Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Юный техник»
рабочая программа
Актуальность программы.
При организации образовательного процесса педагогу важно создание оптимальных условий для самореализации ребенка, максимального раскрытия его творческого потенциала. Сотрудничество педагога и ребенка способствует формированию мотивации к занятиям конструированием, моделированием и порождает желание создать свою конструкторскую идею «в голове» и воплотить ее в жизнь собственными руками. Особенность программы «Юный техник» заключается в том, что уже с первого года обучения воспитанники коллектива на практике получают представления о разных видах моделей, макетов различной техники, знакомятся с разнообразием материалов и инструментов. Трехгодичный цикл обучения позволяет планомерно и постепенно (на принципах новизны, доступности и вариативности используемого материала, усложнения по годам обучения, разнообразия форм и методов обучения) приобретать и закреплять новые знания и навыки, необходимые для личных достижений: участие в выставках по техническому творчеству, участие в авиамодельных ракетомодельных, автомодельных выставках.
Постепенное усложнение содержания программы позволяет сохранить у учащихся интерес к занятиям длительное время. Закрепление теоретических знаний на практике ведет к прочному усвоению материала, что способствует формированию технических компетенций. Технические компетенции – совокупность специальных знаний, умений и навыков, в сочетании с личностными качествами и способность их использования в решении учебных задач, связанных с техническим творчеством.
Отличительные особенности программы.
Отличием данной программы является то, что при организации образовательного процесса педагогу важно создание оптимальных условий для самореализации ребенка, максимального раскрытия его творческого потенциала. Сотрудничество педагога и ребенка способствует формированию мотивации к занятиям конструированием, моделированием и порождает желание создать свою конструкторскую идею «в голове» и воплотить ее в жизнь собственными руками. Особенность программы «Юный техник» заключается в том, что уже с первого года обучения воспитанники коллектива на практике получают представления о разных видах моделей, макетов различной техники, знакомятся с разнообразием материалов и инструментов. Трехгодичный цикл обучения позволяет планомерно и постепенно (на принципах новизны, доступности и вариативности используемого материала, усложнения по годам обучения, разнообразия форм и методов обучения) приобретать и закреплять новые знания и навыки, необходимые для личных достижений: участие в выставках по техническому творчеству, участие в авиамодельных ракетомодельных, автомодельных выставках.
Постепенное усложнение содержания программы позволяет сохранить у учащихся интерес к занятиям длительное время. Закрепление теоретических знаний на практике ведет к прочному усвоению материала, что способствует формированию технических компетенций. Технические компетенции – совокупность специальных знаний, умений и навыков, в сочетании с личностными качествами и способность их использования в решении учебных задач, связанных с техническим творчеством.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 10-14 лет.
В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.
Для успешной реализации программы целесообразно объединение
обучающихся в учебные группы численностью 10 человек.
Объем программы: 108 часов.
Форма обучения: очная.
Методы обучения:
- беседа
- дискуссии
- игры
- ролевые игры (деловые)
- тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе)
- системы последовательных заданий
- проекты
- демонстрация
- упражнение с объяснением и исправлением ошибок
- «делай как я»
Тип занятий:
1. Занятие сообщения и усвоения новых знаний.
2. Занятие повторения и обобщения полученных знаний.
3. Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков.
4.Занятие применения знаний, умений и навыков.
5. Комбинированное занятие.
Формы проведения занятий: беседа, практические занятия, эксперимент, наблюдение.
Срок освоения программы: 3 года.
Режим занятий. По программе планируется 1 занятие в неделю по 1 академическому часу.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы - развитие творческого потенциала ребенка через формирование технических компетенций, способствующих самореализации личности в различных формах и направлениях технического творчества.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
обучающие:
-систематизация и углубление технических знаний, расширение политехнического кругозора;
-формирование у учащихся технических компетенций (знаний, умений, навыков, способов деятельности);
-формирование навыков конструирования и моделирования из различных конструкционных материалов;
развивающие:
-развитие творческих способностей, эстетического вкуса, наглядно- образного мышления, фантазии, воображения;
-развитие мотивации к занятиям техническим творчеством;
воспитывающие:
-воспитание социально-активной личности, способной ставить перед собой цель и добиваться результата;
-воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_tehnik_2023_god.docx | 101.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Брединского муниципального района
Муниципальное казённое ощеобразовательное учреждение
«Брединская средняя общеобразовательная школа № 4».
РАССМОТРЕНО: На педагогическом совете. Протокол № 1 от «22» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО: Директор ________________________ Андрюкова Е.В. Приказ №36 от «24» августа 2023 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности
«Юный техник»
Возраст обучающихся: 10-14 лет
Срок реализации: 3 года.
