомство детей с ДПТ позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности.
Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.
Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.
Декоративно-прикладное творчество является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Декоративно-прикладное творчество. Изготовление декоративной рамки.
Из ненужных материаловнередко делают оригинальные и очень интересные поделки. Одним из таких вариантов может являться декоративная рамка для фотографий, рисунков и эстампов, выполненная из упаковочног...
ПРОГРАММА КУРСА «ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТЕКЛЯННЫХ ОБЪЕКТОВ» (декоративно – прикладное творчество) 5 - 9 классы Срок реализации программы 1 год
Дополнительная образовательная программа «Декоративное оформление стеклянных сосудов», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характе...
«Инновационные технологии преподавания изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества»
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Сейчас современное образование нельзя представить без использования ИКТ на уроках.Информационн...
Рабочая программа кружка по декоративно – прикладному творчеству «Студия прикладного искусства»
Рабочая программа...
Рабочая программа кружка по декоративно – прикладному творчеству «Студия прикладного искусства»
Рабочая программа...
«Особенности организации занятий детей декоративно-прикладным творчеством и игровой деятельностью в летнем оздоровительном лагере «Алые паруса» Петродворцового района Санкт-Петербурга»
Организация отдыха и оздоровления детей является неотъемлемой частью социальной политики государства. Эффективность этой деятельности все больше зависит от степени разработанности ее концептуаль...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства, комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...