Структура управления реализацией Целевой модели наставничества
методическая разработка
Методическая разработка структуры целквой модели наставничества в МБОУ ДО ЦВР "Ровесник"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo.docx | 35.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура управления реализацией Целевой модели наставничества
МБОУ ДО ЦВР «Ровесник»
Уровни структуры | Направления деятельности. |
МБУДО МБОУ ДО ЦВР «Ровесник» Директор МБОУ ДО ЦВР «Ровесник», ЗАМ УВР | 1. Разработка и утверждение комплекта нормативных документов, необходимых для внедрения Целевой модели наставничества МБОУ ДО ЦВР «Ровесник» 2. Разработка Целевой модели наставничества МБОУ ДО ЦВР «Ровесник» 3. Разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели МБОУ ДО ЦВР «Ровесник» 4. Реализация программ наставничества. 6. Назначение куратора внедрения Целевой модели наставничества МБОУ ДО ЦВР «Ровесник» 7. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества. |
Куратор Целевой модели наставничества МБОУ ДО ЦВР «Ровесник» |
|
Ответственные за направления форм наставничества. | Разработка программ моделей форм наставничества. Контроль над реализацией. |
Наставники и наставляемые. | Модели форм наставничества. Реализация формы наставничества «Методист - педагог» 1.Реализация формы наставничества «Педагог-педагог». 2.Реализация форма наставничества «Педагог – Обучающийся». 3. .Реализация формы наставничества «Ученик» - ученик» |
Кадровая система реализации Целевой модели наставничества
МБОУ ДО ЦВР «Ровесник»
В Целевой модели наставничества выделяется три главные роли:
- Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
- Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
- Куратор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества.
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.
Формирование этих баз осуществляется директором учреждения, куратором, методистами, педагогами-организаторами, педагогами, и иными лицами, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.
● Формирование базы наставляемых:
- из числа обучающихся:
- проявивших выдающиеся способности;
- демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты;
- имеющих проблемы с поведением;
- не принимающих участие в жизни Центра, отстраненных от коллектива
- из числа педагогов:
- молодых специалистов;
- находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
● Формирование базы наставников из числа:
- обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
- педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
- Этапы реализации Целевой модели наставничества
МБУДО «Дом детского творчества»
Этапы | Мероприятия | Результат |
Подготовка условий для запуска программы наставничества |
и выбор форм наставничества.
| Дорожная карта реализации наставничества. Пакет документов. |
Формирование базы наставляемых |
| Формированная база наставляемых с картой запросов. |
Формирование базы наставников | Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа: ● обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах (например, участники детских объединений по интересам, театральных, хореографических или музыкальных студий, спортивных секций); ● педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; ● родителей обучающихся – активных участников родительских или управляющих советов, представителей родительского сообщества с выраженной гражданской позицией. | Формирование базы наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем. |
Отбор и обучение наставников |
| 1.Заполненные анкеты в письменной свободной форме всеми потенциальными наставниками. 2.Собеседование с наставниками. 3.Программа обучения. |
Формирование наставнических пар/групп |
наставляемых в любом формате.
| Сформированные наставнические пары / группы, готовые продолжить работу в рамках программы |
Организация хода наставнической программы | Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон. Работа в каждой паре/группе включает:
| Мониторинг: ● сбор обратной связи от наставляемых – для мониторинга динамики влияния программы на наставляемых; ● сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов – для мониторинга эффективности реализации программы. |
Завершение программы наставничества | 1.Подведение итогов работы каждой пары/группы. 2. Подведение итогов программы. 3. Публичное подведение итогов и популяризация практик. | Собраны лучшие наставнические практики. Поощрение наставников. |
Характеристика участников формы наставничества «Педагог– педагог»
Наставник | Наставляемый | ||
Кто может быть. | Молодой специалист | Педагог | |
| Имеет малый опыт работы (от 0 до 3 лет), испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, родителями. | Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получать представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации. | |
Типы наставников | Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости. | ||
Наставник – консультант | Наставник – предметник | ||
Создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и с решение конкретных психолого – педагогичексих и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную работу молодого специалиста или педагога. | Опытный педагог одного и того же направления, что и молодой педагог, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин. |
Возможные варианты программы наставничества «Педагог- педагог»
Формы взаимодействия | Цель |
«Опытный педагог – молодой специалист» | Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков и закрепления на месте работы. |
«Лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы» | Реализация психоэмоциональной поддержки сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив. |
«Педаго- новатор – консервативный педагог» | Помощь в овладении современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями. |
«Опытный предметник – неопытный предметник» | Методическая поддержка по конкретному направлению. |
Схема реализации формы наставничества «Педагог-педагог»
Этапы реализации | Мероприятия |
Представление программ наставничества в форме «Педагог – педагог». | Педагогический совет. Методический совет. |
Проводится отбор наставников из числа активных и опытных педагогов и | Анкетирование. Использование базы наставников. |