Год разработки программы: 2023 г.
Автор-составитель:
Митлевский Виталий Викторович
учитель технологии
п. Маяк 2023 год
Содержание
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» Место для ввода текста.
1.1 Пояснительная записка Место для ввода текста.
1.2 Цель и задачи программы Место для ввода текста.
1.3. Содержание программы Место для ввода текста.
1.3.1. Учебный план 1 год обучения Место для ввода текста.
1.3.2 Учебный план 2 год обучения Место для ввода текста.
1.4. Планируемые результаты Место для ввода текста.
1.4.1 Первый год обучения Место для ввода текста.
1.4.2 Второй год обучения Место для ввода текста.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» Место для ввода текста.
2.1. Календарный учебный график Место для ввода текста.
2.2. Условия реализации программы Место для ввода текста.
2.3. Формы аттестации Место для ввода текста.
2.4. Оценочные материалы Место для ввода текста.
2.5. Методические материалы Место для ввода текста.
2.6. Воспитательный компонент…………………………………………Место для ввода текста.
2.7. Список литературы Место для ввода текста.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами
Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» ;
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09);
Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30 декабря 2022 года № АБ – 3924/06);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения.
Письмо министерства просвещения Российской Федерации от 19.08.2022 г. «Об адаптированных дополнительных общеразвивающих программах»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
Паспорт национального проекта «Образование» (утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»»// Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023.;
Данная программа дополнительного образования относится к программам технической направленности.
Уровень освоения содержания образования базовый.
Актуальность программы.
При организации образовательного процесса педагогу важно создание оптимальных условий для самореализации ребенка, максимального раскрытия его творческого потенциала. Сотрудничество педагога и ребенка способствует формированию мотивации к занятиям конструированием, моделированием и порождает желание создать свою конструкторскую идею «в голове» и воплотить ее в жизнь собственными руками. Особенность программы «Юный техник» заключается в том, что уже с первого года обучения воспитанники коллектива на практике получают представления о разных видах моделей, макетов различной техники, знакомятся с разнообразием материалов и инструментов. Трехгодичный цикл обучения позволяет планомерно и постепенно (на принципах новизны, доступности и вариативности используемого материала, усложнения по годам обучения, разнообразия форм и методов обучения) приобретать и закреплять новые знания и навыки, необходимые для личных достижений: участие в выставках по техническому творчеству, участие в авиамодельных ракетомодельных, автомодельных выставках.
Постепенное усложнение содержания программы позволяет сохранить у учащихся интерес к занятиям длительное время. Закрепление теоретических знаний на практике ведет к прочному усвоению материала, что способствует формированию технических компетенций. Технические компетенции – совокупность специальных знаний, умений и навыков, в сочетании с личностными качествами и способность их использования в решении учебных задач, связанных с техническим творчеством.
Отличительные особенности программы.
Отличием данной программы является то, что при организации образовательного процесса педагогу важно создание оптимальных условий для самореализации ребенка, максимального раскрытия его творческого потенциала. Сотрудничество педагога и ребенка способствует формированию мотивации к занятиям конструированием, моделированием и порождает желание создать свою конструкторскую идею «в голове» и воплотить ее в жизнь собственными руками. Особенность программы «Юный техник» заключается в том, что уже с первого года обучения воспитанники коллектива на практике получают представления о разных видах моделей, макетов различной техники, знакомятся с разнообразием материалов и инструментов. Трехгодичный цикл обучения позволяет планомерно и постепенно (на принципах новизны, доступности и вариативности используемого материала, усложнения по годам обучения, разнообразия форм и методов обучения) приобретать и закреплять новые знания и навыки, необходимые для личных достижений: участие в выставках по техническому творчеству, участие в авиамодельных ракетомодельных, автомодельных выставках.
Постепенное усложнение содержания программы позволяет сохранить у учащихся интерес к занятиям длительное время. Закрепление теоретических знаний на практике ведет к прочному усвоению материала, что способствует формированию технических компетенций. Технические компетенции – совокупность специальных знаний, умений и навыков, в сочетании с личностными качествами и способность их использования в решении учебных задач, связанных с техническим творчеством.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 10-14 лет.
В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.
Для успешной реализации программы целесообразно объединение
обучающихся в учебные группы численностью 10 человек.
Объем программы: 108 часов.
Форма обучения: очная.
