Структура управления реализацией Целевой модели наставничества
методическая разработка

Методическая разработка структуры целквой модели наставничества в МБОУ ДО ЦВР "Ровесник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Структура управления реализацией Целевой модели наставничества

МБОУ ДО ЦВР «Ровесник»

Уровни структуры

Направления деятельности.

МБУДО МБОУ ДО ЦВР «Ровесник»

Директор

МБОУ ДО ЦВР «Ровесник», ЗАМ УВР

1. Разработка и утверждение комплекта нормативных документов, необходимых для внедрения Целевой модели наставничества МБОУ ДО ЦВР «Ровесник»

2. Разработка Целевой модели наставничества МБОУ ДО ЦВР «Ровесник»

3. Разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели МБОУ ДО ЦВР «Ровесник»

4. Реализация программ наставничества.
5. Реализация кадровой политики в программе наставничества.

6. Назначение куратора внедрения Целевой модели наставничества МБОУ ДО ЦВР «Ровесник»

7. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества.

Куратор Целевой модели наставничества МБОУ ДО ЦВР «Ровесник»

  1. Формирование базы наставников и наставляемых.
  2. Организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов для проведения обучения).
  3. Контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества.
  4. Контроль проведения программ наставничества.
  5. Участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества.
  6. Решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели.
  7. Мониторинг результатов эффективности реализации Целевой модели наставничества.

Ответственные за направления форм наставничества.

Разработка программ моделей форм наставничества. Контроль над реализацией.

Наставники и наставляемые.

Модели форм наставничества.

Реализация формы наставничества «Методист - педагог»

1.Реализация формы наставничества «Педагог-педагог».

2.Реализация форма наставничества «Педагог – Обучающийся».

3. .Реализация формы наставничества «Ученик» - ученик»

Кадровая система реализации Целевой модели наставничества

МБОУ ДО ЦВР «Ровесник»

В Целевой модели наставничества выделяется три главные роли:

  1. Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
  2. Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
  3. Куратор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества.

Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.

Формирование этих баз осуществляется директором учреждения, куратором, методистами, педагогами-организаторами, педагогами, и иными лицами, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.

● Формирование базы наставляемых:

  • из числа обучающихся:
  • проявивших выдающиеся способности;
  • демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты;
  • имеющих проблемы с поведением;
  • не принимающих участие в жизни Центра, отстраненных от коллектива
  • из числа педагогов:
  • молодых специалистов;
  • находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;

● Формирование базы наставников из числа:

  • обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
  • педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;

  1. Этапы реализации Целевой модели наставничества

МБУДО «Дом детского творчества»

Этапы

Мероприятия

Результат

Подготовка условий для запуска программы наставничества

  1. Создание благоприятных условий для запуска программы.
  2. Сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых.
  3. Выбор аудитории для поиска наставников.
  4. Информирование

и выбор форм наставничества.

  1. На внешнем контуре информационная работа направленная на привлечение внешних ресурсов к реализации программы.

Дорожная карта реализации наставничества.

Пакет документов.

Формирование базы наставляемых

  1. Выявление конкретных проблем обучающихся, которые можно решить с помощью наставничества.
  2. Сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых.

Формированная база наставляемых с картой запросов.

Формирование базы наставников

Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа:

● обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных,

творческих и адаптационных вопросах (например, участники детских объединений по интересам,

театральных, хореографических или музыкальных студий, спортивных секций);

● педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании

продуктивной педагогической атмосферы;

● родителей обучающихся – активных участников родительских или управляющих советов,

представителей родительского сообщества с выраженной гражданской позицией.

Формирование базы наставников, которые потенциально

могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем.

Отбор и обучение наставников

  1. Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной программы.
  2. Обучение наставников для работы с наставляемыми.

1.Заполненные анкеты в письменной свободной

форме всеми потенциальными наставниками.

2.Собеседование с наставниками.

3.Программа обучения.

Формирование наставнических пар/групп

  1. Провести общую встречу с участием всех отобранных наставников и всех

наставляемых в любом формате.

  1. Зафиксировать сложившиеся пары в специальной базе куратора.

Сформированные наставнические пары / группы, готовые

продолжить работу в рамках программы

Организация хода наставнической программы

Закрепление гармоничных и продуктивных отношений

в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными

и результативными для обеих сторон.

Работа в каждой паре/группе включает:

  • встречу-знакомство,
  • пробную рабочую встречу,
  • встречу-планирование,
  • комплекс последовательных встреч,
  • итоговую встречу.

Мониторинг:

● сбор обратной связи от наставляемых – для мониторинга динамики влияния

программы на наставляемых;

● сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов – для

мониторинга эффективности реализации программы.

Завершение программы наставничества

1.Подведение итогов работы каждой пары/группы.

2. Подведение итогов программы.

3. Публичное подведение итогов и

популяризация практик.

Собраны лучшие

наставнические практики.

Поощрение наставников.

Характеристика участников формы наставничества «Педагог– педагог»

Наставник

Наставляемый

Кто может быть.

Молодой специалист

Педагог

  • Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров).
  • Педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического сообщества.
  • Педагог, обладающий лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.

Имеет малый опыт работы (от 0 до 3 лет), испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, родителями.

Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получать представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации.

Типы наставников

Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.

Наставник – консультант

Наставник – предметник

Создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и с решение конкретных психолого – педагогичексих и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную работу молодого специалиста или педагога.

Опытный педагог одного и того же направления, что и молодой педагог, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.

Возможные варианты программы наставничества «Педагог- педагог»

Формы взаимодействия

Цель

«Опытный педагог – молодой специалист»

Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков и закрепления на месте работы.

«Лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы»

Реализация психоэмоциональной поддержки сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив.