Обучение наставников. | Проводится при необходимости. |
Проводится отбор педагогов, испытывающий профессиональные проблемы, проблемы адаптации и желающих добровольно принять участие в программе наставничества. | Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых. |
Формирование пар, групп. | Обсуждение вопросов. |
Повышение квалификации наставляемого, закрепление в профессии. Творческая деятельность. Успешная адаптация. | Тестирование. Проведение мастер – классов, открытых занятий. |
Рефлексия реализации формы наставничества. | Анализ эффективности реализации программы. |
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. | Поощрение на педагогическом совете или методическом совете учреждения. |
Форма наставничества «Педагог – обучающийся»
Характеристика участников формы наставничества «Педагог – обучающийся»
Наставник | Наставляемый | |
Кто может быть | Активный | Пассивный |
Опытный педагог, мастер своего дела, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, создает комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. В качестве наставника могут выступать педагоги дополнительного образования, методист, педагог-организатор. Наставник может привлекать консультантов из числа педагогов для успешного выполнения своей программы наставничества. | Обучающийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель конкурсов, соревнований различного уровня, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, лидер детского объединения, принимающий активное участие в жизни Дома детского творчества (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность,), которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо испытывающему трудности коммуникации. Обучающийся с особыми образовательными потребностями ,имеющий низкую информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей. | Демонстрирует низкую мотивацию к учебе. творчеству и саморазвитию, неудовлетворительную успеваемость, имеет проблемы с поведением, испытывает трудности с адаптацией в детском коллективе. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся, демонстрирующий отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации, не принимающий участия в жизни учреждения, отстраненный от коллектива, не имеющий активной гражданской позиции, испытывающий кризис самоидентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров. |
Возможные варианты программы наставничества «Педагог – обучающийся»
Формы взаимодействия | Цель |
«Педагог –неуспевающий обучающийся» | Педагогическая и психологическая поддержка обучающегося для достижения лучших образовательных, творческих результатов, раскрытие его потенциала, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, преодоление дезориентации обучающегося в образовательном процессе, адаптации его в детском коллективе. В качестве наставника выступает педагог дополнительного образования. |
«Педагог –пассивный обучающийся» | Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих навыков, формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и активной гражданской позиции. В качестве наставника выступает педагог дополнительного образования. |
«Педагог –одаренный обучающийся» | Психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д. В качестве наставника может выступать педагог дополнительного образования, в общении с которым наставляемый хотел бы повысить свой творческий потенциал. |
Схема реализации формы наставничества «Педагог – обучающийся»
Этапы реализации. | Мероприятия |
Представление программ наставничества в форме «Педагог – обучающийся». | Конференция обучающихся. |
Проводится отбор наставников из числа активных и опытных педагогов. | Анкетирование. Использование базы наставников. |
Обучение наставников. | Обучение проводится куратором программы наставничества при необходимости. |
Проводится отбор обучающихся, имеющих проблемы с учебой, не мотивированных, не умеющих строить свою образовательную траекторию. Либо – обучающиеся, с особыми образовательными потребностями, не имеющими возможности реализовать себя в рамках школьной программы. | Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых. |
Формирование пар, групп. | Личные встречи или групповая работа в формате «быстрых встреч». |
Повышение образовательных результатов у наставляемых. | Определение образовательной траектории. |
Рефлексия реализации формы наставничества. | Анализ эффективности реализации программы. |
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. | Поощрение наставляемого на конференции. обучающихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План «Дорожная карта» Реализации целевой модели наставничества В МКОУ«Брединская СОШ № 4»
laquo;Дорожная карта»Реализации целевой модели наставничества в МКОУ«Брединская СОШ № 4» 2020–2021 учебный год...
Реализация Программы целевой модели наставничества в МБУДО ЭБЦ МО г.Братска.
Сегодня найти готового специалиста, который смог бы приступить к работе без адаптационного периода или специально организованного сопровождения, практически невозможно, и наставничество является наибо...
Буклет Ресурсного центра для реализации распространения педагогического опыта по направлению: Целевая модель наставничества
Буклет содержит информацию о программе работы ресурсмного центра, а также блок-схему реализации Целевой модели Наставничества в образовательной организации....
Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях
В статье рассматривается вопрос о том, что такое наставничество, какова роль наставника в образовательном процессе....
Реализация целевой модели наставничества в пресс-центре «Поколение»
Презентация к выступлению на Петербургском международном образовательном форуме, рассказ о реализации модели наставничества в пресс-центре "поколение"...
Доклад в рамках вебинара «Реализация целевой модели наставничества в МОУ СОШ №131» «НАСТАВНИЧЕСТВО в добровольческой деятельности учащихся» Капарулина Д.А.
В современных условиях в образовательной и воспитательной системе нашей страны возрастает необходимость интеграции в учебно-воспитательный процесс разнообразных инновационных форм работы с обучающимис...
«О реализации системы (целевой модели) наставничества в сфере общего образования»
laquo;О реализации системы (целевой модели) наставничества в сфере общего образования»...