Методы обучения:
- беседа
- дискуссии
- игры
- ролевые игры (деловые)
- тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе)
- системы последовательных заданий
- проекты
- демонстрация
- упражнение с объяснением и исправлением ошибок
- «делай как я»
Тип занятий:
1. Занятие сообщения и усвоения новых знаний.
2. Занятие повторения и обобщения полученных знаний.
3. Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков.
4.Занятие применения знаний, умений и навыков.
5. Комбинированное занятие.
Формы проведения занятий: беседа, практические занятия, эксперимент, наблюдение.
Срок освоения программы: 3 года.
Режим занятий. По программе планируется 1 занятие в неделю по 1 академическому часу.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы - развитие творческого потенциала ребенка через формирование технических компетенций, способствующих самореализации личности в различных формах и направлениях технического творчества.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
обучающие:
-систематизация и углубление технических знаний, расширение политехнического кругозора;
-формирование у учащихся технических компетенций (знаний, умений, навыков, способов деятельности);
-формирование навыков конструирования и моделирования из различных конструкционных материалов;
развивающие:
-развитие творческих способностей, эстетического вкуса, наглядно- образного мышления, фантазии, воображения;
-развитие мотивации к занятиям техническим творчеством;
воспитывающие:
-воспитание социально-активной личности, способной ставить перед собой цель и добиваться результата;
-воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности.
Задачи программы.
ЛИЧНОСТНЫЕ.
1) патриотического воспитания:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
3) эстетического воспитания:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве;
осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе.
4) ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
6) трудового воспитания:
уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей);
ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе;
готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
умение ориентироваться в мире современных профессий;
умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учётом личных и общественных интересов, потребностей;
ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
7) экологического воспитания:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
В результате изучения у обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путём изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения.
Умения принятия себя и других:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника совместной деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ.
организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;
соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования;
грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии с изучаемой технологией.
сравнивать и анализировать свойства материалов;
классифицировать технику, описывать назначение техники;
объяснять понятия «техника», «машина», «механизм», характеризовать простые механизмы и узнавать их в конструкциях и разнообразных моделях окружающего предметного мира;
характеризовать предметы труда в различных видах материального производства;
называть и характеризовать машины и механизмы;
конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности;
разрабатывать несложную технологическую, конструкторскую документацию для выполнения творческих проектных задач;
решать простые изобретательские, конструкторские и технологические задачи в процессе изготовления изделий из различных материалов;
предлагать варианты усовершенствования конструкций;
характеризовать предметы труда в различных видах материального производства;
характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития.
приводить примеры развития технологий;
приводить примеры эстетичных промышленных изделий;
называть и характеризовать народные промыслы и ремёсла России;
называть производства и производственные процессы;
называть современные и перспективные технологии;
оценивать области применения технологий, понимать их возможности и ограничения;
называть и характеризовать виды транспорта, оценивать перспективы развития;
характеризовать технологии на транспорте, транспортную логистику.
1.3. Содержание программы.
1.3.1. Учебный план
1год обучения
№ п/п | Название разделов и тем | Общее количество часов | Инвариантная часть | |
Теоретические часы | Практические часы | |||
1. | Введение в образовательную программу:
| 2 | 1 | 1 |
2. | Авиамоделирование: -Бумажный планер «Быстрый» -Бумажный планер «Соколиный глаз» -Планер «ИКАР» | 4 | 2 | 2 |
3. | Металлический конструктор: -Самолет -Кран -Машина – простая -Машина – сложная -Самолет и взлетная платформа самолета | 8 | 2 | 6 |
4. | Автомоделирование: -ВАЗ 2107 -ВАЗ 2109 -ГАЗ 66 -ЛИАЗ 677 - модель на выбор | 8 | 2 | 6 |
5. | Судомоделирование: -Ладья викингов -Крейсер | 6 | 1 | 5 |
6. | Ракетомоделирование -Ракета с пневмопуском -Ракетомодель класса S6 | 8 | 1 | 7 |
ИТОГО: | 36 | 9 | 27 |
Содержание Программы.
Первый год обучения
- Введение в образовательную программу.
В первом разделе учащиеся знакомятся в игровой форме друг с другом, рабочим местом, правилами взаимодействия в коллективе, правилами поведение в лаборатории, правилами техники безопасности, безопасными подходами к образовательному учреждению. Знакомство с «техническим творчеством», инструментами, разделами программы, которые ребята будут изучать в течение учебного года.
Авиамоделирование
Занятия этого раздела построены на знакомстве детей с бумагой, как с конструкционным материалом. Учащиеся узнают, что из бумаги без использования клея можно конструировать относительно сложные модели.
