«Особенности организации занятий детей декоративно-прикладным творчеством и игровой деятельностью в летнем оздоровительном лагере «Алые паруса» Петродворцового района Санкт-Петербурга»
материал

Организация отдыха и  оздоровления детей является неотъемлемой частью социальной политики государства. Эффективность этой деятельности все больше зависит от степени разработанности ее концептуальных и нормативно – правовых основ.

Летние каникулы – самое продолжительное время отдыха для учащихся. Отдых должен быть активным, творческим, познавательным и, конечно же, интересным. На базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества Петродворцового района Санкт- Петербурга ежегодно,  в период летних каникул,  организуется смена городского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Алые паруса» для юных жителей Петродворцового района.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_realizatsii_programmy_puteshestvie_.docx40.24 КБ

Предварительный просмотр:

 «Особенности организации занятий детей  декоративно-прикладным творчеством и игровой деятельностью в летнем оздоровительном лагере «Алые паруса» Петродворцового района Санкт-Петербурга»

Организация отдыха и  оздоровления детей является неотъемлемой частью социальной политики государства. Эффективность этой деятельности все больше зависит от степени разработанности ее концептуальных и нормативно – правовых основ.

Летние каникулы – самое продолжительное время отдыха для учащихся. Отдых должен быть активным, творческим, познавательным и, конечно же, интересным. На базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества Петродворцового района Санкт- Петербурга ежегодно,  в период летних каникул,  организуется смена городского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Алые паруса» для юных жителей Петродворцового района.

Существующие проблемы:

  • во время учебного года дети учатся в школе, занимаются в различных учреждениях дополнительного образования, все время четко расписано,  регламентировано, формализовано, насыщено учебной деятельностью;
  • не достаточно занятий, которые позволяют детям обучаться в интересных, увлекательных формах: в виде игр, творческих мастерских;
  • увлечение детей  различными электронными мультимедийными устройствами, которые затягивают детей и подростков в виртуальный мир, где ребенок не имеет возможности живого общения со сверстниками и взрослыми.

Актуальность разработки программы:

Частично помочь решить существующие проблемы,  возможно,  отдыхая  в городском оздоровительном лагере. Жизнь в летнем оздоровительном лагере организована по определенной тематике, в том числе, работают кружки по интересам различных направлений творческой деятельности. 

Как организовать занятия декоративно-прикладным творчеством, как вовлечь детей в игровую деятельность, какие должны быть формы проведения занятий и какие педагогические технологии использовать, чтобы отдых детей стал увлекательным, познавательным, активным и интересным? Учитывая вышеизложенное, перед творческой группой педагогов декоративно-прикладного направления была поставлена задача создания системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей в условиях городского оздоровительного лагеря. Таким образом, творческим коллективом педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления под руководством методиста Мартыновой Л.В., была   разработана дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Путешествие по радуге творчества», которая органично вписывается в общую концепцию смены.

Особенности программы: программа направлена на нравственное воспитание детей средствами художественного, изобразительного, декоративно-прикладного творчества; формирование культуры проведения содержательного досуга; сохранение и укрепление здоровья детей. Нравственное воспитание интегрирует не только социальный, но и духовный,  культурно-исторический и другие его компоненты. Программа рассчитана на занятия детей во время летних каникул. Программа носит практико-ориентированный характер.  Группы комплектуются из всех желающих и могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные.

Содержание программы: построено таким образом, чтобы дети в игровой форме – в форме творческих мастерских и игр знакомились с различными видами декоративно-прикладного творчества, в играх осваивали различные социальные роли, общались со сверстниками, находили друзей. Именно художественное  и прикладное творчество,  в силу своего эмоционального воздействия,  может активно влиять на формирование нравственных ценностей, стимулировать саморазвитие культурной личности.

Программа имеет блочно-модульный принцип построения. Каждый блок программы имеет свои  цели и задачи, формы и методы проведения занятий, содержание и планируемые результаты.

  1. Блок творческих мастерских  «Юные мастера»: состоит из  7 модулей-мастерских:
  • «Мастерская художника»;
  • «Мастерская лепки»;
  • «Мастерская  холодного фарфора»;
  • «Мастерская рукоделия»;
  • «Мастерская бисероплетения»;
  • «Мастерская вязания»;
  • «Загадочная мастерская»
  1. Игровой блок «Отдыхаем, играя»: состоит из   игровых модулей, в которых используются различные игры (настольные, сюжетно-ролевые, командные). Все игры придуманы и изготовлены  педагогами и учащимися творческих детских объединений декоративно-прикладного направления на занятиях в течение учебного года.

Организация пространства: выделение при проектировании предметно-развивающей среды фокусных областей, ориентированных на различные потребности и возможности детей в условиях активного отдыха помогает повысить эффективность реализации программы. В условиях летнего лагеря оборудуется  и оформляется кабинет для занятий декоративно-прикладным творчеством, включающий в себя  фокусные области для игровой деятельности. Это способствует созданию творческого настроения, незабываемых впечатлений и поддерживает виды творческой деятельности.

Особенности реализации программы:  летняя смена 2018 года в ДОЛ «Алые паруса» была посвящена 315-летию со дня основания Санкт-Петербурга, тема смены: «Мой город, любимый, волшебный, дорогой». Педагогический замысел смены: создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей в условиях городского лагеря посредством разработки множества разнообразных форм досуговой деятельности.