«Педаго- новатор – консервативный педагог»

Помощь в овладении современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями.

«Опытный предметник – неопытный предметник»

Методическая поддержка по конкретному направлению.


Схема реализации формы наставничества «Педагог-педагог»

Этапы реализации

Мероприятия

Представление программ наставничества в форме «Педагог – педагог».

Педагогический совет. Методический совет.

Проводится отбор наставников из числа активных и опытных педагогов и
педагогов, самостоятельно выражающих желание помочь педагогу.

АнкетированиеИспользование базы наставников.

Обучение наставников.

Проводится при необходимости.

Проводится отбор педагогов, испытывающий профессиональные проблемы, проблемы адаптации и желающих добровольно принять участие в программе наставничества.

АнкетированиеЛисты опроса. Использование базы наставляемых.

Формирование пар, групп.

Обсуждение вопросов.

Повышение квалификации наставляемого, закрепление в профессии. Творческая деятельность. Успешная адаптация.

Тестирование. Проведение мастер – классов, открытых занятий.

Рефлексия реализации формы наставничества.

Анализ эффективности реализации программы.

Наставник получает уважаемый и заслуженный статус.

Поощрение на педагогическом совете или методическом совете учреждения.

Форма наставничества «Педагог – обучающийся»

Характеристика участников формы наставничества «Педагог – обучающийся»

Наставник

Наставляемый

Кто может быть

Активный

Пассивный

Опытный педагог, мастер своего дела, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, создает комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. В качестве наставника могут выступать педагоги дополнительного образования, методист, педагог-организатор. Наставник может привлекать консультантов из числа педагогов для успешного выполнения своей программы наставничества.

Обучающийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель конкурсов, соревнований различного уровня, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, лидер детского объединения, принимающий активное участие в жизни Дома детского творчества (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность,), которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо испытывающему трудности коммуникации. Обучающийся с особыми образовательными потребностями ,имеющий низкую информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей.

Демонстрирует низкую мотивацию к учебе. творчеству и саморазвитию, неудовлетворительную успеваемость, имеет проблемы с поведением, испытывает трудности с адаптацией в детском коллективе. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся, демонстрирующий отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации, не принимающий участия в жизни учреждения, отстраненный от коллектива, не имеющий активной гражданской позиции, испытывающий кризис самоидентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров.

Возможные варианты программы наставничества «Педагог – обучающийся»

Формы взаимодействия

Цель

«Педагог –неуспевающий обучающийся»

Педагогическая и психологическая поддержка обучающегося для достижения лучших образовательных, творческих результатов, раскрытие его потенциала, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, преодоление дезориентации обучающегося в образовательном процессе, адаптации его в детском коллективе. В качестве наставника выступает педагог дополнительного образования.

«Педагог –пассивный обучающийся»

Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих навыков, формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и активной гражданской позиции. В качестве наставника выступает педагог дополнительного образования.

«Педагог –одаренный обучающийся»

Психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д. В качестве наставника может выступать педагог дополнительного образования, в общении с которым наставляемый хотел бы повысить свой творческий потенциал.

Схема реализации формы наставничества «Педагог – обучающийся»

Этапы реализации.

Мероприятия

Представление программ наставничества в форме «Педагог – обучающийся».

Конференция обучающихся.

Проводится отбор наставников из числа активных и опытных педагогов.

АнкетированиеИспользование базы наставников.

Обучение наставников.

Обучение проводится куратором программы наставничества при необходимости.

Проводится отбор обучающихся, имеющих проблемы с учебой, не мотивированных, не умеющих строить свою образовательную траекторию. Либо – обучающиеся, с особыми образовательными потребностями, не имеющими возможности реализовать себя в рамках школьной программы.

АнкетированиеЛисты опроса. Использование базы наставляемых.

Формирование пар, групп.

Личные встречи или групповая работа в формате «быстрых встреч».

Повышение образовательных результатов у наставляемых.

Определение образовательной траектории.

Рефлексия реализации формы наставничества.

Анализ эффективности реализации программы.

Наставник получает уважаемый и заслуженный статус.

Поощрение наставляемого на конференции. обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План «Дорожная карта» Реализации целевой модели наставничества В МКОУ«Брединская СОШ № 4»

laquo;Дорожная карта»Реализации целевой модели наставничества в МКОУ«Брединская СОШ № 4» 2020–2021 учебный год...

Реализация Программы целевой модели наставничества в МБУДО ЭБЦ МО г.Братска.

Сегодня найти готового специалиста, который смог бы приступить к работе без адаптационного периода или специально организованного сопровождения, практически невозможно, и наставничество является наибо...

Буклет Ресурсного центра для реализации распространения педагогического опыта по направлению: Целевая модель наставничества

Буклет содержит информацию о программе работы ресурсмного центра, а также блок-схему реализации Целевой модели Наставничества в образовательной организации....

Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях

В статье рассматривается вопрос о том, что такое наставничество, какова роль наставника в образовательном процессе....

Реализация целевой модели наставничества в пресс-центре «Поколение»

Презентация к выступлению на Петербургском международном образовательном форуме,  рассказ о реализации модели наставничества в пресс-центре "поколение"...

Доклад в рамках вебинара «Реализация целевой модели наставничества в МОУ СОШ №131» «НАСТАВНИЧЕСТВО в добровольческой деятельности учащихся» Капарулина Д.А.

В современных условиях в образовательной и воспитательной системе нашей страны возрастает необходимость интеграции в учебно-воспитательный процесс разнообразных инновационных форм работы с обучающимис...

«О реализации системы (целевой модели) наставничества в сфере общего образования»

laquo;О реализации системы (целевой модели) наставничества в сфере общего образования»...