Во время выполнения задания «Бумажные самолетики» учащимся рассказывается о строении планеров. В процессе моделирования ребята знакомятся с основными частями модели: «фюзеляж», «стабилизатор»,
«киль», «крыло».
На занятиях по построению планеров учащиеся знакомятся с конструкционными материалами: пенопласт и древесина, вспоминают основные части планера и узнают о «носовом грузе» в планерах. Также в процессе моделирования ребята учатся работать с шаблонами, новыми для них инструментами для обработки конструкционных материалов (надфили, канцелярский нож, шлифовальная бумага, и т.д.). Учащиеся знакомятся с универсальным клеем для крепления между собой различных материалов. Правила техники безопасности и приемы пользования инструментом и универсальным клеем.
Металлический конструктор
Занятия этого раздела систематизируют знания детей о воздушном и автомобильном транспорте. Учащиеся узнают об истории развития транспорта.
На занятиях по этому разделу учащиеся знакомятся с металлическим конструктором, наименованиями деталей, резьбовыми соединениями (винтовым и шпилечным), с инструментом для сборки конструкций (отвертка, гаечный ключ).
Во время занятий учащиеся знакомятся с порядком сборки автомобиля, самолета, корабля.
Сборка ведется по схемам, в которых указана последовательность шагов, по рисунку, а так же по собственному замыслу.
Учащиеся осваивают алгоритм построения моделей, сами планируют карту сборки и разборки модели.
Автомоделирование
На занятиях по этому разделу учащиеся собирают бумажные макеты из бумаги с использованием клея. По готовым, нарисованным выкройкам, самостоятельно вырезают, сгибают по линиям и склеивают конструкцию – в данном случае ребята знакомятся с развертками моделей из бумаги. Бумагу «обрабатывают», вырезают по готовой выкройке развертку машины и сгибают по специальным линиям сгиба и склеивают.
Учащиеся подробней знакомятся с внешним устройством модели, как уменьшенной копии реального объекта, переходят к более сложным моделям, совершенствуя свои умения работы с бумагой, клеем, ножницами.
Судомоделирование
Занятия этого раздела систематизируют знания у детей о водном транспорте. До учащихся доводятся сведения о трех важнейших качествах судна, его плавучести, устойчивости и непотопляемости.
В процессе моделирования, учащиеся знакомятся с основными частями судна: «нос», «корма», «палуба», «трюм», «надстройка», «рубка», «трал», и т.д. В изготовлении корабля используется пенопласт, шаблоны, необходимый инструмент для обработки материала, универсальный клей – со всем этим ребята уже знакомы, поэтому вспоминаем с ними ПТБ и ОРМ.
При изучении данной темы учащиеся знакомятся с акриловыми красками, способе их нанесения, необходимости подготовки окрашиваемой поверхности и т.д.
Ракетомоделирование
В этом разделе учащиеся знакомятся еще с одним летательным аппаратом – ракетой. На занятиях этого раздела происходит систематизация знаний о космическом транспорте. В процессе моделирования, учащиеся знакомятся с основными частями ракеты: «корпус», «головной обтекатель»,
«стабилизатор».
Первой моделью является ракета с пневмопуском, в конструкции которой используется конструкционный материал – плотная бумага. Ребята учатся созданию корпуса ракеты с использованием вспомогательного средства – металлической трубки.
Ожидаемые результаты освоения Программы. Первый год обучения:
В результате освоения Программы первого года обучения учащиеся будут:
- уметь подготовить и убрать свое рабочее место;
- знать правила поведения в коллективе;
- уметь классифицировать детали по цвету, форме, размеру;
- знать способы крепления и соединения деталей;
- соблюдать симметрию при построении;
- уметь видеть проекцию предметов сверху и узнавать их на плане;
- знать основные виды транспорта и строительных сооружений;
- уметь прочитать простейшую схему и выполнить пошаговый алгоритм.
1.3.2. Учебный план
2 год обучения
№ п/п | Тема | Общее количество часов | Инвариантная часть | Вариативная часть | |
Теоретически е часы | Практические часы | ||||
1. | Введение:
безопасности
| 2 | 1 | 1 | |
2. | Авиамоделирование:
| 12 | 5 | 5 | 2 |
Судомоделирование: -Макет корабля «Эсминец» | 8 | 2 | 5 | 1 | |
Ракетомоделировани е: -Ракета класса S6 (подкалиберная) | 6 | 1 | 4 | 1 | |
3. | Автомоделирование: -Машина на резиномоторе | 8 | 1 | 6 | 1 |
ИТОГО: | 36 | 10 | 21 | 5 |
Содержание Программы второй год обучения.
