«Особенности организации занятий детей декоративно-прикладным творчеством и игровой деятельностью в летнем оздоровительном лагере «Алые паруса» Петродворцового района Санкт-Петербурга»
материал
Организация отдыха и оздоровления детей является неотъемлемой частью социальной политики государства. Эффективность этой деятельности все больше зависит от степени разработанности ее концептуальных и нормативно – правовых основ.
Летние каникулы – самое продолжительное время отдыха для учащихся. Отдых должен быть активным, творческим, познавательным и, конечно же, интересным. На базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества Петродворцового района Санкт- Петербурга ежегодно, в период летних каникул, организуется смена городского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Алые паруса» для юных жителей Петродворцового района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_realizatsii_programmy_puteshestvie_.docx | 40.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности организации занятий детей декоративно-прикладным творчеством и игровой деятельностью в летнем оздоровительном лагере «Алые паруса» Петродворцового района Санкт-Петербурга»
Организация отдыха и оздоровления детей является неотъемлемой частью социальной политики государства. Эффективность этой деятельности все больше зависит от степени разработанности ее концептуальных и нормативно – правовых основ.
Летние каникулы – самое продолжительное время отдыха для учащихся. Отдых должен быть активным, творческим, познавательным и, конечно же, интересным. На базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества Петродворцового района Санкт- Петербурга ежегодно, в период летних каникул, организуется смена городского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Алые паруса» для юных жителей Петродворцового района.
Существующие проблемы:
- во время учебного года дети учатся в школе, занимаются в различных учреждениях дополнительного образования, все время четко расписано, регламентировано, формализовано, насыщено учебной деятельностью;
- не достаточно занятий, которые позволяют детям обучаться в интересных, увлекательных формах: в виде игр, творческих мастерских;
- увлечение детей различными электронными мультимедийными устройствами, которые затягивают детей и подростков в виртуальный мир, где ребенок не имеет возможности живого общения со сверстниками и взрослыми.
Актуальность разработки программы:
Частично помочь решить существующие проблемы, возможно, отдыхая в городском оздоровительном лагере. Жизнь в летнем оздоровительном лагере организована по определенной тематике, в том числе, работают кружки по интересам различных направлений творческой деятельности.
Как организовать занятия декоративно-прикладным творчеством, как вовлечь детей в игровую деятельность, какие должны быть формы проведения занятий и какие педагогические технологии использовать, чтобы отдых детей стал увлекательным, познавательным, активным и интересным? Учитывая вышеизложенное, перед творческой группой педагогов декоративно-прикладного направления была поставлена задача создания системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей в условиях городского оздоровительного лагеря. Таким образом, творческим коллективом педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления под руководством методиста Мартыновой Л.В., была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путешествие по радуге творчества», которая органично вписывается в общую концепцию смены.
Особенности программы: программа направлена на нравственное воспитание детей средствами художественного, изобразительного, декоративно-прикладного творчества; формирование культуры проведения содержательного досуга; сохранение и укрепление здоровья детей. Нравственное воспитание интегрирует не только социальный, но и духовный, культурно-исторический и другие его компоненты. Программа рассчитана на занятия детей во время летних каникул. Программа носит практико-ориентированный характер. Группы комплектуются из всех желающих и могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные.
Содержание программы: построено таким образом, чтобы дети в игровой форме – в форме творческих мастерских и игр знакомились с различными видами декоративно-прикладного творчества, в играх осваивали различные социальные роли, общались со сверстниками, находили друзей. Именно художественное и прикладное творчество, в силу своего эмоционального воздействия, может активно влиять на формирование нравственных ценностей, стимулировать саморазвитие культурной личности.
Программа имеет блочно-модульный принцип построения. Каждый блок программы имеет свои цели и задачи, формы и методы проведения занятий, содержание и планируемые результаты.
- Блок творческих мастерских «Юные мастера»: состоит из 7 модулей-мастерских:
- «Мастерская художника»;
- «Мастерская лепки»;
- «Мастерская холодного фарфора»;
- «Мастерская рукоделия»;
- «Мастерская бисероплетения»;
- «Мастерская вязания»;
- «Загадочная мастерская»
- Игровой блок «Отдыхаем, играя»: состоит из игровых модулей, в которых используются различные игры (настольные, сюжетно-ролевые, командные). Все игры придуманы и изготовлены педагогами и учащимися творческих детских объединений декоративно-прикладного направления на занятиях в течение учебного года.
Организация пространства: выделение при проектировании предметно-развивающей среды фокусных областей, ориентированных на различные потребности и возможности детей в условиях активного отдыха помогает повысить эффективность реализации программы. В условиях летнего лагеря оборудуется и оформляется кабинет для занятий декоративно-прикладным творчеством, включающий в себя фокусные области для игровой деятельности. Это способствует созданию творческого настроения, незабываемых впечатлений и поддерживает виды творческой деятельности.
Особенности реализации программы: летняя смена 2018 года в ДОЛ «Алые паруса» была посвящена 315-летию со дня основания Санкт-Петербурга, тема смены: «Мой город, любимый, волшебный, дорогой». Педагогический замысел смены: создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей в условиях городского лагеря посредством разработки множества разнообразных форм досуговой деятельности.