Актуальность смены: воспитание нового поколения юных петербуржцев, способного в дальнейшем взять на себя ответственность за будущее города, преодолев уже ставшее привычным равнодушное отношение юных горожан к Петербургу. Изучая историческое прошлое города, наследники его чувствуют свою сопричастность с историей великого города,  и присущими только ему петербургскими обычаями, традициями и духовными ценностями. Очень важно, чтобы эту «влюбленность» дети смогли передать своим сверстникам, стать проводниками большого культурного наследия. Поэтому главной   идеей смены   стало - создание условий  для осознания ребятами своей значимости в истории, как продолжателей и  хранителей  культурного наследия  Петербурга, а в целом и воспитания  активной духовно - нравственной жизненной позиции.

Содержание рабочей программы: путешествие по радуге творчества проходит в форме творческих мастерских. Каждая мастерская соответствует определенному цвету радуги, которая позволяет детям в увлекательной форме знакомиться с различными направлениями декоративно-прикладного творчества. Шесть мастерских имеют определенные названия, соответствующие  виду декоративно-прикладного творчества, а седьмая – загадочная мастерская, тематику которой дети  узнают непосредственно на занятии. Педагог является мастером, а учащиеся – юными мастерами, которые перенимают опыт творчества непосредственно от мастера, при этом общаясь со сверстниками, учатся работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом. Форма проведения мастер-классов позволяет использовать такие педагогические технологии как: технология сотрудничества, технология французских мастерских.

Тематика творческих мастерских «Юные мастера»:

  • в мастерской художника дети рисуют на тему: «Любимый город, волшебный, дорогой»:
  • в мастерской лепки – лепят из соленого теста на тему: «Петергофские коты»;
  • в мастерской холодного фарфора – лепят  сувенир-магнит из массы для холодного фарфора на тему: «Символы Петербурга – мосты»;
  • в мастерской рукоделия – мастерят сувенир-магнит из фоамирана на тему: «Грифон»;
  • в мастерской бисероплетения – плетут из бисера, создавая коллективную работу в виде цветочной клумбы на тему: «Краски города»;
  • в мастерской вязания – осваивают азы вязания крючком и оформляют коллективное панно на тему: «Белые ночи»;
  • в загадочной мастерской дети могут познакомится с интересными технологиями – например, пластилиновая живопись на тему: «Исаакиевский собор».

Тематика игрового блока «Отдыхаем, играя» также нацелена на деятельность детей, помогающая расширить кругозор, лучше узнать свой город. Игры направлены на: формирование  духовно-нравственных ценностей, развитие фантазии, внимания, логического мышления, быстроту реакции.  Для разнообразия игровой деятельности, используются различные виды игр: сюжетно-ролевые, настольные, командные. Участие в играх  помогает участникам попробовать себя в различных социальных ролях. Все игры придуманы и изготовлены  педагогами и учащимися детских объединений декоративно-прикладного направления на занятиях в течение учебного года. В игровом блоке используются следующие игры: настольная игра «Ловкость рук», сюжетно-ролевая игра «Улица Счастья»,  настольная игра «Путешествие по Петербургу», командная игра «Модулоры-скульпторы»

Планируемые результаты программы:  занимаясь по программе,  дети смогут интересно и содержательно отдохнуть, разовьют личностные качества: мотивацию  и познавательный интерес  к занятиям творчеством и игровой деятельностью, коммуникативные качества: доброжелательно общаться со сверстниками и взрослыми, избегать конфликтных ситуаций, а также приобретут необходимые знания и умения в различных видах материально-художественного творчества.

К программе прилагаются технологические карты (с кратким описанием последовательности изготовления изделия или работы) полный вариант технологической карты и описание игр находится у каждого педагога.

Мартынова Лариса Витальевна,

методист ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа летнего оздоровительного лагеря с дневным прибыванием "Алые паруса"

Лето – пора отдыха детей. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время....

ПЛАН ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД В ГБОУ ГИМНАЗИИ № 426 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА

ПЛАН ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД  В   ГБОУ   ГИМНАЗИИ № 426 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА...

Возможности Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга в профессиональной ориентации учащихся.

Статья, рассказывающая о профориентационных возможностях ГБУ ДО Дома деского творчества Петродворцового района Санкт-Петербургадля на разных возростных этапах.. За последние годы усилилось внимание к ...

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

В статье описано как правильно сохранить и укрепить здоровье спортсмена, применяя здоровьесберегающие технологии. Как правильно подобрать и использовать в тренировочном процессе здоровьесберегающие те...

«Организация работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков и молодежи через деятельность Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» Петродворцового района Санкт-Петербурга»

Описание работы по организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков и молодежи через деятельность Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»...

Организация нестационарного отдыха обучающихся в рамках летней оздоровительной кампании Петродворцового района Санкт-Петербурга. Опыт проведения.

Организация детского и молодежного отдыха и оздоровления является актуальной задачей, как на федеральном/региональном, так и на районном уровне. Важность её решения обусловлена сужением сферы семейног...

Статья на тему: «Формирование жизненных смыслов и ценностных ориентиров обучающихся Петродворцового района Санкт-Петербурга»

Воспитание – это комплексный многоаспектный процесс, в котором помимо системы образования участвуют семья, общество, государство. Более того, воспитание как педагогически организованный процесс ...