- Введение
Учащиеся вспоминают правила организации рабочего места, правила взаимодействия в коллективе, правила поведение в лаборатории, правила техники безопасности, безопасные подходы к образовательному учреждению, а также знакомятся с планами проведения соревнований на этот учебный год.
Авиамоделирование
Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги и пенопласта по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного.
Краткий исторический очерк. Первые самолеты. Развитие авиации в нашей стране. Основные режимы полета самолета. Силы, действующие на самолет в полете. Работа воздушного винта. Изготовление схематической модели самолета: рейки фюзеляжа, подшипника и винта (лопасти винта можно изготовить из пластиковой бутылки). Крыло изготавливается из тонкой пластины пенопласта 2 мм путем вырезания по шаблону и изгибания профиля на приспособлении. Передняя кромка крыла усиливается бамбуковой рейкой. Сборка крыла на пилоне. Стабилизатор и киль из пенопласта. Изготовление модели самолета на резиномоторе. Определение центра тяжести самолета. Регулировка, запуск моделей. Проведение соревнований с построенными моделями на продолжительность полета.
Судомоделирование
Занятия этого раздела построены на знакомстве учащихся с конструкционными материалами: пенопласт и древесина. Ребята вспоминают основные части в судомоделях и узнают основные принципы балансировки судомодели. Также в процессе моделирования ребята учатся работать с чертежами и шаблонами, новыми для них инструментами для обработки конструкционных материалов (надфили, канцелярский нож, шлифовальная бумага, и т.д.). Учащиеся знакомятся с универсальным клеем для крепления между собой различных материалов. Изготовление модели на резиномоторе. Изготовление модели «Эсминец».
- Ракетомоделирование
В этом разделе учащиеся знакомятся еще с одним летательным аппаратом – ракетой. На занятиях этого раздела происходитболее углубленная систематизация знаний детей о ракетостроении. В процессе моделирования, учащиеся знакомятся с возможностью конструктивных изменений частей ракеты: «корпус», «головной обтекатель», «стабилизатор».
В конструкции используется конструкционный материал – цветная бумага, «миллимитровка», картон, пластик для формовки. Учащиеся приобретают навыки создания корпуса ракеты с использованием вспомогательных приспособлений – металлической трубки и подкалиберной оправки.
Модель создается с пороховым двигателем, где уже в привычной для ребят конструкции используются измененные: «лента»,«двигатель»,
«шпангоуты», «пыж», «стропы». Учащиеся более углубленно изучают построение соревновательных ракетомоделей.
Автомоделирование
Занятия этого раздела построены на знакомстве учащихся с конструкционными материалами: пенопласт и древесина. Изготовление плоскостных и объемных изделий по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного.
Ожидаемые результаты освоения Программы. Второй год обучения:
После освоения Программы на втором году обучения учащиеся будут:
- уметь подготовить и убрать свое рабочее место;
- знать правила поведения в коллективе;
- уметь классифицировать детали по цвету, форме, размеру;
- знать способы крепления и соединения деталей;
- соблюдать симметрию при построении;
- видеть проекцию предметов сверху и узнавать их на плане;
- знать основные виды транспорта и строительных сооружений;
- уметь прочитать простейшую схему и выполнить пошаговый алгоритм;
- знать виды машин: бытовые, транспортные, специальные;
- знать название и назначение машин (автомобиль, самолет, тепловоз, бульдозер, пылесос и др.);
- знать общие сведения о профессиях (водитель, летчик, машинист, строитель, изобретатель, конструктор);
- название и назначение материалов (бумага, картон, калька, копировальная бумага), их свойства;
- знать способы соединения, крепления деталей;
- знать название и назначение инструментов (ножницы, нож, гладилка, шило, дырокол);
- знать правила техники безопасности, работы и личной гигиены при работе с ножницами, ножом, шилом, клеем.
Учебно – тематический план Программы.
3 год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | Инвариантная часть | Вариативная часть | |
Теоретические часы | Практические часы | ||||
1. | Введение:
безопасности
| 2 | 1 | 1 | |
2. | Электроника и техника: Построение автомобиля со световыми приборами | 10 | 2 | 6 | 2 |
3. | Архитектурное макетирование: -Построение зданий в технике «Киригами» - Построение макета здания | 12 | 2 | 8 | 2 |
4. | Аэрокосмическая техника: -Построение макета космоплана «Буран» | 12 | 2 | 8 | 2 |
Итого | 36 | 7 | 23 | 6 |
Содержание Программы.