Актуальность смены: воспитание нового поколения юных петербуржцев, способного в дальнейшем взять на себя ответственность за будущее города, преодолев уже ставшее привычным равнодушное отношение юных горожан к Петербургу. Изучая историческое прошлое города, наследники его чувствуют свою сопричастность с историей великого города, и присущими только ему петербургскими обычаями, традициями и духовными ценностями. Очень важно, чтобы эту «влюбленность» дети смогли передать своим сверстникам, стать проводниками большого культурного наследия. Поэтому главной идеей смены стало - создание условий для осознания ребятами своей значимости в истории, как продолжателей и хранителей культурного наследия Петербурга, а в целом и воспитания активной духовно - нравственной жизненной позиции.
Содержание рабочей программы: путешествие по радуге творчества проходит в форме творческих мастерских. Каждая мастерская соответствует определенному цвету радуги, которая позволяет детям в увлекательной форме знакомиться с различными направлениями декоративно-прикладного творчества. Шесть мастерских имеют определенные названия, соответствующие виду декоративно-прикладного творчества, а седьмая – загадочная мастерская, тематику которой дети узнают непосредственно на занятии. Педагог является мастером, а учащиеся – юными мастерами, которые перенимают опыт творчества непосредственно от мастера, при этом общаясь со сверстниками, учатся работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом. Форма проведения мастер-классов позволяет использовать такие педагогические технологии как: технология сотрудничества, технология французских мастерских.
Тематика творческих мастерских «Юные мастера»:
- в мастерской художника дети рисуют на тему: «Любимый город, волшебный, дорогой»:
- в мастерской лепки – лепят из соленого теста на тему: «Петергофские коты»;
- в мастерской холодного фарфора – лепят сувенир-магнит из массы для холодного фарфора на тему: «Символы Петербурга – мосты»;
- в мастерской рукоделия – мастерят сувенир-магнит из фоамирана на тему: «Грифон»;
- в мастерской бисероплетения – плетут из бисера, создавая коллективную работу в виде цветочной клумбы на тему: «Краски города»;
- в мастерской вязания – осваивают азы вязания крючком и оформляют коллективное панно на тему: «Белые ночи»;
- в загадочной мастерской дети могут познакомится с интересными технологиями – например, пластилиновая живопись на тему: «Исаакиевский собор».
Тематика игрового блока «Отдыхаем, играя» также нацелена на деятельность детей, помогающая расширить кругозор, лучше узнать свой город. Игры направлены на: формирование духовно-нравственных ценностей, развитие фантазии, внимания, логического мышления, быстроту реакции. Для разнообразия игровой деятельности, используются различные виды игр: сюжетно-ролевые, настольные, командные. Участие в играх помогает участникам попробовать себя в различных социальных ролях. Все игры придуманы и изготовлены педагогами и учащимися детских объединений декоративно-прикладного направления на занятиях в течение учебного года. В игровом блоке используются следующие игры: настольная игра «Ловкость рук», сюжетно-ролевая игра «Улица Счастья», настольная игра «Путешествие по Петербургу», командная игра «Модулоры-скульпторы»
Планируемые результаты программы: занимаясь по программе, дети смогут интересно и содержательно отдохнуть, разовьют личностные качества: мотивацию и познавательный интерес к занятиям творчеством и игровой деятельностью, коммуникативные качества: доброжелательно общаться со сверстниками и взрослыми, избегать конфликтных ситуаций, а также приобретут необходимые знания и умения в различных видах материально-художественного творчества.
К программе прилагаются технологические карты (с кратким описанием последовательности изготовления изделия или работы) полный вариант технологической карты и описание игр находится у каждого педагога.
Мартынова Лариса Витальевна,
методист ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа летнего оздоровительного лагеря с дневным прибыванием "Алые паруса"
Лето – пора отдыха детей. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время....
ПЛАН ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД В ГБОУ ГИМНАЗИИ № 426 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА
ПЛАН ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД В ГБОУ ГИМНАЗИИ № 426 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА...
Возможности Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга в профессиональной ориентации учащихся.
Статья, рассказывающая о профориентационных возможностях ГБУ ДО Дома деского творчества Петродворцового района Санкт-Петербургадля на разных возростных этапах.. За последние годы усилилось внимание к ...
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
В статье описано как правильно сохранить и укрепить здоровье спортсмена, применяя здоровьесберегающие технологии. Как правильно подобрать и использовать в тренировочном процессе здоровьесберегающие те...
«Организация работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков и молодежи через деятельность Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» Петродворцового района Санкт-Петербурга»
Описание работы по организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков и молодежи через деятельность Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»...
Организация нестационарного отдыха обучающихся в рамках летней оздоровительной кампании Петродворцового района Санкт-Петербурга. Опыт проведения.
Организация детского и молодежного отдыха и оздоровления является актуальной задачей, как на федеральном/региональном, так и на районном уровне. Важность её решения обусловлена сужением сферы семейног...
Статья на тему: «Формирование жизненных смыслов и ценностных ориентиров обучающихся Петродворцового района Санкт-Петербурга»
Воспитание – это комплексный многоаспектный процесс, в котором помимо системы образования участвуют семья, общество, государство. Более того, воспитание как педагогически организованный процесс ...