Третий год обучения
- Введение
Учащиеся вспоминают правила организации рабочего места, правила взаимодействия в коллективе, правила поведения в лаборатории, правила техники безопасности, безопасные подходы к образовательному учреждению, а так же планами участия в соревнованиях и моделями планируемыми на этот учебный год.
Электроника и техника
В данном разделе учащиеся знакомятся с инструментом, оборудованием, приборами. Подготовка к пайке (зачистка, обрезка, лужение). Способы монтажа (механическое крепление, пайка с применением флюсов и припоев). Виды монтажа (навесной, печатный). Монтажные платы. Электрическая цепь. Единицы измерения (Вольт, Ампер, Ом). Закон Ома. Электроизмерительные приборы (вольтметр, амперметр, омметр).
Архитектурное макетирование
Приобретение первых профессиональных представлений об архитектурном сооружении, изображение в эскизах особенностей объемно- пространственного решения объекта, выполнение графических упражнений, выполнение чертежа сооружения, выполнение эскизов (генеральный план, план, фасад, разрез, детали сооружения). Изготовление макета сооружения из бумаги. Изучаются простейшие архитектурные элементы, методика анализа формы, стилевые особенности.
Аэрокосмическая техника
В этом разделе учащиеся знакомятся с летательными аппаратами – космической техникой. Целью занятий этого раздела является систематизация знаний о космическом транспорте. В процессе моделирования учащиеся знакомятся с конструктивными особенностями, основными частями техники космоса. Знакомство с основами аэрокосмической техники, физики, астрономии, конструктивными особенностями модели марсохода, шатла, спутника, разработка чертежей, эскизов макета, нахождение цветовых решений проекта, закрепление знаний по электротехнике на основе составления электрической цепи.
Ожидаемые результаты освоения Программы. Третий год обучения:
В конце третьего года освоения Программы учащиеся будут:
- уметь подготовить и убрать свое рабочее место;
- знать правила поведения в коллектив;
- уметь классифицировать детали по цвету, форме, размеру;
- знать способы крепления и соединения деталей;
- соблюдать симметрию при построении;
- видеть проекцию предметов сверху и узнавать их на плане;
- знать основные виды транспорта и строительных сооружений;
- уметь прочитать простейшую схему и выполнить пошаговый алгоритм;
- знать виды машин: бытовые, транспортные, специальные;
- знать название и назначение машин (автомобиль, самолет, тепловоз, бульдозер, пылесос и др.);
- знать общие сведения о профессиях (водитель, летчик, машинист, строитель, изобретатель, конструктор);
- знать название и назначение материалов (бумага, картон, калька, копировальная бумага), их свойства;
- знать название и назначение инструментов;
- знать правила ТБ работы и личной гигиены при работе с различным инструментом;
- иметь представление об электротехнике, электрической цепи, элементов питания, потребления, параллельного и последовательного соединения;
- знать особенности конструкций в архитектуре;
- знать правила оформления проектной работы;
- уметь разбираться в чертежах и эскизах
Техническое оснащение занятий
Расходные материалы: бумага (писчая, координатная, чертежная, ватман, альбомная, цветная, газетная), картон, проволока, нитки, шпагат, ПВА, краски, пластилин, ватман, рейки, полистирол, оргстекло, провод монтажный, микроэлектродвигатели, резина пористая, клеи, гвозди, светодиоды, олово, канифоль, пенопласт и др.
Инструменты: ножницы, линейка, карандаши (простые, цветные), угольник, циркуль, шило, дырокол, гладилка, кисточка, ножи, кусачки, деревянный брусок, плоскогубцы, напильники разные, тисы настольные, молоток, ножницы по металлу, бумага наждачная, лобзик, пилки, ножовка, рубанки, паяльники, выжигатели многое и др.
1.4. Планируемые результаты.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) патриотического воспитания:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
3) эстетического воспитания:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве;
осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе.
4) ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
6) трудового воспитания:
уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей);
ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе;
готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
умение ориентироваться в мире современных профессий;
умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учётом личных и общественных интересов, потребностей;
ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
7) экологического воспитания:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения у обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путём изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения.
Умения принятия себя и других:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника совместной деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;
соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования;
грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии с изучаемой технологией.
сравнивать и анализировать свойства материалов;
классифицировать технику, описывать назначение техники;
объяснять понятия «техника», «машина», «механизм», характеризовать простые механизмы и узнавать их в конструкциях и разнообразных моделях окружающего предметного мира;
характеризовать предметы труда в различных видах материального производства;
называть и характеризовать машины и механизмы;
конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности;
разрабатывать несложную технологическую, конструкторскую документацию для выполнения творческих проектных задач;
решать простые изобретательские, конструкторские и технологические задачи в процессе изготовления изделий из различных материалов;
предлагать варианты усовершенствования конструкций;
характеризовать предметы труда в различных видах материального производства;
характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития.
приводить примеры развития технологий;
приводить примеры эстетичных промышленных изделий;
называть и характеризовать народные промыслы и ремёсла России;
называть производства и производственные процессы;
называть современные и перспективные технологии;
оценивать области применения технологий, понимать их возможности и ограничения;
называть и характеризовать виды транспорта, оценивать перспективы развития;
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
указать год обучения
Начало учебных занятий для обучающихся (в текущем учебном периоде)4 сентября 2023 г.
Окончание (в текущем учебном периоде)20 мая 2024 г.
Продолжительность учебного года 36 недель
Количество часов в год 36
Продолжительность и периодичность занятий: 1 раз в неделю 45 минут.
Промежуточная аттестация: 1 раз в четверть
Выходные дни: суббота, воскресенье.
Объем программы: 108
Срок освоения программы: 3 года
2.2. Условия реализации программы
Техническое оснащение занятий
Расходные материалы: бумага (писчая, координатная, чертежная, ватман, альбомная, цветная, газетная), картон, проволока, нитки, шпагат, ПВА, краски, пластилин, ватман, рейки, полистирол, оргстекло, провод монтажный, микроэлектродвигатели, резина пористая, клеи, гвозди, светодиоды, олово, канифоль, пенопласт и др.
Инструменты: ножницы, линейка, карандаши (простые, цветные), угольник, циркуль, шило, дырокол, гладилка, кисточка, ножи, кусачки, деревянный брусок, плоскогубцы, напильники разные, тисы настольные, молоток, ножницы по металлу, бумага наждачная, лобзик, пилки, ножовка, рубанки, паяльники, выжигатели многое и др.
2.3. Формы аттестации(локальный акт учреждения)
1.Тестовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, письменный опрос, тестирование).
2. Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований, презентация.
3. Анкетирование.
4. Проект.
5. Педагогическая диагностика.
6. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.
17. Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.
8. Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.
9. Групповая оценка работ.
10. Тематические кроссворды.
11. Собеседование.
12. Деловые игры.
13. Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.).
2.4. Оценочные материалы.
Система контроля основана на следующих принципах:
1. Объективности(научно обоснованное содержание тестов, заданий, вопросов и т.д.; адекватно установленные критерии оценивания; одинаково справедливое отношение педагога ко всем обучающимся).
2. Систематичности(проведение контроля на всех этапах обучения при реализации комплексного подхода к диагностированию).
3. Наглядности, гласности (проведение контроля всех обучаемых по одним критериям; оглашение и мотивация оценок; составление перспективных планов ликвидации пробелов).
Работа учащихся, оценивается по результатам освоения программы (высокий, достаточный, средний, низкий и нулевой уровни). По предъявлению знаний, умений, навыков, возможности практического применения в различных ситуациях – творческого использования.
Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Высокий (++):Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Достаточный (+):Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.
Средний (-):Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.
Низкий (--):Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь
Нулевой (0): Полное отсутствие навыка
Умение проектировать по образцу
Высокий (++):Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
Достаточный (+):Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.
Средний (-):Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (--):Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.
Нулевой (0): Полное отсутствие умения
Умение конструировать по пошаговой схеме
Высокий (++):Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.
Достаточный (+):Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме.
Средний (-):Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (--):Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.
Нулевой (0): Полное отсутствие умения.
2.5. Список литературы(оформление списка литературы должно соответствовать современным требованиям (ГОСТ Р 7.0.100-2018)
Список литературы для педагогов
- Агафонова И. Учимся думать. [текст] /И.Агафонов 96с – С.- Петербург: МиМ, Экспресс, 1996.
- Альтов Г.С. И тут появился изобретатель [текст]/Г.С. Альтов - М.: Просвещение, 1990.
- Альтшуллер Г.С. Найти идею [текст]/Г.С. Альтшуллер - Новосибирск: Наука, 2015 ISBN:978-5-9614-5558-8, 978-5-9614-5330-0
- Бабаева Т.И. У школьного порога [текст]/Т.И.Бабаева 128с - М.: Просвещение, 1993.
- Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству [текст]/О.А Белобрыкина – Новосибирск: НГПИ, 1993.
- Болховитинов В.Н. и др. Твое свободное время [текст]/В.Н. Болховитинов [и др] - Д.: ВАЛ, 1994.
- Гин А. Задачки – сказки от кота Потряскина. [текст]/А.Гин – М.: Вита- Пресс, 2002.
- Гин А.А. Приемы педагогической техники. [текст]// Методическое пособие для учителей начальных классов/А.А. Гин 112с - М.: Вига- Пресс, 2001.
- Гин С. Мир логики [текст]// Методическое пособие для учителей начальных классов/А.А. Гин 160с - М.: Вига-Пресс, 2001.
10.Гин С. Мир фантазии[текст]// Методическое пособие для учителей начальных классов/А.А. Гин - М.: Вига-Пресс, 2001.
11.Гин С. Мир человека [текст]// Методическое пособие для учителей начальных классов/А.А. Гин - М.: Вига-Пресс, 2003.
12.Гусакова A.M. Элементы технического моделирования: Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Вып. 5// Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Вып. 5/А.М. Гусакова Элементы технического моделирования - М.: Просвещение, 1983.
13.Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. Мир интеллектуального творчества. Игры для ума [текст]/В.Ю Давыдова, Т.А. Таратенко Мир интеллектуального творчества. Игры для ума. – СПб.: 2003.
14.Дикарев В.И. Справочник изобретателя [текст]/Справочник изобретателя В.И. Дикарев – СПб.: Питер, 2001.
15.Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике (1-2 кл.) (пособие для учителя) [текст]: пособие для учителя/ Т.К. Жикалкина Игровые и занимательные задания по математике (1-2 кл.) - М.: Просвещение, 1992.
16.Журавлева А.П. Что нам стоит флот построить [текст]/А.П. Журавлева Что нам стоит флот построить. - М.: Патриот, 1990.
Список литературы для учащихся
- Альтов Г.С. И тут появился изобретатель [текст]/Г.С. Альтов - М.: Просвещение, 1990.
- Алексеев Ю.Г. Люди и автомобили [текст]: научно-популярная литература / Ю. Г. Алексеев. - М.: Патриот, 1990.
- Болховитинов, В. Н.и др. Твое свободное время [Текст]/В.Н.Болховитинов, Б.И. Колтовой, И.К. Лаговский. - Домодедово: ВАП, 1994.
- Веселые самоделки /из бумаги/ [текст]: наглядное пособие для детей дошкольного возраста. - М.: Гранд-Пресс, АСТ-Пресс, 1995.
- Гин А.А. Задачки-сказки от кота Потряскина [текст]: /А.А. Гин. – М.: Вита-Пресс, 2002.
- Гейтс Ф. Живая природа [Текст] / Ф. Гейтс; оформление И. Сальниковой. - М.: АСТ, 2001.
- Заворотов В.А. От идеи до модели [Текст]: кн. для учащихся 4-х–8-х кл. сред.шк. / В. А. Заворотов. 2е изд., перераб. и доп. Москва: Просвещение, 1988.
- Иванов Г. И начинайте изобретать/Научно-популярная книга/Г.Иванов.
– Иркутск: Вост-Сиб. кн. изд-во, 1997.
- Краткий миг торжества. О том, как делаются научные открытия//М.: Наука, 1989.
- Твори, выдумывай, пробуй! [Текст]: сборник бумажных моделей: кн. для учащихся 4-8 кл. / сост. М. С. Тимофеева. - Москва: Просвещение,1990.
- Техническое творчество учащихся: учеб.пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ. Под ред./ Столярова Ю. С., Комского Д. М. - М.: Просвещение. 1989.
- Учимся думать: книжка для талантливых детей и заботливых родителей: [перевод / Учеб. исслед. центр психол. поддержки учителя; сост. Н. Касоларо]. СанктПетербург: Сова, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информационно-технический центр Polygon»
Актуальность учебного проекта «Информационно-технический центр Polygon» ...
Общеобразовательная общеразвивающая программма технической направленности "Юный техник и механик"
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью целенаправленного процесса обучения и развития творческих способностей через техническое творчество, которое в свою очередь формирует мот...
Дополнительная общеразвивающая программа ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный техник»
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Юный техник» направлена на привлечение обучающихся к современным технологиям конструирования, 3D моделирования, про...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Юные информатики» (Возраст обучающихся: 12-13 лет)
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Юные информатики» технической направленности предполагает дополнительное образование детей и расширение знаний в области инфор...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Юные информатики» Возраст обучающихся: 8-11 лет
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Юные информатики» технической направленности предназначена для дополнительного изучения информатики, как на начальном, так и н...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Начальное техническое моделирование"
Дополнительная общеразвивающая программа объединения «Начальное техническое моделирование» технической направленности. Программа ориентирована на развитие у обучающихся художеств...